Феликс-Лев Борисович Збарский
Фото Все
Лев Збарский — биография
Лев Збарский – художник, график, иллюстратор, участвовал в создании мультфильмов. Однако чаще всего его вспоминают, как мужа известной звезды подиума времен СССР Регины Колесниковой (Збарской).
У него было все – роскошная квартира в столице, мастерская в центре Москвы, дача в Серебряном бору, его признала советская власть и любила столичная богема. Но Льву Збарскому хотелось бежать от славы, он нуждался в независимости, причем, не столько в личной жизни, сколько в творческом процессе, он страдал от запретов и серости советской жизни. Кто знает, как сложилась бы судьба известного художника, останься он на родине, возможно, ему не пришлось бы умирать в хосписе, в окружении чужих людей. Но, как писал известный поэт, «каждый выбирает по себе…», и Збарский выбрал эмиграцию.
Детство и юность
Родился Феликс-Лев Збарский (полное имя художника) 12 ноября 1931 года. Отца будущего графика звали Борис Збарский, маму — Евгения Перельман. Их познакомила Лидия Пастернак, сестра поэта Пастернака. Лидия и Евгения учились вместе в университете.
Женя выросла в Германии, и вернулась в Советский Союз только в 1928 году. Тогда же стала сотрудником биохимического института, руководителем которого и работал Збарский. Борис изобрел отечественную методику выпуска хлороформа, участвовал в процессе бальзамирования Ленина и известного болгарского коммуниста Георгия Димитрова.
Лев Збарский в молодости
Именно отец назвал своего первенца двойным именем, в честь людей, которых очень уважал – химика Льва Карпова, основавшего советскую химическую промышленность, и Феликса Дзержинского, основателя и первого главу ВЧК. Кроме Льва родители воспитывали младшего сына Илью, ставшего впоследствии известным биохимиком.
О детстве Льва Збарского практически нет никаких сведений. Может быть потому, что деятельность его отца находилась под грифом «совершенно секретно», и семье пришлось тоже скрывать много тайн. Через несколько десятков лет деятельность Бориса Збарского обросла небылицами, о нем писали все, кому не лень.
Перед самой войной Збарского отправили в Тюмень. Именно там он впервые проявил свои художественные наклонности, родители решили, что мальчику непременно нужно развивать их. Ему нашли педагога, который и учил Леву азам рисования. Вернувшись в столицу, Лев продолжил обучение в школе, после окончания которой, получил серебряную медаль. Молодой человек уже тогда твердо определился с будущей профессией, стал студентом Полиграфического института. Из стен вуза будущий известный художник вышел с дипломом художника-иллюстратора и мультипликатора.
Жизнь в столице оказалась как раз тем, что было нужно Збарскому – яркому представителю «золотой молодежи» тех лет. Он обладал тонким вкусом и талантом художника, имел приличное воспитание, был очень коммуникабельным и открытым. А если ко всему этому добавить авторитет отцовской фамилии, то пропуск в высшее общество и любовь богемы ему обеспечивались автоматически. Лев очень нравился представительницам прекрасного пола, он всегда отлично выглядел, его сравнивали с Бельмондо и Сальвадором Дали. Портрет дополняли дорогие заграничные «шмотки», достать которые в те времена оказалось под силу не каждому.
Имея все это, Лев все равно испытывал дискомфорт, его не радовала ни мастерская в центре столицы, ни роскошная дача, ни общество друзей и интересных людей. Збарский стремился уехать за границу, ему претила общая серость, скука, бесконечные запреты и недосягаемость заграницы.
В 1972 году Лев Збарский отправился в Израиль, прожил там шесть лет, и переехал в Штаты. У него появилась огромная квартира на Манхэттене, по совместительству мастерская. Деньги на приобретение недвижимости Лев взял у хорошего знакомого из еврейского общества эмигрантов.
Жизнь Збарского в Соединенных Штатах легкой никак назвать не получается. Он любил находиться в абсолютном уединении, общался исключительно с такими же эмигрантами, но далеко не всех пускал в свой дом. Абсолютно не контактировал с родней, оставшейся в СССР.
Збарский близко сошелся с литературоведом и переводчиком Романом Капланом, таким же диссидентом, как сам. Каплану принадлежал ресторан «Русский самовар». Именно Роман очень критично отозвался о картине «Красная королева», особенно его возмутило то, в каком свете «подали» Збарского. Он сказал, что это не просто вымысел, а совершеннейшая ложь. Эта лента об известной манекенщице Регине Збарской, и ее отношениях с мужем, Львом Збарским. Роли главных героев фильма достались Артему Ткаченко и Ксении Лукьянчиковой.
Авторы ленты пытались оправдаться, они утверждали, что снимали не документальную картину, а художественное кино, где вымысел если и не приветствуется, то и не порицается. Каплан сказал, что сам кино не смотрел, но те, кто имел удовольствие его видеть, отнеслись к такой подаче событий с выраженным отвращением.
Творчество
Талант Збарского, как художника, удалось рассмотреть еще институтским преподавателям. Особенно, когда он представил свою дипломную работу – книгу «Рюи Блаз» Виктора Гюго и буклет одного из театральных спектаклей.
Настоящая популярность и известность в определенных кругах, пришла к Льву после того, как он проиллюстрировал книгу писателя Юрия Олеши. На ее обложке изображена легкая, как будто прозрачная птица. Создавалось впечатление, что художник нарисовал ее, не отрывая карандаш от бумаги, одним росчерком. В то время Збарскому едва исполнилось 25 лет, но критики подметили, что такой рисунок можно считать кульминацией творчества.
Примерно таких же хвалебных отзывов удостоились и другие рисунки художника-графика. Он иллюстрировал произведения Уильяма Сарояна и Артура Миллера, биографию Ива Монтана, серию произведений о культуре и искусстве русских городов. Искусствоведы очень хвалили рисунки Льва Борисовича для детских книг. Збарский разработал собственную, «белую» серию, и именно в таком стиле оформлял карикатурами и графикой все последующие книги. Эта серия принесла художнику всевозможные грамоты и премии на Всесоюзных конкурсах.
Лев принимал самое активное участие в создании мультипликационных фильмов. Выполнял обязанности художника-постановщика лент «Баня», где поддавалась критике советская бюрократия, «Страна Оркестрия», о том, как себя чувствуют отжившие музыкальные инструменты, «Москвичок», о тех, кто нарушает правила движения на дороге.
Продолжил рисовать Збарский и в эмиграции. Но это стало не главным его занятием, деньги на жизнь он зарабатывал преподавательской деятельностью, учил студентов Нью-Йоркского Fashion Institute of Technology искусству рисунка и дизайна.
Лев Збарский
Биография
Льва Збарского по большей части знают как мужа звездной советской манекенщицы с трагической судьбой Регины Збарской (Колесниковой). О том, что это талантливый, узнаваемый художник, помнят разве что искусствоведы и биографы.
Детство и юность
Лев родился в ноябре 1931 года и стал первым ребенком Бориса Збарского и Евгении Перельман. Мать Евгения Борисовна познакомилась с Борисом Ильичом благодаря университетской подруге Лидии Пастернак, сестре знаменитого поэта Бориса Пастернака.
Борис Збарский, знаменитый отец Льва Збарского
В 1928 году девушка, выросшая в Германии, вернулась в Россию и устроилась на работу в биохимический институт, которым руководил будущий муж. Борис Ильич – автор российской методики производства хлороформа, участник бальзамирования тел Владимира Ленина и лидера болгарских коммунистов Георгия Димитрова.
Отец дал сыну двойное имя Феликс-Лев в память наиболее уважаемых им людей – основателя советской химической промышленности Льва Карпова и первого руководителя ВЧК (предшественника НКВД и ГПУ) Феликса Дзержинского.
Лев Збарский в детстве с родителями и младшим братом
О ранних годах биографии Збарского информации мало. Возможно, что наложил отпечаток гриф секретности, под которым жила семья, причастная к тайнам обращения с телом вождя мирового пролетариата. Спустя время о работе Бориса Збарского начали сочинять всевозможные небылицы, в том числе Сергей Довлатов и Елена Щапова, одна из жен Эдуарда Лимонова.
Перед началом войны Лева оказался в Тюмени. Там в мальчике проснулся художественный дар, и родители наняли для сына педагога по рисованию. По возвращении в Москву Лев окончил с серебряной медалью школу и получил образование в полиграфическом институте — стал художником-иллюстратором и мультипликатором.
Лев Збарский в молодости
Столичная жизнь оказалась подходящим обрамлением для представителя «золотой молодежи». Несомненный талант художника и тонкий вкус, хорошее воспитание и общительность вкупе с авторитетом родительской фамилии открыли для Збарского двери в высшее общество и сделали любимцем богемы. Женщины обожали мужчину, одетого в дорогие заграничные костюмы и похожего на Сальвадора Дали и Бельмондо. Как писал поэт Анатолий Найман:
«В 1972 году, имея успех, мастерскую в центре Москвы, дачу в Серебряном Бору, окруженный друзьями, яркими людьми, Лев уехал в Израиль. Просто от скуки, от общей серости, от запертости, запретов, недосягаемости заграницы».
Через 6 лет Збарский перебрался в Америку, поселился в огромной квартире на Манхэттене, ставшей одновременно мастерской. Деньги на недвижимость дал знакомый из еврейского эмигрантского сообщества.
Жизнь в Америке протекала тяжело. Художник предпочитал абсолютное уединение, общался только с соотечественниками, из которых единицы были вхожи в его дом. Контактов с родственниками, оставшимися в Советском Союзе, Лев не поддерживал.
Артём Ткаченко в роли Льва Збарского в сериале «Красная королева»
Близким другом стал Роман Каплан, такой же диссидент, переводчик и литературовед, а также хозяин ресторана «Русский самовар». Он же потом назвал совершеннейшей ложью фильм «Красная королева» и то, каким авторы выставили Збарского в картине. В мелодраме затронуты взаимоотношения Льва с женой Региной Збарской, в главных ролях снялись Артем Ткаченко и Ксения Лукьянчикова.
Авторы настаивали, что это все же не документальный фильм, а художественный вымысел. Каплан, по собственному признанию, его не видел, но утверждал, что у тех, кто посмотрел «Красную королеву» и знал Збарского, картина вызвала отвращение.
Творчество
Талантливого юношу отмечали еще преподаватели института. Для дипломной работы Збарский оформил книгу Виктора Гюго «Рюи Блаз» и буклет для театральной постановки.
Книга Юрия Олеши, оформленная Львом Збарским
Широкую известность Льву Збарскому принесли иллюстрации книги Юрия Олеши. На обложке художник изобразил легкую и прозрачную птицу, словно выполненную одним росчерком карандаша. Рисунок современники еще молодого, тогда 25-летнего, Льва окрестили вершиной его творчества.
Не меньший восторг вызывали иллюстрации биографии Ива Монтана «The Head Is Full of Sun», произведений Артура Миллера и Уильяма Сарояна, серий книг об искусстве и русских городах. Искусствоведами отмечены работы Збарского для издательств детской литературы. Графика, карикатуры, разработанная Львом так называемая «белая» серия для оформления книг удостоены грамот и премий всесоюзных конкурсов.
Книга Артура Миллера, оформленная Львом Збарским
Збарский выступил художником-постановщиком мультфильмов «Баня», критикующего советскую бюрократию, «Моквичок» о нарушителях правил дорожного движения и «Страна Оркестрия» об оживших музыкальных инструментах.
В эмиграции Лев по-прежнему рисовал, но главным образом занимался преподаванием дизайна и рисунка в нью-йоркском Fashion Institute of Technology.
Личная жизнь
По словам Бориса Мессерера и брата Льва, Ильи, первой женой Збарского была вовсе не «советская Софи Лорен», знаменитая манекенщица и муза Вячеслава Зайцева Регина Колесникова. Лев впервые женился, будучи студентом, на Лауре Саакян. Девушка училась в консерватории по классу фортепиано, заведовала музыкальной частью театра «Современник». В браке родился сын Борис. Так утверждала Нелли Осипова, которая была студенткой Бориса Збарского в медицинском институте.
Регина Збарская, первая жена Льва Збарского
Актер этого театра Игорь Кваша, друживший со Львом, уверял, что, хотя художника и считали плейбоем, Збарский хранил верность женщинам, с которыми был рядом. Если любил – женился, а когда любовь уходила, расставался.
С Региной Лев познакомился в начале 60-х. Женщина, окруженная вниманием сильных мира сего, мечтала о тихом семейном счастье и детях. А вот детей художник, по рассказам друзей, не любил. Кроме того, Збарский боялся, что ежедневная бытовая рутина лишит его радостей сладкой жизни. Лев заставил жену избавиться от ребенка. Аборт оказался неудачным, и Регина так и не познала радость материнства.
Марианна Вертинская
Очередным увлечением Збарского стала Марианна Вертинская. Красавица актриса была на 10 лет моложе Регины. Супруга очень ревновала Льва, но поделать ничего не могла. Романтические отношения пара поддерживала в течение года, а потом Збарский ушел к Людмиле Максаковой.
Никто в паре Збарский-Максакова не настаивал на заключении брака. По слухам, Льву вечно не хватало денег на госпошлину, а Людмила списывала все на занятость в театре и на съемках. Но когда родился сын Максим, Збарский дал мальчику свою фамилию. После эмиграции Льва в Америку актриса, испугавшись, что такой отец испортит Максу жизнь в дальнейшем, поменяла фамилию на Максаков.
Людмила Максакова, вторая жена Льва Збарского
По другой версии, сменой фамилии Людмила освободила художника от уплаты алиментов за 15 лет вперед, заявив, что Максим – не сын Збарского.
Максим не пошел по творческому пути родителей, стал бизнесменом в области рекламы. В 2014-м вместе с партнерами обвинялся в особо крупном мошенничестве – на десятки миллионов рублей обманул федеральное Министерство спорта, но отделался домашним арестом.
Петр Максаков с женой, Галиной Юдашкиной
Внука Петра, зятя Валентина Юдашкина, Лев Борисович ни разу в жизни не видел. Но молодой человек со сводной сестрой Аней успели к деду на похороны. Согласно распространенной в Сети информации, на печальной церемонии присутствовал мужчина по имени Алексей Вайнтрауб, которого в эмигрантских кругах называли сыном Збарского, родившегося уже в Америке.
Смерть
Последние годы жизни Лев Збарский доживал в хосписе – художнику диагностировали неоперабельный рак легких, ставший впоследствии причиной смерти. На то, чтобы лечиться в частных клиниках, у Льва Борисовича не хватало средств, а обращаться за помощью не позволяла гордость. Поэтому объем медицинских услуг ограничивался тем, что входило в стандартный набор по страховке.
Лев Збарский в последние годы
Людмила Максакова в интервью «Собеседнику» сообщила, что встречала бывшего мужа в Нью-Йорке. Разговор между людьми, любившими друг друга, не сложился. Не сказал Лев и о том, что болен.
Лев Збарский умер в феврале 2016 года. Могила художника расположена на еврейском кладбище «Гора Мориа» в городке Фэрвью, Нью-Джерси.
Биография Льва Збарского
Жена — Людмила Максакова.
Дети — Борис, Максим.
Родители — Борис и Евгения Збарские.
Збарский Феликс-Лев Борисович (1931-2016 годы жизни) – советский и американский художник-график, иллюстратор книг, журналов и брошюр, московский повеса и любимец женщин. О нем сложилось неоднозначное мнение среди современников, о его творчестве практически ничего не знают в современной России. Интерес к личности художника возник после выхода на экраны многосерийной мелодрамы «Красная королева». В ней рассказывается о трагической судьбе советской манекенщицы Регины Колесниковой, которая какое-то время была женой Збарского. Зрителям картина понравилась, немногочисленные друзья художника назвали замысел сценаристок клеветой. Так каким же запомнился Лев Збарский своим современникам?
Семья, родители, становление
Таких, как он, называют баловнями судьбы. Биография Льва Збарского связана с двумя величайшими столицами мира – Москвой и Нью-Йорком. В одной он родился, в другой умер. Его родителями были представители новой советской интеллигенции. Отец Борис Ильич (1885-1954 годы жизни) – известный биохимик. После смерти Ленина под его руководством создана Лаборатория по бальзамированию тела вождя при Мавзолее. Именно он и его команда ученых содержала мумию в надлежавшем состоянии. Мама – Евгения Борисовна – также была биохимиком и работала вместе с отцом. У Льва был старший брат Илья (1913-2007 годы жизни).
Маленького Льва воспитывали в интеллигентной обстановке и позволяли проявлять свои способности в любом творческом направлении. В годы войны Мавзолей был эвакуирован в Тюмень. Туда же уехали все ученые во главе с директором Лаборатории Борисов Збарским. Здесь его сын увлекся рисованием. Развивать его дар взялся один из местных художников-преподавателей. После войны семья вернулась в Москву. Лев закончил школу в 1949 году и поступил в Полиграфический институт, по окончании которого стал профессиональным художником.
Его привлекали иллюстрации к книгам. В качестве дипломной работы молодой график оформил книгу Виктора Гюго «Рюи Блаз». Несмотря на отличную учебу, эта работа была оценена экзаменационной комиссией на «хорошо». Сказался своенравный характер молодого человека, а также его нежелание участвовать в общественной жизни института. Возможно, по этой же причине он закончил общеобразовательную школу не с золотой, а с серебряной медалью.
Художник занимался иллюстрированием книг, мультипликацией, созданием карикатур, конструировании печатных изданий. Он был виртуозным рисовальщиком, за что получил несколько наград на Всесоюзном конкурсе искусства книги. К началу 70-х годов он добился успеха, имел студию в центре Москвы, входил в круг избранных представителей советского искусства.
Всех его знакомых удивило решение об эмиграции в Израиль. Сам Лев Брисович объяснял этот поступок обычной скукой. Он уехал из Советского Союза в 1972 году и был признан диссидентом. В Израиле он пробыл совсем немного времени. Вскоре он улетел в США, где и остался до конца своей жизни. Основным видом его деятельности и заработка стали лекции, которые он читал в американских художественных колледжах и университетах. Он практически ни с кем не общался, дружил только с Романом Капланом. Роман Аркадьевич – известный переводчик русской поэзии на английский язык, основатель крупнейшего в Нью-Йорке ресторана «Русский самовар».
В 2014 году Лев Борисович узнал, что смертельно болен. Он окончательно перестал общаться с родственниками и полностью закрылся в своем мире. Его друг Роман Каплан сообщил прессе, что у художника диагностирована 4-я степень рака легких. Операции он уже не подлежал и доживал век в хосписе. На услуги дорогостоящей клиники у него не было денег, поэтому он получал медицинскую помощь, входящую в реестр страховки. Он умер 22 февраля 2016 года.
Женщины Льва Збарского
Личная жизнь Льва Збарского была такой же яркой, как его бесконечные тусовки. Но в отличие от других представителей «золотой молодежи» он поступал с женщинами по-джентльменски. Если любил, то женился, когда чувства угасали – разводился. Его первой женой стала Лаура Саакян. Это случилось в начале 50-х годов, в студенческие годы. Девушка училась в Московской консерватории по классу фортепиано. Вскоре в семье родился сын, которого назвали в честь деда – Борисом. Студенты явно поспешили с созданием семьи, поэтому вслед за рождением мальчика последовал развод. Лаура впоследствии снова вышла замуж. Ее супруг усыновил мальчика и дал ему свою фамилию. Сама Саакян также взяла фамилию второго мужа, стала Булатовой. После окончания консерватории заведовала музыкальной частью в театре «Современник».
В начале 60-х годов Збарский познакомился с манекенщицей Региной Колесниковой. Это была первая красавица Москвы, благосклонности которой добивались многие высокопоставленные лица. Девушку называли советской Софи Лорен из-за внешней схожести со звездой итальянского киноэкрана. Лев и Регина поженились. Вскоре у новобрачных начались разногласия. Регина хотела ребенка, Лев всячески этому сопротивлялся. Когда в 1967 году жена забеременела, он заставил ее сделать аборт. Это поставило окончательную точку в их отношениях. Аборт прошел неудачно, Регина больше не могла иметь детей. Она увлекалась транквилизаторами, не единожды пыталась покончить жизнь самоубийством. После третьей попытки она умерла. Это случилось в 1987 году, но Збарский в это время уже жил в Америке.
Уйдя от Регины, Лев увлекся актрисой Марианной Вертинской. Утонченная красавица держала его возле себя в течение года. Но потом она надоела художнику, к тому же на его пути встретилась более живая и интересная Людмила Максакова. Она не заставляла мужчину жениться на ней, родила ему сына Максима и только после этого согласилась выйти за него замуж. Свадьба состоялась в 1970 году, когда ребенку было 4 месяца. Перед эмиграцией из СССР Лев Збарский развелся с женой. Максим некоторое время носил его фамилию, но затем актриса дала ему свою фамилию, опасаясь травли из-за отца – диссидента. В 1974 году она вышла замуж за Петера Андреаса Игенбергса. В 1977 году родила от него дочь Марию, которая впоследствии стала оперной певицей.
Дети, внуки, правнуки
Дети Льва Збарского с неохотой вспоминают отца. У каждого из них сложилась своя судьба. Внук Игорь (1983 г.р.) по линии Бориса Булатова стал известным российским бизнесменом, мужем актрисы Виктории Лопыревой и отцом ее сына. Сам Борис занимал ответственный пост во Внешторгбанке. Игорь пошел по стопам отца, закончил университет по специальности «Финансы и кредит», сделал карьеру в бизнесе и политике. Сейчас он работает в правительстве республики Коми.
Максим Максаков не пошел по стопам творческой мамы. Он занимался рекламным бизнесом, долгое время жил в Италии. В 2013 году вернулся в Москву, но попал под судебный процесс. Его компанию обвинили в крупной финансовой афере. Следователи считали, что рекламщики обманули спортивный комитет России на несколько десятков миллионов рублей. Пока шло расследование, подозреваемые находились под домашним арестом. Их освободили из-под стражи прямо в зале суда. Журналисты особо отметили участие в процессе матери Максима Людмилы Максаковой, которая была лично знакома с мини стром спорта России Виталием Мутко.
Максим был дважды женат. От первого брака у него есть сын, от второго – две дочери.