План По Биографии Бетховена

Конспект урока «Жизнь и творчество Л.В.Бетховена» 7 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Конспект урока «Жизнь и творчество Л.В.Бетховена» 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.docx22.76 КБ
konspekt_2_uroka.docx24.3 КБ
prez.ppt1.08 МБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Тема урока: Людвиг Ван Бетховен: жизнь и творчество.

Цель: познакомить учащихся с творчеством великого немецкого композитора Л.В. Бетховена.

  • Воспитывать интерес к классической музыке. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
  • Дать понятия: соната, строение сонатного цикла.
  • Формировать знания о жизни и творчестве Л. Бетховена, о его музыке.

Развивать художественный и эстетический вкус.

— «Лунная соната» Л. Бетховена – слушание;

— «Лунная соната» Л. Бетховена (в современной аранжировке) – слушание;

Эпиграф урока: В зеркале прошлых лет

1. Вход в класс под музыку

«К Элизе» Л. Бетховена

Постановка цели, сообщение темы урока.

— Музыка, под которую вы вошли в класс, принадлежит великому немецкому композитору Людвигу Ван Бетховену.

Более двухсот лет назад родился великий композитор. Расцвет его творчества совпал с началом XIX столетия.

(показать портрет композитора – характеристика портрета)

— Бетховен был бунтарем. Он был твердо уверен, что ум и трудолюбие выше знатность и богатства. Его внешний облик, его отношение к людям ломали все установившиеся представления и правила. Без парика, с гривой густых черных волос, с упрямо сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами, он к тому же слишком просто и небрежно одет, по понятиям того времени.

3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

Первичная проверка понимания (работа в группах).

Элементы критического мышления.

Работа с текстом о Бетховене. Ставим значки в тексте: + — знаю;

Людвиг Ван Бетховен

Бетховен родился в небольшом немецком городке Бонне. Предки его по отцовской линии были музыкантами: дед скрипач и дирижер, отец – певец-тенор. Очень рано проявились музыкальные способности мальчика. И отец решил сделать из него второго Моцарта.

Возможно, что детство его сложилось бы иначе, имей он в это время такого чуткого и талантливого педагога, каким был отец Моцарта.

Отец Бетховена также обучал сына музыке. Но это был неопытный педагог, нечуткий музыкант, жестокий человек.

По 7-8 часов в день отец заставлял несчастного ребенка твердить упражнения. А иногда у него появлялось желание позаниматься с ним и ночью.

В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кельне.

Развлечения отца требовали денег, рушилось материальное благополучие семьи. Заболела мать Людвига. С двенадцать лет мальчик был вынужден работать.

И только встречу Бетховена с Кристианом Нефе в 1782 году можно считать счастливым событием этих лет.

Окрепнув, как композитор и пианист, Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту – приехал в Вену, чтобы встретиться с Моцартом, услышать его советы.

После смерти матери юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье.

В 1792 году 22-летний композитор приехал в Вену, где жил до конца своих дней.

Имя Бетховена вскоре получило известность. Он завоевал Вену как пианист. Он начал играть на новом тогда инструменте – фортепиано.

Трагедией жизни Бетховена была его глухота. Тяжелая болезнь заставила его сторониться и друзей, сделала замкнутым. Первые признаки болезни композитор почувствовал в 26 лет. Упорное лечение не помогало, глухота становилась все сильнее. Бетховеном овладело отчаяние, он готов был расстаться с жизнью. Но любовь к музыке, мысль, что он может принести людям радость, спасли его от трагической смерти.

Чтобы облегчить себе общение с людьми, Бетховен начал пользоваться слуховыми трубками. Появились «разговорные» тетради, при помощи которых с ним общались друзья.

Болезни, нужда, одиночество не смогли сломить воли и мужества этого великого человека.

В последние годы жизни Бетховен страдал тяжелой болезнью почек. Великий композитор умер ночью. Около него не было никого из родных. Похороны превратились в грандиозную манифестацию. Гроб провожала двадцатитысячная толпа. Так еще при жизни композитора его музыка покорила сердца людей.

4. Творческое применение и добывание знаний

На доске записываем ключевые слова под значками (+, ?, V).

5. Введение изучаемого в систему ранее усвоенных знаний

Жизнь Бетховена была полна трудностей и лишений. Все это не могло не отразиться на его музыке.

Слова, сказанные им однажды, относятся почти ко всем его произведениям: «Музыка должна высекать огонь из груди человеческой».

Бетховен написал 9 симфоний, оперу «Фиделио», 11 увертюр, 32 сонаты для фортепиано и др. произведения

6. Работа в тетради

32 сонаты для фортепиано были написаны в Вене.

— Что же такое соната?

Соната – это произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла.

Сонатный цикл – состоит из 4 частей:

1 часть – быстрая, сонатное аллегро;

2 часть – медленная;

3 часть – менуэт или скерцо;

4 часть – торжественный финал.

(записать в тетради определения – соната, сонатный цикл)

7. Организация восприятия и осмысления новой информации

— Когда Бетховену было около 30 лет, он ясно ощутил, что к нему пришла – любовь. Ее звали Джульетта Гвиччарди. Он прекрасно помнил тот день, когда она впервые пришла в его дом. Чистое, прекрасного овала лицо в рамке черных волос… Удлиненные глаза, а в них удивительная глубина. Семья его друзей, Брунсвиков, попросила композитора послушать ее игру. Она была сестрой Терезы Брунсвик. Он согласился давать ей уроки. К Джульетте композитор был строг, как ни к кому другому… Он топал ногами, бросал на пол ноты, когда она играла небрежно. Она собирала ноты, улыбаясь своими волшебными устами. Этот взгляд укрощал его, и, когда девушка уходила, он тихо предавался мечтам.

Джульетта была еще совсем юная. «Немногим старше шекспировской Джульетты и не менее соблазнительна». Бетховен был уверен, что Джульетта испытывает к нему самые нежные чувства. В одном из своих писем он писал: «Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною».

Ему было около 30 лет, судьба принесла ему славу, известность. Только любви недоставало ему. Разве не мог он мечтать о милой жене? Он, который с малых лет знал столько горя и труда! Но она, воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на своего учителя, знаменитого, но не знатного происхождения, страдавшего от денежной нужды.

Джульетта нанесла Бетховену двойной удар – отвергла его любовь и вышла замуж за бездарного сочинителя музыки, зато … графа.

Тогда Бетховен создает свою великую сонату, поставив под ее настоящим названием «Соната вроде фантазии» посвящение «Графине Джульетте Гвиччарди».

«Лунная соната» – четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена.

Старый альбом хранит
Воспоминания мои
Вот у реки закат
И куст сиреневый

Веткой в окно стучит
Ночная музыка дождя
Соната лунная моя
Лунная мелодия…

Молча зажгу свечу
Гори до утренней зари
В зеркале прошлых лет
Тайны отражения…

Любви растает силуэт
Глупый, смешной сюжет
Сонатой лунного дождя
Лунная мелодия…

Лунная соната,
Соната лунная
Ночь казалась
Темною и безумною…

И плакала со мной
Любви рапсодия-
Соната лунная,
Лунная мелодия.

Название сонаты «Лунная» принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора – в 1832 году – окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками запечатлел образ люцернского озера тихой лунной ночью. Как он был не прав, услышав в этой музыке, полной глубоких, мужественных страданий, всего лишь лунный пейзаж.

8. Слушание «Лунной сонаты»

— Какие чувства передал композитор?

— Какие чувства у вас вызвала музыка?

— Как вы думаете, почему композитор назвал эту сонату «Соната вроде фантазии»?

— Можно ли Бетховена считать нашим современником? Почему?

— Современна ли его музыка?

9. Повторное слушание (в современной обработке)

— Изменилось звучание сонаты?

— Мелодия зазвучала по-новому, более современно.

— Какой вариант исполнения вам понравился больше? Почему?

— А сейчас давайте перенесемся из ХIX века в ХXI век. Тема любви присутствует в творчестве всех композиторов.

— Песня, которую я предлагаю вам прослушать, написана композитором Е. Крылатовым «Школьный романс».

  • О чем песня?
  • Какой характер в этой песне?

Биография Бетховена

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 5565.

Людвиг ван Бетховен (1770–1827 гг.) – великий немецкий композитор, пианист и дирижёр, представитель музыкального направления «венский классицизм». В последних его произведениях прослеживаются оттенки романтизма. Потеряв слух в 27 лет, Людвиг ван Бетховен продолжил творить и писал во всех жанрах музыки своего времени.

Ранние годы

Бетховен родился предположительно 16 декабря (точно известна только дата его крещения – 17 декабря) 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.

Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Кристиан Готлоб Нефе. Уже в 12 лет в биографии Бетховена появилась первая работа музыкальной направленности – помощник органиста при дворе. Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку.

Бетховен любил читать, особенно популярными у него были древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, и более современные поэты Уильям Шекспир, Гёте и Фридрих Шиллер.

Начало творческого пути

После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. Людвиг Бетховен стал играть в оркестре, слушать университетские лекции. Случайно столкнувшись в Бонне с Гайдном, Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. Уже на этом этапе после прослушивания одной из импровизаций Бетховена великий Моцарт сказал: «Он всех заставит говорить о себе!» После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру. Затем учителем и наставником Бетховена стал Антонио Сальери.

Расцвет музыкальной карьеры

Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: “Лунная соната” Бетховена, “Патетическая соната”.

Грубый, самолюбивый на людях, композитор был очень открытым, доброжелательным по отношению к друзьям. Творчество Бетховена следующих лет наполнено новыми произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе».

Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над Третьей – Героической симфонией. Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, Третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.

Последние годы

В 1802–1812 годах Бетховен писал сонаты с особым желанием и рвением. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса.

Отметим, что биография Людвига Бетховена тех лет была наполнена славой, популярностью и признанием. Даже власть, несмотря на его откровенные мысли, не смела трогать музыканта. Однако сильные переживания за своего племянника, которого Бетховен взял на попечительство, быстро состарили композитора. А 26 марта 1827 года Бетховен умер от болезни печени.

Многие произведения Людвига ван Бетховена стали классикой не только для взрослого слушателя, но и для детей.

Великому композитору установлено около ста памятников по всему миру.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

План-конспект урока «Людвиг ван Бетховен. Жизнь и творчество»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Жизненный и творческий путь

Преподаватель МАОУ ДО «ДШИ ГО Эгвекинот»

Людвиг ван Бетховен – Жизненный и творческий путь.

Тема: Л.В.Бетховен – Жизненный и творческий путь.

Цель: Познакомить детей с основными этапами жизни и творчества Л.В.Бетховена. Дать ученикам представление о значении и влиянии исторических событий на творчество людей искусства – музыкантов, художников, литераторов.

Задачи: 1. Воспитывать у учеников лучшие качества характера и жизненной позиции на примере жизни и творчества Бетховена. 2. Познакомить детей с некоторыми фактами биографии Л.В.Бетховена. 3. Познакомить учеников с характерными чертами творчества Л.В.Бетховена. 4. Развивать умение определять стиль композитора. 5. Вырабатывать умение систематизировать полученные знания.

I . Историческая справка. Музыка французской революции.

II . Мировоззрение Л.В.Бетховена

III . Характеристика творчества

1. Образы и тематика произведений

2. Традиции. Новаторство.

IV . Периодизация жизни и творчества.

I период – Боннский (1770 – 1792 гг)

II период – 1-й Венский (ранний) (1792 – 1802 гг).

III период – 2-ой Венский (зрелого творчества) (1803 — 1812 гг).

IV период – Последний (1812 – 1827 гг).

I .Историческая справка. Музыка Французской революции.

1. В истории европейской культуры Французская буржуазная революция 1789 г. ознаменовала начало новой эры. Крупные исторические события всегда изменяют сознание людей, дают толчок для развития новых течений в культуре. Идеи Французской революции влияли на все сферы духовной жизни: эстетику, литературу, музыку, искусство. Свергая власть феодалов, фр. народ, охваченный революционно борьбой, создаёт искусство, непосредственно связанное с ней. Художественная жизнь революционного Парижа очень насыщена. Сложились и получили широкое распространение массовые жанры революционного искусства. Музыка превратилась в общественную силу. Из дворцовых залов и театров музыка вышла на открытые площади.

Мелодия массовых революционных жанров основывается на аккордово-трезвучных восходящих звуках, часто содержит фанфарные обороты. Ритмы энергичны, просты, связаны с маршевой поступью. Лозунг Французской революции – «Свобода, равенство и братство!» Влияние музыки революционной Франции на передовую музыкальную культуру последующей эпохи было огромным.

2. Захватнические наполеоновские войны, охватившие всю Европу.

3. Эпоха Реставрации – временного восстановления феодально-монархического режима в Европе, и вместе с ней политические реакции на всякую вольную мысль, гонения.

II . Мировоззрение Л.В.Бетховена.

Бетховен – одно из величайших явлений мировой культуры. Творчество Бетховена стоит на рубеже двух направлений в музыке: классицизм и романтизм. О Бетховене часто говорят, что он завершает классическую эпоху в музыке и «открывает дорогу» романтическому веку. На самом деле, музыка Бетховена по некоторым решающим признакам не совпадает с требованиями ни того, ни другого стиля. Бетховен ярко индивидуален.

Мировоззрение Бетховена сформировалось под воздействием революционного движения на рубеже XVIII и XIX столетий. В творчестве Бетховена запечатлелось пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи. Эта эпоха соответствовала складу его дарования, его титанической натуре.

Молодость Бетховена совпала с событиями Великой французской революции 1789 года с её демократическими идеалами. Расцвет его творчества совпал с Наполеоновскими войнами и вся напряжённость, весь драматизм тех исторических событий отразились в музыке Бетховена. Трудная, противоречивая эпоха Реставрации – временного восстановления феодально-монархического режима в Европе – пришлась на сложный, поздний период Бетховена.

III . Характеристика творчества.

1.Образы и тематика его произведений.

1. Воспел величественность и напряжённость своего времени, его бурный драматизм, радости и скорби народных масс.

2. Героико-драматические образы: тема «героя и народа», «личности и народа», «человека и человечности», герой Бетховена неотделим от народа.

3. Человек как личность: герой у Бетховена с могучей волей и смелостью, философ, с умом мыслителя, с тонко развитым интеллектом.

4. Сфера человеческих чувств: внутренний мир, эмоциональная жизнь человека, которому не чуждо ни что человеческое. Отсюда происходит сдержанно-строгая лирика Бетховена. Таким образом, в центре внимания Бетховена – жизнь большого человека, протекающая в постоянной борьбе за прекрасное будущее для всех.

5. Образы природы, созерцательно-возвышенные темы, чувство гармонии с миром. Природа для Бетховена – не грозная сила, противостоящая человеку, напротив, она – источник жизни. Картины природы, покой и тишина помогают сосредоточиться, найти внутренние силы для борьбы.

2. Традиции и новаторство.

Творчество Бетховена неразрывно связано с искусством Германии и Австрии. Прежде всего ощутима переемственность с венскими классиками XVIII века – Мангеймская симфоническая школа, творчество Гайдна, Моцарта. Общее: в музыкальном стиле «раннего» стиля Бетховена – облегчённые темы танцевальной музыки, песенно-ариозные интонации; ещё сохраняются менуэтные ритмы, «изящные» обороты XVIII века, дробность ритма. В форме – периодичность и завершённость построений, чёткие границы между ними. Бетховен опирается на созданную венскими классиками сонатно-симфоническую форму.

В области инструментальной музыки сильное влияние оказал Карл Филипп Эмануэль Бах (сын и ученик И.С.Баха).

Луиджи Керубини (фр.композитор и педагог XVIII – XIX вв, по национальности – итальянец). Его оперы содержали патетику и динамику, что по духу было близко Бетховену (Керубини создал новый стиль революционной оперы). Его увертюры к операм послужили прообразом увертюр Бетховена.

Кристоф Виллибальд Глюк (нем.композитор, XVIII в., реформатор оперы, представитель классицизма), его оперы с героико-трагическими образами также были близки Бетховену.

Георг Фридрих Гендель (нем.композитор, XVII – XVIII вв.), его оратории с торжествующими, светло-героическими образами.

И.С.Бах – образы филосовской лирики.

По смелости и новаторству Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве XVIII – XIX века. Это касается всего музыкального стиля, всех деталей музыкальной речи. Музыкальное мышление и музыкальный язык Бетховена находились под влиянием массового искусства революционно Франции. Всё это побуждало Бетховена для создания новых образов, интонаций, ритмов.

Интонационный строй: из музыки Бетховена исчезли черты, присущие «галантному» стилю XVIII века. Исчезли изысканные украшения и орнаментика, задержания, плавность ритмики, камерная прозрачность звучания. Интонации стали динамичные, беспокойные, резкие, упорные и лаконичные. Из простейших интонаций вырастали монументальные темы.

Фактура – плотная, насыщенная, усложнённая. Звучание музыки – драматически контрастное.

Динамика напряжённая, с неожиданными контрастами.

Ритм для Бетховена является основой основ. Ритмические фигуры энергичны, чеканны, просты, часто связаны с маршевой поступью. Танцевальные ритмы Бетховен использует для выразительной обрисовки широких картин жизни, всенародного веселья, массовых празднеств.

Оркестровка приобрела сочность, звучность, массивность, блеск.

Бетховен разрабатывал большинство существовавших музыкальных жанров.

Цикл романсов «К далёкой возлюбленной». Обработки народных песен: шотландских, ирландских, валлийских, уэльских. Около 40 песен для голоса на слова различных авторов. Несколько светских кантат, хоры, две мессы. Музыка для сцены: опера «Фиделио», балет «Творение Прометея», музыка к драме Гёте «Эгмонт».

Инструментальные жанры у Бетховена – основные в творчестве.

Оркестровые произведения: 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели.

Камерно-инструментальные произведения: 17 струнных квартетов, струнные квинтеты, септет, 6 трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 10 сонат для скрипки и фортепиано, 5 сонат для виолончели и фортепиано, фортепианные трио, другие камерные ансамбли для разных составов. Струнный квартет – наиболее любимый жанр для Бетховена. В поздний период в них содержатся философские образы.

Произведения для фортепиано: 32 сонаты для фортепиано, более 20 вариационных циклов для фортепиано ( в т.ч. цикл «32 вариации» c — moll ), около 60 пьес для фортепиано ( в т.ч.багатели )

IV . Периодизация жизни и творчества.

I период – Боннский (1770 – 1792 гг)

Людвиг ванн Бетховен родился 15 или 16 декабря 1770 г. в г.Бонне в семье потомственных придворных музыкантов. Мать – дочь придворного повара; отец – Иоганн, придворный певец-тенорист, клависинист, скрипач, учитель пения, теории (талантливый музыкант, со временем спился); дед – Людвиг, певец-басист, капельмейстер на службе у курфюрста (князя-архиепископа). До 11 лет нерегулярные занятия проходили под руководством отца и его друзей, которые иногда больше вредили развитию маленького Людвига, чем содействовали художественному развитию ребёнка. Первые выступления: 8 лет – в Кёльне, 11 лет – в Роттердаме.

Первый профессиональный учитель – Кристиан Готлиб Нефе – широко образованный человек, композитор, органист. Бетховен под его руководством изучает творчество немецких композиторов прошлого, особенно И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Ф.Э.Баха, В.А.Моцарта, Й.Гайдна. Живя при дворе кёльнских курфюрстов, Бетховен знакомится с современной симфонической музыкой и оперными постановками.

Бетховену не удалось получить хорошего образования , с 11 лет он не посещал в школу: вследствии тяжёлого материального положения юному Людвигу с 12 лет (1782 г) пришлось пойти работать придворным органистом, клавесинистом, давать частные уроки и тем самым содержать семью. Но он всю жизнь с детства занимается самообразованием: интересуется проблемами культуры, этики, эстетики, изучает французский, итальянский, а также древние языки – древнегреческий, латинский; историю, философию, литературу – древнегреческих писателей (Гомер, Софокл, Аристотель, Еврипид), творчество Шекспира, немецкую литературу (Шиллер, Гёте), труды энциклопедистов (Вольтер, Руссо, Дидро, Бомарше, Гримм), персидскую поэзию (Омар Хайям).

1782 г. – публикуются первые сочинения Бетховена – 3 фортепианные сонаты, вариации. С этого же года начинает работать (12 лет) – придворный органист, клависинист, давал частные уроки. 1787 г. – Бетховен едет в Вену, мечтая о занятиях с Моцартом. Моцарт очень высоко оценил талант Бетховена, но сообщение о болезни матери и её смерть заставляют его вернуться в Бонн. Другом Б. становится Елена фон Брейнинг и её семья. 1789 г. – взятие Бастилии, великая Французская революция, которую Б. восторженно приветствовал. Её идеалам он сохранял верность всю жизнь. 1789 г. – Бетховен поступает вольнослушателем философского факультета Боннского университета.

В Боннский период Бетховен сочиняет довольно мало. За 10 лет, т.е. к 22 годам он написал около 50 произведений – фортепианные пьесы, сонаты, несколько ансамблей для разных составов, 2 кантаты, небольшой балет.

Боннский период очень важен для художественного формирования Бетховена: он испытывал свои силы во многих жанрах, в этот период зародились идеи многих его будущих сочинений, определилась музыкальная эстетика и его художественный облик.

1792 г. – в Бонне ненадолго остановился Й.Гайдн, которому был представлен Бетховен. Гайдн советует Б. ехать в Вену и обещает помощь.

II период – 1-й Венский (ранний) (1792 – 1802 гг).

Первые несколько лет в Вене – лучшие годы в жизни Бетховена. Бетховен изучает технику сочинения и др. муз. предметы у разных педагогов: у Гайдна (недолго, т.к. сказалась разница в мировоззрении и не было полного творческого взаимопонимания. Гайдн считал его лучшим своим учеником, материально помогал); Шенк, Альбрехтсбергек (полифония); Фёрстнер (техника квартетного письма); Сальери (вокальное письмо). Вена – столица с высоким уровнем музыкальной культуры – кА профессиональной, так и любительской.

Успех Бетховена в качестве виртуоза-пианиста. Стиль исполнительства, так же как и сочинения, были новаторскими. Вместо изысканно-грациозной игры XVIII века, его исполнение было драматичным, темпераментным, героическим, монументальным. Он создал стиль большой эстрады, обращённый к массам людей. Это было необходимо для передачи характеров и образов его произведений. Этот стиль исполнительства получил развитие среди виртуозов-исполнителей XIX века – Листа, Паганини, Вебера и др.

Попав в среду венской аристократии, Бетховен не утратил гордость и независимость. Дружит и подолгу живёт в имении князя Лихновского.

1796 г. – концерты в Праге.

В этот период Бетховен сочинил более 100 произведений в разных жанрах: 19 ф-ных сонат, 2 симфонии, 3 ф-ных концерта, балет, ораторию, 3 трио, 6 квартетов, 2 квинтета, септет, сонаты для скрипки и ф-но, сонаты для виолончели и ф-но. Все они отличаются зрелостью, высоким мастерством, яркой индивидуальностью. Этот стиль называют ранним бетховенским стилем. Этот стиль воспринимается как продолжение (в какой-то мере) и завершение венской классической школы XVIII века. В этот период жизни его поражает страшное несчастье – глухота. Первые признаки – в 26 лет. Болезнь прогрессирует. Бетховен становится мрачным, нелюдимым человеком. Приходится отказаться от концертных поездок и сольных выступлений в качестве пианиста и дирижёра. Трагедия в личной жизни – любовь к аристократке Джульетте Гвиччарди, которая предпочла Бетховену графа. 1802 г. – по совету врачей уезжает в Гейлигенштадт, где в отчаянии и тяжёлом душевном состоянии пишет завещание. Бетховен в отчаянии думает о самоубийстве. Стойкость духа, сила воли и любовь к искусству спасли Бетховена.

В произведениях 1800 – 1803 гг. нашло отражение всё, что переживал в ту пору Бетховен: мрачная подавленность и протест, отчаяние и борьба, страсть и смирение, покой и жажда деятельности.

После преодоления тяжёлого душевного кризиса начался период высокого расцвета. С появлением симфонии №3 «Героической» начинается самый интенсивный и плодотворный период творчества Бетховена.

III период – 2-ой Венский (зрелого творчества) (1803 — 1812 гг).

В центре бетховенского искусства тех лет – идеи героической борьбы, проблемы героя и народа, герой – народный вождь. Музыка наполняется мощной динамикой, заострённостью конфликтов, трагедийностью, приобретает силу и целеустремлённость.

Самые выдающиеся произведения Бетховена, открывшие новую эпоху в истории муз. искусства, были созданы в этот период: 6 симфоний (№3 «Героическая», №4, №5, №6 «Пасторальная», №7, №8), опера «Фиделио», увертюры «Кориолан», «Леонора», музыка к трагедии «Эгмонт», скрипичный концерт, концерты для ф-но с оркестром №4, №5, пять квартетов (№7 — №11), ф-ные сонаты «Аппассионата», «Аврора», месса, песни на тексты Гёте и др. (Бетховен вёл переписку с Гёте, однако личная встреча в 1812 г. принесла обоим разочарование).

Другие образы III периода: образы природы (симфония №6), возвышенная одухотворённость (симфония №4, фортепианный концерт №4), нежный поэтичный, лиричный, монументальный ф-ный концерт №5.

Несмотря на то, что заказов было много, произведения охотно издавались и Бетховен был популярен, материальное положение было шатким и неустойчивым. Он подаёт прошение в дирекцию королевско-императорских придворных театров, желая устроиться на службу, но дирекция не сочла нужным даже ответить.

В это же время Бетховен страстно мечтает о семейном счастье. С 1804 г.его связывает нежная дружба и взаимная любовь с Жозефиной Дейм Брунсвик (раньше считали, что это её сестра – Тереза). Сословные предрассудки, материальные трудности, проблемы со здоровьем и аристократическая семья Жозефины и в этот раз встали на пути к личному счастью. Бетховен был оскорблён, он глубоко страдал.

IV период – Последний (1812 – 1827 гг).

Захватническая политика Наполеона, широкий патриотический подъём. В ряде стран под знаком освободительного движения в литературе и музыке формируются национальные течения. Именно тогда создаются первые произведения романтиков с их образами (внутренний мир человека, фантастика) и жанрами (миниатюра, циклы).

Темпы творчества Б. замедлились, он ищет новые пути. В период 1809 – 1815 гг. интерес к лирике, песенному жанру, к фольклорным и бытовым темам. Однако творческие пути романтиков и Бетховена расходятся. С 1813 г. – творческий кризис. Бетховен сочиняет медленно и мало. Это было вызвано его реакцией на общественно-политические события, поиском новых образов и их воплощения. После разгрома Наполеона, представители реакционных государств съезжаются в Вену на конгресс. Они объединяются в «Священный союз» под эгидой французского канцлера Меттерниха, целью которого являлась борьба с проявлением свободолюбия. В Европе началась полоса тяжёлой политической реакции. Стала модной развлекательная музыка. Спрос на серьёзную музыку упал.

После 1815 г. слава Бетховена в Вене стала меркнуть. Мировоззрения Бетховена близки к передовым демократическим кругам. Разговоры Бетховена с друзьями (через тетради) чаще посвящены политическим темам, он резко осуждал политические нравы австрийского правительства. Только мировая известность спасла Бетховена от ареста.

1815г. – умер один из братьев Бетховена, который перед смертью завещал Б. опекать своего сына Карла. Не имея собственной семьи, он с отеческой любовью воспитывал племянника. Но и здесь его ждал удар – племянник оказался безответственным и неблагодарным. К этому прибавилась длительная судебная тяжба с легкомысленной вдовой брата.

К 1815 г. кризис преодолён, Бетховен сочиняет с новой силой. Глубина мысли, смелое новаторство сохраняются и в этом периоде, но наиболее яркая черта позднего стиля Бетховена – философско-возвышенные образы, углублённые размышления. Его герой проходит через глубокие душевные испытания, сомнения, поиски истины, но приходит к утверждению жизни и веры. Противопоставление разных начал – действие и размышление, контрастные образы – вселенная и земной быт, космические высоты и переживания «маленького» человека, углублённая мысль и народный танец.

Формы стали более монументальные и грандиозные. Сочинения: 5 последних ф-ных сонат, 2 сонаты для виолончели, 5 квартетов, «Торжественная месса», Девятая симфония, цикл песен «К далёкой возлюбленной». Над всеми произведениями последних лет недосягаемой вершиной стоит симфония №9. Идея симфонии – счастье человечества возможно лишь при всеобществом равенстве и братстве. Масштабы симфонии грандиозны. В IV части (финал) Бетховен вводит хор и певцов-солистов. Текст – ода Шиллера «К радости». Исполнение симфонии в 1824 году прошла с огромным триумфом. Последние произведения Б – струнные квартеты с глубоким философским содержанием. Последние годы жизни Бетховен живёт отшельником, полная глухота доводила его до отчаяния. Тяжёлая болезнь почек и несколько безуспешных операций в конец подорвали могучий организм. Последние силы ушли на воспитание и дела племянника. Людвиг ванн Бетховен скончался 26 марта 1827 года. В этот день были отменены занятия во всех венских школах. За гробом великого композитора шла 20000-ти тысячная толпа людей.

У Бетховена была масса творческих замыслов. Незадолго до кончины он сказал: «У меня такое чувство, будто я не сочинил ни одной ноты». Завершая эпоху классицизма, Бетховен одновременно открывал дорогу грядущему романтизму и следующим за ним поколениям.