Нестеров Петр Николаевич
Биография
Русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.
Родился в Нижнем Новгороде в семье офицера. Несмотря на раннюю смерть отца и плохое материальное положение семьи, успешно окончил Нижнегородский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище. Будучи уже подпоручиком, Нестеров служил в 9-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригаде. Здесь он лично разработал правила для корректирования стрельбы из аэростата. В 1910 году произошло знакомство Нестерова с учеником Н. Е. Жуковского (создателя аэродинамики как науки) Петром Соколовым. После этого Петр Нестеров начал увлекаться авиацией. В 1913 году он окончил авиационный отдел Офицерской Воздухоплавательной школы. Набравшись опыта в сфере пилотирования, Нестеров смог сконструировать свой давно задуманный планер. Находясь в авиационном отряде в Киеве, он модифицировал стоявший на вооружении в армии самолет «Ньюпор-4», разработал конструкцию семицилиндрового двигателя, занимался разработками скоростного одноместного самолета, осваивал крутые виражи. Утверждал, что воздух будет удерживать самолет в любом направлении при правильном управлении, Петр Нестеров воплотил свои идеи в жизнь.
9 сентября 1913 года над Сырецким полем киевского аэродрома на самолете «Ньюпор-4» он совершил «мертвую петлю». Это был настоящий прорыв в авиации, Нестеров стал героем своего времени и был удостоен золотой медали Киевского Общества воздухоплавания. В 1914 году началась Первая мировая война, и Нестеров командовал авиационным отрядом на Юго-Западном фронте. Он осуществлял не только разведку, но и бомбардировку. Он был настолько умелым летчиком, что австрийское командование назначило за его обезвреживание крупную награду, а австрийские летчики узнавали стиль полета Нестерова на любом самолете.
8 сентября 1914 года Петр Нестеров совершил еще один прорыв в авиации и свой последний подвиг: впервые в истории боевой авиации он применил таран, сбив австрийский разведывательный самолет ценой собственной жизни.
Лётчик Нестеров. Сто тридцать лет создателю «мёртвой петли»
27 февраля (15 февраля по старому стилю) 1887 года, ровно 130 лет назад, родился легендарный русский летчик Петр Николаевич Нестеров (1887-1914). Его имя навсегда вошло в историю русской и мировой авиации, а героическая жизнь стала труднодостижимым примером для многих поколений.
Когда Петр Нестеров стал летчиком, авиация только-только начинала свой славный путь. Многие прославленные пилоты приходили в авиацию из самых разных сфер деятельности, но чаще всего — из других родов войск. Так, Петр Нестеров был выходцем из артиллерии. Военная карьера для Нестерова была вполне естественным и едва ли не единственным возможным жизненным сценарием. Потомственный военный, он родился в Нижнем Новгороде, в семье русского офицера Николая Фёдоровича Нестерова (1863—1890), служившего воспитателем в кадетском корпусе. У Николая Нестерова и его супруги Маргариты Викторовны было четверо детей. Однако, Николай Нестеров рано умер. Из-за резкого ухудшения материального положения семьи мать с четырьмя детьми перебралась во Вдовий дом — специальное учреждение для призрения вдов офицеров и классных чинов военного и гражданских ведомств. Вполне вероятно, что именно ранняя смерть отца также оказала влияние на выбор жизненного пути Петром Николаевичем Нестеровым.
В 1897 году, в возрасте десяти лет, мальчик поступил в Нижегородский кадетский корпус имени Аракчеева, где в свое время преподавал его отец. За семь лет учебы он показал себя одним из лучших выпускников и в 1904 году, после окончания корпуса, в числе шестерых отличников был направлен в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге — одно из лучших военно-учебных заведений Российской империи. Там очень обстоятельно изучались не только военные науки, но и математика и инженерные дисциплины. Выпускники училища становились специалистами высокого класса и распределялись по артиллерийским частям российской армии. Юный Петр Нестеров и в училище был одним из лучших. В 1906 году, в возрасте 19 лет, он успешно окончил курс училища, выдержал выпускные экзамены и получил воинское звание подпоручика. После этого Нестерова распределили для дальнейшего прохождения службы в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, дислоцировавшуюся на восточной окраине Российской империи. Казалось бы, один из лучших выпускников училища мог бы продолжать службу в Европейской части России. Но причины перевода на Дальний Восток лежали в плоскости личной. Петр Нестеров женился, а служба на Дальнем Востоке освобождала офицера от необходимости внесения «реверса» в размере пяти тысяч рублей. У Нестерова, отец которого к тому времени давно умер, таких денег не было.
Еще во время службы на Дальнем Востоке Нестеров заинтересовался воздухоплаванием и даже разработал правила корректировки артиллерийского огня с аэростата. Началось это увлечение с того, что молодой артиллерийский офицер обратил внимание на аэростат, который состоял при Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте. Нестеров сразу сообразил, что аэростат можно использовать для корректировки артиллерийского огня с воздуха, после чего смог добиться у командования временного прикомандирования к наблюдательной станции при воздухоплавательном парке. Так Нестеров стал наблюдателем — корректировщиком и смог подниматься в воздух. Правда, торжество офицера длилось недолго — воздухоплавательная рота была расформирована. Петр Нестеров вновь заступил на службу в артиллерийской бригаде. На Дальнем Востоке Петр Нестеров нес службу до 1909 года. В 1910 году он по состоянию здоровья был переведен на один год в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду. Там состоялось его знакомство с Артемием Кацаном. Этот человек, изобретатель и пилот, сконструировал и построил планер. Нестерова очень заинтересовали эксперименты Кацана. Как вспоминал впоследствии сам летчик, он также задался целью соорудить летательный аппарат, который зависел бы от пилота, а не от внешней среды.
— Петр Нестеров с женой и дочерью
В июле—августе 1911 года молодой офицер отправился в отпуск в родной Нижний Новгород, где произошла следующая встреча, определившая его дальнейшую судьбу. Петр Петрович Соколов был одним из учеников и последователей известнейшего русского ученого Николая Егоровича Жуковского. На Нестерова, с детства увлекавшегося техникой, а во время службы соприкоснувшегося с аэростатами и на Кавказе познакомившегося с планером, эта встреча произвела большое впечатление. Молодой офицер вступил в Нижегородское общество воздухоплавания. В сарае, принадлежавшем семье Петра Соколова, молодые люди построили планер, который решили испытать в поле. Планер запустили с помощью лошади. Когда лошадь разбежалась, планер вместе с Нестеровым поднялся на два — три метра в воздух. В принципе, это был первый полет Нестерова как летчика. Вместе с Петром Соколовым и механиком Г.М. Нелидовым, Нестеров приступил к разработке второго самолета, проект которого был готов к 31 августа (13 сентября) 1911 года.
— Нестеров и Нелидов
Уже в начале осени 1911 года Нестеров окончательно решил связать свою дальнейшую судьбу только с воздухоплаванием и в октябре был принят на учебу в Офицерскую воздухоплавательную школу в Петербурге — старейшее военно-учебное заведение, готовившее специалистов по воздухоплаванию. 28 сентября (11 октября) 1912 года Нестеров получил квалификацию пилота-авиатора, а 5 октября был аттестован как военный летчик. Кстати, во время учебы в школе, 18 августа 1912 года, молодой офицер совершил тринадцатичасовой перелет на аэростате, пролетев 750 верст на высоте 3400 метров. Для воздухоплавания того времени это был очень неплохой результат.
Поручика Нестерова распределили в авиационный отряд, который формировался при 7-й воздухоплавательной роте. В июне 1913 г. он был переведен в 3-ю воздухоплавательную роту, при которой также был сформирован авиационный отряд. Несмотря на небольшой стаж в качестве пилота, Нестеров вскоре был назначен командиром отряда. Сыграли свою роль и неординарность самого офицера, его личные качества, и общая нехватка в то время способных авиаторов. Петр Нестеров не просто был способным пилотом, но и сам занимался конструкторскими разработками, а кроме того большое внимание уделял изучению техники пилотирования. Он вошел в историю как основоположник высшего пилотажа — и это не случайно. Как известно, именно Нестеров впервые в мире совершил знаменитую «мертвую петлю», называемую также «петлей Нестерова».
Это произошло 27 августа 1913 года в Киеве, на Сырецком поле, где размещался военный аэродром. На самолёте «Ньюпор—4» с двигателем «Гном» поручик Петр Нестеров впервые выполнил полет по замкнутой кривой в вертикальной плоскости, которая навсегда вошла в историю военной авиации. Известно, что идея совершить «мертвую петлю» у Петра Нестерова родилась задолго до полета на Сырецком поле. Летчик долго изучал возможность совершения такой фигуры, производил расчеты. Незадолго до полета он узнал, что подобную петлю готовится совершить и знаменитый французский летчик Адольф Пегу. Здесь уже взыграло самолюбие героя нашей статьи.
Петр Нестеров очень хотел, чтобы первым в истории мировой авиации петлю совершил русский летчик. И он, отбросив все теоретические расчеты, решился на полет. Как оказалось, Нестеров был прав — всего спустя шесть дней после знаменитого полета Адольф Пегу также совершил петлю. Что интересно, в мировой прессе тогда получила огласку именно петля Пегу. Лишь затем, когда Адольф Пегу прибыл в Россию, он лично встретился с Петром Нестеровым и признал его первенство в совершении опасного маневра.
Через несколько дней после полета, 31 августа 1913 года, Петр Нестеров получил очередное воинское звание — штабс-капитан. Будучи превосходным летчиком, он не забывал и о своих теоретических разработках. Так, Петр Нестеров предложил военному ведомству проект самолета без вертикального оперения. Хотя первоначально чиновники ведомства не заинтересовались проектом, Нестеров продолжал работать над своей машиной. Когда в 1913 году проект летчика все же получил согласование, но без финансирования, Нестеров продолжил разработки. Он модернизировал самолет «Ньюпор-4», сделав более коротким фюзеляж, убрав вертикальное оперение и увеличив размах рулей высоты. В этом Нестерову помогал старший механик его авиационного отряда унтер-офицер Г.М. Нелидов. Вместе с ним Нестеров и совершил несколько пробных полетов на модернизированном самолете. Однако, во время полетов были выявлены определенные недостатки. Еще одной интересной разработкой Петра Нестерова была конструкция семицилиндрового двигателя. Наконец, незадолго до начала Первой мировой войны Нестеров занялся конструированием одноместного скоростного самолета. В авиационном отряде, командиром которого был назначен Нестеров, ввели обучение полетам с глубокими виражами, а также посадке с отключенным двигателем.
Кто знает, каковы были бы результаты дальнейшей деятельности Петра Нестерова как авиаконструктора и испытателя, не начнись Первая мировая война. Сразу же после начала боевых действий авиационный отряд, в котором служил Нестеров, был направлен на Юго-Западный фронт, где участвовал в боях за Львов. Помимо традиционной для авиации того времени воздушной разведки, Петр Нестеров одним из первых осуществил бомбардировку противника артиллерийскими снарядами. Бомбил русский летчик расположение австро-венгерских войск, что заставило командование австро-венгерского соединения даже пообещать солидную премию солдату или офицеру, способному сбить русский аэроплан штабс-капитана Нестерова. Однако, отважный пилот продолжал совершать вылеты. Всего Нестеров успел совершить 28 вылетов — практически за месяц. Для авиации того времени — очень солидное количество.
— Петр Нестеров в 1914 году
8 сентября (26 августа) 1914 года в районе города Жолквы Петр Нестеров вновь находился в воздухе. В это время самолет «Альбатрос», в котором находились австро-венгерские летчики пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь, осуществлял воздушную разведку, наблюдая за передвижением русских войск. Нестеров, находившийся в расположении своей части в палатке, заметил, что австрийский самолет следует на высоте, делающей его неуязвимым для выстрелов с земли. По словам очевидцев, он сразу же выскочил из палатки и побежал к самолету. Нестеров так спешил, что даже не стал привязывать себя ремнями к сиденью. Ему не терпелось проверить на практике свою давнюю идею — сбить аэроплан противника, пойдя на таран и ударив колесами собственного самолета по поддерживающим поверхностям машины противника.
Он принял решение сбить самолет противника и пошел ему наперерез. В то время самолеты еще были лишены вооружения, поэтому летчики прибегали к тарану как наиболее действенному способу сбить вражеский самолет. Так решил действовать и Нестеров. Он попытался ударить самолет Малины и фон Розенталя шасси своего самолета по краю несущей плоскости. Но удар пришелся в середину австрийского самолета. Это было трагической ошибкой Нестерова. Колеса его аэроплана попали под верхнюю плоскость, винт и мотор ударили по ней сверху. Мотор оторвался от самолета и упал. Судя по всему, сам Петр Нестеров погиб, ударившись виском о ветровое стекло самолета — когда его машина неуправляемо планировала. Но таран все же настиг цель — «Альбатрос» австрийцев потерял управление и стал падать. Летчики Малина и фон Розенталь погибли. Так ценой своей жизни Петр Нестеров совершил подвиг, сбив вражеский самолет. Разумеется, жертвовать собой ради уничтожения австрийцев молодой штабс-капитан не собирался — его гибель стала трагической случайностью, следствием ошибки, совершенной во время тарана.
Тело штабс-капитана Нестерова доставили в штаб соединения. Отслужили панихиду, проститься с бесстрашным летчиком собрались не только непосредственные сослуживцы, но и все высшие чины штаба, включая командующего генерала от инфантерии Николая Рузского. На следующий день сам генерал проводил гроб с телом летчика на вокзал г. Жолквы, откуда покойника отправили в Россию.
О поступке штабс-капитана Нестерова сообщили русские газеты. Его имя вновь прозвучало на всю страну — на этот раз, как бесстрашного героя. Уже в том же 1914 году монумент памяти Петра Нестерова соорудили на месте его гибели — в Жолкве. В советское время в Жолкве Львовской области Украины был создан мемориал и музей авиатора, который в 1990-е годы был заброшен, как и многие другие памятники, посвященные памяти русских и советских военных героев.
Трагическая судьба ждала и младшего брата Петра Нестерова Михаила Николаевича, также ставшего летчиком. Он погиб в том же 1914 году — при испытании нового аэроплана. Старшему брату Николаю удалось прожить большую жизнь — после революции он вступил в РККА, в сталинское время дослужился до генерал-майора интендантской службы и скончался в 1950 году. У Петра Нестерова остались двое детей — Маргарита (1909-1995) и Петр (1911-1955). Штабс-капитану Петру Нестерову на момент гибели было всего 27 лет. За эту очень небольшую, особенно по современным меркам, жизнь он успел многое, но самым главным памятником Петру Нестерову стала, безусловно, его знаменитая «петля».
Петр Нестеров
Биография
Петр Нестеров был легендой русской авиации времен Первой мировой войны, пилотом, впервые в истории выполнившим фигуру высшего пилотажа под названием «мертвая петля». Последним подвигом штабс-капитана стало уничтожение вражеского самолета путем непосредственного контакта — самолет, управляемый героем, протаранил австрийский биплан.
Детство и юность
Петр Николаевич Нестеров родился в феврале 1887 года в доме офицера, работавшего воспитателем в Нижегородском кадетском корпусе. Семья будущего героя жила скромно, без изысков. После внезапной кончины кормильца мать Маргарита Викторовна и дети Николай, Александра, Петр и Михаил оказались на грани голодной смерти.
Продав квартиру, вдова русского военного переехала в дом для неимущих и попала под опеку государства. Молодое поколение с ранних лет училось самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Каким-то чудом женщине удалось устроить старших сыновей в военно-учебное заведение, где когда-то преподавал муж. Петя и Коля оценили заботу матери и ревностно грызли гранит науки.
По сведениям очевидцев, автор мертвой петли был отважным и отзывчивым мальчиком с ранимой душой и гипертрофированным чувством прекрасного. Он любил рисовать, петь и играть на мандолине.
В студенческие годы воспитанник Нижегородского кадетского корпуса пристрастился к литературе и начал взахлеб читать книги о морских путешествиях и географических открытиях. Ему импонировали образы мореплавателей и героев-первопроходцев, а также людей, совершавших подвиги в годы сотрясавших землю войн.
Особое внимание юный Нестеров уделял физике, математике и другим точным наукам, поэтому проблем с педагогами не возникало. Петю считали первым учеником в классе, учился он легко и с удовольствием.
В середине 1904 года сын офицера получил диплом с отличием и поступил в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге.
В заведении, созданном по приказу потомка Павла I, в то время набрали штат опытных профессоров и наставников, и Петр получил возможность «поднатореть» в теории и практике военного дела. Готовясь к будущей службе, юноша тщательно изучал действия артиллеристов в период русско-японского конфликта и читал много исторических книг о войне 1904–1905 годов.
На 2-м курсе, после успешной сдачи экзаменов, Нестеров получил чин подпоручика, позволявший попасть в стрелковую бригаду.
Уроженца Нижнего Новгорода отправили во Владивосток, где по воле случая собралось общество необразованных офицеров. Это сразу обнаружило талант Петра, достигшего невероятных высот в боевой и физической подготовке и регулярно занимавшего первые места в учебных стрельбах.
Личная жизнь
О личной жизни Петра Нестерова биографам известно немного, к 27 годам у русского летчика были жена и двое детей. После трагической смерти пилота заботу о вдове Ядвиге Луневской, сыне Петре и дочери Маргарите взял на себя близкий друг семьи, преподаватель Нижегородского речного училища Владимир Докучаев.
Военная карьера
Поворотным моментом в биографии Нестерова стал визит в находившуюся неподалеку от лагеря 9-й Восточно-Сибирской артиллерийской бригады воздухоплавательную роту. Там молодой офицер впервые увидел аэростат.
Изучив устройство хитрой машины, Петр предложил использовать ее как наблюдательный пункт для корректировки стрельбы. Идея понравилась командирам, и нижегородца в качестве эксперимента прикомандировали к импровизированной крылатой станции, что позволяло регулярно подниматься в небо.
Нестеров полюбил ощущение полета и в 25-летнем возрасте поступил в гатчинское императорское учебное заведение, готовившее аэронавтов. Осенью 1912 года потомок русского офицера получил доступ к самостоятельному управлению легким воздушным судном.
Через 6 месяцев Нестеров в звании военного летчика поступил в авиационный отряд в Варшаве, а к осени 1912 года, освоив боевые «ньюпоры», зарекомендовал себя как ас-экспериментатор. Однажды на высоте 1,6 тыс. метров летчик выключил двигатель и кругами спланировал над польской столицей, приведя в восторг изумленных коллег.
Петр Николаевич впервые исполнил опасный трюк — мертвую петлю в небе над Киевом. После того как самолет, выпущенный французской авиакомпанией, достиг границы с облаками, пилот заглушил мотор и вошел в крутое пике. Разогнавшись, хрупкая на первый взгляд конструкция изменила направление и ринулась навстречу солнцу, замкнув начатую дугу.
Местное общество воздухоплавания наградило героя почетной медалью, а командование пожаловало чин штабс-капитана и должность командира авиационного отряда. Новый статус позволил уроженцу Нижнего Новгорода практиковаться в искусстве полета и реализовывать теоретические разработки по усовершенствованию технического оснащения и внешнего вида машин.
В годы Первой мировой войны Нестеров усовершенствовал тактику проведения ночной разведки и нашел беспрецедентные способы применения авиации в полевых условиях. Он стал специалистом в бомбометании и поразил десятки вражеских объектов.
Подданный Российской империи вынашивал мысль о возможности ведения контактного боя с использованием тарана, при котором самолет противника сбивался ударом сверху по фюзеляжу или крыльям. Это сработало на практике летом 1914 года при встрече с самолетом австрийца Августа фон Розенталя, проводившего с воздуха разведку позиций русской армии.
Смерть
26 августа 1914 года в небе над Львовом герой Первой мировой войны заметил вражеский биплан «Альбатрос». Пилот, не опасаясь внезапной атаки, парил на высоте, до которой не доставали орудийные залпы русских.
Нестеров, облетая лагерь на маневренном самолете «Моран», бросился наперерез потерявшему страх противнику и врезался в хвост тяжелой машины.
Барон Розенталь, находившийся за штурвалом тяжелого немецкого судна, пытался ретироваться, но Нестеров догнал его и уничтожил ценой собственной жизни.
Люди, наблюдавшие за пятиминутным боем, увидели, как из кабины одноместного истребителя, спроектированного и построенного французами, выпало тело пилота. Официальной причиной смерти Петра Николаевича считался удар о ветровое стекло.
О заслугах Нестерова говорили на траурной церемонии у алтаря Никольского военного собора. Отважного летчика похоронили в Киеве как национального героя.
О подвиге аса, за чью голову назначались награды, написала русская и иностранная пресса. В журналах, посвященных воздухоплаванию, опубликовали фотопортрет.
Документальные кадры, запечатлевшие пируэты, которые исполнял пилот от Бога, попали в многосерийный фильм «Крылья России», рассказывавший о достижениях русской авиации. Петля Нестерова и воздушный таран принесли победы советским пилотам в годы Великой Отечественной войны.