Микоян Артем Иванович Краткая биография

Микоян Артем Иванович Краткая биография

Микоян Артём Иванович – главный конструктор Опытно-конструкторского бюро №155, генерал-майор инженерно-технической службы.

Родился 23 июля (5 августа) 1905 года в селе Санаин Алавердского сельского правления Борчалинского уезда Тифлисской губернии (ныне в черте города Алаверди Лорийской области Армении). Армянин. Настоящие имя и отчество – Анушаван Ованесович Микоян. Учился в сельской школе в Санаине, с 1918 года продолжил обучение в школе в городе Тифлис (ныне город Тбилиси, Грузия). В 1922 году окончил 5 классов школы в Тифлисе, в 1923 году – школу фабрично-заводского ученичества в Ростове-на-Дону. В 1923–1925 годах работал учеником токаря на заводе сельскохозяйственных машин «Красный Аксай» и в Главных железнодорожных мастерских в Ростове-на-Дону, в 1925–1927 годах – токарем на электрозаводе «Динамо» в Москве. В сентябре 1927 – декабре 1928 – секретарь партийного комитета Октябрьского трамвайного парка города Москвы.

В армии с декабря 1928 года. Служил в 18-м стрелковом полку 6-й стрелковой дивизии (город Ливны Орловской области). В 1929 году окончил полковую школу. В августе 1929 – октябре 1930 – ответственный секретарь комитета комсомола Иваново-Вознесенской пехотной школы, которая располагалась в Орле и в июле 1930 года была преобразована в бронетанковую школу. В октябре 1930 года демобилизован из армии.

В ноябре 1930 – марте 1931 – секретарь партийной организации завода холодильного оборудования «Компрессор» в Москве, а в марте–мае 1931 – инструктор Сталинского райкома партии города Москвы. В числе лучших партийных работников был направлен на учёбу в Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского и в мае 1931 года стал слушателем инженерного факультета.

В октябре 1937 года окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. В феврале 1938 – марте 1939 – помощник военпреда на авиазаводе №1 в Москве. С марта 1939 года – начальник бригады, а затем начальник КБ-1 по манёвренным истребителям ОКБ Н.Н.Поликарпова на авиазаводе №1. Участвовал в доводке и внедрении в серийное производство истребителя И-153.

В декабре 1939 года на авиазаводе №1 был создан Особый конструкторский отдел, начальником которого стал А.И.Микоян, а его заместителем – М.И.Гуревич. С декабря 1940 года – главный конструктор авиазавода № 1. В марте 1942 года было образовано Опытно-конструкторское бюро, которым А.И.Микоян руководил до своей смерти (в декабре 1956 года утверждён Генеральным конструктором). Под его руководством в ОКБ были созданы:

Истребитель МиГ-1, совершивший первый полёт 5 апреля 1940 года (лётчик-испытатель А.Н.Екатов). Вскоре был модернизирован в МиГ-3 с увеличенной дальностью полёта. Самый скоростной отечественный истребитель начального периода Великой Отечественной войны.

Истребитель И-250, совершивший первый полёт 4 апреля 1945 года (лётчик-испытатель А.П.Деев). Имел комбинированную силовую установку: поршневой двигатель приводил во вращение пропеллер и компрессор турбореактивного двигателя, включавшегося для прироста максимальной скорости.

Первый отечественный реактивный истребитель МиГ-9, совершивший первый полёт 24 апреля 1946 года (лётчик-испытатель А.Н.Гринчик). Для своего времени был самым распространённым отечественным реактивным истребителем.

Самый массовый реактивный истребитель в мировой истории авиации МиГ-15, совершивший первый полёт 30 декабря 1947 года (лётчик-испытатель В.Н.Юганов). Сочетал в себе хорошие пилотажные качества, высокие лётные характеристики, мощное пушечное вооружение, простоту в обслуживании и технологичность в производстве. Всего построено 17.123 самолёта.

Истребитель МиГ-17, совершивший первый полёт 26 июля 1949 года (лётчик-испытатель В.Н.Юганов). Отличался от МиГ-15 увеличенной стреловидностью крыла и оперения, имел модификации с радиолокатором.

Первый отечественный серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19, совершивший первый полёт 5 января 1954 года (лётчик-испытатель Г.А.Седов). На МиГ-19С впервые в стране был применён цельноповоротный стабилизатор вместо обычного неподвижного с рулём высоты. Выпускался в варианте фронтового истребителя (МиГ-19, МиГ-19С) и истребителя-перехватчика с радиолокатором (МиГ-19П, МиГ-19ПМ).

Самый массовый в мире сверхзвуковой истребитель МиГ-21, совершивший первый полёт 9 января 1956 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов). Имел треугольное крыло. Поступил на вооружение 49 государств, во многих из которых используется до сих пор. Выпускалось более десяти серийных модификаций. Всего построено около 14.000 самолётов.

Самый скоростной в мире серийный истребитель МиГ-25, совершивший первый полёт 6 марта 1964 года (лётчик-испытатель А.В.Федотов). В полёте может достигать скорости 3.000 км/ч. Выпускался в вариантах перехватчика (МиГ-25П, МиГ-25ПД), разведчика (МиГ-25Р), разведчика-бомбардировщика (МиГ-25РБ), учебно-тренировочного (МиГ-25ПУ и МиГ-25РУ), самолёта прорыва ПВО (МиГ-25БМ).

Фронтовой истребитель с крылом изменяемой стреловидности МиГ-23, совершивший первый полёт 10 июня 1967 года (лётчик-испытатель А.В.Федотов). Благодаря крылу с изменяемой стреловидностью обладал малой посадочной скоростью (225 км/ч) и небольшой длиной разбега (550 м). Имел несколько серийных модификаций. Самый массовый самолёт с изменяемой стреловидностью крыла. Всего построено 5.266 самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за заслуги в деле создания специальной техники и в самолётостроении генерал-майору инженерно-технической службы Микояну Артёму Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

За выдающийся вклад в деле создания новой реактивной авиационной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года генерал-майор инженерно-технической службы Микоян Артём Иванович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

Помимо разработки самолётов, в ОКБ А.И.Микояна были спроектированы крылатые ракеты КС-1, К-10, Х-20, Х-22 и их модификации, вошедшие в состав вооружения самолётов-ракетоносцев Ту-4, Ту-16, Ту-95К и Ту-22, а также ракета КС-7 класса «земля-земля».

На самолётах, созданных под руководством А.И.Микояна, установлен ряд мировых авиационных рекордов (в числе которых абсолютные мировые рекорды высоты и скорости полёта).

На протяжении многих лет А.И.Микоян был председателем государственной экзаменационной комиссии на факультете самолёто- и вертолётостроения Московского авиационного института.

Академик Академии наук СССР (с ноября 1968 года, член корреспондент – с октября 1953 года). Доктор технических наук (1959).

Депутат Верховного Совета СССР 3–8-го созывов (с 1950 года).

Жил в Москве. Умер 9 декабря 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 6 орденами Ленина (31.12.1940; 03.02.1953; 05.11.1954; 04.08.1955; 20.04.1956; 04.08.1965), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971, посмертно), Красного Знамени (15.11.1950), Отечественной войны I степени (02.07.1945), 2 орденами Красной Звезды (08.09.1941; 21.02.1945), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1962 – за разработку МиГ-21), пяти Сталинских премий первой степени (1941 – за разработку МиГ-3; 1947 – за разработку МиГ-9; 1948 – за разработку МиГ-15; 1952 – за разработку МиГ-17; 1953 – за разработку самолёта-снаряда КС-1) и Сталинской премии второй степени (1949 – за разработку катапультного кресла КМ-1).

Бронзовый бюст А.И.Микояна установлен в городе Алаверди, где имеется Музей братьев Микоян. В Москве на доме, в котором он жил, и в Орле на здании бывшей бронетанковой школы установлены мемориальные доски. Его именем названы улицы в городах Москва и Улан-Удэ (Бурятия), а также школа №166 в Ереване и основанное им Опытно-конструкторское бюро.

Воинские звания:
военинженер 3 ранга (13.04.1938)
военинженер 2 ранга (11.09.1940)
инженер-полковник (18.03.1943)
генерал-майор инженерно-авиационной службы (01.03.1946)
генерал-майор инженерно-технической службы (20.06.1951, переаттестован)
генерал-лейтенант инженерно-технической службы (23.02.1963)
генерал-полковник инженерно-технической службы (27.10.1967)

Артем Микоян

советский авиаконструктор, академик

Артем Иванович Микоян

Знаменитый советский авиаконструктор, глава конструкторского бюро «МиГ», генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР – Артем Микоян является одним из родоначальников реактивной авиации в СССР. Благодаря своим выдающимся организаторским и конструкторским способностям он превратил свое КБ в главное истребительное КБ Советского Союза, а его самолеты и сегодня составляют основу боевой мощи ВВС России и других стран мира.

Артем Иванович Микоян родился (23 июля) 5 августа 1905 года в селе Санаин Тифлисской губернии (ныне – Туманянский район Армении), в бедной крестьянской семье. Он – брат Анастаса Микояна. В 1918 году его семья переехала в Тбилиси, там Артем учился в школе. В 1923 году он переехал к брату сначала в Ростов-на-Дону, где работал токарем в железнодорожной мастерской, а затем – в Москву и работал токарем на заводе «Динамо».

В 1928 году Микоян был призван в Красную Армию и в 1931 направлен на учебу в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Здесь, совместно с однокурсниками, он создал свой первый самолет – «Октябренок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба. По окончании академии (1936) и получении звания «инженер-механик ВВС» Артем Иванович был направлен на работу на 1-й авиационный завод имени Осоавиахима в Москве, где он сначала был военным представителем, а в 1938 году стал начальником бюро по серийным истребителям в КБ Поликарпова, которое было переведено на этот завод.

В 1940 году под руководством Микояна (совместно с М.И. Гуревичем) был создан самый скоростной серийный самолет-истребитель того времени – «МиГ-1», предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах, а затем и его модификация – «МиГ-3». Именно эти два типа самолета строились большой серией в первые годы Великой Отечественной войны и успешно применялись в боевых действиях, приняв на себя удар и всю тяжесть первых лет войны и хорошо зарекомендовав себя в системе ПВО страны.

Значительную роль в победе Советского Союза над фашистской Германией сыграли и другие самолеты конструктора, созданные в 1941-1945 годах в его КБ. Среди них такие истребители, отличающиеся высокими летно-техническими характеристиками, как – «МиГ-7», показавший максимальную скорость 690 км/ч, высотный самолет «И-224», достигший потолка 14 тысяч метров, «И-250» с комбинированной силовой установкой и другие.

После войны Артем Иванович работал над созданием скоростных и сверхзвуковых реактивных самолетов, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении советских ВВС – это самолеты «МиГ-9», «МиГ-15», «МиГ-17» (достигавший скорости звука), «МиГ-19» (первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель, на вооружении которого были управляемые ракеты класса «воздух – воздух»), «МиГ-21» (с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука).

В 1956 году Микоян был назначен генеральным конструктором КБ «МиГ», а последними самолетами, созданными под его руководством, стали – истребитель «МиГ-23», первый в СССР самолет с изменяемой в полете стреловидностью всего крыла, и истребитель-перехватчик «МиГ-25» со скоростью полета, в три раза превышающей скорость звука. Именно в этот период короткое слово «МиГ» прочно вошло в лексикон летчиков всего мира, а истребители этой марки воплощали в себе последние достижения авиационной науки и материаловедения.

Заслуги великого конструктора были высоко оценены в СССР и за его пределами. Академик АН СССР, генерал-полковник инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Государственных премий – Микоян был награжден шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями и другими наградами. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР в 1950-70-х годах.

Артем Иванович был очень общительным и гостеприимным человеком. Гибель Гагарина и Серегина в 1968 году, а позже и гибель его друга, генерала Кадомцева на «МиГ-25П» тяжело отразились на его здоровье.

Скончался Артем Иванович Микоян 9 декабря 1970 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Бронзовый бюст знаменитого авиаконструктора и мемориальный комплекс находятся в селе Санаин в Армении. В Москве на доме, в котором жил Микоян, установлена мемориальная доска. Его именем назван Московский машиностроительный завод.

Микоян Артем Иванович

Авиаконструктор. Глава конструкторского бюро «МиГ». Генерал-полковник инженерно-технической службы. Академик. Один из родоначальников реактивной российской авиации. Под его руководством созданы самолеты-истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29. На самолетах конструкторского бюро установлено 55 мировых рекордов.

Артем Микоян родился 5 августа 1905 года в селе Санаин, Армения. Мальчик вырос в крестьянской семье. Являлся братом Анастаса Микояна. В 1918 году его семья переехала в Тбилиси, где Артем учился в школе. В 1923 году переехал к брату в Ростов-на-Дону, где работал токарем в мастерской, а затем в Москву, где также устроился токарем на заводе «Динамо».

В 1928 году Микоян призван в Красную Армию и в 1931 направлен на учебу в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Здесь, совместно с однокурсниками создал свой первый самолет «Октябренок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба.

По окончании академии в 1936 году и получении звания «инженер — механик военно воздушных сил» Артем Иванович направлен на работу на авиационный завод имени Осоавиахима в Москве, где сначала являлся военным представителем, а в 1938 году стал начальником бюро по серийным истребителям в Конструкторском Бюро Поликарпова, которое перевели на этот завод.

Работая в постоянном контакте с Поликарповым, Микоян уже через год стал заместителем главного конструктора всего завода и возглавил группу конструкторов КБ-1. В 1940 году под руководством Микояна, совместно с Михаилом Гуревичем создан самый скоростной серийный самолет-истребитель того времени «МиГ-1», предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах, а затем и его модификация «МиГ-3».

Именно эти два типа самолета строились большой серией в первые годы войны и успешно применялись в боевых действиях, приняв на себя удар и всю тяжесть первых лет войны и хорошо зарекомендовав себя в системе противовоздушной обороны страны.

Значительную роль в победе Советского Союза над фашистской Германией сыграли и другие самолеты конструктора, созданные в период Великой Отечественной войны. Среди них такие истребители, отличающиеся высокими летно-техническими характеристиками, как: «МиГ-7», показавший максимальную скорость 690 км/ч, высотный самолет «И-224», достигший потолка 14 тысяч метров, «И-250» с комбинированной силовой установкой.

После войны Артем Иванович работал над созданием скоростных и сверхзвуковых реактивных самолетов, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении военно воздушных сил. Это самолеты: «МиГ-9», «МиГ-15», «МиГ-17», достигавший скорости звука, «МиГ-19», первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель, на вооружении которого находились управляемые ракеты класса «воздух — воздух», «МиГ-21», с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полета, вдвое превышающей скорость звука.

В 1956 году Микоян назначен генеральным конструктором КБ «МиГ». Последними самолетами, созданными под его руководством стали истребитель «МиГ-23», первый в стране самолет с изменяемой в полете стреловидностью всего крыла, и истребитель-перехватчик «МиГ-25» со скоростью полета, в три раза превышающей скорость звука. Именно в этот период короткое слово «МиГ» прочно вошло в лексикон летчиков всего мира, а истребители этой марки воплощали в себе последние достижения авиационной науки и материаловедения.

Также стоит отметить, что на самолетах, созданных Микояном, установлено около шестидесяти мировых рекордов. К тому же изобретатель создал не только замечательную технику, но и свою школу в самолетостроении, воспитав много опытных конструкторов.

Артем Иванович являлся очень общительным и гостеприимным человеком. Гибель Юрия Гагарина и Владимира Серегина в 1968 году, а позже и гибель его друга, генерала Анатолия Кадомцева на «МиГ-25П» тяжело отразились на его здоровье.

Великий авиаконструктор Артем Иванович Микоян скончался 9 декабря 1970 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Награды Артема Микояна

Дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1957)
Ленинская премия (1962)
Сталинская премия первой степени (1941) — за разработку новой конструкции самолета (МиГ-3)
Сталинская премия первой степени (1947) — за разработку конструкции нового образца боевого самолета
Сталинская премия первой степени (1948) — за создание нового типа боевого самолета
Сталинская премия второй степени (1949) — за создание нового самолетного агрегата
Сталинская премия первой степени (1952) — за создание самолета МиГ-17

Сталинская премия (1953)

Шесть орденов Ленина,

Орден Октябрьской Революции (посмертно),

Орден Красного Знамени,

Орден Отечественной войны I степени

Два ордена Красной Звезды.

Память об Артеме Микояне

На знаменитом «доме на набережной», где он жил, в его честь установлена мемориальная доска.
В Армении выпущены почтовые марки, посвященные Микояну.
В Москве и Улан-Удэ есть улица Авиаконструктора Микояна.
В честь Артема Микояна в Армении его именем названа школа № 166

Семья Артема Микояна

Отец — Ованес Нерсесович Микоян (1856-1918), работал на медеплавильном заводе в
Мать — Тамара (Талита) Отаровна Микоян (1867-1960), домохозяйка.

Со своей будущей женой, Зоей Ивановной Лисициной, Артем Микоян познакомился на ее дне рождения, куда оказался приглашен Геворком Аветисяном. Свадьба состоялась 23 февраля 1936 года. После свадьбы молодожены проживали в коммунальной квартире на улице Кирова. В декабре у них родилась дочь — Наташа.

Сын — Ованес. Является советником заместителя генерального директора РСК «МиГ».