Красная Королева Ссср Фотомодель биография

Регина Збарская

Биография

Принято считать, что жизнь в Советском Союзе была строго регламентированной и расставленной по ранжиру, что страна не преуспела ни в каких видах культурной жизни, кроме кинематографа и балета. Жизнь и творческий путь знаменитой манекенщицы Регины Збарской доказывает обратное. Эта эффектная женщина, несмотря на советский паспорт, смогла выйти в один ряд с мировыми звездами подиума, была на короткой ноге с такими легендами мира моды, как Пьер Карден и Кристиан Диор.

Детство и юность

Регина Збарская не только манекенщица-звезда, но и женщина-загадка. Ее жизнь окутана тайнами и слухами – начиная от места рождения и заканчивая обстоятельствами смерти. Родители наградили ее необычным для того времени именем, что в переводе с латинского означает «царица». Возможно, во многом оно определило судьбу своей хозяйки. Тем не менее фамилия у девочки поначалу была совсем обычная — Колесникова.

По официальной версии, она родилась в Ленинграде в семье цирковых артистов, которые разбились, выполняя сложный акробатический трюк под куполом цирка. Девочку отдали в детский приют, где она и жила до 17 лет. По другой версии, рассказанной якобы ее одноклассницей, Регина родом из Вологды, а ее родители – служащие государственных учреждений, мать – бухгалтер, а отец-отставной офицер.

Проясняться биография Регины Збарской начинает в 1953 году, когда по окончании средней школы она приезжает в Москву и поступает во Всероссийский государственный институт кинематографии. Правда, на актерский факультет девушка не попала и стала учиться на экономическом. Ради своей мечты — появления на большом экране — Регина забывала о том, что нужно учиться и посещать пары. Несмотря на пропуски, она всегда была готова к экзаменам и сдавала их на высшие баллы.

Но ВГИК есть ВГИК: юная красавица все равно ходит на кинопробы, впрочем, безуспешно. Единственной ролью Колесниковой стал образ итальянской певицы Сильванны в фильме «Матрос с “Кометы”», который вышел на экраны в конце 50-х.

Также она часто появляется на светских вечеринках и раутах. На одном из таких собраний богемы Збарская знакомится с достаточно известной в те времена художником-модельером Верой Араловой, которая приглашает девушку поучаствовать в демонстрации ее новой коллекции одежды. С этого и началось восхождение Регины в модельном бизнесе.

Модельная карьера

В Доме моделей «Кузнецкий мост» жизнь кипела еще с 1944 года, когда был организован Общесоюзный ДМО. Интересный факт того времени: все сотрудницы этой организации получали трудовые, в которых была прописана специальность — «рабочий 5-го разряда». Зарплаты у девушек были низкими, а общественность стремилась заклеймить эту профессию. Разгромные статьи о демонстраторах одежды писали в журнале «Работница». Каждая из манекенщиц стремилась скрыть свою принадлежность к миру моды.

Регина Збарская много лет выходила на подиум, участвуя в показах Веры Араловой, Вячеслава Зайцева и многих других советских модельеров. Кстати, именно Регина была первой в мире манекенщицей, которая продемонстрировала женские сапожки с молнией во всю длину голенища. Этот формат обуви, который сейчас является чуть ли не стандартным, был придуман и разработан в Союзе как раз Верой Араловой. Но так как понятия патент тогда модельеры не слишком придерживались, то изобретение у нее увели из-под носа.

В начале 60-х о Регине Збарской знал уже весь свет, включая столицу моды – Париж. Французы называли ее «самым красивым оружием Кремля», а когда Зайцев в очередной раз продемонстрировал свой нестандартный творческий взгляд и подстриг манекенщицу под пажа, у нее появилось новое прозвище — «советская Софи Лорен».

Еще одним именем, хотя уже с негативным налетом, называли Регину коллеги-модели – «Снежная Королева». Видимо, они считали ее слишком высокомерной, слишком западной, слишком индивидуальной. Между моделями не чувствовалось дружбы. Конкурентками Регины в эти годы были Марина Дунаева, Мила Романовская, которой досталось платье «Россия», созданное на фигуру Збарской, и Лёка Миронова — двойник Регины. Манекенщица не стремилась наладить каких-то дружеских контактов, всегда оставаясь замкнутой в себе, и настоящую ее видели только самые близкие люди.

Так, модельер Вячеслав Зайцев тепло отзывался о Збарской. По его словам, женщина заботилась о молодом дизайнере и часто подкармливала его. В 1965 году он пригласил свою подругу на совместный ужин в ресторан «Арагви» с иностранной делегацией, где присутствовали его коллеги с Запада — Кристиан Диор, Марк Боан, Пьер Карден, Ги Лярош. Во время встречи молодой советской красавицей восхитилась Софи Лорен, а Карден и Боан пригласили манекенщицу пообщаться за одним столиком. Регина вела себя сдержанно и даже покраснела от такого внимания.

В одночасье заблиставшая карьера манекенщицы также мгновенно и угасла. После серьезных осложнений, связанных с личной жизнью, Збарская не могла обходиться без антидепрессантов. Лекарства помогали ей не сойти с ума, но закрыли для Регины выход на профессиональный подиум. Некоторое время ей пришлось поработать уборщицей в Доме Моды, а затем бывшая звезда совсем исчезла из виду. Последние фото манекенщицы появились в журнале мод 1984 года, но никакая косметика уже не могла помочь скрыть потухший взгляд женщины. Ее судьба закончилась трагически.

Личная жизнь

Как и в случае с местом рождения, неразбериха и недосказанность существует и в информации о личной жизни Регины Збарской. Считается, что единственным ее мужем был знаменитый советский художник-иллюстратор и мультипликатор Лев Збарский, сын того самого Бориса Збарского, который бальзамировал тело В. И. Ленина. Но ходят слухи, что у Регины был еще первый муж, чье имя она не раскрывала, так как он происходил не из того слоя общества. Позднее стало известно, что молодого человека звали Владимир Лавров.

Со Львом Борисовичем манекенщица прожила достаточно долго и вначале очень счастливо. Он даже называл Регину своей музой. Но затем отношения стали портиться. Збарский завел роман с актрисой Марианной Вертинской, были у него и другие увлечения. Но Регина терпела все измены и не собиралась расставаться даже после того, как муж заставил ее сделать аборт.

Впрочем, вскоре он сам ушел из семьи и женился на актрисе Людмиле Максаковой, которая родила ему сына. Узнав, что бывший муж стал отцом в новой семье, тогда как ей самой он не позволил быть матерью, Регина Збарская испытала сильнейшее потрясение, начала принимать транквилизаторы, а позднее попала в психиатрическую больницу с признаками сильнейшей депрессии. Позднее у модели так и не было детей, о чем она очень жалела. Последующий отъезд Збарского из страны окончательно вывел Регину из равновесия — состоялась попытка суицида.

Еще не оформив развод с мужем, модель начала встречаться с советским агентом на Западе Виталием Шлыковым. По его словам, угнетенное состояние у Регины началось после попыток вербовки ее сотрудниками комитета. Но Шлыков уверяет, что Збарская никогда не вступала в контакт и не выполняла приказы КГБ. Тем не менее у недоброжелателей модели возникали другие домыслы, ведь Регина была единственной манекенщицей из Советского Союза, которой разрешалось во время заграничных поездок выходить на прогулку без охраны комитетчиков.

Через некоторое время у манекенщицы появился новый возлюбленный — югославский журналист. Их бурные романтические отношения окончились новым предательством: молодой человек уехал в Германию, где издал книгу «Сто ночей с Региной Збарской», в которой живописно рассказывал не только о своей связи со знаменитой манекенщицей, но и об ее сотрудничестве с КГБ, доносах на коллег и антисоветском мнении Регины.

Смерть

Изданная югославом книга практически сразу была изъята из продаж, но Збарскую ждал настоящий политический скандал, после чего она дважды пыталась покончить с собой, но оба раза безуспешно. Последние дни легенда подиума провела в психиатрической больнице и, по словам обслуживающего персонала, чувствовала сильнейшую вину за то, что так плохо отзывалась о своей стране и знакомых людях.

Третья попытка самоубийства оказалась последней. Причиной смерти манекенщицы стало отравление. Регина Збарская выпила большую дозу снотворного и скончалась 15 ноября 1987 года. По официальной версии она сумела отравиться в больнице, где пребывала последнее время, по другим данным женщина приняла лекарство дома и начала обзванивать знакомых с целью извиниться за написанные когда-то доносы. На похоронах Регины Николаевны не присутствовал никто из бывших коллег. О гибели Збарской публика узнала только из новостей «Радио Свободы», но советские СМИ молчали об этой трагедии. Тело легендарной манекенщицы было кремировано, но до сих пор неизвестно, где находится ее могила.

О жизни, карьере и гибели Регины Збарской был снят художественный фильм «Красная королева», где роль прославленной женщины исполнила начинающая актриса Ксения Лукьянчикова. Помимо этого, телезрители могли видеть документальное расследование о последних днях Збарской из серии передач «Следствие вели…», которое проводил бессменный ведущий Леонид Каневский.

Регина Збарская: жизнь и смерть Красной королевы

Ее называли «советской Софи Лорен» и «самым красивым оружием Кремля». Модель Регина Збарская сумела показать всему миру: в СССР есть мода и советские женщины при желании могут быть изящными, красивыми и даже роскошными. Увы, на собственном опыте Збарская поняла, что дистанция от любви до ненависти, от оглушительного успеха до полного забвения довольно коротка. Ей привелось испытать триумф королевы подиума и горечь всеми отверженной женщины. И последнее Регина не выдержала. Да и вряд ли бы кто выдержал.

Почти у каждой звезды есть своя легенда. Сегодня этот прием — классика пиар-жанра. Юная Регина Колесникова это поняла, будучи совсем юной. До сих пор не совсем ясно, где родилась знаменитость. По одной из версий, она родилась в Вологде, в семье отставного офицера (эту версию использовали создатели сериала «Красная королева»), по другой — в Ленинграде, в семье цирковых гимнастов. Сама Регина рассказывала именно последний вариант, уточняя, что родители погибли во время исполнения опасного трюка.

В 1953 году, в возрасте 17 лет, девушка приехала покорять Москву. Поступила на экономический факультет ВГИКа, параллельно начала работу в Доме моделей, под руководством Веры Араловой, известной в то время художницы-модельера. В Доме моделей Регина столкнулась с серьезным противостоянием: коллеги открыто критиковали ее «западную внешность» и посмеивались над неидеальной формой ног. Разумеется, почти все модели начинают карьеру в условиях жесткой конкуренции. Но если учесть, что в 50-х в Советском Союзе работа манекенщицы не числилась в списках почетных, стойкостью Колесниковой сложно не восхищаться.

В 1961 году Колесникова представляла коллекцию Араловой в Париже. Причем Регина могла похвастаться не только эффектной внешностью, но и умением поддержать светскую беседу не только на русском, но и на английском и французском языках. Европейская публика была в восторге. Красавицей из СССР восхищались Пьер Карден и Федерико Феллини, французские журналисты назвали ее «самым красивым оружием Кремля» и «советской Софи Лорен».

«Все манекенщицы были хороши, но Регина казалась самой лучшей, потому что умела подать себя. Даже свой недостаток — неидеальные ноги — она преподносила как достоинство», — вспоминала то время сценарист Евгения Солодовникова.

Того же мнения придерживался Вячеслав Зайцев. «Сейчас манекенщицы по большей части безликие, — рассуждал 15 лет назад в интервью журналу «Огонек» дизайнер. — А тогда действительно были характеры: Регина Збарская, Румия, Мила Романовская, Августа Вихрова. Совершенно не похожие друг на друга. С роскошным шармом, с достоинством. Нужно было быть смелой, чтобы решиться на эту профессию. Они были личностями и умели рисковать. Смотрелись классно. Регина Збарская была не просто потрясающей красавицей, но и умницей».

Вместе с успехом на подиуме в жизни Регины появилась большая любовь — московский художник Феликс-Лев Збарский. Он называл Регину своей музой и рисовал в образе древнеримской богини в иллюстрациях к «Метаморфозам» Овидия. А модель мечтала о семейном уюте и наследниках. Пара сочеталась браком и прожила несколько лет в полной гармонии. До тех пор, пока Регина не забеременела.

Збарский детей не хотел. И поставил жене ультиматум. Она не выдержала. Регине было проведено искусственное прерывание беременности. И эта беда стала только началом. У звезды сдали нервы. Срыв. Антидепрессанты как средство заглушить душевную боль, забыть о неудавшейся попытке создать нормальную семью, избавить от чувства вины.

И все-таки Збарская нашла в себе силы работать дальше, оставаясь признанной королевой подиума. Ей было уже около тридцати лет, и в этот период она активно сотрудничала с Вячеславом Зайцевым. На фотосессиях тех лет Регина — роскошная женщина с печалью в глазах, которая придает образу особую выразительность.

Судьба тем временем подготовила для Збарской еще несколько тяжелых испытаний. В 1967 году модельер Татьяна Осмеркина представила наряд из красного букле, ставший визитной карточкой советской моды. Стильное платье искусствоведы позже назовут «Россия». Регина Збарская, да и вся публика была абсолютно уверена, что туалет европейской публике будет представлять именно она — Красная королева. Но… в итоге этой чести удостоили ее главную соперницу по подиуму — Милу Романовскую.

Тем временем Лев Збарский увлекся Марианной Вертинской, затем Людмилой Максаковой, потребовал у Регины развода и ушел к Максаковой совсем. Дальше — больше: в начале 70-х художник эмигрировал в Израиль. А его бывшие супруги были подвергнуты долгим и унизительным разговорам с сотрудниками КГБ.

Збарская снова оказалась на грани. Роман с симпатичным журналистом из Югославии показался звезде неплохим способом забыться и утешиться. Но спаситель оказался палачом — возлюбленный Регины в ярких красках расписал детали романа в своей книге «Сто ночей с Региной Збарской». А еще обвинил модель в «стукачестве» на коллег по сцене.

И опять долгие беседы с суровыми офицерами Госбезопасности. Оправдания вроде «женская слабость» не принимались. Модель не выдержала и попыталась покончить с собой. Но тогда ее успели спасти. Потом был еще один неудачный суицид.

В конце 70-х измотанная и увядшая Збарская возвратилась в Дом моделей. Зайцев по старой памяти устроил ее на работу. «У нее трагическая судьба. Но я ее всегда обожал», — вспоминал потом модельер. Только теперь королева не дефилировала по подиуму. Она его мыла после показов: Збарская стала уборщицей.

Она держалась довольно долго. Но всему есть предел. В 1987 году «советская Лорен» ушла. Есть несколько версий. Первая: Збарская умерла в психиатрической клинике. Вторая: покончила с собой, приняв смертельную дозу антидепрессантов. Третья: Регине помогли покинуть этот мир. Место захоронения одной из самых ярких моделей СССР также неизвестно. Согласно самой распространенной версии — тело звезды кремировано. Прах остался невостребованным.

Красная королева советского подиума: трагическая судьба Регины Збарской

Мечтала стать актрисой, но оказалась на подиуме

Родилась Регина в 1935 году в Вологде в семье офицера Николая Колесникова и врача Дарьи. Развелись родители девочки, когда она была еще школьницей. Мать осталась в Вологде. Отец перебрался в Москву, где сразу получил большую квартиру в доме неподалеку от МГУ. Женился второй раз, однако сказки про злую мачеху не получилось: новая супруга Николая очень хорошо относилась к Регине, и девушка отвечала ей тем же.

В МГУ Регина не стремилась, несмотря на школьный аттестат с хорошими оценками. Она мечтала стать актрисой и выбрала ВГИК, однако не рискнула поступать на актерский факультет, где требовалось обойти других абитуриентов в творческом конкурсе. Девушка выбрала экономику, однако, несмотря на это, исправно ходила на кинопробы и вечеринки, где собиралась богема из кинематографических кругов. Там она и познакомилась с Верой Араловой — художницей-модельером цеха легкой одежды Дома моделей.

Веру Аралову можно смело назвать легендой. Она показывала свои коллекции в Париже задолго до Зайцева и тем более Юдашкина. Как рассказывает советский редактор-модельер Айя Семынина, именно Аралова изобрела женские сапожки с молнией. До этого в Союзе носили только валенки, бурки и уродливые фетровые ботики, а девушки, которые хотели выглядеть элегантно, даже зимой ходили в туфельках. Из-за неповоротливости советской легкой промышленности выпуск новинки, придуманной Верой, на Западе освоили раньше.

Не удивительно, что покровительство Араловой помогло Регине. Но дело было не только в нем: девушку отличала редкая красота. Регина умела себя подать, подчеркнув достоинства и скрыв недостатки. Например, у девушки были слегка кривые ноги. За ней даже гонялся иностранный фотограф, рассчитывающий выставить их напоказ: ходил по пятам, снимал только снизу. В зарубежных журналах фотографии были опубликованы с заголовком «И это ноги самой знаменитой советской модели!», но никто не обратил на статью внимания.

Актрисы из Регины не вышло, но моделью она оказалась прирожденной. Стройная и высокая, она великолепно двигалась и умела принять правильную позу. Манекенщица сама выбирала, с какой прической она будет позировать для журналов, и потом миллионы советских женщин копировали «пучок Збарской».

Странности Збарской

Многое в поведении Регины казалось ее коллегам странными. Например, девушка рассказывала, что родилась в семье провинциальных циркачей и ее родители-гимнасты разбились, выполняя сложный трюк, когда она была еще совсем маленькой. При этом Регина обладала изысканным вкусом, прекрасными манерами и говорила на двух языках без акцента — английском и французском. Девушка приглашала знакомых домой: Айя Семынина говорила, что бывала у манекенщицы в гостях и была знакома с ее отцом.

Регина великолепно одевалась: постоянно меняла платья, юбки и кофты. Откуда она их брала, никто не знал. Как оплачивала, тоже неизвестно: ставки манекенщиц были в те времена весьма скромными. Звезда подиума была замкнутым человеком и даже когда общалась с людьми, держала дистанцию. При этом Регина избегала выходить на улицу одна — только с кем-то. Возможно, дело было в яркой внешности и стильных вещах: девушка опасалась за свою безопасность. Это сейчас женщина, одетая по последнему писку моды, вызовет разве что восхищенный возглас, раньше за брюки-дудочки могли и побить.

Работать с девушкой было непросто. Регина часто не соглашалась с компоновкой моделей и спорила с художниками. Как-то она остановила съемки в Сочи, потому что решила, что прическа должна быть другой, и заставила заниматься ее волосами коллегу, пока фотограф в ужасе считал минуты до заката. Иногда Збарская могла ни с того ни с сего сказать человеку колкость. Семынина рассказывает, что как-то к Регине подошел художник «Журнала мод», начал о чем-то говорить, а манекенщица вдруг смерила его взглядом и спросила:

— А ты читал автора N?

— Нет, — смешался парень.

— Ну тогда нам не о чем разговаривать!

Потом выяснилось, что писателя, упомянутого девушкой, не существовало. Регина, скорее всего, придумала его, чтобы задеть художника.

Самое красивое оружие Кремля

В СССР манекенщицы получали копейки. Работа была тяжелой: во время примерок приходилось стоять на каблуках по десять-двенадцать часов в одной и той же позе, пока художники и конструкторы обсуждали, как переделать новое платье. Единственной радостью была возможность выехать за рубеж. Выпускали далеко не каждую: девушка должна быть не только хорошей моделью, но и пройти все проверки и собеседования.

Регина оказалась одной из тех, кому разрешали работать в капиталистических странах. Она быстро стала знаменитой: в начале 60-х о ней знал уже весь мир, включая столицу моды Париж. Французский журнал Paris Match назвал ее «самым красивым оружием Кремля». Когда Вячеслав Зайцев подстриг манекенщицу под пажа, у нее появилось новое прозвище — «советская Софи Лорен».

Однако была у славы и другая сторона. Коллеги начали шептаться: Регине позволяют выезжать, потому что она работает на КГБ. Ходили слухи, что ее взяли в оборот в 1961 году: дали понять, что если девушка и дальше хочет посещать другие страны, то придется «потрудиться» на благо родины. Не зря же Збарской позволено больше, чем остальным: например, спокойно отлучаться в город по своим делам во время заграничных поездок.

Люди, лично знавшие Збарскую, считают, что на комитет она никогда не работала. Семынина говорила, что куда чаще выпускали за границу Милу Романовскую — блондинку со светлыми глазами, которая считалась воплощением русской женщины. Советский разведчик-нелегал Виталий Шлыков утверждал, что год прожил с Региной, ее действительно пытались завербовать, но неудачно. После разговора с сотрудниками КГБ девушка попыталась вскрыть себе вены маникюрными ножницами, и стало понятно, что шпионки из нее не выйдет.

Как бы то ни было, достоверно известно только одно: Регина работала за пределами СССР и пользовалась известностью. Ее красотой восхищался Федерико Феллини, Пьер Карден дарил ей свои лучшие наряды, а Ив Монтан посвящал песни. Ходили слухи, что даже сам Фидель Кастро был фанатом советской манекенщицы. Однако из всех именитых поклонников она выбрала советского художника.

Сто дней с Региной Збарской

Познакомилась с Львом Збарским Регина на показе «для своих»: девушка демонстрировала на редколлегии «Журнала мод» новые модели. Лев, которого пригласили работать над иллюстрациями, был потрясен появлением манекенщицы: замершая в огромных декорированных дверях девушка выглядела как королева на парадном портрете. В редакции Збарский пробыл еще месяц — и почти каждый день ужинал с Региной в ресторане.

В начале 60-х Регина и Лев расписались, и девушка взяла фамилию супруга. В 1967 году манекенщица забеременела. Известно об этом стало во время подготовки к международному форуму моды, после которого Збарской предстояло ехать в Монреаль на торгово-промышленную выставку. Регина колебалась: она хотела ребенка, но отказаться от поездки в Канаду было непросто. Решил всё Збарский: сказал, что не хочет детей, и отправил жену на аборт.

Вскоре после этого Лев завел роман с актрисой Марианной Вертинской, потом переключился на Людмилу Максакову, которая родила от него сына Максима. Регина тяжело переживала предательство и однажды попыталась свести счеты с жизнью, наглотавшись таблеток. Ее откачали и отправили в психиатрическую больницу. Подозревали даже, что женщина страдает шизофренией. Вернулась из клиники Збарская изрядно пополневшей, но продолжила работать на подиуме: одежду тогда показывали девушки разных размеров.

После развода со Збарским личная жизнь у Регины не складывалась. Коллеги выходили замуж, эмигрировали, рожали детей, а знаменитая манекенщица оставалась одна. В середине 70-х Збарская познакомилась с югославским журналистом, но кончился недолгий роман плачевно. В Германии мужчина выпустил книгу «Сто ночей с Региной Збарской». В ней он рассказывал о сексуальных предпочтениях манекенщицы, а также утверждал, что она призналась, что работает на КГБ ради возможности ездить за границу.

Книга не только испортила репутацию Збарской, но и ударила по и без того хрупкой психике женщины. Разразился скандал, Регину постоянно таскали на допросы. Она вновь совершила попытку самоубийства — и опять оказалась в психбольнице. Поддержал женщину Вячеслав Зайцев — позвал ее на работу в свой Дом моды сразу после того, как открыл его в 1982 году. Его сотрудник Александр Шешунов вспоминает, что даже в 47 лет после всех злоключений Збарская была хороша собой и оставалась в отличной форме, хотя и набрала вес.

Иногда Регина выходила на подиум, демонстрируя модели одежды для женщин «элегантного возраста», иногда подрабатывала натурщицей. Ходили слухи, что она даже была уборщицей у Зайцева, но Шешунов утверждает, что это не так. Регина, по его словам, участвовала в показах, а модельер всегда представлял ее «своей музой и любимой манекенщицей».


источники:

http://www.kleo.ru/items/bomond/regina-zbarskaya-zhizn-i-smert-krasnoj-korolevy.shtml

http://www.cosmo.ru/lifestyle/stil-zhizni/krasnaya-koroleva-sovetskogo-podiuma-tragicheskaya-sudba-reginy-zbarskoy/