Писатель Маркес биография Краткая

Габриэль Гарсиа Маркес

Фото Все

Видео Все

Габриэль Гарсиа Маркес и Мерседес Барча Пардо. Больше, чем любовь

Габриэль Гарсиа Маркес — как не ссориться с женщинами

Габриэль Гарсиа Маркес | Краткая биография.

Габриэль Маркес — биография

Габриэль Гарсиа Маркес – знаменитый колумбийский писатель, один из представителей так называемого направления «магический реализм». Широкую известность Маркесу принесли романы под названием «Сто лет одиночества», «Любовь во время чумы» и многие другие.

Детство и юность

Габриэль родился весной 1927-го года в Колумбии. Спустя какое-то время после рождения наследника Маркес-старший получил работу в аптеке и переехал в другой город. Мальчик остался проживать с дедушкой и бабушкой, пока его отец пытался наладить жизнь в другом регионе страны. У Габриэля был брат, который тоже воспитывался в семье дедушки и бабушки.

В 36-м году отец забрал сыновей в Синс. Спустя несколько месяцев семейство переезжает в город под названием Сукре, где Маркес-старший решил открыть собственную аптеку. Хотя мальчики проживали с отцом, воспитание бабушки с дедушкой сильно на них повлияло.

Габриэль Маркес в детстве

Дед Габриэля был ветераном Тысячедневной войны и героем либеральных сил Колумбии. Николас Рикардо Маркес Мехия оказал большое влияние на формирование мировоззрения своих внуков. В дальнейшем Габриэль будет называть свое деда «пуповиной», которая связывала реальность и историзм. Николас был великолепным рассказчиком и часто баловал внуков интересными историями. К примеру, однажды мужчина заявил Габриэлю, что мальчик и представить себе не может, сколько весит мертвый человек. Таким образом дедушка показал внуку, что в мире нет большего греха, чем убийство человека. В дальнейшем многие рассуждения Николаса были использованы в произведениях Маркеса-младшего.

Бабушка сыграла не меньшую роль в воспитании внуков. Габриэль рассказывал, что был очарован особым взглядом на жизнь, который демонстрировала его бабушка. Женщина воспринимала все необычное как нечто естественное. В доме Маркесов просто обожали рассказы о сверхъестественном, которые совершенно не нравились дедушке. Однако его внуки были просто в восторге от самых невероятных историй о призраках и судьбоносных знамениях. Бабушка рассказывала мистические истории с таким видом, словно они происходили на самом деле. В дальнейшем Габриэль использовал эту особенность повествования в своих романах. «Невозмутимый стиль» соответствовал практически всем произведениям писателя.

В школе будущий литератор проявил себя как робкий ребенок с богатым воображением. Он был очень серьезен и никогда не интересовался детскими играми или спортом. Дети даже прозвали Габриэля «стариком» за его молчаливость и увлечение литературой.

После окончания школы молодой человек поступил в колледж. Во времена студенчества он начал публиковать свои первые стихи. Вскоре он получил стипендию и отправился учиться в колледж в Сипакире, что находится близ Боготы. Здесь Маркес неожиданно проявил интерес к спорту. Он стал капитаном местных команд по бегу, футболу и бейсболу.

Габриэль Маркес в молодости

Вскоре Габриэль стал студентом Национального университета Колумбии. Обучение он проходил на юридическом факультете – его отец мечтал видеть сына успешным юристом. Однако молодой человек мечтал стать известным писателем. Он хотел создавать произведения, которые бы походили по стилистике на рассказы его любимого дедушки.

Видимо, сама судьба вмешалась в биографию Маркеса, которому так и не суждено было начать юридическую практику. Во время вооруженного восстания «Боготасо» вуз временно закрылся и Маркес-младший был переведен в другой университет. Он начинает подрабатывать в местной газете корреспондентом. Габриэль решает перебраться обратно в город Барранкилью. В дальнейшем он полностью сосредоточился на журналистике, а вскоре занял должность репортера и обозревателя в издании под названием «El Heraldo».

Литература

Во время своего проживания в Барранкилье молодой человек познакомился с огромным количеством писателей, журналистов и просто образованных людей. В новых знакомствах Маркес черпал вдохновение для своих будущих произведений. У него сформировался собственный взгляд на культуру и литературу родной страны. Огромное влияние на молодого писателя оказало творчество Эрнеста Хемингуэя. Мастер реалистического рассказа был невероятно популярен в то время и первое вдохновение Маркес нашел в рассказах и романах своего кумира.

Габриэль Маркес в творческом процессе

В 55-м году он опубликовал дебютное произведение – повесть под названием «Палая листва». Сюжет произведения рассказывает о жизни пожилого полковника. Маркесу понадобилось долгих семь лет, чтобы найти издателя, который бы согласился напечатать его труд. Однажды Маркес заметил, что из всего его обширного творчества «Палая листва» была его самым любимым произведением. Писатель называл эту повесть своим самым спонтанным и искренним творением.

Через шесть лет Маркес выпустил свою вторую повесть, которая также рассказывала о биографии престарелого полковника. Повесть получила название «Полковнику никто не пишет» и до сих пор является одним из лучших образчиков «реалистической литературы». Молодой писатель решил создать реалистическое произведение, вдохновляясь романами и рассказами Эрнеста Хемингуэя. Эта повесть рассказывает об одинокой жизни престарелого мужчины, который должен коротать свой век в компании супруги. Муж и жена вспоминают былые дни и их почившего сына, который не так давно умер.

В двух первых произведениях автора можно проследить отсылки к «Ла Виоленсии» — такое название получила гражданская война между либералами и консервативной партией Колумбии. Герои этих произведений сталкиваются с комендантским часом, жесткой цензурой, а также с подпольными газетами. В первом романе писателя под названием «Недобрый час» также можно углядеть подобные отсылки, но и назвать это произведение средством политической пропаганды нельзя.

Хотя первые произведения Маркеса были созданы в жанре «реализм», в дальнейшем он экспериментировал с другими литературными направлениями. Настоящую славу писатель получил благодаря роману под названием «Сто лет одиночества». Это произведение написано в стиле, который позже назовут «мистическим реализмом». Лучшее тому подтверждение эпизод романа, в котором молодую женщину, которую развешивает белье на улице внезапно уносит ветер. Сюжет повествует об огромном количестве персонажей, судьбы которых связаны друг с другом.

В 72-м году Маркес представил на читательский суд сборник своих ранних рассказов, который получил название «Глаза голубой собаки». В сборник вошли рассказы, которые писатель создал в период с 47 по 55-й годы. Эти рассказы были в свое время напечатаны в местных газетах. В ранних рассказах видно, что писатель еще не до конца определился с творческим направлением, но уже демонстрирует яркий талант. С течением времени писательская слава колумбийца росла, о его творчестве писала мировая пресса.

Вскоре Габриэль, вдохновленный побегом венесуэльского диктатора Маркоса Переса Хименеса, начал писать так называемый диктаторский роман под названием «Осень патриарха». Писатель работал над этой книгой в течение 7 лет, после чего роман появился в печати в 75-м году. Сам создатель произведения окрестил свой роман «стихотворением об одиночестве власти». Сюжет романа содержит огромное количество анекдотов из жизни беглого политика. Книга была великолепно принята общественностью.

Габриэль Маркес за письменным столом

В 81-м году автор опубликовал повесть под названием «Хроника предсмертной жизни». Повесть была написана в псевдо-журналистском стиле. Спустя время произведение стало основой для картины, которую поставил Франческо Рози.

Спустя год произошло событие, которое предопределило будущую судьбу колумбийского писателя в мировой литературе. Зимой 82-го года писатель стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Эта престижная награда была вручена Маркесу за многочисленные произведения, в которых мастерски сочетаются реалистическое и фантастическое. Выступление колумбийца перед уважаемой публикой получило заглавие «Одиночество Латинской Америки». В итоге Маркес стал первым гражданином Колумбии, которому была вручена столь значительная награда за вклад в мировую литературу.

«Любовь во время чумы»

В 85-м году в продаже появился очередной роман Маркеса под названием «Любовь во время чумы». Произведение прославленного колумбийца тут же стало мировым бестселлером. Сюжет романа рассказывает о любви во всех ее проявлениях, в том числе и в идеальных, и в развратных. Основой для романа стала реальная история любви родителей самого писателя. Маму и папу Маркеса звали Луиза и Габриэль. Интересно, что отец Луизы, тот самый любимый дедушка Габриэля, совершенно не одобрял выбор дочери. Габриэль-старший слыл известным бабником. Только после того как Маркес-старший написал своей возлюбленной сотни любовных писем и стихов, он смог получить у родителей Луизы разрешение на брак.

Через четыре года писатель вновь обращается к теме жизнеописания военного человека. Получившийся роман был назван «Генерал в своем лабиринте». Литературные критики до сих пор не могут сойтись в том, к какому жанру можно причислить данный роман. Специально для этого произведения был введен термин «новый исторический роман». В новом стиле нашли отражения и постмодернизм, и пост-бум и так называемый латиноамериканский бум.

Кроме литературы Маркес интересовался и другими видами искусства. Он принимал активное участие в создании кинокартин и частенько выступал в качестве сценариста. Писатель создал свыше 25 сценариев, по которым было сняло 17 кинолент.

В течение многих лет Маркес продолжал активно творить. В 2000-м году в перуанской газете под названием «La Republica» появился стих La Marioneta. Автором стихотворения значился некий чревовещатель из Мексики по имени Джонни Уэльш. Однако многие литературные критики считали, что стихотворение на самом деле написал Гарсиа Маркес. Быстро стали распространяться слухи о том, что стих является прощальным письмом тяжело больного литератора. Спустя несколько дней текст стиха начал декламироваться на радиостанциях, он распространился в Интернете. Когда шумиха вокруг стихотворения немного улеглась, стало известно, что никакого отношения этот текст с прославленному писателю не имеет.

Последним произведением в многолетнем творчестве колумбийца стала повесть под названием «Воспоминания моих грустных шлюх». Произведение было опубликовано в 2004-м году на испанском языке. Эта повесть стала первой за продолжительный перерыв в литературной биографии Маркеса.

Последнее произведение колумбийского писателя было экранизировано в 2011-м году.

Габриэль Гарсиа Маркес

Биография

Габриэль Гарсиа Маркес – колумбийский писатель, представитель направления «магический реализм» в литературе. Его произведения не теряют актуальности и сегодня, а некоторые детали личной жизни становятся настоящим откровением даже для самых искренних поклонников его творчества.

Детство и юность

Габриэль Гарсиа Маркес появился на свет в 6 марта 1927 года в городе Аракатака, в Колумбии. Вскоре после рождения ребенка отец Маркеса получил должность фармацевта и переехал с супругой в Барранкилью (город на севере Колумбии), оставив маленького «Габито» в Аракатаке на воспитание дедушке и бабушке.

Зимой 1936 года отец забрал Габриэля и его брата в Синсе, а несколько месяцев спустя семья перебралась в Сукре, где отец будущего писателя открыл аптеку. Однако воспитание деда и бабки сильно повлияло на жизнь и мировоззрение Гарсиа Маркеса.

Его дед, Николас Рикардо Маркес Мехия, которого мальчик назвал «Папалело», был ветераном Тысячедневной войны и героем колумбийских либералов. Николас, которого Габриэль называл своей «пуповиной, связывающей его с историей и реальностью», был превосходным рассказчиком. Дед часто говорил своему маленькому внуку: «Ты и представить не можешь, сколько весит мертвый человек», напоминая о том, что нет больше бремени, нежели убийство человека. Эти мысли Гарсиа Маркес позже интегрировал в свои произведения.

Бабушка мальчика, Донья Транквилина Игуаран Котес, также сыграла огромную роль в становлении характера ребенка. Габриэль был вдохновлен тем, как она «относилась к необычному как к чему-то совершенно естественному». В их доме часто звучали рассказы о призраках и предзнаменованиях, которые полковник старательно игнорировал. Габриэлю нравилась, что даже самые фантастичные или невероятные истории его бабка выдавала так, будто они являлись неопровержимой правдой. Этот «невозмутимый стиль» проявился позже в некоторых известных произведениях писателя.

В школе Гарсиа Маркес был робким ребенком, увлекающийся написанием юмористических стихов и рисованием комиксов. Серьезного молчаливого ребенка, которого не интересовали игры и спорт, одноклассники прозвали El Viejo («Старик»).

В годы учебы в колледже в Сан-Хосе Гарсиа Маркес опубликовал свои первые стихи в школьном журнале. Позже благодаря предоставленной правительством стипендии Габриэль был отправлен на учебу в иезуитсикий колледж в Сипакире, городке недалеко от Боготы, где юноша значительно преуспел в различных видах спорта, став капитаном команды Liceo Nacional Zipaquirá в трех дисциплинах: футбол, бейсбол и беге.

После его окончания школы в 1947 году Гарсиа Маркес стал студентом Национального университета Колумбии – выбор юридического факультета был сделан в угоду отцу. Однако Габриэль продолжал грезить о писательстве, желая создавать произведения, похожие по стилю на рассказы его деда.

Когда после вооруженного восстания «Боготасо» университет закрыли, Габриэля перевели в Университет Картахены, где юноша начал работать репортером местной газеты. В 1950 году Гарсиа Маркес решил полностью сосредоточиться на журналистике, перебравшись обратно в Барранкилью и устроившись обозревателем и репортера в газету «El Heraldo».

Литература

Жизнь и новые знакомства в Барранкилье стали богатейшим источником познаний в литературе мирового уровня. Именно здесь у Гарсиа Маркеса сформировался особый взгляд на культуру стран Карибского бассейна.

В 1955 году была опубликована первая повесть Гарсиа Маркеса «Палая листва» о старом полковнике – на поиски издателя писателю потребовалось 7 лет. Однажды колумбиец отметил, что из всего написанного с 1973 года «Палая листва» была его самым любимым произведением, потому как оно было «самым спонтанным и искренним».

Шесть лет спустя вышла вторая повесть писателя «Полковнику никто не пишет» о 75-летнем полковнике в отставке, ветеране Тысячедневной войны. Реалистический текст повести был отмечен влиянием Эрнеста Хемингуэя.

В этих двух повестях, а также некоторых более поздних работах Гарсиа Маркеса можно найти отсылки к «Ла Виоленсии», жестокой гражданской войне между Либеральной и Консервативной партий Колумбии в 1950-х годах. Персонажи повестей переживают различные несправедливые ситуации, такие как комендантский час, подпольные газеты и цензура в прессе. Есть подобные отсылки и в первом романе «Недобрый час» (1962 год), однако писатель решил не использовать свое произведение в качестве платформы для политической пропаганды.

Если первые произведения Гарсиа Маркеса были написаны в жанре «реализм», то впоследствии писатель экспериментировал с менее традиционными направлениями. Так, стиль романа «Сто лет одиночества» (1967), который принес Габриэлю мировую славу, окрестили «магическим реализмом», а самым ярким примером явления стал фрагмент о том, как красивую женщину, развешивающую белье на веревке, внезапно подхватывает и уносит ветер.

В 1972 году Гарсиа Маркес ознакомил публику с его ранними работами, опубликовав сборник «Глаза голубой собаки» — в него вошли ранние рассказы, созданные между 1947 и 1955 годами и впервые напечатанные на полосах местных газет. В небольших рассказах Гарсиа Маркес, еще не до конца определившийся со стилем, смело позволил себе экспериментировать, но неизменно оставался виртуозом своего дела.

В конце 60-х годов Гарсиа Маркес, вдохновленный бегством диктатора Венесуэлы Маркоса Переса Хименеса, начал писать диктаторский роман «Осень патриарха». Работа над книгой продолжалась более 7 лет, вплоть до 1975 года, когда роман, наконец, был опубликован. Согласно Гарсиа Маркесу, этот роман является «стихотворением об одиночестве власти». Сюжет книги развивается через серию анекдотов о деятельности и жизни политика, которые появляются не в хронологическом порядке.

В 1981 году была опубликована новаторская по форме повесть «Хроника предсмертной смерти». Произведение, написанное в псевдо-журналистском стиле, несколько лет спустя легло в основу фильма режиссера Франческо Рози.

8 декабря 1982 года Гарсиа Маркес был награжден Нобелевской премией по литературе «за произведения, в которых фантастическое и реалистичное сочетается в богатом воображаемом мире, отражающем конфликты и жизнь на континенте». Выступление писателя было озаглавлено как «Одиночество Латинской Америки». Гарсиа Маркес стал первым колумбийцем и четвертым латиноамериканцем, награжденным Нобелевской премией по литературе.

В 1985 году Гарсиа Маркес выпустил очередную книгу, ставшую бестселлером – «Любовь во время чумы». Роман исследует любовь в бесчисленных формах, «идеальных» и «развратных». В основу книги легла трагикомическая история отношений родителей писателя, Луизы и Габриэля. Отец девушки, тот самый дед-половник, не одобрил выбор Луизы – ее кавалер слыл известным бабником. Габриэлю-старшему потребовалось написать сотни любовных стихов и писем, прежде чем родители Луизы разрешили молодым пожениться.

Четыре года спустя биография Гарсиа Маркеса пополнилась романом «Генерал в своем лабиринте». Жанр произведения трудно классифицировать — мнения критиков на этот счет расходятся. Был даже предложен термин «новый исторический роман» – жанр, совмещающий в себе латиноамериканский бум, пост-бум и постмодернизм.

Помимо литературы, Гарсиа Маркес был вовлечен в мире кино. Он написал сценарии к более 25 фильмам и сериалам, а на основе его произведений было снято 17 фильмов.

В 2000 году в газете «La Republica» в Перу было опубликовано стихотворение La Marioneta мексиканского чревовещателя Джонни Уэльша. По неким причинам, авторство стиха приписали Гарсиа Маркесу. Стали быстро распространяться слухи, что душещипательные строки – это прощальное письмо тяжелобольного писателя. Два дня стихотворение активно декламировали в эфире радиостанций, текст быстро распространялся по интернету, однако довольно скоро выяснилось, что никакого отношения к публикации Гарсиа Маркес не имеет.

Последним произведением в карьере колумбийца стала повесть «Вспоминая моих грустных шлюх», вышедшая в 2004 году на испанском языке. Книга стала первым художественным сочинением писателя после длительного перерыва. В 2011 году книга была экранизирована датским режиссером Хеннингом Карлсеном.

Личная жизнь

Гарсиа Маркес встретился с будущей супругой Мерседес Барча, когда та была еще школьницей. Чтобы заключить брак, молодым пришлось дожидаться ее совершеннолетия. Влюбленные поженились в 1958 году и переехали в Каракас. На следующий год родился их первый сын Родриго Гарсиа, который стал теле- и кинорежиссером.

В 1961 году чета путешествовала по южной части США и в конечном итоге обосновалась в Мехико. Писатель всегда мечтал увидеть юг Штатов, потому как ему импонировали «южные» романы Уильяма Фолкнера.

Через три года у Габриэля родился второй сын, Гонсало, который сейчас работает дизайнером в Мехико.

Внебрачная дочь

Уже после смерти писателя, в 2022 году, стало известно о еще одной наследнице — дочери Индире. Габриэль всегда скрывал от общественности этот факт из личной жизни, хотя близкие родственники знали о существовании девочки. Мать Индиры — журналистка Сюзанна Като, познакомились они во время работы над сценарием одного из фильмов.

Подтвердили эту информацию племянники Гарсиа Маркеса — Шани и Габриэль Элиджио Торрес Гарсиа. Последний даже сообщил прессе, что несколько раз общался с Индирой в интернете. Наследница носит фамилию матери и выбрала профессию, связанную с производством документальных лент.

Колумбийское издание El Universal, обнародовавшее эту информацию, выставило в публикации фото предполагаемой дочери писателя.

Смерть

В 1999 году у писателя была диагностирована лимфома. Гарсиа Маркес прошел курс химиотерапии в лос-анджелесской клинике и вошел в состояние ремиссии. Это событие побудило колумбийца начать писать мемуары:

«Я свел общение с друзьями до минимума, отключил телефон, отменил предстоящие путешествия и всевозможные планы», — рассказал он в интервью газете «El Tiempo».

В 2012 году брат писателя, Хайме, объявил, что Гарсиа Маркес страдает слабоумием. Два года спустя, весной, Габриэль был госпитализирован с сильным обезвоживанием – у него нашли инфекцию в мочевом тракте и легких. 17 апреля 2014 года 87-летний Гарсиа Маркес умер. Причиной смерти легендарной личности стала почечная недостаточность и пневмония.

Тело писателя было кремировано во время семейной церемонии в Мехико. 22 апреля главы Колумбии и Мексики посетили официальную церемонию. Похоронный кортеж с урной с пеплом писателя двинулся от дома, где Гарсиа Маркес прожил более 30 лет, ко Дворцу изящных искусств (Паласио де Беллас Артес). Жители родного города писателя, Аракатаки, также провели символические похороны.

Габриэль Гарсиа Маркес

краткая биография

Роль и место в литературе

Родоначальник нового романа, Габриэль Гарсиа Маркес, повлиял на литературную традицию не только Латинской Америки, но и мира. Он стал открытием для образованных людей многих стран, подарив им совершенно другой язык, описывающий, что движет их подсознанием, открывший им новый, особенный способ жизни.

Если говорить о значимости конкретных литераторов для определенной эпохи, то Маркеса можно смело назвать великим писателем двадцатого столетия. Если точнее – последним великим писателем прошедшего века. Его имя известно во всем мире – от самого обычного, умеющего читать человека, до ученого с мировым именем.

Роман «Сто лет одиночества» Маркес написал уже после войны. К этому времени литература уже утратила представление о разумной организации этого мира. Маркесом был представлен совершенно новый взгляд на действительность, где мистика и рационализм соседствовали и не противоречили друг другу. Этот метод называется «магическим реализмом», и он известен уже давно, но только Маркес сумел сделать его настолько популярным, что вдохновил на это целую плеяду писателей.

В романе автор ставит вопрос, во все времена волнующий человечество: «Каким будет завтрашний день?» Описывая сто лет из жизни семьи Буэндиа, Маркес придает этому числу философское значение. Он показывает, что время циклично, а не линейно, что перед человеком встают те же вечные вопросы, на которые ему снова и снова приходится отвечать. За это гениальное произведение писатель был удостоен Нобелевской премии, став первым колумбийцем, получившим эту награду.

Происхождение и ранние годы

Писатель родился 6 марта 1928 года в небольшом колумбийском городе Аракатака. Отец, Габриэль Элихио Гарсиа, в свое время учился в университете на стоматолога, но за свою жизнь сменил несколько профессий – ремонтника дорог, телеграфиста, землекопа. Он прекрасно играл на скрипке и какое-то время состоял в церковном оркестре. Своим призванием он считал гомеопатию и на момент рождения сына занимался фармацевтикой. Мать, Луиса Сантьяго Маркес Игуаран, была дочерью полковника и получила в свое время очень хорошее образование.

Почти сразу после рождения родители Габито (так называли мальчика в детстве) уехали в другой город, оставив грудного ребенка на воспитание дедушке и бабушке по материнской линии. Мальчик прожил в их доме 8 лет, вбирая в себя впечатления от неиссякаемых историй и преданий бабушки, которые позже окажут большое влияние на его творчество.

У Габито были очень хорошие отношения с дедушкой-полковником, единственным мужчиной в доме, населенном одними женщинами. Он стал для внука образцом для подражания практически во всем. Это был немного грубоватый, но очень добродушный человек. С раннего детства мальчик всюду следовал за дедом, который знал ответы на все его детские вопросы, а, если недоставало аргументов, – доставал словарь и доказывал с помощью него свою правоту. Умер дедушка от пневмонии в марте 1937 года.

Когда Габито исполнилось девять лет, он переехал к своим родителям в Барранкилью.

Образование

В 1936 году Габриэль начал обучаться в интернате города Зикапира, что недалеко от Боготы. В 1940 году он поступил в иезуитский колледж. В это же время он начал увлекаться журналистикой, выпуская заметки для стенгазеты. В 1943 году будущий писатель поступил в национальный колледж Зикапиры.

В 1947 году юноша стал студентом юридического факультета Колумбийского университета. Его первая повесть под названием «Третий отказ» была опубликована в этом же году в городской газете Боготы. В последующие шесть лет эта же газета напечатала более десяти рассказов Маркеса.

В 1948 году Габриэль едет в Картахену для продолжения юридического образования. Параллельно с учебой он работает в газете «Универсаль». В 1950 году приезжает в Барранкилью и устраивается репортером в колумбийскую ежедневную газету «El Heraldo» («Вестник»). В это время появляются заметки к произведению «Дом», которое стало прообразом знаменитого романа «Сто лет одиночества».

Творчество

В 1954 году Маркес вернулся в Боготу. Через год газета «Наблюдатель» («El Espectador») напечатала его четырнадцать очерков «Правда о моих приключениях, основанных на рассказах спасшегося военного моряка». В них обнажались факты контрабандных перевозок, которые совершали колумбийские военные корабли, что вызвало грандиозный скандал, повлекший в 1956 году закрытие этого издания.

В 1955 году была издана повесть «Палая листва». Так называли людей, которые вели кочующий образ жизни, переезжая с места на место в поисках лучшей доли. Здесь впервые упоминается место Макондо, ставшее впоследствии ареной событий в романе «Сто лет одиночества». Уже в этой повести остро чувствуется тема одиночества, которая была центральной почти во всех произведениях автора.

С 1955 года Маркес совершает поездки по Европе в качестве корреспондента «Наблюдателя». В Риме занимается на режиссерских курсах. Находясь в Париже, он узнает, что на его родине произошел переворот, а его газету закрыли. Писатель остается во Франции, одновременно работая в нескольких парижских издательствах. Здесь он, в 1957 году, завершает повесть «Полковнику никто не пишет», одиннадцать раз переписав ее перед этим, чтобы добиться наибольшей выразительности.

С женой Мерседес

В 1957 году Маркес покидает Францию и едет в столицу Венесуэлы. Там он устраивается на работу в журнал «Моменто». В этом же году в качестве корреспондента летит в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В следующем году Габриэль женится, а с 1959 года становится корреспондентом кубинского правительственного агентства новостей «Пренса Латина». С этого времени начинается период поездок на Кубу и в Соединенные Штаты Америки.

Мировую славу Маркесу принес роман «Сто лет одиночества», который впервые был издан в Аргентине. Как сказал один перуанский поэт, это произведение вызвало «литературное землетрясение». Практически сразу роман был переведен на ведущие европейские языки, в том числе, в 1970 году – на русский язык. Он был настолько оценен читателями и критикой, что получил название «шедевр латиноамериканской прозы». Произведение получило многочисленные награды, а автор стал почетным доктором Колумбийского университета Нью-Йорка.

В 1974 году Маркес стал основателем левой газеты «Альтернатива» в Боготе. Пока у власти находился Пиночет (1975-1981 гг.), писатель работал журналистом, освещая политические темы.

В 1982 году Маркеса награждают Нобелевской премией по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

Первый том мемуаров писателя «Жить, чтобы рассказывать об этом» был издан в 2002 году, а в 2004 году вышел роман «Воспоминания о моих грустных подругах». В этом же году Маркес продал Голливуду право на экранизацию романа «Любовь во время холеры».

В своем творчестве Маркес виртуозно использовал художественный опыт таких знаменитостей, как Кафка, В. Вульф, А. Камю, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер. В его произведениях тоже звучит мотив одиночества и стремление, не теряя собственного достоинства, противостоять ему, достигая этого, погрузившись в магию повседневности. В книгах Маркеса отражены главные конфликты современности и тщательный поиск путей их разрешения.

Главные произведения

Задумка написать роман «Сто лет одиночества» возникла у писателя в 1965 году. Полтора года он провел в полном уединении, чтобы создать этот шедевр. В центре сюжета – описание необыкновенных и странных событий в жизни шести поколений Буэндиа. Маркес с огромным мастерством описал трансформацию героев от энергичных и жизнелюбивых первооткрывателей до деградировавших неврастеников, влачащих жалкое существование.

Одиночество, которое было центральной темой почти всех произведений, – это тот финал, который ожидает людей на этом пути. Символичен ураган в конце романа, который сметает все на своем пути – и запустелый город, и его последних жителей.

Еще один роман, набравший большую популярность у читателей всего мира – «Любовь во время холеры». В России он известен под названием «Любовь во время чумы». Писатель посвятил его своей жене Мерседес. Здесь снова на читателя возымело действие магическое влияние художественного мастерства Маркеса.

В произведении описываются события накануне 1900 года, когда в небольшом городке, жители которого переполнены революционными идеями, вспыхивает эпидемия холеры.

Этот роман – самое жизнеутверждающее и оптимистичное произведение Маркеса. К такому выводу приходят все, кому довелось его прочитать, включая критиков. На страницах романа читателя ожидает тончайшее чувство юмора, перемежающееся с легкой иронией, волнующая нежность на фоне сложной политической обстановки и начавшейся эпидемии.

Главный герой повести «Полковнику никто не пишет» живет в небольшом колумбийском городке. Он – отставной полковник, каждую пятницу встречающий катер, который должен доставить ему долгожданное письмо.

Произведение написано таким простым реалистичным языком, что поначалу создается ощущение, что оно принадлежит другому автору. Все дело в том, что повесть – плод раннего периода творчества Маркеса, еще до появления его фирменного стиля и жанра «магического реализма».

Произведение насыщено сильными эмоциями и глубокими переживаниями, которые автор сумел передать довольно лаконичным, даже немного суховатым текстом. Сюжет настолько увлекателен, а главный герой вызывает такую глубокую симпатию и сочувствие, что после прочтения повести остается длительное послевкусие,

Последние годы

В 1989 году Маркесу поставили диагноз – рак легкого. Страшная болезнь отступила после операции, но возникли другие заболевания, которые потребовали еще двух хирургических вмешательств. Несмотря на состояние здоровья, Маркес не прекращал работать. В 2002 году были изданы мемуары «Жить, чтобы рассказывать о жизни». В этом начальном томе автор описал первые тридцать лет своей жизни.

Последние годы Маркес жил в Мексике, уединенно и замкнуто, почти не появляясь на публике. Писал он уже мало, идей для вдохновения практически не было. Умер он в Мехико 17 апреля 2014 года. Попрощаться с ним пришли тысячи людей, в руках у них были белые и желтые розы, которыми осыпали зал после церемонии прощания. На улице, перед зданием вспорхнули в это же время тысячи желтых бумажных бабочек, о которых писал Маркес в своем знаменитом романе.

Прах великого писателя двадцатого столетия нашел последнее пристанище в склепе университета Картахены в Колумбии.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)Событие
1928Год рождения Габриэля Маркеса
1940Начало учебы в иезуитском колледже
1946Поступление в национальный университет Боготы
1950Оставляет университет, начинает работу в журналистике
1950-1952Вступление в неформальную группу журналистов
1954-1955Поездки в Италию, Польшу, Францию
1957Посещение Московского фестиваля молодежи и студентов
1959Работа над рассказами и киносценариями
1961Выход повести «Полковнику никто не пишет»
1966Выход романа «Недобрый час»
1967Выход романа «Сто лет одиночества»
1972Получает за «Сто лет одиночества» премию Ромуло Гальегоса
1982Становится лауреатом Нобелевской премии по литературе
1989Маркесу поставлен диагноз рак легких
2002Выход книги «Жить, чтобы рассказать о жизни»
2010Выход ранее неопубликованных выступлений Маркеса
2014Не стало Габриэля Маркеса

Интересные факты

  • Габриэль был старшим из одиннадцати детей супругов Маркес;
  • отец его будущей жены стрелял в него из окна, когда он пел ночные серенады своей возлюбленной;
  • до восьми лет мальчика воспитывали бабушка с дедушкой;
  • Маркес очень не любил летать в самолетах;
  • некоторые работы писателя переведены на все европейские языки;
  • писатель выкуривал за день до восьмидесяти крепких сигарет;
  • с матерью мальчик встретился только в два года, а с отцом – в семь лет;
  • Маркес звонил матери каждое воскресенье в один и тот же час, несмотря на любые расстояния;
  • чтобы написать свой знаменитый роман «Сто лет одиночества» Маркес на 18 месяцев подверг себя добровольному заточению, оставив работу и заложив машину;
  • писатель был рьяным сторонником кубинской революции;
  • Маркес был очень состоятельным человеком. Одно его интервью длительностью в полчаса стоило 50 тысяч долларов.

Некоторые правила жизни Г. Маркеса:

Я не ношу шляпы, чтобы ни перед кем ее не снимать.

Улыбайся, не доставляй беде удовольствия.

Когда я почувствую, что мне и в самом деле плохо, я не стану ни на кого рассчитывать. Я сам выброшу себя на помойку.

Лучше прийти не вовремя, чем ждать приглашений.

Верь тому, кто умеет сострадать.

Никогда не отдавай приказа, если не уверен, что его выполнят!

Минута примирения стоит больше закадычной дружбы.

Не трать время на человека, который не стремится провести его с тобой.

Память о писателе

В небольшом городке Аракатаке находится музей Габриэля Гарсиа Маркеса.

В Лос-Анджелесе (США), городах Лас-Росас, Мадрид, Сарагоса (Испания) есть улицы Габриэля Маркеса.

В 2008 году состоялось открытие Культурного центра Габриэля Гарсиа Маркеса в Боготе.