Екатерина Максимова, балерина: дата рождения, биография, карьера, дата и причина смерти
Екатерина Максимова — балерина, одна из самых ярких звезд советской сцены, карьера которой продолжалась с 1958 по 2009 годы. В 1973 она получила звание народной артистки СССР, еще через несколько лет стала лауреатом Государственной премии. На протяжении практически всей своей карьеры танцевала на сцене Большого театра, исполнив все самые значимые и известные партии.
Детство и юность
Балерина Максимова родилась 1 февраля 1939 года. Она появилась на свет в Москве. Росла в семье столичных интеллигентов. Ее дедушка Густав Шпет был философом, психологом, известным теоретиком искусств. Екатерина родилась через два года после смерти легендарного деда.
Профессии, связанные с творчеством, были у многих ее родственников. Например, мама работала журналисткой.
Интересно, что в детстве Катя не задумывалась о сцене. Шаловливая и непоседливая девочка мечтала стать пожарным или, на худой конец, кондуктором в общественном транспорте. Но судьба распорядилась иначе.
Первой талант в девочке рассмотрела ее мать. Она отвела ребенка к соседке — балерине Екатерине Гельцер. Однако та недолюбливала шумную тезку и отказалась оценивать ее таланты. Тогда в процесс включилась бабушка — Наталья Константиновна, дочь известного столичного предпринимателя Константина Гучкова. Она отвела Катю к балетному мастеру Василию Тихомирову. Тот и одобрил поступление девочки в хореографическое училище.
Образование
Получать творческое образование героиня статьи начала в 10 лет. Ей удалось преодолеть конкурс в 80 человек на место. Уже через несколько месяцев она впервые в своей жизни вышла на сцену.
Начинала свою карьеру с эпизодических ролей в спектакле «Щелкунчик», в котором у нее были партии куклы и снежинки. В постановке «Золушка» у нее была партия птички в свите феи Весны. На сцене она смотрелась настолько органично, что для всех стало очевидным — у ребенка большое будущее.
Вскоре в очередной постановке «Щелкунчика» ей доверили уже более значимую роль — девочки Маши. Она-то и принесла Кате первую в карьере награду — премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета.
Наставницей балерины Максимовой была Елизавета Гердт. В 1958 наша героиня окончила хореографическое училище. Практически сразу ее приняли в труппу Большого театра, где педагогом и репетитором начинающей балерины стала легендарная Галина Уланова.
В начале карьеры
В труппе Большого театра балерина Екатерина Максимова проработала с 1958 по 1988 годы. Ее талант был сразу отмечен руководством, которое стало доверять ей ведущие партии. В это время большинство ровесниц будущей примы еще выступало в кордебалете.
Балерина Максимова поражала всех окружающих своей отточенной филигранной техникой. Казалось, что она была рождена, чтобы выступать в классических постановках.
Когда постановщики рискнули ей доверить исполнение современных партий, оказалось, что она органично смотрится и в этой роли. Тогда и стало очевидным, что возможности балерины Екатерины Максимовой практически безграничны.
Уже через год после того как девушку приняли в труппу Большого театра, она отправилась на гастроли в Канаду и США. Публика была восхищена талантом Екатерины и называла ее «маленьким эльфом». Фото балерины Максимовой печатали многие газеты, отмечая невероятную воздушность советской танцовщицы.
По итогам мирового турне ей вручили золотую медаль на Всемирном фестивале молодежи в Вене. После этого последовали гастроли в Китай и Скандинавию.
Работа с Григоровичем
Новым этапом в карьере танцовщицы стало сотрудничество с Юрием Григоровичем, которого в начале 60-х пригласили переехать из Ленинграда в Москву. Он поставил балет «Каменный цветок», в котором Максимовой досталась главная партия Екатерины.
От артистов Григорович всегда требовал одушевленной актерской игры, профессионализма и мастерства. Максимова блестяще справлялась с возложенными на нее обязанностями. В танце ее героиня трансформируется из лирической и слабой русской девушки в сильную женщину, готовую на все ради любви.
1961 год стал важным в биографии балерины Екатерины Максимовой. Она получила роль в одиннадцатом вальсе «Шопенианы», снялась в картине «СССР с открытым сердцем», которая снималась для зрителей Европы и США. В фильме танцовщица выступила в роли Жизели.
Вскоре в балете «Бахчисарайский фонтан» Максимова начала исполнять партию Марии, которая фактически досталась ей в «наследство» от наставницы Галины Улановой.
Творческий союз
В 60-е годы в советском балете обозначился один из самых ярких и известных творческих союзов — Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Талантливый и всегда уверенный в себе артист балета сыграл важную роль в карьере девушки. Вместе они составили органичную пару, в которой как бы дополняли друг друга, нисколько не конкурируя в мастерстве.
Следующей звездной ролью в биографии балерины Максимовой стала партия Китри в «Дон Кихоте». Премьера, которая состоялась на сцене Большого театра в 1965 году, превратилась в настоящую культурную сенсацию для советской столицы. От балерины эта роль требовала предельной концентрированности, стремительности, невероятно большой скорости. Высокие прыжки жете постоянно приходилось сменять мелкими шажками в стиле па и энергичными вращениями. Максимова в полной мере воплотила в жизнь задумку балетмейстера Мариуса Петипа, буквально покорив столичную публику.
Стоит отметить, что Китри Максимовой кардинальным образом отличалась от того, как исполняли эту партию признанные в то время звезды — Суламифь Мессерер и Майя Плисецкая. У Екатерины героиня балета «Дон Кихот» была именно бесшабашной русской, а не темпераментной испанкой. Московские поклонники творчества танцовщицы стремились не пропустить ни одного ее выступления, покупая билеты на несколько спектаклей подряд.
«Спартак»
В 1968 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Спартак» в постановке Юрия Григоровича. Екатерине Максимовой досталась партия Фригии. Эту драматическую роль Григорович писал специально для примы Большого, чтобы та получила возможность проявить все свой таланты. Эта партия была наполнена сложными акробатическими элементами, непростым хореографическим рисунком, оригинальными поддержками. Героиню Максимовой наделили особым ярким и запоминающимся характером.
В 70-80-е годы Васильев и Максимова стали настоящими символами и звездами Большого театра. Многие специально приезжали в Москву, чтобы сходить на балет с их участием.
В середине 70-х годов на пике славы у балерины случилась досадная травма, из-за которой ей на время пришлось прервать карьеру. На репетиции постановки «Иван Грозный» она неудачно вышла из верхней поддержки, получив травму позвоночника.
Несмотря на проблемы со здоровьем, через какое-то время балерина продолжила выступать. Боль в спине не утихала, приходилось торопиться. Готовились съемки фильма «Спартак», в котором ей предстояло исполнять партию Фригии. Из-за того что выступать балерине пришлось полностью не восстановившись, она усугубила травму позвоночника. На этот раз все оказалось намного серьезнее. Несколько месяцев Екатерина практически не двигалась. Врачи сомневались, сможет ли она вообще когда-нибудь ходить.
Триумфальное возвращение
Но Максимова не только встала на ноги, но через год снова вышла на сцену. Весной 1976 года она исполнила партию в «Жизели» в Большом театре. Казалось, что страдания, которые балерине пришлось перенести, наполнили образ ее героини дополнительной чувственностью и трагизмом. Легкомысленная Жизель, которой она была прежде, стала сильной и мудрой.
В том же году состоялась еще одна премьера — прима исполнила роль Эолы в постановке «Икар». Это был дебют Владимира Васильева в качестве балетмейстера.
Работа на телевидении
В то время перед артистами стояла задача не только выступать на сцене, но и нести искусство в широкие народные массы. Для этого Максимова и Васильев не раз участвовали в телепостановках.
В фильме-балете «Трапеция» героиня статьи исполняла роль Девочки, которая принесла ей огромный успех. Следом последовали картины «Моя прекрасная леди», «Галатея», «Гусарская баллада», «Старое танго». В 1983 году Васильева снялась в ленте «Травиата» в постановке Франко Дзеффирелли.
Последняя премьера в ее карьере пришлась на 1986 год. Максимова выступила в балете «Анюта», поставленном ее супругом Васильевым. Это был настоящий триумф — публику восхитила новая работа балерины.
В конце карьеры
Несмотря на это, уже спустя два года Григорович отправил на пенсию Максимову, которой на тот момент было 49 лет. Вместе с ней Большой театр покинули Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Нина Тимофеева. В официальном приказе сообщалось, что все они не прошли творческий конкурс.
За несколько лет до своего увольнения артистка получила диплом педагога-балетмейстера, окончив театральный вуз. Уже с 1982 она преподавала хореографию в ГИТИСе. В 1990 ее пригласили в Кремлевский дворец съездов в качестве репетитора.
В 1998 году Максимова вернулась в Большой театр уже в качестве репетитора, когда Григоровича на должности балетмейстера сменил Васильев.
Личная жизнь
Яркий творческий дуэт Максимовой и Васильева со временем перерос в роман. Пара была знакома еще с поры учебы в хореографическом училище, но тогда они не были близки. Когда оказались в Большом театре, то поначалу каждый пошел своей дорогой. Чувства между влюбленными вспыхнули в середине 60-х годов. В 1966 они сыграли свадьбу.
У пары не было детей. Неоднократные беременности Максимовой регулярно заканчивались выкидышами. Это было для нее настоящей трагедией. Выяснив, что шансов родить нормального и здорового ребенка у нее практически нет, она окончательно отказалась от затеи стать матерью.
Своей дочерью на протяжении многих лет Максимова называла японскую балерину Юкари Сайто. Екатерина Сергеевна стала даже ее крестной матерью, когда азиатка решила принять православие. Также своими детьми Максимова называла всех своих учеников без исключения.
Смерть
Смерть балерины Екатерины Максимовой наступила 28 апреля 2009 года. На тот момент ей исполнилось 70 лет. Все ведущие отечественные СМИ вышли с подробными материалами, в которых рассказывалось о биографии и причине смерти балерины Екатерины Максимовой. Труппа Большого театра, родные и близкие героини статьи пребывали в трауре из-за ее кончины.
Причина смерти балерины Екатерины Максимовой — сердечная недостаточность. Ранним весенним утром умершую дочь обнаружила ее 94-летняя мать, которая когда-то самой первой рассмотрела ее талант. Смерть наступила в собственной квартире Екатерины Сергеевны в Москве, когда балерина спала.
Артистка была похоронена на Новодевичьем кладбище. На ее могиле установлен неотесанный красный гранитный камень, на которым выбиты имя примы и годы ее жизни. Причина смерти балерины Максимовой для многих стала неожиданностью, так как она на протяжении всей карьеры она заботилась о своем здоровье. Но все-таки годы взяли свое.
Ее супругу Владимиру Васильеву сейчас 78 лет. Он регулярно появляется на публике. В 2014 году выступил на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи, исполнив партию Ильи Ростова в мини-балете «Первый бал Наташи Ростовой».
Екатерина Максимова
Биография
Екатерина Максимова – легенда российского балета, прима Большого театра, блиставшая на его подмостках 30 лет. Артистка академического направления, наследница принципов императорского балета, она прославилась виртуозностью и воздушной грацией. Екатерину Максимову называли «Мадам Нет». Она обладала твердым характером, настойчивостью и уверенностью, но если вопрос касался творчества, балерина отвечала неизменным: «Нет, я не смогу». Но рядом оказывались те, кто верил в нее больше, чем она сама.
Детство и юность
Будущая звезда балета родилась в столице в 1939 году в семье московских интеллигентов. Ее дедушка Густав Шпет – русский психолог и философ, теоретик искусства, в чьих жилах смешалась австро-венгерская кровь от отца и польская от матери. Екатерина родилась через два года после смерти знаменитого деда. Бабушка – Наталья Константиновна – дочь московского предпринимателя Константина Гучкова. Мама – журналистка.
Балерина Екатерина Максимова
Маленькая Катя не мечтала ни о сцене, ни об искусстве. Подвижная и непослушная девочка хотела стать кондуктором или пожарным. Первой «распознала» в Кате балерину мама. Она отвела подвижную девочку к соседке – балерине Екатерине Гельцер. Но та не жаловала шумную тезку и отказалась смотреть. Тогда за дело взялась бабушка Кати. Женщина показала внучку балетному «светиле» Василию Тихомирову. Тот, посмотрев маленькую Максимову, вынес утешительный вердикт.
Екатерина Максимова в детстве
В хореографическое училище Екатерина поступила в 10 лет, преодолев конкурс в 80 человек. Через полгода девочка вышла на сцену. Первые эпизодические роли в спектаклях «Золушка» (птичка в свите феи Весны) и «Щелкунчик» (партии снежинки, куклы, Маши-девочки) продемонстрировали, что у Кати Максимовой большое будущее. Роль Маши в «Щелкунчике» принесла юной балерине первую награду – премию Всесоюзного конкурса артистов балета.
Екатерина Максимова в молодости
Училась москвичка в классе Елизаветы Гердт, став ее любимой ученицей. Но в «Масика», как называла Елизавета Павловна взбалмошную девочку, педагог не раз запускала предметами, находящимися в руках. В 1958 году Максимова окончила училище. Ее вес при росте 157 см составлял 47 кг, но вскоре, после зачисления в труппу Большого театра, Катя весила 40 килограммов. Педагогом-репетитором юной балерины стала Галина Уланова.
Балет
В балетной труппе БТ Екатерина Максимова проработала с 1958 по 1988 год. Талантливой балерине сразу доверили сольные партии, тогда как ее ровесницы прошли этап кордебалета. Пластичная, с филигранно отточенной техникой – Екатерина Максимова казалась прирожденной балериной классических спектаклей. Но доверив танцовщице современные партии, постановщики увидели, что Максимова – универсальна, и ее возможности безграничны.
Екатерина Максимова в молодости
В следующем году после поступления в БТ Максимова отправилась на гастроли в Америку и Канаду. Восхищенная публика назвала русскую танцовщицу «маленьким эльфом» за невероятную воздушность. В том же году балерине вручили золотую медаль на венском Всемирном фестивале молодежи. Последовали гастроли в Китай, затем в Данию, Норвегию и Финляндию.
Но новую ступень мастерства Екатерина Максимова поднялась, когда из Ленинграда в Москву пригласили молодого балетмейстера Юрия Григоровича. Он поставил балет «Каменный цветок», доверив Максимовой главную партию – Екатерины. Григорович требовал от танцовщиков и мастерства, и одушевленной актерской игры. Максимова с ролью справилась: в танце ее Екатерина трансформируется из лирической русской девушки в сильную женщину, которая борется за любовь.
Екатерина Максимова в балете «Каменный цветок»
В следующем году творческая биография Екатерины Максимовой обогатилась ролью в 11-ом вальсе «Шопенианы». В 1961-м артистка снялась в фильме для европейских и американских зрителей «СССР с открытым сердцем», где сыграла роль Жизели. Премьера состоялась в Париже. Партию Марии в балете «Бахчисарайский фонтан» балерина получила «в наследство» от Улановой, ранее исполнявшей эту роль. Мария Екатерины Максимовой иная, не «улановская», но не менее яркая.
Творческий союз с Владимиром Васильевым – уверенным и талантливым артистом балета – сыграл большую роль в карьере Максимовой. Вместе они составили гармоничную пару, которая дополняла друг друга, не конкурируя в мастерстве.
Екатерина Максимова и Владимир Васильев
В 1965 году танцовщица исполнила роль Китри в «Дон Кихоте». Премьера в БТ стала сенсацией года в культурной жизни столицы. Партия Китри требовала от балерины невероятной скорости, стремительности. Высокие прыжки «жете» сменялись мелкими шажками «па» и энергичными вращениями, как и задумал балетмейстер Мариус Петипа. Зал замирал в восхищении и взрывался овациями.
Китри Максимовой отличалась от партий балетных звезд Майи Плисецкой и Суламифи Мессерер: в исполнении Екатерины героиня «Дон Кихота» – не темпераментная испанка, а бесшабашная русская. Московские поклонники балета не пропускали выступлений звезды, покупая билеты на несколько представлений сразу.
Екатерина Максимова в роли Китри
В 1968 году Юрий Григорович поставил на сцене БТ балет «Спартак», в котором партию Фригии доверил приме театра – Екатерине Максимовой. Драматическую партию балетмейстер создал специально для Максимовой. Сложнейший хореографический рисунок, акробатические элементы и поддержки танцовщица исполнила технично, наделив героиню характером, вдохнув душу.
Максимова и Васильев стали символами Большого театра 1970-80-х. Побывать в столице и не посмотреть балет с Екатериной Максимовой считалось моветоном. Казалось, триумфам не будет конца, но в середине 1970-х на репетиции «Ивана Грозного» балерина неудачно вышла из верхней поддержки и травмировала позвоночник.
Екатерина Максимова исполняет партию Жизель
Вскоре Екатерина Максимова возобновила выступления, хотя боль в спине не прекратилась. Звезда спешила, готовились съемки фильма «Спартак», где у нее была партия Фригии. Из-за поспешности балерина травмировала позвоночник снова. На этот раз последствия оказались трагичными: после месяцев неподвижности врачи называли чудом, если танцовщица встанет на ноги. Но спустя год Екатерина Максимова вышла на подмостки.
В марте 1976 года прима вышла на сцену БТ с сольной партией в «Жизели». Пережитые страдания наполнили образ героини Максимовой трагизмом и чувственностью. Прежняя «легкомысленность» Жизели сменилась мудростью и силой. В том же году балерина появилась на подмостках с партией Эолы в «Икаре» (дебют балетмейстера Владимира Васильева), затем в спектакле «Чаплиниада».
Екатерина Максимова в роли Анюты
Чтобы донести искусство балета до народа, популяризировать его – Максимова и Васильев прибегли к помощи телевидения. Роль Девочки в фильме-балете «Трапеция» принесла Екатерине Максимовой волну успеха. Затем последовали роли в фильмах «Галатея», «Моя прекрасная леди», «Старое танго» и «Гусарская баллада». В 1983 году зрители увидели звезду на экранах: российская балерина снялась в фильме «Травиата», поставленном Франко Дзеффирелли.
Последняя премьера Екатерины Максимовой на подмостках БТ состоялась в 1986-м. Балет «Анюта» поставил муж балерины. За месяц – крайне сжатый срок для подготовки спектакля – балетмейстер подготовил артистов. Премьера закончилась триумфом. Восхищенная мастерством Максимовой Раиса Горбачева передала звезде букет роз из своего сада.
Екатерина Максимова в последние годы
Но в 1988 году Юрий Григорович отправил 49-летнюю Екатерину Максимову на пенсию. Она, Владимир Васильев, Майя Плисецкая и Нина Тимофеева покинули БТ. В приказе на увольнение значилось, что они не прошли по творческому конкурсу.
За 8 лет до увольнения артистка окончила театральный вуз, став дипломированным педагогом-балетмейстером. С 1982 года прима БТ преподавала хореографию в ГИТИСе. В 1990 году Максимову позвали репетитором в Кремлевский дворец съездов. В 1998-ом занявший место Григоровича Владимир Васильев позвал супругу в БТ, где она стала балетмейстером-репетитором.
Личная жизнь
Тандем Максимовой и Владимира Васильева в творчестве перерос в личный. Пара познакомилась в училище, но после прихода в БТ у каждого жизнь пошла своей дорогой. Забытые чувства вернулись в середине 1960-х и в июне 1966-го артисты поженились.
Екатерина Максимова и Владимир Васильев
Детей у пары не было. Беременности Максимовой заканчивались выкидышами, балерина переносила потери трагично. Узнав о минимальных шансах родить здорового ребенка, Екатерина отказалась от материнства.
Дочерью Максимовой называли ученицу, японскую артистку балета Юкари Сайто. Екатерина Сергеевна стала ее крестной матерью, когда Юкари приняла православие. Детьми звезда считала всех своих учеников.
Смерть
Екатерина Максимова умерла на 71 году жизни в апреле 2009 года. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Умершую дочь обнаружила 94-летняя мама утром: звезда умерла во сне.
Могила Екатерины Максимовой
Похоронили знаменитость на Новодевичьем кладбище. Могила примы без намека на помпезность: небольшой неотесанный красный гранит с именем примы, датами рождения и кончины.
Екатерина Сергеевна Максимова
Фото Все
Видео Все
«Документальное расследование,Екатерина Максимова»
Владимир Васильев и Екатерина Максимова. Больше, чем любовь @Телеканал Культура
Интервью Екатерины Максимовой телеканалу ‘Вести’
Екатерина Максимова — биография
Екатерина Максимова – прославленная отечественная артистка балета, педагог. В 1973 году получила звание Народной артистки СССР, в 1981 году – Государственную премию СССР, в 1984-м награждена двумя премиями – Государственной премией РСФСР и им.братьев Васильевых, в 1991-м снова две награды, Государственная премия РСФСР и им.Глинки.
Чтобы обрести славу и известность, мало иметь только талант, нужно быть настойчивым и уверенным в себе. В обычной жизни эти качества у балерины Екатерины Максимовой присутствовали, но если речь заходила о танце, она как будто превращалась в другого человека. Каким бы ни было предложение, балерина всегда говорила, что не сможет. Именно эту черту характера Максимовой имел в виду фотограф Анри Лартинг, который шутливо называл Екатерину «Мадам Нет». Она оказалась везучей, ее окружали люди, верившие в ее способности больше, чем она сама. Они умели найти нужные слова, чтобы убедить актрису в том, что эта задача ей по плечу, и Екатерина действительно справлялась, зачастую демонстрируя даже более высокий результат, чем от нее ждали.
Детство и юность
Родилась будущая прима советского балетного искусства 1 февраля 1939 года в Москве, в интеллигентной семье. Дед по материнской линии Густав Шпет, был известным психологом и философом, теоретиком искусства. Сложно определить его национальность, так как от отца он унаследовал австро-венгерскую кровь, а от матери – польскую. Катя деда не знала, она родилась спустя два года, как его не стало. Бабушка по линии матери – Наталья Шпет (до замужества Гучкова), приходилась дочерью известному московскому предпринимателю Константину Гучкову, члену правления двух банков – «Московского учетного банка» и «Московского частного коммерческого банка». Мама Екатерины – Татьяна Максимова, работала журналистом. Отца звали Сергей Максимов.
Екатерина Максимова в детстве
В детские годы малышка не мечтала ни о каком балете или другом виде искусства. Дворник, пожарный, кондуктор – это те профессии, которые Кате очень нравились в разные годы. Первый настоящий интерес к миру балета проснулся у Максимовой благодаря ее соседке — Ане Москвиной, которой удалось потупить в столичное хореографическое училище. Видя первые успехи подружки, Катя тоже захотела покорить сцену.
Об этом было немедленно сообщено маме, и она решила проконсультироваться по этому вопросу с соседкой, балериной Екатериной Гельцер. Но женщине маленькая Катя не нравилась, по той причине, что она постоянно шумела и не давала ей нормально отдохнуть. Поэтому Гельцер отказалась смотреть свою непоседливую тезку. После этого судьбой внучки озадачилась бабушка. Именно она привела девочку к «светиле балета» Василию Тихомирову, который и подтвердил, что малышка, несомненно, талантлива.
В десятилетнем возрасте Максимова уже стала ученицей хореографического училища, обойдя своих соперниц. Стоит отметить, что в том году на одно место претендовали восемьдесят человек. Катя проучилась всего шесть месяцев, и ей уже доверили ее первые роли. Творческая биография будущей известной артистки балета началась с эпизодических ролей в постановках «Золушка» и «Щелкунчик». Партии были небольшими, но этого хватило, чтобы подтвердить наличие невероятного таланта у маленькой шустрой девочки с волевым характером. Образ Маши из «Щелкунчика» принес ей первую в жизни награду, Максимова удостоилась премии Всесоюзного конкурса артистов балета.
Наставницей Кати стала Елизавета Гердт, выпускница Имперского балетного училища. Она сама получила классическое балетное образование, и совершенно не приветствовала упрощения в современном балете. Гердт практически никогда не хвалила своих учениц, однако талант Максимовой выделяла всегда. Она называла свою любимую ученицу «Масик», и если Катя умудрялась вывести ее из равновесия своим взбалмошным характером, то могла и запустить в нее чем-то тяжелым. Иногда летали даже стулья. Но, несмотря на это, педагог верила в способности своей талантливой воспитанницы, и именно ей, на тот момент ученице 8-го класса, доверила сложную партию Маши в «Щелкунчике», и не прогадала.
Екатерина окончила хореографическое училище в 1958 году. Ее рост составлял 157 см, при этом девушка весила всего 47 кг. А после того, как ее приняли в Большой театр, похудела еще, и долгие годы держалась на отметке в 40 кг. В Большом театре Максимова оказалась под крылом у Галины Улановой.
Балет
Труппе Большого театра Максимова отдала тридцать лет. Она пришла туда в 1958-м и служила вплоть до 1988 года. Талант юной балерины заметили сразу, и начали задействовать в сольных партиях. В то время, когда Екатерина уже блистала на сцене, ее одногодки танцевали кордебалет. Он была очень пластичной, ее техника поражала филигранностью, казалось, что Максимова просто рождена, чтобы танцевать классический балет. Тогда постановщики решили проверить ее талант на современных партиях, и всем стало понятно, что Екатерина настоящий универсал с безграничными возможностями.
Екатерина Максимова на сцене выступает с балетом
В 1959-м, буквально через год после поступления в БТ, Екатерина побывала с гастролями в Канаде и Америке. Восхищению публики не было границ, невероятная воздушность балерины поразила зарубежных зрителей до глубины души, ее называли «маленький эльф». В том же году Максимова стала участницей Всемирного фестиваля молодежи, откуда привезла наивысшую награду — золотую медаль. После этого танцовщица гастролировала в Китае, Норвегии, Дании, Финляндии.
Мастерство балерины получило новый стимул для развития после того, как в столицу прибыл молодой балетмейстер Юрий Григорович, ранее проживавший в Ленинграде. Он стал постановщиком балета «Каменный цветок», и выбрал именно Максимову для исполнения главной партии. Балетмейстер добивался, чтобы артисты танцевали совершенно не только с технической точки зрения, ему хотелось добиться одушевления в танце. Максимова прекрасно справилась со своей ролью, вначале ее героиня обычная лирическая русская девушка, а потом постепенно становится сильной женщиной, отстаивавшей свою любовь.
Спустя год в копилке работ балерины появилась еще одна -11-й вальс «Шопенианы». В 1961 году Максимову пригласили на съемки картины «СССР с открытым сердцем», созданной специально для зарубежного зрителя. Екатерина танцевала Жизель. Премьерный показ ленты прошел в столице Франции – Париже. Роль Марии из «Бахчисарайского фонтана» Максимова получила как наследство от своего наставника – Галины Улановой, до этого блиставшей в этой партии. Екатерина сумела станцевать совершенно другую Марию, не похожую на «улановскую», но такую же яркую и запоминающуюся.
Карьеру Максимовой сейчас трудно представить без творческого союза с Владимиром Васильевым, талантливым и уверенным в своих силах танцором балета. Они стали очень гармоничной парой, дополняющей друг друга без всякого намека на конкуренцию.
В 1965-м балетмейстер Мариус Петипа поставил балет «Дон Кихот», в котором Екатерине досталась партия Китри. Постановка произвела сенсацию в культурной жизни Москвы в том году. Эта роль предусматривает невероятную скорость, стремительность. Балерина то взмывала вверх в высоком прыжке «жете», то передвигалась по сцене мелкими «па», энергично вращалась, вызывая восхищение зрительного зала. Овации зрителей практически не смолкали на всем протяжении действия на сцене.
Китри в исполнении Екатерины Максимовой имела много отличий с аналогичными партиями, но в исполнении других артисток – Суламифи Мессерер и Майи Плисецкой. Из темпераментной испанки Китри в ее исполнении превратилась в бесшабашную русскую. Столичные любители балета старались попасть на все выступления Екатерины Максимовой, поэтому билеты были раскуплены на несколько представлений вперед.
Екатерина Максимова в балете «Спартак»
В 1968-м тот же Григорович стал постановщиком балета «Спартак», и пригласил Екатерину Максимову на роль Фригии. Эта драматическая партия была создана специально для нее, отличалась наличием акробатических элементов, сложнейшим хореографическим рисунком и поддержками. Все это исполнялось на наивысшем техническом уровне, к тому же героиня получилась очень одушевленная, как того и требовал от артистов Григорович.
В 70-80-е годы прошлого века Максимову и Васильева считали символами БТ. Гости, прибывающие в столицу, старались попасть на балет, в котором главную партию танцует Максимова. Это стало проявлением хорошего тона. Все складывалось отлично, триумф сопровождал балерину по жизни, удача не изменяла ей никогда. Казалось, так будет продолжаться вечно. Однако в биографии Максимовой наступила и черная полоса. В середине 70-х , в результате неудачного выхода из верхней поддержки, Максимова получила травму позвоночника.
Ей удалось быстро восстановиться после травмы, и вскоре балерина уже снова блистала на сцене родного театра. Однако от болей в спине она так и не избавилась. Но Максимовой хотелось многое успеть. Как раз в то время шла подготовка к съемочному процессу картины «Спартак», где ей доверили образ Фригии. Эта спешка привела к новой травме позвоночника, более серьезной, чем предыдущая. Доктора не давали артистке никаких гарантий, настраивали на то, что она вообще может остаться неподвижной, не сможет ходить, не то, чтобы танцевать. Но Максимовой понадобился всего год, чтобы полностью восстановиться, и вернуться на сцену Большого театра.
Екатерина Максимова в балете «Жизель»
Екатерина танцевала сольную партию в балете «Жизель», это был ее первый выход на сцену Большого после травмы. Страдания, пережитые артисткой, в какой-то степени наложили отпечаток и на ее героиню, она получилась чувственная и несколько трагичная. От прежней «легкомысленности» Жизели не осталось и следа, вместо нее пришла сила и мудрость. В том же, 1976 году, балерина исполнила партию Эолы из балета «Икар», который поставил Владимир Васильев. После этого появилась в «Чаплиниаде».
Помимо непосредственно танца, Васильев и Максимова занимались его популяризацией, несли балетное искусство в народ. Они придумали использовать в этих целях телевидение. Екатерина появилась в фильме-балете под названием «Трапеция», где сыграла Девочку, и завоевала сердца миллионной армии поклонников. После этого ее приглашали на съемочную площадку картин «Моя прекрасная леди», «Галатея», «Гусарская баллада», «Старое танго». В 1983-м она снова засветилась на экране, на этот раз в картине «Травиата», режиссера Франко Дзеффирелли.
Последней премьерой на сцене родного театра стала для Максимовой постановка «Анюта». Это еще одна постановка Владимира Васильева. Подготовка спектакля заняла всего месяц, более сжатого срока трудно себе даже представить. Премьеру балета ждал настоящий триумф. Высочайшая степень мастерства Максимовой просто поразила Раису Горбачеву, и первая леди страны подарила артистке шикарный букет роз, выращенный в собственном саду.
Екатерина Максимова в постановке «Анюта»
А спустя два года, в 1988-м, Максимова оказалась на пенсии. Именно так распорядился Григорович. Екатерина ушла из театра вместе с Майей Плисецкой, Владимиром Васильевым и Ниной Тимофеевой. Приказ на увольнение гласил, что артисты не справились с творческим конкурсом.
За восемь лет до этого судьбоносного приказа, Максимова получила диплом театрального вуза по профессии педагог-балетмейстер. Начиная с 1982-го, она вела в ГИТИСе хореографию. В 1990-м артистке предложили должность репетитора в Кремлевском дворце съездов. Через восемь лет кресло Григоровича в Большом театре занял Васильев. Он и предложил жене вернуться в БТ на должность балетмейстера-репетитора.