Маяковский биография Юность биография Детство

Владимир Владимирович Маяковский: биография, личная жизнь, творчество, память

  • 29 Октября, 2019
  • Искусство
  • Валерия Дашкевич

Владимир Маяковский – ключевая фигура в литературе 20-го века. Его произведения воистину признаны гениальными и вызывают бурю восторга у миллионов читателей по сей день. Но не только заслугами как поэта ценится личность Маяковского. Писатель проявил себя как талантливый драматург, сатирик, сценарист, редактор и даже художник. Найти человека с такой же яркой биографией сложно. Жизнь, творчество, отношения и биография Маяковсого до сих пор вызывают множество вопросов, которые остаются без ответа.

Детство поэта

Родился Владимир Маяковский 19 июля 1893 года в Грузии, в маленьком селе Багдати в Российской империи. Мама Владимира, Александра Алексеевна, имела казацкие корни и была родом с Кубани. Отец, Владимир Константинович, был обычным лесником. Маяковский рос не единственным ребенком в семье. У него было два братика, Костя и Саша, которых не стало еще в раннем возрасте, и две сестрички – Ольга и Людмила. В 1902 году Владимир поступил в гимназию в городе Кутаиси, отлично знал грузинский язык, поэтому проблем с учебой у него не было.

С ранних лет Маяковского волновали идеи революции, поэтому, еще будучи учеником гимназии, он принимал участие в различных демонстрациях. Когда мальчику исполнилось 13 лет, в 1906 году, неожиданно для всех скончался отец Владимира. Причиной стало заражение крови из-за укола самой простой иголкой. Это событие очень сильно потрясло мальчика и оставило психологический след, в дальнейшей жизни он панически боялся любого контакта с иголками или булавками, опасаясь, что его может постигнуть такая же участь, как и его отца.

В этом же году мать Владимира Маяковского приняла решение переехать с детьми в Москву. Владимир продолжал учиться в гимназии, но из-за смерти кормильца финансовое положение семьи значительно ухудшилось. В итоге Маяковский проучился еще два года и в 1908 году не смог оплатить обучение в пятом классе. Мальчика исключили. Это был переломный этап в биографии Маяковского.

Дальнейшая жизнь и начало писательской деятельности

В Москве Владимир попал в компанию студентов, которые увлекались идеями революции. После исключения из гимназии, в этом же году, Маяковский принял решение вступить в Российскую социал-демократическую рабочую парию (РСДРП) и пропагандировал свои интересы и интересы партии среди населения. За год членства Маяковского арестовывали три раза, но за неимением весомых улик и по причине несовершеннолетия парня его отпускали на свободу. В период проводимых расследований будущий поэт не мог спокойно находиться в четырех стенах и устраивал постоянные скандалы. Из-за буйного поведения его постоянно переводили в разные места заключения.

В конечном итоге жизнь привела его в Бутырскую тюрьму, в которой он провел почти год. Произведения, написанные в тюрьме, послужили толчком к началу развития творчества Маяковского, там он принялся за написание стихотворений.

В 1910 году поэт вышел на свободу и сразу же покинул РСДРП. В 1911 году подруга Маяковского художница Евгения Ланг посоветовала Владимиру заняться живописью. Он поступил в училище, где познакомился с основателями группы футуристов «Гилея» и присоединился к группе кубофутуристов.

Первые творческие успехи

Первым стихотворением, которое увидело свет, стало произведение «Ночь», выпущенное в 1912 году. В это же время начинающий поэт первый раз выступил на публике на творческом вечере в артистическом подвале под названием «Бродячая собака». Хороший толчок поэту дала группа кубофутуристов. Он часто выступал с ними, где читал лекции и стихи собственного сочинения. Вскоре Маяковский заработал хорошую репутацию уже вне футуристического движения. Максим Горький считал, что среди всех футуристов Маяковский – единственный настоящий поэт. Уже через год после публикации первого стиха в свет вышел и первый сборник под названием «Я». Правда, в нем было всего четыре стихотворения. В этот же период Маяковский выпустил стихотворение «Нате!», которое стало своеобразным вызовом всему буржуазному обществу. Через год на свет появился стих «Послушайте», который растрогал тысячи читателей до глубины души.

Маяковский и драматургия

Многие заприметили талант гениального поэта, но сам Владимир решил пробовать себя и в других творческих сферах. На тот момент больше всего его привлекала драматургия. В 1914 году поэт выпустил трагедию под названием «Владимир Маяковский», которая была поставлена в театре «Луна-парк» в Санкт-Петербурге. Маяковский выступил не только как режиссер, но и как исполнитель главной роли.

В это же время поэт решает пойти добровольцем на службу в армию, но из-за его политической «нестабильности» власти настороженно относились к Владимиру. В итоге желание Маяковского не было удовлетворено, и на фронт поэта не отправили. В ответ Владимир выпускает стих под названием «Вам», где прокомментировал деятельность царской армии. Так почти сразу свет увидели всеми любимые произведения «Облако в штанах» и «Война объявлена». Творчество Маяковского пользовалось в то время особой популярностью.

Сатира, революция, кино и семья Бриков

Спустя год состоялась очень важная в биографии Маяковского встреча с семейством Бриков. С тех пор жизнь поэта переменилась. Влияние на жизнь Владимира Владимировича оказал Максим Горький: находясь под его протекцией, он отслужил в автомобильной школе. По правилам, имея статус солдата, поэт не имел никаких прав печататься. Здесь ему на выручку пришел Осип Брик, он выкупил у Маяковского две поэмы и опубликовал их сам. Этот период стал для Маяковского новым витком развития, он попробовал себя в сатирическом жанре.

Октябрьская революция не прошла мимо поэта, встретил он это событие в штабе восстания в Смольном. Владимир не раздумывая начал сотрудничество с новой властью и участвовал в первых собраниях деятелей культуры. Так как Маяковский был увлечен событиями, которые происходили в 1917-1918 годах, в то время выходили стихи и пьесы, посвященные исключительно революции.

На драматургии и сатире Маяковский не остановился, в 1919 году свет увидели три фильма, где поэт проявил себя как актер. Помимо кино, в этот период времени писатель активно сотрудничал с РОСТА и помогал в работе над агитационно-сатирическими плакатами. Также поэт находил время на работу в издании «Искусство коммуны».

Двадцатые годы стали ярким периодом в биографии Владимира Владимировича. В свет вышли произведения «Про это», «Севастополь-Ялта», «Владимир Ильич Ленин». Последняя поэма была поставлена в Большом театре, и во время чтения в зале присутствовал сам Иосиф Сталин. Это выступление вызвало бурю оваций, которые продолжались около двадцати минут. Этот период в жизни стал самым плодотворным и в плане творческом, и в плане путешествий. За несколько лет он объехал множество стран, которым посвящал свои произведения.

Всколыхнули общество бурные споры между Маяковским и Есениным. Владимир по-прежнему был верен футуристам, а Есенин примкнул в то время к самым ярым их противникам – имажинистам. Их взгляды были абсолютно разными, Маяковский пропагандировал революцию и городской уклад жизни, Есенин же писал о любви к деревенскому спокойствию. Но, несмотря на критику в адрес Есенина по поводу чрезмерного консерватизма и пристрастия к алкоголю, не признать очевидный талант своего «противника» Маяковский не мог. Многие отмечали сходство в характерах двух поэтов. Они оба были весьма вспыльчивыми и ранимыми душой, постоянно искали себя и боролись с чувством отчаяния. Поэзию Маяковского и Есенина объединяла тем суицида, которую они оба частенько поднимали в своих произведениях.

В период с 1926 по 1927 год Маяковский написал 9 сценариев для кино и возобновил работу в журнале ЛЕФ.

Конец двадцатых годов стал для Маяковского возвратом к драматургии. Он выпускает две пьесы — «Клоп» и «Баня», в которых умело отразил настоящее в сатирической форме со своим взглядом на будущее. Поэзия Маяковского вызывает противоречивые чувства у читателей и по сей день.

Роковым для писателя стал 1930 год: он начался с частых и резких обвинений коллег «по цеху». Но это не помешало поэту подвести итоги своей деятельности посредством выставки, которая носила название «20 лет работы». Но ожиданий Маяковского выставка не оправдала, ее не поддержали ни бывшие коллеги, ни руководство партии. Это был самый настоящий удар, который писатель тяжело переживал.

Смерть

В начале 30-х годов Маяковский постоянно болел и даже боялся потерять голос, что могло поставить крест на его выступлениях на сцене. Подливали масла в огонь нападки на Маяковского со всех сторон, которые тяжким грузом легли на душу поэта, его ранимая душа не смогла пережить этого морального истощения. В это время он был очень одинок. 14 апреля 1930 года Маяковский совершил самоубийство и выстрелил себе в грудь. После смерти поэта его произведения были под негласным запретом и долгое время не публиковались вовсе. Ситуацию изменила Лиля Брик, которая в 1936 году обратилась с письмом к самому Сталину и попросила сделать что угодно, чтобы память о великом поэте была сохранена. Ответ был получен, в резолюции Сталин по достоинству оценил творчество погибшего литератора и не только разрешил публиковать стихи поэта, но и дал добро на создание музея Маяковского. Это был серьезный шаг.

Семья и отношения

Скандальной личную жизнь Маяковского не назовешь. Всю свою жизнь он любил одну-единственную женщину – Лилю Брик, которую повстречал в 1915 году. В дом Бриков Маяковский попал благодаря тому, что встречался с сестрой Лили – Эльзой. Там и состоялась первая встреча, которая перевернула мир Владимира с ног на голову. Именно в тот вечер поэт впервые прочитал поэму «Облако в штанах», после чего посвятил ее Лиле Брик. Его даже не смутило, что прообразом главной героини была его бывшая возлюбленная Мария Денисова.

«Лилечка»

Буквально сразу же между Владимиром и Лилей вспыхнул бурный роман. Осип Брик, муж Лили, закрывал глаза на все происходящее. Женщина стала для Маяковского живым вдохновением, той самой музой, которой он посвящал каждое свое стихотворение о любви. Им довелось даже вместе сняться в кино «Закованная фильмой» в 1918 году. С тех пор Маяковский жил у Бриков, и это было абсолютно нормальным явлением в то время. Нередко поэту приходилось содержать все семейство. При этом он не забывал баловать свою возлюбленную дорогими подарками, одним из них стала машина марки «Рено».

Годы жизни Маяковского были полны и других ярких романов.

Другие увлечения поэта

Любовь и привязанность поэта к Лиле была безусловной, но это не мешало ему заводить себе новых подруг, которые даже родили ему детей. Например, в 1920 году Маяковский вступил в связь с художницей Лилей Лавинской, которая родила поэту сына. В 1926 году Владимир познакомился с Элли Джонс, которая была эмигранткой из России и подарила возлюбленному дочь.

В Париже Маяковский повстречал Татьяну Яковлеву, и чувства, вспыхнувшие между ними, не были похожи на другие увлечения поэта. Со временем они начали перерастать во что-то серьезное, и Маяковский предложил Татьяне переехать в Москву. Она, к слову, от предложения отказалась. Владимир предпринял попытку переехать во Францию в 1929-м, но проблемы с визой не позволили ему сделать это.

Последней искренней любовью Маяковского стала замужняя 21-летняя актриса Вероника Полонская. Поэт желал, чтобы та бросила своего мужа и осталась с ним, но Маяковский не внушал Веронике доверия и уверенности в его надежности. Он казался ей непостоянным, конфликтным и очень вспыльчивым. Вероника стала последней, с кем говорил Маяковский перед смертью. Поэт слезно умолял девушку не идти на репетицию и остаться с ним. Естественно, она не послушала его, и как только за Вероникой закрылась дверь, прогремел тот самый роковой в биографии Маяковского выстрел. Актриса не пришла на похороны. Семья Маяковского была уверена в том, что в его гибели виновата именно Вероника. Владимир Владимирович был эмоционально весьма нестабилен в это время из-за сложной жизненной ситуации.

Интересные факты из жизни поэта Маяковского

Великий русский поэт прожил насыщенную жизнь. Можно отметить следующие занимательные факты из жизни Маяковского:

  • До пятого класса одноклассником Маяковского был Александр Пастернак, брат великого русского писателя. Однако в пятом классе Владимиру пришлось бросить учебу из-за финансовых трудностей.
  • Из-за того, что поэт постоянно поддерживал революционные идеи, участвовал в различных митингах и сходках, он был частым гостем в тюрьмах. Это был важный этап в биографии Маяковского, ведь именно там он начал свою карьеру поэта.
  • Первое стихотворение, которое увидело свет, называлось «Ночь». Спустя год вышел первый сборник стихов Маяковского.
  • Несмотря на необъяснимую тягу к Лиле Брик, та относилась к поэту неоднозначно. С одной стороны, она не отказывалась от его внимания, а с другой, постоянно говорила, что между Маяковским и обычным извозчиком нет никакой разницы. Разве что один управляет конем, а второй – словом.
  • Несмотря на то что Маяковский крутил романы со многими женщинами, любовью всей его жизни всегда оставалась Лилечка. Многие отмечали, что эта привязанность со стороны мужчины была болезненной, даже сам поэт понимал это. И по сути, все его романы были лишь попыткой выбросить из головы Лилю Брик.
  • Почтить память писателя можно в доме Маяковского.
  • Несмотря на то что последней любовью поэта была актриса Вероника Полонская, не ей он посвятил свое последнее произведение. Даже после гибели Маяковского главную роль играла все же Лиля Брик.
  • Смерть отца поэта можно отнести к разряду глупых, он укололся об иголку, после чего произошло заражение крови. Это событие весьма впечатлило будущего поэта, у него развилась фобия. Он никогда не дотрагивался до иголок, булавок и всего, что могло поранить его и привести к такой же участи.
  • Несчастная любовь у Маяковского случилась с Татьяной Яковлевой, эмигранткой, проживающей в Париже. Он безмерно любил ее, она не отвечала взаимностью. Даже когда поэт понял, что надежды нет, он заплатил цветочной компании, чтобы Татьяне каждую неделю присылали букет с запиской «от Маяковского». Женщина получала цветы еще несколько лет после смерти поэта. В годы оккупации этот жест спас Татьяну от бедности, так как она начала продавать присылаемые ей цветы. Личная жизнь Маяковского, так же как и его творческий путь, яркая и непредсказуемая.

Такую интересную жизнь прожил великий поэт. 14 апреля — день памяти Владимира Маяковского. В этот день множество людей со всего мира собираются в музее, посвященном писателю, дабы почтить великого поэта.

Владимир Владимирович Маяковский

Фото Все

Видео Все

Владимир Маяковский. Страницы творчества (1977)

Документальный Фильм Владимир Маяковский. Последний апрель 14.04.15

Владимир Маяковский. «Мистерия-Буфф» / Библейский сюжет / Телеканал Культура

Владимир Маяковский — биография

Владимир Маяковский — поэт, футурист, ставший одним из крупнейших литераторов прошлого века. Помимо этого, его знают как киносценариста, драматурга, режиссера, актера, художника. Некоторое время работал редактором журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ».

С самого начала своей творческой биографии Владимир Маяковский непрерывно, жадно и настойчиво пытался достучаться до сердец своих потенциальных читателей – «людей с улицы». Его первые шаги в поэзии были связаны с борьбой за этого читателя, и нередко сопровождались улюлюканьем, выкриками и вопросами о том, для кого он пишет, если его не понимают современники. Однако, несмотря на откровенно враждебные выпады, он все-таки сумел найти своего читателя, мечты о котором носил в сердце с юности.

Литературное наследие Маяковского поистине бесценное. Его отличает ярко выраженный слог, написанный знаменитой «лесенкой», которая стала его «визитной карточкой».

Детство

Родиной Владимира Маяковского стало грузинское село Багдати, где он и родился 19 июля 1893 года. Отец Владимир Маяковский занимал должность лесничего Багдатского лесничества. Умер в 1906 году в результате заражения крови. Он сшивал бумаги и случайно проколол иголкой палец. С того самого времени у его сына Владимира появилась фобия – он панически боялся иголок, булавок, заколок и других острых предметов, потому что боялся заразиться. До последних дней он так и не сумел преодолеть бактериофобию.

Владимир Маяковский в детстве

Маму будущего поэта звали Александра Павленко, ее предками были кубанские казаки. Родом из станицы Терновская на Кубани.

Кроме Владимира в семье подрастали две дочери – Людмила и Ольга. Были у Маяковского и братья, но Константин умер в возрасте 3-х лет от скарлатины, а Александр умер еще младенцем.

Родители отлично владели грузинским языком и передали эти знания Владимиру. В 1902 году мальчик пошел в первый класс гимназии города Кутаиси. С юных лет он увлекся революционными идеями, поэтому, еще будучи учеником гимназии, участвовал в демонстрациях и забастовках.

После смерти отца семейства в 1906-м, Маяковские переехали в Москву. Владимира взяли в четвертый класс 5-й классической гимназии, где его одноклассником оказался Александр Пастернак, брат известного поэта Бориса Пастернака. Маяковские жили бедно, маме было трудно обеспечить семью с тремя детьми. Поэтому у них не было возможности оплатить обучение Владимира в гимназии, и в 1908-м он был исключен из 5-го класса по причине неуплаты.

Творчество

У Маяковского появились знакомые среди студенческой молодежи, которых всерьез увлекли революционные идеи. В 1908-м Владимир принял решение пополнить ряды членов РСДРП, и стал ее активным пропагандистом. В 1908-1909-м годах он был арестован три раза, но каждый раз выпущен на свободу за недостаточностью улик и потому, что был несовершеннолетним.

Карточка Владимира Маяковского

Во время следствия молодой человек проявлял свой бурный нрав, он не мог находиться взаперти.

Он скандалил с тюремщиками, и те были вынуждены бросать его из одной тюрьмы в другую. Так он оказался в знаменитой «Бутырке», где сидел на протяжении одиннадцати месяцев, и от скуки начал писать стихи.

Маяковского освободили в 1910-м, после чего он вышел из рядов партии. В 1911 году следуя советам своей давней приятельницы Евгении Ланг, молодой человек занялся живописью. Он поступил в профильное училище, где получал навыки ваяния, зодчества и живописи. Там среди его знакомых появились организаторы кружка футуристов под названием «Гилея». Маяковскому понравились их идеи, и он примкнул к движению кубофутуристов.

Первым напечатанным произведением молодого литератора стало стихотворение, получившее название «Ночь». В том же 1912 году он впервые представил свои сочинения посетителям артистического подвала «Бродячая собака».

Вместе с другими кубофутуристами Маяковский побывал в турне по российским городам, где выступал с лекциями и своими стихами. О нем начали положительно отзываться. По мнению Максима Горького, Владимир был единственным настоящим литератором среди его собратьев-футуристов.

В 1913-м поэт издает свой первый сборник, получивший оригинальное название – «Я». В него вошли всего четыре стихотворения. В том же году он стал автором бунтарского стиха «Нате!», который стал вызовом буржуазии. В 1914 году Маяковский проявил себя совсем с другой стороны. Он написал стих «Послушайте», который был очень чувственным и красочным.

В том же году поэт заинтересовался драматургией. Он написал трагедию «Владимир Маяковский», которая была поставлена в театре «Луна-парк». Режиссером и исполнителем образа главного героя этой постановки тоже был Маяковский. Произведение основывалось на бунте вещей и это доказывало тесную связь поэта с футуристами.

1914 год ознаменовался еще одним серьезным шагом в биографии поэта. Он захотел стать добровольцем, но власти решили не рисковать, помня о его политической неблагонадежности. В итоге на фронт он так и не попал, и вскоре выпустил произведение под названием «Вам», в котором оценивает царскую армию. Помимо этого он стал автором гениальных стихотворений «Война объявлена» и «Облако в штанах».

В 1915 году Маяковский знакомится с семейством Брик. Теперь Осип и Лиля Брик стали для него практически родными. В 1915-1917 годах Маяковского забрали на службу в автомобильную школу. Это стало возможным исключительно протекции Максима Горького. Во время службы солдаты не имели права издавать свои произведения, поэтому Осип решил помочь другу. Он выкупил у Маяковского две поэмы и сумел их опубликовать.

Помимо своих обычных стихов, Маяковский начал писать сатиру. В 1915-м в журнале «Новый Сатирикон» напечатали целый цикл его произведений, получивший название «Гимны». В следующем году поэт издает крупный сборник «Простое как мычание», а в 1917-м выходит его сборник «Революция. Поэтохроника».

Журнал «Новый Сатирикон»

Октябрьская революция застала поэта в Смольном, где находился центр восстания. Маяковский принял ее всем сердцем, он сошелся с новыми властями, стал участником первых заседаний деятелей науки и культуры. Примечательно, что Маяковский стоял во главе отряда, который отправился арестовывать генерала Секретева, руководителя автомобильной школы. Поэт не посмотрел на то, что именно этот генерал совсем недавно награждал его медалью «За усердие».

С 1917 по 1918 годы Маяковский выпускает несколько произведений, освещающих революцию – «Наш марш», «Ода революции». К первой годовщине Октябрьской революции поставили пьесу «Мистерия-буфф».

Владимир Маяковский в фильме «Барышя и хулиган»

В творческом наследии поэта есть и работа в кинематографе. В 1919-м на экраны вышло три фильма, где Маяковский проявил свои таланты сценариста, режиссера и актера. В те же годы он сотрудничает с РОСТА и создает агитационно-сатирические плакаты. Одновременно печатался в издании «Искусство коммуны».

В 1918-м поэт стал создателем группы «Комфут», которая работала в стиле коммунистического футуризма. В 1923-м Владимир организовал новую группу, получившую название «Левый фронт искусств» и журнал «ЛЕФ».

Журнал «ЛЕф» где работал Владимир Маяковский

В 1923-1924 годах, гениальный поэт пишет свои самые яркие и запоминающиеся произведения – «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Севастополь-Ялта». Когда поэма «Владимир Ильич Ленин» в исполнении самого поэта прозвучала со сцены Большого театра, ему аплодировал сам Иосиф Сталин, присутствовавший в зале.

Овации не стихали на протяжении двадцати минут. Самым плодотворным временем для Маяковского были именно годы революции и гражданской войны, и об этом он пишет в своей поэме «Хорошо!», которая была опубликована в 1927 году.

Владимир Маяковский в Нью-Йорке США

Владимир очень много путешествовал. Особенно в период с 1922 по 1924 годы, когда он побывал в Латвии, Франции, Германии, и описал все это в своих произведениях. В 1925-м поэт посетил США, где путешествовал по разным городам.

В 20-е годы Владимир Маяковский стал непримиримым оппонентом Сергея Есенина, который поддерживал имажистов, противников футуризма. В своих поэзиях Маяковский воспевал город и революцию, тогда как Есенин писал о прелестях деревенской жизни.

Однако Маяковский не мог не признать, что Есенин очень талантлив, хотя не упускал возможности пройтись по его консерватизму и пристрастию к спиртному. И хоть они казались непримиримыми противниками, у них было много общего – такая же вспыльчивая и ранимая натура, пребывавшая в постоянном поиске смысла жизни и отчаянии. Они оба затрагивали тему самоубийства, частенько мелькавшую в их сочинениях.

С 1926 по 1927 год Владимир стал автором девяти сценариев к фильмам. В том же году он «воскресил» свой журнал «ЛЕФ», чтобы через год, после окончательного разочарования, уйти из него и из одноименной организации. В 1929-м Маяковский создает еще одну группу – «РЕФ», но спустя год уходит и оттуда, и вступает в члены «РАПП».

В конце 20-х поэт снова берется за драматургию. В 1928-м выходит пьеса «Клоп», спустя год еще одна – «Баня», которые были написаны для театра Мейерхольда. Автор сумел тонко объединить подачу существующей действительности и ближайшего будущего.

По мнению Мейерхольда, Маяковский был таким же гениальным, как Мольер, однако мнение критиков было абсолютно противоположным. «Клопа» они раскритиковали за художественные просчеты, а «Баню» разгромили в идейном плане. Газеты пестрели оскорбительными статьями и заголовками, призывавшими смести долой маяковщину.
В 1930 году на Маяковского ополчились коллеги. Теперь его считали не пролетарским писателем, а только «попутчиком». Но поэт не обращал внимания на критические выпады, и весной, в качестве подведения итогов своей работы, стал организатором выставки, получившей название «20 лет работы».

Выставка Владимира Маяковского «20 лет работы»

На ней было представлено все, чего достиг поэт за эти годы, все его труды и достижения, но она стала горьким разочарованием. Среди ее посетителей не было ни одного коллеги, ни одного из партийных функционеров. Удар был очень болезненным, образовавшим в душе Маяковского незаживающую рану.

Владимир Владимирович Маяковский


1893–1930

Иду – красивый, двадцатидвухлетний

Детство и юность

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии Грузии. Когда мальчику исполнилось семь лет, отец, служивший лесничим, стал брать его в верховые объезды своего хозяйства. Так происходило знакомство с природой.

Учение давалось будущему поэту с трудом, особенно арифметика, но книги он читал с удовольствием, а память была превосходная. Маяковский вспоминал: «Отец хвалился моей памятью. Ко всем именинам меня заставлял заучивать стихи».

После переезда семьи из Багдада в Кутаис, Маяковский сдает экзамен в гимназию, но выдерживает его с трудом. Один из экзаменаторов спросил «что такое “око”». Молодой человек ответил, что по- грузински это «три фунта» и чуть было не провалился на экзамене. С тех пор он возненавидел все древнее, церковное, славянское. Возможно, отсюда и пошли его футуризм, атеизм, иинтернационализм.

Во время обучения во втором подготовительном классе Маяковский учится на «пятерки». В нем стали обнаруживать способности художника. Дома увеличилось количество газет и журналов. Юноша читает все подряд.

Приехавшая из Москвы сестра тайком как-то дала Маяковскому бумажку, в которой было написано:

«Опомнись, товарищ, опомнись-ка, брат,
скорей брать винтовку на землю. а не то путь иной – к немцам с сыном, с женой и с мамашей. »

В 1905 году в Грузии начались демонстрации и митинги, в которых принимает участие и Маяковский. В памяти осталась яркая картина увиденного: «В черном анархисты, в красном эсеры, в синем эсдеки, в остальных цветах федералисты». Ему не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый класс только по чистой случайности.

В 1906 году умирает отец. Уколол палец иголкой, когда сшивал бумаги – заражение крови. С тех пор Маяковский не может терпеть булавок и заколок.

Переезд в Москву. Увлечение идеями марксизма

После похорон отца семья уезжает в Москву, где не было никаких знакомых и средств к существованию (кроме трех рублей в кармане). Сняли квартиру на Бронной. С едой было плохо. Пенсия – 10 рублей в месяц. Маме пришлось сдавать комнаты. Юноша начинает зарабатывать деньги выжиганием и рисованием, учится в четвертом классе Пятой гимназии. Учеба дается с трудом, но любовь к чтению не уменьшается.

В это время Маяковский увлекся философией марксизма. Первое полустихотворение напечатал в нелегальном журнальчике «Порыв», издаваемого Третьей гимназией. Получилось невероятно революционное и в такой же степени безобразное произведение.

В 1908 году Маяковский вступает в партию РСДРП (большевиков). Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне. На городской конференции его выбрали в Местный Комитет. Работал под псевдоним «товарищ Константин». 29 марта 1908 года нарвался на засаду, после чего последовал арест. Просидел недолго – выпустили на поруки.

Через год снова арест. И опять кратковременная сидка – взяли с револьвером. Спас друг отца.

Третий раз арестовали за освобождение женщин-каторжанок. Маяковский был беспокойным арестантом: он скандалил, и поэтому его часто переводили из части в часть – Басманная, Мещанская, Мясницкая, Бутырка. В последней он провел 11 месяцев в одиночке № 103.

В тюрьме Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен написанным. В воспоминаниях он пишет:

«Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:

В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.

Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям – при выходе отобрали. А то б еще напечатал!»

Дружба с Давидом Бурлюком. Рождение русского футуризма

Маяковскому, чтобы писать лучше современников, необходимо было учиться мастерству. Он решает покинуть ряды партии и перйти на легальное положение. Первым делом берется за живопись, учится у Жуковского. Через год начинает учиться рукоделию у Келина. Затем поступает в училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности.

В училище у будущего поэта появился друг – Давид Бурлюк. Как-то Маяковский прочитал ему свои стихи, добавив: «Это один мой знакомый». Бурлюку понравилось, и он сказал: «Да это вы же ж сами написали! Да вы же ж гениальный поэт!» После этого Маяковский всерьез занялся поэзией. Выходит первое профессиональное стихотворение «Багровый и белый», а за ним и другие.

Бурлюк стал Маяковскому лучшим другом. Он пробудил в нем поэта. Доставал для него книги. Не отпускал ни на шаг. И выдавал ежедневно 50 копеек, чтобы писать не голодая.

В 1912 году друзья организовали литературно-художественную группу футуристов «Гилей». В сборнике «Пощечина общественному вкусу» был опубликован манифест футуристов, подписанный Маяковским, Хлебниковым, Крученых и Бурлюком. В эпатирующей форме в нем заявлялось о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе.

Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах объединений «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Различные газеты и журналы заполняются футуризмом благодаря разъярённым речам Маяковского и Бурлюка. Тон был не очень вежливый.

Директор училища предложил прекратить критику и агитацию, но Маяковский и Бурлюк отказались. После чего совет «художников» изгнал их из училища. У Маяковского издатели не покупали ни одной строчки.

Тем не менее поэт много работает. Стихи появляются в различных футуристических сборниках «Садок судей» II, «Требник троих».

В августе 1914-го Маяковский идет записываться в добровольцем. Но ему не позволили из-за политической неблагонадежности. Выиграв 65 рублей, поэт уезжает в Финляндию, город Куоккала. Там он пишет поэму «Облако в штанах». Части из «Облака» читает находившемуся тогда в финском Мустамяки Максиму Горькому, который одобрил поэму.

В статье «О футуризме» 1915 года Горький писал: «Вот возьмите для примера Маяковского – он молод, ему всего двадцать лет, он криклив, необуздан, но у него, несомненно, где-то под спцдом есть дарование. Ему надо работать, надо учиться, и он будет писать хорошие, настойщие стихи».

В июле 1915 года Маяковский знакомится с Лилей и Осипом Бриками. Лиля Брик на долгие годы стала главной Музой поэта. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков. С именем Брик связаны многие произведения поэта.

Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю. Постепенно тема революции становится ведущей в его творчеств. Поэт пишет стихи «Левый марш», «Ода революции», «Приказ по армии искусств», поэму «Хорошо!», поэтохронику «Революции», в которых воспевает идеалы коммунистической морали. Стремясь использовать все художественные стредства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов «Окон РОСТА» (Российское телеграфное агентство).

В 1925 году Маяковский отправляется в путешествие вокруг земли, посещает Америку. Результатом поездки стали произведения написанные в прозе, публицистика и поэзия. Были написаны: «Мое открытие Америки» и стихи «Испания», «Атлантический океан», «Гавана», «Мексика» и «Америка». Американскому образу жизни поэт противопоставляет «советскую гордость».

Однако стремление подчинить поэзию служению коммунистическим идеалам не проходит безнаказанно. Постепенно Маяковский начинает ощущать несовпадение своих внутренних ощущений с тем, что он видит вокруг. В 1928 году написана близкая по духу булгаковской повести «Собачье сердце» сатирическая пьеса «Клоп».

В 1929 году состоялась премьера еще более язвительной пьесы «Баня». Власть увидела с ней посягательство на свои устои. «Поэту революции» впервые было отказано в выезде за границу.

В первых числах апреля 1930 года вышел номер журнала «Печать и революция» с портретом Маяковского. Директор Государственного издательства Халатов распорядился вырезать портрет и приветствие редакции из уже отпечатанного тиража. Он был возмущен тем, что Маяковского называли «великим революционным поэтом».

К весне 1930 года Маяковский увидел себя ненужным никому – ни власти, ни читателю, ни любимой женщине (Татьяне Яковлевой, которая в Париже вышла замуж за другого).

14 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате в Лубянском проезде Владимир Владимирович Маяковский выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством, оставив письмо, адресованное «Всем»:

«В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля – люби меня.

Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят – “инцидент исперчен”,

любовная лодка разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

15, 16, 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с телом поэта, прошло сто пятьдесят тысяч человек.

Владимир Маяковский. Я сам. // Владимир Маяковский. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том первый. 1912–1917. az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/text_0020.shtml

С.Ю. Горинова, С.И. Горинова. Владимир Маяковский. // Русская литература XX века. Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов. Под редакцией Т.Н. Нагайцевой. СПб.: «Нева», 1998

Мариэтта Чудакова. Владимир Владимирович Маяковский. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999