Павел Антокольский: биография и творчество
Советский поэт Павел Антокольский, биография и творчество которого заслуживают пристального изучения, прожил долгую и очень интересную жизнь. На его памяти были революции, войны, эксперименты в искусстве, становление советской литературы. Стихи Антокольского – это живой, талантливый рассказ о переживаниях поэта, о жизни страны, о его размышлениях.
Происхождение
19 июня 1896 года в Санкт-Петербурге родился Антокольский Павел Григорьевич. Он был старшим из четырех детей в семье и единственным мальчиком. Его отец, известный, но не особенно удачливый адвокат, постоянно строил планы о том, как преобразовать свою жизнь к лучшему. Но работал он по большей части помощником присяжного поверенного, а в советское время — мелким чиновником в разных учреждениях. Все заботы о детях лежали на плечах матери. Мальчик приходился внучатым племянником знаменитому скульптору Марку Антокольскому, от которого в какой-то степени Павлу передались художественные способности. Несмотря на то что семья имела еврейские корни, в жизни будущего поэта национальность не сыграла никакой роли.
Детские годы
Детские годы Павел Антокольский провел в Санкт-Петербурге, а когда ему исполнилось 8 лет, семья переехала в Москву. Главным увлечением детства, по словам самого Антокольского, было рисование цветными карандашами и акварелью. Его любимым сюжетом было изображение головы – иллюстрации к «Руслану и Людмиле» А. С. Пушкина. Позже появился второй излюбленный сюжет – изображение Ивана Грозного, которое напоминало статую деда М. Антокольского. Переезд в Москву мальчик хорошо запомнил: после спокойного и величественного Петербурга она показалась ему приземистой, шумной и грязной. Но постепенно он привык к Москве и стал считать ее своим родным городом. Революция 1905 года осталась ярким впечатлением в памяти мальчика, противостояние народа и власти позже станет одной из тем его размышлений.
Учеба
Павел Антокольский учился в московской гимназии, которую окончил в 1914 году. Учеба давалась ему легко, но не вызывала особого увлечения. Через год после окончания гимназии Павел поступает в Московский государственный университет на юридический факультет. Уже на первом курсе он увидел в коридорах корпуса МГУ на Моховой объявление о наборе в студенческую драматическую студию под руководством актеров МХАТа, с этого момента началась другая жизнь Антокольского. Времена были бурные, и как-то постепенно Павел забросил учебу в университете, сначала ради работы в революционной милиции, но в конечном итоге ради студии, которая становилась все более значимой для него.
Театр
Театральной студией МГУ руководил тогда еще малоизвестный режиссер Евгений Вахтангов, именно к нему и попал Павел Антокольский. Биография его круто изменилась с появлением театра, сначала Павел пробует себя в актерском ремесле, но таланта у него оказалось маловато. За три года занятий в студии, которая переросла в «Театр народа», Антокольский попробовал себя во всех возможных театральных профессиях: от монтажера сцены до режиссера и сценариста. Для студии он написал три пьесы, в том числе «Кукла Инфанты» и «Обручение во сне». В 1919 году он уходит от Вахтангова, но продолжает работать в московских театрах, где вплоть до середины 30-х годов исполняет обязанности режиссера. Позже он возвращается в театр Вахтангова, вместе с ним работает над освоением здания на Арбате. После смерти великого основателя театра Антокольский сам и в сотрудничестве с другими режиссерами ставит спектакли. С театром Вахтангова Павел Григорьевич выезжает на гастроли в Швецию, Германию, Францию. Эти поездки помогли ему лучше узнать мир и самого себя, он еще больше осознал себя именно советским человеком. Позже впечатления от этих путешествий воплотятся в стихах, в частности в книге «Запад». Театр навсегда остался важным делом жизни для Антокольского, даже когда он избрал другую стезю.
Поэзия
Свои первые стихи Павел Антокольский пишет еще в юности, но серьезно к этому занятию он не относился. В 1920 году он сближается с группой московских литераторов, которые собирались в Кафе поэтов на Тверской улице. Там происходит встреча Антокольского с В. Брюсовым, которому понравились стихи начинающего автора, и в 1921 году он издает его первые сочинения. В. Брюсов был не только выдающимся поэтом, но и отличным организатором, под его руководством складывалась литературная поэтическая организация в Москве, которая оказалась очень полезной для молодого Антокольского. Здесь он набирался мастерства и поверил в свое новое предназначение. Ранние произведения поэта были полны романтики и увлечения театром. Так, поэма «Франсуа Вийон» и сборник «Действующие лица» передают мечты и эмоции человека театра. Но постепенно лирика Антокольского приобретает гражданское звучание. Постепенно происходит зрелость, обретается стиль и собственная тематическая направленность автора.
В день начала Великой Отечественной войны Павел Антокольский подает заявление на вступление в ряды КПСС, с этого момента начинается, по его словам, новая жизнь. Ужасы войны подстегивают перо поэта, в эти годы он очень много пишет. Кроме стихов, он создает очерки, работает военным корреспондентом, ездит по фронтам с бригадой актеров и как журналист. После войны Антокольский продолжает писать на социально-значимые темы, появляются книги стихов «Сила Вьетнама», «Поэты и время», «Повесть временных лет», ставшие образцом гражданской советской поэзии.
Творческое наследие
Всего за свою долгую творческую жизнь Павел Антокольский, фото которого есть в любой энциклопедии по советской литературе, написал девять сборников стихов, несколько поэм и выпустил четыре сборника статей. Каждая книга поэта – это цельное произведение, проникнутое глубокими переживаниями и размышлениями автора. Самым известным творением Антокольского является поэма «Сын», написанная о смерти героически погибшего на фронте сына. Поэма принесла поэту мировую известность и Сталинскую премию. Несомненный интерес представляют произведения, написанные под влиянием французского революционного духа: поэма о Франсуа Вийоне, о Коммуне, стихотворения «Робеспьер и Горгона», «Санкюлот». Последний сборник стихотворений «Конец века» выходит в 1977 году и является своеобразным подведением жизненных итогов.
Переводы
Павел Антокольский большую часть своей творческой биографии посвятил переводческой работе. Еще во второй половине 30-х годов Антокольский посещает братские республики — Армению, Азербайджан, Грузию — и увлекается их культурой. Тогда и начинается его работа по переводу национальной поэзии этих стран на русский язык. Более всего он занимается переводами в 60-х и 70-х годах. Кроме произведений грузинских, украинских, армянских и азербайджанских поэтов, он много переводит французскую литературу. В его переводе выходят сборники «Гражданская поэзия Франции», «От Бернаже до Элюара», фундаментальная антология «Два века поэзии Франции».
Личная жизнь
Поэт прожил достаточно насыщенную и долгую жизнь. В ней была дружба с такими коллегами, как М. Цветаева, К. Смионов, Е. Долматовский, Н. Тихонов, В. Катаев. Антокольский был дважды женат. Первая жена – Наталья Щеглова — родила ему дочь Наталью и сына Владимира, погибшего в 1942 году на фронте. Она впоследствии стала художницей и тоже вышла замуж за поэта Леона Тоома. Внук Антокольского Андрей стал профессором физики, работает в Бразилии. Вторая жена – Зоя Константиновна Бажанова — была художницей, но всю свою жизнь посвятила служению мужу. Павел Антокольский, его жены, дети, внуки всегда были связаны с главным делом его жизни – поэзией. В доме был настоящий культ Мастера. В конце жизни Антокольский остался один, жена умерла, у друзей была своя жизнь. Он большую часть времени проводил на даче. Скончался поэт 9 октября 1978 года, похоронен на Востряковском кладбище в Москве.
Антокольский Павел Григорьевич
Павел Антокольский | |
Имя при рождении | Павел Антокольский |
Дата рождения | 19 июня [1 июня] 1896 года |
Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя |
Дата смерти | 9.10.1978 |
Место смерти | Москва |
Гражданство | Российская империя, СССР |
Род деятельности | поэт, переводчик |
Язык произведений | русский |
Павел Григорьевич Антокольский — поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, театральный деятель.
Содержание
Павел Антокольский / Биография
Павел Антокольский родился 1 июля (19 июня по старому стилю) 1896 года в Санкт-Петербурге. Отец будущего поэта Григорий Моисеевич — адвокат, выпускник Санкт-Петербургского университета, выходец из еврейской купеческой семьи, проживавшей в Вильно (ныне Вильнюс, столица Литвы). Мать Ольга Павловна училась на Фребелевских курсах, где готовили педагогов для работы с дошкольниками в семьях и детских садах. В семье Антокольских было четверо детей — Павел и его три младшие сестры: Мария, Евгения и Надежда. Ольга Павловна посвятила себя их воспитанию.
Адвокатская практика отца не приносила большого дохода. Антокольские жили небогато. Отец постоянно что-то предпринимал для улучшения имущественного положения семьи, но без особенного успеха. В стихотворении Павла Антокольского, посвященном матери, есть печальное воспоминание о пачке ломбардных квитанций в ее сумочке, по которой можно определить, что сумочка принадлежит «не очень зажиточной даме».
Творческие способности Павла Антокольского проявились в раннем детстве. Поначалу это было рисование — в роду Антокольских немало художников. Наиболее известен из них дядя поэта, Лев Моисеевич Антокольский. Художницей была и его тетя, эту же профессию позже выбрала и дочь Павла Григорьевича. Двоюродный дед поэта — знаменитый скульптор Марк Матвеевич Антокольский, академик Императорской академии художеств. Его работу «Иван Грозный» император Александр II приобрел для Эрмитажа. Неудивительно, что грозный царь часто появлялся на рисунках маленького Павла. Еще одним постоянным персонажем была голова из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Увлечение изобразительным искусством сохранялось у П. Г. Антокольского всю жизнь. Он писал картины, с которыми принимал участие в коллективных выставках художников, занимался оформлением некоторых своих книг.
В 1904 году семья Антокольских переехала в Москву, по новому месту службы отца. Москва после жизни в столице Российской империи показалась Павлику малоэтажной и почти сплошь деревянной. Первые яркие московские впечатления мальчика связаны с поражением России в войне с Японией: газетчики Страстной площади громко выкрикивали новости о разгроме японским флотом русской эскадры близ острова Цусима. Затем — революционные события 1905 года, баррикада в Большом Афанасьевском переулке, где жили Антокольские, и перестрелки между рабочими и солдатами. Восставшие рабочие то и дело заходили к Антокольским погреться, и Ольга Павловна поила их чаем.
В Москве Павел и Мария поступили в частную гимназию Е. А. Кирпичниковой, необычное для того времени учебное заведение, в котором практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек. По воспоминаниям Павла Григорьевича, учился он посредственно, так как все силы уходили на издание рукописного журнала «Призыв», участие в самодеятельных спектаклях, обучению декламации. В гимназии он начал писать стихи, в которых было весьма заметно влияние творчества Александра Блока. Антокольский называл Блока «любимым поэтом» и «кумиром отрочества».
В 1914 году Павел окончил гимназию. Некоторое время посещал лекции в Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского (сейчас в этом здании находится Российский государственный гуманитарный университет). В университет Шанявского могли поступить все желающие, поскольку там не требовали предоставления каких-либо аттестатов. Однако его учащиеся назывались не студентами, а слушателями; им не выдавали документов о получении высшего образования, так как считалось, что они пришли в народный университет, чтобы получить знания, а не дипломы.
Через некоторое время Павел Антокольский перешел на юридический факультет Императорского Московского университета (ныне Московский государственный университет, МГУ). По признанию будущего поэта, на этот факультет стремились попасть все молодые люди, которые хотели иметь достаточно свободного времени для занятий творчеством. Во время учебы Павел подружился с Юрием Завадским, будущим известным театральным деятелем, руководителем театра Моссовета. Вскоре в жизни Антокольского произошло судьбоносное событие. Все началось довольно буднично: Павел увидел в здании университета объявление о приеме в некую Студенческую драматическую студию, которой руководят артисты Художественного театра, и пошел на прослушивание. Так он попал в студию Евгения Вахтангова, которая через несколько лет станет театром имени Евгения Вахтангова и получит всесоюзную славу. Павел Григорьевич называл Вахтангова человеком, определившим «слишком многое» в его жизни. Обучение на юридическом факультете Антокольский не завершил, оставив университет на втором курсе.
В студии Вахтангова Павел Антокольский попробовал практически все театральные специальности: он был актером, режиссером, ставил декорации. Кроме того, Антокольский написал для студии три пьесы, в том числе пьесу в стихах «Кукла Инфанты» (1916) по мотивам рассказа О. Уальда «День рождения инфанты» и «Кот в сапогах, или обручение во сне» (1917–1918).
В этот период Антокольский продолжал свои стихотворные опыты. О своих ранних произведениях (1915–1917) поэт впоследствии отзывался достаточно сурово. Однако осенью 1918 года его стихи отметила Марина Цветаева. Павел Григорьевич вспоминал, что она первая из признанных поэтов увидела в нем собрата. Дружеское общение с Мариной Ивановной прервалось после ее эмиграции.
В 1919 году Павел Антокольский женился на Наталии Николаевне Щегловой, актрисе студии Вахтангова. В этом союзе у Павла Григорьевича появились дочь Наталья (1921, иллюстратор книг для детей) и сын Владимир (1923, погиб на фронте в 1942 году). Первая публикация стихов Антокольского состоялась в 1918 году, когда в единственном выпуске новаторского театрального журнала «Сороконожка» появились два его стихотворения (одно из них — «Эдмонд Кин») с иллюстрациями Ю. Завадского. Затем были разовые публикации в сходном с «Сороконожкой» журнале для художников «Маковец»». В 1921 году стихи Антокольского одобрил Валерий Брюсов, еще один известный поэт русского Серебряного века. Брюсов опубликовал сочинения Антокольского в альманахе «Художественное слово», который редактировал. В раннем творчестве Антокольского неизменно присутствовали театральные образы; читатель словно находится в зрительном зале перед сценой с бушующими на ней страстями. Одной из идей Павла Антокольского было создание поэтического театра.
Во время Гражданской войны Антокольский оставил студию Вахтангова, с бригадой актеров ездил по дорогам Западного фронта, служил в различных московских театрах, а в 1920 году возвратился в свою театральную альма-матер. В течение всех 1920-х и первой половины 1930-х годов Павел Григорьевич работал режиссером и сорежиссером в театре им. Е. Вахтангова, заведовал литчастью. Антокольский участвовал в создании легендарной пьесы «Принцесса Турандот» (был автором текстов загадок Турандот) и в постановке спектаклей «Комедии Мериме» (1924), «Марион Делорм» (1926), «На крови» (1928), «Коварство и любовь» (1930), «Гамлет» (1932), «Флоридсдорф» (1936), «Дон Кихот» (1941, также автор текстов песен).
Вместе с театром Вахтангова Антокольский побывал в 1921 году на Волге и Каме, где стал свидетелем начало голода в регионах Поволжья. Тогда же заболел малярией, долго находился между жизнью и смертью в больнице Перми.
В 1922 году вышел из печати первый сборник П. Г. Антокольского «Стихотворения».
Во время театральных гастролей 1923 года Антокольский побывал в Швеции и Германии. Впечатления от этой поездки он высказал во втором поэтическом сборнике «Запад» (1926). Стихи о Швеции и Германии Антокольский назвал «мандатом для входа в актуальную советскую поэзию». Но они содержали не конъюнктурную критику западного общества, а попытку поделиться с читателем своими впечатлениями, реально показать мир послевоенной Европы, где есть голод и безработица, где соседствуют блеск и нищета. В стихах из цикла «Запад» заметно предчувствие или даже убеждение автора, что Европа скоро погибнет, по крайней мере — перестанет существовать в прежнем виде. Театральность, зрелищность и декоративность стихов Павла Антокольского не помешали ему отразить в своих стихах реальную жизнь, которая, с его точки зрения, — тоже театр драмы.
Вскоре после зарубежной поездки П. Г. Антокольский расстался с Наталией Николаевной Щегловой-Антокольской и женился на актрисе Вахтанговского театра Зое Бажановой. Зоя Константиновна стала для него не только женой и музой, но и другом, человеком, без которого он не представлял своей жизни. Несмотря на это, уход из семьи был непростым решением для Антокольского. Павел Григорьевич всю жизнь сохранял дружеские отношения с Наталией Николаевной, сыном и дочерью, а затем и с внуками, материально их поддерживал.
В 1927 году П. Г. Антокольский издал сборник «Третья книга», в который вошло одно из самых известных сегодня стихотворений поэта — «Санкюлот». С этого стихотворения началось многолетнее увлечение Антокольского эпохой Великой Французской революции, во время которой санкюлотами называли революционно настроенных представителей низших слоев общества. В сборник также вошли стихи о любви, посвященные Зое Константиновне Бажановой.
В 1928 году Антокольский посетил во время театральных гастролей Париж, был в доме Марины Цветаевой и ее мужа Сергея Эфрона. Вскоре вышла его следующая книга «1920–1928. Стихотворения». Далее последовал целый ряд произведений, связанных с Францией: «Робеспьер и Горгона» (1930), «Коммуна 1871» (1933), «Франсуа Вийон» (1934). Последняя поэма — не историческая, а скорее театральная вещь, «озорство средневековья», как определил ее сам автор.
В 1930-е годы Антокольский много путешествовал по Советскому Союзу, самостоятельно и в составе писательских бригад. «Я видел всю страну» — так называется одно из его стихотворений этих лет. В 1930 году он побывал в Ленинградской области и осмотрел крупнейший на то время в СССР Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат. Затем посетил Армению (в 1934, 1935 и 1939 годах), Грузию (в 1935 году), Азербайджан (в 1937 и 1938 годах), Украину (в 1939 году). Антокольский переводил стихи ведущих поэтов республик, в которых побывал: Ованеса Туманяна и Егише Чаренца — с армянского языка; Шота Руставели, Симона Чиковани, Тициана Табидзе, Карло Каладзе — с грузинского; Низами Гянджеви, Мирзу Фатали Ахундова, Самеда Вургуна — с азербаджанского. Переводы Антокольского отличал высокий уровень поэтического мастерства.
В 1932 году был издан сборник стихов Антокольского «Действующие лица», посвященный событиям и персонажам истории Западной Европы, а в 1936-м вышел сборник «Большие расстояния», где центральное место заняли стихи о Грузии и Армении.
В 1935 году умерла Ольга Павловна, мать Павла Антокольского. Ей поэт посвятил стихотворение, в котором с грустью и надеждой говорил о быстротечности времени. Время — едва ли не главное «действующее лицо» многих произведений Антокольского. Время бежит, летит, поэтому оно отнимает родных и любимых людей, когда кажется, что они еще долго будут рядом, и поэтому же дает надежду на скорую встречу с ними.
Это ощущение краткости человеческой жизни, «чувство времени», у которого все «в гостях» и которое никого из гостей не просит остаться, уже в 1920-е годы привело Антокольского к пониманию того, что история и современность близки и неразделимы. Не следует обманываться, говорить себе, что все беды на земле остались в прошлом — история даже не повторяется, она просто никуда не уходит. Чтобы понимать, что будет с человечеством, достаточно взглянуть на то, что с ним уже было. Поэт не раз раньше других предвидел, как будут развиваться те или иные исторические события. Примером могут служить уже упоминавшиеся стихи из раннего цикла Антокольского «Запад», проникнутые ощущением надвигающейся на Европу катастрофы.
В 1937 году в Советском Союзе широко отмечалось столетие со дня гибели Пушкина, в следующем, 1938-м, появилась книга стихов П. Г. Антокольского «Пушкинский год». Включенные в нее стихотворения воскрешают тени минувших дней: рассказывают читателю о погубленных Пушкине и Лермонтове, о жандармах, о декабристах, ожидающих в темных и сырых казематах отправки на казнь или в рудники. Герой вошедшей в сборник поэмы «Два портрета», художник, доволен тем, что император Павел I на портрете получился «как живой», и ждет от царя похвалы. Однако император отказывается узнавать себя в этой, по его словам, «похабной, уродливой» фигуре. Он с возмущением заявляет, что перед ним портрет не государя, достойного управлять страной и армией, а малорослого и ничтожного чиновника, плута и хама: «И лишь благоволение в улыбке / Пленительное — вроде и моё». Невзрачный «Павел свет Петрович» мнителен и мстителен, и хотя он в конце разговора вроде бы сменил гнев на милость, художник после встречи с ним не может вернуть себе душевное спокойствие.
Первые читатели стихов, составивших книгу «Пушкинский год», вероятно, нередко видели в них намек на то, что через 100 лет родина Пушкина стала свободной и процветающей, что в ней больше нет места произволу и тирании (такая мысль была высказана на многих официальных мероприятиях и выступлениях «мемориального» года). Но если вспомнить, что у Антокольского история и современность неразрывно связаны, то получается, что все эти образы принадлежат не только далекому прошлому: в 1937 году они по-прежнему актуальны, и упоминание их в сборнике не подтверждает официальную точку зрения, а опровергает ее. Через три десятилетия Павел Григорьевич писал об этом времени в поэме, посвященной Зое Бажановой:
Как с мороза, назло невзгодам, Ковыляя ночью домой, Назову я Пушкинским годом Незабытый — тридцать седьмой. |
В предвоенные годы Антокольский вел поэтические семинары в Литературном институте им. А. М. Горького. Поэты Константин Симонов, Евгений Долматовский и Маргарита Алигер — ученики П. Г. Антокольского.
В 1941 году Павел Григорьевич потерял отца. Перед самым началом Великой Отечественной войны Антокольский написал стихотворение «Июнь сорок первого года», проникнутое острым предчувствием грядущей беды. Впоследствии поэт дал стихотворению новое название — «Накануне». В этом же году, за несколько дней до войны, сын поэта Владимир окончил школу.
В июне 1942 года Владимир Антокольский после обучения в артиллерийской школе в Фергане был отправлен на фронт. Распределения в часть он ожидал в подмосковных Бронницах и успел увидеться с отцом. Первого июля, в день своего рождения, Павел Григорьевич отправил сыну большое письмо. В середине июля он получил маленький самодельный конверт – сложенный треугольником лист из школьной тетради в одну линейку: «Антокольскому Павлу Г. от товарища вашего сына Антокольского Володи. Дорогие родители, я хочу сообщить вам о весьма печальном событии. Хоть и жаль вас, что сильно расстраиваться будете. Но сообщаю. Ваш сын Володя в ожесточенной схватке с немецкими разбойниками погиб смертью храбрых на поле битвы 6 июля 1942 года. Но мы за вашего сына Володю постараемся отомстить немецким сволочам. Пишет это вам его боевой товарищ Вася Севрин. Похоронен он возле реки Рессета — приток Жиздры. До свидания. С пламенным приветом к вам В. Севрин». Письмо П. Г. Антокольского от первого июля почтальон вернул Павлу Григорьевичу. На конверте значилось: «Адресат выбыл 6–07–42. Старшина (подпись неразборчива)». Официальное сообщение о гибели Владимира пришло только в сентябре 1942 года.
Для поэта это был тяжелейший удар. Поначалу он пытался переписываться с товарищем сына, который по просьбе Антокольского рассказал в следующем письме, как погиб Владимир: он был убит снайпером, разрывной пулей. Второе письмо Антокольского Васе Севрину, содержавшее просьбу написать, когда будет время и желание, какими мыслями делился с ним Володя в свои последние дни, вернулось с пометкой «адресат выбыл». Так оборвалась последняя нить, связывавшая сына и отца.
Павел Григорьевич начал говорить с сыном в своих стихах. Поэма-эпитафия «Сын» (1943) посвящена Володе Антокольскому и всем убитым на войне сыновьям. Быстротечное время в ней замедляет свой бег, потому что их отцам и матерям каждый мучительный миг земного существования теперь кажется вечностью.
Ты будешь долго рыться в черном пепле. Не день, не год, не годы, а века. Пока глаза сухие не ослепли, Пока окостеневшая рука Не вывела строки своей последней — Смотри в его любимые черты. Не сын тебе, а ты ему наследник. Вы поменялись местом, он и ты. |
Перебирая «обломки рая» в комнате сына — готовальню, карандаши, рисунки, — герой поэмы осознаёт, что сын и его ровесники с самого рождения были поколением обреченных. Пока они росли, учились, мечтали строить мосты и дома, кто-то делал для них на заводах разрывные пули. За несколько месяцев до того дня, когда его мальчик пришел в этот мир, у немцев появился государственный гимн, в первой строфе которого утверждалось, что Германия «превыше всего». Антокольский наблюдал толпы, восторженно исполнявшие этот гимн, «в том году спокойном, в двадцать третьем», когда он был в Берлине на гастролях с театром Вахтангова и когда родился Вова. Но тогда, после Первой мировой войны, мало кто видел в этом хоровом пении предвестье новой катастрофы. Поэма получила всенародное признание. Ольга Берггольц назвала поэмы «Сын» Антокольского и «Василий Тёркин» Твардовского «лучшими произведениями советской поэзии военных лет». Отклики на поэму пришли даже из Австралии. За это произведение Павел Григорьевич получил Сталинскую премию второй степени. В то время эта премия была одна из высших форм поощрения за выдающиеся достижения в какой-либо области.
В годы войны Антокольский писал как никогда много — стихи, поэмы, очерки, статьи: «Черноморская баллада», «Послание в Ленинград», «Русская сказка», «Волчий вальс», «Письма в Среднюю Азию», «Баллада о парне из гитлеровской дивизии “Великая Германия”». Выходят книги «Полгода» (1942), «Железо и огонь» (1942), которые содержат стихотворения, адресованные младшему лейтенанту Владимиру Антокольскому. Во всех стихах, посвященных сыну, Павел Григорьевич ставил эпиграфом строчки из письма Васи Севрина «погиб смертью храбрых на поле битвы 6 июля 1942 года». К военным произведениям Антокольского можно отнести и «Третью книгу войны» (1946), куда включены стихи, написанные после трех фронтовых поездок поэта.
Кроме того, П. Г. Антокольский был главным режиссером военного театра им. Чкалова, который постоянно выезжал в части и гарнизоны Московской зоны обороны. Только с 12 по 23 декабря 1941 года театр дал в частях 28 спектаклей и концертов. В театр приходили письма с благодарностями от бойцов и командиров. Руководство Московского военного округа просило «при первой же возможности прислать театр имени В. П. Чкалова на повторную работу». Специально для театра Антокольский написал поэму «Чкалов» (1942).
В апреле 1945 года театр им. Чкалова прибыл в Томск. Его труппа стала основой для восстановления Томского драматического театра, переведенного в 1941 году в Кемерово. 30 апреля 1945 года состоялась успешная премьера спектакля «Давным-давно» по пьесе А. Гладкова. Антокольский работал в Томске несколько послевоенных месяцев. Зрители увидели в его постановке «Ромео и Джульетту» и «Виндзорских проказниц» Шекспира, «Лес» А. Н. Островского, «Женитьбу Фигаро» Бомарше. Кроме того, Павел Григорьевич публиковал в томской прессе свои стихи, выступал с чтением поэмы «Сын».
Антокольский Павел Григорьевич
Выдающийся поэт. Актер и режиссер театра. Один из активных пропагандистов и переводчиков поэзии разных стран. Его литой стих, вобравший в себя богатейшие традиции классической русской поэзии, экспрессивен и очень горяч. Любимая муза поэта — это муза истории.
Павел Антокольский родился 1 июля 1896 года в городе Санкт-Петербург. Вскоре семья переехала в Москву, где Павел окончил гимназию, а затем поступил на юридический факультет Московского университета, но долго там не проучился. Еще с юношеских лет он увлекся театром, играл в любительских спектаклях и сочинял пьесы.
В 1915 году Антокольский поступил в студенческую драматическую студию, руководимую Вахтанговым, где проявил себя как талантливый актер. А после Октябрьской революции он уже сам режиссер Театра им. Е.Вахтангова. Тогда же Антокольский начал пробовать себя в поэзии.
В 1920 году Павел Григорьевич познакомился с Брюсовым, которому понравились стихи начинающего поэта, и он опубликовал их в альманахе. А вскоре вышел первый сборник Антокольского «Стихотворения», принесший ему славу и популярность. Ранним стихам поэта свойственна романтичность, широкое вхождение в мир русской и западной истории и многокрасочный Восток.
Пребывание в 1920 годах в Швеции, Германии и Франции дало поэту новые впечатления и материал для создания поэм и книги стихов «Запад». Европа и ее богатейшая история стали надолго темами творчества Антокольского, он опубликовал несколько поэтических сборников.
В 1930 годах развернулась бурная переводческая деятельность Павла Григорьевича. Он обратился к творчеству поэтов Грузии, Азербайджана, Украины и Армении, создал образцы отечественной переводческой школы, внося мотивы культур этих стран и в собственные произведения. Высоким уровнем мастерства отличаются переводы Антокольского и с французского языка.
В Великую Отечественную войну Павел Григорьевич был военным корреспондентом и руководил фронтовым театром. Важнейшим произведением той поры стала трагическая поэма «Сын», которую поэт посвятил памяти сына, погибшего на фронте. Это произведение было удостоено Сталинской премии. В послевоенные годы, не прекращая интенсивного творческого труда, поэт много путешествовал, создавая прекрасные произведения.
Он автор многочисленных стихотворений, поэм, литературно-критических статей, прозаических очерков, речей и эссе, где героями выступают люди разных времен и народов, исторические лица и литературные персонажи. Наиболее полно творчество Антокольского представлено в книгах: «Мастерская», «Высокое напряжение», «Четвертое измерение», «Повесть временных лет», «Конец века», а среди его известных произведений – поэмы «Чкалов», «В переулке за Арбатом», «Коммунистический манифест» и другие.
Павел Григорьевич Антокольский скончался 9 октября 1978 года в Москве.
Семья Павел Антокольский
Первая жена (с 1919 года) — Наталия Николаевна Щеглова (1895-1983).Дочь — Наталья (1921-1981), художница. Её муж — поэт Леон Валентинович Тоом (1921-1969).
Внук — Андрей Леонович Тоом (род. 1942), кандидат физико-математических наук, профессор факультета статистики Федерального Университета в Пернамбуко (Бразилия).
Сын — Владимир (1923-1942), младший лейтенант, погиб на войне. Его памяти посвящена поэма «Сын» (1943).
Вторая жена — актриса Зоя Константиновна Бажанова.
Дядя (брат отца) — художник Лев Моисеевич Антокольский.
Награды Павла Антокольского
Сталинская премия второй степени (1946) — за поэму «Сын» (1943)
Три ордена Трудового Красного Знамени (11.07.1946; 06.07.1956; 12.09.1966)
Орден «Знак Почета» (31.01.1939)
Творчество Павел Антокольский
Поэмы
«Франсуа Вийон» (1934)
«Робеспьер и Горгона» (1935)
«Сын» (1943)
«В переулке за Арбатом» (1954)
Книги
Стихотворения. — М.: Гос. изд-во, 1922. — 42 с.
Запад: Стихи. — М.: Узел, 1926. — 31 с.
Третья книга: Стихи. — М.: Московский цех поэтов, 1927. (тип. «Красная Пресня»). — 47 с.
Стихотворения. 1920-1928. — М.: Госиздат; Ленинград: Госиздат, 1929. — 159 с.; 2000 экз.
Робеспьер и Горгона: Драматич. поэма в 8 главах. — М.; Л.: Гос. изд-во, 1930. (М.: тип. «Красный пролетарий»). — 112 с.
Действующие лица: Стихи 1929-1931. — М.: Федерация, 1932. — 105 с.
Коммуна 1871: Стихи. — М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1933. (ф-ка книги «Кр. пролетарий») — 38 с.
Избранные стихи. — М.: Журн.-газ. объединение, 1933 (тип. «Искра революции»). — Обл., 40 с. (Библиотека «Огонек» № 6 (731))
Франсуа Вийон: Драматическая поэма в 3 ч. — М.: ОГИЗ-ГИХЛ, 1934. — 119 с.
Поэмы: Робеспьер и Горгона. Коммуна 71-го года. Франсуа Вийон. — М.: Художественная литература, 1935. — 227 с. : ил.
Стихотворения. 1920/1932. — М.: Гослитиздат, 1936 (тип. «Искра революции»). — 248 с., портр.; В пер.
Большие расстояния: Стихи. — М.: Гослитиздат, 1936 (17 ф-ка нац. книги треста «Полиграфкнига»)
Коммуна 71 года. — М.: изд., тип. и цинк. Журн.-газ. объединения, 1937. — 40 с. (Библиотека «Огонек» № 9 (996)).