План Биографии Александра Блока

Конспект урока по литературе для 8 класса на тему: Биография А. А. Блока

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 8 класса в январе, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, познакомить учащихся с краткой биографией А. А. Блока; дать анализ стихотворению «Россия»; развивать устную речь учащихся, логическое и образное мышление, эстетический вкус; воспитывать любовь русской поэзии и родному языку, физкультминутка, закрепление, вопросы, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 8 класса на тему: Биография А. А. Блока

Цель: познакомить учащихся с краткой биографией А. А. Блока

Задачи урока: познакомить учащихся с краткой биографией А. А. Блока;

дать анализ стихотворению «Россия»;

развивать устную речь учащихся, логическое и образное мышление, эстетический вкус ;

воспитывать любовь русской поэзии и родному языку.

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: — Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

— проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Проверить домашнее задание. Провести опрос по пройденному материалу.

На доске висит портрет А. А Блока.

— Чей портрет висит на доске?

— С какими произведениями этого автора, вы познакомились ранее? («Снег да снег», «Зайчик»).

— Сегодня мы познакомимся с биографией А. А Блока, а также с стихотворением «Россия». Выясним чему автор посвятил это произведение и как выразил свои мысли.

III. Работа по новой теме.

Учащиеся читают доклады по биографии Блока.

Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в семье старой русской интеллигенции. Дедушка Александра Андрей Бекетов был ректором Санкт-Петербургского университета. Мать Александра Андреевна с раннего детства прививала мальчику любовь к науке и литературе. Отец варшавский юрист немецкого происхождения Александр Львович Блок прожил в семье недолго, родители развелись, когда Блоку было 9 лет. После мать вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух. Новая семья переехала в Петербург. Там юный Блок оканчивает гимназию, после чего поступает на юридический факультет петербургского университета. Поняв, что юридическая наука ему не интересна, он переводится на славяно-русское отделение историко-филологического факультета.

Своё первое стихотворение поэт написал в 5лет. Если рассматривать творчество Блока в целом, то можно сказать, что они пропитаны патриотизмом, чувством справедливости, верой в мирную жизнь. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, именно ей он посвятил свою первую книгу стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Во время Февральской и Октябрьской революций Блок занимал должность редактора в «Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию противозаконных действий чиновников». Зная засекреченную информацию, Блок издаёт книгу «Последние дни Императорской власти». Блока можно считать истинным патриотом России, он не жалел ни сил, ни времени, ни денег ради ссетлого будущего своей России. К концу своей жизни писатель жил очень бедно, он умер 7 августа 1921года. Поэт был похоронен на Смоленском кладбище, а со временем прах Блока был перезахоронен на Волковском кладбище.

Первичное чтение произведениями

Учитель читает стихотворение «Россия» наизусть, с выражением.

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,-

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу.

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

Ну что ж? Одной заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей.

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика.

Проверка первичного восприятия

— Понравилось ли вам стихотворение?

-Чему повященно произведение?

— Что представляли во время прочтения?

— Какие чувства выражает автор в своем стихотворении?

Повторное чтение учащимися

чтение одним учеником.

Произведение написано 18 октября 1908. Этот период в жизни Александра Александровича Блока был особенно плодотворен. Тогда он говорил, что посвящает всю свою жизнь Родине, что все его стихи о России.

Само название стихотворения уже говорит о чём пойдёт речь. Для А. Блока Россия – и мать, и жена, и невеста. Поэт восхищается своей Родиной, её стойкостью перед трудностями, при этом не жалея её «тебя

жалеть я не умею», так как считает Россию великой державой в которую необходимо верить.

-Какие чувства испытывает поэт к России?

— Какие слова выбирает, чтобы передать эти чувства?

— Использует ли поэт олицетворение? Какие?

— Почему меняется настроение поэта? Почему?

-Как понимаете высказывание «И невозможное возможно, дорога долгая легла»?

-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Подготовка к выразительному чтению

Учитель читает стих выразительно, соблюдая логические ударения, указывая паузы, обращая внимание на знаки препинания, соблюдая темп чтения.

Выразительное чтение учащимися на оценку.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

— А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Александр Александрович Блок прошел недолгий, но сложный творческий путь, заполненный большими историческими событиями и явлениями. На глазах у Блока происходили никогда не слыханные ранее исторические перемены. Старая и новая Россия, ее прошлое, настоящее и будущее, история и современность — это вопросы, которые всю жизнь волновали Блока и на которые он искал ответ. Один из исследователей его творчества, В. Орлов, назвал его «самым историческим поэтом в литературе XX века, ибо все, что он писал, исторично, проникнуто духом живой, каждодневно творимой истории».

Впервые интерес к истории пробудился у Блока, вероятно, в семье его деда, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова. Здесь, по словам писателя, господствовал «дух русского гуманизма». Идейное воспитание Блока проходило в традициях передовой интеллигенции.

Дальнейшее развитие интерес к истории у Блока получил в университетские годы. В 1898 г. он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Блок писал отцу, что его особенно интересует история русского права. Впоследствии он перешел с юридического на филологический факультет.

В печати Блок начал выступать с поэтическими произведениями и с научными статьями. Его интересовала прежде всего жизнь народа. История господствующего класса представлялась ему скучной и «безобразной». Блок пишет отцу, что никогда не станет ни «революционером», ни «строителем жизни», и не потому, что не видит «в том и другом смысла, а просто по природе, качеству и теме душевных переживаний».

После революции 1905 г. в творчестве Блока все более вырисовывается тема двух России: России официальной, самодержавной, бюрократической и России народной.

Россия для Блока — это прежде всего родина, а родина для поэта — это «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое».

Из произведений исторического характера, написанных Блоком до революции 1917 г., лучшими являются стихотворный цикл «На поле Куликовом» и поэма «Возмездие». В первом цикле, созданном в 1908 г. и посвященном Куликовской битве 1380 г., поднята большая патриотическая тема борьбы русского народа за национальную независимость своей родины. Куликовская битва для поэта — исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России.

В народе, говорит Блок, «царствует как будто сон и тишина». «Но и над станом Дмитрия Донского стояла тишина», однако над ним «полыхает далекая и зловещая зарница». Эту «зарницу» будущего народного движения как бы мысленно видит поэт. Он верит, что народный «стан» выступит и победит «стан», ему противостоящий.

Свойственным Блоку чувством историзма он пытается определить место совершившихся перемен в общем историческом процессе.

Вопросы и задания

1. Какие стихотворения А. Блока вам знакомы? О чем они?

2. Когда впервые у Блока появился интерес к истории? Какой представлялась ему Россия? Прочитайте главы из книги Д. Лихачева о Куликовской битве, затем цикл стихотворений «На поле Куликовом». Подумайте, почему Русь сравнивается с женой, какие картины рисует поэт и какие мысли его волнуют.

месяц рождения поэта.

V. Подведение итогов урока.

— Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

— Выполнили эти задачи?

Методические комментарии: все запланированные задания были выполнены на уроке, результат оправдывает поставленные ранее цели

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Россия».

Биография Блока

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 11285.

Александр Александрович Блок (1880–1921 гг.) – величайший поэт, классик русской литературы ХIХ–ХХ веков, драматург. Начал свой творческий путь с символизма, но после событий революции 1905–1907 в его стихотворениях стала преобладать социальная тематика. В отличие от многих поэтов, во время Октябрськой революции согласился сотрудничать с советской властью.

Детство и образование

Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница).

В 1889 году был отдан во второй класс Введенской гимназии, которую окончил в 1898 году. Затем получил образование в Петербургском университете, где учился сначала на юридическом факультете, а после – на историко-филологическом. К слову, ректором университета был его дедушка А.Н. Бекетов, известный русский ботаник.

Творчество

Интересный факт в биографии Блока, первые стихи были написаны поэтом в пятилетнем возрасте.
В 16 лет Александр Блок занимался актерским мастерством, стремясь покорить сцену.

В 1903 году Блок женится на дочке знаменитого ученого Д.И. Менделеева – Любови Менделеевой. В неё также был очень влюблен Андрей Белый, на этой почве у них с Александром Блоком возник конфликт.

В следующем году, впервые напечатаны авторские стихотворения, вышедшие в сборнике под названием «Стихи о Прекрасной даме».

В 1909 году Блок с женой уезжают отдыхать в Италию и Германию. За творчество того периода Александра Александровича Блока приняли в общество «Академия», в котором уже состояли Валерий Брюсов, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский.

Кратко говоря, творчество Блока содержит несколько направлений. Для ранних его произведений свойственен символизм. Дальнейшие стихи Блока рассматривают социальное положение народа. Он глубоко переживает трагическую участь человечества («Роза и крест», 1912 г.), затем приходит к мысли об обязательном возмездии (цикл «Возмездие», 1907–1913 гг., цикл «Ямбы», 1907–1914 гг.). Одним из известнейших стихотворений Блока является «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Блок также питал интерес к детской литературе, написал множество стихотворений, некоторые из них вошли в сборники для детей «Круглый год» и «Сказки» (оба – 1913 г.)

Последние годы жизни и смерть

Во время революции Блок не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда. Революционные события в Петербурге нашли отражение в биографии Александра Блока, в стихотворениях, поэмах («Двенадцать»,1918 г.), статьях.

Перед смертью поэт часто болел. На запрос о выезде из страны для лечения и последующее ходатайство Максима Горького политбюро ЦК РКП(б) ответило отказами. После такого решения Блок отказался принимать пищу и лекарства, уничтожил свои записи.

Живя в Петрограде среди нищеты, Александр Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921 года.

Александр Александрович Блок

Фото Все

Видео Все

Александр Блок. «Я медленно сходил с ума» (2016)

Александр Блок. Леннаучфильм, 1988г., докум. фильм

ДЕЛО N / Поэт Революции — Александр Блок

Александр Блок — биография

Поэт, публицист, выращенный Серебряным веком, и пострадавший от Октябрьской революции. Его не стало в 40, хотя он мог бы прожить долгую жизнь, если бы власти не запретили ему отъезд на лечение. Однако голодный послереволюционный Петербург не давал Александру Блоку никаких шансов выздороветь. У поэта не осталось наследников, зато имеется огромное творческое наследие – почти четыре сотни стихотворений и поэм, и самое главное – его мысли.

Александра Блока знают не только как русского поэта, писателя и публициста. Он известен своими переводами и критическими статьями. Навсегда остался классиком русской литературы 20-го века, самым крупным представителем русского символизма.

Детство и юность

Родился Александр Блок в Петербурге 28 ноября 1880 года. Отца мальчика звали Александр Блок, он служил профессором Варшавского университета. Мама Александра Бекетова работала переводчицей, была дочерью ректора Петербургского университета. Когда они поженились, то молодой жене едва исполнилось 18, супруг был старше ее на восемь лет. Семейная жизнь не сложилась, муж даже иногда позволял поднять руку на жену, поэтому Александра решилась на развод. После этого никаких отношений бывшие супруги не поддерживали.

Александр Блок в детстве

Оформить развод в те годы было практически невозможно, их не приветствовала церковь, осуждало общество. Но в 1889-м Александра, обладавшая сильным и целеустремленным характером, все же добилась расторжения брака с супругом у Святейшего правительствующего синода. Через некоторое время женщина встретила новую любовь и повторно вышла замуж. Ее избранником стал офицер Кублицкий-Пиоттух. Она не стала переходить на фамилию нового мужа, и они с сыном продолжали носить фамилию Блок.

Можно сказать, что все детство Саши прошло в доме дедушки по материнской линии. Каждое лето он гостил в Шахматово, и эти воспоминания грели его потом всю жизнь.

В остальное время он с семьей жил в казарме лейб-гренадерского полка, на окраине города.

Саша и его мама всегда были связаны какой-то необычной духовной связью. Мама научила сына любить литературу, с ее помощью он узнал, кто такие Полонский, Бодлер, Фет, Верлен. Они увлекались философскими и поэтическими новинками, могли часами говорить о культуре и политике. Когда Блок сам начал писать стихи, то самым важным и главным для него было мнение матери, ему нужно было ее понимание и поддержка.

В 1889-м девятилетнего мальчика отправили во Введенскую гимназию. Когда он стал шестнадцатилетним юношей, мама повезла его за границу, они побывали в Германии, посетили известный курорт Бад-Наугейм. В этом возрасте юношам свойственно влюбляться, не стал исключением и Блок. Предметом его первой любви стала Ксения Садовская, взрослая 37-летняя женщина. Никаких отношений между ними не было, но это первое чувство, образ любимой, постоянно присутствовали в памяти поэта, вдохновляя его на создание любовной лирики.

В 1898-м Блок окончил гимназию и в этом же году стал студентом Петербургского университета. Его привлекала юриспруденция, и именно на этот факультет он успешно поступил. Но после трех лет обучения Александр понял, что ему больше по душе история и философия, поэтому добился перевода на историко-филологический факультет, отдав предпочтение славяно-русскому направлению. Диплом об окончании вуза Блок получил в 1906-м. В студенческие годы он обзавелся многочисленными друзьями, среди которых были Сергей Городецкий, Алексей Ремизов, Сергей Соловьев, его троюродный брат.

Начало творчества

Творческая биография поэта началась довольно рано. Александр родился в семье, которая была очень культурной и образованной, и это наложило свой отпечаток на становление его как творческой личности. Еще в юном возрасте он начал много читать, любил театр, ходил в драмкружок, и пробовал сам писать стихи. Его первые произведения родились когда Саше исполнилось всего 5 лет. Будучи подростком, он с двоюродными братьями выпускал рукописный журнал, ставил сценки и сам в них участвовал.

Александр Блок и Любовь Менделеева

Важным моментом становления Блока как поэта стала его женитьба. Его избранницу звали Любовь Менделеева, дочь прославленного российского ученого Дмитрия Менделеева. Их отношения не всегда складывались гладко, были свои сложности и недопонимание, но они страстно любили друг друга, и это помогало преодолевать все преграды на пути к счастью. Жена была для Блока не только любимой женщиной, но и музой, именно она вдохновляла его в творчестве, это ее черты просматриваются в некоторых персонажах стихов поэта.

Настоящая карьера поэта стартовала именно с 1900 года. Он продолжал увлекаться поэзией Фета, запоем читал лирику Соловьева, размышлял над учениями Платона. Среди знакомых Блока в те годы появились Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, издававшие журнал «Новый путь». В этом издании Александр Блок публиковал свои поэтические произведения и критические статьи.

Журнал «Новый путь» выпуск 1903 года

В начале своего творческого пути Блок всей душой потянулся к символизму, движению в литературе, которое проникло в культуру, было новаторским, экспериментальным, не всегда понятным. Стихи, написанные в этом стиле, были полны загадочности, непредсказуемости и недосказанности. Лучшими представителями символизма в Петербурге считались Мережковский и Гиппиус, а в Москве в этом жанре работал Валерий Брюсов. Практически в одно время с дебютом в журнале «Новый путь» в Петербурге, поэзия Блока была напечатана и в московском альманахе «Северные цветы».

Очень близким для поэта стал кружок продолжателей и поклонников творчества Владимира Соловьева, который организовался в Москве. Во главе этого кружка стоял молодой и очень перспективный поэт и прозаик Андрей Белый. Вскоре Белый и Блок стали близкими друзьями, а члены этого кружка пополнили ряды поклонников творчества Александра.

Стихи о прекрасной даме — первая публикация

В 1903-м московский альманах «Северные цветы» напечатал на своих страницах цикл поэзий Блока, объединив их общим названием «Стихи о Прекрасной Даме». Блок был первым среди российских поэтов, кто увидел в женщине не только жену и мать, а источник вдохновения, чистоты и света. Он пытается донести до читателей мысль о том, что с помощью любви отдельный человек может стать целой Вселенной. В это же время выходит сборник поэзий, в который вошли произведения студентов Императорского Петербургского университета. Среди них оказались и три стихотворения Александра Блока.