План По Биографии Заболоцкого

Николай Алексеевич Заболоцкий план биографии

Николай Алексеевич Заболоцкий план биографии

  • Никитка Сейлюс
  • Литература 2019-02-19 12:43:47 4 1

1)Николай Алексеевич Заболоцкий (Заболотский) советский поэт, прозаик и переводчик. Родился 24 апреля (7 мая) 1903 года на ферме рядом с Казанью в семье агронома.
2)Детство писателя прошло в Кизической слободе и в селе Сернур, близко от городка Уржум. Теснее в 3-ем классе Николай издавал школьный журнальчик, где печатал свои стихи.
3)До 1920 года жил и обучался в Уржуме, а потом переехал в Москву. В молодости ему нравились работы Ахматовой и Блока.

4)В Москве писатель поступает в университет сходу на два факультета: филологический и медицинский. Его привлекала культурная жизнь в Москве, но через год он перебрался в Ленинград, где поступил в Педагогический институт.

5)После окончания института Заболоцкий служил в армии. Затем работал в ребяческом издательстве и написал такие ребяческие книги, как Резиновые головы, Змеиное молоко, и иные.
6)В 1929 году вышел в свет сборник его стихотворений под заглавием Столбцы. 2-ой сборник появился в 1937 году и величался 2-ая книга. Через год писателя репрессировали и по ошибочному порицанью выслали в лагерь на 5 лет. 7)После этого заключения он был выслан в ссылку на Далекий Восток. Заболоцкий был реабилитирован в 1946 году.

8)Возвратившись в Москву, продолжал писать стихи, которые носили более зрелый нрав и строгий язык. Странствовал в Грузию и увлекался переводами грузинских поэм. Его имя стало знаменитым в широких кругах в 1950-е годы, после возникновения стихотворений Неприглядная девочка, Противоборство Марса и неких иных.
9)Заключительные годы много времени проводил в Тарусе. Там поэт перенес инфаркт. Погиб писатель 14 октября 1958 года в Москве от повторного инфаркта.

Урок-путешествие в мир поэта Николая Заболоцкого

Разделы: Литература

  1. Познакомить учащихся с основными вехами биографии поэта, дать обзор его поэзии, помочь увидеть своеобразие художественного мышления Заболоцкого, постичь нравственно-эстетические искания поэта;
  2. Развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные навыки (анализ лирического произведения, выразительное чтение, исследовательская деятельность, отбор необходимой информации, обобщение, вывод );
  3. Воспитывать гражданственность, нравственность, эстетический вкус.

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово…
Н.Заболоцкий

Оборудование: презентация “Николай Заболоцкий” (Приложение 1), компьютеры, сборники стихов поэта, тетради, аудиозапись стихотворения “Завещание”, песня на стихи “Очарована, околдована”

Основное содержание урока:

I. Побуждение. Стихотворение “Завещание” (аудиозапись запускается по гиперссылке, Слайд 1).

Каким вы представляете человека, написавшего эти строки? (Философ, очень ценит жизнь, любит её, считает себя частью большого мира – макрокосмоса, утверждает, что смерти нет, думает о том, что он оставит потомкам.)

– Знакомство с основными вехами биографии Н.Заболоцкого (Слайд 3–8).

– Своеобразие художественного мира поэта. Индивидуальные сообщения учащихся, чтение стихотворений:

  • философская лирика 40–50-х годов (Слайд 9). Выразительное чтение стихотворений “Утренняя песня”, “Ночной сад”, “Одинокий дуб”
  • человек и природа в лирике Заболоцкого (Слайд 10). Выразительное чтение стихотворений “Бетховен”, “Сентябрь”, “Осень”
  • нравственно-этическая проблематика в стихотворениях 50-х годов (Слайд 11, 12, 14–18). Выразительное чтение стихотворений “Портрет”, “Некрасивая девочка”, “О красоте человеческих лиц”, “Старая актриса”, “Это было давно”, “Можжевеловый куст”.

– Работа в группах. Анализ стихотворений. Защита.

I-я группа. Составьте план – партитуру стихотворения “Журавли”. (Слайд 20, 21).

Картинный планДвижение чувствХудожественные средства
“Вел вожак…”
“Черное зияющее дуло…”
“Луч огня ударил…”
“Журавли рванулись…”
“Им природа…”
“А вожак… погружался…”

О чем это стихотворение? Ваши открытия? (Не только о журавлях это стихотворение, но и добре и зле, о памяти, о преемственности поколений, какие бы испытания не выпали на долю, надо оставаться сильным, мужественным, стойким.)

II-я группа. Составьте план – партитуру стихотворения “Сентябрь”. (Слайд 22, 23).

Картинный планДвижение чувствХудожественные средства
“Сыплет дождик…”
“Первый луч летит…”
“Орешина засияла…”
“Нарисуй эту девушку…”

О чем это стихотворение? Ваши открытия? (Природа и человек неразрывно связаны, здесь торжество жизни, красоты, хотя эта красота и мгновенна, ее надо успеть увидеть, почувствовать и передать другим в виде картины.)

III-я группа Сравните стихотворения Н.Заболоцкого “Гроза” и Ф.Тютчева “Весенняя гроза”. (Слайд 24, 25).

  1. Какая картина грозы вам кажется ярче, образней? Почему?
  2. Как вы понимаете символический образ “светлоокой девы”? В чем смысл обращения к мифологическим образам в стихотворениях?
  3. Какими художественными средствами пользуются поэты для воплощения своего замысла?

(И в том и в другом стихотворениях авторы показали ощущение мира в стихии и буре.)

Авторы одинаково выражают своё отношение к происходящему.

Заболоцкий:
Я люблю это сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья…

В обоих стихотворениях мы видим родственные художественно-изобразительные средства. Так у Тютчева и Заболоцкого присутствуют сравнения.

Природа, как у Тютчева, так и у Заболоцкого одушевлена, поэтому в стихотворениях так часто употребляются олицетворения. Например, у Тютчева: “солнце нити золотит”, гам лесной и шум нагорный вторят весело громам; у Заболоцкого: “человеческий шорох травы”, “травы падают в обморок”, “дождь рвётся”.

В обоих стихотворениях мы видим наличие аллитерации, с помощью которой авторы передают звуковое состояние грозы.

Гром,/ Как бы резвяся и играя,/ Грохочет в небе голубом…
Гремят раскаты молодые…

У Заболоцкого преобладание звонких согласных в строке (“Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница”) также передаёт раскаты грома, а глухих и шипящих (“Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке”) – порывы ветра и шуршание травы.

В своём стихотворении Заболоцкий предстаёт и как благодарный ученик, но и, подойдя вплотную к Тютчеву, он показывает пример того, как можно достичь самобытности, оставаясь в пределах традиции. Он просто продолжил мысль на прочном тютчевском фундаменте.

Чем же отличается “Гроза” Заболоцкого от “Весенней грозы” Тютчева?

В первую очередь бросается в глаза разница в размере стиха, который используют авторы.

У Тютчева это – четырёхстопный ямб, который помогает передать движение, лёгкость, энергию.

У Заболоцкого строки гораздо длиннее. Это пяти-шестистопный анапест. И от этого стихотворение весомое, тяжёлое, что подчёркивает торжественность и величие происходящего.

Тютчевская “Гроза” существует объективно, вне времени, вне человека, из века в век совершая свой “громокипящий” праздник. Гроза – это общечеловеческий символ свободы, очищения, разрешения. Её за то и любят, что в ней есть игра природы.

У Заболоцкого человек любит грозу за то, что она творит. Тема наступления грозы переплетается с темой творческого вдохновения (“молния мысли”), и реальная картина, пейзаж выражает творческий процесс. Красота грозы создаётся в творческих муках – “содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница” – в процессе творчества; она рождает себя подобно тому, как рождается произведение искусства.

Вывод: Тютчев выявил суть природного явления, Заболоцкий – суть творчества как высшей стадии самореализации человека, главного смысла жизни.

Какое слово доминирует в лирике Н.Заболоцкого? (“душа”: душа природы, душа лирического героя (часто двойственного самому автору), просто человеческая душа, а это значит, внутренний мир человека, его сознание/)

О душе и одно из последних стихотворений Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством. Воспринимается оно как завещание. Это стихотворение-заповедь о необходимости постоянного труда человека над своей душой.

Чтение стихотворения “Не позволяй душе лениться”. (Слайд 3, 26).

Итак, ребята, ваша исследовательская работа помогла раскрыть своеобразие художественного мышления одного из самых удивительных поэтов XX века. Вы прекрасно потрудились, научились осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы. Всю это вы выполняли в процессе сотрудничества, в коллективной работе. И теперь, я думаю, пришёл момент, когда вы можете проявить себя каждый индивидуально.

IV. Домашнее задание:

  1. Написать эссе “Мое открытие поэта Н.Заболоцкого”.
  2. Выучить наизусть стихотворение по выбору.

Биография Заболоцкого

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 2645.

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958 гг.) – русский поэт, переводчик, автор стихотворного перевода «Слова о полку Игореве», создатель так называемого «ребусного стиха». Создатель содружества поэтов-философов ОБЭРИУ и член Союза писателей СССР.

Детские годы и образование

Поэт Заболоцкий Николай Алексеевич родился 24 апреля (7 мая) 1903 года поблизости от Казани в семье агронома и учительницы. Его детство прошло в Кизической слободе около Казани. Литературный талант Заболоцкого проявился еще в раннем возрасте. В третьем классе школы он делал рукописный журнал, в котором размещал свои стихотворения.

В 1913 году Заболоцкий поступил в реальное училище в Уржуме. Поэт увлекается химией, историей, рисованием, открывает для себя творчество Блока.

В 1920 году Заболоцкий поступает на медицинский факультет Московского университета. Однако через полгода бросает учебу и возвращается домой. Вскоре переезжает в Петроград и поступает в Пединститут имени Герцена на отделение языка и литературы. В 1925 году оканчивает вуз.

Творческая деятельность

В 1926–1927 годах Николай Алексеевич служил по призыву в армии, в Ленинграде, входил в редколлегию военной стенгазеты. Именно в это время Заболоцкий смог отточить собственный, уникальный поэтический стиль.

Краткая биография Заболоцкого была бы неполной без упоминания о том, что он в 1927 году вместе с другими писателями основал Объединение Реального Искусства (ОБЭРИУ), в которое входили Д. Хармс, А. Введенский, И. Бахтерев. В этом же году Николай Алексеевич устраивается в отделение детской книги ОГИЗа в Ленинграде.

В 1929 году был опубликован первый сборник поэта – «Столбцы», вызвавший неоднозначную реакцию критиков. В 1933 году выходит поэма «Торжество земледелия», в которой автор затронул многие философские и нравственные вопросы. Вскоре Заболоцкий начинает работать в детских журналах «Чиж» и «Еж». В 1937 году выходит его сборник «Вторая книга».

Заключение. Возвращение в Москву

В 1938 году Николая Заболоцкого, биография которого ранее проблем с законом не включала, арестовали, обвинив в антисоветской пропаганде. До 1943 года поэт находился в лагерях, сначала вблизи Комсомольска-на-Амуре, затем в Алтайлаге. С 1944 года Заболоцкий жил в Караганде, где закончил работу над переложением «Слова о полку Игореве».

В 1946 году Николаю Алексеевичу было разрешено вернуться в Москву. В этом же году его восстановили в Союзе писателей. Вскоре поэт перевел поэму Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В 1948 году увидел свет третий сборник Заболоцкого «Стихотворения».

Последние годы

С 1949 года Заболоцкий, опасаясь реакции властей, практически не писал. Только с началом «хрущевской оттепели» поэт вернулся к активной литературной деятельности. В 1957 году вышел самый полный сборник творчества Заболоцкого.

Первый инфаркт в 1955 году подорвал здоровье поэта. 14 октября 1958 года Николай Алексеевич скончался от второго сердечного приступа. Похоронен поэт на Новодевичьем кладбище в Москве.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • В творчестве Заболоцкого 40-е года были переломными: поэт от авангардистских произведений перешел к классическим философским стихам.
  • Николай Алексеевич является крупнейшим переводчиком грузинских поэтов: Ш. Руставели, Д. Гурамишвили, В. Пшавелы, Гр. Орбелиани, А. Церетели, И. Чавчавадзе. Также Заболоцкий переводил произведения итальянского поэта У. Саба, обработал для детей перевод книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и др.
  • В 1930 году Заболоцкий женился на Екатерине Васильевне Клыковой, выпускнице Петербургского педагогического института. У них было двое детей.
  • На Заболоцкого неизгладимое впечатление произвели работы Циолковского, раскрывающие идею разнообразия форм жизни во Вселенной. Кроме того, Николай Алексеевич увлекался трудами А. Эйнштейна, Ф. Энгельса, К. Тимирязева, Г. Сковороды, Ю. Филипченко, В. Вернандского, Н. Федорова.

Тест по биографии

Попробуйте пройти тест по краткой биографии Заболоцкого: