Квочур Анатолий Николаевич
род.1952
Герой Российской Федерации (17.11.1992), заслуженный лётчик-испытатель СССР (6.11.1990), подполковник (199..).
Родился 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка ныне Черневецкого района Винницкой области (Украина). Детство и юность провёл в селе Берёзовка того же района.
В армии с сентября 1969. В 1973 окончил Ейское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС (ГСВГ). С июля 1977 — в запасе. В 1978 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1981 — Московский авиационный институт, в 1999 — Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации.
С декабря 1978 по март 1981 — лётчик-испытатель Комсомольского-на-Амуре авиазавода. Испытывал серийные Су-17М, Су-17УМ, Су-17М3, Су-17УМ3, Су-22М.
С апреля 1981 по март 1991 — лётчик-испытатель ОКБ имени А.И.Микояна. Поднял в небо и провёл испытания МиГ-31 Д/2 («072») (28.04.1988). Провёл испытания МиГ-29К (в 1990 выполнил первую посадку и первый взлёт на этом самолёте на авианосец ночью); испытания ракет Р-73 (на МиГ-23МЛ и МиГ-29) и Х-31 (на МиГ-31). Выполнил первые длительные полёты на МиГ-31 с дозаправками в воздухе с имитацией выполнения боевой задачи. Участвовал в испытаниях МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-31, МиГ-31М; провёл ряд испытательных работ на МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27 их модификациях. Впервые продемонстрировал МиГ-29 на Международных авиасалонах в Фарнборо (Великобритания, 1988) и Абботсфорте (Канада, 1989).
8 июня 1989 года на международном авиасалоне в Ле Бурже (Франция) во время демонстрации высшего пилотажа катапультировался из МиГ-29.
1 августа 1990 года катапультировался из МиГ-29УБ (с полковником Омелаенко) в районе аэродрома Саки.
С марта 1991 по май 2003 и с 2005 — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. В 1995-2003 — заместитель начальника ЛИИ по оборонной тематике, в 2005-2007 — начальник ЛИЦ — первый заместитель начальника ЛИИ. Провёл большой объём испытаний на самолётах-истребителях по отработке дозаправки в воздухе днём и ночью, по отработке методик ведения воздушного боя на истребителях 4-го поколения. Участвовал в проведении испытаний различного нового самолётного оборудования на Су-27 и Су-30. Провёл большое количество лётных исследований и испытаний в областях эргономики и спутниковой радионавигации. В ходе проведения этих работ выполнил ряд сверхдальних перелётов на Су-27 и Су-30 (в том числе — в акваторию Северного Ледовитого океана, включая пролёт над Северным полюсом). Разработчик идеологии и компоновки кабины истребителя последнего поколения («стеклянной кабины»).
В составе пилотажной группы «Лётчики-испытатели» участвовал в показательных выступлениях на «Мосаэрошоу-92», «МАКС-93, 95, 97, 99, 01, 05, 07», «Таиланд-93», «Дубай-93, 99, 01», «ИЛА-94», «Фарнборо-94, 98», «Австралия-95», «Ле Бурже-95», «Прага–95, 97», «Сингапур–96, 98», «Джакарта–96», «Чжухай–96, 98, 00» (КНР), «Лима–99, 01», в авиапоказах в Великобритании, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах, Италии, Австрии, Польше, Финляндии.
В 2006 году выполнил самый длительный сверхдальний (12 500 км) беспосадочный перелёт, продолжительностью 13 часов 9 минут на самолёте Су-30 по маршруту Раменское–о.Удд–Раменское, посвященный 70-летию перелета экипажа В.П.Чкалова.
С мая 2003 по декабрь 2008 — лётчик-испытатель ОКБ имени П.О.Сухого. Провёл ряд испытательных работ на Су-24, Су-25, Су-27, Су-30 и их модификациях.
В 2005 установил 11 мировых авиационных рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Су-27.
Общий налет составил около 4 800 часов, из них испытательный – около 3 500 часов. Освоил около 90 типов летательных аппаратов (с модификациями), в том числе 9 летательных аппаратов стран НАТО.
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (15.01.1998), Трудового Красного Знамени (3.1 1.1988), медалями.
Источники информации:
- Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
- «Испытатели МиГов» / И.Б.Балаков, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 1999 /
- «Испытатели ЛИИ» / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
- Квочур Анатолий Николаевич / Герои страны /
- КВОЧУР Анатолий Николаевич / Международный Объединенный Биографический Центр /
Квочур Анатолий Николаевич
Анатолий Квочур родился 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка Винницкая область, Украина. Появилась на свет в семье сельского агронома и начальника узла связи. После окончания школы в 1969 году Анатолий Квочур поступил в Ейское высшее авиационное училище лётчиков. После окончания училища в 1973 году начал службу пилотом в авиационных частях ВВС Группы Советских войск в Германии.
За два года он стал командиром звена истребителей-бомбардировщиков. В 1975 году командование написало рекомендательное письмо для поступления в Школу лётчиков-испытателей, которую он окончил в 1978 году. В 1977 году Анатолий Квочур был уволен из рядов Вооруженных Сил СССР.
В 1981 году Анатолий Квочур окончил Московский авиационный институт. С 1978 года по 1981 Анатолий Квочур работал лётчиком-испытателем на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре, где проводил испытания серийных Су-17 и его модификаций.
В 1981 году Анатолий Квочур был переведён в ОКБ имени А. И. Микояна. В ОКБ он участвовал в испытаниях самолётов МиГ-29 и МиГ-31, испытаниях ракет классов «воздух-воздух», «воздух-поверхность», испытаниях палубного истребителя МиГ-29К, в том числе с испытаниями систем авианосца «Адмирал Кузнецов», а также в испытаниях новейших образцов самолётов МиГ.
В 1988 году на авиационном салоне в Фарнборо Анатолий Квочур впервые показал фигуру высшего пилотажа — «Колокол».
На международном авиасалоне 8 июня 1989 года в Ле-Бурже (Франция) во время демонстрации высшего пилотажа разбился новейший советский истребитель МиГ-29. Лётчик-испытатель Анатолий Квочур успел катапультироваться.
В 1991 году Анатолий Квочур перешёл на работу в Лётно-исследовательский институт в качестве лётчика-испытателя и начальника лаборатории эргономики. В 1996 году он стал заместителем начальника института по оборонной тематике.
В 1992 году для выполнения исследовательских программ по проектированию кабин и органов управления маневренных самолётов, спутниковой радионавигации, дозаправки в воздухе, сверхдальним беспосадочным перелётам, сверхманёвренности и медицине он создал пилотажную группу «Лётчики-испытатели», которая в 1996 году была преобразована в Пилотажно-исследовательский центр.
В марте 1995 года Анатолий Квочур выполнил сверхдальний перелёт на одноместном истребителе Су-27 в Австралию, а в июле и сентябре 1999 года — перелёты через Северный полюс по замкнутому маршруту.
В 1999 году Анатолий Квочур окончил Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Квочур Анатолий Николаевич биография
Квочур Анатолий Николаевич – лётчик-испытатель Лётно-испытательного института имени М.М. Громова (город Жуковский Московской области), майор запаса.
Родился 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка Могилев-Подольского района Винницкой области Украинской области в семье агронома. Русский. Окончил 10 классов.
В Вооружённых Силах СССР с 1969 года. В 1973 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.М. Комарова. Служил в авиационных частях Группы советских войск в Германии, где был летчиком и командиром звена в авиационном полку истребителей-бомбардировщиков.
В 1977 году А.Н. Квочур уволился в запас в связи с поступлением в Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР, в которую поступил по рекомендации Героя Советского Союза легендарного летчика-испытателя А.В. Федотова. Однако затем Федотов никогда не оказывал помощь молодому курсанту — своему протеже. Очевидно, он предоставил ему возможность самостоятельно оправдать оказанное доверие, но видимо следил за его учебой и работой. В 1978 году окончил Школу лётчиков-испытателей. С декабря 1978 года — лётчик-испытатель авиастроительного завода в городе Комсомольск-на-Амуре. Испытывал серийные МиГи.
С апреля 1981 года — лётчик-испытатель ОКБ имени А.И. Микояна. В 1985 году окончил Московский авиационный институт. За годы работы в ОКБ имени Микояна провел многочисленные испытания новейших самолетов ОКБ. Он испытывал МиГ-23, МиГ-25, палубный и обычный варианты МиГ-29.
С МиГ-29 вообще связано много страниц в биографии А.Н. Квочура. Это и достижение в 1982 году предельной по прочности самолета перегрузки в 9 (!) единиц. Это и испытания на нем всего комплекса ракетных вооружений нового поколения (ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность») от сброса макетов до стадии боевого применения. Это и первые полеты на палубном варианте МиГ-29, когда в стране еще никто не имел опыта полетов в палубной авиации. Это первые в СССР взлет и посадка с палубы авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в ночное время (1990). Это и известное всему миру по кадрам кинохроники катапультирование на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году, когда при пролете над толпами людей на сверхмалой высоте в двигатель самолета попадает птица, машина заваливается на крыло и за 7 секунд летчик успевает направить ее на единственный свободный пятачок летного поля. Сам катапультируется менее чем за 2 секунды до удара с землей. На земле за это время никто так и не понял, что произошло и никто не получил ни единой царапины.
Указом Президента Российской Федерации № 1401 от 17 ноября 1992 года за мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, летчику-испытателю Квочуру Анатолию Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
С марта 1991 по май 2003 года А.Н. Квочур — лётчик-испытатель Лётно-испытательного института (ЛИИ) имени М.М. Громова и начальник лаборатории эргономики ЛИИ. В 1992 году организовал и возглавил в ЛИИ имени Громова Государственное предприятие «Пилотажная группа «Летчики-испытатели»», которое в 1996 году реорганизовано в ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр». Главными целями предприятия являются выполнение исследовательских программ по проектированию органов управления самолетами, спутниковой радионавигации, дозаправки в воздухе, сверхдальним перелетам, маневренности и авиационной медицине, а также профессиональные воздушные показы российских самолетах. Производит впечатление уже один перечень стран, где блистали своим мастерством пилоты группы во главе со своим руководителем: Великобритания (авиасалон «Фарнборо»), Франция (авиасалон «Ле-Бурже»), Австралия, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты (авиасалон «Дубай»), Чехия, Сингапур, Индонезия, Китайская Народная Республика, Перу, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Италия, Австрия, Польша, Финляндия, Малайзия.
В 1995 году Анатолий Квочур выполняет уникальный полет из Москвы в Австралию и обратно. В 1999 году во взаимодействии с 37-й армией Верховного Главнокомандования (стратегическая авиация России) Анатолий Квочур выполняет два сверхдальних перелета на одноместном истребителе Су-27 через Северный полюс по замкнутому маршруту, примерно по 15 тысяч километров каждый с дозаправками в воздухе. В этих полетах исследовались новые научно-технические разработки, в том числе спутниковый радионавигационный комплекс, бортовое компьютерное оборудование, различные индикаторы и самописцы. Именно по спутниковым данным велся поиск и сближение истребителя с самолетами-заправщиками. Велось непрерывное медико-физиологическое обследование самого летчика. В сентябре 2006 года летчики-испытатели Анатолий Квочур и Сергей Коростиев выполняют на двухместном учебно-боевом истребителе Су-30 беспосадочный полет в память легендарного перелета В.П.Чкалова 1936 года по маршруту — Москва — Дальний Восток (остров Чкалова) — Москва. Дальность полета — свыше 12500 километров, продолжительность — свыше 15 часов, 4 заправки в воздухе. Испытана в действии новая цифровая кабина пилота, где вся информация выводится на один дисплей, заменяющий сотни индикаторов и датчиков.
С 1995 по 2003 годы А.Н. Квочур — заместитель начальника ЛИИ имени Громова по оборонной тематике. С 2005 года — главный конструктор ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр» (до 2005 года являлся президентом этого предприятия). С 2003 по 2008 годы — лётчик-испытатель ОАО «ОКБ Сухого». С 2005 года — вновь лётчик-испытатель ОКБ имени А.И. Микояна. С 2005 по 2007 годы — начальник Лётно-испытательного центра — первый заместитель начальника Лётно-испытательного института имени М.М. Громова, а с июня 2005 года — первый заместитель начальника ФГУП «Лётно-испытательного института имени М.М. Громова». Несмотря на солидный возраст, продолжает много летать. Пилотаж в его исполнении считается непревзойденным по своей сложности и красоте. Фигуры высшего пилотажа без пауз сменяют друг друга на предельно малой высоте. Безусловно, за этим стоит высочайшее мастерство самого лётчика, глубочайшее знание самолёта, умение использовать все возможности машины. Многие фигуры высшего пилотажа реактивных истребителей разработаны самим летчиком, им же созданы методики их применения и обучения пилотов. Когда пресса рассказывает о полетах Квочура, эпитеты «русская летающая легенда», «летчик от Бога» и им подобные льются рекой.
Всего А.Н.Квочуром освоено и испытано свыше 90 типов и модификаций самолётов. В 2005 году им установлены 11 мировых рекордов на самолёте Су-27. Имеет общий налёт около 4 800 часов, в том числе свыше 3 000 часов испытательного налёта. Обладатель 3 патентов на изобретения. В 1999 году окончил Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Живёт в городе Жуковский Московской области. Член Общественной палаты города Жуковский, член Общественной палаты Московской области.
Подполковник. Награждён орденами Трудового Красного Знамени (3.11.1988), «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (15.01.1998, Российская Федерация), медалями.
заслуженный лётчик-испытатель СССР (6.11.1990).
http://rus.team/people/kvochur-anatolij-nikolaevich
http://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=4276