Вера Мухина
Биография
Вера Мухина, которая прославилась проектом скульптурной группы «Рабочий и колхозница» в 1937 году, внесла большой вклад в монументальную пропаганду. Помимо этого, женщина имеет и другие популярные работы, принесшие ей множество премий и наград.
Вера Мухина в мастерской
Вера родилась летом 1889 года в Риге, которая на тот момент находилась в составе Лифляндской губернии Российской империи. Отец девочки, Игнатий Кузьмич, был известным меценатом и коммерсантом, ее семья относилась к купеческому сословию.
Когда Вере исполнилось 2 года, ее мать умирает от туберкулеза. Отец любил дочь и опасался за ее здоровье, поэтому перевез в Феодосию, где та жила до 1904-го. Там будущий скульптор получала первые в жизни уроки живописи и рисования.
Вера Мухина в молодости
В 1904 году умирает и отец Веры, поэтому девочку с ее старшей сестрой перевозят в Курск. Там жили родственники семьи, которые и приютили двух сирот. Они тоже были людьми обеспеченными и не жалели денег, наняли сестрам гувернанток, отправляли путешествовать в Дрезден, Тироль и Берлин.
В Курске Мухина отправилась учиться в школу. С отличием окончив гимназию, она переезжает в Москву. Опекуны планировали подыскать девочке жениха, хотя в планы самой Веры это не входило. Она мечтала освоить изобразительное искусство и когда-нибудь переехать в Париж. А пока будущий скульптор приступила к изучению живописи в художественных студиях Москвы.
Скульптура и творчество
Уже позднее девушка отправилась в столицу Франции и там осознала, что призвана стать скульптором. Первым наставником в этой области стал для Мухиной Эмиль Антуан Бурдель, ученик легендарного Огюста Родена. Также она ездила в Италию, изучала работы известных художников периода Ренессанса. В 1914 году Мухина вернулась в Москву.
Скульптор Вера Мухина
После завершения Октябрьской революции Ленин разработал план по созданию городских монументов и привлекал для этого молодых специалистов. В 1918 году Мухиной поступил заказ на создание памятника Н. И. Новикову. Девушка изготовила макет из глины и отправила его на одобрение в Народный комиссариат просвещения РСФСР. Работу Веры оценили, но ей так и удалось закончить ее. Поскольку макет хранился в холодном помещении мастерской, глина вскоре растрескалась, и работа была испорчена.
Также в рамках «Ленинского плана монументальной пропаганды» Мухина создала эскизы для памятников Я. М. Свердлову, В. М. Загорскому и скульптуры «Революция» и «Освобожденный труд». В молодости характер девушки не позволял ей останавливаться на полпути, каждую свою работу Вера тщательно прорабатывала, учитывала даже мельчайшие элементы и всегда превосходила ожидания окружающих. Так в биографии женщины появились первые значимые в карьере работы.
Скульптура Веры Мухиной «Мир» в Волгограде
Творчество Веры проявлялось не только в скульптуре. В 1925 году она создала коллекцию элегантной одежды. Для пошива выбирала дешевые грубые материалы, в том числе бязь, ткацкое сукно и холст, пуговицы вытачивались из дерева, а головные уборы – из рогожи. Не обошлось и без украшений. Для декора скульптор придумала оригинальный орнамент, названный «петушиным узором». С созданной коллекцией женщина отправилась на выставку в Париж. Она представила одежду совместно с модельером Н. П. Ламановой и получила главную премию на конкурсе.
В период с 1926 по 1930 годы Мухина преподавала в Высшем художественно-техническом институте и Художественно-промышленном техникуме.
Скульптура Веры Мухиной «Крестьянка» и процесс ее создания
Значимой работой в профессиональной карьере женщины стала скульптура «Крестьянка». Работа посвящена 10-летию «Октября», даже известный художник Илья Машков положительно отзывался о ней. На выставке монумент занял 1-е место. А после перевоза «Крестьянки» на венецианскую выставку ее выкупил музей города Триеста. Сегодня это произведение дополняет коллекцию Ватиканского музея в Риме.
Немалый вклад в культуру страны внесла Вера и своим творением «Рабочий и колхозница». Фигуры мужчины и женщины в 1937 году установили в Париже на Всемирной выставке, а позднее перевезли на родину автора и установили на ВДНХ. Этот монумент стал символом новой Москвы, киностудия «Мосфильм» изображение статуи использовала как эмблему.
Монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»
Среди других работ Веры Мухиной – памятники М. Горькому и П. Чайковскому. Несколько лет женщина работала над созданием скульптур для Москворецкого моста, однако при жизни удалось воплотить только один проект – композицию «Хлеб». Остальные 5 монументов создали по эскизам уже после смерти Мухиной.
В послевоенные годы Вера создала музей, состоящий из скульптурных портретов. Галерею женщины пополнили изображения Г. Улановой, Н. Бурденко, Б. Юсупова и И. Хижняка. Хотя документов, подтверждающих отношение Мухиной к созданию дизайна знаменитого граненого стакана, нет, все же многие именно ей приписывают авторство этой посуды, которая в советские годы широко использовалась в столовых.
Личная жизнь
Первую любовь Вера встретила в Париже. Когда девушка училась там искусству создания скульптуры, о построении личной жизни и не думала, поскольку была сосредоточена на получении знаний. Но сердцу не прикажешь.
Вера Мухина
Избранником Мухиной стал беглый эсер-террорист Александр Вертепов. Однако пара недолго просуществовала, в 1914 году молодые люди расстались. Вера поехала в гости к родственникам в Россию, а Александр отправился на фронт воевать. Проживая в России, через несколько лет девушка узнала о смерти возлюбленного, а также о начале Октябрьской революции.
Со своим будущим мужем Мухина познакомилась во время Гражданской войны. Она работала санитаркой, помогала выхаживать раненых. Вместе с ней работал молодой военный врач Алексей Замков. Молодые люди полюбили друг друга и в 1918 году поженились. В Интернете даже представлены совместные фото пары. Первое время молодые не думали о детях. Вместе им пришлось пережить голодные послевоенные годы, которые только сплотили семью и показали истинные чувства мужчины и женщины.
Вера Мухина и Алексей Замков с сыном
В браке у Мухиной родился сын, которого назвали Всеволодом. В 4 года мальчик сильно заболел. После травмы ноги в ране образовалось туберкулезное воспаление. Все врачи, которых обошли родители, отказались его лечить, поскольку случай считали безнадежным. Но отец не опустил руки, когда выхода другого не осталось, он сам прооперировал ребенка у себя дома, чем и спас сыну жизнь. Когда Всеволод выздоровел, он отучился и стал физиком, а позднее подарил родителям внуков.
Карьера Замкова резко пошла вверх, когда тот создал гормональный препарат «Гравидан», ставший первым в мире промышленным лекарством. Однако разработку доктора оценили только пациенты, советских же врачей это раздражало. Примерно в тот же период комиссия перестала одобрять все новые эскизы Веры, главным мотивом служило «буржуазное происхождение автора». Нескончаемые обыски и допросы вскоре довели супруга женщины до инфаркта, поэтому семья приняла решение о побеге в Латвию.
Портрет Веры Мухиной
Еще не успев добраться до места назначения, семья была перехвачена и возвращена обратно. Беглецов допрашивают, а после ссылают в Воронеж. Спас положение пары Максим Горький. Писатель некоторое время назад лечился у мужчины и поправил здоровье благодаря «Гравидану». Литератор убедил Сталина, что страна нуждается в таком враче, после чего семью вернули в столицу и даже позволили Замкову открыть свой институт.
Смерть
Вера Мухина умерла осенью 1953 года, тогда ей было 64 года. Причиной смерти стала давно ее мучившая стенокардия.
Могила скульптора расположена на втором участке Новодевичьего кладбища.
Вера Игнатьевна Мухина
Фото Все
Видео Все
Вера Мухина. Испытание.
Искусственный отбор. Эфир от 18.11.2014 / Телеканал Культура
«Первая дама советской скульптуры» — Вера Мухина
Вера Мухина — биография
Мухина Вера Игнатьевна – известный российский скульптор XX века. Автор знаменитой композиции «Рабочий и колхозница».
Творчество Веры Игнатьевны Мухиной, помимо монументальных проектов, включает в себя создание изделий из стекла и керамики, театральных декораций и коллекций женской одежды. Биография Веры Мухиной столь же интересна, как и ее скульптуры.
Детство
Вера Игнатьевна Мухина — уроженка Латвии. Она родилась 1 июля 1889 года в Риге. Отец Веры Игнатий был богатым купцом, любителем искусств, меценатом. Мать, Надежда Вильгельмовна, была дочерью немца-аптекаря. Хорошо обеспеченная семья жила в любви и согласии. Кроме Верочки у супругов была ещё старшая дочь Маша.
Вера Мухина в юности
Мать девочек умерла от туберкулёза, когда одной было около двух лет, а другой – пять. Отец повёз детей в Германию, а потом в Феодосию, опасаясь за их здоровье. Одно из приятных воспоминаний детства Веры – жизнь у теплого безмятежного моря и первые уроки рисования. Но и этому счастью не суждено было длиться долго, потому что в 1904 году умер и отец. Девочек забрали родственники из Курска. Они были людьми обеспеченными, жалели сирот и старались им покупать всё самое дорогое и красивое. Наряднее сестёр Мухиных в Курске никого не было. Когда сестры отправились учиться в Москву, об этом событии написали в местных газетах. Летом девочек с гувернантками отправляли на лучшие российские и европейские курорты. Пришло время подыскать Маше с Леной достойных женихов. Но для Веры судьба уготовила другой ход вещей. В рождественские каникулы 1912 года Вера неудачно скатилась с горы на санках, врезалась в дерево и изуродовала лицо. Потребовалось немало усилий хирургов, чтобы восстановить внешность девушки. «Живут и хуже!» – бодро сказала Вера, увидев себя в зеркале после серии не вполне удавшихся операций.
Творчество
Опекуны, чтобы утешить племянницу, отправили Веру в Париж к тамошним хирургам. Юная художница давно уже грезила Парижем – городом художников и поэтов. В Париже Мухина поселилась в пансионе и стала посещать студию известного скульптора Эмиля Антуана Бурделя, ученика Огюста Родена. Там она усвоила важное для себя правило работы над скульптурой – «крепко схватывать форму», представляя объект в целом. В компании начинающих художников и скульпторов Вера Мухина совершила поездку в Италию. Это был 1914 год. В Москву Вера думала заехать ненадолго, но началась первая мировая война, Париж пришлось отложить.
Вера Мухина за работой
В 1916 году Вере Мухиной посчастливилось подключиться к проекту Александра Таирова, авангардного режиссёра Московского Камерного театра, в осуществлении постановки пьесы Иннокентия Анненского «Фамира-кифарэд». Мухина создавала скульптурные составляющие декораций к спектаклю по античному сюжету.
В 1918 году новое Советское государство во главе с В.И. Лениным выработало программу развития монументального искусства в качестве агитационного средства революции при оформлении городских улиц. Для реализации этой программы предлагалось привлекать молодых скульпторов, то есть новое незапятнанное поколение художников. В рамках этой программы Вера Мухина выполнила несколько государственных заказов, из чего стало ясно, что ей подвластна монументальная скульптура. Правда, это были эскизы памятников видным деятелям становления советской республики – просветителю и публицисту Н.И.Новикову (1918 год), партийному деятелю В.М.Загорскому (1921 год), революционеру Я.М.Свердлову. Кроме того, на счету Мухиной эскизы скульптур «Освобождённый труд» и «Революция» (1919 год).
Мухина много работала в качестве дизайнера масштабных помещений. В 1923 году она в соавторстве с французской художником-дизайнером А.А.Экстер оформила павильон газеты «Известия». В духе революционных идей она оформляла павильоны сельскохозяйственных, меховых, книжных выставок.
Ещё одним направлением творческой деятельности Веры Мухиной было моделирование женской одежды. В 1925 году советский модельер «из бывших» Надежда Петровна Ламанова и Вера Мухина совместно издали альбом «Искусство в быту». Вслед за этим они представили коллекцию из холщовых и льняных платьев на Всемирной выставке в Париже. Коллекция произвела фурор в мире моды и завоевала Гран-при.
С каждым годом всё новые таланты и способности обнаруживала в себе Вера Мухина. В период с 1926 по 1930 годы она преподавала лепку в художественно-промышленном техникуме при музее игрушки и Высшем художественно-техническом институте Петрограда.
Однако основным направлением в её творчестве всегда была монументальная скульптура. В 20-е годы ею созданы «Пламя революции», «Юлия», «Ветер». Больше всего всех всегда впечатляла её работа «Крестьянка» (1927 год), которая после выставки в Венеции «поселилась» в музее Триеста, а после второй мировой войны оказалась в Ватикане. В Третьяковской галерее в Москве есть копия этой незаурядной скульптуры.
Могут быть знакомы
Легендарный шедевр
В 1937 году эскиз Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» выиграл конкурс на скульптуру для Всемирной выставки в Париже. Проектом советского павильона для участия в выставке занимался архитектор Борис Иофан.
Легендарная работа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»
Композиция по идее Мухиной должна была решаться в духе античности – две обнажённые фигуры, динамично устремлённые в небо. Но руководство сочло нужным фигуры одеть. А в остальном – всё как в эскизе. Согласования проекта с высшими инстанциями отняли много времени, поэтому за три недели до выставки пришлось создавать композицию из стальных листов в авральном режиме, по частям. Мухина лепила уменьшенный макет, его тут же передавали в институт машиностроения, где увеличенный фрагмент сначала вырезали из дерева, а уже потом забравшись внутрь деревянного макета, прикладывали лист из стали и обстукивали по форме дерева. Затем деревянная основа разбивалась. В итоге получался стальной фрагмент.
Чтобы доставить 24-метровую композицию в Париж, пришлось её резать на части и грузить в вагоны. Устанавливали скульптуру также в спешке. Но всё сложилось. Две огромные стальные фигуры, установленные на 34-метровый постамент, словно, взлетали ввысь. Эффект полёта усиливал развевающийся длинный шарф, а лучи солнца (скульптура в павильоне была установлена таким образом, что свет падал на неё фронтально) создавали эффект сияния. Ничего подобного в истории скульптуры ещё не было.
В 1939 году скульптуру установили у северного входа Выставки достижений народного хозяйства в Москве. Постамент был невысокий. Мухина обозвала его пеньком. В результате, исчезло ощущение полёта. После реставрации 2009 года композицию подняли на должную высоту.
Скульптура «Рабочий и колхозница» является одним из величайших произведений искусства, достоянием советской России. Киностудия «Мосфильм» выбрала её в качестве своей фирменной эмблемы.
После грандиозного успеха на парижской выставке Вера Игнатьевна создала ещё много выразительных скульптур, украсивших столицу. Особенное впечатление производят её работы, созданные в период Великой Отечественной войны. Помимо монументальных скульптур она сотворила немало скульптурных портретов своих современников.
Часть работ воплощалась уже после смерти скульптора по её эскизам (фигуры у Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие»). Отсутствие автора при установке не умоляет их величия.
Мухина является автором двух памятников Максиму Горькому. Один установлен в Москве у Белорусского вокзала (1943 год), другой – в Горьком (1952 год). Памятник Петру Чайковскому во дворе Московской консерватории (1954 год) удивительным образом вписался в архитектурный строй Большой Никитской улицы.
Памятник Максиму Горькому Веры Мухиной
После смерти мужа в 1942 году Мухина нашла отдушину в работах со стеклом. В экспериментальном цеху зеркальной фабрики в Ленинграде лучшие стеклодувы по её эскизам создавали диковинные вазы и даже портреты. Знакомая многим общепитовская пивная кружка с рёбрами – дизайнерская разработка Веры Мухиной.
Помимо творчества Вера Игнатьевна занималась общественной деятельностью. Она входила в состав различных архитектурных комиссий. Подходила к поставленным перед ней задачам неформально. Известна история, как Мухина спасла от сноса Памятник Свободы в Риге.
Вера Мухина неоднократно становилась обладательницей Сталинской премии.
Великий архитектор Вера Мухина скончалась 6 октября 1953 года в Москве. Причиной смерти была стенокардия. Мухина похоронена на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Первая влюблённость Веры Игнатьевны случилась в её парижский период. Всё располагало к тому, чтобы влюбиться – богемная атмосфера, молодость. Знакомство с эссером-террористом Александром Вертеповым было сопряжено с определённым риском – он бежал от преследования, что конечно только обостряло чувства. Но война 1914 года их разлучила.
Вера Мухина с мужем и сыном
В начале войны Вера Мухина, окончив курсы медсестёр, устроилась работать в госпиталь, где и встретила своего будущего мужа – Алексея Замкова. Молодой врач вскоре уехал на фронт. Невесёлые обстоятельства их следующей встречи только упрочили взаимные симпатии. Умирающего от тифа бойца Вера выходила и поставила на ноги. В 1918 году они поженились.
Когда Мухиной задали вопрос о её личной жизни, а значит, об Алексее Замкове, она призналась: «В нём очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внутренняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив».
Муж Веры Мухиной Алексей Андреевич Замков на самом деле был талантливым врачом, общительным и весёлым человеком, в то же время ответственным и надёжным.
Вера Мухина и Алексей Замков
У супругов был сын Всеволод. Однажды он очень серьёзно заболел. Врачи в один голос сочли его безнадёжным. Тогда Алексей в домашних условиях сам прооперировал ребёнка и спас ему жизнь.
Алексей Замков был не только хорошим практиком в медицине, он ещё занимался наукой и создал первый советский гормональный препарат «Гравидан». Это изобретение сослужило ему плохую службу – коллеги стали завидовать успеху, кто-то написал донос, началась травля. У Мухиной в этот период тоже не всё складывалось. Семья решила перебраться в родную для Веры Латвию. Однако представители власти не дали им уехать, перехватили в пути и вернули. Замкову было предъявлено липовое обвинение, и он в 1930 году был сослан в Ворнеж. Вера Игнатьевна поехала с ним. Благодаря хлопотам С.Будённого и М.Горького Алексей Андреевич был реабилитирован. В 1932 году супруги вернулись в Москву.
Умер Алексей Замков в 1942 году от инфаркта. Одно лишь творчество помогло Вере Мухиной справиться с потерей.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Вера Мухина — биография, фото, личная жизнь скульптора
Биография
Талантом Веры Мухиной восхищались Максим Горький, Луи Арагон, Ромен Роллан и даже «отец народов» Иосиф Сталин. А она все реже улыбалась и неохотно появлялась на публике. Ведь признание и свобода — совсем не одно и то же.
Детство, семья
Вера родилась в Риге в 1889 году, в семье богатого купца Игнатия Мухина. Мать потеряла рано -после родов та мучилась туберкулезом, от которого не спаслась даже в благодатном климате юга Франции. Опасаясь, что у детей может быть наследственная предрасположенность к этому заболеванию, отец перевез дочерей в Феодосию. Здесь Вера увидела картины Айвазовского и впервые взялась за кисти.
Когда Вере было 14, скончался отец. Похоронив купца на берегах Крыма, родственники забрали сирот в Курск. Будучи людьми благородными, денег на них не жалели. Наняли в гувернантки сначала немку, потом француженку; девочки побывали в Берлине, Тироле, Дрездене.
В 1911 году их привезли в Москву — подыскать женихов. Вере эта затея опекунов сразу не понравилась. Все ее мысли занимало изобразительное искусство, мировой столицей которого был Париж, — именно туда она стремилась всей душой. А пока изучала живопись в московских художественных студиях.
Получить желаемое Мухиной помогло несчастье. Зимой 1912 года, во время катания на санях, она врезалась в дерево. Нос оказался почти оторван, девушке сделали 9 пластических операций. «Ну и ладно, — сухо бросила Вера, глянув в больничное зеркало. — Живут люди и с более страшными лицами». Чтобы утешить сироту, родственники отправили ее в Париж.
Скульптура
В столице Франции Вера осознала, что ее призвание — быть скульптором. Наставником Мухиной стал Бурдель, ученик легендарного Родена. Одно замечание учителя — и она разбивала свою очередную работу вдребезги. Ее кумир — Микеланджело, гений эпохи Возрождения. Если и ваять, то не хуже его!
Париж подарил Вере и большую любовь — в лице беглого эсера-террориста Александра Вертепова. В 1915 году влюбленные расстались: Александр отправился на фронт, воевать на стороне Франции, а Вера поехала в Россию навестить родню. Там ее и застали известие о гибели жениха и Октябрьская революция.
Как ни странно, купеческая дочь с европейским образованием восприняла революцию с пониманием. И в годы Первой мировой, и во время Гражданской войны работала санитаркой. Спасла десятки жизней, в том числе и своего будущего мужа.
Личная жизнь
Молодой доктор Алексей Замков умирал от тифа. Целый месяц Мухина не отходила от постели больного. Чем лучше становилось пациенту, тем хуже самой Вере: девушка понимала, что снова влюбилась. Рассказать о чувствах не решалась — уж больно красив был доктор. Все решил случай. Осенью 1917-го в госпиталь попал снаряд. От взрыва Вера потеряла сознание, а когда очнулась, увидела перепуганное лицо Замкова. «Если бы ты погибла, я бы тоже умер!» -на одном дыхании выпалил Алексей.
Летом 1918 года они обвенчались. Брак оказался на удивление крепким. Чего только не довелось пережить супругам: голодные послевоенные годы, болезнь сына Всеволода.
В 4 года мальчик травмировал ногу, в ране началось туберкулезное воспаление. Все врачи Москвы отказывались оперировать ребенка, считая его безнадежным. Тогда Замков прооперировал сына дома, на кухонном столе. И Всеволод выздоровел!
Работы скульптора
В конце 1920-х Мухина вернулась в профессию. Первой удачей скульптора стала работа под названием «Крестьянка». Неожиданно для самой Веры Игнатьевны «народная богиня плодородия» получила хвалебный отзыв известного художника Ильи Машкова и гран-при на выставке «10 лет Октября». А после выставки в Венеции «Крестьянка» была куплена одним из музеев Триеста. Сегодня это творение украшает коллекцию Ватиканского музея в Риме.
Окрыленная Вера Игнатьевна творила без остановки: «Памятник Революции», работа над скульптурным оформлением будущей гостинцы «Москва». Только все без толку — каждый проект беспощадно «зарубался». И каждый раз с одной и той же формулировкой: «из-за буржуазного происхождения автора». С мужем тоже беда. Его инновационный гормональный препарат «Гравидан» раздражал эффективностью всех врачей Союза. Доносы и обыски довели Алексея Андреевича до инфаркта.
В 1930 году супруги решились на побег в Латвию. Идею подбросил агент-провокатор Ахмед Мутушев, явившийся к Замкову под видом пациента. В Харькове беглецов арестовали и доставили в Москву. Допрашивали 3 месяца, а после сослали в Воронеж.
Двух гениев эпохи спас третий — Максим Горький. Поправить здоровье писателю помог тот самый «Гравидан». «Этот врач нужен стране!» — убедил Сталина романист. Вождь позволил Замкову открыть в Москве свой институт, а его жене -принять участие в престижном конкурсе.
Суть конкурса была проста: создать монумент, воспевающий коммунизм. Приближался 1937 год, а с ним и Всемирная выставка науки и техники в Париже. Павильоны СССР и Третьего рейха располагались друг напротив друга, что усложняло задачу скульпторам. Мир должен был понять, что будущее за коммунизмом, а не за нацизмом.
Мухина выставила на конкурс скульптуру «Рабочий и колхозница» -и неожиданно для всех победила. Конечно, проект пришлось доработать. Комиссия приказала обе фигуры одеть (у Веры Игнатьевны они были обнаженными), а Ворошилов посоветовал «убрать у девушки мешки под глазами».
Вдохновленная эпохой, скульптор задумала собрать фигуры из сверкающих листов стали. До Мухиной на подобное решался лишь Эйфель со статуей Свободы в США. «Мы его превзойдем!» — уверенно заявила Вера Игнатьевна.
Стальной монумент весом 75 тонн сварили за 2 месяца, разобрали на 65 частей и в 28 вагонах отправили в Париж. Успех был колоссальным! Композицией публично восхищались художник Франс Мазерель, писатели Ромен Роллан и Луи Арагон. На Монмартре продавались чернильницы, портмоне, платки и пудреницы с изображением монумента, в Испании — почтовые марки. Мухина искренне надеялась, что ее жизнь в СССР изменится в лучшую сторону. Как же она ошибалась.
В Москве парижская эйфория Веры Игнатьевны быстро развеялась. Во-первых, ее «Рабочего и колхозницу» сильно повредили при доставке на родину. Во-вторых, установили на низкий постамент и вовсе не там, где желала Мухина (архитектор видела свое творение либо на стрелке Москвы-реки, либо на смотровой площадке МГУ).
В-третьих, умер Горький, и гонения на Алексея Замкова вспыхнули с новой силой. Институт доктора был разграблен, а сам он переведен на должность обычного терапевта в заурядной поликлинике. Все обращения к Сталину не возымели действия. В 1942 году Замков скончался из-за последствий второго инфаркта.
Однажды в студии Мухиной раздался звонок из Кремля. «Товарищ Сталин желает иметь бюст вашей работы», — отчеканил чиновник. Скульптор ответила: «Пусть Иосиф Виссарионович приезжает ко мне в мастерскую. Требуются сеансы с натуры». Вера Игнатьевна и подумать не могла, что ее деловой ответ оскорбит мнительного вождя.
С того дня Мухина оказалась в опале. Она продолжала получать сталинские премии, ордена и сидеть в архитектурных комиссиях. Но при этом не имела права выезжать за границу, проводить персональные выставки и даже оформить в собственность дом-мастерскую в Пречистенском переулке. Сталин играл со скульптором, как кошка с мышкой: не добивал окончательно, но и не давал свободы.
Смерть
Своего мучителя Вера Игнатьевна пережила на полгода — ее не стало 6 октября 1953-го. Причина смерти — стенокардия. Последней работой Мухиной стала композиция «Мир» для купола сталинградского планетария. Величественная женщина держит глобус, с которого взлетает голубь. Это не просто завещание. Это всепрощение.
Могила гениального скульптора Веры Мухиной
Автор биографии: Никита Ловчинский