Писатель Николай Тихонов биография

Тихонов Николай Семенович: биография, фото

Тихонов Николай Семенович, биография которого связана с советской поэзией, всю жизнь отдал служению не только Музе, но и своему государству. Критики-литературоведы почему-то относят его ко «второму эшелону» отечественных лириков, в то время как у поэта есть собственный голос, немало творческих удач и достоинств.

Детство и семья

22 ноября 1896 года в Санкт-Петербурге появился на свет Николай Тихонов, краткая биография которого описывается одним словом: «Поэт», причем именно с большой буквы. Его происхождение никак не предвещало выбора такой стези в будущем. Он появился в очень простой и бедной семье. Его отец был простым парикмахером, а мама – портнихой. Доходы семьи были более чем скромными, денег едва хватало на необходимые нужды. Жили они в знаменитом доме на Морской улице, в котором когда-то бывали Пушкин и Герцен. Но во времена Тихонова это был дом для бедноты: маленькие темные комнаты, керосиновое освещение, убогая обстановка. Атмосфера, в которой рос будущий поэт, никак не располагала к формированию любви к искусству. Родители буквально собирали гроши, чтобы дать детям хотя бы минимальное образование.

Учеба

Тихонов Николай практически самостоятельно научился читать и писать в семь лет. Потом родители изыскали возможность и отправили мальчика учиться в городскую школу на Почтамтской улице. Он очень любил читать, особенно его увлекали история и география. Потом он смог продолжить образование в Торговой школе, но в возрасте 15 лет ему пришлось оставить ее, так как семья остро нуждалась в помощи, и ему пришлось идти работать. Больше к учебе ему вернуться так никогда и не довелось. По сути Тихонов был самоучкой, знания он черпал из книг, именно увлекательные произведения о далеких странах и приключениях подтолкнули его к началу литературной деятельности.

Начало пути

После школы Николай пошел работать писцом в Морское хозяйственное управление. В 19 лет он отправляется на воинскую службу, три года он служил в гусарском полку, поэт участвует в боях Первой мировой войны. В 1918 году после Октябрьского переворота Тихонов вступает в ряды Красной армии, в течение трех лет отстаивает права нового советского государства.

Свои дебютные стихотворения Николай Тихонов пишет очень рано, еще в 18 лет он сочиняет первые произведения. Его первая публикация появилась, когда ему было 22 года. В 1922 году Николай демобилизуется из армии и принимает судьбоносное решение стать литератором. В это время он вливается в авангардное литературное течение, становится участником объединения «Серапионовы братья» вместе с такими авторами, как В. Каверин, М. Зощенко, К. Федин, М. Слонимский. В период становления Тихонов испытывает сильное влияние акмеизма и Н. Гумилева.

Годы успехов

В начале 1920-х годов Николай Тихонов, фото которого часто мелькает в советских газетах, входит в плеяду талантливых и очень популярных поэтов. Он публикует поэму «Сами», сборники «Орда» и «Брага». Его «Баллада о гвоздях» буквально разбирается на лозунги и цитаты. С конца 20-х годов Тихонов много ездит, он побывал на Кавказе, Украине, в Белоруссии, Узбекистане, Туркменистане. Он сдружился со многими поэтами братских республик и в этот период делает немало переводов грузинской, дагестанской, белорусской, узбекской, украинской лирики. В 1935 году его направляют во Францию на конгресс «В защиту мира». Так как поэт активно поддерживает линию партии и правительства, ему удается много публиковаться, путешествовать, выступать перед публикой. В 1939 году Тихонов вновь записывается в армию, он участвует в русско-финской войне в качестве военного корреспондента и редактора газеты «На страже Родины». Во время Второй мировой войны он работает в Политическом управлении Ленинградского фронта. В это время он очень много пишет прозы и поэзии, а также публицистики.

Послевоенный период

По окончании войны Николай Тихонов, поэт с яркой гражданской позицией, отдает все больше сил общественной работе. С 1949 года он возглавляет Советский комитет защиты мира, а затем и Всемирного совета мира. В это время он совершает немало зарубежных путешествий по странам Европы и Китаю. С 1944 года работает председателем Союза писателей СССР, затем входит в высшие ряды руководства этого профессионального союза. С 1946 года на протяжении многих лет он был депутатом Верховного Совета РСФСР, Моссовета. Пишет в этот период Тихонов намного меньше, много времени отнимает борьба с противниками линии партии. В 1947 году он активно включается в борьбу с космополитизмом, критикуя книгу «Пушкин и мировая литература». Постепенно увлечение заседаниями, съездами и выступлениями занимает все его время, изживая в нем поэта.

Поэтическое наследие

Тихонов Николай Семенович, биография которого тесно связана с советской властью, оставил не очень богатое, но интересное поэтическое наследие. В его багаже более 10 поэм, самыми знаменитыми из которых являются «Сами» и «Выра». Он создал 10 авторских сборников стихов. Самыми заметными стали «Двенадцать баллад», «Брага» и «Тень друга». Произведения последних десятилетий были слишком окрашены идеологией, что сильно уменьшало их проникновенность и художественную ценность. Его поэзии всегда был свойственен патриотизм, гражданский пафос в них выражался ярко и эффектно. В послевоенные годы он избирает главную тему своего творчества – это жизнь и переживания простого человека. Солдат, сын рыбака, крестьянин – поэт стремится рассказать об их чувствах, любви к Родине, осознании сопричастности к становлению великого государства народной власти и справедливости.

Проза Н. Тихонова

Кроме стихов, Тихонов Николай писал очень много прозы, и некоторые рассказы и очерки превосходят его лирику по силе таланта. Его проза – это определенное возвращение к детским мечтам и впечатлениям. Так, повесть «Вамбери» рассказывает о приключениях востоковеда и путешественника. Некоторые его рассказы и повести напоминают Р. Киплинга. Тихонов стремится рассказать о других странах, о борьбе за справедливость, поэтому его произведения имеют такую большую воспитательную силу и нередко читаются в школах. При его жизни вышло семь сборников рассказов и повестей, самыми заметными стали «Клятва в тумане», «Ленинградские рассказы», «Двойная радуга». В последнее десятилетие Тихонов пишет воспоминания, они выходят в книге «Писатель и эпоха» в 1972 году. Большой интерес представляет его публицистическое наследие. Произведения военного периода, путевые очерки в сборнике «Кочевники» рассказывают о героизме простых людей, о преодолении себя во имя идеи.

Награды и достижения

Тихонов Николай был неоднократно отмечен правительством СССР за свою патриотическую деятельность. Он единственный человек, который, кроме Л.И. Брежнева, был награжден Ленинской премией и Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами». В 1966 году он первым из писателей получил почетное звание Героя социалистического труда. Он трижды награждался Сталинскими премиями, был трижды отмечен орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Октябрьской революции, Отечественной войны, Трудового Красного Знамени. Также Николай Семенович был лауреатом многих премий, в том числе международных, дважды получал Государственные премии.

Общественная позиция

Николай Семенович Тихонов всю жизнь был активным защитником Советской власти. Он выступал за ее идеалы в своей лирике, а также с различных общественных трибун. Он поддерживал линию партию в борьбе с космополитизмом, но при этом не стал поддерживать обвинения в адрес Ахматовой и Зощенко и за это поплатился постом председателя Союза писателей. Но в 1973 году он в числе других писателей подписывает письмо, которое поддерживает обвинения в адрес А. Сахарова и А. Солженицына в антисоветских действиях.

Личная жизнь

Николай Тихонов, биография которого знала творческие взлеты и моральные падения, прожил вполне благополучную жизнь, сумев обойти многие неприятности, подстерегавшие других поэтов на пути в литературу. Ему удалось пройти четыре войны, но даже не получить сильных ранений. Он дружил со многими писателями современности, даже после опалы в его дом всегда мог прийти М. Зощенко и найти там дружеское участие. Верной спутницей поэта стала Мария Константиновна Неслуховская. Она была художницей, долгие годы работала в кукольном театре. Жена оказала сильное влияние на развитие Тихонова, по сути, она занималась его развитием и образованием, которого он получить не смог. Пара прожила вместе более 50 лет. Детей у супругов не было. В 1975 году Мария Константиновна скончалась, а через четыре года ушел и Николай Семенович. Поэт похоронен на кладбище в Переделкино. В его честь названа улица в Махачкале.

Николай Тихонов

советский поэт, прозаик и публицист

Николай Семенович Тихонов

Многим известны крылатые строки: «Гвозди б делать из этих людей: крепче бы не было в мире гвоздей». В прошлом их нередко приписывали выдающемуся отечественному поэту Владимиру Маяковскому, однако в действительности их автором является Николай Семенович Тихонов. Создавший в начале 1920-х годов «Балладу о гвоздях», в послевоенные годы он был очень известен читателям, а у литераторов-фронтовиков пользовался большим авторитетом.

Николай Семенович Тихонов родился (22 ноября) 4 декабря 1896 года в Санкт-Петербурге, в небогатой семье цирюльника и портнихи. Несмотря на крайне скромные условия, в которых рос будущий поэт, его родители делали все возможное, чтобы их сын учился. Окончив начальные классы, мальчик поступил в Торговую школе, где помимо общей программы преподавали стенографию, товароведение и прочие коммерческие науки.

В 1911 году ему пришлось бросить учебу, чтобы помочь родителям он устроился на работу писцом в Главное морское хозяйственное управление. В 1915 году Тихонова призвали на армейскую службу, направив в гусарский полк. В 1918 году он вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, откуда его демобилизовали спустя три года. К этому периоду относятся первые публикации стихов. Тогда молодой поэт считал себя последователем Николая Гумилева. Большое влияние на литератора оказало и творчество Редьярда Киплинга.

В 1920-х годах поэт вошел в литературное объединение «Серапионовы братья». В те годы была опубликована поэма Тихонова «Сами», сборники стихов «Орда» и «Брага», в который вошли баллады, вызвавшие живой отклик у читательской аудитории.

В довоенные годы Тихонов часто ездил по стране, изучая историю и быт различных народов. Особе место в его путешествиях занимал Кавказ, где литератор переводил на русский язык произведения армянских, грузинских и дагестанских поэтов.

В 1935 году он посетил Париж в составе советской делегации, направленной для участия в Конгрессе в защиту мира. В тот период Николай Тихонов уже начал служить не только искусству, но и государству. Находясь за рубежом, он не раз выступал с политическими заявлениями, в которых горячо поддерживал действия советского руководства.

Кроме стихов, литератор создал много произведений в прозе. По мнению критиков, некоторые рассказы и очерки Тихонова даже превосходят по силе таланта его лирику. Благодаря большой воспитательной силе, прозу Тихонова охотно включали в школьные программы. Особое место в творчестве занимала и публицистика.

Во время советско-финской войны 1939-1940 годов Тихонов руководил группой писателей и художников при газете «На страже Родины». После начала Великой Отечественной войны трудился в Политуправлении Ленинградского фронта. Написанные тогда Тихоновым стихи и рассказы, очерки и статьи, листовки и обращения вошли в книгу «Огненный год», которая была издана в 1942 году. К военному периоду также относится сборник «Кочевники», в который вошли путевые заметки. Книга посвящена героизму и подвигу простых людей.

В послевоенные годы все большее место в жизни Николая Тихонова занимает общественная деятельность. Сначала он занимал пост председателя Правления Союза писателей Советского Союза, позже возглавил Советский комитет защиты мира. В составе советских делегаций он совершал визиты в различные европейские и азиатские государства.

В 1966 году Тихонов стал первым советским писателем, удостоенным высокого звания Героя Социалистического Труда. Наряду с Леонидом Брежневым был награжден и Ленинской премией, и Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами».

В последние годы жизни Тихонова были выпущены его воспоминания. Книга, получившая название «Писатель и эпоха», увидела свет в 1972 году.

Летом 1973 года Тихонов подписал письмо группы советских писателей, отправленное в редакцию газеты «Правда». В тексте этого послания шла речь об Александре Солженицыне и Андрее Сахарове. Их «антисоветскую» деятельность тогда публично осудили более тридцати советских литераторов.

Скончался Николай Семенович Тихонов 8 февраля 1979 года в Москве. Он похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Имя на поэтической поверке. Николай Тихонов

Визитной карточкой, советского поэта Николая Тихонова, несомненно, является широко известное его стихотворение:

«Баллада о гвоздях».

Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стёр с лица.

«Команда, во фронт! Офицеры вперёд!
Сухими шагами командир идёт.

И слова равняются в полный рост:
«С якоря в восемь. Курс – ост.

У кого жена, дети, брат –
Пишите, мы не придём назад.

Зато будет знатный кегельбан».
И старший в ответ: «Есть, капитан!»

А самый дерзкий и молодой
Смотрит на солнце над водой.

«Не всё ли равно, — сказал он, — где?
Ещё спокойней лежать в воде».

Адмиральским ушам простучал рассвет:
«Приказ исполнен. Спасённых нет».

Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
1919 год.

На протяжении 1920-х годов Николай Тихонов оставался одним из самых популярных советских поэтов.

В сборнике «Брага» Николая Тихонова за 1922 год были напечатаны баллады, в своё время прославившие молодого поэта и сделав его известным.

Самые знаменитые из них « Баллада о гвоздях» и «Баллада о синем пакете».
Критика в то время и позднее восторженно писала, что Николай Тихонов возродил романтический жанр и создал революционный романтизм.

Это неверно, в названных балладах никакой романтики нет. В обеих речь идёт о безоговорочном послушании, о красоте подвига, смысла и назначения которого солдат не знает.

В «Балладе о гвоздях» — командир объявляет морякам:
«У кого есть жена, дети, брат –
Пишите, мы не придём назад».
Ни один из моряков не спрашивает, зачем и куда они пойдут и за что сложат голову. Только самый молодой отозвался:

«Не всё ли равно, — сказал он, — где?
Ещё спокойней лежать в воде».

Адмиральским ушам простучал рассвет:
— Приказ исполнен. Спасённых нет.

Какой же был приказ? Во имя чего совершён этот подвиг? Вспоминается старый иронический совет:

«Чего не знаешь, о том не спрашивай!»

Смысл стихотворения именно в том, что моряки безропотно и бессловесно гибнут, не зная, за что, и питая, безусловно, доверие к начальству.

Недавний ещё гусар Николай Тихонов, написал эти стихи под впечатлением лихой, самоубийственно-отважной и сродни кавалерийскому наскоку, атаке торпедных катеров.
Плавучая база подводных лодок «Память Азова» была затоплена, в средней гавани Кронштадта в результате рейда английских торпедных катеров в августе 1919 года.

Семью катерами управляли молодые английские лейтенанты, ровесниками молодого поэта, совершившие атаку на внутренний рейд Кронштадта в ночь с 18 на 19 августа 1919 года.

Из 7-ми катеров, три были уничтожены, артиллерийским огнём нашего крейсера «Память Азова».

. Корабль «Память Азова» был поражён двумя торпедами и повалился на правый бок и лёг на грунт, в 1923 году его подняли на слом.

Действия торпедных катеров, были согласованы с отвлекающим авиационным налётом и хорошо организованы.

Возглавлял ночную атаку им лично подобранной команды из неженатых добровольцев лейтенант Огастус Эгар.

Предыстория нападения, вчерашних союзников такова:

С осени 1915 года крейсер «Память Азова» получил новое и неожиданное назначение: бывший крейсер становится плавучей базой английских подводных лодок, действующих в Балтийском море.

Именно сочетание русских мин и английских торпед остановило немецкий флот, прорвавшийся в августе 1915 года в Рижский залив.

С нарастанием трагических событий в России отношения с союзниками быстро портились. Живя на одном корабле, англичане и русские стали неприятно удивлять друг друга всё больше и больше.

Англичан поражала « забитость» нижних чинов, «вынужденных отдавать салют каждому офицеру», а русских, в свою очередь, «чрезмерные», с их точки зрения, требования: Обеспечения «чрезмерной» чистоты, спортивных занятий и «деликатного» обращения с точными механизмами.

Весной 1918 года англичане взорвали свои корабли и эвакуировали личный состав соединения.

Англия встала на сторону белого движения, а армия Юденича практически не имела морских сил, и эту поддержку с моря обеспечивал флот Великобритании.

Союзники доверяли и помогали генералу Николаю Юденичу (1862-1933), который, со своим войском, в это время, стоял у Петрограда.

Вот и бросили вчерашние союзники царской России, для уничтожения остатков Балтийского флота, в 1919 году, самые современные боевые машины своего времени: самолёты и торпедные катера.

В стихотворении есть слово «кегельбан» и «курс-ост» — что указывает исподволь на моряков из англичан, для российских моряков слова не приемлемые в обиходе, да и у краснофлотцев «адмиралов» не было, уже в то революционное время.

А кегельбан – помост для катания шаров при игре в кегли, помещение с таким помостом, явление типичное явно ни для российских людей.

А рассказал Николай Тихонов, честно, что послужило основой, для написания «Баллады о гвоздях», в разговоре со своим близким тогда другом Сергеем Колбасьевым – моряком, литератором и разведчиком, в ноябре 1921 года, когда и была написана стихотворение.
Уже через несколько лет сказать об этом было невозможно.

И даже на склоне лет, войдя в обойму высшего советского истеблишмента, Николай Тихонов пытался неуклюжей подменой подменить навсегда, замаскировать свой юношеский грех очарования храбростью врага, недавнего, впрочем, союзника.

Сам, Николай Семёнович, путаясь и забывая, что говорил раньше, рассказывал, будучи уже пожилым человеком:

«Тема этого стихотворения зародилась ещё осенью семнадцатого года, когда моряки Балтийского флота в жестоких морских боях показали поразительное бесстрашие и высокое мастерство, отбивая попытки германского флота захватить Ирбенский пролив и архипелаг Моозунд.

Я начал писать стихотворение об их доблести, но не успел его закончить.

Но когда пришли трудные дни осени девятнадцатого года, когда белая армия генерала Николая Юденича подступила по суше к красному Петрограду, а с моря английские военные суда вели морскую блокаду и совершали предательские нападения на корабли Советского флота, это тема явилась заново».

Позже стали появляться совсем уж фантастические версии, что «Баллада о гвоздях» — это де об офицерах кайзеровского флота, вышедших в нелёгкий поход в апреле 1918 года, или, что речь идёт об атаке Каспийской флотилией иранского порта Энзели, где в 1920 году укрепились отступающие белогвардейцы.

Переводчик поэзии Василий Бетаки, считал что в «Балладе о гвоздях» речь идёт об абстрактных моряках, собирательных образах позаимствованных « первым в русской литературе киплингианцем» из книг Редьярда Киплинга(1865-1936), под сильнейшим влиянием которого Николай Тихонов находился, вместе со своим учителем, Николаем Гумилёвым.

Кстати, Редьярд Киплинг-писатель, поэт и новеллист, в 1907 году первым среди англичан получил Нобелевскую премию по литературе. Маугли – известный персонаж, из книг Редьярда Киплинга: «Книга жизни» и «Вторая книга жизни».

Все эти версии неверны, включая и ту которой предлагал верить Николай Семёнович.
Дата, указанная автором под «Балладой о гвоздях» в первом издании 1919 год точно указывает на события, с атакой торпедными катерами, о которых речь шла выше.

Врал, герой социалистического труда, лауреат Ленинской и 3-х Сталинских премий, председатель комитета защиты мира, пожилой, седой и осанистый.

Второе стихотворение «Баллада о синем пакете» такого же смысла, безоговорочного подчинения:

Человек должен доставить пакет командованию.

Он преодолевает множество препятствий: конь пал, мост, по которому должен ехать поезд, взлетел в воздух, самолёт падает; наконец он, раненный, измученный, вручает пакет в Кремле:

«Письмо в грязи и в крови запеклось
И человек разорвал его вкось.

Прочёл, о френч руки обтёр,
Скомкал и бросил за ковёр.

— Оно опоздало на полчаса,
Не нужно – я всё уже знаю сам.

Известна баллада Шиллера «Порука», переведённая Василием Жуковским. В ней говорится о человеке, преодолевающем все препятствия – наводнение, нападение разбойников и прочее – чтобы прийти вовремя и спасти от казни друга.

Это производит такое впечатление на тирана, что тот просит принять его третьим в дружеский союз.

Баллада Шиллера – романтическая до романтизма, она основана на благородстве самоотверженного подвига.

А во имя чего преодолевает все опасности герой тихоновской баллады? Что знает о пакете, кроме того, что он синий?

Баллада Николая Тихонова – воспевает не подвиг, не героизм, не высокие идеи, а армейскую дисциплину. Поэзия бездумного подчинения: приказ есть приказ.
Начальство лучше знает, — не спрашивай, подчиняйся.

«Гвозди бы делать из этих людей…»

Николай Семёнович Тихонов осуществил в собственной биографии свой лозунг – он сделал из самого себя гвоздь, вбиваемый в стенку партией.

Правда, ему за то, что он согласился стать гвоздём (Сталин говорил о винтиках), неплохо заплатили.

Идея безыдейного исполнения начальственных распоряжений лежала в основе казарменного социализма.

Тихонов Николай Семёнович – советский поэт, прозаик, переводчик и общественный деятель.

Родился 4-го ноября 1896 года в г. Санкт-Петербурге в семье мужского парикмахера и портнихи. Рос среди детей ремесленников, учился в 1-ом начальном училище, затем окончил Алексеевскую Торговую школу Санкт-Петербургского Купеческого Общества.
Продолжать образование не мог – надо было помогать семье, жившей очень бедно.

Поступил писцом в Главное морское хозяйственное управление. Стихи стал писать рано.

С началом Первой мировой войны, в 1914 году, ушёл добровольцем на фронт, служил в гусарском полку, был контужен. Позже напишет об этом в стихах: «Жизнь под звёздами», в книге «Военные кони».

Демобилизовавшись весной 1918 года, работал плотником, играл актёром. В 1918 году добровольцем вступил в Красную Армию. Служил сначала в 1-ой Советской роте имени Карла Либкнехта, позднее в 1-ом стрелковом полку имени М.И.Калинина.

После демобилизации, принял твёрдое решение заняться литературной деятельностью.
Поселился в «Доме искусств», посещал занятия, которые вёл Николай Гумилёв.

Был принят в литературное объединение «Серапионовы братья», стал членом литературного содружества «Островитяне», в организации которого принимал самое деятельное участие.

«Дом искусств» был создан в Петрограде по инициативе Максима Горького в 1919 году. Дом был открыт на Мойке №59. «Дом искусств» ставил задачей организацию вечеров, выставок, концертов, издание книг.

В работе литературной студии принимали участие А.Блок, К.Чуковский, А.Ахматова, Н.Гумилёв, К.Федин, В.Каверин, М.Зощенко.

«Дом искусств» существовал до 1923 года.

Николай Тихонов привлёк к себе внимание в 1920 году, когда выпустил поэму «Сами» о В.И.Ленине, одним из первых обратился к ленинской теме. Специализировался на стихах о героике революции и Гражданской войны – сборники «Орда» и «Брага» 1922 год.

Стал широко известным после «Баллады о гвоздях» и «Балладе о синем пакете». Был автором ставшей крылатой фразы:

«Гвозди бы делать из этих людей:
Крепче бы не было в мире гвоздей».

Много ездил по стране, изучил народы Кавказа, их жизнь, быт, историю, стал заниматься переводами грузинских, армянских, дагестанских поэтов.
В 1935 году в составе советской делегации участвовал в работе конгресса в защиту мира в Париже.

Во время советско-финской войны, Николай Тихонов, военный корреспондент.

Во время Великой Отечественной войны работал в Ленинграде, был начальником оперативной группы писателей при политуправлении Ленинградского фронта.
Писал очерки и рассказы, статьи и листовки, стихи и обращения.

Написал поэму «Киров с нами» -1941 год, о защитниках Ленинграда, стихи этого периода вошли в книгу «Огненный год»-1942 год, очерки еженедельно публиковались в Газете «Красная звезда».

В январе 1944 года был отправлен с фронта и поставлен во главе Союза писателей СССР.

Однако уже в 1946 году, после выхода постановления ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», где ему также посвящено несколько очень резких строк, был снят с этого поста.

Снят за то, что не стал поддерживать обвинения в адрес Анны Ахматовой и Михаила Зощенко и за это поплатился постом Председателя Союза Писателей СССР.

В послевоенное период Николай Тихонов пишет меньше, что было связано со значительными общественными нагрузками.

В мае 1947 года, в рамках борьбы с «космополитизмом», Николай Тихонов обрушился с критикой на изданную ещё в 1941 году, книгу профессора МГУ Исаака Нусинова «Пушкин и мировая литература».

Он обвинил автора в том, что Пушкин у него «выглядит всего лишь придатком западной литературы», в преклонении перед Западом, в забвении того, что только русская литература «имеет право на то, чтобы учить других новой общественной морали, назвав автора «беспаспортным бродягой в человечестве».

В 1949-ом профессора Исаака Нусинова арестовали как члена Еврейского антифашистского комитета (ЕАК), и он умер в тюрьме в 1950 году, объявив голодовку, в защиту одной из заключённых.

С 1949 по 1979 год, до последнего дня жизни, Николай Тихонов, был председателем Советского комитета защиты мира, с 1950 года – членом Всемирного совета мира. Побывал во многих странах Европы, в Китае.

За общественную деятельность был награждён многочисленными премиями, в том числе премией Джавахарлала Неру. Избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2-го декабря 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии советской литературы, активную общественную деятельность и в связи с семидесятилетием со дня рождения Тихонову Николаю Семёновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Стал первым из деятелей советской литературы удостоенным высокого звания.
Лауреат Сталинской премии (1942,1949,1952), и Ленинской (1970).

Международной Ленинской премии «За укрепления мира между народами» (1957).
Николай Тихонов и Леонид Брежнев, вдвоём, единственные, кто был награждён и Ленинской премией и Международной Ленинской «За укрепления мира между народами».

Николай Тихонов был награждён 4-мя орденами Ленина (1939,1956,1966,1976), орденами — Октябрьской Революции (1975), Красного Знамени (1940), Отечественной войны I-ой степени (1945), Трудового Красного Знамени (1946), медалями.
Депутат Верховного Совета СССР 2-го – 9-го созывов (1946-1979).

Подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года, о Александре Солженицыне и Андрее Сахарове , содержащее слова презрения и осуждения в их адрес.

Незадолго до смерти, Николай Тихонов, выступая по советскому радио, впервые вспомнил о своём учителе Николае Гумилёве и цитировал его стихи.

Скончался Николай Семёнович Тихонов, 8-го февраля 1979 года, в возрасте 82-х лет.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В Санкт-Петербурге и Москве, на домах где жил и работал поэт, установлены мемориальные доски. В его честь названа улица в Махачкале.

Если бы Николай Тихонов прожил столько, сколько Лермонтов и умер в 1923 году, он остался бы в русской литературе как автор двух великолепных сборников стихов: “Орда» и «Брага» 1922 года и поэмы «Шахматы».

Проживи он ещё несколько лет, потомство запомнило бы его поэмы: «Вира», «Красные на Араксе», «Дорога» (1924-1927) и сборник «Поиски героя» 1926 год, ещё десятилетия спустя вышли книги: «Стихи о Кахетии» 1935 и «Тень друга» 1936 год и стихотворение за начало 1941 года:

«На улице ветер остро режущий,
Лондонец идёт в своё бомбоубежище.
В его кармане холодок ключа
От комнат, ставших мусором колючим,
Мы свой урок ещё за партой учим,
Но снится нам экзамен по ночам».

В этих строчках была прежняя тихоновская шершавость и точность, лаконизм и сила.
На этом поэт Николай Тихонов кончился. Ему было на то время, сорок с небольшим.
Прожил он ещё столько же, четыре десятилетия.

Куда что подевалось?

Достаточно сравнить безликие и беспомощные стихи позднего Николая Тихонова с ранними его поэтическими сборниками «Орда» и «Брага».
Словно и не было ничего в этом литературном чиновнике и бездарном графомане, который был способен написать неуклюжее в 1942 году, стихотворение:

Немецких орд железная комета
Явилася на наших рубежах,
Нет армии, которая б, как эта,
Комету эту бросила во прах.

И яростная битва закипела
Как никогда, громадна и грозна,
Нет армии, которая б имела
Вождя полков такого, как она…

Николай Тихонов был разумным человеком. Он отлично знал, каким полководцем был воспеваемый им «вождь полков», за несколько лет до этого расстрелявший весь генералитет своей армии.

Николай Тихонов восклицает: «Нет армии, которая была бы с народом слита больше, чем она», — а ведь помнит, что «вождь полков» обвинил в измене Тухачевского, Гамарника, Якира, Уборевича – и лжёт.

Цену за эту ложь он уплатил немалую.

Автор «Браги» в дурном сне не мог бы придумать такую нелепую метафору, как «немецких орд железная комета явилася…», а Красная Армия эту комету будто бы «бросила в прах».
Где чувство языка, в такой великолепной степени свойственное тому юноше, который когда-то написал:

Мы разучились нищим подавать,
Дышать над морем высотой солёной,
Встречать зарю и в лавках покупать
За медный мусор – золото лимонов.

Случайно к нам заходят корабли,
И рельсы груз проносят по привычке;
Пересчитай людей моей земли –
И сколько мёртвых встанут в перекличке.

Но всем торжественно пренебрежём.
Нож сломанный в работе не годится,
Но этим чёрным, сломанным ножом
Разрезаны бессмертные страницы.

От этих строк не отрёкся бы и Николай Гумилёв, учитель и образец Николаю Семёновичу, который никогда не произносил запрещённого имени – Николай Степанович Гумилёв, не в разговоре, ни тем более в печати.

В этом его обвинить нельзя, вспоминать Гумилёва, в буквальном смысле, в сталинское время, было смертельно опасно.

В первые послевоенные годы, Николай Тихонов отличался в жанре холуйского славословия. В цикле «»Стихи о Югославии» -1946 год, читаем:

А ночь как душа раскрыта,
И в звёздных ночей красе
Поют они песню о Тито,
О Сталине песни все.
Опозорены хорошие слова – ночь, душа, звёзды, песни. Вот оказывается, какую дешёвку из них можно сделать.
Николай Тихонов упражнялся именно в этом – в опошлении высокой лексики русской классической поэзии:
Вновь над Кремлём заря горит,
В огне просторы снеговые,
И Сталин миру говорит
О гордом жребии России…
1945 год.

В 1950 году напишет «Домик в Гори», где с верноподданническим умилением будет призывать читателя восторгаться Сталиным:

Смотри – по ступенькам хрустящим,
С загаром обветренных щёк,
Сбегает восторженный мальчик,
Неведомый миру ещё…

Николай Тихонов уже знал, кем стал восторженный мальчик, уже поднявший послевоенную волну террора. Моральное падение Николая Тихонова было налицо.

Евгений Евтушенко, в своём цикле «Поэты русские», посвятил Николаю Тихонову стихотворение:

«Николай Тихонов».
1896-1979

Я не хотел знакомиться с Н.Тихоновым.
Он свой талант задвинул на засов.
Он пренебрёг неумолимым тиканьем
истории стремительных часов.

Он так скрипел красиво портупеями,
чертами резок и широк в кости,
и обещал такими эпопеями
воображенье наше потрясти.

Я обожал его баллады ранние,
а сам он оказался не таков.
Он стал похож на полное собрание
большущих страхов, крохотных страшков.

Седой, он внешне был штормово — кипенным,
а сам во сне был с биркою нагим,
и оказался он трусливым Киплингом –
советский Киплинг мог ли быть другим?

В то время были многие писатели
гораздо исполнительней и злей –
гвоздей в ладони резвые вбиватели,
и крепче в мире не было гвоздей.

Он прожил от Распутина до спутника,
Он стал, — гусар и красный командир, —
Гвоздём-служакой, тем, на ком уютненько
Висели Сталин, и Хрущёв и др.

Тряпичный лев, покорно верный партии,
он осыпал опилки на паркет.
Его стихи не выброшу из памяти.
Несчастный человек. Большой поэт.

8-25 декабря 2003 года.

Необычайно талантливый литератор, став литературным чиновником, завсегдатаем президиумов, Николай Тихонов со временем утратил себя как поэт – утонув в потоках пустословия и риторики, поблекли его стихи.

Однако влияние творчества Николая Тихонова на советскую литературу, бесспорно, вспомним хотя бы, стихи раннего Константина Симонова: «Рассказ о спрятанном оружии», «Генерал», «Изгнанник».

Из поэтического наследия Николая Тихонова.

Крутили мельниц диких жернова,
Мостили гать, гоняли гурт овечий,
Кусала ноги ржавая трава,
Ломила вьюга мёртвой хваткой плечи.

Мы кольца растеряли, не даря,
И песни раскидали по безлюдью,
Над молодостью – медная заря,
Над старостью … Но старости не будет.

Длинный путь. Он много крови выпил.
О, как мы любили горячо –
В виселиц качающемся скрипе
И у стен с отбитым кирпичом.

Этого мы не расскажем детям,
Вырастут и сами всё поймут,
Спросят нас, но губы не ответят
И глаза улыбки не найдут.

Показав им, как земля богата,
Кто-нибудь ответит им за нас:
«Дети мира, с вас не спросят платы,
Кровью всё откуплено сполна.

Праздничный, весёлый, бесноватый,
С марсианской жаждою творить,
Вижу я, что небо небогато,
Но про землю стоит говорить.

Даже породниться с нею стоит,
Снова глину замешать с огнём,
Каждое желание простое
Освятить неповторимым днём.

Так живу, и если жить устану,
И запросится душа в траву,
И глаза, не видя, в небо взглянут, —
Адвокатов рыжих позову.

Пусть найдут в законах трибуналов
Те параграфы и те года,
Что в земной дороге растоптала
Дней моих разгульная орда.

Не плачьте о мёртвой России
Живая Россия встаёт, —
Её не увидят слепые,
И жалкий её не поймёт.

О ней горевали иначе,
Была ли та горесть чиста?
Она возродится не в плаче,
Не в сладостной ласке кнута.

Не к морю пойдёт за варягом,
Не к княжей броне припадёт, —
По нивам, лесам и оврагам
Весенняя сила пройдёт.

Не будет пропита в кружале,
Как прежде, святая душа
Под песни, что цепи слагали
На белых камнях Иртыша.

От Каспия к Мурману строго
Поднимется вешний наряд,
Не скованный именем Бога,
Не схваченный ложью тенет.

Умрёт горевая Россия
Под камнем, седым горюном,
Где каркали вороны злые
О хищников пире ночном.

Мы радости снова добудем,
Как пчёлы – меды по весне,
Поверим и солнцу, и людям,
И песням, рождённым в огне.

Не заглушить, не вытоптать года, —
Стучал топор над необъятным срубом,
И вечностью калённая вода
Вдруг обожгла запекшиеся губы.

Владеть крылами ветер научил,
Пожар шумел и делал кровь янтарной
И брагой тёмной путников в ночи
Земля поила благодарно.

И вот под небом, дрогнувшим тогда,
Открылось в диком и простом убранстве,
Что в каждом взоре пенится звезда
И с каждым шагом ширится пространство.

Огонь, верёвка, пуля и топор
Как слуги кланялись и шли за нами,
И в каждой капле спал потоп,
Сквозь малый камень прорастали горы,
И в прутике, раздавленном ногою,
Шумели чернорукие леса.
Неправда с нами ела и пила,
Колокола гудели по привычке,
Монеты вес утратили и звон,
И дети не пугались мертвецов…
Тогда впервые выучились мы
Словам прекрасным, горьким и жестоким.

«Когда уйду – совсем согнётся мать».

Когда уйду – совсем согнётся мать,
Но говорить и слушать так же будет,
Хотя и трудно старой понимать,
Что обо мне рассказывают люди.

Из рук уронит скользкую иглу,
И на щеках заволокнятся пятна, —
Ведь тот, что не придёт уже обратно,
Играл у ног когда-то на полу.

Все приведённые выше стихи, взяты из сборников «Орда» и «Брага» за 1922 год.

Лишь после смерти, Николая Тихонова, выяснилось, что почти всю жизнь, ученик и последователь расстрелянного Николая Гумилёва(1886-1921), Николай Тихонов писал в стол стихи, опасаясь идеологического давления власти, которые не могли быть опубликованы тогда, и только после перестройки, вышли из деревянного плена стола:

Нет России, Европы и нет меня,
Меня тоже нет во мне –
И зверей убьют, и людей казнят,
И деревья сожгут в огне.

Не верить, поверить нашим дням,
Простить, оправдать – не простить,
Счастье нам, что дорога всегда по камням,
По цветам было б жутко идти.

Наш век пройдёт. Откроются архивы,
И всё, что было скрыто до сих пор,
Всё тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.