Михаил Кононов
Биография
Главный герой замечательной ленты «Большая перемена» — учитель истории Нестор Петрович навсегда остался «визиткой» этого артиста. Любимый миллионам соотечественников актёр Михаил Иванович Кононов появился на свет в Москве 25 апреля 1940 года. Он рос в простой семье со скромными доходами. В его семье не было ни артистов, ни людей искусства.
Михаил Кононов в молодости
Но «притяжение» сцены Михаил Кононов почувствовал уже в ранней юности. Вместе со своим другом и одноклассником Андреем Смирновым, впоследствии ставшим режиссёром и снявшим легендарный фильм «Белорусский вокзал», он активно участвовал в школьной самодеятельности.
Ребята ставили прекрасные любительские спектакли и готовили эстрадные программы на школьные вечера. Этот первый успех и подтолкнул Михаила Кононова к дороге, по которой он пошёл после окончания школы. В 1963 году молодой актёр получил диплом ВТУ имени Михаила Щепкина и сразу же был принят в труппу Малого театра. На этой сцене и началась творческая биография Михаила Кононова.
Фильмы
На подмостки театра Кононов выходил на протяжении 5 лет. Но более комфортно актёр чувствовал себя на съёмочной площадке. Да и востребованность Михаила Ивановича в кино была огромная. После дебютной роли в картине Ивана Пырьева «Наш общий друг», сыгранной молодым артистом в студенческие годы, предложения следовали одно за другим.
Михаил Кононов в фильме «Наш общий друг»
Внешность Михаила Кононова часто диктовала роли. Ему предлагали сыграть бесхитростных, простых и светлых душой героев. Витька в мелодраме «Наш общий друг», Колька в лирическом фильме «Первый троллейбус», Алёша Семёнов в военной драме «В огне брода нет», лейтенант Малешкин в военной комедии «На войне как на войне». Все эти образы хотя и отличались, но, всё же, были связаны одним амплуа. Во всех сквозила трагикомичность, смех сквозь слёзы.
Михаил Кононов в фильме «На войне как на войне»
Трагикомические образы Михаил Кононов был обречён играть всю свою жизнь. Лишь небольшие исключения изредка нарушали такой порядок вещей. Например, в драме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» Кононов сыграл монаха Фому. Эта роль второго плана впоследствии оказалась одной из любимых ролей актёра. Именно этой работой он гордился, хотя совсем не Фома, а другие кинообразы прославили артиста.
Михаил Кононов в фильме «Андрей Рублёв»
Ощутимую известность Михаилу Кононову принесла трагикомедия «Начальник Чукотки». Здесь зрители увидели великолепный дуэт двух артистов – Кононова и Алексея Грибова. Но всенародная известность обрушилась на актёра после выходы на экраны «Большой перемены». Эта жизнерадостная комедия, где собран цвет отечественного кинематографа, и сегодня любима миллионами телезрителей. Но когда она лишь вышла на экраны, то имела эффект разорвавшейся бомбы. Зрители обожали Нестора Петровича и всех его учеников.
Михаил Кононов в фильме «Большая перемена»
Как ни странно, но сам Михаил Кононов не любил свои звёздные роли. «Большую перемену» и «Начальника Чукотки» он вспоминал с неохотой.
В начале 1980-ых актёр впервые попробовал себя в детском кино. Фильмы с его участием «Гостья из будущего», «Кольца Альманзора» и «Финист – Ясный Сокол» понравились не одному поколению детей. Несмотря на то, что герои Кононова были прописаны в сценарии как персонажи второго плана, благодаря таланту Михаила Ивановича они стали вполне равноправными с главными героями фильмов.
Михаил Кононов в фильме «Финист – Ясный Сокол»
Но в конце 1980-ых мир кино начал стремительно меняться. И эти перемены оказались не по душе артисту. Михаил Кононов говорил, что воспитан в иной системе ценностей и принадлежит к тому поколению актёрского сословия, которое не может себе позволить сниматься в низкопробных проектах ради денег. Поэтому Кононов отказался от многих предлагаемых ролей. Это не могло не сказаться на его материальном положении. Актёр продал столичную квартиру и построил небольшой домик в подмосковной деревушке Бутырки.
В этот период друзья и близкие актёра припоминают, что он очень гордился своими достижениями в хозяйстве. Он с удовольствием работал в огороде, выращивая прекрасный урожай капусты и арбузов. Возле дома рос виноград. Кононов выращивал поросёнка и мечтал вырыть пруд.
Михаил Кононов в фильме «Гостья из будущего»
А вот работой в кинематографе он похвастать не мог. Отказывался от предлагаемых ролей, не соглашаясь на них ни за какие деньги. После прочтения очередного сценария открыто называл предложенную роль антиискусством и антиэстетикой.
Кононов говорил, что сниматься в такой «ахинее» ему стыдно перед умершими товарищами. Как известно, Олег Даль, Виктор Павлов и Виталий Соломин были однокурсниками Михаила Ивановича в «Щуке». Поэтому в последние годы Михаил Кононов появился лишь в нескольких картинах. Зрители увидели любимого артиста в лентах «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», «Курочке Ряба» и «В круге первом». В последнем фильме актёр снимался, превозмогая болезнь.
Личная жизнь
Со своей супругой Натальей актёр прожил почти 40 лет. Детей у пары не было, поэтому личная жизнь Михаила Кононова – это его маленькая семья и творчество.
Михаил Кононов и его жена Наталья
Незадолго до смерти Михаил Иванович написал книгу воспоминаний. Но мемуары не приняло ни одно издательство, запрашивая огромные суммы для печатания книги. А собственных денег у артиста не было. Как говорили близкие друзья, Кононов мечтал, чтобы его труд увидели современники, особенно молодые актёры. Ему хотелось поведать им «всю правду о своей жизни» и поделиться секретами актёрского мастерства.
Смерть
Артист не дожил до 70-летнего юбилея 3 года. В последнее время он мечтал сняться в хорошей картине, за которую не будет стыдно перед умершими товарищами и своей совестью. А заработанный гонорар потратить на публикацию мемуаров. Но жизнь распорядилась иначе.
Могила Михаила Кононова
Летом 2007-го Михаил Иванович Кононов попал в больницу. Диагноз «пневмония» на фоне тромбофлебита и перенесённого ранее инфаркта прозвучал как приговор. Больше двух недель медики боролись за его жизнь. Но 15 июля 2007 года на фоне пневмонии развились сердечная недостаточность. Через сутки артиста не стало. Михаил Кононов похоронен в колумбарии Ваганьковского кладбища.
Михаил Кононов: трагическая судьба непримиримого бунтаря
ЧЕСТНО
Максимализм Михаила Кононова проявлялся не только в профессии, но и в жизни – резкий и непримиримый, он всегда высказывал свою точку зрения в лицо человеку, не обращая внимания на то, нравилась она собеседнику или нет.
Многим такая честность не нравилась, но многие коллеги ценили позицию Кононова. Сам актер писал так: творчество рождается внутри человека, который невольно выражает свои мысли и чувства. Поэтому творчество – это исповедь актера, и тут лгать и недорабатывать нельзя.
Все герои в творческой биографии Кононова, не важно главные или второстепенные, казались по — особенному правдивыми и существующими на самом деле. Картины, в которых снимался Михаил Кононов, можно смотреть несколько раз – они не надоедают и при каждом просмотре открывают что-то новое в его герое, какие-то только ему присущие черты.
Михаил Иванович Кононов родился в простой столичной семье: отец в те годы трудился швейцаром в гостинице «Пекин», а мама – поваром. Детство будущего актера прошло в коммуналке.
Когда началась Великая Отечественная война, мама Миши отвезла его поселок в Тульской области, где жила ее сестра. Но вскоре те места оккупировали немцы. Как-то в конце 1941 года населенный пункт освободила Красная армия, женщина вывезла малыша из опасных мест на санках.
ВЫБОР ПУТИ
Отец Михаила прошел всю войну, но потерял в боях здоровье, и после окончания Великой Отечественной войны прожил совсем недолго. Когда отца не стало, Михаил помогал матери по дому во всем – научился готовить, прибирался, пытался подрабатывать.
Мальчик в школьные годы ходил в театральные кружки, участвовал в спектаклях и праздничных концертах. Здесь он подружился с будущим актером и режиссером Андреем Смирновым.
Закончив школу, Михаил Кононов успешно сдает экзамены и становится студентом Высшего театрального училища им. Щепкина, где демонстрирует недюжинные актерские способности, за которые его начали называть самородком. Его талант затмил успехи В.Павлова, Виталия Соломина и О.Даля, с которыми он учился на одном курсе. Но вспыльчивый характер Михаила не способствовал налаживанию дружеских отношений. Единственный однокурсник, с которым у Кононова была дружба – Олег Даль, такой же упрямый и несговорчивый правдолюб. Их называли двумя сапогами одной пары.
ЛИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ
Судьба матери оставила отпечаток на всей жизни Михаила Ивановича. Мама не приняла супругу актера – Наталью – молодую актрису, красавицу. В 1970 году актер отмечал свой 30-летний юбилей в квартире, где в одной из комнат была его мама. Михаил зашел к ней в комнату, чтобы угостить блюдами со стола, но увидел, что мама выпила отравы от тараканов. Спасти ее не удалось.
С этих пор актер стал более замкнутым, меньше общался с коллегами, а супруге заявил, что не хочет детей. Брак действительно был бездетным.
«МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ СОВЕТСКОГО КИНО»
Сниматься в кино Михаил Иванович Кононов стал с начала 60-х годов. Вообще советский кинематограф 1960-70-х годов немыслим без этого актера: яркие роли, врезающиеся в память образы, потрясающая актерская харизма. Это всегда отличало фильмы с участием Кононова.
«Андрей Рублев», «Начальник Чукотки», «В огне брода нет», «До свиданья, мальчики», «Первый троллейбус», «Начало» — классика советского кино тех лет. Режиссеры говорили про Кононова, как о профессионале, который полностью погружается в работу до последнего дня съемок.
В 80-х годах прошлого века актер впервые снялся в фильмах для детей. Это были картины «Гостья из будущего», «Кольца Альманзора», «Финист-Ясный Сокол», которые очень полюбились юному зрителю. В фильмах он играл второстепенных персонажей, но талант актера сумел поднять их на такую высоту, что они сравнялись по значимости с основными героями.
Интересно, что в многосерийном художественном фильме «Большая перемена» Михаил Кононов сниматься не хотел. Сценарий кинокартины он считал бредовым. Позже актер вспоминал: в исполнении гениальных советских актеров любой фарс становится интересным. При этом, роль Нестора Петровича стала одной из лучших в его карьере.
— Этот фильм – «мыльный пузырь», созданный талантливой командой кинематографистов и великолепными актерами, — вспоминал позже артист.
ОТКАЗ ОТ ХАЛТУРЫ
После распада Советского Союза Кононову постоянно получал предложения о съемках в кино, но в 9 из 10 случаев отказывался сниматься. Он не принял новое поколение актеров, новый коммерческий подход в киноискусстве.
80-х полностью изменил отечественный кинематограф, сделав его более жестким, кассовым. Эти видоизменения любимого искусства актер Кононов не воспринял.
ОН ГОВОРИЛ, ЧТО ДЛЯ НЕГО СУЩЕСТВУЕТ СВОЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ И ЧТО НИЗКОПРОБНОЕ ИСКУССТВО НЕ ДЛЯ НЕГО, ДАЖЕ ЕСЛИ ЗА ЭТО БУДУТ ЩЕДРО ПЛАТИТЬ.
В 1990-е годы семья Кононова жила скромно, но «халтурить» актер принципиально не хотел. За эти годы и до конца жизни в его фильмографии появилось не больше десятка работ.
Ему предлагали сниматься, но после прочтения очередного «шедевра», он категорически отказывался, несмотря на приличный гонорар. Такое искусство актер называл не иначе, как антиискусство и антиэстетика.
Михаил считал, что съемками в таком низкопробном кино он предает память умерших товарищей – прославленных артистов, его однокурсников. Поэтому ролей стало совсем немного. Это были ленты «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», «Курочка Ряба», «В круге первом». Во время съемок последнего фильма актера мучили жуткие боли, но он продолжал играть, несмотря на болезнь.
— Мое имя занесли в какую-то Голливудскую энциклопедию, где я обозначен одним из ведущих советских актеров. Мне не к лицу размениваться сегодня на мелочи. Нужно держать марку, — говорил в начале «нулевых» Михаил Иванович.
Перед самой смертью актер написал мемуары о себе, творчестве, друзьях, но напечатать книгу не смог. Причиной стало отсутствие денег, которые требовали типографии. Кононов очень надеялся, что его воспоминания помогут молодым актерам найти свое место в искусстве, разобраться в его истинном предназначении и не размениваться по мелочам.
Через непродолжительное время Михаила Кононова сильно избили, здоровье его пошатнулось. В последние годы на пенсии актер жил в деревне Бутырки под Можайском.
В конце июня 2007 года актера увезли на неотложке в больницу с пневмонией. Денег у актера не было даже на элементарные лекарства. Никто из коллег не помог. На что-то скинулись его соседи по палате, но спасти Кононова не удалось.
15 июля врачи констатировали острую сердечную недостаточность, которая и стала причиной смерти спустя сутки.
Ему было 67 лет.
Местом упокоения актера Михаила Кононова стал колумбарий на Ваганьковском кладбище.
Михаил Кононов — биография, новости, личная жизнь
Михаил Кононов
Михаил Иванович Кононов. Родился 25 апреля 1940 года в Москве — умер 16 июля 2007 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1989), народный артист России (1999).
Михаил Кононов родился 25 апреля 1940 года в Москве.
Семья отношения к искусству не имела.
В школьные годы выступал в самодеятельности вместе со своим другом Андреем Смирновым, который в дальнейшем стал известным кинорежиссёром.
В 1963 году окончил Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина. Среди его однокурсников — Виктор Павлов, Виталий Соломин, Олег Даль.
В 1963-1968 годах служил в Академическом Малом театре. Однако из-за скандала вынужден был уйти: он репетировал роль Хлестакова в «Ревизоре и случайно брошенные слова стали причиной того, что ему срочно пришлось покинуть Малый театр.
Далее стал актёром киностудии им. М. Горького.
Дебютная роль в кино — Виктор Карягин в фильме Ивана Пырьева «Наш общий друг» (1961). Однако ярким началом кинокарьеры следует считать комедийный фильм «Начальник Чукотки» (1966), где Кононов сыграл Алексея Бычкова. В том же году Михаил Иванович сыграл Фому в историко-философском фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв».
Огромную популярность актёр получил, сыграв молодого учителя Нестора Петровича Северова в многосерийном телефильме Алексея Коренева «Большая перемена». Интересно, что первоначально актер отказывался от этой роли — ему не нравился сценарий.
«Он будто в ней родился, потому что трагикомедия — его жанр (если вы заметили, даже в драматических ролях у Кононова есть налет дурашливости, который выражается в глуповатой улыбке и забавном выражении лица). В то время герой ему еще нравился, помню, он как-то сказал мне: «Ты знаешь, по-моему, из этого Нестора неплохой человечек выйдет». Снимался он самозабвенно», — говорил о работе Кононова сценарист картины «Большая перемена» писатель Георгий Садовников.
Михаил Кононов в фильме «Большая перемена»
Хотя фильм «Большая перемена» стал звездным для актера, сам он считал его «безделкой». А своими главными ролями в жизни полагал Фому в фильме Тарковского «Андрей Рублев» и Алёшу Семёнова в ленте Глеба Панфилова «В огне брода нет». Кстати, своим любимым режиссером он считал именно Глеба Панфилова, а любимой партнершей — его жену Инну Чурикову.
На счету Михаила Кононова почти семь десятков фильмов. Наиболее известные роли — младший лейтенант Малешкин («На войне как на войне»), Павлик («Начало»), Митька Ярмолюк («Здравствуй и прощай»), Аким («Таёжная повесть»), Василий («Василий и Василиса»), космический пират Крыс («Гостья из будущего»), Яшка (фильм-сказка «Финист — Ясный Сокол»).
Сам Михаил Кононов считал себя трагикомическим актёром.
С начала 1990-х актёр мало появлялся на экране. При этом он очень хотел работать. Пытался снимать репортажи для телевидения. В т.ч. приезжал в Бутырки (где жил в последние годы) со съемочной группой — делал репортажи о местной экзотике. Пытался брать интервью у известных людей. Но это был разовый заработок и очень скромный.
В то же время Михаил Иванович отказывался сниматься в низкопробных сериалах: «вот мне прислали сценарий, но такая дрянь, я отказался – криминал, бандиты», — говорил он.
Ему предлагали сниматься в рекламе — тоже не соглашался. Сделал исключение один раз: снялся в рекламе шоколада. Очень радовался, когда режиссер Глеб Панфилов позвал его сниматься в фильме «В круге первом». За эту работу он получил 20 тысяч долларов и смог рассчитаться с долгами. Хотя в картине Кононов снимался уже тяжелобольным, и коллеги вспоминали, что каждое слово давалось ему с большим трудом.
Михаил Кононов в фильме «В круге первом»
В последние годы жизни злоупотреблял алкоголем. Кононов всегда носил во внутреннем кармане пиджака фляжку.
Болезнь и смерть Михаила Кононова
В конце 1990-х Кононову пришлось продать московскую квартиру и начать многолетнее строительство дома в Истринском районе в деревне Бутырки. В последние годы жизни актёр редко появлялся на людях и жил в деревне Бутырки Подмосковья, снимался мало. Проведя в деревне десять лет, купил маленькую квартирку на окраине Москвы.
В 2000-е годы написал книгу мемуаров, но ни одно издательство не приняло её к публикации.
«Я абсолютно закрытый, как шкаф. Я – одиночка», — писал Кононов о себе в своей книге.
В последние годы жизни перенёс инфаркт, тромбофлебит и был инвалидом II группы.
За две недели до смерти Михаил Иванович попал в клинику из-за проблем с легкими — сказалось воспаление, которым он переболел незадолго до этого. Говорят, актеру можно было помочь, но у него не было денег на медикаменты, его соседи по палате в складчину покупали ему необходимые лекарства.
На фоне пневмонии у Кононова развились сердечная недостаточность и тромбоэмболия. Вечером 15 июля его перевели в отделение кардиореанимации, но спасти жизнь артиста не удалось: утром 16 июля 2007 года он скончался от тромбоэмболии.
Похоронен в Москве, в колумбарии Ваганьковского кладбища.
плита Михаила Кононова в колумбарии Ваганьковского кладбища
Работавший с Кононовым в картине «Большая перемена» писатель Георгий Садовников вспоминал: «Он оказался человеком со сложным характером, поэтому иногда с ним было трудно. Михаил Иванович любил резать в глаза правду-матку, не взирая на лица. Мог сказать актеру или режиссеру, что он бездарный, дать собеседнику самую нелестную характеристику, а люди этого не любят. Поэтому и не ужился во МХАТе, где одно время играл. Однажды во время съемок на заводе в Ярославле я немного опоздал к началу смены — писал недостающие реплики для сцены, над которой мы работали в тот день. Приехав, увидел, как Миша отвел в сторону Наташу Богунову, которая играла Светлану Афанасьевну, долго что-то ей эмоционально говорил.
Она вдруг разрыдалась, а Кононов спокойно отошел. Когда через несколько минут прозвучала команда: «Мотор!», он как ни в чем не бывало отыграл сложную комедийную сцену. Наташа тоже довольно быстро успокоилась и хорошо отработала свой эпизод. Вечером я его спросил: «Миша, а что Богунова натворила-то, за что ты ее так отчитал?» — и услышал в ответ: «Ничего. Просто я чувствовал в себе какую-то инертность, мне надо было как-то себя завести, раскрутить, вот я и спровоцировал этот скандал»».
Рост Михаила Кононова: 175 сантиметров.
Личная жизнь Михаила Кононова:
Со своей женой Натальей Павловной он прожил почти 40 лет. Они познакомились на вечеринке. Его заворожила красивая белокурая фотомодель, спортсменка-лыжница, которая на девять лет младше его.
Однако его невесту не приняла мать. Сын не захотел повиноваться и она объявила им бойкот. Три года они жили под одной крышей, не разговаривая друг с другом. Трагедия произошла, когда Михаил Кононов отмечал свое 30-летие. Его мама так и не вышла из своей комнаты. Он, взяв блюдо с угощением, приоткрыл дверь. Мать лежала на полу, сжимая в руках банку с отравой для насекомых: она покончила с собой. Для него это была страшная трагедия.
Как рассказывали знавшие его, с тех пор он очень изменился, враждебно смотрел на весь мир. Изменил свое отношение и к Наталье. По настоянию мужа она бросила спорт, отказалась от съемок. Не хотел иметь детей: «Миша боялся, что если будет ребенок, то он уйдет на второй план», – делилась Наталья Павловна. Лишь в зрелости Михаил понял, какую страшную ошибку совершил, лишив жену и себя родительского счастья.
Михаил Кононов с женой Натальей
В 54 года он встретил 18-летнюю Риту. Он написал пьесу, которую предложил поставить директор одного из клубов. Кононов принялся искать самодеятельных артистов. На просмотр пришла девушка — плача, Рита призналась, что пережила изнасилование. Кононов обомлел: рассказанная девочкой история совпадала с написанным им сценарием. Он проникся жалостью к ней. Спектакль не поставили – клуб закрыли. Но Кононов мечтал снять фильм с Ритой в главной роли.
Актер всюду появлялся с юной спутницей, представляя ее то племянницей, то дочерью. Она жила у него. «В один прекрасный день она вдруг сказала, что нужно на ней жениться. Я встал перед ней на колени и тихо сказал: «Нет». Она капризно надула губки», — рассказывал актер.
Михаил Кононов и Рита
В 2001-м Рита порвала с ним отношения. Он обвинял ее в меркантильности. А жена Наталья, узнав, что муж втайне прописал Риту, подала в суд на выписку. Тем временем Рита жила в его квартире со своим любовником. Когда он пришел в свою квартиру, то был сильно избит. А позже выяснилось, что документы на квартиру украдены.
После этого случая его жизнь покатилась под откос: одолевали сильнейшие боли в ногах, для лечения он продал дом в деревне. Но жена его простила.
В последние месяцы жизни Кононов писал книгу воспоминаний. И очень хотел, чтобы рукопись была напечатана. Наталья Павловна хотела выпустить книгу мужа. Однако книга так и не появилась.
Вдова актера Наталья Павловна ушла из жизни в 2010 году.
Фильмография Михаила Кононова:
1961 — Наш общий друг — Виктор Карягин
1962 — Приходите завтра. — пассажир автобуса (нет в титрах)
1963 — Первый троллейбус — Колька Чумаков
1963 — Павлик Морозов — Данилка (телеспектакль)
1963 — Теперь пусть уходит — Томми, работник гостиницы
1963 — Утренние поезда — гость на свадьбе (нет в титрах)
1964 — До свидания, мальчики — Витя Аникин
1966 — Начальник Чукотки — Алексей Михайлович Бычков (А. Глазков согласно мандату)
1966 — Андрей Рублёв — Фома
1967 — В огне брода нет — Алёша Семёнов
1968 — На войне как на войне — Александр Малешкин, младший лейтенант, командир САУ
1969 — Белый флюгер — Василий Васильевич Крутогоров, чекист
1969 — Мальчишки — Гоша
1970 — Начало — Павлик, сосед Паши
1971 — Шутите? — студент
1971 — Держись за облака — Соколов, матрос
1972 — Здравствуй и прощай — Митька Ярмолюк, муж Александры
1972 — Красные пчёлы — Василий
1972 — Пятнадцатая весна — немецкий офицер
1972 — Большая перемена — Нестор Петрович Северов, преподаватель истории
1973 — Открытие — Сергей Юрышев в молодости (озвучивает Александр Демьяненко)
1974 — Финист — Ясный Сокол — Яшка-писарь
1975 — Капитан Немо — Консель
1976 — Семьдесят два градуса ниже нуля — Тошка Жмуркин
1976 — Двадцать дней без войны — Паша Рубцов, военкор
1976 — Повесть о неизвестном актёре — Петя Стрижов
1976 — Пока бьют часы — Грызун, начальник королевской стражи
1977 — Кольца Альманзора — Зензивер, садовник
1978 — Комедия ошибок — Дромио Сиракузский и Дромио Эфесский
1978 — Любовь и ярость — Коля
1978 — Сибириада — Родион Климентов, революционер-боевик (озвучил Виктор Проскурин)
1978 — Только каплю души
1979 — Таёжная повесть — Аким
1979 — Ищи ветра. — Васька, конокрад
1980 — Иначе нельзя
1980 — Расследование — Лосев, сотрудник милиции
1981 — Андрей и злой чародей — Леший
1981 — Василий и Василиса — Василий Вологжин
1982 — Братья (к/м) — Михаил
1982 — Без видимых причин — Важин
1982 — Вокзал для двоих — Николаша, милиционер
1982 — Безумный день инженера Баркасова — Иван Тятин, заместитель Баркасова
1983 — Золотые рыбки — Корнелий Иванович Удалов
1983 — Особый случай
1983 — Гори, гори ясно. — Сенька
1984 — Гостья из будущего — Крысс, космический пират / сотрудник космопорта Михаил Иванович
1984 — Один и без оружия — Пётр, швейцар
1986 — Проделки в старинном духе — Алексей
1987 — Она с метлой, он в чёрной шляпе — волшебник
1987 — Первая встреча, последняя встреча — Погилевич, бывший сыщик
1987 — Разорванный круг — Царьков, заведующий складом
1987 — Христиане — сумасшедший слушатель в суде
1989 — Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным — директор санатория
1990 — Здравия желаю! или Бешеный дембель — комбат, капитан Бодров
1990 — Царская охота — Кустов
1991 — Мементо мори — Дермантин, железнодорожник
1992 — Ближний круг — Ворошилов
1992 — Великий муравьиный путь
1992 — Прекрасная незнакомка
1993 — Вспоминая Чехова
1994 — Курочка Ряба — отец Никодим
1997 — Царевич Алексей — Федоска
1997 — Егерь — Егор Власыч
2000 — Витрина — папа
2006 — В круге первом — Спиридон Данилыч, дворник
Озвучивание фильмов Михаила Кононова:
1973 — Невероятные приключения итальянцев в России — Джузеппе (актёр Нинетто Даволи)
1981 — Сказка, рассказанная ночью — Гуго, подмастерье (актёр Дмитрий Кравцов)
1984 — Роман с камнем — Ральф (актёр Дэнни Де Вито)
1986 — Выше радуги — Иван Иванович (актёр Юрий Куклачёв)
Озвучивание мультфильмов Михаила Кононова:
1971 — Аргонавты — Колхидский воин (нет в титрах)
1977 — Василиса Прекрасная — Иван-царевич, старичок-лесовичок
1980 — Мореплавание Солнышкина — Стёпа
1981 — Приключения Васи Куролесова — Вася Куролесов
1983 — Ракушка — Дикобраз
1984 — Подземный переход — Барсучок
1986 — Корабль пустыни — Дикобраз
1991 — Утиные истории — Шеф Гавс, Пупс, Дональд Дак, король Арчи
1994 — Страницы Российской истории. Рассказ первый: Земля предков — Паук Василий
1996 — Короли и капуста
1997 — Незнайка на Луне — редактор Гризль (5-7 и 12 серии)
последнее обновление информации: 31.01.2021