Петр Норец Режиссер биография

А ты точно настоящий?

Кто-то верит в чудо, кто-то не верит, а кто-то создает его сам. The Вышка поговорила со студентами и студентками, которые каждый Новый год превращаются в Дедов Морозов и Снегурочек — ради подработки или бескорыстно.

Петр Норец

ГИТИС, режиссерский факультет

Как все началось

Буду говорить честно — Дедом Морозом стал, потому что нужны были деньги. Это было в 2009 году, я в Петербурге учился на актера, и денег не хватало. Купил костюм, распечатал визитки, раздал родителям в детской студии — и пошел. В образ войти нетрудно — я человек высокий, голос сделал чуть грубее, и все.

Я не из тех людей, которые просто хотят дарить радость — для меня это бизнес

Однако я работаю честно, не халтурю.

Необычный подарок

Однажды я дарил Порш Кайен. Это было в Питере. Ходил по улице в костюме, искал работу в районе, где много ресторанов — там люди часто выходили покурить и приглашали Деда Мороза на корпоратив. Передо мной остановилась машина, из нее выглянул человек и попросил «машину подарить девочке». Я согласился, и мы пошли к подарку. Меня посадили за руль, дали мешок с документами на машину и ключами, а я стал ждать. Вдруг из ресторана появился богатый дяденька со своей молодой возлюбленной. Я ей: «Машенька, с Новым годом! Стишок расскажешь? — Нет, не расскажу». Отдал подарки и пошел к человеку, который меня нанял. Он спросил, сколько я хочу за работу. Я попросил пять тысяч. А он их достал из кошелька как сто рублей — в тот момент я понял, что продешевил.

Веселые взрослые, серьезные дети

На взрослых корпоративах программа почти та же, что и у детей. Детские игры у взрослых заходят гораздо лучше, чем у детей, потому что люди вспоминают себя маленькими. Плюс, там атмосфера другая, потому что все выпившие и веселые.

Взрослый знает, Дед Мороз – это неправда, а ребенок не знает, он подходит с точки зрения веры и относится более серьезно

Он более требователен, потому что для него это не игра, а часть его реальности.

Cнегурочка

Если касаться экономических вещей, то мне, конечно, выгоднее работать без Снегурочки, потому что не надо ни с кем делиться. Другое дело, что принято заказывать Деда Мороза со Снегурочкой. Она заходит первая, зовет с детьми Деда Мороза, загадки загадывает, поет, когда надо – я петь не умею.

Советы начинающим

Идеальный Дед Мороз серьезно подходит к своему делу, не пьет, умеет пошутить, любит детей. Эта работа не требует профессиональных актерских навыков, но могут быть требования по голосу и по росту. Главное, чтобы человек был активный. Снегурочка может быть несколько пассивной, а Дед Мороз – нет, он главный. Нужно быть готовым к тому, что сначала не будет получаться и не будут давать дорогие заказы в агентствах. Придется значительно вкладываться в это дело в финансовом плане, потому что хороший костюм стоит много. Можно и из Китая костюм заказать, но тогда не стоит рассчитывать на зарплату больше 500 рублей за заказ.

Новый год на работе

Конечно, работа не всегда в удовольствие. Допустим, 31 числа, в Новый год, 25 заказов. Это с 9 утра и до часу-двух ночи почти без перерывов.

К ночи уже буквально не можешь ходить, потому что весь день плясал в шубе

И все равно ты выходишь на последний заказ и стараешься его делать в полную силу. Удовольствие приходит потом, когда подсчитываешь прибыль. Тридцать первого времени нет даже переодеваться, так и хожу в костюме по городу. У меня профессия такая, что надо быть немножко клоуном. Заставляю прохожих стихи читать, прикалываюсь, если время появляется. В полночь я тоже на работе. Мне праздновать не с кем, да и зачем? Я не пью, телевизор не смотрю — лучше заработаю себе на то, что мне нужно.

Расценки

Цену определяет категория костюма, профессионализм, опыт, дата. Если у тебя профессиональное образование и хороший костюм, то заказы агентство дает более дорогие, чем человеку в обычном костюме и без профессионального образования. Сейчас в одном из агентств нужен Дед Мороз в Ташкент в новогоднюю ночь. И стоит это порядка полумиллиона рублей. Но в среднем тридцать первого днем получаешь тысяч 5-7 за заказ, ночью 10-15. Чем ближе к полуночи, тем дороже.

«Новогодний чёс»

Работа Деда Мороза — это не искусство. Я не аниматор по профессии, я актер и режиссер. Я просто зарабатываю деньги, как и многие мои коллеги в Новый год. Это у нас называется «новогодний чёс». Планирую стать режиссером такого уровня, когда мне не нужно будет этим заниматься, потому что я смогу себя обеспечивать. Представьте себе Юрия Бутусова или Римаса Туминаса, работающих Дедами Морозами — это несерьезно, если режиссер состоялся как режиссер.

Анастасия Чернышева

ВШЭ, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

Костюмы

В качестве снегурочки я езжу в детские дома от школы, в которой училась — у нас есть благотворительная программа.

Чтобы получить костюмы, надо обойти все здания школы, все детские сады, везде спросить, нет ли костюмов Деда Мороза и Снегурочки. Иногда собираем костюм по частям: в одном здании нет шапки, в другом — валенок. Бывают проблемы с размерами — приходится в каких-то длинных халатах ходить. Поэтому обычно приходим и говорим: «Ох, как у вас жарко! Сейчас Снегурочка снимет свои валенки и наденет свои туфельки».

Маленькие скептики

Иногда дети сомневаются в подлинности Деда Мороза: «Он точно настоящий? Мы не верим!». И мы говорим: «Потрогайте бороду!». Борода крепится за ушами, и на лице на клей – если дернуть, реально не отвалится. Они и нос ему терли: «Он точно красный?». Часто просто говорят: «В том году другой Дед Мороз приходил, в другой шубе!». А мы говорим: «У Дедушки Мороза большой гардероб, он может много шуб себе позволить!». Подростки, конечно, все настроены скептически. А мальчики любого возраста – это вообще отдельная тема, их сложно заставить хороводы водить. Но можно, например, включить современную музыку, и тогда они захотят веселиться со всеми. Очень важно брать с собой колонку. Один раз мы ее забыли, и пришлось как в 2011 сразу со всех телефонов музыку включать, чтобы громче было.

Особый случай

Однажды мы привезли спектакль в детский дом в Воскресенске, а нас не предупредили, что дети будут с синдромом Дауна. Баба Яга с ведьмой вышли, увидели этих детей – и на них нашел ступор. Я поняла, что на сцене происходит некоторая заминка и нужно спасать ситуацию. Влетела на сцену и увидела, что зрители не совсем обычные. Конечно, спектакль пришлось прервать, ведь детям с синдромом Дауна нужна совершенно другая программа, индивидуальный подход. Они часто беспричинно начинают кричать, поэтому сложно понять, им плохо или они просто очень рады. С такими детьми важно обходиться дружелюбно: каждого брать за руку, подводить к Деду Морозу, когда они рассказывают стихи. В итоге это было просто поздравление Деда Мороза и Снегурочки – Дед Мороз был опытнее, его ничего не удивляло. Потом ехали обратно, и девочки плакали, потому что очень тяжело.

Дарить общение

Я давно поняла, что подарки на Новый год – это не очень-то и важно. В детских домах в Москве и в Московской области и вовсе переизбыток подарков.

Все только под Новый год вспоминают, что есть, оказывается, дети без родителей, и им, оказывается, нужно помогать

Попросила девочка куклу — ей принесли двадцать кукол. Или, наоборот, не ориентировались на девочку и подарили конфетные подарки. Однако ребенок по-прежнему остаётся в детском доме без любви. Это неэффективная благотворительность. Деньги лучше потратить на ремонт, на специальное оборудование. Или приехать в детский дом Снегурочкой и Дедом Морозом – и подарить детям праздник. Они, конечно, рады подаркам, но впечатления и живое общение важнее.

Разница условий

Иногда в детдомах просто ужасно. В Ногинске, например, был кошмар: старое помещение, злые преподаватели, дети плохо одеты. Каждый ребенок оттуда хоть раз пытался сбежать. Воспитанники рассказывают душещипательные истории, как пытались сбежать к каким-то родственникам, шли по железнодорожным путям, потом их ловили, как в тюрьме. А недавно ездили в Орел – там, видимо, у детского дома есть дополнительное финансирование . И все шикарно: хороший ремонт, нарядные, счастливые дети! И очень умные, потому что тяга к обучению зависит от преподавателя, а там преподаватели хорошие.

На разных языках

Нужно уметь разговаривать с детьми, причем на разных языках. И когда ты Снегурочка, у тебя больше шансов подружиться с маленькими детьми, потому что ты – это что-то волшебное, долгожданное. Подростки, наоборот, Снегурочке ничего не рассказывают, а обычному человеку рассказывают. С ними важно на их языке говорить, чтобы вызвать доверие.
Еще нужно не забывать, что не все дети с особенностями развития одинаковые. Некоторых бесит, когда с ними общаются по-особенному, не как с остальными: «Зачем ты так со мной разговариваешь, я нормальный человек!». При этом важно всегда быть веселым, потому что если ты унылый, то и дети тоже будут унылые.

Бывает такое: спрашиваешь у ребёнка: «Что ты хочешь на Новый год?», а он, естественно, отвечает: «Ну, маму хочу, папу». А у тебя нет с собой ни мамы, ни папы, есть только игрушка, которая в мешке лежит

Иоанн Довгополый

ВШЭ, Факультет социальных наук

Как все началось

На первом курсе я пришел на мероприятие от организации «Открой глаза», чтобы сделать задание для БЖД, заинтересовался их работой и присоединился. Начал ездить в дома престарелых и интернаты, стал ответственным за направление «дети» — с тех пор пишу программы выступлений в детских домах. Наступил Новый год, а мальчиков мало — пришлось мне стать Дедом Морозом. Я испугался, ведь дело ответственное, стал репетировать голос. Сначала в «Открой глаза» все смеялись, когда я надевал бороду, говорили, что в кудрявом парике похож на Пушкина, только седого.

Когда что-то идет не так

Бывает, проводишь какой-то конкурс и видишь, что неинтересно — такое бывает, невозможно все предусмотреть. Или дети начинают шуметь. Или администрация говорит, что скоро обед, и надо заканчивать побыстрее. Приходится выкручиваться, иногда откровенную чушь нести, но главное это делать голосом Деда Мороза, не выходя из образа.

Один раз у меня борода упала, я быстро отвернулся и надел. Они что-то спросили, а я ответил: «Ну вот, я старею, борода выпадает, куда деваться!»

Не только дети

В домах престарелых Деду Морозу радуются искренне, по-детски. Мы выступаем, дарим подарки, а потом просто общаемся, потому что общения пожилым людям очень не хватает. Им хочется поделиться опытом, рассказать о жизни. Иногда они нам готовят какие-то выступления. Взрослые в интернате, люди с синдромом Дауна, с другими отклонениями тоже очень любят что-то показывать: танцуют, поют хором. Такой взрослый по уровню развития близок к ребёнку лет 12-14. Поэтому программу готовим не как для маленьких. Например, показываем, как празднуется Новый год в разных странах, и проводим конкурсы и мастер-классы на эту тему.

Останавливать жалость

Сначала я эмоционально очень уставал — было жалко людей с особенностями развития. Но потом понял, что передо мной точно такие же люди, как все. Они так же хотят обниматься, получать подарки, внимание и заботу. Общаться с такими людьми надо как и со всеми, максимально естественно. Когда ты приезжаешь, им хорошо, чего их жалеть? Жалость в себе надо останавливать. Она мешает, потому что ты начинаешь на людей смотреть свысока, а люди это чувствуют и перестают идти на контакт.

Великая миссия или повышенная стипендия

Волонтерят люди по разным причинам. Кто-то считает, что выполняет великую миссию, играет на стороне добра, а кому-то нужна повышенная стипендия за общественную деятельность. Я езжу, потому что нравится. Это просто часть моей жизни, такая же естественная, как пойти поесть.
В целом для всех это полезный опыт. Приходится принимать решения в стрессовых ситуациях, это очень закаляет ум и улучшает находчивость.

Катерина Беккер

ВГИК, актерский факультет

Профессиональная практика

Если у актеров нет работы, в любой непонятной ситуации они идут работать аниматорами. Снегурочка ты, Бабка Ёжка, Фиксик – это не так важно, ты делаешь, в принципе, одно и то же. Твоя задача – сделать так, чтобы детям было весело.

У нас Снегурочек и Дедов Морозов целый институт! Если кто-то из нас заболеет, по курсу походишь и найдёшь десять персонажей с костюмами

Дисциплина

Хотя эта работа кажется легкой, после каждого заказа мы буквально выжимаем шубы. Это физически очень тяжело, нужно вести себя как ребёнок: бегать, прыгать. Если Дед Мороз еще может присесть и сказать: «Я дедушка, я устал», то Снегурочке надо постоянно быть заводной. На этой работе можно научиться пахать так, как нигде больше не научишься. Это дисциплинирует: нельзя проявлять недобрые эмоции, даже если тебе не понравился заказ или у тебя отвращение к этим людям. То, как на тебя смотрят, дает внутренний пинок под зад: сложно сделать гадость, когда тобой восхищается ребенок. Ты будто становишься лучше, потому что в тебя верят.

Про контрасты

Как-то раз нас позвали в состоятельную семью: большая квартира, много детей, все шикарно. Мы брали тогда очень мало, поэтому попросили оплатить такси от метро до дома и обратно до метро: там долго идти, а у нас был тяжеленный реквизит. Это стоило рублей сто в один конец. На такси туда нам доехать дали, а обратно – нет: «Вы же уже не по нашу душу, поезжайте сами». Было неприятно.
Мы пошли пешком прямо в костюмах, и по дороге всех поздравляли и спрашивали, не нужен ли Дед Мороз. К нам подбежал пьяненький мужчина в ушанке, похожий на героя мультфильма «Падал прошлогодний снег». Сказал, что у него трое детишек, попросил поздравить. Мы зашли в квартиру, а жена принялась ругать его, мол, зачем нам этот Дед Мороз? Атмосфера была вообще не праздничная, обстановка бедная, дети плохо одеты, глаза у них замученные. Мы расчувствовались, поздравили их, отдали все конфеты, которые обычно раздаем по одной. А когда вышли, отец достал из кошелька все деньги, которые у него есть — три тысячи — и отдал нам. Мы поблагодарили, но протянули тысячу обратно. Мужчина отказался принять сдачу: «Вы такой праздник устроили, я так счастлив!» и закрыл дверь. Такой вот контраст: один не оплатит такси, а другой отдаст все, что есть, чтобы дети были счастливы.

Всегда неловко получать деньги за эту работу. Брать плату за сказку – это будто нечестно немножко

Текст: Ирина Иванова

Редактор: Анастасия Ларионова

Фотографии: предоставлены героями материалов

«Nедоросль» в Казанском ТЮЗе выбирает «чувства, а не благонравие»

Знаменитую комедию Фонвизина московский режиссер Петр Норец превратил в хип-хоп music комикс в двух действиях

Месяц премьер в Казанском ТЮЗе 9 и 10 октября продолжил спектакль «Nедоросль» по комедии Д.И. Фонвизина. Выпускник ГИТИСа Петр Норец превратил классическую пьесу в хип-хоп music комикс. Первые два дня посмотреть его собирался в основном «целевой зритель» — подростки от 12 лет и старше. Гимназисты, школьники и лицеисты — вот «судьи кто». И судили они строго — сопереживанием, аплодисментами и возгласами от неожиданности. Нужно сказать, что режиссер «перевыполнил план» — с таким же замиранием наблюдали за действием на сцене и пришедшие с детьми учителя, мамы и папы.

Пушкин тоже был недорослем

В самом начале действия зрителям было растолковано слово «недоросль» — в XVIII веке оно означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя, то есть еще не завершившего свое образование. Авторы спектакля сразу оговорились, что слово это не ругательное — и Пушкин, поступая в Царскосельский лицей, числился недорослем. Самое обидное в положении недоросля — отсутствие «венечных памятей», документа, разрешающего жениться.

В спектакле с первых минут были задействованы современные технологии — диджейский пульт, микрофоны у актеров, которые стали рэперами. На сцене вещал время от времени и загадочный телевизор — кто-то из героев появлялся в нем, присутствуя как бы незримо. Сокращенное действие в воспоминаниях героев сопровождалось на этом экране анимацией. Оставив диалоги Фонвизина, автор ввел еще ряд забавных признаков нашего времени — Скотинин, братец Простаковой, обряжен в костюм регбиста, около него постоянно скачут две чирлидерши. Простаков открывает действие занятиями на беговой дорожке. Тренажер, к слову, механический: чтобы дорожка двигалась, сбоку крутит ручку служанка Еремеевна.

Оставив диалоги Фонвизина, автор ввел еще ряд забавных признаков нашего времени — Скотинин, братец Простаковой, обряжен в костюм регбиста, около него постоянно скачут две чирлидерши. Фото: Михаил Захаров / tatar-inform.ru

Милон не так уж и мил

Еще одно отличие от классической комедии — оставив «говорящие» фамилии, режиссер внес корректировки в характеры героев. То есть одно не совсем соответствовало другому. Например Милон — нареченный жених Софьи, был не так уж и мил: солдафон с «негибкими» чувствами. Видимо, поэтому героиня предпочитает ему, статному, расхваленному положительными персонажами — дядюшкой Стародумом и невнятным Правдиным в инвалидном кресле, недоросля Митрофанушку.

— Да, я решил поспорить с классиком, несколько изменив финал. Мне хотелось бы, чтобы зрители — а спектакль направлен именно на подростков, 16-летних ровесников Митрофана, сочувствовали ему. А как они могут сопереживать герою Фонвизина, который ради денег предает и мать? Нет, конечно, герой должен быть приятен зрителю, — рассказал Норец.

Он также добавил, что выступает не только режиссером, но и сценографом. Переписав «Недоросля» на новый лад, он пригласил драматурга Марию Конторович в качестве «полировщика, ювелира», чтобы довести пьесу до идеального, на его взгляд, состояния.

Петр Норец выступает не только режиссером спектакля , но и сценографом. Фото: vk.com

Решающий поцелуй Митрофана

В подтверждение слов режиссера можно привести реакцию зала. Если знаменитая фраза Митрофанушки «Не хочу учиться, а хочу жениться» не вызвала каких-то эмоций, то где-то во втором действии сюжетная линия словно вышла из-под контроля режиссера. Казалось, что и актеры, которые собрались просто вдоволь повеселиться, начали импровизировать, играя как Бог на душу положит.

В момент, когда Милон и Софья, оставшись одни, начинают горячо спорить и спор этот вдруг оканчивается поцелуем, девочки в зале сначала ахнули от неожиданности, а потом послышались дружные поощрительные аплодисменты. Затем герои целовались вновь и вновь, и зрители уже не скрывали своих симпатий — они всецело были на стороне вдруг ставшего удачливым в любви Митрофана, ловца ящериц и едока арбузов.

Импровизация и «импровизуха»

Спектакль «сдавался» летом — вот тогда, как рассказали очевидцы, артисты нашалились всласть. А вот сам режиссер рассказал, что четко отделяет импровизацию от «импровизухи». То есть поиграть актеру можно, но только в рамках роли, импровизация допускается только заранее согласованная. Однако все детали, движения, диалоги воспринимаются как максимально естественные.

В постановке прекрасно сочетаются и классический текст Фонвизина, и современный молодежный сленг. Так, спектакль начинают не Митрофанушка, Простаков и его слуга Трифон, а два друга-хипхопера МифАн и ТрифАн. Один за диджейским пультом, другой поет с микрофоном. Кстати, как и положено в хорошем мюзикле, у каждого героя есть своя сольная партия. Так, исполнить хип-хоп пришлось не только молодым артистам Валерию Антонову в роли Митрофана и Милону в исполнении Камиля Гатауллина, но и народному артисту Татарстана Михаилу Меркушину, исполнителю роли Стародума. В своей песне он, к слову, утверждал: «Мужество ищи и достоинство — вот твое главное воинство».

Великолепна в роли госпожи Простаковой народная артистка Татарстана Елена Ненашева. Фото: vk.com/kazantuz

Великолепна в роли воинственной госпожи Простаковой была и народная артистка Татарстана Елена Ненашева. Еще до исполнения тоскливой песни о любви к сыну она обрела симпатию у молодых зрителей заявлением «То дерусь, то бранюсь, на том и дом держится».

Композитором постановки выступил Станислав Журавлев, и если бы во время исполнения хитов Митрофанушки в зале добавили мерцающий дискотечный свет, спектаклю это было бы только на пользу.

Любовь всегда права

Подумалось, что лет 25 назад за такую работу Петра Нореца, мягко говоря, не похвалили бы. Как так, чему учит пьеса?! У Фонвизина — необходимости образования и добронравия, за которое герои получают награду в виде будущего семейного счастья. Что у режиссера? Софья заявляет: «Выбираю чувство, а не добронравие», — и отдает свою руку Митрофанушке. В финале они оба поют гимн прекрасной молодости, времени свершений и экспериментов. «Молодость живет во всяком», — утверждают они. И ведь режиссер прав. Сегодня трудно добиться чего-то нравоучениями, поколение сменилось, театр заговорил на языке молодых и только так он ими услышан.

Самой постановке предстоит еще расти, всего два премьерных показа — только рождение. После казанской работы Петр Норец уезжает ставить спектакль в Череповец. О том, вернется ли он в Казань, предпочел пока не говорить, но по намекам понятно, что предложение ему все же сделали. Но когда и где будет следующая постановка — узнаем позже.

Не хочу учиться, хочу креатива: казанский ТЮЗ поставил хип-хоп комикс в стиле стимпанк

Петр Норец радикально осовременил хрестоматийную пьесу «Недоросль», создав спектакль, который заставляет подростков задуматься о будущем.

Стоит ли — тем, разумеется, кто еще этого не сделал, — посетить Казанский театр юного зрителя, чтобы посмотреть спектакль «Nедоросль», который поставил Петр Норец? Однозначно стоит, и по нескольким причинам.

Во-первых, всегда полезно стряхнуть пыль с классики, а тридцатилетний выпускник ГИТИСа Норец именно это и сделал с комедией Дениса Фонвизина — превратил хрестоматийную пьесу, всем хорошо известную по школьной программе, в хип-хоп music-комикс. Понятно, с какой целью — для контакта с «целевым зрителем» — подростками от 12 лет и старше. Задача потребовала от режиссера радикальной переделки «Недоросля» на новый лад, в результате у Фонвизина появился соавтор — 26-летний драматург Мария Конторович, а у главного героя Митрофана — богатый, тщательно скрываемый от деспотичной матушки внутренний мир: недоросль становится настолько привлекателен в своем увлечении рэпом, что в финале Софья отказывается выйти замуж за перспективного офицера Милона и строит планы на будущее с Митрофаном.

В осовременивании классики также приняли участие хореограф Марсель Нуриев и композитор Станислав Журавлёв. Не менее весомый вклад в новое прочтение самого Нореца, который взял на себя обязанности художника-сценографа и оформил зрелище в стиле стимпанк. Особенности этого стиля проистекают из следующего фантастического допущения: паровые машины и другие ретро-технологии не исчезли, а достигли высочайшего развития.

Отсюда «в-третьих». На смену умозрительному представлению о стимпанке после просмотра «Nедоросля» придет ясное зримое его понимание. Норец развил допущение о существовании ретро-техники театральными средствами и создал художественно цельный альтернативный мир, где технический прогресс протекает иначе — в нем нет компьютеров, мобильных телефонов и искусственных материалов. Зато есть мерцающие пивные кружки, механический тренажер, беговая дорожка, которая приводится в движение вращением рукояти, загадочный видеокомод, время от времени переключающий действие в мультипликационный формат, а также многочисленные предметы интерьера, сооруженные из железных труб и манометров.

Во всем этом Норец не является первопроходцем — в подобной эстетике в Москве уже поставлено немало спектаклей для детей и юношества. Но казанцы-то такого еще не видели.

В-четвертых, если вы какой-никакой театрал, вам всегда доставит удовольствие творческая индивидуальность полюбившихся актеров казанского ТЮЗа. Правда, некоторых из них придется узнавать с трудом из-за стимпанка, превратившего их в киборгов-роботов, соединяющих в себе механические и биологические начала. В первую очередь это коснулось актеров, играющих положительных персонажей, которые у Фонвизина наиболее схематичны, — не столько живут и действуют, сколько пространно рассуждают на морально-политические темы и преподают уроки дворянских добродетелей.

Например, у Правдина (Павел Густов) на лице громоздкая инсталляция из объективов и светофильтров; Стародум (Михаил Меркушин) потрясает мощной железной рукой; бравый офицер Милон (Камиль Гатауллин) поблескивает латунным плечом (ему единственному из всех не страшны дружеские похлопывания Стародума); Тарас Скотинин, дядя Митрофана (Ильфат Садыков), предстает в образе зомби-регбиста, нарастившего каркасом объем корпуса до чудовищных размеров; учитель математики Цы Фирк Ын (Ильнур Гарифуллин) ступает по сцене негнущейся, опутанной проводами ногой, похожей на биопротез.

Без труда в роли Еремеевны, мамки Митрофана, в чепце, украшенном шестеренками, узнается Галина Юрченко, а в Госпоже Простаковой с железным указательным перстом — прекрасная Елена Ненашева. И только Вячеслав Казанцев, играющий подкаблучника Терентия Простакова, одет незамысловато — в штаны с подтяжками и манишку, его оголенные плечи, видимо, намекают на то, как способна психологически раздеть мужчину доминантная супруга.

Большинству актеров, судя по всему, в удовольствие резвиться в предлагаемых стимпанк-обстоятельствах, особо много аплодисментов (во время показа 10 января) сорвал дуэт математика Цы Фирк Ына и учителя грамоты Кутейкина (Нияз Зиннатуллин), потом к ним присоединился и поддал жару Адам Адамович Вральман (Алексей Зильбер).

А вот Павел Густов своей сдержанной вдумчивой манере игры в хип-хоп-спектакле не изменил. «Сначала мне было не очень комфортно с металлоконструкцией на лице, — говорит он, — но потом я сладил с этой частью образа. Большого сопротивления не было. Считаю, театр как институция в принципе не должен создавать отдельный способ коммуникации с подростками».

Но особо выделялась из общего удалого настроя благородная, исполненная почтения к исходному тексту Фонвизина интонация, с которой Михаил Меркушин произносил реплики Стародума (честного бизнесмена ХVIII века). И это неудивительно, так как актер считает: спектакль Нореца должен называться как-то иначе, чтобы «бедный Фонвизин не переворачивался в гробу, а зритель понимал бы, что это не тот самый «Недоросль», а пьеса, написанная сегодняшним недорослем».

Между тем в спектакле существует обособленный, волею самого режиссера, актерский ансамбль, представляющий «племя младое», — это портной Тришка (он же ди-джей Три-fun; Ярослав Кац), недоросль Митрофан (он же рэпер Ми-fun, Валерий Антонов) и Софья (Мария Мухортова), которая ведет себя отнюдь не степенно, как подобает девице на выданье, а предается с друзьями забавам подросткового возраста на берегу озера Простое. Все они противостоят абсурдному в своем прагматизме миру взрослых и выглядят совершенно не гротескно. Софья даже романтична, несмотря на наряд в стиле стимпанк: на ней блузка модели викторианской эпохи, корсет, подчеркивающий женственность и грацию; юбка с турнюром в виде множественных сборок, придающих фигуре пышность и объем.

Таким образом, мы подошли к «в-пятых» и «наконец»: спектакль заставляет задуматься о воспитании подрастающего поколения. Норец предлагает ему перспективу в духе Руссо — «Назад к природе», к раскрепощенному проявлению естественных чувств. В финале Софья громко заявляет о предпочтении добронравия чувствам, усаживается с Митрофаном на авансцену (берег воображаемого озера Простое) и мечтает о будущем: они будут путешествовать, искать новых впечатлений, креативить.

А спектакль, на минуточку, репетировался летом 2020 года, когда границы государств закрылись, перемещение по миру стало проблематичным и повсеместно заговорили об ограничении потребления и завершении «эпохи комфорта». То есть наступило самое время всерьез поговорить с «целевым зрителем» о необходимости хорошего образования и востребованной профессии, тем более что «Недоросль» Фонвизина создателям ремейка «Nедоросль» такую возможность предоставил.

Автор материала: Галина Зайнуллина