Всеволод Мейерхольд
Биография
Один из первых театральных режиссеров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом искусстве метод гротеска и создавший новаторскую актерскую систему, именуемую «биомеханика». Всеволод Мейерхольд и сегодня остается примером для кино- и театральной элиты, не желающей умещать свое творчество в привычные рамки.
Всеволод Мейерхольд
По мнению Евгения Вахтангова, Мейерхольд «дал корни театру будущего». При жизни его называли Мастер и Волшебник театра. Но справедливости ради не следует забывать, что у мэтра хватало и критиков. Уважаемый в театральном мире Немирович-Данченко смотрел на эксперименты и творческие потуги молодого коллеги со скепсисом.
Детство и юность
Родился Карл Казимир Теодор Майергольд — так звучит данное режиссеру при рождении имя — в многодетной семье винодела Эмилия Майергольда. Завод приносил семейству этнических немцев-лютеран достаток, но не счастье. Альвина Даниловна, мама Мейерхольда, родив восьмого и последнего ребенка — сына Карла, страдала от деспотичного нрава мужа и его измен, которых тот не скрывал.
Вторая мужская гимназия в Пензе, где учился Мейерхольд
Детство и юность Мейерхольда прошли в Пензе. Тут и сегодня сохранилось здание 2-й гимназии, где получал знания режиссер. Учился Карл плохо, его трижды оставляли на второй год. Вместо 8 лет сын винозаводчика грыз гранит науки 11. Единственной отдушиной для юноши были званые вечера, которые устраивала мама для творческой элиты города. Первые театрализованные постановки Карл увидел на домашней сцене.
Дальнейшая биография Карла пестрит интересными фактами. Первый любительский спектакль он поставил в 18 лет. День премьеры оказался и радостным, и скорбным: 14 февраля 1892 года стартовала творческая биография Мейерхольда, но этот же день оказался последним в жизни главы семейства. Отменять премьеру из-за умиравшего родителя сын и не подумал.
Всеволод Мейерхольд в молодости
В 21 год молодой человек окончательно порвал с прошлым, приняв православие и сменив имя на то, под которым его знают сегодня миллионы. Всеволодом он стал, отдав дань восхищения любимому Гаршину.
В 1895 году Всеволод Мейерхольд отправился в Москву и поступил в университет, выбрав юриспруденцию. Уже через год он понял, что хитросплетения законов его утомляют, и бросил вуз.
Всеволод Мейерхольд на сцене
Экзамены в музыкально-драматическом училище, открытом при столичной филармонии, Всеволод выдержал с блеском: экзаменаторы, пораженные талантом и темпераментом пензенского самородка, зачислили его на 2-й курс.
Театр
Всеволод Мейерхольд «заболел» театром не только благодаря матери — огромное впечатление на юношу произвел спектакль «Отелло», поставленный Константином Станиславским. Режиссер стал кумиром Всеволода на всю жизнь.
В студенческие годы на талантливого пензенца повлиял Владимир Немирович-Данченко, отметивший темпераментного студента. Педагог поделился с учеником планами о создании нового театра в столице, на сцену которого собирался вывести своих подопечных.
Всеволод Мейерхольд в роли Пьерро
Окончив училище, Всеволод Мейерхольд влился в труппу МХТ. Режиссер доверил ему роли Гамлета, Василия Шуйского, царя Иоанна. На подмостках ставились произведения Шекспира и Чехова. Вчерашний студент поначалу увлеченно играл, блестяще вживаясь в образы разноплановых героев, но запала хватило лишь на 4 сезона.
Уход из МХТ актер объяснил иссякшим вдохновением, но биографы называют еще одну причину: Немирович-Данченко не ввел Мейерхольда в круг пайщиков нового театра. Да и к самому артисту охладел, увидев в его манере игры сумбур и сумятицу.
Портрет Всеволода Мейерхольда (Художник Александр Головин)
Обиженный Всеволод покинул МХТ с коллегой Александром Кошеверовым. Актеры отправились в глубинку — Херсон, где организовали свой театр.
В провинции работу детища Мейерхольда приняли прохладно, но нашлись и поклонники. Театральный сезон стартовал в сентябре 1902 года.
Спектакль «Клоп» в постановке Мейерхольда
Поначалу спектакли казались «списанными» с постановок МХТ, но вскоре внимательные зрители отметили «почерк» режиссера. Всеволод Мейерхольд, в отличие от своего кумира Станиславского, поставил акцент не на психологизме и внутренней наполненности игры, а на пластике, зрелищности.
Станиславский, услышавший об успехе Мейерхольда в Херсоне, предложил молодому коллеге вернуться в столицу и присоединиться к труппе образованного на основе МХТ театра, возглавляемого им и Немировичем-Данченко. Всеволод тут же согласился и примчался в Москву.
Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко
Однако на столичных подмостках Всеволод Мейерхольд поставил только 3 спектакля. И если Станиславский принял новаторство коллеги задумчиво, то Немирович-Данченко не жалел сарказма. В 1905 году режиссеру пришлось вернуться в Херсон.
Удача снова улыбнулась Мейерхольду: спустя год он уже трудился в Санкт-Петербурге, куда его позвала прима Вера Комиссаржевская. По протекции знаменитой актрисы режиссер возглавил театр на Офицерской и за сезон представил зрителям 13 постановок. Здесь авангардизм приняли восторженно.
Отец нового театра Всеволод Мейерхольд
В 1908-м спектакли эпатажного Всеволода Мейерхольда ставили даже на подмостках театра, до недавних пор считавшегося самым консервативным — Александринского.
Премьера последнего дореволюционного спектакля Мейерхольда прошла в феврале переломного 1917-го. Мэтр поставил лермонтовский «Маскарад».
Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский и Николай Эрдман
Революцию 43-летний Всеволод Мейерхольд принял восторженно. «Отец нового театра», как его называли, охотно сотрудничал с новой властью и без промедления стал членом ВКПб.
На сцене шла «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского, декорации которой нарисовал Казимир Малевич. Вместе с Маяковским, Александром Блоком, Натаном Альтманом и другими представителями культурной элиты Мейерхольд открыто заявил о симпатиях революционным идеям и новым вождям.
Здание театра Мейерхольда, ныне зал им. Чайковского
В 1920-м в столице открыл двери Государственный театр, получивший имя режиссера. Сокращенно он назывался ГосТиМ. На его подмостках шли спектакли по произведениям принявших новый порядок авторов — Юрия Олеши, Ильи Эренбурга, Николая Эрдмана и, конечно же, Маяковского.
Примой театра стала Зинаида Райх, потеснившая звезду Марию Бабанову. Из-за острых конфликтов с фавориткой режиссера Бабанова, а вместе с ней треть труппы покинули театр. Дело было не только в Райх — крутым и деспотичным нравом отличался и сам Мейерхольд, пресекавший на сцене любую свободу и не терпевший чужого мнения.
Всеволод Мейерхольд восторженно принял революцию
Есть предположения, что Алексей Толстой, создавая свою знаменитую сказочную историю о Буратино, видел прототипом Карабаса-Барабаса именно Мейерхольда, для которого артисты являлись марионетками. Прообразом же доброго Папы Карло считают Станиславского.
Всеволод Эмильевич попробовал силы и в кинематографе. На его счету 3 фильма, в которых он проявил себя как режиссер и актер. В ленте «Портрет Дориана Грея» он сыграл Лорда Генри.
Владимир Маяковский, Дмитрий Шостакович, Александр Родченко и Всеволод Мейерхольд
Лояльность к власти не стала «защитной грамотой» для мэтра — в середине 1930-х над его головой сгустились тучи. О своей судьбе он догадывался, но возможностью эмигрировать не воспользовался, отказавшись остаться в Париже во время поездки.
Зимой 1936 года газета «Правда» опубликовала статью под названием «Сумбур вместо музыки». Критиковалась опера «Леди Макбет Мценского уезда», поставленная Дмитрием Шостаковичем, а вместе с ней эстетство и «левацкое искусство», якобы отрицавшее простоту и реализм. И все это автор назвал «мейерхольдовщиной».
Портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского, 1938 год
Летом того же года звания народных артистов СССР присвоили Станиславскому, Немировичу-Данченко, Качалову, Москвину. В перечне награжденных Мейерхольда не оказалось. Режиссер ринулся доказывать, что он «свой», что по-прежнему лоялен к власти. На подмостках шли спектакли о колхозной деревне, воспевались новые герои.
Однако чуда не случилось: в январе 1938-го ГосТиМ закрыли. От опального и безработного режиссера отвернулись все, кто раньше хвалил его и гордился личным знакомством. Прежними остались отношения с Борисом Пастернаком, несколькими артистами и писателями.
Борис Пастернак и Всеволод Мейерхольд
В мае руку помощи Всеволоду Мейерхольду протянул Станиславский, назначив режиссером возглавляемого им Оперного театра.
Смерть учителя и кумира в начале августа Мейерхольд воспринял как личную драму и знак беды. В июне 1939-го его арестовали.
Личная жизнь
Первая супруга Ольга Мунт — школьная любовь Всеволода Эмильевича, на которой он женился вопреки воле матери на 1-м курсе университета — подарила мужу троих дочерей. Супруги жили в столице, в доме на Новинском бульваре.
Всеволод Мейерхольд с Ольгой Мунт и Зинаидой Райх
С бывшей женой Сергея Есенина Зинаидой Райх мэтр познакомился в Наркомпросе, где она трудилась секретаршей. Пригласил красавицу стать студенткой театральной мастерской, которой руководил.
Ольга Мунт отнеслась к молодой женщине, у которой на руках остались двое крошечных детей Есенина, с сочувствием, тепло приняла в своем доме. Летом 1922-го Мунт с детьми отправилась на юг. Когда вернулась из отдыха, увидела, что в доме обосновалась Райх. Ольге пришлось искать новое жилище.
Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд
Позже дочь Зинаиды Райх — Татьяна Есенина — в своих мемуарах откровенно написала, что любви к отчиму мать не испытывала. Поговаривали, что союз с театральным мэтром, руководившим собственным театром, открывал женщине двери в мир богемы.
Спустя 5-6 лет Райх стала примой театра. Но жизнь супругов трудно назвать благополучной: на людях они играли идеальную пару, но за закрытыми дверями бушевали шекспировские страсти.
Смерть
Зинаиду Райх жестоко убили через 25 дней после ареста Мейерхольда. Преступники проникли через окно и нанесли женщине 17 ножевых ран.
Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд незадолго до смерти
По одним предположениям, в дом забрались грабители, увидев которых, женщина начала истошно кричать. По другим — убийство замаскировали под ограбление. Якобы так НКВД отомстил Райх за то, что во время ареста супруга она обвинила власти в убийстве Есенина.
Всеволод Мейерхольд пережил жену: после жестоких пыток в Бутырской тюрьме его обвинили в работе на японскую разведку. В феврале 1940-го его расстреляли в одном из подвалов Лубянки. Прах захоронили в общей могиле у Донского монастыря.
Всеволод Мейерхольд после ареста
По другим сведениям, причиной смерти режиссера стало утопление в бочке с нечистотами. Перед этим Мейерхольду, отказавшемуся от навета на коллег, сломали пальцы на руках. На сохранившемся тюремном фото видно, как постарел и осунулся Всеволод Эмильевич в тюремных застенках.
Могила Зинаиды Райх и ее сына, в которой нет праха Мейерхольда
Внучка Мейерхольда, Мария Валентей, в середине 1950-х установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник, на котором выбито имя деда. В том же 1956-м она добилась реабилитации режиссера. О месте его захоронения Валентей узнала лишь в 1987 году.
В середине 1980-х на родине мэтра открыли Центр театрального искусства, названный «Домом Мейерхольда».
Всеволод Эмильевич Мейерхольд
Фото Все
Видео Все
Дело N. Всеволод Мейерхольд: трагическая развязка
Всеволод Мейерхольд: от Серебряного века до Театрального авангарда
БИОМЕХАНИКА МЕЙЕРХОЛЬДА ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ
Всеволод Мейерхольд — биография
Всеволод Мейерхольд (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд) – русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика».
Основываясь на традиционном театре, Всеволод Мейерхольд, вдохновлённый революцией, использовал нетрадиционные режиссёрские приёмы и ставил спектакли нового формата. Он придумал собственный метод монтажа сценического действия и биомеханику. Его жизнь трагически оборвалась, но он успел сделать многое для развития театрального искусства. Константин Станиславский, несмотря на все разногласия, называл Мейерхольда своим единственным творческим наследником.
Детство
Карл Казимир Теодор Майергольд родился 9 февраля (28 января) 1874 года в Пензе. Он был восьмым ребёнком в семье обрусевшего немца, винозаводчика Эмилия Фёдоровича Майергольда. Мать будущего режиссёра, Альвина Даниловна (урождённая Неезе), в отличие от мужа была возвышенной натурой и привила Карлу, да и другим своим детям, любовь к театру. Она часто дома устраивала театрализованные музыкальные вечера. Карл Мейерхольд с лёгкой руки матери стал участником Пензенского кружка любителей театрального искусства, где исполнил свою первую значительную роль в театре – играл Репетилова в спектакле «Горе от ума». В 18 лет он там поставил свой первый спектакль, премьера которого совпала с днём смерти его отца. Однако из-за этого печального события премьеру не стали отменять.
Театральная юность
После окончания мужской гимназии в 1895 году Мейерхольд поступил на юридический факультет Московского университета. Через год он проявил свой бунтарский характер – отошёл от семейных традиций, приняв православие (родители были лютеране), поменяв имя на Всеволода в честь любимого писателя Гаршина, поменяв учебное заведение и женившись на подруге детства актрисе Ольге Мунт.
Всеволод Мейерхольд в молодости
Толчком к таким кардинальным переменам стала постановка Константина Станиславского «Отелло». Посмотрев неординарный спектакль, Мейерхольд понял, что театр – его призвание и перешёл из университета на актёрский курс театрально-музыкального училища при Московском филармоническом обществе к соратнику Станиславского, режиссёру и драматургу Владимиру Немировичу-Данченко. В 1898 году он, один из 14 избранных выпускников, стал участником труппы только что созданного его педагогами Московского Художественного общедоступного театра. Первыми ролями Мейерхольда в МХТ были – Василий Шуйский в постановке «Царь Фёдор Иоаннович» по пьесе А. К. Толстого, принц Арагонский в «Венецианском купце» по Шекспиру и Треплев в «Чайке» А. Чехова. За два сезона им было сыграно 18 ролей, но слава пришла к Мейерхольду не на актёрском поприще.
Могут быть знакомы
Режиссура
В 1902 году начинающий режиссёр осуществил свои первые постановки. Вместе с группой актёров после ряда разногласий с Немировичем-Данченко он покинул Художественный театр и создал «Товарищество новой драмы» в Херсоне. С актёром Александром Кошеверовым Мейерхольд ставил пьесы того же А. Чехова, Г. Гауптмана, М. Горького и А. Толстого. За три сезона было создано порядка 200 спектаклей. Именно тогда в мейерхольдовских постановках зародился неповторимый «почерк» – ставились акценты не на психологизме (как у Станиславского), а на внешней выразительности и пластике. Недавно возникший театр много гастролировал. Но поскольку провинциальные города были неподходящим местом для творческих экспериментов, Мейерхольд уехал в Москву, где Станиславский предложил талантливому ученику совместную работу по созданию филиала МХТ – Театра-студии на Бородинской. В качестве режиссёра в 1905 году Мейерхольд готовил три спектакля, однако им не суждено было выйти, поскольку на генеральных репетициях Станиславский категорически отверг выбранный Мейерхольдом способ построения мизансцен и закрыл студию.
Всеволод Мейерхольд в театре ставит спектакль
Новым этапом творческих исканий Мейерхольда было сотрудничество с петербургской актрисой Верой Комиссаржевской. Он стал главным режиссёром её Драматического театра на Офицерской улице и поставил там 13 спектаклей, воплотив, наконец, свои некоторые идеи по созданию зрелищного театра. Его постановка «Балаганчика» А. Блока в 1907 году положила начало так называемого «условного театра», идущего от текста, а не от действия. Однако и этот спектакль, и постановки по пьесам уже популярных авторов интеллектуальной драмы (Г. Ибсена, М. Метерлинка, Л. Андреева) не принесли успеха театру на Офицерской, публика всё реже стала посещать студию. Вера Фёдоровна, как бы она не обожала Мейерхольда и его творчество, вынуждена была его уволить.
И всё же «Балаганчик» Мейерхольда вызвал большой резонанс как в зрительских кругах, так и среди критиков Петербурга. Мнения были диаметрально противоположные. Но так или иначе, спектакль стал явлением в театральной жизни столицы и автора постановки пригласили сначала в Мариинский, а затем в Александринский театр освежить закоренелое ритуальное однообразие и академизм этих театров. Он страстно проработал в императорских театрах 10 лет, постоянно конфликтуя с их изнеженными высокомерными актёрами. В экспериментальном духе Мейерхольд сумел поставить 21 драму и 10 музыкальных спектаклей, включая шедевральный «Маскарад» по М. Лермонтову на сцене Александринского театра. Режиссёрская партитура «Маскарада» гармонично связала филигранную работу художника А. Головина, музыку, игру актёров, мизансценический рисунок, ритм и темп в единое целое. Буржуазный по сути спектакль готовился шесть лет, на него были потрачены небывалые для тех времён средства. Вышел он в дни февральской революции 1917 года и стал своего рода последним аккордом в творчестве Мейерхольда перед тем, как режиссёр окунулся в стихию агитационного театра.
«Театральный Октябрь» и ГосТиМ
Грянула Октябрьская революция, которая явно нуждалась в таких новаторах и бунтарях как Мейерхольд. И ему, жаждущему экспериментировать, эпоха перемен пришлась по душе. Режиссёр сменил свои элегантные наряды и шарфы на рабочую куртку и фуражку со звездой. Далее он вступил в ряды РКП(б), стал заведовать Курсами мастерства сценических постановок, к годовщине революции поставил первый гротесковый советский спектакль «Мистерия-буфф» по В. Маяковскому, оформленный художником-авангардистом К. Малевичем. Ведя курсы мастерства, для создания актёров нового типа, Мейерхольд придумал особую систему упражнений с тем, чтобы актёры были сродни цирковым – мобильными, физически сильными и способными быстро выполнять любую задачу на сцене. Свою систему он назвал биомеханикой.
Конструктивизм в театре Мейерхольд
В 1919–1920 годах, гастролируя по Крыму и Кавказу, Всеволод Мейерхольд угодил под арест белогвардейцев, провёл несколько месяцев в новороссийской тюрьме и чуть не был расстрелян, но смог избежать злой участи, благодаря очередной смене власти.
Театр им. Мейерхольда 1930 год
Осенью 1920 года по приглашению наркома просвещения А. Луначарского режиссёр возглавил театральный отдел Наркомпросса. На этом посту он стал вести борьбу с академическими театрами (больше всех досталось его бывшим учителям) и официально объявил новый курс искусства — «Театральный Октябрь». Смысл курса состоял в том, что в связи с переменой государственного строя всем художникам необходимо выпускать только политизированные спектакли. После реорганизации театрального отдела, Мейерхольда освободили от должности, но зато ему дали возможность организовать собственный театр в Москве. Поначалу театр назывался «Театр РСФСР-1», в 1923 году был переименован в театр имени Всеволода Мейерхольда (ТиМ), а в 1926 году получил статус государственного. На его сцене режиссёр поставил вторую редакцию «Мистерии-буфф», следуя своей программе «Театрального Октября».
Сцена из спектакля «Зори» Всеволода Мейерхольда
С 1921 года Мейерхольд стал преподавать в экспериментальной мастерской государственных театральных курсов, формируя новый тип актёров по собственной системе. Его имя не сходило с афиш, со страниц театрального журнала, «Крокодила» и «Смехача», газетных столбцов. Он был героем комических куплетов, театральных пародий и миниатюр. Неудивительно, что каждое его выступление на какой-нибудь конференции или в диспуте, долго разбиралось, его речи воспринимали как творческий постулат. Наряду с Владимиром Маяковским он был лидером нового революционного искусства. В Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно проходили его публичные ожесточенные споры с другим гигантом театра –Александром Таировым.
Личная жизнь
В личной жизни режиссёра на пике его славы тоже происходили изменения. В 1924 году он, оставив троих дочерей, развёлся с тихой безропотной Ольгой Мунт и женился на пришедшей в его театр роковой красавице Зинаиде Райх, которая прежде работала секретаршей в Наркомпроссе. Этот брак мгновенно стал объектом злословия со стороны газетных циников и досужих сплетников. Историю их любви превратили в банальную мелодраму. Писали, что престарелый известный режиссёр ушёл из семьи к молоденькой статистке. Однако всё обстояло не так. Райх после брака с взбалмошным неспокойным Сергеем Есениным смогла, наконец, осуществить свою мечту о семейном очаге. Она стала не только первой актрисой театра Мейерхольда и его единомышленницей, но и заботливой женой, мягким другом.
Всеволод Мейерхольд с Зинаидой Райх
Жизнь эффектной творческой пары со временем стало омрачать то обстоятельство, что у Зинаиды Райх была психическая болезнь, которая прогрессировала в моменты сильного эмоционального напряжения. Актриса могла впадать в апатию или, наоборот, проявлять агрессию. Она всегда была желанной гостьей на правительственных приёмах. Однажды на большом мероприятии в Кремле она закатила публичную сцену не больше не меньше как М. Калинину, известному своим пристрастием к молоденьким балеринам, выкрикнув: «Все знают, что ты бабник!». Мейерхольд частным образом консультировался с психиатрами, но отдавать супругу в клинику не решался.
Когда в 1937 году на Мейерхольда посыпалась критика, болезнь Райх обострилась, и она написала Иосифу Сталину откровенное письмо, которым хотела защитить своего мужа, но вышло так, что погубила и его, и себя.
Приход Зинаиды Райх в ТиМ в 1924 году привнёс свои коррективы в жизнь театра. Мейерхольд уволил прекрасную актрису Марию Бабанову, исполнявшую прежде все главные роли. Уволился великий Эраст Гарин. А после того как режиссёр распределил роль Гамлета своей жене, Николай Охлопков сгоряча подал заявку на роль Офелии и был за это уволен. Райх была очень пафосной актрисой, что далеко не всем нравилось.
В 1928 году ГосТиМ чуть не закрыли из-за того, что Мейерхольд с Райх задержались на несколько дней во Франции, куда они ездили для лечения и ведения переговоров о предстоящих гастролях. Незадолго до этого из зарубежных гастролей в СССР не вернулись Михаил Чехов и Алексей Грановский. Власти предположили, что Мейерхольд поступит также. Но это было абсолютно исключено. Надо было понимать, насколько режиссёр был честен и верен революционным идеям. Двумя годами позже во время гастролей в Берлине при встрече с Михаилом Чеховым он признался в этом бывшему мхатовскому актёру.
«Дама с камелиями»
В 1934 году Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» с Зинаидой Райх в роли Маргариты Готье. Спектакль не понравился Иосифу Сталину. Он счёл его слишком буржуазным. Актриса написала волнительное письмо руководителю государства. Откровенные письма Сталину в 1930-е годы считались очень плохим тоном, поэтому власти незамедлительно затеяли травлю Мейерхольда и его супруги. Началось всё с того, что в газете «Правда» появилась статья Платона Керженцева «Чужой театр» с яростной критикой «буржуазных формалистских позиций» ТИМа, а в январе 1938 года театр закрыли.
Простив все обиды, Мейерхольда «приютил» Станиславский, взяв его вторым режиссёром в свой Оперный театр. После смерти Станиславского в августе 1938 года Мейерхольд возглавил театр. Он закончил постановку оперы «Риголетто», начал репетировать оперу «Игрок» и балет «Стальной скок», но этим спектаклям не суждено было встретиться со зрителями.
Всеволод Мейерхольд после ареста
В ночь с 19 на 20 июня 1939 года Мейерхольда арестовали в Ленинграде. В его московской квартире был произведён обыск, а через несколько дней Зинаида Райх была жестоко убита в собственной постели. Убийц впоследствии так и не нашли.
Похороны Всеволода Мейерхольда
Несколько месяцев Мейерхольда продержали в Лубянской тюрьме. После допросов и пыток он подписал все обвинения против себя и нескольких деятелей культуры, на которых ему указали, но перед смертью от своих показаний отказался. 2 февраля 1940 года его расстреляли, обвинив в контрреволюционной деятельности. Последней весточкой от режиссёра из тюрьмы было горькое письмо Председателю Совета Народных Комиссаров СССР В. Молотову, где он рассказал об унижениях и избиениях 66-летнего старика.
Памятник Всеволоду Мейерхольду в Пензе
В 1955 году Всеволод Мейерхольд был посмертно реабилитирован. Поскольку доподлинно неизвестно, где находится его могила, внучка режиссёра Мария Валентей установила на могиле Зинаиды Райх общий памятник. Он находится на Ваганьковском кладбище в Москве.
Режиссёрские работы
- 1906 — «Сестра Беатриса»
- 1906 — «Гедда Габлер»
- 1906 — «Балаганчик»
- 1913 — «Электра»
- 1918 — «Мистерия-Буфф»
- 1920 — «Зори»
- 1921 — «Союз молодёжи»
- 1921 — «Мистерия-буфф»
- 1922 — «Нора»
- 1922 — «Великодушный рогоносец»
- 1922 — «Смерть Тарелкина»
- 1923 — «Земля дыбом»
- 1924 — «Учитель Бубус»
- 1924 — «Лес»
- 1925 — «Мандат»
- 1926 — «Ревизор»
- 1926 — «Рычи, Китай»
- 1927 — «Окно в деревню»
- 1928 — «Горе уму»
- 1929 — «Клоп»
- 1929 — «Командарм-2»
- 1930 — «Выстрел»
- 1930 — «Баня»
- 1931 — «Последний решительный»
- 1931 — «Список благодеяний»
- 1933 — «Вступление»
- 1933 — «Свадьба Кречинского»
- 1934 — «Дама с камелиями»
- 1935 — «33 обморока»
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Всеволод Мейерхольд — биография, новости, личная жизнь
Всеволод Мейерхольд
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Майергольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold). Родился 28 января (9 февраля) 1874 года в Пензе — умер 2 февраля 1940 года в Москве. Русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Народный артист РСФСР (1923).
Карл Казимир Теодор Майергольд родился 28 января (9 февраля по новому стилю) 1874 года в Пензе.
Отец — Эмиль Федорович Майергольд, немец, винозаводчик.
Мать — Альвина Даниловна (урождённая Неезе).
Он был восьмым ребёнком в лютеранской немецкой семье.
Детей обучали репетиторы, у Карла было пять братьев и две сестры. Отец давал придирчиво контролировал их траты. В отличие от мужа Альвина Даниловна была натурой возвышенной, устраивала музыкальные вечера. Именно она приобщила детей к театру. Карл и его братья играли в любительских спектаклях.
Гимназический курс Карл Мейергольд, трижды остававшийся на второй год, завершил поздно — в 1895 году (окончил 2-ю мужскую гимназию в Пензе). В ней позже учился выдающийся актёр немого кино Иван Мозжухин. К слову, историческое здание 2-й Пензенской мужской гимназии в г. Пензе по улице Володарского, 5 сохранилось до наших дней и является памятником истории и культуры федерального значения (в настоящее время в нём располагается управление образования г. Пензы).
После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия (21 года), Мейерхольд принял православие и изменил своё имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина.
В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко.
В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра.
В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 (26) октября 1898 года открылся театр, он играл Василия Шуйского.
В легендарной постановке чеховской «Чайки» Мейерхольд играл Треплева, а в 1901 году стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в «Трёх сёстрах».
Среди ролей, сыгранных на сцене Художественного театра — принц Арагонский в «Венецианском купце» У. Шекспира (1898), Иоанн Грозный в трагедии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», Иоганнес в «Одиноких» Г. Гауптмана.
В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название Новая драма (Товарищество новой драмы). В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей.
В мае 1905 года Константин Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» Мориса Метерлинка, «Комедия любви» Генрика Ибсена и «Шлюк и Яу» Герхарта Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве. Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение.
Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику. Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». В октябре 1905 года Студия была закрыта, и Мейерхольд вернулся в провинцию.
В 1906 году он был приглашён Верой Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Генрика Ибсена, «Сестру Беатрису» Мориса Метерлинка, «Жизнь человека» Леонида Андреева.
В 1907 году ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Это стало началом «театра условности» в России.
В 1912 году в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга XVII века Кальдерона (двумя годами ранее он ставил эту пьесу на «Башне» у Вяч. Иванова с В. Шварсалон с роли Эусебио). Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницы М. В. Крестовской в Молодёжном (фин. Metsäkylä). Здесь был прекрасный сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». Эта затея не воплотилась по техническим причинам, и было принято решение ставить спектакль в помещении.
В Александринском театре Мейерхольд поставил пьесы «У царских врат» К. Гамсуна (1908), «Шут Тантрис» Е. Харта, «Дон Жуан» Мольера (1910), «На полпути» Пинеро (1914), «Зеленое кольцо» З.Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона (1915), «Гроза» А. Островского (1916), «Маскарад» М. Лермонтова (1917).
В 1911 поставил в Мариинском театре оперу Глюка «Орфей и Эвридика» (художник — Головин, балетмейстер — Фокин).
В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. В 1918 году Мейерхольд вступил в РКП(б).
После Октябрьской революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» В. Маяковского (1918).
С мая 1919 по август 1920 года находился в Крыму и на Кавказе, где пережил несколько смен власти, арестовывался белой контрразведкой. По приглашению наркома просвещения А. С. Луначарского с сентября 1920 по февраль 1921 года заведовал Театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса.
В 1921 году поставил вторую редакцию этой же пьесы в Москве.
В марте 1918 года в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли, Мейерхольдом была поставлена пьеса А. Блока «Незнакомка».
В 1920 году предложил и затем активно проводил в теорию и практику театра программу «Театральный Октябрь».
Еще в 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений, в 1921 году Мейерхольд использует этот термин для занятий сценическим движением.
В 1920 году в Москве создан Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ) — первоначально под названием «Театр РСФСР-I», затем с 1922 года назывался «Театр Актёра» и Театр ГИТИСа, с 1923 — Театр имени Мейерхольда (ТиМ), в 1926-м театру был присвоен статус государственного.
В 1922—1924 годах Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего театра, руководил Театром Революции.
В 1928 году ГосТиМ едва не был закрыт: отправившись вместе с женой за рубеж — для лечения и переговоров о гастролях театра, Мейерхольд задержался во Франции, и, поскольку в это же самое время из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший в то время МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский, Мейерхольд также был заподозрен в нежелании возвращаться. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр.
В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом, — Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, в своих воспоминаниях рассказывал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? — он ответил: из честности».
В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве.
8 января 1938 года театр был закрыт. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года К. С. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. С. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто».
В мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступления студентов института им. Лесгафа на параде физкультурников в Ленинграде. Это была его последняя режиссерская работа. Последний и неожиданный триумф Мейерхольда был устроен ему на Первой всесоюзной режиссерской конференции. В его честь в зале гремели овации. Речь Мейерхольда стала его последним публичным выступлением.
Арест и смерть Всеволода Мейерхольда
20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде. Одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. 15 июля она была убита неустановленными лицами.
После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал В. М. Молотову: «Вот моя исповедь, краткая, как полагается за секунду до смерти. Я никогда не был шпионом. Я никогда не входил ни в одну из троцкистских организаций (я вместе с партией проклял Иуду Троцкого). Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью. Меня здесь били — больного шестидесятилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам (сверху, с большой силой) и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-синим-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток (я кричал и плакал от боли). Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты».
Всеволод Мейерхольд во время ареста
Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение.
Из обвинительного заключения: «В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР. Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства».
Внучка Мейерхольда — Мария Алексеевна Валентей — в 1956 году, добившись его политической реабилитации, но не зная тогда, как и когда погиб её дед, установила на могиле Зинаиды Николаевны Райх, что на Ваганьковском кладбище, общий памятник — ей, актрисе и возлюбленной жене, и ему. На памятнике выгравирован портрет Мейерхольда и надпись: «Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду и Зинаиде Николаевне Райх».
В 1987 году ей стало известно и подлинное место захоронения Мейерхольда — «Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г. — 1942 г. включ.» на кладбище московского крематория у Донского монастыря. Тогда по решению Политбюро от 17 января 1940 года № II 11/208 было расстреляно 346 человек. Их тела были кремированы, и прах, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых.
В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.
Точная дата гибели Всеволода Мейерхольда стала известна лишь в феврале 1988 года, когда КГБ СССР позволил внучке режиссёра Марии Алексеевне Валентей (1924—2003) ознакомиться с его «делом». 2 февраля 1990 года впервые был отмечен день смерти Мейерхольда.
Сразу после официальной реабилитации Вс. Мейерхольда, в 1955 году, была сформирована Комиссия по творческому наследию режиссёра. С момента основания по 2003 год бессменным учёным секретарём Комиссии была М. А. Валентей-Мейерхольд; возглавляли Комиссию по наследию в разные годы Павел Марков (1955—1980), Сергей Юткевич (1983—1985), Михаил Царёв (1985—1987), В. Н. Плучек (1987—1988).
С 1988 года председателем Комиссии является режиссёр Валерий Фокин.
В конце 1988 года было принято решение о создании мемориального Музея-квартиры в Москве — филиала Театрального музея им. А. А. Бахрушина. С 25 февраля 1989 года в Театре им. М. Н. Ермоловой, который в то время возглавлял Валерий Фокин, проводились вечера памяти Мейерхольда.
В 1991 году по инициативе Комиссии по наследию и при поддержке Союза театральных деятелей России, на базе учреждённого ещё в 1987 году Всероссийского объединения «Творческие мастерские», был основан Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ). Центр занимается научной и образовательной деятельностью — он превратился в традиционное место проведения международных фестивалей и национального фестиваля «Золотая маска», площадку для гастролей лучших европейских и российских спектаклей.
Всеволод Мейерхольд (документальный фильм)
В Пензе 24 февраля 1984 года был открыт Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» (директор Наталия Аркадьевна Кугель), в котором с 2003 года работает Театр Доктора Дапертутто.
В 1999 году в Пензе был открыт памятник В. Э. Мейерхольду.
В честь 140-летней годовщины со дня рождения В. И. Мейерхольда в Санкт-Петербурге на ул. Бородинская д.6 (в Санкт-Петербургском техникуме железнодорожного транспорта), 10 февраля 2014 года была открыта памятная доска в зале, где работал Мейерхольд.
Личная жизнь Всеволода Мейерхольда:
17 апреля 1896 года Мейерхольд обвенчался со своей сверстницей Ольгой Мунт, с которой был знаком с 1892 года и с которой вместе играл в любительских спектаклях. Свадьбу отпраздновал в Пензе, там же провели и медовый месяц. В 1897 году у них родилась первая дочь Мария. Всего имел в этом браке трёх дочерей: Марию (1897—1929), Татьяну (1902—1986) и Ирину (1905—1981).
Всеволод Мейерхольд и Ольга Мунт
Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх. Режиссер влюбился в нее с первого взгляда, хотя был старше ее на двадцать лет.
Он оставил семью и Райх стала его женой, переехала к нему на Новинский бульвар. Потом они перебрались в новую, стометровую квартиру. Мейрехольд усыновил Константина и Татьяну, ее детей от первого брака с Сергеем Есениным.
Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх
Внуку Мейерхольда, сыну Ирины и Василия Меркурьева, актёру Петру Меркурьеву, дважды довелось играть в кино своего деда — в фильме «Я — актриса» (1980) и в телесериале «Есенин» (2005).
Фильмография Всеволода Мейерхольда:
1915 — «Портрет Дориана Грея» — режиссёр, сценарист, исполнитель роли Лорда Генри;
1917 — «Сильный человек» — режиссёр;
1928 — «Белый орёл» — сановник
Библиография Всеволода Мейерхольда:
1916 — К возобновлению «Грозы» А. Н. Островского на сцене Александринского театра: Речь режиссёра к актёрам;
1968 — Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть первая: 1891—1917 — Часть вторая: 1917—1939;
2001 — Лекции: 1918—1919 (Составитель О. М. Фельдман. Предисловие Б. И. Зингермана).
Театральные работы Всеволода Мейерхольда:
1898 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссёры-постановщики К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Василий Шуйский;
1898 — «Венецианский купец» У. Шекспира — принц Арагонский;
1898 — «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Треплев;
1899 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Иоанн Грозный;
1899 — «Антигона» Софокла — Тирезий;
1899 — «Одинокие» Г. Гауптмана. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Иоганнес;
1901 — «Три сестры» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Тузенбах;
1907 «Балаганчик» А.Блока — Пьеро
1907 — «Балаганчик» А.Блока;
1918 — «Мистерия-Буфф» В. Маяковского
Театр РСФСР-1 (Театр Актёра, Театр ГИТИСа):
1920 — «Зори» Э. Верхарна (совместно с В. Бебутовым). Художник В. Дмитриев;
1921 — «Союз молодежи» Г. Ибсена;
1921 — «Мистерия-буфф» В. Маяковского (вторая редакция, совместно с В. Бебутовым);
1922 — «Нора» Г. Ибсена;
1922 — «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка. Художники Л. С. Попова и В. В. Люце;
1922 — «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина. Режиссёр С. Эйзенштейн
1923 — «Земля дыбом» Мартине и С. М. Третьякова. Художник Л. С. Попова;
1924 — «Д. Е.» Подгаецкого по И. Эренбургу. Художники И. Шлепянов, В. Ф. Фёдоров;
1924 — «Учитель Бубус» А. Файко; режиссёр Вс. Мейерхольд, художник И. Шлепянов;
1924 — «Лес» А. Н. Островского. Художник В. Фёдоров;
1925 — «Мандат» Н. Эрдмана. Художники И. Шлепяннов, П. В. Вильямс;
1926 — «Ревизор» Н. Гоголя. Художники В. В. Дмитриев, В. П. Киселев, В. Э. Мейерхольд, И. Ю. Шлепянов;
1926 — «Рычи, Китай» С. М. Третьякова (совместно с режиссёром-лаборантом В. Ф. Фёдоровым). Художник С. М. Ефименко;
1927 — «Окно в деревню» Р. М. Акульшина. Художник В. А. Шестаков;
1928 — «Горе уму» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Художник Н. П. Ульянов; композитор Б. В. Асафьев;
1929 — «Клоп» В. Маяковского. Художники Кукрыниксы, А. М. Родченко; композитор — Д. Д. Шостакович;
1929 — «Командарм-2» И. Л. Сельвинского. Художник В. В. Почиталов; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова;
1930 — «Выстрел» А. И. Безыменского. Режиссёры В. Зайчиков, С. Кезиков, А. Нестеров, Ф. Бондаренко, под руководством Вс. Мейерхольда;
1930 — «Баня» В. Маяковского. Художник А. А. Дейнека; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова;
1931 — «Последний решительный» Вс. В. Вишневского. Конструктивная разработка С. Е. Вахтангова;
1931 — «Список благодеяний» Ю. Олеши. Художники К. К. Савицкий, В. Э. Мейерхольд, И. Лейстиков;
1933 — «Вступление» Ю. П. Германа. Художник И. Лейстиков;
1933 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина. Художник В. А. Шестаков;
1934 — «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. Художник И. Лейстиков;
1935 — «33 обморока» (на основе водевилей «Предложение», «Медведь» и «Юбилей» А. П. Чехова)
В других театрах:
1917 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — Александринский театр;
1923 — «Озеро Люль» А. Файко — Театр Революции;
1933 — «Дон Жуан» Мольера — Ленинградский театр госдрамы;
1935 — «Каменный гость» А. С. Пушкина — радиоспектакль.