Осип Бове Архитектор Краткая биография

Архитектор Бове Осип Иванович: биография, список сооружений

Иностранцы сыграли не последнюю роль в формировании архитектурного облика Москвы и Санкт-Петербурга. Но Джузеппе Бова едва ли можно назвать гостем России. Он принимал живое участие в жизни страны и вкладывал душу в свои постройки.

Осип Иванович Бове: краткая биография

Настоящее имя архитектора – Джузеппе Бова, хотя и родился он в Санкт-Петербурге (1784). Выходцем из Италии был его отец, неаполитанский живописец Винченцо Джованни Бова. Позже мальчика стали называть на русский манер – Осип. Когда он был еще ребенком, семья переехала в Москву. Этому городу он отдаст все свои силы и талант. В 18 лет Бове поступает в училище, чтобы освоить архитектурное дело под руководством Франческо Кампорези. После выпуска карьерный рост юноши произошел стремительно. В качестве помощника архитектора ему повезло работать под началом таких великих мастеров, как Росси и Казаков.

В разгар событий 1812 года Осип Иванович Бове становится участником народного ополчения. К счастью, во время военных действий он не пострадал и после демобилизации был назначен в архитектурную комиссию по восстановлению Москвы в качестве заведующего по «фасадической части». Из четырех секторов города Бове достался центральный. Арбатский район, Пресненский, Тверской, Городской и Новинский – архитектор придал этой части города тот облик, который сохранился до наших дней. Он спроектировал Красную и Театральную площади, Александровский сад – три главных архитектурных ансамбля столичного центра. Помимо этого, Бове занимался разработкой фасадов жилых домов послевоенной Москвы и церковным строительством.

Как архитектор Бове получил заслуженное признание уже при жизни и ни в чем не нуждался. У него были деньги, слава и любящая семья. Пожалуй, единственное, чего он не смог добиться – статуса академика, поскольку задание Академии художеств по каким-то причинам выполнить не сумел. Скорее всего, дело было в нехватке времени. Обладая такими талантами, вряд ли бы Бове не сумел составить проект здания театра (а именно таким и было поручение). Умер он летом 1834 года, немного не дожив до своего 50-летия. Похоронен был архитектор на кладбище при Донском монастыре, для которого при жизни выстроил церковь.

Красная площадь

После войны часть площади была разрушена, а оставшееся место занимали торговцы. Молодой архитектор Бове отреставрировал пострадавшие стены Кремля и восстановил Никольскую башню вместе с Воскресенскими воротами. Частные лавки было решено убрать в здание Торговых рядов. Постройка в стиле классицизма с нарядным портиком до сих пор украшает центр города и теперь носит название ГУМ. Земляные укрепления, как и ров вдоль стен, были уничтожены, а на месте последнего устроен бульвар.

Чуть позже у храма Василия Блаженного был установлен первый городской монумент – памятник Минину и Пожарскому работы Мартоса. Довоенная площадь имела совершенно другой облик, и ее нынешний вид – полностью заслуга Бове.

Александровский сад

У краснокирпичных стен было решено добавить зелени. Кремлевский сад, или, как теперь его называют, Александровский, заметно оживил центр столицы. По задумке Бове, это был регулярный парк с живописными руинами и небольшими павильонами. Некоторые из них сохранились до наших дней, например, итальянский грот. Для создания парка пришлось увести под землю русло протекавшей там реки Неглинки. Изначально планировалось с ее помощью создать систему прудов, но в реальность задумку не воплотили.

Манеж

Чертежами манежа занимался другой архитектор. Бове руководил его отделкой и скульптурным убранством. Спроектировал здание Бетанкур в 1817 году. Конструкция на тот момент была уникальной и не имела аналогов во всем мире. Здание предназначалось для упражнения военных и носило название Экзерциргауз, или Дом для тренировок. Внутреннее пространство не должно было стеснять полковых маневров. И создать такое строение удалось! В помещении, где отсутствовали внутренние опоры и вся несущая нагрузка приходилась на стены, могли с комфортом поместиться 2000 человек.

В 1824 году Бове создал проект декоративной отделки манежа после небольшой реконструкции. Предполагалось украсить стены военными доспехами, знаменующими победу, мощь и величие державы. Были проведены штукатурные работы, здание украшено лепниной. На стенах укреплены украшения, выполненные в виде легионерской атрибутики. В глухих промежутках стен планировалось закрепить чугунные горельефы, но их так и не отлили.

Театральная площадь

Петровский театр, находившийся раньше на месте Большого, сгорел еще до войны, в 1805 году. И лишь в 1816-м площадь решено было преобразить. Требовалось выстроить новое здание театра и разбить перед ним прямоугольный сквер. Справа и слева площадь замыкали парадные фасады зданий, а лучший вид на нее должен был открываться со стороны Китай-города.

Петербуржец Андрей Михайлов проектировал сам Большой театр. Бове руководил работами и внес существенные изменения в чертежи. Он уменьшил стоимость постройки, скорректировал размеры будущего театра относительно площади и окружения. Основные очертания и композиция были сохранены, и в то же время усилена роль отделки и декоративных элементов.

Как и Манеж, Большой театр был призван прославлять город, одержавший победу в войне. Этому как нельзя лучше способствовал величественный классический стиль. На портике установили скульптурную группу, изображающую Аполлона на колеснице. Она была выполнена из алебастра и уничтожена пожаром 1853 года. Позже ее заменили на композицию работы Клодта. Она повторяла тот же сюжет, но была больше по размеру и динамичней.

Открытие театра состоялось в начале января 1825 года. Зрители в ложах рукоплескали. Это был триумф не только для актерской труппы, но и для самого архитектора.

Триумфальные ворота

В отличие от Манежа или Большого театра, Триумфальная арка – полностью авторский проект Бове. Стройка была запланирована на месте въезда в Москву с петербуржского направления у Тверской заставы. Около двух лет ушло только на эскизы и чертежи, и в 1829 году был утвержден окончательный вариант. В фундамент «на счастье» бросили горсть серебряных рублей и заложили памятную бронзовую плиту.

При строительстве использовался камень с Самотечного канала и татаровский «мрамор» из подмосковного села. Скульптурные композиции выполнены из чугуна скульпторами Тимофеевым и Витали. Все они отлиты по эскизам, которые самостоятельно создал архитектор. Из-за перебоев с финансированием строительство заняло 5 лет, и открытие памятника состоялось осенью 1834 года.

Надо сказать, что современные Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте – это новодел. Оригинальные разобрали спустя столетие после постройки в рамках реконструкции площади. Были произведены обмеры, зарисовки и фотосъемка, чтобы позже восстановить арку у Белорусского вокзала. Декоративные элементы передали на хранение в музеи. Огромные чугунные колонны во время Второй мировой были переплавлены для фронтовых нужд, сохранить удалось лишь одну. Но благодаря этим чертежам и уцелевшим фрагментам в 1968 году арку восстановили на Кутузовском проспекте рядом с панорамой «Бородинская битва».

Больницы

Преданный любимому городу, архитектор Бове работал не только над монументальными постройками, но и над помещениями, предназначенными для простых людей. Одно из них – Градская больница в районе Калужской заставы. Над ее чертежами Бове начал работу в 1828 году. Просторное величественное здание в стиле классицизма, украшенное «фирменным» портиком, распахнуло свои двери для нуждающихся в помощи москвичей.

Для комфортного размещения больных архитектор предусмотрел светлые корпуса. Стены были украшены барельефами, некоторые из которых сохранились до наших дней.

Под еще одну – Екатерининскую – больницу Осип Иванович Бове переоборудовал дом Гагариных. Работы начались в 1825 году. Несмотря на это, обе больницы открылись лишь в 1833 г. На тот момент они располагали лучшей в России технической базой.

Храмовое строительство

Среди церквей, построенных Бове, можно отметить Покровский храм, Никольскую церковь в Котельниках, храм Троицы Живоначальной на территории Даниловского монастыря. В рамках строительства больниц при них были возведены две церкви. В 1822 году в селе Архангельском построен чудесный храм, освященный в честь Архангела Михаила. Церковь-ротонду в стиле ампир выполнили из кирпича. Трехъярусная колокольня венчалась высоким шпилем. Церковь хорошо сохранилась и не так давно была отреставрирована.

Храм Михаила Архангела настолько полюбился людям, что на деньги, собранные прихожанами, по тому же эскизу возвели еще один. В деревне Пехра-Покровское стоит «близнец» архангельской церкви – Покровский храм. От прототипа его отличает бело-голубая цветовая гамма.

Жилые дома

Как архитектор, отвечающий за фасады послевоенной Москвы, Осип Иванович Бове не мог не оказать влияния на облик обычных жилых домов. Под его началом были составлены руководства-сборники, именуемые «Альбомы образцовых проектов». Здесь приводились рекомендации и примеры того, как должны выглядеть дома представителей различных городских сословий. Можно было выбрать подходящий, руководствуясь своим вкусом и достатком.

Благодаря Бове появился городской особняк как совершенно новый тип дома. Для купечества был разработан доходный дом: верхний этаж отводился для проживания хозяев, а в нижнем могли разместиться лавки и магазины.

Неоценимое архитектурное наследие оставил после себя Осип Иванович Бове. Достопримечательности Москвы неразрывно связаны с его именем. Приезжайте в гости и сами в этом убедитесь!

Осип Бове – краткая биография

Бове Осип Иванович (1784—1834), архитектор.

Родился 4 ноября 1784 г. в Петербурге в семье художника-резчика. Учился архитектуре в школе при Экспедиции кремлёвского строения, руководимой М Ф. Казаковым.

В 1816 г. получил звание архитектора. При организации в Москве специальной Комиссии для строений, задачей которой было восстановление столицы после пожара 1812 г., Бове вошёл в её состав.

Вскоре он стал одним из ведущих мастеров и ведал «фасадической частью» жилого строительства.

Среди работ Бове — планы архитектурных ансамблей, крупные общественные здания, мемориальные памятники, жилые дома, церкви, парковые сооружения. Бове принял участие в восстановлении Московского Кремля. Под его руководством были восстановлены части кремлёвских стен и башен. Работы Бове по перепланировке архитектурного окружения Кремля включали реконструкцию Красной площади (в том числе перестройку Торговых рядов) и создание Театральной площади и сада у кремлёвских стен.

При создании Театральной площади Бове выполнил проект нового каменного Большого театра и перепланировал близлежащую территорию (1821—1824 гг.). В дальнейшем в проектировании театра участвовали несколько архитекторов. Был принят проект А. А. Михайлова 2-го; исполнителем, однако, стал Бове, внёсший в михайловский проект ряд изменений.

У стен Кремля в 1820—1822 гг. был разбит Александровский сад, при входах в который со стороны Моховой улицы сделаны ворота; сооружены грот в саду, пандусы-спуски у Троицкой башни и фонтан. Бове участвовал в создании скульптурного декора Манежа (1817— 1825 гг.).

К числу больших общественных сооружений архитектора относится здание 1-й Градской больницы (1828—1832 гг.) в Москве, построенной рядом с Голицынской больницей Казакова.

Вечные темы
Афоризмы и цитаты про успех

Самое крупное мемориальное строение Бове — Триумфальные ворота (1827—1834 гг.), которые ныне стоят на Кутузовском проспекте. Из церковных построек наиболее значительна Скорбященская церковь на Большой Ордынке в Замоскворечье (1828— 1833 гг.).

Совместно с О. И. Бове нередко работал его брат — А. И. Бове, помогавший ему при исполнении замыслов.

Осип Иванович Бове — краткая биография

ФИО: Бове Осип Иванович
Дата рождения: 4 ноября 1784 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Архитектор
Дата смерти: 28 июня 1834 г. (49 лет)

Осип (Джузеппе) Иванович Бове – знаменитый российский архитектор. Главной его заслугой является восстановление Москвы после пожара в 1812 году. Роль его неоценима, так как вклад архитектора в облик города весьма высок. Множество проектов были выполнены им в стиле неоклассицизма и ампира

Детство и юность

4 ноября 1784 года Осип Иванович Бове родился в семье Винченцо Бовы и Екатерины Кнаппе. Отец его, неаполитанский художник-резчик, в 1782 году переехал в Петербург для работы в Эрмитаже, а мама была дочерью художника Карла Кнаппе, академика Императорской Академии художеств.

Через некоторое время после рождения первенца молодожёны переехали в Москву, где Осипу Ивановичу было предначертано стать отцом для множества строений. В 1797 родился брат Осипа Ивановича – Михаил, а ещё через несколько лет – Александр.

Краткая биография

  1. 1801 год – будущий мастер поступил в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. Ф. Компорези, ставший его первым учителем, читал лекции, благодаря которым Бове смог осознать все тонкости предстоящего дела. Первым опытом для него стала постройка Голицинской больницы. Конечно же, он строил её не сам, а лишь помогал Матвею Казакову в этом деле.
  2. 1809 – 1810 гг. – следующим профессиональным опытом для зодчего стала работа с юным Росси при поездке в Тверь на строительство замка для принца Георга Ольденбургского. Позже Росси сделает невероятный вклад в архитектуру Санкт-Петербурга.
  3. 1812 год – служил корнетом Иркутского гусарского полка во время Отечественной войны.
  4. 1813 год – Осип Иванович вернулся с войны на городскую службу. В тот момент была сформирована Комиссия о строении Москвы для восстановления сожжённых построек. Участники Комиссии поделили городскую площадь на четыре участка и каждой области назначили архитектор. Бове стал над центральным участком и отвечал за Арбатскую, Тверскую, Новинскую, Пресненскую и Городскую части. В Комиссию за короткий срок могло прийти около сотни прошений о строительстве сооружений. Осип Иванович усердно работал, исправляя старые проекты и создавая новые, продумывал архитектурные комплексы, а также участвовал в руководстве по обновлению стен и башен Кремля.
  5. 1814 год – был назначен архитектором «фасаднической части» и смотрящим за точным исполнением постройки. Первой его работой стала реконструкция Красной площади. До пожара она имела большое значение в повседневной жизни – на ней обильно были расставлены прилавки для торговцев. Но Осип Иванович решил изменить значение площади с бытового на культурный, чтобы она стала сердцем и украшением города. Он разработал особый ансамбль, в состав которого вошли: Кремлевская стена со Спасскими и Никольскими башнями, Покровский собор (собор Василия Блаженного).
  6. 1816 год, февраль – Осип Иванович был награждён званием архитектора от совета Императорской Академии художеств
  7. 1816 год, весна – подал на звание академика архитектуры. В ответ на это челны Академии дали ему задание на проектирование театра на 3 тыс. человек, но Бове этого не сделал, потому и не получил соответствующего звания.
  8. 1816 год, конец – закончил перестройку Верхних и Средних торговых рядов. Архитектор сохранил характер постройки, притом дал ей оттенок величественности. Например, он украсил лепниной, колоннами и портиками углы некоторых зданий. У него была ещё одна грандиозная идея – построить и Нижние торговые ряды, дабы объединить их с Китай-городом, но данные планы были реализованы только во второй половине XIX века.
  9. 1817 год – утверждён генеральный план, который Бове и воплотил в жизнь, обозначив Москву как город-монумент, славящий всю Россию.
  10. 1818 – 1824 гг. – строительство Театральной площади. На это Осип Иванович был назначен ещё в 1816 году. Для строительства сносили старые кварталы вокруг Петровского театра, которые горели ещё до Отечественной войны.
  11. 1821 – 1824 гг. – строительство Большого театра. Бове переработал план и чертёж Андрея Михайлова, который был невероятно дорогостоящим и громоздким – уменьшив само здание, он смог сохранить облик строения.
  12. 1824 – 1825 гг. – работал над декоративной и скульптурной частями Манежа, построенного по чертежам Августина Бетанкура. Он решил придать зданию военного характера – в основу украшений легли античные военные доспехи, а внутри и снаружи по рисункам Бове были сделаны дорические колонны и украшения в виде эмблем римских легионеров. К сожалению, Осип Иванович не смог воплотить все имевшиеся идеи в жизнь, так как в один момент просто прекратилось финансирование.
  13. 6 января 1825 года – после первого спектакля в Большом театре зрители оценили лёгкость и изящество убранства, эффект «висящих» лож и галереи.
  14. 1827 – 1834 гг. – постройка Триумфальной арки при въезде в Москву со стороны Питера. В 1829 году был утверждён проект данной постройки. Бове разрабатывал скульптурные эскизы, а сделали их И. Тимофеев и Витали.
  15. 28 июня 1834 года – Осип Иванович Бове умер, не дожив до открытия Триумфальной арки совсем немного. Он похоронен на кладбище при Донском монастыре.
  16. 1834 год, сентябрь – состоялось открытие Триумфальной арки, возведённой в честь русской победы в войне 1812 года.

Личная жизнь

Единственные сведения о личной жизни Осипа Ивановича – это то, что в 1816 году он перешёл в православие и женился на вдове, княгине Авдотье Семёновне Трубецкой, в девичестве Гурьевой, первым браком бывшей замужем за князем Алексеем Ивановичем Трубецким.

Жена – Авдотья Семёновна

Свадьба эта была скандальной для той эпохи. Знатная дама выходила за обычного зодчего, простолюдина. Если сейчас архитектор – это хорошая партия, то раньше между ним и камердинером не было особой разницы. «Москва помешалась – художник, архитектор, камердинер – все подходят, лишь бы выйти замуж!», – писала княжна Туркестанова.

Заключение

Осип Иванович Бове произвёл невероятный вклад в облик Москвы, без него мы не знали бы её такой, какая она есть сейчас. Но он знаменит не одним Большим театром, Триумфальной аркой и Театральной площадью.

Архитектор Осип Бове

Кроме них Бове возводил и другие, не менее значимые, постройки – здания для жилья и общественных собраний. За его авторством остаётся и Градская больница – первая общественная в Москве. Доходные дома, в которых владельцы жили на верху, лавки базировались внизу, а среднее пространство шло под сдачу в аренду, также появились лишь от стараний Осипа Ивановича. Помимо домов для дворян и купцов, проекту Бове принадлежат также и особняки нового типа – с флигелями и небольшим парадным двором.