Можайский Александр Федорович
Российский военный моряк. Контр-адмирал. Изобретатель. Построил и испытал первый самолет на двадцать лет раньше американцев братьев Райт. Первым в мире получил патент на самолет.
Александр Можайский родился 21 марта 1825 года в городе Котка, Финляндия. Мальчик вырос в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Федора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом являлся командир городского порта капитан-командор Ивана Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который блестяще окончил 19 января 1841 года. Через год произведен в мичманы. После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях молодой человек в 1849 году получил чин лейтенанта.
С 1850 по 1852 год Александр Федорович находился на Балтийском море. На протяжении следующих двух лет, на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт — Япония, где попал в шторм. Экипаж фрегата, после того как он оказался разбит цунами у берегов Японии в 1855 году, отплыл на родину на шхуне, построенной по чертежам Можайского. Впоследствии, по этим чертежам строилось первое в Японии килевое судно. В 1855 году назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов различный англо-французских кораблей.
Можайский в 1858 году принял участие в Хивинской экспедиции, организуя ее передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Александр Федорович составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции занимал должность старшего офицера 84-пушечного корабля «Орел».
Военный моряк, 8 сентября 1859 года получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» Можайский назначен его командиром и ходил на нем в Балтийском море. В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Здесь поселился в сельце Котельниково, которое в дальнейшем получит название в честь изобретателя: Можайское.
В 1863 году Можайский уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 по 1876 год Александр Федорович поселился в поселке Вороновица Украины, расположенный в 20 км от Винницы. В 1879 году морской офицер вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана первого ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики.
Начиная с 1876 года Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе, пользуясь консультацией русских ученых, продолжал совершенствовать свой проект. По истечении двух лет, когда изготовлены рабочие чертежи и проведен ряд изысканий, уточняющих расчеты, Можайский, чтобы обезопасить себя от многочисленных «дельцов» из министерства, стремящихся присвоить чужое достижение или же продать его за границу, решил запатентовать свое изобретение.
Обратившись 4 июня 1880 года в департамент торговли и мануфактур с просьбой о выдаче ему патента на изобретенный им «воздухолетательный снаряд» получил его 3 ноября 1881 года. Это был первый в мире патент на самолет, и выдан он русскому изобретателю-моряку капитану первого ранга Александру Федоровичу Можайскому. Самолет имел два паровых двигателя общей мощностью 30 лошадиных сил, расчетную скорость полета до 40 км/час, полетный вес около 950 кг, размах крыльев 24 метра и длину фюзеляжа 15 метров.
Самолет построен на собственные средства изобретателя, так как правительство, где находились в основном иностранцы, отказало в финансировании. Впервые, летательный аппарат конструкции Можайского испытан 20 июля 1882 года . Во время разбега самолет смог оторвался от земли, но вскоре потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. Мастер пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но вскоре средства у Можайского закончились. Самолет стоял много лет под открытым небом, а потом и вовсе оказался разобран.
В июле 1882 года получил звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам». Впоследствии Можайскому присвоено звание контр-адмирала.
Александр Федорович Можайский скончался 1 апреля 1890 года в Санкт-Петербурге от пневмонии. Похоронен великий изобретатель на Смоленском кладбище северной столицы.
Орден Святого Станислава II степени
Бронзовая медаль на Андреевской ленте «В память войны 1853-1856 гг.»
Орден Святого Владимира IV степени
Нагрудный знак отличия «За успешное введение Положения 19 февраля 1861 года»
Александр Федорович Можайский — краткая биография
ФИО: | Можайский Александр Федорович |
Дата рождения: | 21 марта 1825 г. |
Место рождения: | Роченсальм, Выборгская губернии |
Знак зодиака: | Овен |
Чем известен: | Изобретатель, военный, адмирал |
Дата смерти: | 1 апреля 1890 г. (65 лет) |
Родители и юные годы
Контр-адмирал и создатель одного из первых в мире самолётов – Можайский Александр Фёдорович, появился на свет 9 марта 1825 года в Роченсальме Выборгской губернии.
Отец Александра – Фёдор Тимофеевич, был потомственным моряком и на момент рождения сына имел звание лейтенанта. Он окончил Морской корпус в Санкт-Петербурге, после чего получил назначение на должность помощника капитана. В конце своей карьеры Фёдор Тимофеевич имел чин адмирала. Мать будущего изобретателя – Линдерман Юлия Ионовна, была родом из купеческой семьи, которая проживала в Ревеле (Таллине).
Отец Можайского хотел, чтобы сын стал моряком, и в 1835 году, приехав с Александром в столицу, определил его на учёбу в Морской кадетский корпус. Здесь молодой человек шесть лет изучал необходимые для будущих офицеров предметы, среди которых были: астрономия, навигация, начертательная геометрия, фортификация и теоретическая механика. По окончании учебного заведения, кадеты должны были не только уметь командовать кораблями, но и работать в области их проектирования.
Экспедиция в Японию
- Осенью 1853 года Можайский, входивший в офицерский состав фрегата «Диана», принял участие в экспедиции в Японию. Целью этого плавания являлось возвращение из дальних восточных земель русских дипломатов, во главе которых был адмирал Е. В. Путятин, так как их судно, пришло в негодность.
- 25 сентября фрегат с экипажем, насчитывающим более 400 человек, вышел на Большой рейд Кронштадта. Преодолев массу трудностей, борясь со штормами, моряки летом 1854 года прибыли к японским берегам. По воспоминаниям сына Александра Фёдоровича, именно в этой экспедиции, наблюдая за полётом птиц, Можайский впервые задумался о создании летательного аппарата.
- Русскому кораблю не суждено было вернуться на родину. В декабре 1854 года, близ берегов Японии произошло землетрясение и образовавшимися в результате этого цунами «Диана» была повреждена, а во время попытки перегнать судно в другой порт для ремонта – затонула.
- Экипажу корабля удалось спастись, и капитан решил своими силами построить корабль небольших размеров, для того, чтобы на нём отправить на родину часть команды. В проектировании и строительстве нового судна Можайский принимал самое активное участие.
- Через три месяца шхуна «Хеда», названая так в память о бухте, где затонула «Диана», была спущена со стапеля на воду, а ещё через три недели моряки увидели берега Авачинской бухты. Через некоторое время они добрались до города Петропавловск (сейчас Петропавловск-Камчатский). Капитан, с частью офицеров, среди которых был и Александр Фёдорович, прибыли на родину на американском торговом судне.
Фрегат «Диана» в бухте Симода (картина 1854 г.)
Служба на Балтике и Хивинская экспедиция
- Летом 1855 года Можайского направили на Амур, где назначили командиром эскадры мелкосидящих судов. Здесь он служил до 1856 года, после чего получил приказ о возвращении на Балтику.
- К тому времени стало очевидным преимущество паровых судов над парусными. Однако первое время в России строили комбинированные суда, которые имели как паровой двигатель, так и парусную оснастку. В 1857 году Александра Фёдоровича поставили во главе одного из таких винтовых фрегатов, который назывался «Гремящий». На его борт иногда поднималась для совершения морских путешествий семья императора Александра II.
- В 1858 году Можайского включили в состав сухопутной экспедиции, путь которой лежал в Хивинское царство, находящиеся в Средней Азии. Помимо изучения жизни и быта местных народов, задачей путешественников было исследование бассейна Аральского моря. Для этого и понадобилось включить в её состав опытного и знающего моряка.
- Александр Фёдорович справился с поставленной перед ним задачей и впервые составил описание Аральского морского бассейна, а также реки Амударьи. Собрав богатый научный материал, зимой 1859 года экспедиция вернулась на родину.
На гражданской службе и первые аэродинамические опыты
- После отпуска Можайский получил назначение на корабль «Орёл» — старшим офицером, однако уже в 1860 году его направили в финский в Бьернеборг, где в это время строился винтовой корабль «Всадник», командиром которого ему предстояло стать.
- После спуска судна на воду и проведения корабельных испытаний, офицер ушёл в долговременный отпуск. В это время в России, из-за поражения в Крымской войне, шло значительное сокращение флота, поэтому множество офицеров переводилось на гражданскую службу. В их числе был и Александр Фёдорович.
- С 1862 по 1868 годы Можайский жил в поместье Котельниково, расположенное недалеко от Вологды принадлежащее его жене. В этот период он занимал должность помощника чиновника по земельным отношениям, называемого «мировым посредником».
- Морской офицер, не расставшийся с мечтой о создании летательного аппарата, в свободное время делал необходимые расчёты и производил первые аэродинамические опыты.
- С 1868 года Можайский проходил службу на коммерческих судах вначале в Петербурге, а на следующий год в Одессе. Получив известие о гибели своего брата, он уехал в Подольскую губернию, где стал управлять имением покойного.
- В начале 1870-х годов, после многих проб и ошибок, изобретателю удалось создать действующую модель самолёта, пропеллер которой приводился в действие от сжатой часовой пружины.
- В 1873 году Александр Фёдорович был назначен на должность губернского мирового судьи, которую занимал до 1876 года.
От модели к самолёту
- Модели самолётов, изготовленные изобретателем, могли летать, но для проведения полномасштабных опытов необходимы были немалые денежные средства.
- Решив продвигать проект, в 1876 году Можайский переехал в Санкт-Петербург и написал письмо в Главное инженерное управление, в котором просил оказать содействие.
- В 1877 году была назначена комиссия для изучения его изобретения, которая постановила выдать Александру Фёдоровичу 3000 рублей на проведение дальнейших изысканий.
- Деньги из царской казны в полном объёме выделены не были, поэтому Можайскому пришлось использовать для опытов и свои весьма скудные средства. К 1878 году он закончил изготовление чертежей самолёта. Однако новая комиссия, изучив документацию предоставленную изобретателем, признала изобретение бесполезным и новых ассигнований не выделила.
Александр Можайский (портрет)
Последние годы
- В 1879 году Александр Фёдорович вновь поступил на военную службу, и стал читать лекции по морской практике в столичном Морском кадетском корпусе.
- В 1881 году, в Департаменте торговли, Можайский получил привилегию на своё изобретение, которая давала право использовать его в коммерческих целях. В этом же году он заказал в Англии два паровых двигателя мощностью 20 лошадиных сил, которые изготовили по его чертежам.
- Сборку самолёта изобретатель проводил на поле недалеко от Красного села, и в 1882 году он был построен. Предполётные опыты шли до 1884 года, но достоверных сведений о том, удалось ли Можайскому поднять в воздух летательный аппарат, история не сохранила.
- В 1885 году на Обуховском заводе Петербурга он разместил заказ на производство двух более мощных двигателей. Однако работы в силу разных причин шли очень медленно, и моторы были готовы только в 1890 году.
- 20 марта 1890 года Можайский умер от воспаления лёгких и похоронен на Смоленском кладбище Петербурга.
- Новые двигатели так и не были установлены на самолёт и сгорели во время пожара на складе Балтийского завода, куда они были перевезены вместе со старыми моторами. Судьба самого летательного аппарата неизвестна, по одной из версий он был продан на аукционе.
Александр Можайский (картина 1882 г.)
О семье
Александр Фёдорович был женат на дочери чиновника Кузьминой Любови Дмитриевне. Брак состоялся в ноябре 1861 года.
В 1863 году в семье родился первенец – сын Александр, ставший в дальнейшем членом Государственной думы. Второй сын – Николай родился в декабре 1865 года.
Любовь Дмитриевна умерла 18 января 1866 года из-за послеродовых осложнений.
Заслуги и память
Контр-адмирал Можайский является пионером русской авиации, первым в России построивший и испытавший полноразмерный самолёт.
Почтовая марка СССР
За время службы он был награждён орденом Святого Станислава, орденом святого Владимира, а также медалью и нагрудным знаком за гражданскую службу.
Именем Можайского названа военно-космическая академия в Санкт-Петербурге, посёлок в Вологодской области, а также улицы в нескольких городах России. Памятник создателю первого самолёта установлен в Красном Селе. В его честь названы два музея авиации и космонавтики.
Можайский Александр Федорович: биография, достижения и интересные факты
Контр-адмирал, пионер авиации, талантливый художник, первооткрыватель основного закона аэродинамики, сильный руководитель. Все эти качества сочетал в себе один человек – Александр Федорович Можайский. Краткая биография его будет представлена вашему вниманию в статье.
Детство и юность
21 марта 1825 года в семье адмирала русского флота, Федора Тимофеевича Можайского, родился сын Александр, будущий пионер авиации. Родной город изобретателя, Роченсальм, бывшее владение Финляндии, отошел России по итогам войны и пребывал в запустении. Потомственный моряк Федор Тимофеевич настоял на необходимости обучения сына в знаменитом Санкт-Петербургском Морском кадетском корпусе. Окончив учебное заведение с блестящими результатами, Александр Федорович поступил на флотскую службу, обошел Балтийское и Белое моря, а всего через год был произведен в мичманы. Отлично разбирался в точных науках, увлекался морской и военной техникой, прекрасно рисовал. Во время своего путешествия в Японию сделал много зарисовок, которые, по утверждению специалистов, представляют этнографическую и историческую ценность.
«Диана»
Все это время он грезил мечтой о дальних плаваниях. В 1853 г., узнав о предстоящем японском походе фрегата «Диана», начал ходатайствовать о зачислении в команду. Его репутация опытного моряка, а также блестящие рекомендации сыграли свою роль. В декабре 1854 г. судно стало жертвой морского землетрясения у берегов Японии. Фрегат отнесло на риф, образовавшиеся щели пропустили неконтролируемый морской поток внутрь. Вся команда работала как единый организм, без сна и отдыха, но вода не убывала. После продолжительной борьбы за спасение корабля было принято решение его покинуть. На шлюпках достигнув берега, команда была вынуждена ждать помощи в чужой стране. Неизвестно, сколько бы продлилось ожидание, если бы не энтузиазм Можайского, подкрепленный острым умом и спасенным им журналом с описанием габаритов корабля. Под его руководством экипаж смог построить шхуну и отправиться обратно домой. Через 20 дней якорь был брошен у берегов Камчатки, где лейтенант Александр Федорович Можайский пересел на пароход «Аргунь» для следования к Николаевскому посту.
Пароход «Гремящий» и Хивинская экспедиция
1857 год ознаменовался назначением на пароход «Гремящий», курсирующий по маршрутам Кронштадт – Эстония, Кронштадт — Германия. Служба здесь дала возможность Александру получить практический опыт изучения парового двигателя. В 1858 г. Можайский вновь становится членом дальней экспедиции, но уже сухопутной. Участникам предстоит изучить бассейны Аральского моря, рек Амударья и Сырдарья, ознакомиться с культурой, традициями местных жителей. За вклад в изучение и описание Амурского бассейна Александр Федорович удостоен Ордена Св. Владимира 4-й степени.
«Всадник»
Несмотря на сопротивление всему новому, столпы русского мореплавания признали преимущество паровых машин. Было принято решение о строительстве на судостроительных верфях финского Бьернеборга первого парового винтового клипера «Всадник». Руководить строительством выпало Александру Федоровичу Можайскому. Выбор пал не случайно, роль сыграл его опыт на «Гремящем», отличные организаторские способности, инженерные знания. Летом 1860 г. Можайский приступил к работе. Ему пришлось нелегко, ведь, помимо руководства, пришлось обучать рабочих, ведь никто, кроме него, не был знаком с устройством паровых двигателей. Благодаря его таланту всего за год судно было готово и успешно прошло все испытания.
Личная жизнь
По окончании Крымской войны, как множество офицеров морского флота, был отправлен в бессрочный отпуск. Этот период ознаменовался женитьбой на восемнадцатилетней Любови Дмитриевне Кузьминой. Познакомилась пара еще весной 1859 г., когда Александр Федорович приезжал навещать в Вологду своих друзей. Любовь Дмитриевна имела хорошее образование, слыла глубоко верующим человеком и отлично музицировала. Обвенчавшись, семья поселилась в Котельникове, их дом ныне является музеем. Любовь Дмитриевна родила наследников, сыновей Александра и Николая. Но семейное счастье продлилось недолго – в возрасте 23 лет от скоротечной болезни Любовь Дмитриевна умерла. Александр Федорович больше никогда не женился, посвятив свою жизнь детям и мечте – конструированию первого летательного аппарата.
Первые эксперименты
1876 год ознаменовался началом серьезной работы над разработкой первой опытной модели летного аппарата тяжелее воздуха. Мысль о нем терзала пытливый ум Александра Можайского (биография конструктора полна интересных фактов и событий) со времен службы на «Диане». В те годы газеты часто публиковали статьи, посвященные воздухоплаванью, утверждая, что близок час, когда люди смогут летать, как птицы. Однажды, во время вахты на «Диане», Можайский стал свидетелем, как сильный порыв ветра ударил чайку о грот-мачту. Издавшую последний крик птицу Александр Федорович отнес к себе в каюту. С ее помощью он пытался найти свойства, помогающие птицам летать.
Можайский консультировался у лучших русских ученых, совершил множество расчетов, провел тысячи экспериментов ради создания первого в мире летательного аппарата. Более чем на десятилетие раньше Лилиенталя им открыт один из основных аэродинамических законов о существовании соотношения скорости с весом объекта и плоскостью. Испытание модели прошло успешно: сконструированный им змей-планер (буксировку осуществляли лошади) смог дважды поднять его в воздух. А уже в 1877 г. Можайский с успехом продемонстрировал модель, приводимую в действие благодаря часовой пружине. Скорость ее движения достигала 15 км/ч, к опытному экземпляру даже крепился груз.
Финансовые вопросы
Если на создание малых экспериментальных моделей Александр Можайский, краткая биография которого стала предметом нашего обзора, тратил личные сбережения, то на разработку полноценного воздухоплавательного судна его средств было недостаточно. По этой причине Можайский составил прошение Военному министерству о предоставлении финансирования на конструирование модели в натуральную величину. Комиссией, возглавляемой Д. И. Менделеевым, было принято решение о выделении ему ассигнований на сумму 3 000 рублей. В 1878 г. конструктором были предоставлены чертежи летательного аппарата, с подробными расчетами и разъяснениями, Главному инженерному управлению. Надеясь получить финансирование, он предлагал использовать самолет для военных целей. Управление отказало в предоставлении денежных средств, поставив под сомнение пользу от проекта. Это не остановило изобретателя, он продолжил эксперименты, привлекая частных инвесторов.
План самолета
Разработав проект воздушного судна, весной 1878 года представил его напрямую военному министру, попросив поддержать разработку летательного аппарата. Его план предполагал, что самолет будет состоять из следующих элементов:
- лодки, где будут размещаться люди;
- неподвижных крыльев в количестве двух штук;
- хвоста, основное назначение которого — изменять направление движения за счет способности подниматься и опускаться;
- трех винтов: одного большого переднего и двух малых позади;
- тележки на колесах, располагающейся под лодкой, ее назначение — придать самолету скорость, необходимую для взлета;
- двух матч для крепкой фиксации крыльев и подъема хвостовой части.
Двигателем должны были выступать две паровые машины: одна приводит в движение носовой винт, вторая – два толкающих задних. Приложенная схема затрат, чертежи, расчеты и описания не убедили комиссию министерства: сославшись на недостаточную мощность установки, прошение отклонили. В 1880 г. было согласовано финансирование и организовано командирование за границу, откуда Можайский доставил 2 паровые установки, оборудованные водотрубным котлом и холодильником. Осенью 1881 г. стал обладателем первого в стране патента.
Строительство летательного аппарата и его испытания
С 1882 г. Александр Можайский (Studianrussian) приступил к конструированию аппарата. Ему был выделен участок в Красном селе, прямо на военном поле. 1883 г. стал завершением многолетних трудов – была завершена сборка первого российского самолета, дошедшего до летных испытаний. Наземные испытания показали состоятельность опытной модели, было принято решение провести первый полет. Однако при разбеге по деревянным рельсам случилось непредвиденное: самолет из-за крена потерял крыло. Разработку объявили военной тайной, но помощь так и не была предоставлена. До последних лет своей жизни А. Ф. Можайский трудился над своим изобретением. После смерти конструктора 1 апреля 1890 г. опытный образец первого самолета Можайского Александра Федоровича (кратко о нем — в статье) был доставлен в его имение, где сгорел спустя несколько лет.
Турбоход
1 декабря 1914 г. было заложено пассажирское судно Patria, совершившее в 1919 г. свой первый рейс. За 16 лет эксплуатации иностранными компаниями судно прошло сотни тысяч миль между Нидерландами и Индонезией, а в 1935 г. было продано СССР. Советский Союз использовал его в качестве учебного, сменив название на «Свирь». С началом Второй мировой войны судно поступило на военную службу, а в 1942 г. затонуло при бомбардировке недалеко от Ленинграда. Спустя год мирной жизни было поднято и отправлено на ремонт. После длительного восстановления судно приобрело современный вид, было модернизировано в грузопассажирский лайнер. Турбоходу было дано новое название — «Александр Можайский». Его жизнь продолжалась на пассажирской линии Дальнего Востока страны вплоть до весны 1970 г. Интересно, что турбоход «Александр Можайский» был передан поселку Врангель в качестве общежития. Через 8 лет судно было продано Гонконгу, на слом.
Память о Можайском
Имя Александра Федоровича продолжает жить. В его честь названы улицы и проезды во многих городах России. С гордостью несет свое название Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, выпускниками которой являются выдающиеся ученые, военные деятели и Герой Советского Союза Авдеев М. В. В честь Александра Федоровича названо уравнение существования летательного аппарата, а на Украине ежегодно проходят Международные молодежные научно-технические чтения им. Можайского.
Воплотили имя изобретателя и в культуре – фильм «Жуковский» содержит в себе эпизод испытания Александром Федоровичем своего самолета. Эксперименты известного изобретателя легли в основу фантастического романа А. Е. Матвиенко «Аэропланы над Мукденом» и «Лампы Мафусаила» Виктора Пелевина.
Посвятив свою жизнь работе над созданием первого самолета, А. Ф. Можайский дал основу для будущих русских инженеров-конструкторов. На основании его экспериментов в 1913 г. был разработан и сконструирован первый отечественный самолет «Русский витязь». Его имя навсегда вписано в историю России.