Архип Куинджи
Биография
Архип Куинджи один из самых необычных пейзажистов 2-й половины XIX века, которого называют «художником света». Виной тому невероятно точная передача световых потоков, а может, особенная любовь к жизни и ко всему окружающему. Ему даже приписывают использование «лунных красок». Конечно, это всего лишь легенда, подчеркивающая, однако, магию его творчества.
Художник Архип Куинджи
Не многие люди искусства могут похвастаться такой биографией: успех в личной жизни и в творчестве, прижизненные любовь и признание публики, критиков, коллег. Сюжеты мастера — березовые рощи, лунные ночи, облака после дождя, солнечные закаты — поражали и поражают своим реализмом и дарят умиротворение.
Детство и юность
Будущий художник родился 27 (15 по старому стилю) января в Мариуполе. Известны 3 варианта года рождения. После смерти в архиве Куинджи нашли три паспорта, в которых указаны – 1841, 1842 и 1843 г.р. Его отца Ивана Христофоровича – грека по происхождению, сапожника по профессии – все звали еменджи (с турецкого – «трудовой человек»). А вот деда ювелира величали куинджи – «золотых дел мастер». Отсюда и фамилия художника. О матери никаких сведений нет.
Портрет Архипа Куинджи
Мальчик рано осиротел и воспитывался то в семье тети, то у дяди по отцовской линии. Он много работал: пас гусей, собирал кизяк. Будучи еще малышом, яро защищал животных от хулиганов и помогал тем, кто слабее.
Учился Архип сначала у малограмотного учителя-грека. Изучив греческую грамматику поступил в городскую школу. Науки не привлекали ученика, зато он с удовольствием рисовал. В качестве холоста будущему пейзажисту подходило все: забор, стена, обрывок бумаги.
В 11 лет Куинджи поступил на работу по строительству церкви: вел учет кирпичей, а в свободное время расписывал стены комнаты, в которой жил. После этого трудился у хлеботорговца. Рисовал мальчик все время, и ему посоветовали пойти в ученики к Ивану Айвазовскому.
Архип Куинджи
Архип пешком отправился в Феодосию, где жил именитый маринист. Иван Константинович, не увидев таланта, учить ребенка не стал, но и не прогнал. Выделил ему место под крышей и поручил красить забор и толочь краски для этого. Занимался с Архипом родственник Айвазовского Адольф Фейсслер. Спустя пару месяцев Куинджи вернулся в Мариуполь и начал работать ретушером у местного фотографа. Затем Куинджи отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
Картины
Два года подряд художник пытался поступить в академию, и оба раза неудачно. После второго поражения Куинджи написал картину «Татарская сакля» и представил ее на Академической выставке. Ему дали звание неклассного художника, но, отказавшись, молодой человек попросился вольнослушателем в Академию. Так в 1868 году он попал на скамью учеников.
Картина Архипа Куинджи «Ладожское озеро»
В это время ближайшими друзьями Архипа Ивановича становятся передвижники Илья Репин и Виктор Васнецов. Под их влиянием он написал несколько мрачных пейзажей, которые имели успех на выставках.
С 1870 года художник часто бывает на острове Валааме и пишет несколько работ, посвященных ему. Самые известные – «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Последнюю высоко оценил Крамской. Ее же приобрел для своей галереи Павел Третьяков.
Картина Архипа Куинджи «На острове Валааме»
В 1873 году Куинджи участвует в выставке Общества поощрения художников. Он представил вниманию взыскательной публики картину «Снег», за которую через год в Лондоне получил бронзовую медаль.
В 1875 году Куинджи приняли в передвижники. Он написал и выставил на очередном вернисаже полотно «Украинская ночь». Зрители восторгались как будто живым светом луны, который на фоне темной ночи освещал украинские хаты.
Картина Архипа Куинджи «Украинская ночь»
С этой работы начался «романтический период» в творчестве пейзажиста. В это время мастер находится в активном творческом поиске. Новаторством в русском искусстве становится применение им яркого цвета за счет введения дополнительных цветов.
В 1876 году мастер распрощался с идеями передвижников. Он понял, что для него важнее не истолковывать жизнь, а радоваться ей. А в 1879-м окончательно покинул товарищество. В том же году художник представил публике трилогию: «Север», «Березовая роща», «После дождя». Здесь отчетливо заметно влияние импрессионистов, хотя автор и не использует типичных для этого направления приемов.
Картина Архипа Куинджи «После дождя»
В 1880 году живописец устроил выставку одной картины. «Лунная ночь на берегу Днепра» стала сосредоточием внимания публики. В темной комнате, куда не проникал ни единый луч света, лишь произведение было освещено электрическим фонарем. В таком антураже казалось, что луна действительно светится. Посетители заглядывали за полотно, чтобы убедиться, что там нет источника света.
Работа стала желанной для многих ценителей живописи, купил ее великий князь Константин Константинович. Трудясь над картиной, художник экспериментировал с красками, применял битум. Оказалось, что от воздействия воздуха и света он темнеет. И «Лунная ночь на берегу Днепра» со временем изменила цвет, но это не сказалось на ее смысле. В ней уже появились первые задатки философского направления в пейзаже.
Картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на берегу Днепра»
В июне 1882 года Куинджи устроил выставку двух работ: «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», а потом на целых 20 лет стал затворником. Он по-прежнему много писал, но перестал показывать свои произведения.
В 1888 году художник вместе с Николаем Ярошенко отправился на Кавказ. Там они увидели редчайшее явление – отражение собственных увеличенных фигур на ярко окрашенном облаке. По итогам поездки родились прекрасные горные пейзажи.
Картина Архипа Куинджи «Христос в Гефсиманском саду»
В 1901 году живописец решил показать своим ученикам и ограниченному кругу зрителей ряд новых работ. Среди них было полотно «Христос в Гефсиманском саду». Оно поразило присутствующих. Вот что написал о картине искусствовед Владимир Петров:
«Сюжет, не раз привлекавший его товарищей-передвижников, Куинджи интерпретировал соответственно своему переживанию космического смысла бытия — фигура освещённого лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла».
Произведение хранится в Воронцовском дворце-музее в Алупке.
В период с 1900 по 1905 годы мастер пишет картину «Радуга». Сегодня она является частью собрания Государственного русского музея. Есть подобная, но меньшая по размеру работа, хранящаяся в Чувашском музее.
Личная жизнь
В 17 лет юноша влюбился впервые и навсегда. Избранницей стала юная Вера Кетчерджи–Шаповалова. Молодые люди познакомились в доме отца девушки — зажиточного купца. Замечая чувства дочери, он однажды спросил, собирается ли она замуж за босяка. На что получил категоричный ответ:
«Если не за Архипа, то только в монастырь».
Кетчерджи поставил условие: сто золотых монет за отцовское благословение. Молодому художнику, чтобы заработать такие деньги, пришлось отправиться в Санкт-Петербург. А Вера осталась ждать. И дождалась. Архип заработал необходимую сумму. Но отец изменил условия и потребовал больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь и много работал.
В 1875 году молодые люди поженились. После свадьбы новоиспеченный муж написал портрет супруги. В свадебное путешествие отправились на остров Валаам. Во время поездки разыгрался сильный шторм. Супруги спаслись и решили: раз Бог сохранил им жизни, нужно направить их на добрые дела.
Архип Куинджи
После свадьбы Куинджи писал одну картину за другой. Работы покупались. В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Но супруги вели скромный быт, при этом помогали молодым художникам. Отсылали деньги неимущим. Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья. Жена поддерживала мужа в делах. Не требуя бриллиантов и роскошных платьев, сама готовила и убирала дом. Будучи талантливой пианисткой, не считала нужным «беречь» руки.
Супруга пережила возлюбленного на 10 лет. Детей у пары не было.
Смерть
В 1907 году здоровье художника начало ухудшаться. Сначала он заметил сильную одышку. А весной 1909-го, вернувшись из Крыма, больше недели провел между жизнью и смертью. Врачи сделали рентген и обнаружили сильное расширение сердца и аорты. Болезнь художник запустил основательно. Приступ был купирован, и живописец смог поправиться, но не окончательно.
Архип Куинджи на смертном одре
Следующей весной, во время поездки в Крым, Куинджи остановился в гостинице, где и настигла его болезнь. У него диагностировали воспаление легких. Художнику было 68 лет. В таком возрасте болезнь особенно коварна, а в сочетании с больным сердцем практически неизлечима. Миокардит постепенно убивал гения.
Врачи прописали полный покой, никаких встреч и бесед. Вера Леонтьевна в это время оставалась в Петербурге. Обеспокоенная отсутствием вестей, отправилась в Ялту. На тот момент Архипу Ивановичу стало лучше. Она вернулась в Северную столицу, куда должны были перевезти художника. Но этого не происходило. Она второй раз приехала в Ялту и сама организовала переезд. Врачи советовали лечиться на Кавказе, но мастер предпочел курортный Сестрорецк. Однако и туда ему попасть не удалось.
Памятник Архипу Куинджи
В Петербурге состояние Архипа Ивановича ухудшилось настолько, что стало понятно – дни его сочтены. Два месяца прошли в мучениях. Художник понимал, что смерть уже рядом. Ему хотелось видеть друзей. В это время к нему часто приходили ученики Рерих, Зарубин, Рылов. Друзья также не оставляли его.
Доктор Александр Гаврилович Гурвич записал в своем дневнике некоторые беседы с художником в последние недели его жизни. В частности, он проводил параллель между художниками и врачами, рассуждая:
«Художник есть тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее, единое — ту жизнь и тот смысл жизни, которые как бы рассыпаны в частностях, раздроблены в них… Почему не умеют это делать врачи? И они должны уметь».
Много философских бесед вел талантливый художник в последние дни жизни. Касался он темы искусства, религии и человеческой морали. Будучи добрейшим человеком с широкой душой, уходил он мучительно трудно.
Ранним утром 11 июля 1910 года Архипа Ивановича Куинджи не стало. Гроб с телом поставили в Академии художеств, а оттуда до кладбища его несли на руках ученики. К процессии присоединились нищие, которым не раз помогал художник. Могила «художника света» — на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. К ее оформлению приложили руку архитектор Щусев, скульптор Беклемишев, художник Николай Рерих, мозаист Фролов.
Малоизвестные страницы ИЗ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А.И. КУИНДЖИ
За время подготовки масштабной выставки произведений Архипа Ивановича Куинджи, развернутой в залах Государственной Третьяковской галереи осенью 2018 — зимой 2019 года, удалось уточнить ряд сведений из биографии и творчества пейзажиста. Речь идет о различных эпизодах из жизни Куинджи и близких ему людей, деталях его художественной и общественной деятельности, а также истории бытования отдельных произведений. Несмотря на то, что Куинджи был одним из самых известных и востребованных живописцев своего времени, в его биографии множество лакун. Крайне скудные архивные документы и лишь единичные сохранившиеся письма не позволяют выявить отношение самого художника к задачам живописи, прояснить особенности его творческой практики. По-видимому, Куинджи, будучи «ленивцем» писать письма[1], предпочитал переписке личные визиты и живое общение, а философствованию на бумаге — ораторские выступления, воспоминания о которых сохранились в мемуарах очевидцев. Поэтому обнаружение новых уточняющих сведений о жизни и творчестве Куинджи крайне ценно.
Биография художника
Ранний период жизни Куинджи (приблизительно до 1868 года, когда появились первые свидетельства его пребывания в Петербурге) наименее изученный. До сих пор не известен точный год рождения художника. Писатель М.П. Неведомский (настоящая фамилия Миклашевский), автор первой монографии о пейзажисте (СПб., 1913), лично его знавший, сообщал, что он родился в 1840 году[2]. В сохранившихся документах — паспортах, формулярном списке, канцелярских запросах из Императорской Академии художеств — можно встретить три даты: 1841, 1842 и 1843 год[3]. Наиболее часто в литературе о художнике указывается 1842 год. По-видимому, сам Куинджи не был уверен в точной дате своего рождения. Достоверно известно, что именины он праздновал 19 февраля (по старому стилю). Не случайно именно на этот день в 1909 году было назначено торжественное открытие Общества имени А.И. Куинджи.
В отношении своей национальной принадлежности Куинджи имел четкую позицию. Уникальным свидетельством его взгляда на этот вопрос является краткая заметка, помещенная в газете «Новое время» (1904, №10055) и опубликованная повторно в журнале «Мир искусства» (1904, №3). Поводом для нее послужили слова г. Меньшикова, который причислил художника к выдающимся евреям России. Спустя два дня Куинджи напечатал свой ответ: «Я принужден заявить многоуважаемому г. Меньшикову, что я — русский. Предки мои греки, которые еще при императрице Екатерине переселились с южного берега Крыма и основали город Мариуполь и 24 деревни. Все сказанное мною подтвердит многоуважаемому г. Меньшикову мой земляк Эльпе (Л. Попов), сотрудник «Нового времени», с которым я знаком с детства»[4].
Не до конца проясненной остается история пересечения судеб Архипа Ивановича Куинджи и Ивана Константиновича Айвазовского. Влияние знаменитого мариниста на творчество начинающего пейзажиста не вызывает сомнений. Самые ранние из известных картин Куинджи — «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма» (1868, местонахождение неизвестно) и «Исаакиевский собор при луне» (1869, Смоленский государственный музей-заповедник) — исполнены в духе романтизма. Считается, что первое знакомство Куинджи с произведениями Айвазовского состоялось в середине 1850-х годов. Движимый желанием обучаться в мастерской прославленного мариниста, он, будучи совсем юным, совершил самостоятельное путешествие из Мариуполя в Феодосию. С большой долей вероятности можно утверждать, что позднее Куинджи входил в число учеников Общей художественной мастерской, открытой Айвазовским в Феодосии в 1865 году «с целью образовать художников по части живописи морских видов, пейзажей и народных сцен»[5]. Доказательством этого предположения служит письмо Айвазовского в Совет Академии 1866 года: « несколько молодых людей занимались под моим руководством сначала рисованием c оригиналов, с натуры и, наконец, масляными красками. Ныне трое из них: Фесслер, Алтунджи и Кондопуло написали в натуре программы: первый из них — Судакскую долину, второй — также берег Судака, а третий — вид города Феодосии. Все три программы написаны ими самими от начала до конца. Представляя первые труды моих учеников в Совет Академии, я прошу покорнейше на первый раз снисхождения Совета »[6]. Примечательно, что фамилия Алтунджи и столь созвучная ей — Куинджи образованы от родственных слов, означающих «золотых дел мастер»[7]. Приведенный фрагмент из письма объясняет то, почему в 1868 году Куинджи, дебютируя на годичной академической выставке, был заявлен как ученик профессора Айвазовского[8]. В том же году Совет Академии признал его достойным звания свободного художника, вновь причислив к «ученикам школы профессора Айвазовского»[9]. В дальнейшем, когда Куинджи выработал самобытную манеру письма и стал признанным живописцем, его имя зачастую продолжало упоминаться в связи с Айвазовским. В галерее П.М. Третьякова полотна обоих художников висели рядом в одном зале. Пейзажистов сравнивали по количеству посетителей персональных выставок и по силе производимого эффекта их полотен. В частности, по поводу картины «Украинская ночь» (1876, ГТГ) один из критиков отмечал, что «в иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского»[10]. Если между пейзажистами и было соперничество, то оно не мешало им продолжать общение. Известно, что Айвазовский посетил пейзажную мастерскую Куинджи в Высшем Художественном училище при Академии художеств (между 1896-м и февралем 1897 года), в которой на тот момент обучался его внук М.П. Латри. В Научном архиве Российской академии художеств в Петербурге хранятся две уникальные фотографии, запечатлевшие мэтра перед мольбертом в окружении Куинджи и его учеников. Детали этого визита описаны в воспоминаниях А.А. Рылова, другого выпускника мастерской Куинджи[11].
На художественном рынке середины 1870-х — начала 1880-х пейзажи Куинджи отличала удивительно высокая стоимость. В этот период, когда художник демонстрировал картины на групповых и персональных выставках, подавляющее количество произведений было куплено П.М. Третьяковым. Черновые заметки Павла Михайловича сохранили сведения о заплаченных суммах за полотна Куинджи. Первую работу «На острове Валааме» коллекционер приобрел в 1873 году за 375 рублей. В 1874-м за «Забытую деревню» было уплачено 600 рублей, в 1875-м за два полотна «Чумацкий тракт в Мариуполе» и «Степь в цвету» — 1500 рублей, в 1879-м за три картины «Север», «Березовая роща» и «После дождя» — 6500 рублей. В 1882 году за полотно «Днепр утром» Третьяков отдал колоссальную по тем временам сумму в 3000 рублей[12].
Широко известен тот факт, что Куинджи был крупным благотворителем. Он делал большие пожертвования на пользу развития русского искусства. Памятуя о первых, очень трудных годах собственного пребывания в Петербурге, Архип Иванович выступал покровителем нуждающихся учеников Высшего Художественного училища. В 1908 году учащиеся в знак благодарности обратились к ректору В.А. Беклемишеву с просьбой поместить портрет художника в академической столовой[13]. В Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) сохранилось письмо, демонстрирующее готовность Куинджи прийти на помощь товарищу. Так, в 1890-е годы он обращался к живописцу А.А. Киселеву: « я слышал, что Вы больны — нуждаетесь, так как Товарищество [передвижных художественных выставок. — А.Е.] не может Вам помочь, то позвольте мне, уважающему Вас приятелю, предложить просимую Вами сумму (500 р.). При сем прилагаю двести руб., а триста руб. пришлю через день или два»[14]. Обоих пейзажистов связывали дружеские отношения. В 1897 году Киселев сменил Куинджи на посту руководителя пейзажной мастерской Высшего Художественного училища, а спустя пять лет, в 1902-м, Архип Иванович повторно поддержал кандидатуру Александра Александровича[15]. Киселев был в числе тех немногих близких знакомых — И.Е. Репина, Д.И. Менделеева, В.Е. Маковского, И.И. Ясинского, которым Куинджи в 1901 году продемонстрировал последний раз в своей жизни четыре новых полотна, ставших для них откровением[16]. В письме к художнику К.А. Савицкому Киселев восклицает: «А Куинджи! Можешь себе представить, что он показал нам (академистам) 4 новых картины, очень хороших, после двадцатилетней забастовки! Это просто удивительно! Оказывается, что он все это время работал и не без успеха»[17].
О путешествиях Куинджи сохранилось немного сведений. Документально подтверждаются четыре заграничные поездки в 1873, 1875, 1878 и 1898 годах, за время которых он посетил Францию, Австро-Венгрию, Германию, Швейцарию, Англию и Бельгию. Одно из малоизвестных писем Куинджи к Репину указывает на то, что летом 1878 года, перед отъездом за границу, Куинджи путешествовал по Днепру: «На Днепре заболел, а потому, проездом через Москву (20 июля), не мог зайти к тебе. Как только выздоровел, отправился с женой на Всемирную выставку в Париж и, кстати, рассмотрел галереи: Берлинские, Мюнхенские и Венские»[18]. Со второй половины 1880-х годов Куинджи стал часто посещать Крым в связи с приобретением земельного участка на Южном берегу. В 1888-м по приглашению художника Н.А. Ярошенко он впервые посетил Кавказ. Малоизвестным является то, что поездка на Кавказ могла состояться раньше — летом 1886 года Куинджи получил предложение Ярошенко и Менделеева принять участие в их поездке в Тифлис и Баку, но отказался[19].
Куинджи был близок ученому кругу, в частности, он хорошо знал профессоров Санкт-Петербургского университета химика Д.И. Менделеева и физика Ф.Ф. Петрушевского. Одной из научных дисциплин, которой интересовался пейзажист, была астрономия. Куинджи мог узнавать о научных открытиях в изучении небесных тел через общение с астрономом Н.А. Морозовым. Любопытно, что Николай Александрович отмечал, что картина «Украинская ночь» (1876, ГТГ) «пленила его не только своим лунным светом и всей тихой красотой лунной ночи, но также, как астронома, и тем, что звезды стояли все на своем месте, в своих созвездиях, а не были случайно натыканы в разных местах, как часто бывает у других художников»[20].
В 1890-1900-е годы Куинджи вел активную общественную деятельность, связанную с художественной жизнью Петербурга. В 1892-1893 годах он был вовлечен в работу «Особой комиссии для всестороннего обсуждения необходимых в устройстве Императорской Академии художеств изменений и для составления соответственно этим изменениям нового Устава». Куинджи принимал активное, но «закулисное» участие в подготовке Устава (не входил в постоянный состав комиссии, выступая экспертом по отдельным вопросам)[21]. Авторитет художника был столь высоким, что он числился в списке кандидатов на должность ректора Высшего Художественного училища, однако в 1906 году попросил исключить его из числа претендентов. Малоизвестен тот факт, что в 1907 году Куинджи выступил с инициативой устройства в Петербурге постоянного выставочного помещения Императорской Академии художеств, для которого предлагал приспособить круглый двор здания Академии[22]. Это предложение вызвало критику и было отклонено Общим собранием. С 1895-го по 1902 год Куинджи входил в состав Комиссии по отбору картин для Русского музея императора Александра III. В 1907 году в качестве председателя комитета Весенних выставок Куинджи лично занимался организационными вопросами по устройству будущей экспозиции (1908 год), ведя переписку с А.Е. Львовым о предоставлении помещения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества[23]. В 1910 году «за выдающуюся деятельность на художественном поприще» Куинджи был удостоен ордена Святого Станислава I степени.
Закрытый образ жизни четы Куинджи порождал легенды о супруге художника Вере Леонтьевне, которая предпочитала находиться в тени знаменитого мужа. В воспоминаниях художника Н.А. Киселева, сына пейзажиста А.А. Киселева, отмечалось: «Его семья [А.И. Куинджи. — А.Е.] состояла только из него и жены, с которою никто из ближайших соседей не мог не только познакомиться, но и увидеть ее. Кем был установлен такой режим — неизвестно. Она ли сама придерживалась этого порядка, или он был виновником ее затворничества, — никто ничего сказать не мог. . Никто из наших никогда жену Куинджи не видел. Нигде с женой Архип Иванович не показывался и никогда никого к себе не звал»[24]. Действительно, Вера Леонтьевна не вела светской жизни и занималась по преимуществу хозяйством, так как в доме не было принято держать прислугу, а также, по-видимому, заведовала документацией и корреспонденцией мужа. Однако даже те немногочисленные сведения о ее жизни, которые собираются буквально по крупицам, дают основание предположить, что слова Киселева о «затворничестве» все же являются преувеличением.
Вера Леонтьевна Куинджи родилась в 1854 или 1855 году[25] в Мариуполе в семье обрусевшего грека Леонтия (Елевферия, Клевтерия) Спиридоновича и Евдокии Пантелеевны Шаповаловых-Кетчерджи. Ее отец был состоятельным купцом, продолжавшим дело предков — выделку шапок (в переводе с татарского «кетчерджи» — шапковалы). В отличие от Архипа Ивановича Вера Леонтьевна получила хорошее образование. Она была выпускницей Кушниковского института благородных девиц в Керчи[26]. Красноречивым свидетельством ее эрудиции является, как ни странно, полный список работ великого химика Д.И. Менделеева, составленный им лично в 1899-1903 годах. Точнее комментарии ученого, согласно которым в 1896 году перевод на французский язык двух его статей о бездымном порохе (современной засекреченной разработке) и колебании весов был выполнен госпожой Куинджи[27]. Братья Веры Леонтьевны также были людьми образованными и внесли ощутимый вклад в становление театральной культуры в Мариуполе. Старший, Василий Леонтьевич, считается основателем драматического театра в Мариуполе, с 1878 года он руководил первой профессиональной труппой в городе. Второй брат, Иван Леонтьевич, стал актером и учредителем Товарищества драматических артистов. Племянник Веры Леонтьевны Михаил Васильевич стал экономистом, автором научных статей и цикла публичных лекций, а также был актером, режиссером и драматургом. Его сын Валерий Михайлович пошел по той же стезе и работал актером в Киеве и в Харьковском русском драматическом театре имени А.С. Пушкина[28]. Проявлялось ли увлечение театром в жизни Веры Леонтьевны, неизвестно. Супруга художника любила музицировать и прививала это умение супругу: домашний досуг они проводили, исполняя музыкальные композиции на пару — Вера Леонтьевна на фортепьяно, Архип Иванович на скрипке.
Куинджи был старше своей супруги примерно на 13 лет. Художник не сразу получил согласие родителей невесты на заключение брака. Главными препятствиями были бедность молодого человека и его призвание, не предвещавшее денежного достатка. Судьбоносным стал 1875 год, когда П.М. Третьяков приобрел с 4-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) сразу две картины Куинджи — «Чумацкий тракт в Мариуполе» (ГТГ) и «Степь в цвету» (местонахождение неизвестно) за 1500 рублей. Этих средств хватило на первое путешествие за границу и долгожданную поездку в Мариуполь, где в июле 1875 года сыграли свадьбу. Вскоре после этого Куинджи создал карандашный портрет жены, проникнутый трепетным и нежным отношением к модели. С 1875 года Вера Леонтьевна вместе с мужем поселилась в Петербурге и стала свидетельницей его стремительного взлета. Как отмечалось выше, в третье заграничное путешествие, в 1878 году, Куинджи отправился уже вместе с супругой. Художник бывал с женой у Менделеева на его казенной квартире при Санкт-Петербургском университете. В Музее-архиве Д.И. Менделеева сохранилась мемориальная скатерть с автографами гостей дома. На ней подпись «Куинджи» вышита дважды: одна, поставленная практически по центру рукой Архипа Ивановича, вторая — рукой Веры Леонтьевны скромно, у нижнего края[29]. С супругой пейзажиста были знакомы его ученики, по преимуществу члены Общества имени А.И. Куинджи. Она принимала участие в разборе и систематизации художественного наследия мастера, около 500 произведений, завещанных им Обществу. Скончалась Вера Леонтьевна Куинджи, вероятно, в Петрограде в 1920-е годы.
А.И. КУИНДЖИ. Ай-Петри. Крым. 1890‑е
Бумага на холсте, масло. 39 × 53. ГРМ
Художественная деятельность
Начиная с осени 1880 года по конец 1882-го Куинджи провел серию персональных выставок. К подготовке первой из них художник приступил после выхода из состава ТПХВ зимой 1880 года. Это был крайне подходящий момент для начала обособленной от Товарищества выставочной деятельности. Выступление Куинджи на 7-й передвижной выставке 1879 года оказалось очень успешным. «Нет сомнений, — писал один из обозревателей, — что весь состав выставки интересен для публики, но о Куинджи идет шум, говор, и Куинджи является таким образом как бы предметом общего любопытства»[30]. В общей сложности при жизни художника состоялось шесть персональных выставок. В организации четырех из них Куинджи играл ключевую роль (1880, 1881, 1882 в Петербурге; 1882 в Москве). На них пейзажист демонстрировал три картины — «Лунная ночь на Днепре» (1880, ГРМ), «Березовая роща» (1881, местонахождение неизвестно) и «Днепр утром» (1881, ГТГ).
Малоизвестным является то, что в январе 1881 года при содействии И.С. Тургенева, секретаря Общества русских художников в Париже, полотно «Лунная ночь на Днепре» в течение десяти дней экспонировалось в галерее парижского торговца картинами Зедельмейера[31]. Не позднее марта 1883 года выставка работ Куинджи состоялась в Киеве. «Известный собиратель Ф.А. Терещенко, купивший у Куинджи “Ночь на Дону» и “Березовый лес»[32], произвел в Киеве картинами Куинджи сенсацию, — отмечал корреспондент «Художественного журнала». — Чуть не весь Киев перебывал в галерее г. Терещенко и чуть не месяц киевляне были заняты оживленным разговором о достоинствах кисти Куинджи»[33]. Другим свидетельством того, что произведения Куинджи можно было видеть после 1882 года, когда сам художник прекратил вести выставочную деятельность, служит постоянная выставка в помещении Московского общества любителей художеств, развернутая в 1887 году[34].
При подготовке персональных экспозиций Куинджи показал себя как умелый организатор. Задолго до открытия первой выставки, назначенного на 30 октября 1880 года, в ведущих периодических изданиях уже стали появляться объявления о грядущем событии. Приглашая в свою мастерскую знакомых, в числе которых были видные писатели, художники, ученые, Куинджи способствовал распространению хвалебных отзывов о картине «Лунная ночь на Днепре». Как результат в журналах и газетах публиковались очерки о новом пейзаже. В числе восклицаний о поразительных живописных достоинствах полотна в них сообщалось о том, что полотно приобрел за колоссальную сумму в 5000 рублей великий князь Константин Константинович, что также изрядно подогрело интерес публики. Приложенные Куинджи усилия привели к беспрецедентному успеху. Поразительно высокую посещаемость экспозиции подтверждают многочисленные мемуарные и эпистолярные свидетельства современников, а также статистические данные. Согласно годовому отчету Общества поощрения художников, с 30 ноября по 14 декабря 1880 года выставку Куинджи посетили 12929 человек[35]. С 15 января по 21 февраля 1882 года увидеть в здании Общества поощрения художеств (ОПХ) полотна «Днепр утром», «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре» пришли 9057 человек[36]. Эти цифры в разы больше, чем количество зрителей выставок других пейзажистов — И.К. Айвазовского, Ю.Ю. Клевера и Р.Г. Судковского[37]. Только В.В. Верещагину было под силу побить рекорд Куинджи в борьбе за зрителя. Экспозицию знаменитого баталиста, открытую в ОПХ с 19 ноября 1883 года по 15 января 1884-го, увидел 31691 посетитель[38].
В сознании современников имена Куинджи и Верещагина стояли рядом. К обоим художникам-новаторам отношение общества было противоречивым, они удостаивались как самых хвалебных отзывов критиков, так и их же яростных нападок. Не случайно в 1882 году Куинджи объединился именно с Верещагиным, и они открыли в разных залах ОПХ две экспозиции: Куинджи представил три названные выше картины, а Верещагин — небольшую по формату картину «Дервиши». На ней изображались два дервиша в ярких, пестрых восточных халатах, беседующих друг с другом. Вырученную от продажи сумму Верещагин пожертвовал пострадавшим при пожаре в театре в Вене[39]. Оба художника выступали новаторами-экспозиционерами и задействовали искусственное освещение. Верещагину искусственный свет был необходим прежде всего для продления ежедневного времени работы выставок (также он признавал, что при свете ламп картины смотрятся выразительнее). Куинджи применял затемненное помещение и ламповый свет для создания особой атмосферы, благоприятствующей созерцанию картины, и, безусловно, достижения эффекта большей выразительности масляной живописи. Посетитель первых двух персональных выставок Куинджи архитектор К.М. Быковский отмечал, что их устройство было исполнено одинаково[40]. Он оставил подробное описание того, что увидел: «Вы входите в темную обширную комнату; слабый свет едва проникает при входе, но глубина помещения потонула в полном мраке. В этой глубине вдали, за силуэтом голов зрителей ярко светится, подобно транспаранту, блестящий цветной прямоугольник. Наталкиваясь в темноте на зрителей, вы подвигаетесь вперед до преграды, которая останавливает вас, и ощупываете высокую балюстраду. По мере того, как глаз привыкает к темноте, представляется возможность различить и черную раму картины, более светлую, чем мрак за ней, и полосу света, идущего перед картиной с левой стороны. Между балюстрадой, которая останавливает вас, и картиной уже явственно видна черная перегородка с прямоугольным отверстием, за которым поставлена картина. Перед вами, несомненно, картина, освещенная спереди отраженным ламповым светом, источник которого за перегородкой. Засматривая со стороны, вы не видите лампы, но за перегородкой видно отверстие, из которого направлен луч света. Всматриваясь ближе, вы ясно видите, что картина поставлена не параллельно к балюстраде и к перегородке, следовательно, не перпендикулярно лучу вашего зрения. Она поставлена под углом, причем отдалена от зрителя стороной, противоположной направлению света. Таким образом, лучи света, до известной степени, скользят по картине, и картина отсвечивает в блестящих местах»[41]. Примечательно, что великий князь Константин Константинович, владелец картины «Лунная ночь на Днепре» (с 1928 находится в ГРМ), впоследствии также применял электрический свет для подсветки полотна. Судить об этом возможно по редкой фотографии интерьера Ореховой гостиной Мраморного дворца, хранящейся в ИРЛИ РАН.
Достоверно неизвестно, какие лампы применял на своих экспозициях Куинджи. Имя пейзажиста сближали с именем электротехника П.Н. Яблочкова, изобретателя передового варианта электрической лампы. В 1879 году как реакция на успех картины «Березовая роща» (1879, ГТГ), словно «пронизанной» солнечным светом, на обложке журнала «Стрекоза» был помещен дружеский шарж А.И. Лебедева «А.И. Куинджи. Свет Яблочкова». Несколькими месяцами ранее обложку этого художественно-юмористического издания украсил шарж на Яблочкова[42]. Однако вряд ли Куинджи использовал «свечи Яблочкова», у которых имелись существенные недостатки: неровный бледно-синий оттенок света и отвлекающий шум от горения угольных стержней[43]. Можно предположить, что Куинджи для поддержания чистого звучания красок, а также для сохранения «молитвенной тишины» задействовал более совершенный вариант осветительного прибора. Например, так называемую лампу «солнце» Клерка и Бюро, свет которой «ближе всего подходит к солнечному. Он не утомляет зрение и в высшей степени приятен для глаз, он сохраняет картинам и вообще краскам все те тоны и оттенки, которые они имеют при дневном свете »[44].
Громадный успех у публики картины «Лунная ночь на Днепре» способствовал тому, что художник воплотил в жизнь идею о ее массовом тиражировании с помощью масляной олеографии. Впервые подобный замысел зародился в 1879 году, когда в письме Третьякову Куинджи сообщал: «Мне пришла мысль составить олеографический альбом моих картин, но так как для этого необходимо снять копии, то покорнейше прошу Вас прислать мне картины: (без рам) “Березовая роща», “После дождя» и “Север»»[45]. Тогда эта инициатива, по-видимому, осталась неосуществленной. Однако начиная с февраля 1881 года Куинджи начал помещать в «Художественном журнале» и газете «Новое время» объявления о подписке на олеографические копии с картин «Лунная ночь на Днепре» и «Березовая роща» (1881). Согласно объявлению каждая олеография (в один метр длиной по цене 35 рублей за штуку) издавалась при непосредственном участии и наблюдении автора с копии картины, также исполненной им лично и не выставляемой на продажу[46]. Аналогичная подписка была открыта в 1882 году через газету «Московские ведомости». Куинджи стал первым из крупных художников, который обратил пристальное внимание на этот способ репрезентации и тиражирования живописных произведений. Художник погрузился в это неведомое ему дело и около года потратил на производство олеографий при одной из самых малоизвестных мастерских Петербурга[47]. Олеографии Куинджи пользовались большим спросом. Как утверждал корреспондент журнала «Русское обозрение»: «Кажется, ни один из художников не популярен благодаря олеографии так, как Куинджи»[48].
Судьбы произведений
За время подготовки выставки картин А.И. Куинджи удалось уточнить историю бытования ряда произведений из собрания Третьяковской галереи, в том числе и ранее выданных из стен музея. Известно, что в 1875 году на 4-й выставке ТПХВ художник вместе с полотном «Чумацкий тракт в Мариуполе» представил два степных пейзажа под названиями «Степь в цвету» и «Степь». Первые два полотна были приобретены Третьяковым, третье — киевским промышленником Ф.А. Терещенко. Сегодня местонахождение обеих «Степей» неизвестно. Картина из Третьяковской галереи была выдана в 1932 году. Второй пейзаж под названием «Курган в степи. Закат солнца» находился в Киевском музее русского искусства и был утерян в годы Великой Отечественной войны[49]. Однако судить о композиционном решении обеих картин возможно по описанию, оставленному А.В. Праховым[50], и сохранившимся фотографиям. Речь идет о снимке экспозиции зала №4 Третьяковской галереи от 1898 года и фотографии 1932 года, сделанной накануне выдачи из музея, а также о фотографии, хранящейся в Национальном музее «Киевская картинная галерея»[51].
И.А. ВЛАДИМИРОВ. На крыше. А.И. Куинджи кормит голубей. 1910
Холст, наклеенный на картон, масло. 35 × 47. ГРМ
О картине «Ночь на Днепре» — авторском варианте-повторении, исполненном в 1882 году, — было известно, что ее приобрели в 1930-м у Е.В. Ляпуновой, вдовы московского коллекционера А.Н. Ляпунова. По воспоминаниям очевидцев, удалось уточнить, что пейзаж Куинджи украшал столовую Дома с атлантами на Солянке (д. 7, кв. 5), где жила семья Ляпуновых[52]. В документах Общества имени А.И. Куинджи, хранящихся в Отделе рукописей Государственного Русского музея, содержатся сведения о том, что Ляпунов приобрел пейзаж у Общества 20 ноября 1917 года[53]. Картина с момента написания и до конца жизни Куинджи находилась в его мастерской на Васильевском острове. После смерти художника она экспонировалась на двух первых посмертных выставках — в 1913 году в Петербурге и в 1914-м в Москве.
В общей сложности Куинджи исполнил пять повторений картины «Лунная ночь на Днепре»[54]. По письмам и воспоминаниям современников было известно, что одна из копий была создана по заказу коллекционера Д.П. Боткина, который заплатил за нее 5000 рублей[55]. В НИОР РГБ хранится письмо, подтверждающее эти сведения. Так, в марте 1880 года художник А.А. Риццони писал Боткину из Рима: «Меня два раза навещали наши великие князья Сергей Александрович], Павел Александрович] и Константин Константинович], владелец лунной ночи Куйинджи [так в тексте. — А.Е.]. Говорили и про Вас, про Вашу коллекцию — Константин] Константинович не особенно доволен, что Куинджи повторяет лунную ночь»[56].
Впервые Куинджи получил заказ на повторение картины после экспонирования на 5-й выставке ТПХВ полотна «Украинская ночь» (1876, ГТГ), вызвавшего большой интерес публики[57]. Копия до конца жизни художника оставалась в его мастерской, затем экспонировалась на двух посмертных выставках и в 1918-м была приобретена К.Б. Дембовским[58]. Ныне ее местонахождение неизвестно. Судить о внешнем виде картины возможно по фототипии, помещенной в книге М.П. Неведомского (СПб., 1913).
Н.К. Рерих, один из самых преданных учеников пейзажиста, отмечал, что «около имени Куинджи всегда было много таинственного. Верилось в особую силу этого человека. Слагались целые легенды»[59]. До сих пор биография художника полна вопросов, поиск ответов на которые — непростая, но непременно увлекательная задача для исследователя.
- Письмо И.Е. Репина к И.Н. Крамскому от 1874 года // Переписка И.Н. Крамского : В 2 т. Т. 2. М., 1954. С. 312.
- См.: Неведомский М.П., Репин И.Е. А.И. Куинджи. М., 1997. С. 14. Считается, что Неведомский видел метрику Куинджи.
- Личное дело Куинджи хранится в РГИА (Ф. 789. Оп. 6. Ед. хр. 175).
- Смех и грех // Мир искусства. 1904. Т. 11. №3. С. 73.
- Айвазовский. Документы и материалы. Ереван, 1967. С. 110.
- Там же. С. 148-149.
- Дед Куинджи был ювелиром. Старший брат художника — Спиридон — носил двойную фамилию Куинджи-Золотарев.
- См.: Указатель художественных произведений годичной выставки Академии художеств за 1867-1868 годы. СПб., 1868. С. 17.
- РГИА. Ф. 789. Оп. 6. Ед. хр. 175. Л. 2. Диплом неклассного (свободного) художника Куинджи получил в 1870 году после сдачи необходимых словесных экзаменов.
- Цит. по: Манин В.С. Куинджи. М., 1976. С. 40.
- См.: Рылов А.А. Воспоминания. Л., 1960. С. 63-64.
- См.: ОР ГТГ. Ф. 1. Ед. хр. 4724. Л. 1; Л. 1. об.
- См.: РГИА. Ф. 789. Оп. 6. Ед. хр. 175. Л. 85, 85 об., 86.
- НИОР РГБ. Ф. 127. Оп. 2. Ед. хр. 60.
- См.: ОР ГТГ. Ф. 14. Ед. хр. 130. Л. 10.
- Полотна «Христос в Гефсиманском саду» (Алупкинский дворцовопарковый музей-заповедник), новый вариант «Березовой рощи» (Национальный художественный музей Республики Беларусь), «Днепр» (Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей заповедник; все три — 1901), частично переписанную картину «Вечер на Украине» (1878, ГРМ).
- ОР ГТГ. Ф. 14. Ед. хр.130. Л. 22 об. Проведя серию успешных персональных выставок, последняя из которых состоялась в конце 1882 года, Куинджи перестал экспонировать произведения. Художник держал от всех в тайне то, что продолжал заниматься живописью.
- Цит. по: КороткинаЛ.В. Деятельность А.П. Боголюбова в организации русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1878 года. Неизвестное письмо А.И. Куинджи к И.Е. Репину 1878 года // Художественный музей и культура края: Тезисы доклада научно-практической конференции. Саратов, 1994. С. 44.
- См.: Письмо Н.А. Ярошенко к Д.И. Менделееву от 9 июля 1886 года // Поленова И.В. Николай Александрович Ярошенко. Письма. Документы. Современники о художнике. М., 2018. С. 87.
- РГАЛИ. Ф. 842. Оп. 1. Ед. хр. 62. Л. 7 об.
- См.: Во главе Императорской Академии художеств Граф И.И. Толстой и его корреспонденты. 1889-1898. М., 2009. С. 21.
- См.: Старые годы. 1907. Ноябрь. С. 579-580; декабрь. С. 628.
- См.: РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 1. Ед. хр. 618. Л. 42-45, 48.
- Киселев Н.А. Среди передвижников: Воспоминания сына художника. Л., 1976. С. 116.
- См.: ОР ГТГ. Ф. 4. Ед. хр. 1479. Л. 3. В метрической книге церкви Рождества Богородицы в Мариуполе указывалось, что в июле 1875 года Вере Леонтьевне было 20 лет.
- См.: Яруцкий Л.Д. Мариупольская старина. Мариуполь, 1991. С. 246, 247.
- См.: Архив Д.И. Менделеева. Автобиографические материалы: Сборник документов. Л., 1951. Т. 1. С. 107, 157.
- См.: Яруцкий Л.Д. Указ. соч. С. 182-218.
- Выражаю благодарность за предоставленные сведения Т.П. Кораблевой, заместителю заведующего Музеем-архивом Д.И. Менделеева.
- Летопись искусства, театра и живописи // Всемирная иллюстрация. 1879. №531. С. 215.
- См.: Письмо И.С. Тургенева к Д.В. Григоровичу от 1881 года // И.С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем: В 28 т. Т. 13. Кн. 1. Л., 1968. С. 48.
- Речь идет о картине, исполненной в 1882 году и хранящейся ныне в Национальном музее «Киевская картинная галерея», и о втором варианте «Березовой рощи» (1881, местонахождение неизвестно).
- Смесь. Выставки. Выставка картин А.И. Куинджи в г. Киеве // Художественный журнал. 1883. Т. 5. №3. С. 217.
- См.: Московское общество любителей художеств и культурная жизнь Москвы. М., 2017. С. 140.
- См.: Отчет о действиях Комитета Общества поощрения художников за 1880 год. СПб., 1881. С. 64.
- См.: Отчет о действиях Комитета Императорского Общества поощрения художеств за 1882 год. СПб., 1883. С. 60.
- Так, выставка Айвазовского, открытая в 1883 году в Обществе поощрения художеств, привлекла 5128 человек (см.: Отчет о действиях Комитета Императорского Общества поощрения художеств за 1883 год. СПб., 1884. С. 30).
- См.: Отчет о деятельности Императорского Общества поощрения художеств за 1884 год. СПб., 1885. С. 44.
- N.N. Картины Куинджи и Верещагина // Новое время. 1882. №2114. С. 2.
- См.: Быковский К. По поводу последней картины г. Куинджи // Вестник Европы. 1881. Кн. 5. С. 396.
- Там же. С. 390-391.
- См.: Стрекоза. 1879. №1, №11.
- В 1879 году Верещагин начал применять на своих экспозициях «свечи Яблочкова» и столкнулся с их недостатками (см.: Альгер И.Л. Секрет успеха. Выставочная деятельность Василия Верещагина и зарубежная пресса // Василий Верещагин: Каталог выставки. М., 2018. С. 43).
- См.: Очерки Всемирной электрической выставки в Париже // Живописное обозрение. 1881. №43. С. 325.
- Письмо А.И. Куинджи к П.М. Третьякову от 10 мая 1879 года // ОР ГТГ. Ф. 1. Ед. хр. 2009. Л. 1.
- См.: Новое время. 1881. №1771 (1 февраля). С. 1; Художественный журнал. 1881. №2 (февраль).
- См.: Олеографии гг. Куинджи и Айвазовского // Художественный журнал. 1882. №3. С. 187-188.
- Галерея П.М. Третьякова // Русское обозрение. 1893. Т. 24. С. 823.
- См.: Каталог произведений Киевского музея русского искусства, утраченных в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (живопись, графика). Киев, 1994. С. 70.
- См.: Прахов А.В. Четвертая передвижная выставка // Пчела. 1875. Т. 1. №10. С. 125.
- ОР ГТГ. Ф. 8/11. Ед. хр. 64; Фототека ГТГ. «Степь», инв. 9181. 21 .VII. 32 г.; НМ ККГ. «Курган в степи. Закат солнца», инв. Н-494.
- См.: Воронцов Н.Н. Алексей Андреевич Ляпунов. Очерк жизни и творчества. Окружение и личность. М., 2011. С. 77.
- См.: ОР ГРМ. Ф. 100. Ед. хр. 137. Л. 1, 37.
- Находятся в Государственной Третьяковской галерее, Астраханской государственной картинной галерее имени П.М. Догадина, Симферопольском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
- См.: Письмо П.П. Чистякова к К.Т. Солдатенкову от 1880 года // П.П. Чистяков. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832-1919. М., 1953. С. 109.
- НИОР РГБ. Ф. 258. Оп. 1. Ед. хр. 59. Л. 4.
- См.: Пятая передвижная выставка // Всемирная иллюстрация. 1876. 20 марта. №377. Т. 15. С. 246.
- См.: ОР ГРМ. Ф. 100. Ед. хр. 137. Л. 1.
- Рерих Н.К. Собрание сочинений. М., 1914. К. 1. С. 238.
Архип Иванович Куинджи
Фото Все
Видео Все
Экскурсия по выставке «Архип Куинджи»
Архип Куинджи / Передвижники / Телеканал Культура
Творчество Архипа Куинджи / #TretyakovEDU
Архип Куинджи — биография
Имя Архипа Куинджи стоит в ряду самых известных живописцев России. Современники называли Куинджи «художником света» за великолепную способность передавать цвета, которую называли магической.
Детство и юность
Сегодня практически каждый человек без труда узнает прекрасные полотна Куинджи по характерному магическому блеску луны и пестрых красок. Еще до изобретения цветной фотографии картины Куинджи привлекали к себе современников реалистичностью изображения и мягким светом, который позже назовут «магическим». Некоторые даже говорили, что Куинджи – волшебник, в арсенале которого имеются «лунные» краски. Однако до настоящего успеха мастеру предстояло пройти огромный творческий путь.
Родился маленький Архип в январе, в Мариуполе. Точный год рождения будущего художника не известен: после его смерти были обнаружены сразу три паспорта, в которых указаны следующие даты – 1843, 1842, 1841 годы. Отец юного Архипа был греком, работал обычным сапожником и называли его «еменджи», что с турецкого переводится как «трудяга», «трудовой человек».
Архип Куинджи
Дедушку будущего живописца называли «куинджи» (в переводе «золотых дел мастер»). Так и родилась фамилия Архипа. Никакой информации о матери мальчика не сохранилось.
Юный художник рано стал сиротой и жил то в доме тетушки, то переезжал к дяде. С детства Архип любил животных и природу. Мальчик старался защищать от хулиганов животных и всегда был готов прийти на помощь тому, кто слабее. С первых лет жизни мальчуган начал работать: он собирал кизяк для отопления, пас соседских гусей.
Учиться грамоте Архип начал у малообразованного грека. После изучения греческого языка, мальчик поступает в обычную школу. Но обучение не слишком привлекало будущего художника, однако особое удовольствие ему доставляло рисование. С далекого детства Архип использовал для выведения рисунков все, что попадало под руку: стены, забор, клочки бумаги.
Уже в 11 лет Куинджи устраивается на стройку церкви: он должен был считать кирпичи. В свободное время юному живописцу разрешили расписывать собственные комнаты. Затем мальчик начинает работать у торговца хлебом. Места работы менялись, неизменным оставалось лишь увлечение Архипа – он рисовал в свободное время, тратя каждую секунду на выведение новых рисунков. Кто-то из знакомых углядел в малыше хороший потенциал и Куинджи предлагают попробовать стать учеником великого Ивана Айвазовского.
Мальчик загорелся этой идеей и решает посетить великого мариниста. В Феодосию, где проживал мастер, Архип отправился пешком. Однако мечты юного пейзажиста не воплотились в жизнь – Айвазовский не нашел у него таланта и не захотел учить. Но и выгонять мальчика Айвазовский не стал, он поручил Куинджи красить забор и готовить краски. Заниматься с юношей стал один из родственников мариниста по фамилии Фейсслер. Через несколько месяцев Архип возвращается в родной город и начинает работать в качестве ретушера в фотографическом ателье. Несмотря на неудачу с ученичеством, Куинджи всегда верил в свой талант. Молодой художник бросает все и едет в Санкт-Петербург. Его новая мечта – поступить в Академию художеств.
Живописное творчество
Дважды великий живописец пытался поступить и художественную академию и получить образование и дважды эта затея заканчивалась поражением. Когда Архип не смог поступить во второй раз, он написал красивую картину под названием «Татарская сакля». Полотно было представлено на выставке от академии. В итоге картина произвела на всех впечатление и молодому человеку предлагают звание неклассного художника. Однако Архип отказывается от звания, попросив сделать его свободным слушателем академии. Таким образом только в 1868 году Куинджи начинает обучаться художественному мастерству.
Картина Архипа Куинджи «Татарская сакля»
В это время Архип находит друзей среди самых талантливых живописцев. Его товарищами становятся Васнецов и Репин. Именно под влиянием великих художников Куинджи пишет несколько мрачных полотен, которые встретили с восторгом на всех выставках.
Остров Валаам, на котором живописец впервые побывал в 1870 году, поразил Архипа. Удивительно тонкая красота, нежность природы этого чудесного края становятся частым сюжетом для полотен мастера. Самыми известными картинами стали «На острове Валааме», а также «Ладожское озеро». Первое полотно очень нравилось Крамскому, даже Третьяков приобрел картину для собственной коллекции.
Следующий успех ждал Куинджи на одной из выставок Общества поощрения художников. На этом мероприятии живописец решил впервые показать картину под названием «Снег». Картина привела публику в восторг. Через год в Лондоне мастер получит за свое творение бронзовую медаль.
Вскоре молодой живописец оказывается в рядах передвижников, куда входили самые знаменитые художники того времени. Представители этого течения в искусстве вдохновлялись бытом обычных крестьян, народничеством. Для одного из многочисленных вернисажей мастер создал картину под названием «Украинская ночь», которая тут же обрела массу поклонников. При этом многие называли полотно «магическим». Луна на полотне сверкала живым блеском, который мягко падал на украинские домики, разбросанные внизу. Людям казалось, что это и не картина вовсе – окно, через которое открывается вид на украинские красоты. Эта удивительная работа стала началом особого периода в жизни живописца. Он обращается к романтизму и начинает искать себя в творчестве. Молодой художник становится новатором в живописи, он использует яркие и реалистичные расцветки для своих полотен, вводит дополнительные цвета.
Картина «Украинская ночь»
В последней четверти 19-го века Архип уходит из направления передвижников – он больше не чувствовал вдохновения в изображении быта. Для него становятся куда важнее эмоции, которые дарит природа и которые он может воплотить в собственных картинах. Вскоре уже известный на тот момент художник представляет комплекс из трех полотен: «Север», картину «Березовая роща», а также композицию «После дождя». Трилогия наполнена чувствами и впечатлениями, здесь четко прослеживается влияние живописцев-импрессионистов. Начинается «золотая» эпоха в творческой биографии мастера.
Следом проходит выставка одного полотна, но зато какого! Картина «Лунная ночь на берегу Днепра» стала настоящей жемчужиной творческого пути автора. Зрители были поражены: казалось, что луна действительно светит с холста. Многие даже пытались заглянуть за картину – вдруг за ней прячется электрический фонарь. За картину начинается настоящая битва – любой коллекционер желал иметь полотно у себя. Покупателем стал один из князей Романовых. Когда Куинджи работал над этим произведением, он проводил эксперименты с красками и использовал битум. Через какое-то время первоначальные краски знаменитого полотна потемнели, но от этого «Лунная ночь» не утратила магической красоты и философского значения.
Затем проводится выставка уже двух работ: «Лунная ночь на Днепре», а также небезызвестная «Березовая роща». После этого события Куинджи резко замыкается в себе и в течение двадцати лет не показывает свои полотна. Хотя работа все также увлекала Архипа – он создавал и снова создавал новые произведения искусства.
Вскоре живописец решает посетить Кавказ. Там он видит природное явление, которое вдохновит художника на целую серию полотен. Он увидел отражение собственной фигуры в небе, что бывает очень редко.
В 1901 году Куинджи решает продемонстрировать новые полотна нескольким людям. В кругу избранных были его ученики, а также хорошие знакомые. Среди показанных работ было знаменитое полотно под названием «Христос в Гефсиманском саду». Это произведение искусства произвело на собравшихся неизгладимое впечатление. Один из искусствоведов позже скажет о картине, что Христос предстает «светом от света», ведь фигура спасителя появляется в нежном лунном сиянии. Христос был изображен в контрасте с темным окружением, но его силуэт словно испускал свет.
«Христос в Гефсиманском саду»
Вскоре художник напишет свое другое известное произведение – полотно «Радуга». Над просторными полями, в синем ясном небе появляется красавица-радуга. Яркие краски наполняют полотно, олицетворяют триумф солнца перед пасмурным дождем и серым небом.
«Радуга»
Красочные цвета, необычные сочетания и умение «видеть» природу Архипа Куинджи как поражали, так и поражают не только современников живописца, но и его потомков. Полотна мастера и через много лет после его смерти все также привлекают к себе внимание и становятся жемчужиной любой выставки.