Платон Фирсович Климентов биография

Андрей Платонов — биография, новости, личная жизнь

Андрей Платонов

Андрей Платонов. Настоящее имя — Андрей Платонович Климентов. Родился 16 (28) августа 1899 года в Воронеже — умер 5 января 1951 года в Москве. Русский советский поэт и писатель, драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент.

Андрей Климентов, ставший широко известным как Андрей Платонов, родился 16 (28 по новому стилю) августа 1899 года в в Ямской слободе близ Воронежа. Сам он называл днем рождения 1 сентября.

Отец — Платон Фирсович Климентов (1870-1952) работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. Дважды Герой труда (1920, 1922), в 1928 году вступил в партию.

Мать — Мария Васильевна Лобочихина (1874/1875 — 1929), дочь часового мастера, домохозяйка. В середине 1930-х Платонов написал рассказ «Третий сын», посвященный Марии Васильевне.

Родители Платонова похоронены на Чугуновском кладбище Воронежа.

В семье было 11 детей. Андрей был старшим сыном, поэтому с детства ему пришлось много трудиться и помогать воспитывать младших братьев и сестер.

В 1906 году Андрей поступил в церковно-приходскую школу.

С 12 лет начал сочинять свои первые стихи.

В 1909-1913 годах учился в городской 4-классной школе. Далее начал работать в губернском отделении страхового общества «Россия». Затем был помощником машиниста на локомобиле в имении Усть полковника Бек-Мармарчева. С 1915 года работал литейщиком на трубном заводе, делал мельничные жернова в воронежских мастерских.

С 1918 года начал сотрудничать с воронежскими газетами «Известия укрепрайона», «Красная деревня». Он публикует стихи, очерки, заметки, рецензии. В журнале «Железный путь» публикуется первый рассказ Платонова — «Очередной».

В 1918 году стал студентом Воронежского университета, учился на физико-математическое отделение, позже перевелся на историко-филологическое. В 1919-м стал студентом электротехнического отделения Воронежского рабочего железнодорожного политехникума. Продолжить учебу помешала Гражданская война — окончил техникум лишь в 1921 году по завершении военных действий.

Добровольцем записался в РККА, служил фронтовым корреспондентом, а затем в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь». Летом 1919 года побывал в Новохопёрске как корреспондент газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укрепленного района».

Затем служил помощником машиниста на паровозе для военных перевозок и рядовым стрелком железнодорожного отряда в Части Особого Назначения (ЧОН). Участвовал в боях с казаками.

В 1920 году стал членом РКП(б). Далее был зачислен курсантом губернской советско-партийной школы, но не доучился из-за конфликта с секретарем ячейки. 30 октября 1921 года его исключили из партии за плохую дисциплину.

В 1921 году вышла его первая брошюра — «Электрификация». По окончании техникума Платонов называет электротехнику своей основной специальностью. Опубликованы его стихотворения в коллективном сборнике «Стихи». В Краснодаре выходит книга его стихов «Голубая глубина», о которой высоко отозвался поэт Валерий Брюсов.

Андрей Платонов в молодости

В 1922 году Платонов поступает на службу в Воронежское губернское земельное управление и возглавляет губернскую Комиссию по гидрофикации. Через несколько лет в губернии появится 763 пруда, 315 шахтных колодцев, 16 трубчатых колодцев и 3 сельские электрические силовые установки. Платонов искал средства на покупку необходимого оборудования, поощрял энтузиастов, самоотверженно трудив­шихся «по пояс в болоте».

В 1923-1926 годах работал инженером-мелиоратором, специалистом по электрификации сельского хозяйства. Заведовал отделом электрификации и руководил строительством трех электростанций, одну из них в селе Рогачёвка потом сожгли кулаки. Выдвинул ряд рационализаторских предложений: проекты гидрофикации края, планы страхования урожаев от засухи.

На Первом Всероссийском мелиоративном совещании в Москве в 1926 году Платонова включили в ЦК профсоюза работников леса и земли.

Андрей Платонов был не только писателем и инженером, но и изобретателем. Первое официально признанное изобретение Платонова — «Устройство для поддержания напряжения в сети постоянным при переменном числе оборотов генератора» (1924). В 1926 году он подал заявку на изобретение «О принципах конструирования первого опытного газового тепловоза», получил патенты на изобретения «Прибор для нанесения плана по данным тахиметрической съёмки» и «Дальномер». В 1933 вместе с братом Петром получил авторские свидетельства на «Приспособление для подвода электрического тока к электрическому нагревательному элементу» и «Компенсационное устройство к весам, у которых вес тела уравновешивается электромагнитной силой». В 1936 Платонов в соавторстве с братом подал заявку на изобретение «Шестерня». Последнее из известных изобретений Платонова — «Электрический сверхъёмкий аккумулятор на принципе сверхпроводимости» — было сделано в 1947. Инженерное творчество Платонова повлияло на его художественные произведения. Он часто описывал людей как механизмы, а машины — как живые существа.

Литературное творчество Андрея Платонова

В середине 1920-х он не только работает, но и много пишет. В декабре 1926 — марте 1927 Платонов работает в Тамбове. Там он создает «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов».

Летом 1927 года в июньском номере журнала «Молодая гвардия» печатается повесть «Епифанские шлюзы». Следом отдельной книгой выходит одноимённый сборник повестей и рассказов.

Андрей Платонов рассчитывает устроиться на работу в «СовКино». Проект сценария фильма по рассказу «Песчаная учительница» получает положительные отзывы. Однако работу в «Совкино» Платонов не получил, а постановка фильма затянулась на годы.

Осенью 1927 Платонов переезжает в Ленинград, где увлечённо работает над романом «Чевенгур».

Одна из наиболее ярких отличительных черт платоновского творчества — оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе язык. Его часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным». Платонов активно использует прием остранения, его проза изобилует лексическими и грамматическими «ошибками», характерными для детской речи.

В 1927-1930 годы Платонов создает повесть «Котлован» и роман «Чевенгур». Новаторские по языку и содержанию произведения в фантастическом духе изображают строительство нового коммунистического общества. Ни одно из них не опубликовали при жизни писателя.

Писатель Максим Горький очень тепло относился к Платонову, не раз поддерживал его. В 1929 году советский классик читал в рукописи «Чевенгур», показавшийся ему «чрезвычайно интересным». В одном из писем Максим Горький пишет Платонову: «В психике вашей, — как я воспринимаю её, — есть сродство с Гоголем. Поэтому: попробуйте себя на комедии, а не на драме. Не сердитесь. Не горюйте. Всё — минется, одна правда останется».

В 1931 году Андрей Платонов пишет повесть «Впрок», которую опубликовал Александр Фадеев, редактор журнала «Красная новь». Затронув болезненные вопросы первой пятилетки в жанре сатиры, писатель не дал на них однозначных ответов. Но повесть резко критикует сам Сталин. Вождь отметил «тарабарский» язык и «балагурство» повести, а также сатирическое изображение лидеров колхозного движения. В редакцию «Красной нови» Сталин отправил письмо, где охарактеризовал произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения». Сталин требует наказать автора и издателя в постскриптуме: «Надо бы нака­зать и автора и головотяпов так, чтобы наказание пошло им «впрок»».

Фадеев, чтобы исправить ошибку, пишет в «Известиях» разгромную статью «Об одной кулацкой хронике». В «Литературной газете», «Правде» и других изданиях публи­куют разоблачительные статьи, в которых писателя называют «классовым врагом» и «литературным подкулачником». В следующие годы Платонова, фактически оказавшегося в литературной изоляции, почти не печатают, издательства расторгают договоры с ним.

Андрей Платонов пишет покаянные письма в редакции «Литературной газеты» и «Правды» и самому Сталину. 8 июня 1931 года Платонов пишет Сталину письмо с пояснением своей позиции и заверением, что ошибку он осознал: «Перечитав свою повесть, я многое передумал; я заметил в ней то, что было в период работы незаметно для меня самого и явно для всякого пролетарского человека — дух иронии, двусмысленности, ложной стилистики. Зная, что вы стоите во главе этой политики, что в ней, в политике партии, заключена забота о миллионах, я оставляю в стороне всякую заботу о своей личности и стараюсь найти способ, каким можно уменьшить вред от опубликования повести «Впрок»». Сталин поручил «перевоспитание» Платонова Горькому.

Позже, с помощью Фадеева, стремившегося загладить вину, Платонов с семьёй поселяется во флигеле «Дома Герцена», где они и проживут в двух комнатах оставшиеся ему двадцать лет жизни. Там были написаны пьесы «Объявление о смерти» («Высокое напряжение»), «14 красных избушек», «Ученик лицея» и «Ноев ковчег», повести «Ювенильное море» и «Джан», романы «Счастливая Москва» и «Путешествие из Ленинграда в Москву в 1937 году», рассказы «Неодушевленный враг» и «Афродита».

Сам Сталин в 1932 году показал свою заинтересованность Платоновым. 26 октября вождь пришёл на квартиру Горького, дабы встретиться с ведущими литературными авторами. Именно там он назвал советских писателей «инженерами человеческих душ». И первым делом Сталин поинтересовался: «А Платонов здесь есть?».

В 1934 году Платонова благодаря поддержке Горького включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии: это был знак доверия. Из Туркмении писатель привёз рассказ «Такыр», повесть «Джан» и другие произведения. В 1936 году публикуются рассказы «Фро», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын», «Семён», в 1937 году — повесть «Река Потудань».

В это время Платонов сотрудничал с известным философом Георгом Лукачем и также с критиком Михаилом Лифшицем. Это период их совместной работы в журнале «Литературный критик» и связи Платонова с кружком или, как сами участники его называли, течением Лукача-Лифшица. Платонов был включён в философские дискуссии по поводу отчуждения и свободы, ведущиеся в течении.

В январе 1937 года, во время судебного процесса над так называемым «параллельным троцкистским центром», ещё до вынесения приговора, Андрей Платонов опубликовал в «Литературной газете» статью «Преодоление злодейства», в которой обосновывал необходимость смертного приговора для подсудимых: «Разве в «душе» Радека, Пятакова или прочих преступников есть какое-либо органическое, теплотворное начало, — разве они могут называться людьми хотя бы в элементарном смысле? Нет, это уже нечто неорганическое, хотя и смертельно-ядовитое, как трупный яд из чудовища. Как они выносят себя? Один, правда, не вынес, — Томский. Уничтожение этих особых злодеев является естественным, жизненным делом. Жизнь рабочего человека в Советском Союзе священна, и кто её умерщвляет, тому больше не придётся дышать. Могли ли мы, литераторы, в наших книгах предугадать появление или просто разглядеть столь «запакованных» злодеев, как троцкисты? Да, могли, потому что уже довольно давно И. В. Сталин определил их, как передовой отряд контрреволюционной буржуазии».

Во время Великой Отечественной войны писатель добровольцем уходит на фронт рядовым. Но вскоре становится военным журналистом, в звании капитана служит корреспондентом газеты «Красная звезда».

Рассказы Платонова появляются в печати. Его первый военный рассказ «Броня» напечатали в сентябре 1942 года. Он рассказывал о моряке, который изобретал состав сверхпрочной брони. После его гибели становится ясно: броня, «новый металл», «твёрдый и вязкий, упругий и жёсткий» — характер народа. Темы военных произведений Платонова: ратный труд и подвиг русского солдата, изображение античеловеческой сущности фашизма.

В эти годы выходит четыре его книги. Большую известность получают военные рассказы «Одухотворённые люди», «Взыскание погибших», «Смерти нет!», «В сторону заката солнца», а также рассказ «Афродита» — глубокое размышление о собственной судьбе и эпохе.

На фронте Платонов побывал подо Ржевом, на Курской дуге, на Украине и в Белоруссии. Выполняя обязанности военкора, не раз рисковал жизнью. В годы войны Платонову присвоили звание майора. По окончании войны его наградили медалью «За победу над Германией».

Болезнь и смерть Андрея Платонова

К концу войны у Платонова резко ухудшается здоровье. После бомбёжки подо Львовом летом 1944 года в лёгких образовалась каверна и начался туберкулёз. Он не обратил внимания на кашель, лихорадку, повышенную температуру, продолжал выезжать на фронты. Осенью 1944 года в «Красной звезде» получили телеграмму: «Платонов заболел. Последние дни лежит. Работать не может. Как поступить?».

Однако писатель нашел в себе силы вернуться к написанию рассказов, создал целый ряд блестящих портретов советских офицеров.

В феврале 1946 писателя демобилизовали по болезни.

Прикованный к постели прогрессирующей болезнью, Платонов не оставлял работы: после войны в его пересказе вышли русские и башкирские народные сказки. Он написал пьесы «Пушкин в лицее», «Ноев ковчег», семь киносценариев, несколько рассказов о детях и оригинальных сказок, печатавшихся в детских издательствах. В архиве писателя остался незаконченный ещё с 1930-х годов роман «Счастливая Москва».

В 1946 вышел его рассказ «Возвращение» (авт. «Семья Иванова»). Критик Ермилов обвинил автора в «пошлости» и «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой». К критике присоединился Александр Фадеев, который в «Правде» назвал «Семью Иванова» «лживым и грязноватым рассказцем» и «выползающей на страницы печати обывательской сплетней».

В дальнейшем Платонову удалось опубликовать несколько рецензий, пару рассказов в журнале «Огонек», несколько сборников народных сказок в литературной обработке. Последним его прижизненным изданием стала книга русских сказок «Волшебное кольцо» (под общей редакцией Михаила Шолохова, помогавшего Платонову в это время), которая вышла за несколько месяцев до смерти писателя.

Андрей Платонов умер 5 января 1951 в Москве от туберкулёза. Похоронен на Армянском кладбище, за Краснопресненской заставой, рядом с сыном.

Личная жизнь Андрея Платонова:

Жена — Мария Александровна Кашинцева. Родом из Санкт-Птербурга. В 1918 году семья Кашинцевых уехала из голодного, потрясаемого революционными событиями Петрограда сначала в Петрозаводск, а в 1919-м — в Воронеж, где она поступила в университет. В 1921 году она стала работать учительницей в селе.

В том же 1921-м они и познакомились. Для Платонова — с первой их встречи и до конца жизни — Мария (Муся) оставалась его единственной любовью, музой, роковой страстью, счастьем и мукой. Писанье писем к любимой как действие выливалось в своеобразные поэмы в прозе высокого лирического строя. Письма к Марии питают творчество, превращаются в прихотливые эпистолярные сюжеты его прозы, в которых реальное обретает метафизическую перспективу.

Поначалу будущая жена писателя уехала в захолустье, чтобы избежать отношений с Платоновым. Этот «побег от любви» в 1927 году лег в основу рассказа «Песчаная учительница» об учительнице. В основе сюжета — фрагменты биографии Марии Кашинцевой, ставшей прототипом главной героини. По мотивам произведения был снят художественный фильм «Айна».

Андрей Платонов и жена Мария Кашинцева

В 1922 году у них родился сын, которого назвали Платоном — в честь отца писателя.

Официально свой брак они закрепили только в 1943 году. До этого на официальной регистрации, как свидетельствуют письма, настаивал именно Платонов.

Мария Александровна занималась домом, сыном, вела светскую жизнь. Она тоже хотела быть писательницей, желала писательской славы и признания. Но одна из задуманных ей книг о жизни с Платоновым не была написана.

Сын Платон Андреевич Платонов рос болезненным. В возрасте пятнадцати лет в мае 1938 года он был арестован. Поводом для ареста, по одной из версий, стало юношеское баловство. Платон вместе с приятелем написал письмо немецкому журналисту, жившему по соседству в одном доме, с предложением купить важную «информацию». По другой версии, его арестовали по доносу соученика по классу. В сентябре 1938 года Платон Платонов был осуждён и приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Сын писателя был отправлен для отбывания наказания в Норильлаг. Чтобы вызволить сына из тюрьмы, Платонов писал письма Сталину, наркому внутренних дел Николаю Ежову и его заместителю Михаилу Фриновскому, прокурору СССР Михаилу Панкратьеву и председателю Верхов­ного суда СССР Ивану Голякову.

Андрей Платонов с женой и сыном Платоном

В октябре 1940 года сын вернулся из заключения, после хлопот друзей Платонова, и благодаря содействию Михаила Шолохова, но неизлечимо больным туберкулезом. Летом 1942 года удалось устроить сына в санаторий, но лечение не помогло. В январе 1943 года Платон Платонов умер. Незадолго до смерти у Платона родился ребенок.

11 октября 1944 года Андрей Платонов и его жена Мария во второй раз стали родителями — у них родилась дочь Мария.

Андрей Платонов с женой и дочерью

В 1975 году в журнале «Волга» были напечатаны фрагменты писем Платонова к своей жене. В предисловии к публикации Мария Александровна писала: «Платонов даже в трудные для него времена никогда не замыкался в кругу семьи и не сосредоточивался на себе — он по натуре своей был глубоко неравнодушным и, в подлинном значении этого слова, общественным человеком. Однако, помимо неизменной социальной уверенности, его оптимизм, жизнестойкость и писательскую работоспособность питало, как он сам выразился, „ощущение счастья вблизи родного существа, ибо любовь есть соединение любимого человека со своими основными и искреннейшими идеями — осуществление через него (любимого, любимую) своего смысла жизни“.Писем ко мне А. Платонова сохранилось не много. Я подготовила отдельные фрагменты из них, в которых, на мой взгляд, личное перестает быть только личным и может тронуть читателя глубиной мысли, чистотой и ясностью чувств».

Дочь Мария Андреевна Платонова (11 октября 1944 года — 20 октября 2005 года) — русский литератор, сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук (с 1992 года), организатор группы «Собрания сочинений Андрея Платонова»; дочь Андрея Платонова и подготовитель его книг к изданию.

В течение своей жизни дочь вела борьбу за наиболее полную публикацию литературного наследия отца, а также увековечение его памяти. Благодаря усилиям Марии Андреевны, впервые в России увидели свет такие произведения Платонова, как «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», «14 Красных избушек». Ее усилиями в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, где она работала с 1992 года, была образована группа «Собрания сочинений Андрея Платонова», изданы уникальные «Записные книжки» писателя, подготовлен и вышел в свет первый том научного «Собрания сочинений». Мария Андреевна стала вдохновителем международного платоновского сообщества, а также участником всех Платоновских чтений в ИМЛИ РАН и сопутствующих научных изданий.

Мария Андреевна Платонова умерла 20 октября 2005 года, похоронена 24 октября 2005 года на Армянском кладбище.

Мария Платонова — дочь Андрея Платонова

Библиография Андрея Платонова:

1920 — рассказ «Чульдик и Епишка»;
1921 — рассказ «Маркун», брошюра «Электрификация»;
1922 — книга стихов «Голубая глубина»;
1926 — рассказы «Антисексус», «Родина электричества», повесть «Епифанские шлюзы»;
1927 — повести «Город Градов», «Сокровенный человек», «Эфирный тракт», рассказы «Ямская слобода», «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича»;
1928 — повесть «Происхождение мастера», пьеса «Дураки на периферии», очерк «Че-Че-О» (в соавторстве с Б. А. Пильняком);
1929 — роман «Чевенгур» (в первой редакции — «Строители страны», 1927);
1929 — рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся Макар»;
1930 — повесть «Котлован», «Шарманка» (пьеса);
1931 — бедняцкая хроника «Впрок», пьесы «Высокое напряжение» и «14 красных избушек»;
1933-1936 — «Счастливая Москва» (роман не окончен);
1934 — повести «Мусорный ветер», «Ювенильное море» и «Джан», рассказ «Такыр»;
1936 — рассказы «Третий сын» и «Бессмертие», роман «Македонский офицер» (не завершён);
1937 — рассказы «Река Потудань», «В прекрасном и яростном мире», «Фро», роман «Путешествие из Москвы в Петербург» (рукопись утеряна);
1938 — рассказ «Июльская гроза»;
1939 — рассказ «По небу полуночи», книга «Николай Островский» (не опубликована);
1942 — «Под небесами родины» (сборник рассказов);
1942 — «Одухотворённые люди» (сборник рассказов);
1943 — «Рассказы о Родине» (сборник рассказов);
1943 — «Броня» (сборник рассказов);
1944 — пьеса «Волшебное существо»;
1945 — сборник рассказов «В сторону заката солнца», рассказ «Никита»;
1946 — рассказ «Семья Иванова» («Возвращение»);
1947 — книги «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки»;
1948 — пьеса «Ученик лицея»;
1950 — «Волшебное кольцо» (сборник русских народных сказок);
1951 — «Ноев ковчег» (незавершённая пьеса-мистерия);
«Неодушевлённый враг», рассказ.

Экранизации произведений Андрея Платонова:

«Айна» (1931) — по произведению Андрея Платонова «Песчаная учительница»;
«Фро» (1964) — по мотивам одноимённого рассказа;
«Родина электричества» (киноальманах «Начало неведомого века») (1967-1987) — по мотивам одноимённого рассказа Андрея Платонова;
«Рабыня» (1968) — по мотивам рассказа «Такыр»;
«Возвращение» (1968) — телеспектакль в постановке Академического театра им. Евгения Вахтангова;
«Житейское дело» (1976) — по одноимённому рассказу Андрея Платонова;
«Три брата» (1981) — по мотивам рассказа «Третий сын» (действие перенесёно в Италию);
«Домой!» (1982) — по мотивам рассказа «Возвращение»;
«Возлюбленные Марии» (1984) — по мотивам «Реки Потудань» (сюжет перенесён в США);
«Одинокий голос человека» (1987) — по мотивам произведений Андрея Платонова «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера»;
«Иван великий» (1987) — по мотивам военных рассказов;
«Маркун» (1989);
«Корова» (1989) — мультфильм по одноимённому рассказу;
«Аризонская мечта» (Arizona Dream) (1993) — идея фильма основана на рассуждении Захара Павловича из романа «Чевенгур»;
«Возвращение» (1997);
«Опять надо жить» (1999) — по мотивам рассказов Андрея Платонова «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире», «Сокровенный человек»;
«Случайный взгляд» (2005) — по мотивам повести «Котлован»;
«Отец» (2007) — по мотивам рассказа «Возвращение»;
«Никита» (2011) — по мотивам рассказа «Никита»;
«Железная старуха» (2014);
«Юшка» (2017) — по мотивам рассказа «Юшка»

Награды Андрея Платонова:

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Медаль «За оборону Москвы»

последнее обновление информации: 05.10.2020

Андрей Платонов

Биография

Андрей Платонович Платонов — советский прозаик, поэт, публицист, драматург. Большая часть лучших произведений автора была опубликована после его смерти.

Родился Андрей Платонович в августе 1899 года в Ямской слободе (Воронеж). Мальчик был первенцем в семье железнодорожного мастерового. Отец будущего писателя, Платон Фирсович Климентов, был машинистом паровоза и слесарем, он дважды удостоен звания Героя труда. Мать Мария Васильевна Лобочихина была дочерью часового мастера. После замужества женщина занималась домашним хозяйством.

Андрей Платонов в детстве

Семья Климентовых была большой. За свою жизнь Мария Васильевна родила одиннадцать детей. Платон Фирсович проводил в мастерских почти все свое время. Старшие дети с юных лет помогали отцу зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью.

В возрасте семи лет Андрей был зачислен в церковно-приходскую школу. В 1909 году мальчик поступил на обучение в городскую четырехклассную школу. С 13 лет будущий писатель начал работать по найму. Юноша пробовал разные профессии, до восемнадцати лет он успел поработать во многих мастерских Воронежа.

Творчество

Андрей Климентов поступил в железнодорожный техникум в 1918 году. Окончить обучение молодому человеку помешала Гражданская война. Для Андрея настал новый период жизни. Гражданскую войну он прошел в рядах Красной Армии. Октябрьская революция стала для молодого человека толчком к творчеству.

В начале двадцатых годов Климентов изменил фамилию и стал сотрудничать с редакциями разных журналов и газет Воронежа. Он попробовал себя как поэт, публицист, критик, обозреватель. В 1921 году из печати вышла первая книга Андрея Платонова под названием «Электрификация». Его рассказы более раннего времени отличаются агрессивностью. Смена тона в творчестве писателя произошла в 1921 году после встречи с будущей женой.

Андрей Платонов в молодости

В год рождения своего первенца Платонов выпустил сборник стихов «Голубая глубина». В 1926 году писатель окончил работу над рукописью повести «Епифанские шлюзы». Переезд в Москву и некоторая доля известности вдохновили автора. Следующий год был для Платонова очень плодотворным. Из-под пера писателя вышли повести «Сокровенный человек», «Город Градов», «Эфирный тракт», а также рассказы «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича», «Ямская слобода».

Свои главные произведения Платонов создал на рубеже тридцатых годов прошлого века. В 1929 году он закончил работу над романом «Чевенгур», а в 1930 году – над социальной притчей «Котлован». При жизни писателя эти произведения не были изданы. Его отношения с властью и цензурой были очень натянутыми. Писатель неоднократно попадал в опалу. Повесть «Впрок», опубликованная в 1931 году, вызвала сильное недовольство Сталина. Политический деятель потребовал лишить писателя возможности печататься.

Иллюстрация к повести Андрея Платонова “Котлован”

В 1934 году давление власти немного ослабло. Платонов отправился с коллегами в поездку по Средней Азии. Вдохновение пришло к писателю после посещения Туркмении, и он написал рассказ «Такыр», чем вызвал новую волну неодобрения и критики. Когда Сталин читал некоторые из произведений Платонова, он оставлял на полях пометки в виде бранных слов, характеризующих автора.

Писатель Андрей Платонов

Несмотря на недовольство власти, писатель смог опубликовать в 1936 году несколько своих рассказов. После начала Второй мировой войны в его творчестве появилось место для фронтовой темы. В пятидесятых годах Платонов сосредоточил свое внимание на литературной обработке народных сказок.

Личная жизнь

Андрей Платонов женился в возрасте 22 лет. Его избранницей стала Мария Кашинцева. Девушка была первым серьезным увлечением писателя. Через 6 лет после начала семейной жизни Платонов написал рассказ «Песчаная учительница», который посвятил супруге. В основу сюжета легли факты из биографии Марии Александровны.

Андрей Платонов с женой Марией Кашинцевой

Будущая жена писателя в 1921 году уехала в захолустье, чтобы избежать отношений с Платоновым. Этот «побег от любви» и лег в основу рассказа об учительнице. Мария жила в шестидесяти километрах от города. Писатель навещал невесту два-три раза в месяц. Беременность Марии окончательно решила вопрос ее отношений с Платоновым. Писатель своей настойчивостью склонил девушку к замужеству в 1921 году. В 1922 году в семье родился сын, мальчика назвали Платоном в честь отца писателя.

Родители Андрея Платонова

В том же году от отравления ядовитыми грибами умерли брат и сестра прозаика. Он испытывал сильные душевные муки, разрываясь между счастьем супружеской жизни и семейным горем. Мать писателя не нашла общего языка с невесткой, Андрей Платонович оказался в сложной ситуации. Ему так и не удалось примирить двух главных женщин в своей жизни.

В 1929 году в возрасте 54 лет мать прозаика умерла. Через семь лет после ее кончины Платонов написал рассказ «Третий сын», посвященный Марии Васильевне.

Андрей Платонов с женой и сыном

Жизнь внука Климентовых оказалась короткой и трагичной. Платон много болел в детстве, вырос капризным и бесконтрольным юношей. В возрасте пятнадцати лет он попал в тюрьму. В заключении Платон заболел туберкулезом. Молодой человек скончался от чахотки в возрасте двадцати лет. Незадолго до своей смерти Платон Андреевич стал отцом.

Личная жизнь писателя имела отражение в творчестве Платонова. Его герои страдали вместе с ним, любили вместе с ним, сходили с ума и умирали. Платонов стал дедом, но потеря сына сломила его внутренний стержень.

Андрей Платонов с женой и дочкой Машей

В 1944 году Мария Александровна решилась на вторые роды. На свет появилась дочь писателя Маша. Платонов в то время уже был болен чахоткой. Фото последних лет жизни писателя дает ясное представление о состоянии его души и тела.

Смерть

Во время Второй мировой войны Андрей Платонович в чине капитана служил фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Писатель участвовал в боевых действиях, не отсиживался в тылу, был скромен в солдатском быту. По одной из версий, чахоткой Платонов заразился именно на войне. Солдатский быт помог писателю собрать материал для фронтовых рассказов и очерков, которые были напечатаны в журнале «Красная звезда».

В 1943 году умер единственный сын писателя. Платонов ухаживал за ним долгое время, но юноша так и не смог оправиться после тюремного заключения. По одной из версий, писатель заразился туберкулезом от сына.

Андрей Платонов

В 1946 году Платонов был демобилизован из-за болезни. В этом же году он закончил работу над рассказом «Семья Иванова», который появился в печати под названием «Возвращение». Волна критики снова накрыла Платонова с головой. Он был обвинен в клевете на воинов-победителей и отлучен от печати.

Последние годы жизни Платонову пришлось ради заработка заниматься черновым литературным трудом. Творчество писателя сосредоточилось вокруг переработки народных сказок. Интерес к детской литературе появился у Платонова из-за его маленькой дочки Машеньки. В 1950 году писатель закончил работу над сказками «Неизвестный цветок» и «Волшебное кольцо». По мотивам этих произведений советские мультипликаторы создали в конце семидесятых годов мультипликационные фильмы.

Памятник Андрею Платонову в Воронеже

Умер писатель зимой 1951 года в Москве от чахотки, похоронили его на Армянском кладбище. В 1952 году окончился жизненный путь отца писателя. Жена Платонова скончалась в 1983 году, она пережила мужа на три десятка лет. Их дочь Мария Андреевна посвятила свою жизнь работе по публикации произведений отца. Она также создала одну из версий его биографии.

Книги Платонова стали активно издаваться в восьмидесятые годы прошлого века. Произведения автора вызвали волну интереса у нового поколения читателей. В 2005 году Мария Андреевна умерла и была похоронена на Армянском кладбище.

Андрей Платонов — биография: неудобный писатель, предвидевший будущее

Феномен Платонова

Судьба Андрея Платоновича Платонова оказалось нелегкой, словно заранее подготовив для него множество испытаний. И этот тяжелый жизненный опыт отразился в его творчестве. Платонова нельзя назвать писателем, которым зачитываются взахлеб. Но во всех его произведениях всегда присутствует неумолимая правда, такая неудобная для многих, но совершенно очевидная для самого автора.

И вот исходя из этой внутренней правды он и творил, причем даже тогда, когда точно знал, что его не опубликуют. Он писал, потому что не мог не писать. И в наши дни, когда возможен более объективный взгляд на эпоху становления государства после революции 1917 года, произведения А. Платонова воспринимаются немного пророческими, как будто бы автор видел будущее.

Бывает так, что поэт или писатель известен и успешен при жизни. И есть такие, кто упредил своё время, но признание получил лишь спустя много лет. Путь культуры никогда не был прост и однозначен, хотя и своевременное, и позднее признание всегда получают в ней в конце концов справедливое истолкование. Простые формулы «созвучен эпохе» или «опередил свое время» самые наглядные и ходовые тому примеры.

Однако существуют и третьи: писатели с подспудной глухой славой, разгорающейся чем дальше, тем больше. И если в жизни в таланте и подлинности им не отказывали лишь самые справедливые и чуткие современники, их посмертная нужность для всех нас — обитателей большого мира — позволяет произнести как отгадку слово «классик».

История признания таких писателей чаще всего приходится на переломные этапы общественного развития, когда общественное сознание вновь обретает пытливость и интерес к собственному пути, теряет шоры, изгоняет «внутренних цензоров» и ниспровергает мнимые кумиры. Андрей Платонов — такой писатель.

Платонов уникальный писатель. Можно сказать, что Платонов придумал свой язык, и этот язык является у него и содержанием произведений тоже… Можно сказать и так, что его проза продолжает традиции «магического» или «фантастического» реализма, то есть на фоне реальной канвы повествования читатель одновременно погружается в очень сложную систему символически-образного языка, рисующего другой мир за пределами этой реалистической канвы.

Такая традиция в русской литературе начинается с М.Ю. Лермонтова, её продолжают Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский. Потом её подхватят и авторы-символисты Серебряного века – такие как Д.М. Мережковский и А.И. Белый, и даже некоторые «соцреалисты», такие как Максим Горький и такие «романтики» как А. Грин.

Вообще одновременно с А.П. Платоновым творит другой яркий представитель этого же направления М.А. Булгаков. И хотя их идейная направленность абсолютна противоположна, художественные средства выражения своих мыслей у этих писателей сходны.

Короткое детство Андрея Платонова

Родился Андрей Платонович в 1899 году под Воронежем. Настоящая фамилия писателя – Климентов, псевдоним появился позже, в 20-х годах, когда он стал публиковаться в журналах. Фамилия «Платонов» была выбрана в честь отца Платона Фирсовича Климентова, работника железной дороги и машиниста. Мать будущего писателя — Мария Васильевна Лобочихина, она происходила из семьи часовщика. Андрей был первенцем супругов, а вслед за ним в семье появились на свет еще 10 детей. И, конечно же, помощь старшего сына весьма потребовалась как матери, так и отцу.

Все детство Андрей провел в домашних хлопотах, помогая матери ухаживать за младшими детьми. А уже с 14 лет начал трудиться наравне со взрослыми, чтобы помочь отцу прокормить большое семейство. Как писал в воспоминаниях сам Андрей Платонович: «Жизнь перебросила меня из детства сразу в зрелость, лишив юности». Хотя надо отметить, что физический труд А. Платонов очень уважал, сам работал много и с самоотдачей, считая, что каждый человек должен приносить пользу.

Детство Андрея Платонова вобрало в себя не только мир рабочей Ямской слободы, не только обучение в начальной школе у Аполлинарии Николаевны Кулагиной (героини рассказа «Еще мама»), не только работу рассыльным в страховом обществе «Россия», обучение профессии литейщика и помощника машиниста. Из детства, «предыстории», Андрей Платонов вместе со всей страной перешагнул, минуя юность, сразу в молодость, взрослую и бурную жизнь.

Платонов — учеба, работа и война

Андрей Платонов окончил лишь четыре класса церковно-приходской школы, а с 1913 года был вынужден сменить парту на рабочее место и начать осваивать различные технические профессии. Вообще, Андрей Платонович был очень талантливым инженером и технарем, прекрасно разбирался и в железнодорожном деле, и в электричестве, и в мелиорации. Хотя задатки литератора проявились в нем еще в подростковом возрасте, так как с 12 лет он начал писать стихи.

В 1918 юноша идёт учиться в техникум, который, правда, ему закончить не довелось, так как началась Гражданская война. Будущий писатель безоговорочно принял сторону «красных», бесстрашно сражался на передовой и именно в это время заявил о себе, как человек пишущий – начиная с 1920-х годов он стал публиковаться в различных газетах и журналах Воронежа. Он пробовал себя как поэт, публицист, критик, обозреватель.

Надежда и разочарование

Революцию 1917 года молодой Платонов встретил с большим воодушевлением, как и многие надеясь, что все обещания большевиков претворятся в реальные дела и наступит всеобщее благоденствие.

Одухотворенное высоким смыслом движение точных и красивых механизмов сливается в восприятии юноши со столь же высоким, точным и осмысленным движением революционного хода истории. «Революцией духа» назовет он в одной из своих статей пришедшую в мир провинциальных захолустий и озарившую его новым светом революцию.

Вот почему наряду с учебой в Воронежском политехникуме Платонов становится активным участником и корреспондентом многочисленных литературно-журналистских собраний и изданий.

В центре художественного мира Платонова тех лет — «организованное общество» и «человек-просветитель», бросивший вызов косным силам враждебных стихий. Власть над миром принесла ему революция. Именно в это время появляется у Платонова одна из основных его тем: тема пробуждения в человеке сознания вместе с приходом революции как закономерного, естественного процесса.

Не случайно платоновская публицистика всегда была истоком его постоянных, повторяющихся настойчиво и упорно, с великой последовательностью пытливого ума тем и сюжетов, излюбленных проблем и мотивов художественного творчества. Публицистика как бы предваряла, объясняла и задавала тон его художественному творчеству.

Но довольно скоро писатель увидел, что многие действия власти никак не способствуют достижению заявленных целей. Больше всего его угнетала насильственная коллективизация – этот метод, по мнению Платонова, не только не помогал развитию сельского хозяйства, но на корню губил его. Свои мысли писатель открыто высказывал в рассказах и повестях, надеясь донести их до широкого круга читателей, а также до руководства страны.

В 30-е годы инакомыслие жестко пресекалось. Так, в 1931 году вышла в печать повесть «Впрок», которую прочитал лично И.В. Сталин. Вождь вынес резолюцию: «Писатель несомненно талантлив, но совершенная сволочь!». Вышло распоряжение наказать автора и больше не печатать его произведения. Так что все, что было написано Платоновым с 1931 года и до начала ВОВ шло прямиком «в стол». Разумеется, такие книги, как роман «Чевенгур» и социальная притча «Котлован» никак не могли быть изданы в то время. Эти произведения были напечатаны за рубежом, а в России впервые стали доступны читателям в конце 80-х годов прошлого века.

Платонов и война

С началом Великой Отечественной Андрей Платонович записывается в добровольцы и уходит на фронт. Официально он числится как военный корреспондент, но принимает участие в боях, так как считает, что «заниматься одною лишь литературой преступно в такое время».

Во многих газетах появляются его статьи на военную и патриотическую тему. И власти меняют свое решение: Платонову разрешают печататься! Выходят в свет несколько сборников его рассказов. В 1943 году писатель понимает, что тяжело болен, но, как и многие люди того времени, считает, что болеть и отлеживаться в госпиталях и санаториях совершенно немыслимо. И продолжает работать, писать, сражаться. К концу войны он получает звание майора и награждается медалью «За победу над Германией».

Семья писателя

Андрей Платонов был человеком-однолюбом. В 21 год он повстречал Марию Кашинцеву (она работала преподавателем), и с тех пор других женщин для него не существовало. Писатель долго добивался взаимности от девушки. Та даже пыталась порвать с ним отношения, уехав работать в захолустье, подальше от настойчивого жениха.

Но все же Андрей Платонович добился взаимности своей настойчивостью и заботой. Правда, официально выйти замуж Мария Александровна согласилась лишь спустя 6 лет после рождения их первого ребенка – сына Платона.

Андрей Платонов и его личная трагедия

Помимо многих сложностей в жизни и профессии, у А. Платонова случилась еще одна трагедия – потеря сына. В возрасте 15 лет подросток был арестован и попал в один из исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа. История с этим арестом до сих пор неясна: то ли юноша озорства ради вместе с друзьями написал какое-то письмо, адресованное немцу, то ли его просто подставили, чтобы насолить отцу.

Как бы то ни было, Платона осудили на 10 лет, но благодаря хлопотам отца и его друзей срок сократили до двух лет. Однако, этого времени хватило, чтобы молодой человек вернулся серьезно больным, и через два года умер от туберкулеза. Отец, который лично ухаживал за сыном, заразился от него. В итоге, Андрей Платонович спустя восемь лет в январе 1951 года тоже скончался от туберкулеза.

Память

Через год после смерти сына супруги Платоновы решились на рождение еще одного ребенка. И в октябре 1944 года на свет появилась дочь Маша. Появление Марии скрасило последние годы писателя, хотя до конца оправится от потери сына от так и не смог. Последние годы Андрей Платонов работал над литературной обработкой русских и башкирских сказок, по некоторым из которых позднее были сняты мультфильмы. Отчасти этот интерес к сказкам был вынужденным: так как его собственные произведения не печатали. Отчасти он делал это и для своей дочери.

Став взрослой, дочь всю свою жизнь посвятила сохранению наследия отца. Именно благодаря стараниям Марии Андреевны в конце 80-х годов впервые в России увидели свет такие произведения Платонова, как «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», «14 красных избушек».

Многие считают Андрея Платонова одним из самых значительных писателей XX века, который главные свои произведения опубликованными так и не увидел.

Если прибегнуть к метафоре, то родиной для Андрея Платонова была революция, а семьей — народ, ее совершающий. Народ впервые входил в историю, культуру и литературу как полноправный герой, вызывая у писателей старшего поколения сложные, противоречивые чувства — удивления, изумления. восхищения, иногда — опаски…

Андрей Платонов, подобно Горькому, был плоть от плоти этого народа, и взгляд на народ «со стороны» ему не грозил. Вот почему его путь — это путь самого народного сознания в революции, как бы заново переживающего в очень короткий временной промежуток всю историю человеческой культуры: от мифологической, языческой древности до наших дней. От сознания, хранящего память архаических времён—к сознанию, преображенному творческим, свободным и радостным трудом: так, пожалуй, можно очертить вектор основного движения платоновской прозы. А в промежутке были все этапы развития человеческой культуры: и Возрождение, в Просвещение, и великие научно-технические революции, и разочарования в них…

Путь этот Андрей Платонов проходил прежде своих героев, которых позже наделял своими собственными идеями, сомнениями и утратами…