Писатель Вадим Кожевников биография

Писатель Вадим Кожевников: биография

Вадим Кожевников — писатель и журналист советского времени. В те времена было очень много фильмов о войне, эта тема была номером один в кинематографе. Писатели один за другим создавали свои шедевры и получали за это награды от государства. Сюжеты действительно трогали за живое и воспитывали мужество и патриотизм у подрастающего поколения. Один из таких известных советских писателей и журналистов — лауреат Государственной премии СССР и Герой Социалистического труда Вадим Кожевников (фото его представлено ниже). В его арсенале много прекрасных произведений, которые собраны в 9 томах. В литераторских кругах этот писатель, безусловно, очень талантливая и известная личность.

Вадим Кожевников: биография

Он появился на свет в глухой русской дореволюционной Сибири — в Томской губернии Нарымского края в селе Тогур — 9 апреля 1909 года в семье ссыльных социал-деморкатов. Практически все свое детство и юность он провел в Томске с родителями. Но пришло время, он выпорхнул из родительского гнезда и в 1925 году отправился покорять Москву. Там он поступил в МГУ на литературное отделение этнологического факультета, который окончил в 1933 году.

Первые профессиональные шаги начинающего литератора Вадим Кожевников сделал в 1930 году, опубликовав свой первый рассказ «Порт». В 1933 году он устроился журналистом в газету «Комсомольская правда», затем работал в популярных социально-политических журналах «Смена», «Огонек» и «Наши достижения». Поднабравшись бесценного опыта, через шесть лет, в 1939 году, он выпускает сборник «Ночной разговор». Через год Кожевников уже являлся членом Союза писателей СССР.

Война

Однако в 1941 году мирное время закончилось после того, как фашистская Германия начала бомбить границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная, и людей, которые могли сражаться не только оружием, но и пером, призывали в армию, чтобы они вовремя и профессионально передавали горячие новости с передовых, ведь их с большим нетерпением ждали люди.

Вадим Кожевников через некоторое время оказался на боевой линии как военный корреспондент одной из фронтовых газет. В 1943 году он стал корреспондентом издательства «Правда». Но самым важным событием в его военной журналистской жизни, как и для любого советского человека, и тем более фронтовика, стало взятие Берлина, когда он передавал много горячих сводок из центра событий.

После войны жизнь понемногу начала входить в свое русло, и Вадим Кожевников с 1947 по 1948 год стал трудиться в должности редактора отдела литературы и искусства в газете «Правда». А с 1949 года и уже до самой смерти Кожевников будет занимать должность главного редактора журнала «Знамя».

С 1967 он — секретарь правления СП СССР и РСФСР, делегат XXVI съезда КПСС (1981 г.), депутат ВС СССР.

Он скончался 20 октября 1984 года. Его тело похоронили на Переделкином кладбище.

Вадим Кожевников: интересные факты

Много шумихи и пересудов вызвала новость о том, что Кожевников, занимая пост редактора «Знамени», передал в КГБ (по другим сведениям — в ЦК КПСС) листы рукописи романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Скорее всего, рукопись была затребована из редакции одним из этих органов. Дочь Кожевникова всячески отрицает эту информацию. Она считает, что отец не мог передать рукопись в «карательные органы», ведь она была наполнена достаточно опасными прозрениями, где прослеживались параллели Гитлер-Сталин, фашизм-коммунизм. Скорее всего, ее могли направить в идеологический центр ЦК. Были люди, которые поддерживали эту точку зрения, так как все-таки ни свидетельств, ни документов на этот счет так и не нашлось. А вот Солженицын же писал в одной из своих книг, что он помнил, как роман Гроссмана изъяли именно из сейфа издательства «Нового мира».

Произведения Кожевникова

Основное творчество Вадима Кожевникова занимали рассказы и повести, еще более удачной была его фронтовая проза, которую он создавал весь период Великой Отечественной. Однако из-под его пера вышли и несколько романов. Самые известные среди них: «Щит и меч» и «Знакомьтесь, Балуев» (именно по ним были сняты одноименные художественные фильмы), а также романы «Заре навстречу» (1956 г.), «Корни и крона» (1983 г.), «В полдень на солнечной стороне» (1973 г.), в свое время так обожаемые миллионами советских людей. Самыми популярными среди читателей можно выделить повести: «Великий призыв» (1940 г.), «День летящий» (1963 г.), «Особое подразделение» (1969 г.), «Воинское счастье» (1977 г.), «Так было» (1980 г.), «Полюшко-поле» (1982 г.); рассказы «Порт» (1930 г.), «Ночной разговор» (1939 г.), «Тяжелая рука» (1941 г.), «Рассказы о войне» (1942 г.), «Дорогами войны» (1955 г.), «Дерево жизни» (1979 г.), «Март – апрель» (1942 г.), по которому тоже был снят великолепный художественный фильм с одноименным названием.

Роман «Щит и меч»

Чтобы иметь представление, о чем писал Вадим Кожевников, подробнее остановимся на произведении «Щит и меч», которое стало данью уважения такой смертельно опасной и героической работе, как советская разведка времен Второй мировой. В сюжете молодой и подготовленный русский разведчик Александр Белов был заброшен из Риги в Германию в 1940 году, как раз перед началом войны, под видом немецкого репатрианта Иоганна Вайса. Начинал он неуверенно и сначала работал обычным водителем грузовика, постепенно привыкая к немцам и изучая их стиль работы и поведение. С ним был друг — Генрих Шварцкопф. К 1944 году, служа в разведке Третьего рейха, Вайс сделал головокружительную военную карьеру и дослужился до чина гауптштурмфюрера СС. Затем его перевели в Берлин в Службу безопасности рейхсфюрера СС. С этого момента он получил доступ к ценнейшим бумагам и сведениям.

Александр Белов

Есть несколько гипотез, с кого списал Кожевников своего легендарного героя. Одна указывает на разведчика Рудольфа Абеля, а другая — на Александра Святогорова. Но, как бы то ни было, роман очень интересен, хотя структура его совсем не схожа с привычной стилистикой таких мэтров, как Юлиан Семенов. В этом произведении преобладает глубокая психология, основанная на переживаниях Саши Белова, который пытается вжиться в шкуру чистокровного арийца, преданного национал-социалистическому делу.

Продолжение

Белов учился быть абсолютно спокойным, что бы ни случилось, а также умению не выдавать себя, не раздражаться и уверенно двигаться к своей цели. И он смог побороть свое первое «Я».

Во второй части тридцать процентов уделено медленно развивающейся околополитической обстановке. Вайс знакомится с огромным количеством гитлеровцев и простых немцев. И только двадцать процентов сюжета уделено остросюжетной составляющей, которая наблюдается у других известных авторов, в общем-то, тому, за что любят этот жанр: операции, погони, подставы, допросы и т. д.

В итоге романтик-идеалист превратится в хладнокровного профессионала.

Есть еще один любопытный момент: со слов Станислава Любшина, исполнителя главной роли в фильме «Щит и меч», картина эта в свое время произвела очень сильное впечатление на Владимира Владимировича Путина и повлияла на выбор им профессии разведчика.

Семья

Многих читателей интересует Вадим Кожевников. Личная жизнь его тоже не исключение. Хоть немного приоткрыть занавес в этом вопросе очень сильно помогла дочь писателя Надежда Кожевникова. Она вспоминала, что у ее отца были большие ярко-зеленые глаза с длинными ресницами. Он был не просто красавцем, а губителем женских сердец. И покорил он женских сердец немало, но последнее покорение закончилось на ее матери Виктории. Вдруг закоренелый холостяк сдался. Когда они поженились, ему было тридцать шесть, а его избраннице — двадцать шесть.

У Виктории это был уже второй брак, до этого ее мужем был летчик-полярник, Герой Советского Союза Илья Мазурук. С дочкой Ириной от первого брака она ушла к Вадиму. Хоть про него и говорили, что он подкаблучник, но он не был в этом вопросе слабым человеком, скорее — хитрым, все, что касалось дома, быта и воспитания, лежало на Виктории, так как эта сфера практически его не интересовала.

Вадим Кожевников

Биография писателя

Родился 09 (22) апреля 1909 года в семье политического ссыльного в Нарыме, Бухтамирского края, заселённого Бухтамирскими каменьщиками, ныне Томская область. Русский советский писатель. Член КПСС с 1943. Окончил литературно-этнологический факультет МГУ (1933).

В годы Великой Отечественной войны Вадим Михайлович был военным корреспондентом фронтовой газеты, с 1943 — газеты «Правда». В том же году принят в партию. Участвовал во взятии Берлина; награждён двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени.
В 1947—1948 годах занимал должность редактора отдела литературы и искусства газеты «Правда». С 1949 года и до смерти главный редактор журнала «Знамя» (будучи на этом посту, передал в КГБ рукопись романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»).

В 1973 опубликован роман «В полдень на солнечной стороне». Мужественной, реалистической прозе Кожевникова свойственны романтические черты — стремление утвердить героическое начало в жизни. В творчестве Кожевникова большое место занимает жизнь рабочего класса.

За повести «Особое подразделение» и «Петр Рябинкин» К. в 1971 удостоен Государственной премии СССР. Книги Кожевникова переводились на языки народов СССР и иностранные языки.

Кожевников — депутат Верховного Совета СССР 7-8-го созывов. С 1949 секретарь правления СП СССР, в 1959-65 и с 1970 секретарь правления СП РСФСР. Главный редактор журнала «Знамя» (с 1949). Награжден орденом Ленина, 4 другими орденами, а также медалями.

Лучшие книги автора

Щит и меч

Заре навстречу

Похожие авторы:

Упоминание книг автора:

Последние рецензии на книги автора

Если человек смелый, то он должен быть смелым во всем

Именно таким, смелым и отчаянным человеком, предстает перед читателем главный герой этой книги — Александр Белов, он же Иоганн Вайс, умелый, советский, разведчик. Он внедряется в структуру гестапо, правда происходит это довольно медленно, натурально, отчасти, благодаря его другу Генриху Шварцкопфу и его дяди.

Отлично построенная легенда, помогает Иоганну расстраивать всевозможные планы нацистов, хотя порой, он находится на волоске от гибели или разоблачения. Помимо этого, Иоганну удается изменить мировоззрение своего друга, когда он рассказывает его о истиной причине гибели отца Генриха.

В целом, эта книга неплохой шпионский роман, где показано и социальное неравенство, а также разное отношение к войне и нацизму совершенно разных людей. Правда, книга выглядит немного наивной для современного читателя, но надо делать скидку на время ее написания. Для того периода этого был очень качественный и динамичный текст, не хуже романов о Джеймсе Бонде. Естественно, что в этой книги присутствует советская пропаганда, но без нее она не была бы полной и именно здесь, это смотрится вполне предсказуемо и гармонично.

Стоит ли читать данное произведение? Безусловно, да. Оно, по-своему, интересное и у автора довольно легкий слог, так что большой объем идет весьма хорошо. В этой книги нет занудства, она довольно интересна, хотя, повторюсь, некоторые поступки и идеи, мысли героев могут показаться слишком идеалистическими, наивными, но тут есть и некое очарование в этом, как по мне. Интересный роман, который был приятен, в процессе чтения.

Девочка рандомно выбрала книгу и была счастлива, что познакомилась с таким сильным произведением, не часто удается прочитать что-то про своего соотечественника, на которого хочется ровняться и которым хочется гордиться. Наверно главного героя, Александра Белова, можно сравнить со Штирлицем, вполне возможно, что именно «Семнадцать мгновений весны» Семенова вдохновили на создание этого шпионского романа Кожевникова.

Александр Белов — советский разведчик, немецкое имя — Иоганн Вайс, который внедрен Советской разведкой по особому заданию, связанному с вербовкой людей и вычисления диверсантов. Сначала девочке было тяжело читать, слишком много немецких имен, но постепенно девочка привыкла и начала отличать «хороших» немцев от «плохих». В романе показаны не только действия одного агента, Вайса-Белова, но еще двух его внедренных соотечественников, Эльзы и Зубова, которые также ежедневно рискуют собственными жизнями на благо Родины, один вообще решается на ампутацию, чтобы вызвать доверие у фашистов, Белов пытается прикинуться мерзеньким, чтобы также понравится немцам. Но не только этим книга поражает, в романе показаны сцены из лагерной жизни, пытки детей, самих разведчиков, военнопленных… Девочке было действительно тяжело. Одним из напряженных моментов, кульминацией, девочка считает момент с рисунками диверсантов в Польше, прямо сердце замирало на каждой странице.

Хотите прочитать про подвиги наших разведчиков? И пусть говорят, что книга слишком политичная или даже заказная, за Белова можно гордиться!

Человек решил, что пришло время патриотической литературы и выбрал книгу про советскую разведку, человек думал, что будет страдать главный герой, но в итоге страдал сам безликий, молился Многоликому и просил пощады… это огромный том, состоящий из двух книг, он приклепал своим объемом, своей неприступностью, но осилить произведение оказалось очень сложно, а понять и полюбить вообще невозможно.

Впервые мы обнаруживаем молодого советского разведчика на допросе в Латвии по делу о смерти немца в начале 1940 года, он автомеханик, дерзит в полиции и всячески рвется на свою Родину в Германию. То, что он на самом деле Александр Белов, а не Иоганн Вайс, каковым его представили на первых страницах, мы узнаем немного позже, когда он оказывается уже в Германии. Простой обыватель может подумать по описанию и аннотации, что это остросюжетный роман, изобилующий неожиданными поворотами и волнительными событиями, но нет! Все дико скучно, непонятно, кругом вода и в какой-то момент все немецкие имена сливаются в одно, а все сторонние персонажи также в одного человека >_

Внимание: данная рецензия содержит спойлеры. Показать?

Одна из немногих книг, которую хотелось одновременно и быстрее дочитать, и не дочитывать никогда. Дочитать — потому что безумно интересно. Не дочитывать — потому что безумно грустно перевернуть последнюю страницу и понять, что история закончилась, и ты больше не встретишь ни Сашу Белова, ни Алексея Зубова, ни Генриха, ни профессора. Они были с тобой все это время — а теперь ушли.

Роман Вадима Кожевникова можно критиковать. Можно критиковать за портящие ритм повествования некоторые исторические вставки из жизни первых лиц нацистской Германии. Можно критиковать за некоторый идеологический перебор. Можно критиковать просто за стилистические недостатки: автор очень часто повторяет читателю одну и ту же мысль (больше всего мне били в глаза постоянные упоминания о том, что Белов жил в постоянном напряжении всех физических и умственных сил) — в конце эти самоповторы уже начинали раздражать, к тому же, они, как и исторические вставки, сбивали ритм.

Но это все мелочи. Вадим Кожевников смог написать очень честную и очень психологически точную книгу и о войне, и о жизни советского разведчика в тылу врага.

Многие считают, что образ Белова неправдоподобен — уж слишком много он знает, слишком уж кристалльно честен и хладнокровен, и почти никогда не ошибается. Я сперва тоже так думала и даже изложила свои аргументы в пользу идеальности Вайса и его всезнания своей подруге. И что самое интересное — после устного проговаривания все эти качества уже не показались мне нереальными. Ведь разведчик — гражданин совсем другого государства, со своим языком, который должен вжиться вообще в чуждый ему образ и выполнить строго определенную цель — разве он не должен обладать всеми этими знаниями? Разве не должен на всякий случай знать гораздо больше среднестатистического человека? К тому же Белов живой, он очень на самом деле настоящий — в начале, когда он только едет в Германию и понимает, что все, пути назад нет — это же очень знакомое ощущение чего-то, что точно наступит и чего ты ждешь, но вот оно случается — и наступает чувство нереальности и страха перед будущим, желанием вернуть все назад — а нельзя. И Белов растет и развивается — Саша Белов начала книги — совсем не тот хладнокровный и уверенный майор Белов, воозвращающийся наконец домой. А про действительную стойкость советских людей в годы войны можно и не упоминать.

Еще больше такого настоящего психологизма — в отсутствии черной окраски всех абсолютно немцев. Это часть про встречу Белова с Генрихом после войны и «обращение» Генриха: это же очень правильная история про то, как человек, ненавидящий сам себя за то, что творится вокруг и за то, что сам является участником всего этого, смог (пусть и с помощью) понять, что не обязан подчиняться системе, а должен и может бороться с ней. Генрих-пьяница и Генрих после перехода на правую сторону — совершенно разные люди, и насколько сильный его образ привлекательнее. Это и история про Зубова и Бригитту — про настоящую любовь женщины к мужчине и мужчине к женщине несмотря на то, что они принадлежат к враждующим народам. Ведь она, немка, обо всем догадывалась . А после нее у него жизни настоящей-то и не осталось.

И периодически наворачивающиеся слезы по ходу прочтения (и создания этой рецензии) — они тоже настоящие.

Вадим Кожевников

биография

Кожевников Вадим Михайлович

22 апреля 1909, село Тогур, Нарымский край, Томская губерния, Российская империя — 20 октября 1984, Москва, СССР.

Советский сценарист, драматург, прозаик.

Окончил Редакционно-издательский институт.
С 1933 года сотрудничал в журналах. По произведениям писателя поставлены фильмы «Три гвардейца», «Заре навстречу», «Март-апрель» и другие.
В годы Великой Отечественной войны Вадим Михайлович был военным корреспондентом, с 1943 года — газеты «Правда».
Участвовал во взятии Берлина.
В 1947-1948 годах занимал должность редактора отдела литературы и искусства газеты «Правда». С 1949 года и до смерти главный редактор журнала «Знамя» (будучи на этом посту, передал в КГБ рукопись романа В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба»).
Секретарь Правлений СП СССР (с 1967 года) и СП РСФСР (с 1970 года). Делегат XXVI съезда КПСС (1981). Депута ВС СССР 7-11 созывов (1966-1984).

Похоронен на Переделкинском кладбище под Москвой.