Петров Скиталец биография Кратко

Brandergofer: Дом Скитальца

I.
Степан Гаврилович Петров родился 28 октября (9 ноября по н.с.) 1869 года в с. Обшаровка Самарской губернии. От отца – столяра и профессионального гусляра – он унаследовал любовь к народной песне. С детства с отцом ходил по ярмаркам, бывал и в Симбирской губернии. Окончив сельское 2-классное училище, поступил в Самарскую учительскую семинарию, но в 1887 г. исключен за «политическую неблагонадежность». Он был писцом, архиерейским певчим, актером в опере. В бродячей труппе колесил по Украине и Бессарабии. М.Горький говорил о нем: «Форменный бродяга. У него только бас крепкий, а остальное все изорвано». Горький же придумал Петрову красноречивый псевдоним – Скиталец.

Зимой 1895 г. в Харькове, оставшись без средств к существованию, он написал в холодной комнате свой первый фельетон и отнес в газету «Южный край». В редакцию зайти постеснялся «по оборванности костюма», отдал рукопись швейцару. Фельетон был напечатан. Вернувшись в Самару, Петров сотрудничал с «Самарской газетой», где заменил Горького, публиковал фельетоны, стихи, рассказы. Максим Горький стал его другом, учителем, редактором. Ему Скиталец посвятил строки:
Благодарю тебя: теперь я полон силы
И ухожу вперед к моей заветной цели…

Он публикуется в левом журнале «Жизнь» (рассказ «Октава», 1900), участвует в издательстве Горького «Знание». В начале 1901 г. Горький и Скиталец арестованы и заключены в нижегородскую тюрьму. Скитальца обвинили в «соучастии по пропаганде среди рабочих вместе с рабочим малярного цеха Алексеем Пешковым». В тюрьме он пишет повесть «Сквозь строй», рассказ «За тюремной стеной», тюремную песню «Прощальное слово», которую часто исполнял Шаляпин.

Отбыв год ссылки в Обшаровке, Скиталец приехал в Москву. Здесь он входит в объединение «Среда» вместе с Горьким, Буниным, Л.Андреевым, Серафимовичем и др. На литературных вечерах Скиталец вызывал фурор, вплоть до стихийных демонстраций, неистовым чтением стихов и исполнением песен под аккомпанемент гуслей. Им впервые была исполнена песня «Из-за острова на стрежень» на стихи Д.Н.Садовникова. В 1902 г. выходит первый сборник рассказов и песен. Имя Скитальца становится известным. О популярности писателя говорит серия изданных в начале ХХ века открыток с его изображениями.

Женившись в 1903 г. на Александре Николаевне Ананьевой, дочери симбирского купца и банкира, Скиталец часто бывал в Симбирске и в имении тестя в селе Стоговка. В Симбирске в 1903 г. по его инициативе был открыт детский приют «Костер». Название дал писатель – это заглавие одного из его рассказов.

В 1904 г. Скиталец снова оказался в тюрьме:
Опять я в тюрьме. Мне улыбку даря,
Вверху, сквозь решетку оконца,
В сырой каземат заглянула заря,
Предвестница пышного солнца…

3 мая 1905 г. Скиталец в Симбирске принял участие в вечере, организованном группой РСДРП. В зале городской думы звучали строки его «Гусляра»:
Я к вам явился возвестить:
Жизнь казни вашей ждет!
Жизнь хочет вам нещадно мстить:
Она – за мной идет.
В.В.Рябиков описывал: «…Раздались крики: «На улицу!», и все выкатились на площадь против Карамзинского садика. Тишину симбирской ночи прорезали молодые голоса, зазвучала «Марсельеза». Демонстранты направились к Большой Саратовской улице. Вскоре в толпу врезалась полиция. Послышались крики, начались аресты. Но демонстранты держались стойко, песня не прекращалась…». Это была первая уличная демонстрация в Симбирске.

Скиталец издает повести «Огарки» (1906), «Этапы» (1908), рассказы, стихи. На его стихи написано множество песен и романсов известными композиторами. Он сам обладал великолепным басом, пел с Шаляпиным. В многочисленных поездках Скиталец собирал народный фольклор. В 1907 г. его шурин М.Н.Ананьев издал в Симбирске книгу Скитальца «Басни, сказки, пародии, стихотворения». Она была запрещена, тираж уничтожен.

Жена Скитальца тяжело болела. С 1909 года они жили за границей и в Крыму. Лечение не помогало, и Александру Николаевну потянуло на родину. В 1913 году Скиталец с женой и сыном приехали в Симбирск и поселились в домике на Старом Венце. В этот период Скиталец отошел от революционной деятельности, но много работал. Он пишет пьесу «Вольница» по мотивам «Огарков», «Падение дома» и др. Выступал на литературно-музыкальных вечерах в симбирском театре, читал свои рассказы, исполнял народные песни. В начале Первой мировой войны добровольно отправился на фронт санитаром.

В 1917 году Александра Николаевна умерла. Вскоре Скиталец уехал в Москву, где участвовал в работе над изданием «Пролетарских сборников». В 1916-1919 гг. вышло собрание сочинений в 8 томах. В январе 1919 г. он был командирован Совнаркомом в Симбирск для литературной работы. В следующие два года Скиталец плодотворно трудится. Он работает над историческим сказом «Кандалы» и романом «Дом Черновых». Выходят «Очерки» и «Песни Скитальца», рассказы «Старый Венец» (позже вошедший в «Дом Черновых»), «Юность», «Семинария» и др. В декабре 1919 г. в 4-х номерах газеты «Заря» напечатан рассказ «Лаврентий Шибраев». Скиталец просил вместо гонорара выдать ему бутыль керосина: «Пропадаю без света!». Редакция оказалась в затруднении, и только после вмешательства И.Варейкиса просьба была выполнена. В феврале 1919 г. на сцене Народного дома с успехом прошла пьеса «Вольница», в которой играл сам автор.

В 1921 году в судьбе Скитальца произошел резкий поворот. Вместе с группой писателей он был командирован Наркомпросом во Владивосток (Дальневосточная республика) «для собирания образцов народного революционного творчества». Но завершилась эта поездка для Скитальца эмиграцией в китайский Харбин, где он жил 13 лет. Связи с Россией не терял, публиковался в советских журналах.

В 1934 году Скиталец вернулся на Родину. Продолжал заниматься литературным творчеством, общался с Горьким. В 1935 году, в ходе поездки по Волге на пароходе «Тимирязев», он последний раз побывал в Ульяновске («Пролетарский путь», 9 и 10 сентября 1935 г.). Скиталец осмотрел город, встречался с местными писателями во Дворце книги, навестил брата Гаврилу Гавриловича Петрова. Побывал на могиле жены.
Умер Степан Гаврилович Скиталец (Петров) 25 июня 1941 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.

Самым значительным произведением Скитальца, к тому же непосредственно связанным с Симбирском, стал роман «Дом Черновых». После 30-летней работы роман был завершен в 1929 г. в Харбине, опубликован в 1935 году. Прототипами его героев стали реальные люди: тесть Скитальца (в романе Сила Гордеич) и члены его семьи, многие симбиряне. Описана усадьба Н.К.Ананьева в Стоговке (в романе «Волчье логово»); легко узнаваемы Симбирск и детали городской жизни, события 1918 года.

Это далеко не полный рассказ о жизни и творчестве С.Г.Скитальца. Можно сказать, пронеслись «галопом». Сказать-то хотелось о том месте, которое связывает нас, сегодняшних, с писателем – о доме Скитальца на Старом Венце, а без этого вступления вряд ли стоило начинать разговор о нем.

II.
Из романа Скитальца «Дом Черновых»:
«…Город, расцвеченный старыми церквами и монастырями, окутанный зелеными палисадниками, тих и живописен, почти весь деревянный, с множеством уютных бревенчатых домиков, украшенных антресолями, мезонинами и балкончиками из точеных балясин. В особенности красив самый фасад города, далеко видный с Волги: над гребнем горы, окнами к реке, стоят одноэтажные домики с вышками и башенками, а перед ними, вдоль крутого обрыва, стелется зеленый лужок. Эта часть города исстари называется «Старым Венцом», в отличие от «Нового Венца», являющегося его продолжением…
Старый Венец служит любимым местом не столько для прогулки обывателей, сколько для созерцания дивной картины, открывающейся с высоты его видом на величаво плывущую Волгу и лесистое Заволжье, уходящее за необъятный горизонт. В особенности весной каждый вечер Венец усеян зрителями: сидят вплотную на длинных скамейках или на гребне горы, свесивши ноги с обрыва, и молча смотрят в безграничную даль…»

Одним из таких уютных домиков был и дом, в котором жил С.Г.Скиталец, ныне № 41 по улице Пролетарской. На фотографии Старого Венца начала ХХ века, в центре снимка, хорошо видна венчающая его башенка. Такие башенки или вышки, выполняющие роль смотровых площадок, были распространенным элементом в жилой архитектуре Симбирска. Так, имел прежде башенку соседний дом инженера Яковлева (№ 43). Их появление было обусловлено местными условиями: расположением города на высокой горе, с которой открываются захватывающие дух дали. По словам Б.В.Аржанцева, «сооружением беседки над зданием достигается максимальная связь его с окружающей природой»

Дом был построен в 1911 г. для жены полковника Е.В.Фронтинской и принадлежал ей до 1916 года. По мнению Б.В.Аржанцева автором проекта является Феофан Евтихиевич Вольсов. Здание построено на небольшом участке с садом. Деревянный одноэтажный дом покоится на невысоком кирпичном цоколе. На главном фасаде 4 окна с простыми наличниками. Карниз под скатом крыши оформлен цепочкой резных кронштейнов. С южной стороны пристроена веранда с парадным входом. Когда в доме жило несколько семей, еще одна пристройка с входом была возведена с севера; впоследствии демонтирована. Внутренняя планировка включала две спальни, кабинет, столовую и кухню, соединенные прихожей: все просто и рационально.

Особый колорит дому придавала венчающая его беседка. Обратимся вновь к Борису Васильевичу Аржанцеву: «Больше всего привлекал внимание общий вид дома. С южной стороны над верандой парадного входа была пристроена беседка, перекрытая «шатром» в духе сооружений древнерусского деревянного зодчества…
Ее появление над крышей дома не было случайным. Если из окон первого этажа, обращенных к Волге, волжские просторы не просматриваются полностью, то с высоты этой беседки открываются панорамные виды. Именно огромная активность природного ландшафта, каким является Старый Венец и вся верхняя часть волжского косогора…, явилась прямой причиной такого оригинального архитектурного решения…»

Семья Скитальца сняла этот дом у первой хозяйки, приехав в Симбирск в 1913 году. Степан Гаврилович очень любил дом. Здесь написаны многие его произведения. После смерти в 1917 г. жены, Александры Николаевны, он уехал в Москву, а в январе 1919-го вернулся в Симбирск. В годы гражданской войны «квартирный вопрос» стоял в Симбирске очень остро. Здесь размещались штабы, воинские части, госпитали, эвакуированные. Показательно предписание председателя губисполкома М.А.Гимова горсовету от 21.01.1919 г.: «оказать самое энергичное содействие командированному в г. Симбирск Совнаркомом литератору Скитальцу в предоставлении ему соответствующей квартиры, получении вне очереди дров, керосина…». Писатель поселился в том же доме. Ему было выдано удостоверение в том, что «квартира его, находящаяся на Старом Венце в доме № 25а, никакому уплотнению без ведома Симбирского ГубИКа отнюдь не подлежит…». Больше двух лет провел тогда Скиталец в Симбирске, уехав в мае 1921 года.

Последний раз Скиталец побывал в Ульяновске в 1935 году. «Пролетарский путь» (10.09.1935) писал: «Находящийся в Ульяновске писатель С.Г.Скиталец-Петров, знакомясь с городом, побывал в доме, в котором он жил до 1921 года. Жильцы дома очень радушно встретили писателя. Дом хорошо отремонтирован, в нем живут три рабочие семьи… Поздно вечером писатель побывал у своего брата, работающего заведующим 24 начальной школой. В связи с желанием писателя лучше ознакомиться с городом, отъезд в Москву отложен им на сутки».

В 1960 гду на доме была открыта мемориальная доска. «23 ноября возле дома № 41 по улице Пролетарской было необычно оживленно. … На торжественное открытие мемориальной доски пришли ульяновские писатели, представители общественности, студенты-филологи. С краткой речью к собравшимся обратился доцент Ульяновского пединститута П.С.Бейсов. Выступили студент пединститута В.Ефимов и брат писателя Г.Г.Петров.
Заместитель начальника областного управления культуры т. Чернов снимает покрывало с белой мраморной доски. На ней высечено: «В этом доме в 1913-1921 гг. жил писатель С.Г.Скиталец (Петров)» («Ульяновская правда», 26.11.1960)

За долгие годы в доме Скитальца сменилось много жильцов. Он претерпел частичную перепланировку. Трудно сказать, когда утрачена подлинная башенка; на снимках начала 60-х ее уже нет.
2 декабря 1989 г. областная газета напечатала письмо Л.Горбуновой: «…Для жилья дом не пригоден – это признано многочисленными комиссиями. После Нового года здесь останется всего одна семья – ветерана войны и труда В.Ф.Иванникова в составе 2-х человек…
Более трех лет запрещено туристам посещать улицу Пролетарскую. Из экскурсионного маршрута «Писатели Симбирска» исключено посещение дома Скитальца (стыдно стало товарищам из горисполкома), в грязи потонула улица Пролетарская, автобусы не могут проехать…
Здания покосились, надворные постройки развалились, дорога пришла в негодность. В итоге – мудрое решение проблемы городскими властями: прекратить посещение улицы туристами…
Когда придут строители на улицу Пролетарскую? Когда будет начата реставрация дома Скитальца? Когда его откроют для посещения туристами? Без этого ни о какой памяти о Скитальце и речи не может быть»

Реставрация дома проведена в 1992 году. Тогда появилась на нем новая башенка, по определению каталога ГИММЗ «Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска» – «аналог, грубо искажающий первоначальный вариант». А вот с использованием дома возникли проблемы. Идей было много. Например, открыть здесь библиотеку музыкальной литературы. Отделение Союза писателей мечтало о музее Скитальца и других писателей-земляков. Но скудный бюджет организации этого замысла не потянул. Музей-заповедник к идее отнесся скептически: «Дом расположен в неудобном месте. Весной и осенью не проедешь. От трамвая добираться далеко». Были предложения открыть детскую библиотеку, детский клуб и т.д. В итоге Управление культуры разместило в доме мастерскую по пошиву сценической обуви. «В распоряжении одного сапожника четыре комнаты и холл» (А.Симбирцева, «Ульяновск сегодня», 17.03.2000)

Сейчас дом Скитальца занимает общественная организация. Экскурсионный маршрут, посещение туристами? Почитатели таланта писателя и случайные прохожие могут разве что полюбоваться мемориальной доской на фасаде здания, отдаленно напоминающего подлинный дом. Мало что осталось от окружающей застройки. Укором звучат сегодня слова Б.В.Аржанцева: «Дом Скитальца связан с городом не только своим мемориальным значением, но и как своеобразный памятник архитектуры рядовой застройки, сохранение которого в «островке» ему подобного окружения следует считать наиболее приемлемым и целесообразным решением»

Использованы материалы и публикации П.С.Бейсова, К.А.Селиванова, Б.В.Аржанцева, Д.А.Гиреева, Ю.В.Козлова и др.
Большое спасибо Е.Н.Куликовой – научному сотруднику архитектурной мастерской «Симбирскпроект» за помощь в подготовке статьи.


Степан Гаврилович Скиталец (Петров).
Слева: Фото М.П.Дмитриева, 1901 год.
Справа: Фотооткрытка, 1912 год.


С.Г.Скиталец (Петров), Л.Н.Андреев, М.Горький, Н.Д.Телешев, Ф.И.Шаляпин, И.А.Бунин, Е.Н.Чириков.
Фотооткрытка начала ХХ века.


Слева: С.Г.Скиталец (Петров). Фото М.П.Дмитриева, 1901 год.
Справа: Горький и Скиталец. Фото М.П.Дмитриева, 1901 год.
«…Подхватив песню, Горький пел первым голосом, Скиталец вторил.
Ах, вы цепи, мои цепи,
Вы железны сторожа!
Не сорвать мне, не порвать вас,
Да э-эх!
Истомилась вся душа.
Видно не раз они пел вместе, понимали и чувствовали друг друга. Их голоса то разливались, словно ручьи по разным руслам, то сбегались и, крепко обнявшись, текли дальше…
Но вот закончилась песня, замолкли струны, а на лице Горького все еще можно было уловить то возвышенно-вдохновенное выражение, которое приходит к человеку в минуты большого подъема…
Наконец, заговорил, налегая на «о»: «Хорош Степан со своими гуслями, хорош. И песни чувствует сердцем. Знает их много. А вот эту мне умело подбросил. В пьесу попросилась. Пусть ночлежники поют. Другую не запоют. А петь им тоже хочется, хотя и на дно жизни осели. Петь всем хочется…»
Д.А.Гиреев «Рассказы литературоведа»


А.М.Горький, К.П.Пятницкий, С.Г.Скиталец (Петров). Фотооткрытка начала ХХ века.


Иллюстрации К.Мушникова к роману С.Г.Скитальца «Дом Черновых». 1959.
Краеведческий отдел УОНБ, Ф141


Старый Венец, 1910-ые годы. В центре – дом Скитальца с шатровой башенкой.


Б.В.Аржанцев. Графическая реконструкция фасада дома на Верхней Набережной (ул. Пролетарская), где в 1913-1921 гг. жил С.Г.Скиталец (Петров). Автор проекта, предположительно, Ф.Е.Вольсов.
ГАУО, Ф.Р-4226, оп.2, д.5, л.10


А.И.Сорокин. Дом Скитальца. Линогравюра. 1988.
УОКМ


Улица Пролетарская, 41. Дом, где жил писатель С.Г.Скиталец (Петров). Главный фасад.
Фото Б.В.Аржанцева, март 1991 года.


Улица Пролетарская, 41. Дом, где жил С.Г.Скиталец (Петров). Главный фасад и общий вид с бывшим домом инженера Яковлева (Пролетарская, 43) на заднем плане.
Фото Б.В.Аржанцева, март 1991 года.

Скиталец Степан Гаврилович

Степан Гаврилович Петров (1869–1941) — писатель, поэт и прозаик. Родился у самой великой реки Волги в селе Обшаровка Приволжского района Самарской губернии 28 октября 1869 года и прожил большую плодотворную жизнь. Отец его, Гаврила Петрович Петров, из крепостных, отслуживший в царской Армии, безногий отставной солдат, песенник и знаменитый в округе гусляр, оказал большое влияние на всю дальнейшую жизнь и деятельность сына.

У его отца было множество профессий: был солдатом, целовальником.

Целовальник — должностное лицо, в Русском государстве XV–XVIII веков. Избирался из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения различных финансовых или судебных обязанностей. Клялся честно выполнять их (целовал крест)

Впоследствии Степан Гаврилович неоднократно брал характер отца в качестве прототипа героев своих произведений, посвятил ему в «Воспоминаниях» слова сыновней признательности.

Почему «Скиталец»?

Псевдоним «Скиталец» оправдан всей трудной жизнью писателя. Выучившись игре на гуслях, он стал постоянным спутником отца в его странствиях. Скитания начались с раннего детства. Ещё ребенком писатель обошел почти всё Поволжье и занимался сбором скудного гонорара, зачастую вымаливая жалкие гроши. Постоянные переезды семьи, отец гнался за призрачной удачей, никогда не теряя надежды ее догнать.

Степана часто оставляли в Обшаровке на попечении бабушки по материнской линии — талантливой сказочницы. Именно «она своими сказками, кротким своим характером и всей своей благородной личностью внушила писателю на всю жизнь любовь к поэзии, ко всему прекрасному и все те лучшие человеческие чувства, каких потом не могли вытравить ни школа, ни люди, ни жизнь…» Много позднее в своеобразной автобиографической трилогии «Воспоминания» («Утро жизни», «Семинария», «Юность»), которая создавалась в 1916–1918 годах, он так говорил о ней:

«Народных сказок она знала великое множество и умела рассказывать их артистически, великолепным языком, в лицах, с пением и прибаутками…»

Степан Гаврилович, подражая A. M. Пешкову, взял себе литературный псевдоним «Скиталец» и печатал под ним все свои произведения.

Детство и юношество

Очень рано у Степана появились способности будущего писателя: читать он начал с 5 лет, писать стихи с 12 лет. В 14 лет написал поэму, принятую было в печать, но запрещенную царской цензурой; после чего он начал писать только «для себя», а печататься начал только после 25-летнего возраста.

Закончил двухклассовое сельское училище.

С 1885 по 1887 годы Петров-Скиталец учился в Самарской учительской семинарии, где он познакомился с русской классикой в стихах, подражал Некрасову, Кольцову, Никитину. Любовь к фольклору, русской народной песне, будущий поэт унаследовал от своей бабушки и родного отца. Семинарию закончить Скитальцу не удалось: его исключили в 1887 году из последнего класса «за политическую неблагодарность».

В 1887 году Степану Гавриловичу довелось встретиться с юным В. И. Лениным, который оценил его как талантливого поэта. Как и Горькому, Скитальцу пришлось завершить «свои университеты» в самой жизни.

С 1897 по 1900 годы Скиталец жил в Самаре, где активно сотрудничал в «Самарской газете». Печатал стихотворные фельетоны, в которых едко изобличал отцов города, уродливые проявления быта и нравов власть имущих. В ней же печатаются его рассказы, поэмы, легенды и сказки.

В молодом писателе A. M. Горький прозорливо угадал незаурядное дарование и постоянно оказывал ему моральную поддержку. Особенно в своих произведениях Скиталец воспевал красоту Волги, красоту волжской природы, красоту Жигулей. Его друзья называли певцом Волги. Им написаны замечательные произведения — поэмы, воспевающие Волгу, Жигули и Самару, такие как «Самарские строки» и «Волжские легенды», где кроме воспевания Волги и Жигулей воспевается борец за народ — Степан Тимофеевич Разин.

Поэма «Волжские легенды» Скитальцем была написана в 1898 г. Он пишет:

Нет лучше волжской стороны!
Не надоест и Волга взглядом —
Дивятся все ее наряду,
Когда придет пора весны!

Как разодеты берега!
Каким зеленым изумрудом! —
Оно зальет леса, луга,
И нет конца ее причудам!…

Весна пройдет — и уж опять
Она не та, опять другая,
Между песков приляжет спать —
И будет грустная такая!

Зимой оденется кругом
В холодный лед зелено-синий,
Покрывшись снега серебром,
А на лесах повиснет иней…

И будут песни распевать
Кругом над ней седые вьюги,
И будешь все ты тосковать
О ней, как будто о подруге.

Не только всяк, родясь на ней,
Жить без нее уже не может,
Но и чужих она людей,
К себе, как девка приворожит…

Волжская земля предстает в произведениях Скитальца в самых разнообразных значениях: от прямого до обобщенно-символического. Она выступает у него хранительницей исторических преданий в таких произведениях, как «Лес разгорался», «Утес Стеньки Разина», «Полевой суд», «Кандалы».

Творчество Скитальца

Известность для Скитальца приходит в 1900 году с выходом в свет его рассказа «Октава». Публикует наиболее яркие свои рассказы: «Октава», «Сквозь строй», «Композитор», «Миньона», «Любовь декоратора».

Широкую известность получили стихотворения: «Кузнец», «Гусляр», «Нет я не с вами», «Тихо стало кругом», «Колокола».

Герои его произведений — люди «дна», но им не чужды идеалы добра и красоты. Они ищут смысл жизни, как Захарыч в «Октаве», жаждут красоты, как деревенский кузнец Назар в «Икаре», потративший все семейные сбережения на прекрасную фарфоровую статуэтку.

В 1901 году его арестовывают вместе с Горьким за революционную пропаганду среди рабочих, заключение в нижегородской тюрьме завершается ссылкой в родную Обшаровку.

Вся жизнь и творчество Скитальца периода революции 1905–1907 годов — это активный протест, призыв к борьбе. Поражение революции решительно повлияло на жизнь и творчество писателя. Он уходит от активной литературной и общественной жизни. В какой-то степени этому способствовала женитьба в 1907 г. на Александре Николаевне Ананьевой — слабое здоровье жены требует постоянного внимания писателя, принуждает к частым и длительным заграничным поездкам. Переживая творческий кризис и душевный разлад, он надолго умолкает в литературе.

В 1921 году эмигрировал в Харбину. В этом «русском Китае» он жил и работал до 1934 года, до возвращения домой, в Россию. В длинной череде его эмигрантских лет выделяются контакты с японской общественностью. Скиталец выезжал в Японию как полпред российской словесности с увлекательными лекциями о выдающихся русских писателях, с которыми ему довелось близко общаться и дружить.

В «русском Китае» Скиталец чувствовал себя не очень-то уютно. И поэтому не раз зондировал возможность возвращения в Россию. Главный редактор газеты «Волжская коммуна Константин Шестаков собрал материал под названием «Нет лучше волжской стороны…» с подзаголовком «Скиталец в Самаре», которая была опубликована в 1989 году. В ней автор размышляет о том, как свершилось возвращение Скитальца к родным берегам.

22 апреля 1934 года Скиталец опубликовал в «Литературной газете» открытое письмо, в котором благодарил правительство за помощь в возращении на родину.

Есть у Скитальца стихотворное произведение «Гусляр», к которому он возвращался чуть ли не на протяжении всей творческой жизни. Написано оно было в 1901 году, а последние изменения писатель вносил незадолго до кончины в 1941 году.

Гусли звонкие рокочут и звенят,
Про веселье чистой трелью говорят.
Мысли-песни напеваю я струнам,
Вольный ветер их разносит по полям.

Я иду, накинув белый мой наряд,
Гусли звонкие рокочут и звенят!
Гусли-мысли да веселых песен дар
Дал в наследство мне мой батюшка-гусляр.

Гусляром быть доля выпала и мне —
Веять песни по родимой стороне.

В 1941 году, незадолго до смерти, писатель заканчивает большой роман «Кандалы». И этот роман был последним крупным произведением писателя.

Презентация «Скиталец (С.Г. Петров). Жизнь и творчество» (по литературному краеведению

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Степан Гаврилович Петров

Теперь мало кто знает русского писателя-демократа, поэта, прозаика и драматурга; собирателя и исполнителя русских народных песен Скитальца. А было время, когда его произведения пользовались большой популярностью, его читал «с большим интересом» будущий глава советского государства Ленин. Об отдельных его вещах тепло отзывались Антон Чехов и Александр Блок. Дружил с А.М.Горьким, с писателями Короленко, Буниным, Маминым-Сибиряком, с режиссёрами Станиславским и Немировичем-Данченко.

скиталец — бродяга, путешественник, странник, прошлец, путник, пилигрим. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М. 1999. скиталец—человек, который постоянно скитается, не находит себе места в жизни. Толковый словарь Д.Н. Ушакова. скиталец — м Wanderer m 1d (путник); Heimatlose sub m (бесприютный человек) … Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь.

Родился в деревне Обшаровка Самарской губернии, в семье крестьянина-мастерового, отставного солдата, талантливого самоучки, бывшего крепостного. Свои детские впечатления об отце Скиталец отразил в автобиографической повести «Сквозь строй» (1901 г.). Отец писателя был певцом, музыкантом, поэтом, замечательным рассказчиком. „Я — крестьянский писатель. Из крестьян», — говорил о себе Скиталец.

Отец писателя прожил трудную, безрадостную жизнь, которая, однако, не сломила его. «Жизнь отца, — говорил Степан Гаврилович, — представлялась мне каким-то ужасным, длинным „сквозь строем», свистом розог, плетей, палок, горьких обид и нескончаемых несчастий. И ненависть к прошлому осталась у меня на всю жизнь. » Поэма „Кабала» — о жизни отца — была написана под большим влиянием Н. А. Некрасова, которым в то время увлекался поэт.

«Большое влияние в детстве оказала на меня бабушка, замечательная русская сказочница. Я вырос и входил в жизнь с неукротимой жаждой борьбы с пережитками прошлого и горячим стремлением к светлому будущему». О своей бабушке писатель вспоминал впоследствии: «Была она талантливой сказочницей. Народных сказок знала великое множество и умела их рассказывать фантастически, великолепным сказочным языком, в лицах, с пением и прибаутками. Именно она своими сказками, кротким характером и всею своею незлобивою и благородной личностью внушила мне на всю жизнь любовь к поэзии, ко всему прекрасному и все лучшие человеческие чувства, каких потом не могли вытравить ни школа, ни люди, ни жизнь.»

Жизнь в Симбирске Очень рано проявились незаурядные способности будущего писателя: читать начал с пяти лет, писать стихи – с двенадцати лет. В Симбирской губернии побывал уже в раннем детстве вместе с отцом – профессиональном гусляром, обходившим «песенные сёла» Поволжья. С 1885 по 1887 гг. Скиталец учился в Самарской учительской семинарии, откуда был уволен за «политическую неблагонадёжность». После этого перебивался случайными заработками в губерниях Поволжья, пел в церковном хоре, сотрудничал в газетах.

„С 1893 по 1897 гг., — вспоминал писатель впоследствии, — путешествовал по югу России в поисках жизненного пути: работал в земстве, вращался в студенческих революционных кружках, был певцом в бродячей труппе, с которой исколесил Украину, Крым, Бессарабию, Западный край. «‘ Эти годы Скиталец называл годами „душевного одиночества, безнадёжности и безысходной тоски», „самым мрачным временем во всей моей жизни. В эти годы я был на границе самоубийства и жил только из жалости к семье, для которой был единственной опорой». Жизненные впечатления этого времени отразились в первых автобиографических произведениях Скитальца, подписанных „С. П.».

Принимал участие в революционном движении, в 1888, 1901, 1902 и 1905 подвергался арестам. С 1908 отошёл от революционной деятельности. С 1897 года сотрудничал в газете, в 1898 познакомился с Горьким, который оказал на него большое влияние. В 1900-х печатался в сборниках организованного Горьким издательства «Знание», в различных газетах и журналах. Активный участник литературного кружка «Среда». В 1902—1907 вышли три тома произведений Скитальца, в 1912 — ещё 3. В 1916—1919 — собрание сочинений в 8-ми томах. В начале Первой мировой войны отправился санитаром на фронт. Опубликовал несколько очерков и рассказов, в которых выступил с осуждением войны.

Соратник Максима Горького (применяют также выражение — типичный ученик). А.М.Горький и С.Г.Скиталец (Петров) с гуслями.

Решающую роль в становлении Скитальца как писателя сыграл М. Горький. Он же вовлёк его в активную революционную деятельность. Личное знакомство их состоялось весной 1898 года в Самаре. „Это был первый писатель, введённым Алексеем Максимовичем в большую литературу», — отмечал А. И. Богданович. А.М. Горький, А.Н. Алексин, Е.П. Пешкова с сыном Максимом и С.Г. Скиталец. 1901 г.

М. Горький, К. П. Пятницкий и С. Г. Скиталец (Петров). Нижний Новгород. 1900-1901

Горький ввёл Скитальца в круг писателей, составлявших знаменитые „Среды». На фото: групповой фотоснимок участников литературного объединения «Среды». Первый ряд (слева направо) — Леонид Андреев, Федор Шаляпин, Иван Бунин, Николай Телешов, Константин Пятницкий. Второй ряд — Скиталец (С. Г. Петров), Максим Горький. 1902 год.

Горький же способствовал изданию произведений Скитальца в книгоиздательстве товарищества „Знание». Среди писателей издательства «Знание». Слева направо: А. М. Горький, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, Н. Д. Телешов, С. Г. Скиталец (Петров), Ф. И. Шаляпин, Е. Н. Чириков. Москва. 1902. * *

Скиталец, Л.Н. Андреев, М.Горький, Н.Д. Телешев, Ф.И. Шаляпин, И.А. Бунин, Е.Н. Чириков

В 1903 г. С.Г. Скиталец женился на дочери симбирского купца Николая Константиновича Ананьева – Александре. В 1905 г. проживал в селе Стоговка (ныне Кузоватовского района Ульяновской области). Бывая в Симбирске в период с 1903 по 1913 гг., принимал участие в концертах, молодёжных вечерах с чтением своих стихов, пением народных песен и частушек.

На стихи С.Скитальца написаны десятки песен. Благодаря Скитальцу в Симбирске, а затем и по всей России стала известна народная песня «Из-за острова на стрежень» на слова Д.Н. Садовникова.

В 1914—1917 годах Скиталец много путешествует. Он проехал с концертами от Петербурга до Владивостока и через Маньчжурию в Харбин. Писатель выступал с чтением своих произведений, особенной популярностью у зрителей пользовались народные песни, исполнявшиеся им под аккомпанемент гуслей, на которых он сам играл. Это был период активного увлечения Скитальца фольклором. С вдохновением исполнял Скиталец песни о Степане Разине — „Любовь Степана Разина», „Степан Разин и княжна», „Меж крутых бережков».

С 1917 по 1921 гг. постоянно жил в Симбирске в собственном доме над Волгой. В этот период написал пьесу «Вольница» (1915), «Воспоминания», рассказы: «Семинария», «Юность», «Лаврентий Щибраев», «Старый Венец». На основе местных реалий начал работать над историческим сказом «Кандалы» и романом «Дом Черновых», подготовил к печати восьмитомное собрание сочинений, «Очерки» и «Песни Скитальца» (1919). Литературное творчество сочетал с выступлениями в театре, Народном доме. Его песни распевались революционной молодёжью России. На стихи Скитальца написаны десятки песен и романсов композиторами Р. Глиэром, В. Калинниковым, М. Слоновым, С. Таскиным, С. Толстым и др.

В романе «Дом Черновых» Скиталец описывается Старый Венец: «Старинный приволжский город, известный своей красотой, тишиной и захолустностью, стоит на вершине высокой горы – покрытой снизу доверху фруктовыми садами. Город, расцвеченный старыми церквами и монастырями, окутанный зелёными палисадниками, тих и живописен, почти весь деревянный, с множеством уютных бревенчатых домиков, украшенных антресолями, мезонинами и балкончиками из точёных балясин. В особенности красив самый фасад города, далеко видный с Волги: над гребнем горы, окнами к реке стоят одноэтажные домики с вышками и башенками, а перед ними вдоль крутого обрыва, стелется зеленый лужок. Эта часть города исстари называется «Старый Венец», в отличие от «Нового Венца», являющегося его продолжением».

Созданный в эмиграции роман «Дом Черновых» остался менее известным, чем его мемуары о А. Чехове, Л. Толстом, М. Горьком, В. Короленко, Л. Андрееве.

Положительно отнёсся к Февральской революции, Октябрьскую революцию не принял. В 1921 году эмигрировал в город Харбин (Китай). Не имея возможности вернуться на родину, считал себя «невольным» эмигрантом. Продолжал активную писательскую деятельность. С 1928 года Скиталец начинает выступать в советской периодической печати, в частности — в журнале «Красная новь», где печатаются его воспоминания о встречах с В. И. Лениным, Л. Толстым, М. Горьким, А. Чеховым, Ф. Шаляпиным, Л. Андреевым, Н, Гариным-Михайловским.

Эти литературные воспоминания и сегодня привлекают внимание читателей. Они совмещают в себе достоверность мемуаров, необычный для этого жанра глубокий психологический анализ и специфическое литературно-критическое исследование. Скиталец с правдивостью историка воссоздаёт общественно-литературную атмосферу, дух времени, когда происходили его встречи с писателями, общественными и революционными деятелями, обстановку, в которой протекала их жизнь и работа, запечатлевает их индивидуальные черты. Вместе с тем воспоминания Скитальца во многом проясняют и своеобразие личности самого писателя, его вкусы, взгляды на искусство и т. д. Богата и разнообразна в этих произведениях и палитра Скитальца-художника. Автор исключительно внимателен ко всему, что составляет неповторимую личность, индивидуальность человека. Воспоминания Скитальца отличаются живостью языка, умением кратко, в нескольких ёмких словах дать художественный портрет. В каждом литературном портрете Скитальца — особая художественная задача, определяемая объектом изображения, актуальными запросами дня и целью, которую в связи с этим ставил перед собой Скиталец — художник, публицист, критик.

А.М. Горький, К.П. Пятницкий, С.Г.Скиталец (Петров) 17 июня 1934 вернулся в Москву. Неоднократно встречался с Горьким, занимался литературной и общественной деятельностью. Принимал участие в работе Первого съезда советских писателей (без права решающего голоса).

Дом Скитальца в Ульяновске В 1935 году приезжал в Ульяновск навестить родного брата Г.Г. Петрова. В Ульяновске похоронена жена С.Г. Скитальца, умершая в 1917 году. Память о С.Г. Скитальце хранит в нашем городе небольшой деревянный дом под № 41 на Старом Венце (ранее Верхней Набережной), где писатель прожил с семьёй с 1913 по 1921 годы. 23 ноября 1960 года на доме установлена мемориальная доска.

Скиталец умер в 1941 году. Но живут его произведения, популярные не только в нашей стране. Они переведены на немецкий, английский, болгарский, японский языки. Его проза и поэзия проникнуты сочувствием к простым труженикам, ненавистью к тем, кто их унижает. Благодаря произведениям Скитальца богаче и разностороннее стало наше представление о русской литературе.

Похоронен Скиталец на Введенском кладбище в Москве. Надгробие на могиле писателя Готическая архитектура ворот Введенского кладбища

Библиография «В дороге» (1905) «Огарки» (1906) «Кандалы» (роман) «Лаврентий Шибаев» (1921) «Дом Черновых» (роман, опубликован в 1935) повесть «Сквозь строй» (1901) «Лес разгорался» (1906) «Полевой суд» (1905) повесть «Октава» (1900) «Этапы» (1907) «Кандалы» (1904) «Самарские строфы» (цикл стихотворных фельетонов) Наследие писателя: стихи, рассказы, воспоминания, очерки.

Автор разработки: Цыганова Лидия Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ сош №70 г.Ульяновска

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 977 человек из 82 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 862 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 321 человек из 67 регионов

«Мотивация здорового образа жизни. Организация секций»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для всех учеников 1-11 классов
    и дошкольников
  • Интересные задания
    по 16 предметам

«Как закрыть гештальт: практики и упражнения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»