Мария Миронова — биография, новости, личная жизнь
Мария Владимировна Миронова
Мария Владимировна Миронова. Родилась 24 декабря 1910 (6 января 1911) года в Москве — умерла 13 ноября 1997 года в Москве. Советская и российская актриса театра, кино и эстрады. Участница дуэта Миронова и Менакер. Заслуженная артистка РСФСР (1956). Народная артистка РСФСР (1978). Народная артистка СССР (1991). Мать актера Андрея Миронова.
Мария Миронова родилась 24 декабря 1910 (6 января 1911 года по новому стилю) в Москве.
По национальности — русская.
Отец — Владимир Николаевич Миронов (1881-1950), товаровед, происходил из небогатых мещан.
Мать — Елизавета Ивановна Миронова (урожденная Фирсова; 1876-1937), учительница. Ее родители были родом из деревни Старое Берёзово Тамбовской губернии.
В 1925 году Мария окончила школу-семилетку. Далее поступила в Театральный техникум имени Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС), который окончила в 1927-м. Была зачислена в труппу МХАТа 2-го, где выступала до 1931 года. Проявила себя как острохарактерная актриса.
В 1928 году впервые вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов как эстрадная актриса с рассказами Чехова.
В 1932-1936 годах являлась актрисой Московского мюзик-холла. Миронова придумала номер, а с ним и новый эстрадный жанр — телефонный разговор некой Капы.
Параллельно играла в Московском театре оперетты и Московском театре транспорта (ныне Московский драматический театр имени Н.В. Гоголя).
В 1939 году стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Миронова и Менакер
В 1938 году заняла одно из ведущих положений в только что организованном Государственном театре эстрады и миниатюр, играла по две-три роли в один вечер и всегда при аншлагах.
В 1939 году в Московском театре эстрады и миниатюр, который входил в состав Ленинградского театра эстрады и миниатюр, познакомилась с эстрадным актёром Александром Менакером, который стал ее мужем и партнером по сцене. Будучи мужем и женой, они психологически тонко разыгрывали сценки вечно ссорящихся супругов — эстрадные спектакли «Говорящие письма», «Вы их узнаете», «Дела семейные», «Кляксы».
С 1938 по 1946 годы служила в Московском театре эстрады и миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»). Во время войны выступала в актёрских фронтовых бригадах. В 1947 году недолгое время играла в Камерном театре под руководством А. Таирова.
В 1952 году их дуэт с Александром Менакером официально оформился в театр двух актёров, известный как «Миронова и Менакер». С 1954 года и вплоть до смерти Менакера они выступали в Московском театре эстрады.
За долгие годы работы на эстраде Миронова создала множество комедийных и остро сатирических образов в спектаклях «Говорящие письма», «Вы их узнаете», «Дела семейные» (1954), «Кляксы» (1959), «Мужчина и женщины» (1971), «Номер в отеле» (1976), «Волки в городе» (1964) Льва Шейнина.
Исполняла монологи, которые писали для неё Аркадий Арканов, Григорий Горин, Семён Альтов, Александр Володарский, Марьян Беленький и другие.
В разное время сотрудничала с «Москонцертом».
В коллекции радиофонда хранится более ста записей эстрадных миниатюр, интермедий, спектаклей с участием актрисы, в том числе таких авторов как Михаил Зощенко, Михаил Ардов, Леонид Ленч, Владимир Поляков, Борис Ласкин, Владимир Дыховичный и Морис Слободской.
Мария Миронова в кино
В кино дебютировала в 1934 году в драме Константина Эггерта «Настенька Устинова» о судьбе бывшего военнопленного, вернувшегося на родину в Советский Союз. В фильме сыграла роль Конкордии.
Широкая известность к ней пришла в 1938 году после роли Зои Ивановны, секретарши бюрократа Бывалова (Игорь Ильинский), в комедии «Волга-Волга» Григория Александрова.
Мария Миронова в фильме «Волга-Волга»
На экране, как и на эстраде, Мария Миронова исполняла в основном комедийных персонажей. Заметными стали ее роли в картинах «Мы с вами где-то встречались» (Вероника Платоновна Малярская), «Запасной игрок» (Ольга Инваровна), «В один прекрасный день» (Татьяна Петровна Озерова), «Драгоценный подарок» (Леокадия Михайловна), «Шофёр поневоле» (Анна Власьевна Пастухова).
Мария Миронова в фильме «Мы с вами где-то встречались»
Мария Миронова в фильме «Шофёр поневоле»
В 1969-м вновь снялась вместе с Игорем Ильинским — в комедии «Старый знакомый», снятой как продолжение «Карнавальной ночи». Она сыграла завотделом культуры горисполкома Веру Степановну Дядину.
Мария Миронова в фильме «Старый знакомый»
Последней ролью в кино стала Козицкая в арт-хаусной комедии «Казус импровизус» по мотивам пьесы Александра Буравского «Учитель русского». Действие происходит в курортной больнице, места в которой предприимчивый главврач Попов (Владимир Машков) сдает вполне здоровым отдыхающим. Опасаясь проверок, Попов держит своих «мнимых больных» на строжайшем режиме, запрещая выходить даже в туалет. Вот в такой, трагикомической, ситуации встречаются герои фильма — молодой учитель Толя (Александр Марин) и пенсионерка Козицкая, ехавшие сюда, чтобы погреться на солнышке и покупаться в море.
Мария Миронова в фильме «Казус импровизус»
В 1984 году вышла ее книга «. В своём репертуаре», написанная в соавторстве с мужем, который ушёл из жизни за два года этого.
С 1990 года Миронова являлась актрисой Московского театра Олега Табакова (играла роль Козицкой в постановке «Учитель русского» А.М. Буравского). В 1995 году состоялся её бенефис в театре «Школа современной пьесы». В последний раз актриса вышла на сцену в спектакле «Уходил старик от старухи» Семёна Злотникова.
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (31 января 1996).
Мария Миронова скончалась в ночь на 13 ноября 1997 года в Центральной клинической больнице Москвы в результате инфаркта. Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с сыном.
В 1999 году в Москве (по адресу Малый Васильевский, дом № 7) открыт музей-квартира семьи Мироновых. На этом же доме установлена мемориальная доска М. В. Мироновой и А. С. Менакеру.
Личная жизнь Марии Мироновой:
Дважды была замужем.
Первый муж — Михаил Яковлевич Слуцкий (1907-1959), советский кинорежиссёр, сценарист и оператор, заслуженный деятель искусств УССР (1954), снял один из первых советских звуковых документальных фильмов «Имени Ленина», посвящённый пуску Днепрогэса, ставший заметным явлением кинодокументалистики.
В какой-то момент у Марии начался служебный роман с Александром Менакером. Поняв, что любит другого, Мария не задумываясь ушла от первого мужа к Александру Менакеру (тот тоже был женат, но ушел из семьи).
Мария Миронова и Михаил Слуцкий
Второй муж — Александр Семёнович Менакер (1913-1982), советский эстрадный актёр, Заслуженный артист РСФСР (1978). Первым браком был женат на Ирине Ласкари, отец балетмейстера Кирилла Ласкари.
Миронова и Менакер познакомились в 1939 году в Московском театре эстрады и миниатюр (входил в состав Ленинградского театра эстрады и миниатюр), где стали вместе выступать с музыкальными юморесками. Менакер ради совместных выступлений с Мироновой перебрался в Москву. Уже во время первых гастролей в Ростове-на-Дону их отношения вышли дальше деловых. Роман развивался бурно и в том же 1939-м они успели развестись с первыми супругами и создать новую семью — оформили брак в сентябре 1939 года. За месяц до этого они отправились в морской круиз, после которого Мария Владимировна призналась своей подруге: «Мы идеально подходим друг другу. Он крышечка от моей кастрюлечки».
На сцене они блистали дуэтом, в котором играли супругов: сварливая жена и муж-подкаблучник. Сценки были на житейские темы, они имели у зрителей огромный успех. С гастролями объездили весь СССР и многие соцстраны. Возвращаясь домой после выступлений они продолжали обмениваться шутками, часто иронизировали друг над другом. Пара практически никогда не расставалась: вместе на репетиции, на гастроли, в магазин, парикмахерскую, поликлинику и т.д.
Мария Миронова и Александр Менакер
Сын — Андрей Александрович Миронов (фамилия при рождении — Менакер; 7 марта 1941 — 16 августа 1987), знаменитый советский актёр театра и кино, артист эстрады, народный артист РСФСР.
Мария Миронова никогда не забывала за эстрадой о сыне. Так, она давала ровно столько выступлений, сколько не вредило ее общению с Андреем. А лето и вовсе всецело было посвящено сыну. Позже Андрей Миронов говорил, что у его родителей были самые гармоничные отношения, которые он когда-либо встречал между мужчиной и женщиной.
Мария Миронова и сын Андрей Миронов
Дуэт «Миронова-Менакер» просуществовал до 6 марта 1982 года, когда из жизни ушел Александр Семенович, имевший давние проблемы с сердцем. Через пять лет от сердечного приступа умер и сын Андрей Миронов.
Мария Владимировна пережила мужа на пятнадцать лет, а сына — на десять.
Внучка — Мария Андреевна Миронова (род. 1973), актриса театра и кино.
Правнук — Андрей Игоревич Удалов (род. 1992), актёр Театра им. Е. Вахтангова.
Фильмография Марии Мироновой:
1934 — Настенька Устинова — Конкордия
1938 — Волга-Волга — Зоя Ивановна, секретарь Бывалова
1940 — Преступление и наказание (короткометражный) — Горбушкина
1954 — Мы с вами где-то встречались — Вероника Платоновна Малярская
1954 — Запасной игрок — Ольга Инваровна, жена директора завода
1954 — Весёлые звёзды — Миронова
1955 — В один прекрасный день — Татьяна Петровна Озерова
1956 — Драгоценный подарок — тётя Лёка — Леокадия Михайловна
1958 — Шофёр поневоле — Анна Власьевна Пастухова, жена
1961 — Совершенно серьёзно (киноальманах) — мать Жоры
1961 — Вопросы воспитания (короткометражный) — мать Вовочки
1962 — Голубой огонёк-1962 (фильм-спектакль) — исполнительница шуточной песни
1963 — Упрямая девчонка (короткометражный) — Елена Игнатьевна
1963 — Короткие истории — пани Кристина
1969 — Старый знакомый — Вера Степановна Дядина, начальник отдела культуры горисполкома
1969 — Похищение — артистка Миронова
1966 — Сказки русского леса — пассажирка такси
1971 — Фитиль. Формалисты. №110 (короткометражный)
1974 — Какая у вас улыбка — Ольга Павловна, старший корректор
1977 — Почти смешная история — работница телеграфа
1978 — Мужчина и женщины (фильм-спектакль) — все женские роли
1980 — Назначение — Лидия Григорьевна Лямина, мать
1980 — Жиголо и Жиголетта (Zhigolo i Zhigoletta) (короткометражный) — Флора
1982 — Понедельник — день тяжёлый (фильм-спектакль) — Софья Ивановна, жена Корнеплодова
1983 — Я возвращаю Ваш портрет (документальный)
1985 — Марица — Виолетта
1988 — Эшелон (фильм-спектакль) — старуха
1991 — Казус импровизус — Козицкая
1991 — Андрей (документальный)
1992 — Лидия Русланова (документальный)
1996 — Уходил старик от старухи (фильм-спектакль) — Старуха
Озвучивание Марии Мироновой:
1953 — Лесной концерт (анимационный) — Крыса (нет в титрах)
1957 — В одной столовой (анимационный)
1966 — Про злую мачеху (анимационный) — Фёкла Фёдоровна
1968 — Осторожно, щука! (анимационный) — Щука
1969 — Капризная принцесса (анимационный) — Королева
1984-1985 — Доктор Айболит (анимационный)
последнее обновление информации: 14.03.2020
Взбалмошная и неприступная. Железная мама Андрея Миронова — какой она была
Мария Миронова была блистательной актрисой. Вместе с мужем Александром Менакером более 30 лет они с успехом выступали на эстраде, пользуясь любовью публики. Но сегодня ее лучше знают как мать Андрея Миронова, которого она боготворила и оберегала всю жизнь. Ей было суждено на 10 лет пережить своего звездного сына, все эти годы прошли в воспоминаниях о нем. А 13 ноября 1997-го не стало и самой Марии Владимировны. В годовщину ее памяти давайте вспомним, какой она была супругой и матерью.
Немного биографии актрисы
Мария Миронова — москвичка. Она появилась на свет в 1911 году, 7 января. Любовь к театру привил ей отец, сам не имевший к искусству никакого отношения. Выступая на сцене со школьных лет, Мария поступила в Театральный техникум им. Луначарского (ныне ГИТИС), после чего стала актрисой МХАТа. Но ее более привлекала эстрада. С 1931-го она выступала со сцены с рассказами А. П. Чехова. За свою творческую жизнь актриса сменила несколько театров, снималась в кино (самая известная роль — Зоя, секретарь Бывалова в знаменитой комедии «Волга-Волга»), но настоящее призвание нашла на эстраде в дуэте со своим мужем — Александром Менакером.
Их творческое сотрудничество началось в 1948-м и продлилось до ухода из жизни Менакера в 1982-м. В Радиофонде до сих пор сохранились более 100 записей их эстрадных миниатюр, каждая из которых актуальна и сегодня. Когда-то именно Миронова открыла новый жанр — телефонные разговоры. А все потому, что артистом эстрады был Александр Семенович. Став его женой, Мария Владимировна превратилась и в его партнера на сцене.
Появление на свет единственного сына
Будущие супруги познакомились на гастролях в Ростове-на-Дону в 1938 году. Менакер был сражен голубыми глазами Марии Владимировны. Но первое знакомство завершилось ссорой. Уехав на гастроли, Александр Семенович получал односложные ответы на свои ежедневные телеграммы и не знал, как перебороть гордый и взбалмошный характер своей возлюбленной. К тому же артистов разъединяла общая проблема — они имели семьи. Мария Владимировна была замужем за режиссером Михаилом Слуцким. Когда по возвращении Менакер привез целую корзину подарков, надел костюм и пришел в номер Мироновой, она рассмеялась. В жаркий день он явился в пиджаке и своей лучшей рубашке.
С тех пор они больше не расставались, при этом Мария Владимировна настояла, чтобы они сразу же решили вопрос со своими вторыми половинками. Оба практически одновременно развелись, а в 1941-м у них родился первенец — Андрей Миронов. Он появился на свет 7 марта, но был записан в Международный женский день. Родители словно чувствовали, что сын станет настоящим подарком всей женской половине страны. Роды были сложными, мальчика тащили щипцами, поэтому он выглядел сморщенным кулечком с узкими глазами. Мария Миронова называла его китайцем и очень боялась, что не сможет по-настоящему полюбить. Как же она ошибалась! Она полюбит его всем сердцем, превратившись в ту железную леди, которая будет оценивать каждую пассию своего звездного сына, руководя его личной жизнью.
Железная леди
Мария Миронова стала для сына непререкаемым авторитетом. Когда у него случился роман с Фатеевой, мама не поддержала их союз, считая, что Андрей достоин лучшего. Актриса была чуть старше, поэтому бороться за сердце звездного красавца не стала, посчитав его маменькиным сынком. Миронова хорошо отнеслась к Ларисе Голубкиной, но приемную внучку не приняла. Для нее единственной родной кровинкой оставалась Мария Миронова, родная дочь сына Андрея и Екатерины Градовой — знаменитой радистки Кэт из «Семнадцати мгновений весны». Накануне своего ухода, в последнем выступлении со сцены, Мария Владимировна словно завещала публике наследников своего великого сына — его дочь и внука Андрея.
Она прожила долгую жизнь — 86 лет, ее последним желанием было найти покой рядом со своим сыном. Так и случилось. Они похоронены рядом на Ваганьковском кладбище.
Взбалмошная и неприступная. Железная мама Андрея Миронова — какой она была
Немного биографии актрисы
Мария Миронова — москвичка. Она появилась на свет в 1911 году, 7 января. Любовь к театру привил ей отец, сам не имевший к искусству никакого отношения. Выступая на сцене со школьных лет, Мария поступила в Театральный техникум им. Луначарского (ныне ГИТИС), после чего стала актрисой МХАТа. Но ее более привлекала эстрада. С 1931-го она выступала со сцены с рассказами А. П. Чехова. За свою творческую жизнь актриса сменила несколько театров, снималась в кино (самая известная роль — Зоя, секретарь Бывалова в знаменитой комедии «Волга-Волга»), но настоящее призвание нашла на эстраде в дуэте со своим мужем — Александром Менакером.
Их творческое сотрудничество началось в 1948-м и продлилось до ухода из жизни Менакера в 1982-м. В Радиофонде до сих пор сохранились более 100 записей их эстрадных миниатюр, каждая из которых актуальна и сегодня. Когда-то именно Миронова открыла новый жанр — телефонные разговоры. А все потому, что артистом эстрады был Александр Семенович. Став его женой, Мария Владимировна превратилась и в его партнера на сцене.
Новый парк в Шанхае открылся на месте закрытого аэропорта Лунхуа
К каким знакам постучится любовь в 2021 году — знает Мехди Эбрагими Вафа
Мария Ивакова рассказала о интуиции: телеведущая не смогла полететь на отдых
Биография Александра Менакера
Отец Андрея Миронова, Александр Менакер, также был актером. Он поступил в 1929 году на актерское отделение при Большом театре, но уже на следующий год перевелся на отделение режиссуры в Институт сценического искусства. Трудиться в качестве артиста он начал уже в 1932 году, когда он выступал с пародиями и фельетонами.
- 1933 г. – работал в мюзик-холле Ленинграда.
- 1934 г. – актер и режиссер в Джаз-театре Харькова.
- 1935 г. – назначен художественным руководителем в том же театре. Состоялся первый брак с балериной Ириной Ласкари, от которой вскоре родился сын Кирилл. Он в будущем станет известным балетмейстером.
- 1936-1938 гг. – работа в мюзик-холле Ленинграда.
- 1939 г. – Московский театр эстрад и миниатюр, начало совместных выступлений с Марией Мироновой. В этом же году Александр женится во второй раз на Марии.
- 1941 г. – рождения сына Андрея.
- 1942 г. – постановщик антифашистских программ и фельетонов. В военные годы участвовал во фронтовых актерских бригадах.
- 1948 г. – начало самостоятельных выступлений супругов.
- 1954 г. – актер в Московском театре эстрады.
Папа Андрея Миронова умер внезапно от остановки сердца в 1982 году в Москве. Ранее он уже перенес инфаркт и приступы. Актера похоронили на Донском кладбище г. Москвы.
Менакер до брака с Марией уже был женат
Появление на свет единственного сына
Будущие супруги познакомились на гастролях в Ростове-на-Дону в 1938 году. Менакер был сражен голубыми глазами Марии Владимировны. Но первое знакомство завершилось ссорой. Уехав на гастроли, Александр Семенович получал односложные ответы на свои ежедневные телеграммы и не знал, как перебороть гордый и взбалмошный характер своей возлюбленной. К тому же артистов разъединяла общая проблема — они имели семьи. Мария Владимировна была замужем за режиссером Михаилом Слуцким. Когда по возвращении Менакер привез целую корзину подарков, надел костюм и пришел в номер Мироновой, она рассмеялась. В жаркий день он явился в пиджаке и своей лучшей рубашке.
С тех пор они больше не расставались, при этом Мария Владимировна настояла, чтобы они сразу же решили вопрос со своими вторыми половинками. Оба практически одновременно развелись, а в 1941-м у них родился первенец — Андрей Миронов. Он появился на свет 7 марта, но был записан в Международный женский день. Родители словно чувствовали, что сын станет настоящим подарком всей женской половине страны. Роды были сложными, мальчика тащили щипцами, поэтому он выглядел сморщенным кулечком с узкими глазами. Мария Миронова называла его китайцем и очень боялась, что не сможет по-настоящему полюбить. Как же она ошибалась! Она полюбит его всем сердцем, превратившись в ту железную леди, которая будет оценивать каждую пассию своего звездного сына, руководя его личной жизнью.
Бюджетный и безопасный способ: ученые сказали, какой витамин борется с Covid-19
Пакеты для покупок и не только: что сегодня могут создавать 3D-принтеры
На рынке зимой выбираю только три вида мяса – «согревающие»
Любимые женщины Андрея Миронова
На съемках картины «Три плюс два» Миронов страстно влюбился в Наталью Фатееву. Фото: Кадр из фильма
Писатель Федор Раззаков написал о нем книгу, фрагменты из которой мы сегодня публикуем. Через судьбу Миронова прошло множество женщин. И наверняка без них жизнь и творчество артиста не обрели бы той яркости, которая до сих пор заставляет людей помнить об этом прекрасном актере.
Мама Мария Миронова
Эту женщину Андрей Миронов слушался всю жизнь. А ведь она, когда ее сын только делал первые шаги, не слишком верила в его способности, опасалась, что он не сумеет стать достойным продолжателем актерской династии. Мария Миронова отличалась властным характером. В первый раз вышла замуж в 1932 году, в 21 год. Ее мужем стал известный оператор-документалист Михаил Слуцкий.
Позже Миронову пригласили работать в Театр эстрады, где она познакомилась со своим вторым будущим мужем, ленинградским эстрадным актером Александром Менакером. Встретив Миронову, Менакер принял решение оставить семью, она — мужа. Слуцкий был в шоке. Но поворачивать назад Миронова была не намерена. Не случайно в актерской среде за ней закрепилось прозвище Ведьма с голубыми глазами.
Миронова разродилась 7 марта 1941 года горластым мальчишкой, которого назвали Андреем. По заявлению врачей, мальчик был здоров. Как покажет будущее, этот диагноз был верен лишь наполовину: у него была предрасположенность к аневризме (расширение стенок сосуда, их ослабление и истончение. — Ред.). Судя по всему, она передалась Миронову по наследству по линии Менакеров: от аневризмы умрут его отец, сестра отца, тетя.
Школьная симпатия
Первой любовью Андрея стала его одноклассница Галя Булавина (Дыховичная).
— Она была очень красивой, — вспоминает одноклассник Лев Маковский. — Из интеллигентной семьи, мама — балерина, отчим — известный драматург Владимир Дыховичный. Он иногда писал номера для Мироновой и Менакера. Мы уже привыкли к тому, что Андрей и Галя — пара и у них все серьезно. Родители эту дружбу одобряли. Проблема оказалась в характере Андрея. Во-первых, он уже тогда демонстрировал, что актерская профессия для него на первом месте. Но разошлись они, уже когда Андрей был на первом курсе, потому что он приударил за своей однокурсницей в Щукинском училище. Потом Андрей пытался помириться. Но Галя не простила.
После расставания с Галиной постоянной девушки у Миронова так и не появилось. Он пытался ухаживать за однокурсницами, но во что-то серьезное это не выливалось.
— Миронов ни от кого не скрывал своих романов, он в этом вопросе был мотыльком: сегодня один цветочек, завтра другой, послезавтра третий, — вспоминает однокурсница актера Валентина Шарыкина. — Андрюша очень симпатизировал моей подруге Викушке Лепко, пани Каролине из «Кабачка «13 стульев». В нее невозможно было не влюбиться: изящная, женственная, как фарфоровая куколка.
— Андрюша несколько раз приглашал меня домой, — рассказывает Виктория Лепко. — Помню, домработница сказала: «Андрюша, иди ужинать!» И он пошел ужинать, а я осталась сидеть одна. Я не была голодной, но меня это задело. При всей моей симпатии к Андрюше я понимала, что он — мамин мальчик, это было ясно. Немножко даже подкаблучник.
— Андрюшино чрезмерное увлечение женским полом шло от внутренней неуверенности в себе, — считает Валентина Шарыкина. — Его родители были состоявшимися артистами, яркими личностями, неудивительно, что он хотел доказать, что и сам, без протекции, может многого достичь на сцене. Часто мучился от своей нерешительности, не мог без внешней поддержки ощутить себя героем-победителем и находил ее в женской любви. Когда им восторгались, отвечали взаимностью, он вырастал в собственных глазах, освобождался от родительской ауры и начинал верить в себя.
Несостоявшийся брак с Натальей Фатеевой
Летом 1962 года на съемках картины «Три плюс два» Миронов влюбился в актрису Наталью Фатееву. Наталья Кустинская вспоминала: «Во время съемок меня поселили с Фатеевой в одном номере, а Андрюша жил на другом этаже. Я параллельно снималась еще в одной картине. Возвращаюсь через два дня и прямо-таки обалдела: Андрей переселился в наш номер! Так что напрасно говорят, что он долго ее добивался. Ничего подобного, они очень быстро нашли общий язык».
После съемок Миронов буквально преследовал Фатееву: приезжал к ней домой, следил за ней, подозревая, что она ему с кем-то изменяет, уговаривал выйти за него замуж. «С Андреем мы очень подружились, после тяжелого разрыва с Басовым он мою душу очень отогрел», — вспоминала спустя годы Фатеева.
Миронов привез Фатееву и ее трехлетнего сына Володю на дачу, чтобы представить их родителям. И сына Фатеевой угораздило во все горло спросить: «Мама, это чья дача? Это что, наша будет дача?» Мария Владимировна бросила все силы на то, чтобы переубедить сына в его желании жениться на Фатеевой.
— А бросила Фатеева Андрюшу потому, что безумно влюбилась в киноактера из ГДР Армина Мюллерштраля (советскому зрителю он знаком по главной роли Криса в вестерне «Смертельная ошибка»), — заключила Кустинская.
Женился на радистке Кэт
У Миронова развивался страстный роман с актрисой Татьяной Егоровой (она спустя годы напишет об этом в своей книге «Андрей Миронов и я»). Но своей первой официальной женой он предложил стать женщине, с которой был знаком без году неделя, да еще новичку в Театре сатиры. Екатерина Градова была из уважаемой семьи и на тот момент снималась в сериале «Семнадцать мгновений весны». Актриса Вера Васильева, чей муж Владимир Ушаков дружил с Мироновым, вспоминает:
— Однажды Андрюша сказал Володе: «Я вас сейчас с одной девушкой познакомлю. Мне нужен ваш совет, жениться или нет. Мы поедем на машине. Вы будете сидеть сзади. Если она вам понравится, то вы покажите большой палец». Этой девушкой оказалась Катя Градова. Володя потом рассказывал: «Посмотрел я на нее — такая она хорошенькая! Так что не успели мы тронуться, как я уже показываю Андрею большой палец. А тот останавливает машину и говорит: «Владимир Петрович, вы, кажется, хотели здесь выйти?» И высадил меня, чтоб остаться с Катей наедине».
Страстный роман Миронова с актрисой Татьяной Егоровой закончился ничем — под венец Андрей повёл другую. Фото: kino-teatr.ru
— Мы подали заявление и пришли к его ничего не подозревающей маме, — рассказывала Екатерина Градова. — Мария Владимировна сидела в своей комнате, держала ноги в тазу, и возле нее хлопотала педикюрша. Я держала гигантский букет роз. Мария Владимировна сказала:
— Здравствуйте, барышня, проходите. По какому поводу такое количество роз среди бела дня?
Первой женой актёра стала Екатерина Градова, известная зрителю ролью «радистки Кэт». Фото: kino-teatr.ru
Андрей быстро схватил меня с этими розами, запихнул в соседнюю комнату и остался наедине с мамой. Перед тем как мы подали заявление, он не поставил ее в известность. Я только услышала:
— ЧТО. — и — гробовая тишина. У меня все тряслось от страха. И она пригласила меня войти. Говорит:
— Андрей, посади свою невесту, пусть она засунет ноги в таз.
Я села, ни слова не говоря, мне принесли чистую воду. Я ничего не соображала, и педикюрша Зиночка сделала мне педикюр. Я была прикована к этому злополучному тазу, все плыло перед глазами, а Мария Владимировна мимо меня ходила и сверлила взглядом. Потом мы быстро убежали…
Теща угрожала «сообщить куда надо»
Совместная жизнь Миронова и Градовой не заладилась с первых же дней. Их союз удивлял многих. Разность их характеров нельзя было скрыть ничем. Если с Егоровой Миронов чувствовал себя раскованным и с удовольствием брал ее в свои мужские компании, то с Градовой этот номер уже не проходил. Но иначе и быть не могло. Актер сам явился инициатором того, чтобы его жена стала хранительницей семейного очага и ничем, кроме домашнего хозяйства, заниматься не имела права. Миронов же при первом удобном случае убегал налево, и Градова ничего не могла с этим поделать. Даже ее мать, секретарь партийной организации Театра имени Гоголя, была бессильна приструнить зятя-ходока. А пугала она его по-настоящему: грозилась заявить куда следует о его антисоветских высказываниях. Но эффект получался обратный: Миронова это не пугало, а только еще сильнее отдаляло от жены и тещи.
Вскоре он узнал, что жена беременна. У них родилась дочка Маша.
— Андрей боялся оставаться с маленькой Манечкой наедине. На мой вопрос, почему, отвечал: «Я теряюсь, когда женщина плачет», — вспоминала Градова. — Вообще Андрей был очень консервативен в браке. Он не разрешал мне делать макияж, не любил в моих руках бокал вина или сигарету, говорил, что я должна быть «прекрасна, как утро», а мои пальцы максимум чем должны пахнуть — это ягодами и духами. Не было хотя бы дня, чтобы он не позвонил домой три-четыре раза. После спектакля каждый вечер цветы маме. Мне это казалось несправедливым. Раздражало, когда на ее выговоры он отвечал полным смирением: «Прости! Свинья я, свинья!» Я не выдерживала: «Вы не представляете, как он вас любит! Он меня учит стирать, убирать, готовить, как вы!»
Его брак с Екатериной Градовой распался в дни, когда Миронову было присуждено звание заслуженного артиста РСФСР. Уходя, он прихватил с собой только одежду и коллекцию джазовых грампластинок. И явился в родительский дом. Мать схватилась за сердце: «Боже, ты же потерял квартиру!» Двухкомнатный кооператив на улице Герцена остался за Градовой и дочерью.
К Голубкиной пришел с унитазом и лампой
После Андрей увлекся Ларисой Голубкиной. Актриса шесть лет жила с драматургом Щербинским, родила от него дочь Машу, которую позже удочерит Миронов. Его мама давно дружила с Голубкиной, так что одобрила их отношения. После бегства с улицы Герцена он жил в родительском доме всего-то два месяца, а отношения с матерью были уже напряжены до предела — она продолжала пилить его за потерю кооперативной квартиры. Выход был найден: Миронов решил переехать к Голубкиной на Селезневскую улицу. Для той этот переезд был как снег на голову.
Мама Андрея Мария Миронова (сидит) одобрила брак сына с Ларисой Голубкиной. В центре — дочь артиста Маша. Фото: Валерий ПЛОТНИКОВ
— Андрей примчался на грузовике и привез мне унитаз импортный — дефицит! — зеленое кожаное кресло и старинную лампу. Я так хохотала! — вспоминала Голубкина.
А следом за ним пришел его отец Александр Семенович и говорит:
— Лариса, что же это такое?
— Я его не звала, это он сам ко мне пришел, вот видите, даже со своим сортиром.
Голубкина оказалась той самой женщиной, которая без возражений приняла условия мужа: минимум выяснения отношений, максимум развлечений. Правда, если первое условие Голубкина приняла с удовольствием, то второе далось ей со скрипом.
— Я всю жизнь рано привыкла ложиться спать. А Андрей не мог жить без компаний, — рассказывала она. — У нас дверь не закрывалась. Я не пила до этого времени вообще и пить не умела. Если я выпивала хоть немножко, у меня немедленно начиналось отравление: температура до сорока градусов. Я лежала, страдала, плакала, а он говорил:
— Ты, Лариска, просто сумасшедшая. Пить надо уметь.
Маше — полтора, два года, она еще маленькая, вдруг в три ночи приходят друзья и приносят четыре колонки, и вот мы слушаем до утра музыку. Маша спала сладким сном под грохот колонок…
Миронов женился на Ларисе Голубкиной, прожив с ней три года в гражданском браке. Сразу после регистрации молодые отправились на мироновскую дачу на Пахре. Друзья жениха решили подшутить над молодоженами. Александр Ширвиндт и Марк Захаров приехали к даче на такси. Ширвиндт влез через окно в спальню и укусил Голубкину за пятку. «Ларисе Ивановне это почему-то страшно не понравилось», — констатировал Марк Захаров.
Женщина — не слабительное
Регистрация отношений с Голубкиной не отвадила Миронова от увлечений, походов на сторону. Актриса Людмила Гаврилова на протяжении восьми лет играла с Мироновым в Театре сатиры, и у них были вполне себе дружеские отношения. А потом вдруг вспыхнул роман. Это случилось в мае 1981 года, когда театр гастролировал в Новосибирске.
Людмила Гаврилова на протяжении восьми лет играла с Мироновым в Театре сатиры. Фото: kino-teatr.ru
— Как-то вечером мне позвонил Миронов: «Люся, мы были на банкете, нас так обкормили, я себя неважно чувствую, — вспоминала Гаврилова. — Ну, пожалуйста, спуститесь ко мне в номер!» Я ему тогда ответила: «Андрей Александрович, я не слабительное! Если вас обкормили, примите слабительного».
Ох, он мне всю жизнь это «слабительное» вспоминал! Знала ли Лариса Голубкина о наших отношениях? Думаю, знала, и не только о них. Но Лариса мудрая женщина. По ее лицу можно было прочитать: вы еще в поисках, а я уже нашла.
Этот вулкан страстей мог отрицательно сказаться на здоровье Миронова. Ведь в голове у него была аневризма — граната, которая в любой момент могла взорваться. Жить ему оставалось всего-то чуть-чуть.
Последней любовью Миронова стала актриса Алена Яковлева. О том, что у дочери Юрия Яковлева был роман с Мироновым, стало известно уже после кончины Андрея. Сама Яковлева позже признавалась, что «если бы не его смерть, они бы непременно поженились…»
Последней любовью Миронова стала дочь Юрия Яковлева Алёна. Фото: kino-teatr.ru
Миронов скончался летом 1987 года в Прибалтике. 14 августа артист играл в теннис на солнцепеке, обмотавшись полиэтиленовой пленкой, чтобы согнать вес. А вечером выступал в Рижском оперном театре в спектакле «Женитьба Фигаро». Ему стало плохо прямо на сцене. Его увезли на «Скорой» в больницу, но спасти не смогли.
КСТАТИ
Миронов мог сыграть Лукашина в «Иронии судьбы, или С легким паром!». Рязанов его пробовал, но не утвердил, сказав, что в нем столько мужского обаяния, что в его реплику «Я у женщин никогда не пользовался успехом…» никто не поверит. В итоге роль отдали Андрею Мягкову.
10 ярких ролей в кино
— «Три плюс два», Роман Любешкин, 1963
— «Берегись автомобиля», Дмитрий Семицветов, 1966
— «Бриллиантовая рука», Геннадий Петрович Козодоев, 1968
— «Достояние республики», Шиловский (Маркиз), 1971
— «Старики-разбойники», Юрий Евгеньевич Проскудин, 1971
— «Невероятные приключения итальянцев в России», Андрей Васильев, 1973
— «12 стульев», Остап Бендер, 1977
— «Обыкновенное чудо», министр-администратор, 1978
— «Будьте моим мужем», Виктор, 1981
— «Человек с бульвара Капуцинов», Джонни Фёст, 1987
ШТРИХ К ПОРТРЕТУ
Лев оценил смелость актера
Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, все трюки старался выполнять сам. Эльдар Рязанов был сражен смелостью Миронова на съемках фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Артист сам висел на мосту, забирался на крышу едущего на большой скорости автомобиля. Вылезал из окна шестого этажа, цепляясь за ковровую дорожку, и повисал на ней. Сам взбирался по 11-метровой пожарной лестнице в машине, двигавшейся со скоростью 60 километров в час, и прыгал на другую машину. Но особенно поразил Миронов режиссера, когда не испугался льва Кинга в сцене погони. Перед этим лев напал на итальянского актера, поцарапал ему спину. И все итальянцы наотрез отказались приближаться к хищнику. И только Миронов не испугался — слез в кадре со статуи и подошел к хищнику. Зверь его не тронул — оценил смелость Андрея.
Железная леди
Мария Миронова стала для сына непререкаемым авторитетом. Когда у него случился роман с Фатеевой, мама не поддержала их союз, считая, что Андрей достоин лучшего. Актриса была чуть старше, поэтому бороться за сердце звездного красавца не стала, посчитав его маменькиным сынком. Миронова хорошо отнеслась к Ларисе Голубкиной, но приемную внучку не приняла. Для нее единственной родной кровинкой оставалась Мария Миронова, родная дочь сына Андрея и Екатерины Градовой — знаменитой радистки Кэт из «Семнадцати мгновений весны». Накануне своего ухода, в последнем выступлении со сцены, Мария Владимировна словно завещала публике наследников своего великого сына — его дочь и внука Андрея.
Она прожила долгую жизнь — 86 лет, ее последним желанием было найти покой рядом со своим сыном. Так и случилось. Они похоронены рядом на Ваганьковском кладбище.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Мария Миронова сейчас
В комедийном боевике «Миллиард» Мария вновь встретилась с Владимиром Машковым. Актриса засветилась в небольшой роли клиента банка, принадлежавшего главному герою.
Получила продолжение медицинская драма «Доктор Рихтер», в которой Миронова играет бывшую жену персонажа Алексея Серебрякова.
В «Инстаграме» Мария анонсировала премьеру фильма «Холоп» о заигравшемся «мажоре» в исполнении Милоша Биковича. Отец-олигарх, уставший от проделок сына, отправляет того в деревню, где воссоздан антураж 19-го века.
A post shared by Мария Миронова Менакер (@mariya_mironova_actress) on Jan 4, 2021 at 5:47am PST
Мария Миронова сейчас
Главная роль у артистки в комедии «Квартета И» «Громкая связь». В компании друзей героиня Мироновой предлагает игру, в которой публичным достоянием становятся телефонные звонки и СМС-сообщения.
В мелодраме «Большой артист» Мария и Евгений Сидихин сыграли высокопоставленных родителей, препятствующих любимой дочери общаться с недостойным, на их взгляд, провинциалом.