Михаил Грачев Грасс биография Жена

Отчего «зазеленел» крупнейший в России производитель автохимии

В России об устойчивом развитии чаще всего пекутся транснациональные корпорации. Они берегут природные ресурсы, сокращают и перерабатывают отходы. Отечественный бизнес проявляет осознанность гораздо реже. Поэтому, когда лидер рынка автохимии компания Grass пригласила Plus-one.ru на завод под Волгоградом, чтобы показать свой подход к устойчивому развитию, мы удивились — и согласились. Георгий Кожевников узнал, чем уникально предприятие и насколько серьезны его «зеленые» амбиции.

Из кустарей в монополисты

«Вчера мы вернулись с тренинга по выживанию. Самое легкое испытание — когда нас закапывали в землю. На 10 минут погружали в могилу, надо было дышать через шланг. Кто-нибудь занимался такими вещами?» — с серьезным видом спросил основатель Grass 42-летний Михаил Грачев. Перед ним сидели 20 журналистов, прилетевших на экскурсию по заводу. «Да мы каждый день выживаем», — раздался голос из зала. «Так все говорят», — парировал топ-менеджер. «Недавно я был на Алтае, где мы четыре дня жили без еды», — продолжил рассказывать о своем досуге основатель Grass.

18 лет назад Михаил Грачев вместе со своим другом и партнером Константином Федановым занялся производством автомобильной и бытовой химии. Начиналось все с кустарного производства в гараже. Сегодня Grass — монополист, занимающий 50% российского рынка автохимии — средств ухода за машиной. Из Волгограда предприниматели уезжать не собираются: оба живут согласно принципу «где родился — там и пригодился». Впрочем, Михаил родился в Самаре.

Производство находится в 40 минутах езды от центра Волгограда — в городе Волжский. Сейчас там работают около 900 сотрудников, еще 300 — на удаленке. Когда попадаешь в административное здание, бросается в глаза невероятное количество стикеров на стенах. На каждом обозначена конкретная задача. Это плоды необычного для российских заводов подхода к организации труда. Сотрудники всех подразделений Grass — от склада до бухгалтерии — используют agile-схемы (практики гибкого принятия решений и управления проектами. — Прим. Plus-one.ru). Чаще всего они встречаются в IT-фирмах, хотя «Сбер» тоже может ими похвастаться. Второе, что видишь: корзины для раздельного сбора мусора — повсюду. Компания дает понять, что заботится об окружающей среде.

Зачем в «Сколково» копаются в мусоре

Эксперты разбираются, что мешает переработке отходов в России

Не последнюю роль в успехе Grass играют продвижение и SMM. Даже Михаил Грачев ведет собственные Instagram- и YouTube-блоги, на которые подписаны 253 тыс. человек. Журналистов компания позвала, видимо, желая устроить своим креативным подразделениям и бизнесу небольшой стресс-тест — подобно тому, что устраивает себе один из ее основателей, отправляясь без провианта в дикую природу.

Подсмотрели в Америке, применили у себя

По словам основателей Grass, пример американских IT-стартапов вдохновил их обновить методы управления компанией и вывести на рынок новую продукцию. В 2015-м компания решила освоить нишу бытовой химии. Доля автомобильных чистящих средств в обороте Grass снизилась с 83% до 45%, хотя продажи этих товаров возросли с 1 до 4 млрд руб. Доля бытовой химии подскочила с 7% до 33% (с 0,5 до 2,7 млрд руб.), косметических средств для отелей и ресторанов — с 10 до 22% (до 2 млрд руб.).

Сегодня предприятие в Волжском выпускает 1,2 тыс. товаров, еще около 2 тыс. закупает для перепродажи. Вся продукция реализуется оптом, в розницу и через онлайн-магазины — как российские, так и западные. Стоят бытовая химия и моющие средства Grass всегда меньше зарубежных аналогов от Unilever, Henkel и других крупных компаний. Это корпоративное правило.

«Потребитель хочет покупать у социально ответственных»

Президент Henkel в России — о том, как экономить ресурсы природы, не жертвуя бизнес-интересами

Опробовав на себе средства личной гигиены, предназначенные для продажи отелям, корреспондент Plus-one.ru обнаружил, что пена для бритья бритью не помогает, а кондиционер делает волосы жесткими. Впрочем, судя по финансовым результатам, корпоративному росту это не мешает.

«В 2020 году, несмотря на кризис, в рублевом отношении мы выросли почти на 50%. Нас сильно вытащили бытовая химия и дезинфекторы, от которых мы еще пять лет назад вообще ничего не ждали. Случился очередной скачок, как обычно у нас происходит в кризис. Но из-за изменения курса валют наш оборот в долларах так и остался на уровне в 100 млн», — Михаил Грачев раскрыл экономические показатели за год пандемии.

Здесь руководители каждого подразделения — от лаборатории до контроля качества — со страстью, которая редко сопровождает разговоры о бытовой химии, рассказывают, как улучшают работу своего подразделения и продукцию Grass. На стенах висят плакаты: «Нормально делай — нормально будет», «Готовность к изменениям важнее первоначального плана». Становится понятно, что в сплоченности и трудоспособности этому коллективу нет равных. По крайней мере — в России.

По мнению Михаила Грачева, на результаты компании позитивно влияют не только современные производственные практики, применение agile-схем и проведение совместных стратегических сессий, но и современная рабочая среда. В офисе руководители Grass стараются воспроизвести «вайб» IT-компаний — создают особую атмосферу.

Для этого отцы-основатели перемещаются из отдела в отдел и работают за общими столами с сотрудниками. Глава Grass отметил, что в столовой его предприятия продают пиво. Правда, признался Михаил, никто его особо не пьет. «В новом офисе у нас будут массажный кабинет, спальные места, зона барбекю и кальянная, огромная терраса, — бил на поражение предприниматель. — Да, терраса есть и у „Яндекса“, но вот барбекю там нет, они не допилили идею».

Из других нестандартных для российской реальности решений: в компании внедрена своя валюта — грасскойны. Отделы отправляют их друг другу в знак благодарности. Полученные грасскойны можно обменивать на еду, билеты в кино и совместные поездки на отдых.

«Проекты, в которых нельзя украсть, в России обречены»

Подмосковный криптофермер консультирует американских индейцев и готовит муниципальную революцию

Grass зеленеющий

Увлеченность экологической повесткой и устойчивым развитием пришла в компанию вслед за тягой к американской деловой культуре и современным системам управления. Предприятие выбрало пять из 17 глобальных ориентиров ООН, следовать которым международный бизнес считает правилом хорошего тона, — «Ответственное потребление и производство», «Борьба с изменением климата», «Сохранение морских экосистем», «Сохранение экосистем суши» и «Партнерство в интересах устойчивого развития». На деле это вылилось в несколько инициатив.

В 2018 году компания запустила проект DutyBox — наборы капсул с разными видами бытовой химии. К каждому из них прилагается многоразовая емкость. Покупатели должны разводить концентраты водой, благодаря чему отпадает потребность в производстве ненужной упаковки. В будущем компания планирует открыть пункты отпуска бытовой химии на розлив. В 2020 году продажи DutyBox принесли Grass 60 млн руб.

«Я собирался умирать»: откровения бизнесмена, летевшего аварийным рейсом Волгоград — Москва

Воздушное судно подало сигнал бедствия.

Сегодня, 21 августа, самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Россия» совершал рейс Волгоград — Москва. Капитан воздушного судна подал сигнал бедствия. Борт снизился до 3000 метров над Тамбовской областью из-за возможной разгерметизации салона.

Корреспондент «Городских вестей» связался с известным в Волгограде предпринимателем Михаилом Грачевым, находившемся в самолете. Генеральный директор компании GRASS рассказал о прощальном смс, втором дне рождения, детских криках на борту и появившемся страхе перед полетами.

— Я летел в бизнес-классе. Мы только начали обедать. И тут стало понятно, что с самолетом происходит что-то странное, — рассказал Михаил. — По ощущениям борт начал падать. Закричали дети, еда падала у людей из рук. И эта жуткая фраза командира экипажа «приготовиться к экстренной посадке». Поймите, я достаточно много летаю по работе, такое услышал в первый раз. Страх охватил меня, когда увидел дрожащие руки стюардессы.

Дальше все как в фильме-катастрофе. Сильный крен, резкое снижение, нарастающая паника пассажиров.

— Вырубилась вентиляция. Стало очень жарко. Я посмотрел в иллюминатор и понял, что двигатели плохо работают. Честно, я собрался умирать, хотел написать прощальное смс. А в голове крутился только один вопрос — мы быстро погибнем или нет?

Но внезапно ситуация нормализовалась, если это можно так назвать. Самолет на очень малой скорости продолжил полет.

— Из динамиков донесся голос командира, объявивший, что держим курс на Шереметьево. На каком-то бреющем полете мы добрались до пункта назначения. Многие пассажиры, чтобы снять стресс стали пить спиртное. Моя соседка заказала сразу три по сто коньяка. Отметила второе рождение, — невесело подытожил бизнесмен.

По словам Михаила, приземлялись они тоже как-то странно. Казалось, что хвост самолета висел, но, тем не менее, посадка прошла гладко.

— Я очень много летаю. Теперь у меня появился страх, — по интонации собеседника стало понятно, что сегодня ему действительно открылось что-то важное, возможно, самое важное в жизни.

Авиаперевозчик прокомментировал аварийную ситуацию на борту лайнера.

— Во время выполнения рейса SU 6416 Волгоград — Москва у самолета Superjet-100 сработал датчик системы кондиционирования, — передает «Интерфакс» со ссылкой на представителя авиакомпании «Россия».

8 июля 2021 года в небе над Ростовской областью на борту авиасудна, выполнявшего рейс Волгоград — Москва, выявлены проблемы с системой кондиционирования. Пассажиры летели в Москву на самолете Sukhoi Superjet. Эксплуатант — АО «Авиакомпания «Россия».

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

Волжанин заплатил 1,5 миллиона, чтобы спать под забором в реалити-шоу

На этой неделе миллионер из Волжского Михаил Грачёв (владелец предприятия «Грасс») станет одним из десяти героев нового реалити-шоу «Каменные джунгли», где участники должны выжить в нечеловеческих условиях. Съемки проекта начнутся уже на этой неделе. О том, зачем успешному бизнесмену такой опыт, нашему изданию рассказал сам Михаил.

Сценарий проекта держится в секрете даже от самих участников. Всё, что они знают – место сбора, это город Москва, и базовые условия. На протяжении пяти съемочных дней все, кто согласился на «эксперимент», постараются выжить на 20 долларов не просто в чужом городе, а в другой стране.

– Нам сказали, что можно взять с собой только одну вещь стоимостью не более 100 долларов и один комплект одежды. Куда нас повезут – это тайна, – признается Михаил Грачёв. – Я подумал, что могу взять, и решил, что это будет новая паста для полировки машин, которую выпускает моё предприятие.

– Вы решили таким образом еще и прорекламировать свою фирму?

– Нет, у этого продукта слишком узкий круг потребителей, а вот заработать денег с ее помощью я планирую. Думаю, что можно напроситься на какую-нибудь мойку и за небольшие деньги полировать машины. Хоть что-то заработаю. Но, даже если и получится «пристроиться», то уже на следующий день сценаристы «выдернут» из комфорта, и опять всё надо будет начинать сначала.

– Михаил, вы как-то особенно готовитесь к поездке?

– Это просто невозможно, потому что я не знаю, что нас ждёт. Сейчас единственное, о чем думаю – надо купить спортивные брюки, у которых отстегиваются штанины и получаются шорты, и какую-то удобную сумку или рюкзак.

– Как вы попали в этот проект?

– Я – член клуба предпринимателей «CLUB500». Мне предложили, и я не смог отказаться. В «Каменных джунглях» всё по-настоящему, в отличие от постановочных съемок небезызвестного шоу «Орёл и решка». Какого-то особого отбора не было: кто быстрее перечислит задаток, тот и едет. Стоимость участия – 1,5 миллиона рублей. Идея организаторов – поставить нас в невыносимые условия. Нас пошлют выживать в самые бедные районы, где местные жители и сами именно «выживают», так что конкуренция будет жёсткой. Хотелось бы оказаться где-нибудь в Африке, чтоб были максимальные трудности в общении с местными. Чтобы они даже не понимали мой английский, просто его не знали и всё. Организаторы говорят, что можно будет даже подраться, но обязательно, чтобы рядом был оператор, которого сопровождает охранник, но на нас его «услуги» не распространяются, просто так интереснее для шоу.

– От чего будет сложнее всего отказаться? Книга или, может, Интернет?

– Я еду туда, именно чтобы испытать «лишения». Я слишком много чего могу себе позволить, поэтому не получаю уже удовлетворения от новой машины или поездки на море. Знаете, я люблю ходить в горы именно ради простых человеческих эмоций. Ты поднимаешься на вершину пять дней: трудно, холодно, но достигаешь цели. Купаешься в ледяном ручье, потом ночуешь на заброшенной метеостанции, а потом собираешься еще раз пройти этот путь, только обратно. Так вот, через неделю, попадая под горячий душ в отеле, и понимаешь, как это прекрасно. Обычная картошка в столовой приносит больше радости, чем пафосный ужин в дорогом ресторане. Вот за этими эмоциями я и поехал.

– Получается, что миллионеру не хватает эмоций, или это больше пафос, связанный со съемками и собственным пиаром?

– Называйте это как хотите. Но зачем-то же люди прыгают с парашютом, понимая все риски.

– А как семья отнеслась к вашей затее поехать неизвестно куда?

– Не могу сказать, что это стало некой неожиданностью. Экстремальные путешествия – это моя страсть. Я покорял Килиманджаро, ловил тунца и зубатку в северных морях, вместе с сотрудниками предприятия не раз поднимались и спускались по горным ущельям, а также вдоль ледяных водопадов в Адыгее. Это эмоции, которые заряжают на хорошую работу. Но, конечно, дома будут переживать и ждать.