Еремей Иудович Парнов — русский писатель-фантаст, публицист.
Окончил Московский торфяной институт (1959). Кандидат химических наук, работал в НИИ Зарубежгеология. Член Союза писателей СССР (1967).
Эрудит и несравненный знаток легенд, мифов и верований различных народов, Парнов был неутомимым путешественником, особенно его притягивала Южная и Центральная Азия, где он пробирался в малодоступные места Гималаев и Тибета. Во многих поездках ему помогало командировочное удостоверение «Литературной газеты», специальным корреспондентом которой он работал в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Еще раньше Парнов был корреспондентом «Правды» во Вьетнаме, провёл там в общей сложности полтора года.
Парнов избирался сопредседателем Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей СССР, президентом и вице-президентом Европейской и Всемирной ассоциаций научной фантастики (представлял в них советских фантастов).
Награжден орденом «Знак Почета». Лауреат премии Всесоюзного общества «Знание» (1968, 1974, 1982), премии «За творчество в области научной фантастики социалистических стран» (1973), Еврокона (1976), «Золотые крылья фантазии» (1981), премии МВД СССР и СП СССР (1983). За книгу «Круг чудес и превращений», посвященную Шекспиру, писатель получил благодарность от королевы Англии.
Научную фантастику писал преимущественно в 1960-х в соавторстве с Михаилом Емцевым. Возможно, их лучшее произведение — повесть «Душа Мира», изданная на английском с предисловием Теодора Старджона, который назвал её «необыкновенной». Энциклопедия Клюта и Николса отмечает, что она «соединяет франкенштейновские ужасы с детальными размышлениями о коллективном сознании». Гордился тем, что предсказал нейтронную бомбу за 13 лет до её создания. Наибольшую известность Парнову принесла трилогия об инспекторе Люсине, в которую вошли романы «Ларец Марии Медичи» (1972), «Третий глаз Шивы» (1975), «Александрийская гемма» (1991, сокращенный вариант под названием «Мальтийский жезл» выходил в 1987). В этих остросюжетных произведениях главный герой, работник уголовного розыска Люсин при участии своего друга, историка и писателя Березовского, расследует загадочные преступления, в которых загадки истории таинственно переплетаются с современностью.
В 1990-2000-е Парнов продолжал преимущественно линию своего творчества, начатую книгой «Трон Люцифера» (по оценке православных кругов — «завуалированный учебник оккультизма»). Несколько романов, появившихся в этот период, также связаны с оккультной тематикой.
В последние годы Еремей Парнов много и тяжело болел. Страшным ударом для него стала кончина жены – научного журналиста и писателя Елены Кнорре. Скончался Еремей Парнов 18 марта 2009 в Москве в Боткинской больнице.
Еремей Парнов: какие страшные события предсказал «советский Дэн Браун»
Сегодня писатель Еремей Парнов считается «советским Дэном Брауном» — создателем жанра «интеллектуального детектива». Кроме того, автор знаменит и своими сбывшимися предсказаниями.
Писатель с кандидатской степенью
Еремей Иудович Парнов родился в 1935 году в Харькове. Удивительно, но, обладая бесспорным писательским даром, он вовсе не собирался становиться литератором. Как указано в предисловии к книге Парнова «Рок и ужас», окончив школу, будущий «советский Дэн Браун» поступил в Московский торфяной институт, получил специальность инженера-химика и впоследствии много лет работал в системе Академии наук. Будучи сотрудником института нефтехимической и газовой промышленности, он даже защитил кандидатскую диссертацию по химии.
Между тем тягу к писательскому ремеслу Еремею Парнову пересилить не удалось. А полученные в вузе знания и опыт работы в НИИ ему в этом только помогли. Дебютный научно-фантастический рассказ Парнова «Секрет бессмертия» был опубликован в 1961 году. Он написал его в соавторстве с другим замечательным писателем Михаилом Тихоновичем Емцевым, тоже химиком. Впоследствии сотрудничество Парнова и Емцева продолжилось и оказалось довольно плодотворным.
Предсказания Парнова
Однако известность Еремею Парнову принесли произведения, который он написал без помощи своего товарища. Да и от фантастики Парнов со временем отошел. Такие романы писателя как «Ларец Марии Медичи» или «Третий глаз Шивы» современные критики относят к так называемому «интеллектуальному детективу», где прошлое переплетается с настоящим. Однако фантастом Парнов быть не перестал. И, как многие фантасты, способные, благодаря своему воображению, разглядеть будущее, Еремей Иудович предсказал некоторые события.
Так, еще в 1965 году в небольшой повести «Возвратите любовь» Еремей Парнов предрек создание нейтронной бомбы. Причем именно так это оружие назвал и сам Парнов. Спустя 13 лет нейтронная бомба стала реальностью. А в книге «Трон Люцифера», которая была опубликована в 1985 году, «советский Дэн Браун» описывает то, что, по сути, происходит в мире сегодня: наводнения, исчезновение лесов, нехватка питьевой воды, утечка ядовитых веществ, городской смог, наркомания, терроризм. Однако, как писал сам Парнов: «Не нужно быть профессиональным футурологом, чтобы вообразить картину ближайшего будущего».
Признание при жизни
К сожалению или к счастью, но своего будущего Еремей Парнов так и не смог увидеть. Как пишет Юлия Андреева в своей книге «Ближнее море», Еремей Иудович скончался в 2009 году в возрасте 73 лет. В последний период жизни прозаик тяжело болел. Подкосила здоровье Парнова и кончина жены. Елена Сергеевна Кнорре, тоже писатель, покинула мужа в 2007 году. Еремея Иудовича похоронили рядом с Еленой Сергеевной на Востряковском кладбище столицы. На общем памятнике супругов выгравировано: «Исчезают планеты и солнца в черных дырах незнамо куда. И ни атом, ни свет не вернется, покидая наш мир навсегда».
Несмотря на то, что Еремей Парнов уже ушел из этого мира, его книги популярны до сих пор. Да и при жизни Парнова не раз отмечали различными литературными премиями. А благодаря своим детективным романам писатель становился даже лауреатом премии МВД СССР. Кроме того за книгу «Круг чудес и превращений, или Мир вокруг «Глобуса»», которая посвящена одной из самых загадочных личностей в истории — Уильяму Шекспиру, Еремей Парнов получил благодарность от королевы Великобритании.
Еремей Парнов
Биография писателя
Еремей Иудович Парнов (20 октября 1935, Харьков — 18 марта 2009, Москва) — русский писатель-фантаст, публицист, кинодраматург.
Окончил Московский торфяной институт (1959). Кандидат химических наук, работал в НИИ Зарубежгеология. Награжден орденом «Знак Почета». Лауреат премии Всесоюзного общества «Знание» (1968, 1974, 1982), премии «За творчество в области научной фантастики социалистических стран» (1973), Еврокона (1976), «Золотые крылья фантазии» (1981), премии МВД СССР и СП СССР (1983). Член Союза писателей СССР (1967).
Вместе со своим соавтором Михаилом Емцевым Еремей Парнов дебютировал в научной фантастике в 1961 году рассказом «Секрет бессмертия». Им принадлежат сборники рассказов «Уравнение с Бледного Нептуна» (1964), «Падение сверхновой» (1964), «Последнее путешествие полковника Фосетта» (1965), «Зеленая креветка» (1966), «Три кварка» (1969), «Ярмарка теней» (1968). Известны также романы Парнова и Емцева «Море Дирака» (1966) и «Клочья тьмы на игле времени» (1970). В 1970 году их творческий дуэт распался.
В дальнейшем Еремей Парнов работал во многих жанрах, писал исторические, детективные и приключенческие книги. Ему принадлежит ряд книг о фантастике — «Фантастика в век НТР» (1974), «Зеркало Урании» (1982). Среди последних произведений Парнова — «Бог паутины» и «Наступит ли будущее?».
Наибольшую известность Парнову принесла трилогия об инспекторе Люсине, в которую вошли романы «Ларец Марии Медичи» (1972), «Третий глаз Шивы» (1975), «Александрийская гемма» (1991, сокращенный вариант под названием «Мальтийский жезл» выходил в 1987). В этих остросюжетных произведениях главный герой, работник уголовного розыска Люсин при участии своего друга, историка и писателя Березовского, расследует загадочные преступления, в которых загадки истории таинственно переплетаются с современностью.
Скончался Еремей Парнов 18 марта 2009 в Москве в Боткинской больнице.
Лучшие книги автора
Пылающие скалы
Проснись в Фамагусте
Трон Люцифера
Ларец Марии Медичи
Похожие авторы:
Последние рецензии на книги автора
Удивительная книга, сочетающая в себе «все и сразу»: советская Москва, интуристы, подозрения в шпионаже, работа советской милиции; бесконечные мысли бывшего моряка, страдающего без моря, но не имеющего возможности вернуться к нему; антикварные страсти; мистические нотки; история: еретики, масоны, тамплиеры и т.д. и т.п. Однако, не смотря на обилие тематик книга органично рассказывает детективную историю, в которой советский милиционер Люсин, вежливый и интеллигентный, повидавший тяжести жизни, расследует пропажу иностранного туриста. Стандартное расследование и поиск человека приводит к разгадыванию сложной истории, уходящей корнями в глубину человеческой истории во время погони и сохранения несметных богатств. Тайны, связанные с ними передавались из поколения в поколение и пришли в 20 век, где их и встретил Люсин.
В целом, книга достаточно увлекательна. Ее историческая часть, не смотря на мою любовь к истории и книгам про не, для меня оказалась лишь необходимой частью сюжета, которая не смогла вызвать жгучего интереса. Другое дело события, описываемые в книге как происходящие в XX веке. Описания города, подмосковной местности, работы милиции и в целом жизни и быта советских граждан вызвали у меня дикий восторг и интерес. Вероятно, причина кроется в том, что автор был современником такой страны и описание реальности получились у него привлекательнее и реалистичнее.
Однако детектив имеет захватывающую линию, читается легко и приятно. Кроме того, имеет продолжение, поскольку входит в цикл, поэтому продолжить знакомство с автором можно в рамках тематики.
Внимание: данная рецензия содержит спойлеры. Показать?
Начну я, пожалуй, с того, что фильм смотрела и поэтому были некие ожидания, а книга оказалась иной. Нельзя сказать, что меня сам фильм захватил, очень раздражали исторические вставки, про современность было намного интереснее, ну и в фильме просто есть законченность истории. Книга тоже раздражает историческими вставками. Не знаю уж почему, может быть не точностью в деталях, хотя бы вот знаменитой фразой Марии-Антуанетты, когда как раз сама она то ли не говорила, то ли говорила конкретно не так и фраза выдернута как ленинская про кино, ведь никто не знает, что он говорил о документальном кино, что мол пока все люди не умеют читать, кино как раз и будет их образовывать и он это сказал посмотрев документальное кино! Вот и когда про пирожные пишут, как об истине я морщусь. Я не за Антуанетту, я против красивости игнорирующей правду. Поэтому и в другие мелочи рассказанные в книге уже не веришь, возникает уверенность в недостоверности всего. Может что-то и было, и что-то правдиво и достоверно рассказано, просто художественно, но всего одна деталь и ты уже автору не веришь. Прочитав его вступление я собиралась обложиться всеми его книгами, а они ведь многие исторические. Я не настаиваю на том, что художественная интерпретация должна быть достоверной, просто все же не стоит поддаваться красивостям, которых в истории могло не быть, если совсем уж не было.
Про сам детектив. И так исторические отступления удивительно скучные. Особенно когда лопнула моя идея, что они уносили знания, а не всякие там украшения. Просто знания в ящике не спрячешь, ими надо делиться. А вот современная линия расследования интересна, хоть многие случайности уж очень притянуты и видно, что это именно авторское желание дать любовь герою и похоже ввести женский персонаж. Хотя вот без женского персонажа намного интереснее, потому что бесполезная роль у персонажа-то! И ты только отвлекаешься на эту не нужную особь, которая возникает во всяких неожиданных местах вся такая красивая. А тут между прочим, удав Володька погиб и хотелось бы узнать как отреагировал дрессировщик. Тут погиб славный мальчик милиционер и хотелось бы больше эмоций, больше знать о нем, чем о том же Генке, который остановил мужика-предателя. Да об этом же мужике знать больше хочется, точнее не о нем самом, а об отношении к нему советского человека, как он реагирует на это низменное «я просто хотел жить» и ради этого не смотрел на смерти рядом с собой, даже понимая, что весь лагерь пленных вырежут, чтобы он просто пожил и его никто не опознал. Тут много брошенных деталей, на которые автор обратил внимание и отвлекся своей исторической завязкой, тайной. А ведь это так не интересно. Интереснее, как они получают справки, как работают с библиотеками, как они расследуют, на что обращают внимание.
В общем, есть разочарование, но остался пока интерес к персонажу. Поэтому я подумываю читать вторую часть, но сказать что читать книгу точно надо, я не могу. Это странно наполненное произведение, но как бы не вдохновляющее. Есть какие-то интересные сведения, но, из-за одной оговорки автора, ты их сразу относишь к разряду выдумки, хотя тоже дело с ожерельем на самом деле было. Но ты словно должен прочитать еще несколько томов про время и людей, чтобы воспринимать исторические отступления чуточку лучше, хотя я все же настаиваю на том, что их лучше бы не было, ибо они бесполезны, просто это что-то интересное в истории, что захватило автора и он вот так это все соединил и рассказал.