Мари Дюплесси Фото И биография

Знаменитые женщины: Мари Дюплесси. Биография и фото

Мари Дюплесси (фото см. ниже) – знаменитая французская куртизанка, которой посвящено немало стихов и произведений. Наиболее известное из них – «Дама с камелиями». Первая парижская красавица, муза и возлюбленная Ференца Листа, а также Александра Дюма-сына, она и по сей день поражает биографов как внешним, так и внутренним несоответствием этим скандальным титулам. В Мари не было и частицы всепобеждающей красоты от матёрой жрицы любви. Юная, трогательная, почти бесплотная нимфа скорее походила на чувствительную гризетку, желавшую не поклонения и страсти, а участия, поддержки и душевного тепла. К сожалению, ничего из этого она не получила при жизни.

Надо отметить, что Мари Дюплесси и Фанни Лир являлись наиболее обсуждаемыми девушками той эпохи. И это вовсе неудивительно, ведь первая трудилась куртизанкой, а вторая была американской танцовщицей и любовницей князя Николая Романова. Биография Фанни заслуживает отдельной статьи, а ниже мы подробно расскажем историю жизни Мари Дюплесси. Итак, приступим.

Детство

Мари Дюплесси появилась на свет в семье фермера в 1824 году. Но при рождении её звали не так. Настоящее имя девочки – Альфонсина Плесси. С детства судьба не баловала её своими милостями. Уделом будущей куртизанки было нищенское существование, постоянный голод, пустой дом, пьяный отец и вечно плачущая маленькая сестра. Мать Альфонсина практически не помнила, так как та сбежала из дома, когда девочке не исполнилось и пяти лет. Но две вещи навсегда врезались в память будущей куртизанки. Она помнила имя матери (Мари) и что та обещала за ней вернуться. Первые годы Альфонсина ждала её каждый день. Но потом в деревню пришло известие – Мари Плесси, работавшая горничной в богатом доме, скончалась от чахотки.

Первая любовь

Теперь у девочки был только один шанс избежать нищенствования – замужество с приличным человеком, пусть и небогатым. Таким тринадцатилетней Альфонсине показался парень с соседней фермы. Впервые в жизни девочка влюбилась и полностью доверилась своему избраннику, надеясь на скорую свадьбу. Но молодой человек не спешил жениться. Натешившись досыта, он не только бросил Альфонсину, но и выставил её доступной девицей перед всей деревней. Это перечеркнуло мечту будущей куртизанки о замужестве. Ведь никто в округе не пошёл бы свататься к «гулящей».

Занятия проституцией

Марэн Плесси (отец Альфонсины) втайне радовался «падению» дочери. Конечно, она присматривала за сестрой и вела хозяйство, но была очень хрупкой – никто не нанял бы такую батрачку на работу. Семье же требовались деньги: отцу – на выпивку, а сёстрам – на хлеб. Теперь никому не нужная и «падшая» Альфонсина могла трудиться только проституткой. По мнению Марэна, именно для этого занятия Бог и создал женщин.

Узнав, какую «карьеру» готовит ей отец, Альфонсина сильно возмутилась. Но Марэн не стал разводить дебаты. Он моментально продал дочь местному трактирщику, чтобы погасить кредит за вино. Потом девушке пришлось «отработать» ещё несколько долгов отца. Понимая, что её ожидает в будущем, Альфонсина сбежала в столицу Франции. Там она надеялась найти благопристойную работу.

Париж

Но столица не встретила девушку с распростёртыми объятиями. Её не брали ни в продавщицы, ни в прислуги – ведь Альфонсине было всего четырнадцать лет. К тому же она выглядела слишком хрупкой и не способной на любой физический труд. Альфонсина ночевала где придётся, голодала и в итоге вернулась к ремеслу куртизанки.

Правда, первые доходы не помогли ей выбраться из нищеты. Ведь клиентами ночной феи были бедные студенты, платившие девушке сущие гроши. Для поиска богатых поклонников требовался приличный «фасад» — ухоженный вид и хорошее платье. Но Альфонсине едва хватало средств на еду. Помимо этого, в ней ещё теплилась надежда, что кто-то из юношей сможет увидеть в ней не только тело, но и человека. Но каждый раз ожидания Альфонсины не оправдывались. Куртизанка убедилась, что мужчины жаждут от неё только удовольствия.

Крупная рыба

Но с усвоением этой горькой истины судьба дала девушке шанс выбраться из нищеты. Как-то Альфонсина гуляла с подругой по Парижу. Увидев ресторан, куртизанки решили в него зайти в надежде подцепить «крупную рыбу». Обычно шансов было мало: рестораторы сразу выставляли ночных фей. Исключение они делали лишь для тех, кто платил им часть выручки. Но сейчас хозяин принял куртизанок весьма любезно. Он угостил девушек выпивкой и в конце беседы попросил Альфонсину прийти к нему завтра – одной. Уже провожая, ресторатор поинтересовался именем девушки. «Мари Дюплесси» – представилась Альфонсина. Она понимала, что мелодичное и благородное имя придаст ей загадочности и шарма. Внезапно куртизанка осознала – с завтрашнего дня для неё начнётся безбедная жизнь.

Новый ухажёр

Мари Дюплесси не ошиблась. Ресторатор одел девушку, снял ей жильё и окутал такой заботой, которая и не снилась его законной жене. Но куртизанка быстро смекнула, что может получить от жизни намного больше. Однажды, одевшись по последней моде, Мари отправилась в оперу. Оттуда девушка уехала в карете первого бабника 1840-х годов графа де Гиша.

Новый ухажёр не только осыпал Дюплесси деньгами, он ещё и сделал из неё самую шикарную даму столицы. Теперь Мари одевалась только у дорогих портных. Также девушка не отказывала себе в драгоценностях, духах, изысканной еде и цветах. К последним куртизанка была очень неравнодушна. В шикарном доме Дюплесси цветов было настолько много, что у пришедших гостей складывалось впечатление, будто они попали в оранжерею. Также Мари с удовольствием хвасталась редкими растениями из Америки и Индии. В её доме отсутствовали только розы – от их запаха у девушки кружилась голова. Зато совсем не пахнущие и скромные камелии имелись в достатке. Свои пристрастия куртизанка комментировала весьма специфично: «Я обожаю засахаренный виноград, так как он безвкусный, и камелии за отсутствие запаха. Также люблю богатых людей за то, что у них нет сердца».

Появление покровителей

Вскоре де Гишу стало не хватать средств на содержание такой роскошной женщины. Поэтому он был вынужден ретироваться. С тех пор покровители в жизни Мари стали меняться один за другим. Отчасти этому способствовала нанятая ей сводня, собиравшая информацию о перспективных клиентах и договаривающаяся с ними о содержании Дюплесси. В Париже у неё был самый «высокий ценник». Но поклонников это только подстёгивало. Философы, музыканты, поэты и художники часто захаживали в салон Мари Дюплесси. Портрет девушки как раз и был написан одним из её гостей – талантливым живописцем по имени Эдуард Вьено. Он очень достоверно смог передать на холсте поразительную Викторианскую красоту девушки. Её глянцевые чёрные волосы, кожа цвета слоновой кости, овальное лицо и блестящие глаза восхищают даже современного искушённого зрителя.

Стоит отметить, что далеко не все гости куртизанки имели статус любовников. Некоторые приходили просто поговорить: душевная, остроумная и чувствительная Мари считалась отличной собеседницей и поклонницей всего прекрасного. Одновременно с этим ей была присуща кокетливость и романтическая печальность.

Мари Дюплесси и Дюма-младший

Но куртизанка не гналась за «светским трёпом» и страстями. Девушке хотелось преданности, понимания и влюблённости. Она надеялась, что хоть кто-нибудь из ухажёров увидит в ней человека, а не дорогую безделушку. Как только куртизанка чувствовала хотя бы намёк на нежность и сочувствие, в её душе появлялась надежда, которая в большинстве случаев так и не вырастала во что-то большее. Поэтому роман Мари с Александром Дюма-младшим и закончился расставанием. Девушка сильно ошиблась, принимая его жалость моралиста за настоящую любовь.

Дюма-сын, или Аде (А. Д.), как его называла Дюплесси, был ровесником куртизанки и ещё не совсем испорченным высшим светом. К тому же писателя воспитывала только мама, поэтому он лучше остальных знал о безжалостности общественного мнения к согрешившим женщинам. Он искренне восхищался Мари, был полон сочувствия и понимал, что девушка выше собственной судьбы. То есть продавая тело за деньги, она очень страдает. И Дюплесси поверила в любовь Аде, надеясь на скорые изменения в своей жизни.

Конец романа

Но, увы, и в этот раз куртизанка тешила себя иллюзиями. Конечно, Дюма-младший был ею искренне увлечён. Тем не менее, молодой человек не собирался заботиться о Мари и становиться её «избавителем». У Аде не было ни средств, ни желания связывать навечно свою судьбу с какой-то куртизанкой. Вместо этого Дюма ревновал девушку к состоятельным поклонникам, взывал к её нравственности, а потом вообще покинул Париж, уехав в Испанию.

После этого Мари Дюплесси, фото которой можно наблюдать сейчас на обложке книги «Дама с камелиями», ещё глубже погрузилась в пучину удовольствий. На самом деле она уже вполне могла «завязать» с профессией и остаться только с одним поклонником, осыпавшим её деньгами, – Штакельбергом. Тем более что последнему требовались лишь нежность и внимание – граф перешагнул восьмой десяток. Но куртизанка уже не видела смысла менять привычный образ жизни. Так девушка могла более насыщено провести отмеренные ей несколько месяцев, ведь у неё обнаружили неизлечимую в то время чахотку.

Последние увлечения

Перед смертью у Мари Дюплесси, обсуждение образа жизни которой было тогда главной темой во многих французских салонах, случилось два романа – с Эдуардом де Перрего и Ференцом Листом. Некоторые люди, путающие куртизанку с упомянутой в начале статьи Фанни Лир, ошибочно приписывают ей ещё одну интрижку – с сыном императора Николаем Константиновичем. На самом деле Мари Дюплесси и князь Романов никогда не встречались.

Два последних увлечения куртизанки закончились неудачно. С Эдуардом де Перрего дело дошло до брака. Но вскоре Мари узнала о его незаконности на территории Франции. Дюплесси сочла это насмешкой и рассталась с графом. А Ференц Лист покинул куртизанку сразу после завершения своих гастролей в столице.

Смерть

Мари Дюплесси, биография которой была представлена выше, скончалась в Париже в 1847 году. Последние месяцы девушка жила в бедности. Также её преследовали кредиторы. А многочисленные любовники покинули некогда самую яркую куртизанку столицы. Да и кому нужна чахоточная и умирающая девушка? Но такой человек нашёлся. Это был её «муж» Эдуард де Перрего. Он молил Мари о прощении и встрече. Но Дюплесси так и не ответила согласием. Самая желанная куртизанка Парижа умерла на руках у служанки. На похороны девушки пришли только два человека: Эдуард де Перрего, купивший место на кладбище, и рассчитавшийся с кредиторами граф Штакельберг.

Новость о смерти бывшей возлюбленной застала Дюма-младшего в Испании. Приехав в Париж, он сразу отправился на могилу Мари Дюплесси. «Дама с камелиями» – это именно тот роман, который написал «по свежим следам» потрясённый молодой человек. Произведение получилось лиричным и выражающим сочувствие к падшим женщинам. Был там и благородный герой, не имевший ничего общего с Дюма-сыном. Также присутствовала великая любовь – жертвенная, романтическая, вроде той, о которой всегда мечтала Дюплесси. Но, к сожалению, она так её и не дождалась. Трагичная жизнь «дамы с камелиями» стала обычной любовной историей с сантиментами и слезами. Хотя… Альфонсине, взявшей себе имя Мари Дюплесси, роман наверняка бы понравился.

Дама с камелиями: трагическая история Мари Дюплесси — куртизанки, покорившей сердце Александра Дюма

Мари Дюплесси удалось совершить практически невероятное — девушка из бедной семьи, не имевшая образования, смогла использовать свой острый ум и привлекательность, чтобы покорить столицу Франции и стать одной из самых известных и состоятельных женщин своей эпохи. Чего стоил Дюплесси ее успех, и почему ей так и не удалось обрести свое счастье?

Мари Дюплесси прошла тернистый путь до одной из самых востребованных и желанных женщин Парижа, которая не только умело пользовалась своей красотой и талантом, чтобы обеспечить себе безбедную жизнь, но и вдохновила французского драматурга Александра Дюма-младшего на создание одного из его знаменитейших произведений «Дама с камелиями». Тем не менее судьбу Дюплесси едва ли можно назвать счастливой — тяжелое детство, неудачи в любви и ранняя смерть. Рассказываем печальную историю ее жизни в нашем материале.

Роза-Альфонсина Плесси (настоящее имя героини нашего материала) родилась 15 января 1824 года во французской коммуне Нонан-ле-Пен. Ее отец, Марен Плесси, занимался фермерством и продажей канцелярских товаров, а о матери, Мари Плесси, практически ничего неизвестно. Марен зарабатывал очень мало, к тому же страдал от алкоголизма, а потому с самого детства Роза-Альфонсина привыкла рассчитывать только на себя — она использовала любую возможность, чтобы заработать, помогая соседям и знакомым отца, а в возрасте пятнадцати лет оставила родительский дом и отправилась в Париж (согласно другой версии, Роза-Альфонсина была продана своим собственным отцом некоему господину в качестве прислуги и сексуальной рабыни, от которого она позже сбежала, поскольку не могла терпеть регулярное насилие и побои).

Мари Дюплесси (Marie Duplessis).

По датам рождения
Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Мари Дюплесси.

куртизанка, любовница Александра Дюма-сына, прообраз главной героини его романа «Дама с камелиями».

15 января 1824 ( 1824-01-15 )

5 февраля 1847 ( 1847-02-05 ) (23 года)

Мари Дюплесси
Альфонсина Плесси
Мари Дюплесси. Акварель работы Камиля Рокплана
Род деятельности:
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Мари Дюплесси

Мари Дюплесси (фр. Marie Duplessis ; 15 января 1824 ( 18240115 ) , Нонан-лё-Пен, департамент Орн — 5 февраля 1847, Париж) — известная французская куртизанка, любовница Александра Дюма-сына, прообраз главной героини его романа «Дама с камелиями».

  • Биография
  • Светская жизнь
  • Встреча с Александром Дюма-сыном
  • Болезнь и смерть
  • Стихи
  • Образ в искусстве
  • Примечания
  • Литература

Настоящее имя — Альфонсина Плесси. Родилась в 1824 году в семье фермера. Переехав в Париж, изменила фамилию, добавив к ней частичку «дю» (что должно было указывать на дворянское происхождение; впрочем, её бабушка по материнской линии действительно была дворянкой), и имя. Непродолжительное время работала модисткой.

В 16 лет Мари стала куртизанкой. Первым, кто взял её на содержание, был владелец ресторана, имя которого не сохранилось. Его сменил герцог де Гиш, и с тех пор жизнь Мари кардинально изменилась: днём прогулки в экипаже, вечером опера или театр, а затем романтические встречи с мужчинами. Популярность Мари была так велика, что она легко могла позволить себе тратить 100 000 франков в год (для сравнения, годовая зарплата клерка составляла 1500 франков). Она соперничала с такими известными куртизанками, как Алиса Ози, Лола Монтес и Атала Бошен. Современники описывали Мари как «очень привлекательную молодую женщину с миниатюрной фигурой и обворожительной улыбкой». Не получившая в детстве никакого образования, Мари увлеклась литературой и поэзией, училась музыке, приобрела изящные манеры и слыла самой элегантной женщиной Парижа. Её салон посещали Эжен Сю, Альфред де Мюссе, Роже де Бовуар, Арсен Уссе.

Её первая встреча с Александром Дюма-сыном состоялась в сентябре 1844 года. Их роман продолжался чуть меньше года, до августа 1845 года и закончился по инициативе Дюма. В прощальном письме он написал:

«Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам. И поэтому давайте забудем оба: вы — имя, которое вам было, должно быть, почти безразлично; я — счастье, которое мне больше недоступно.
Бесполезно рассказывать вам, как мне грустно, потому что вы и сами знаете, как я вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня. С тысячью лучших воспоминаний.»

Последним любовником Мари стал композитор Ференц Лист, отзывавшийся о ней как о женщине исключительной доброты.

21 февраля 1846 года Мари вышла замуж в Лондоне за одного из своих поклонников — графа Эдуара Перрего. Брак не считался действительным во Франции, так как не был утверждён французским консулом, но Мари до самой смерти называла себя графиней.

Несмотря на внешние атрибуты (роскошная квартира, дорогие украшения, богемный образ жизни) жизнь Мари омрачал туберкулез: в те времена неизлечимое заболевание. Он и стал в итоге причиной её смерти.

Мари Дюплесси умерла 5 февраля 1847 года, в возрасте 23-х лет. Через несколько недель после смерти все её имущество было распродано на аукционе, чтобы покрыть долги (последние 2 года жизни из-за прогрессирующей болезни она не могла зарабатывать деньги привычным способом). В то время Александр Дюма-сын находился не во Франции, он путешествовал по Алжиру и Испании и узнал о смерти Мари лишь только по дороге домой. Поспешив к дому Мари, он увидел объявление о распродаже имущества. В то время он не был особенно богат, и из-за этого смог выкупить только золотую цепочку, которую Мари носила на шее.

Деньги, оставшиеся после уплаты долгов, по завещанию перешли племяннице Мари (дочери её сестры) с условием, чтобы она никогда не приезжала в Париж.

Похоронена на кладбище Монмартр, участок для могилы был приобретён Эдуаром Перрего.

Александр Дюма, узнав о её смерти, написал «своё лучшее стихотворение» — «Расстался с вами я…».

Мари Дюплесси была прообразом Маргариты Готье, героини романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». По этому роману была написана опера «Травиата» (композитор Джузеппе Верди, премьера состоялась в венецианском театре Ла Фениче в 1853 году), поставлены балеты «Маргарита и Арман » (балетмейстер Фредерик Аштон специально для Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн, 1963) и «Дама с камелиями» (хореограф Джон Ноймайер, премьера состоялась в Штутгардском театре в 1978 году).

Существуют многочисленные экранизации романа, в том числе с Сарой Бернар и Гретой Гарбо в главных ролях.

Также образ куртизанки был выведен в пьесе Лады Лузиной «Альфонсина (Дама с камелиями)».