Композитор Артемьев Эдуард биография Личная

Биография Эдуарда Артемьева

Мать Нина Алексеевна, отец Николай Васильевич, жена Изольда, сын Артемий, внуки Екатерина и Артемий.

Артемьев Эдуард Николаевич (р. 1937) – российский композитор, его жанр – электронная музыка. Наибольшую известность получил как автор музыкальных композиций к кинофильмам Тарковского, Кончаловского, Михалкова. Четырежды награждался Государственной премией РФ, с 1999 года – Народный артист России.

Детство

Эдуард появился на свет 30 ноября 1937 года в городе Новосибирске. Его мама, Нина Алексеевна, 1915 года рождения, и папа, Николай Васильевич, 1905 года рождения, были москвичами. Но ребенок родился в Сибири, потому что семья находилась там из-за работы отца. Старший Артемьев имел профессию химика-технолога. По долгу службы ему часто приходилось переезжать из одного города в другой.

В раннем младенческом возрасте с Эдуардом произошел уникальный случай. Первое ощущение себя он запомнил, когда ему было два месяца. Ребенок тогда сильно заболел и оказался на грани гибели. Врач, который его осмотрел, сказал, что мальчик – не жилец. Отец тогда принял решение срочно ехать в Москву. Удивительно, но в сознании малыша отпечаталась эта поездка на поезде. Эдуард ясно помнит, как долгую дорогу мама вязала крючком салфетку, которая потом лежала дома на комоде, как упал с верхней полки подвыпивший попутчик. В столице ребенка вылечили. Позднее медики объяснили, что подобное раннее прозрение сознания было связано с болезнью.

До восьмилетнего возраста Эдуард жил с родителями в разных городах России, куда направляли его отца. Чаще всего это были закрытые территории, где мальчик рос один. У него не было друзей, но Эдик не переживал по такому поводу. Наоборот, одиночество его хорошо воспитало.

С восьми до четырнадцати лет Артемьевы жили в Рязани. Самыми яркими впечатлениями того периода остались поля и заливные луга, цыганские шатры. Каждую весну приезжали цыгане на лошадях и в разноцветных одеждах. Вокруг все говорили Эдику, чтобы он не ходил туда, иначе украдут. Но мама иногда отпускала сына в «ночное». Неизгладимые впечатления на ребенка производили звездное небо, лошади, костры и печеная картошка.

Эдику было около четырех лет, когда он сам начал придумывать музыку, тихонько мурлыча себе под нос. А в двенадцатилетнем возрасте мальчик впервые услышал, как его дядя играл Скрябина. Он тогда стоял за дверью и боялся пошелохнуться. Это было первым серьезным потрясением в биографии Эдуарда Артемьева, которое дало сильный толчок к тому, чтобы заняться сочинением музыки.

Образование

В 1953 году Эдуард переехал в Москву под покровительство дяди Николая Ивановича Демьянова – профессора консерватории.

В столице с 1953 по 1955 годы учился в хоровом училище. Именно здесь написал свои первые музыкальные произведения, занимаясь на факультативном курсе композиции, который организовал педагог Мераб Парцхаладзе. Затем Артемьев поступил в Московскую консерваторию, в 1960 году получил диплом об окончании композиторского факультета.

Когда учеба в консерватории близилась к концу, на доске объявлений Эдуард увидел, что создатель первого в мире многоголосного синтезатора Евгений Мурзин предлагает желающим познакомиться с новым инструментом. Артемьев раньше читал об этом устройстве в журнале «Техника – молодежи».

После нескольких встреч Мурзин предложил Эдуарду работу вместе с ним в НИИ в лаборатории по исследованию звука. Выпускник консерватории должен был каждый день заниматься новым инструментом, изучать его, записывать звуки, играть и сочинять. За это ему полагался неплохой по тем временам оклад – 145 рублей.

Творческий путь

Постепенно увлечение Артемьева электронной музыкой стало приносить плоды. В 1963 году в музыкальном оформлении фильма «Мечте навстречу» (про любовь и путешествия в космос) не могли подыскать композитора для космической линии. Нужна была именно электронная музыка, и кто-то посоветовал режиссерам молодого Эдуарда Артемьева. За работу он получил невероятные деньги – 2500 рублей. Но, главное – его имя упомянули в титрах, а это была прямая дорога в кино.

В середине 1960-х годов появление синтезатора произвело фурор в музыкальном мире. Артемьев основал в Советском Союзе эпоху электронной музыки. А его самого как композитора кино открыл режиссер Самсон Самсонов, когда пригласил писать мелодии к фильму «Арена».

В 1967 году Эдуард познакомился со студентом режиссерского факультета ВГИК Никитой Михалковым. Артемьев написал музыку к его курсовой работе «И эти губы, и глаза зеленые…», а через три года и к дипломному фильму Михалкова «Спокойный день в конце войны». С той поры они сотрудничают и дружат уже более полувека.

Знаменитый ныне режиссер Никита Михалков говорит: «Артемьев – это часть моей жизни. Я никогда не работал с другими композиторами, кроме одной картины «Очи черные». Все остальные мои фильмы напрямую сцеплены с именем и творчеством Эдуарда. Для него музыка – это не просто ноты, он слышит ее в любом окружающем звуке: в шагах, дуновении ветра, пении птиц и даже в скрипе калитки или захлопывании крышки на кастрюле».

В 1970 году в Москве появилась пластинка с рок-оперой «Иисус Христос – суперзвезда» английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Артемьева эта музыка сразила наповал, настолько в ней все было неожиданно и прекрасно. Под впечатлением композиции ему тогда казалось, что вот-вот на московских улицах он встретит самого Христа. В течение года в творческой биографии Эдуарда был простой, он ничего не писал, потому что на фоне услышанной рок-оперы все свои произведения считал полной ерундой. Потом долго приходил в себя, после чего в корне поменялась стилистика его музыки. Это был самый сильный поворот в жизни композитора, который его раскрепостил. Артемьев нашел для себя что-то важное и в таком направлении остался до сегодняшнего дня.

В 1972 году в гостях у художника Михаила Ромадина Эдуард познакомился с режиссером Андреем Тарковским. Когда зашел разговор об электронной музыке, Андрей заинтересовался и сказал, что ему как раз нужен необычный саундтрек для нового фильма. Правда, Тарковский выдвинул к музыке массу требований. Но долго мучаясь, Артемьеву все-таки удалось написать саундтрек. Режиссер использовал его в фильме «Солярис», так началось их длительное и плодотворное сотрудничество.

Уже к середине 1970-х годов Артемьев стал признанным мастером. Без его музыки нельзя представить шедевры отечественного кино: «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского; все картины Никиты Михалкова; большинство фильмов режиссеров Абдрашитова, Самсонова, Шахназарова и Кончаловского.

Переезд в Америку

С Андроном Кончаловским Артемьев впервые работал в 1979 году над фильмом «Сибириада». Потом режиссер уехал в Америку, а спустя девять лет вдруг неожиданно позвонил Эдуарду и сказал готовить документы для перелета в США. В 1988 году из Голливуда ему послали приглашение, чтобы писать музыку к фильму Андрона «Гомер и Эдди».

На «фабрике грез» Артемьев прижился, он сочинил музыку еще к девяти картинам. В Америке Эдуард не просто задержался, это место показалось ему идеальным для постоянного проживания – океан, вечное лето, цветы, лимоны, апельсины. Композитор ненавидит морозы, наверное, он не вернулся бы в Россию, если б в 1995 году Никита Михалков не позвал его писать музыку к фильму «Утомленные солнцем».

На сегодняшний день композиции Эдуарда Артемьева звучат более, чем в двухстах картинах отечественных и зарубежных режиссеров. Особенно легко ему далась потрясающая музыка к картине Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Он написал ее сходу, с первого раза. А главным своим трудом Артемьев считает оперу «Преступление и наказание», над которой работал более двадцати лет.

Личная жизнь Эдуарда Артемьева

С будущей супругой Изольдой Артемьев познакомился в консерватории. Они вместе учились. В классе педагога Шапорина у Изольды была определенная роль, она обыгрывала свежие сочинения студентов. Когда дело дошло до произведений Эдуарда, молодые люди стали тесно общаться, потому что Изольда играла его музыку на кафедре, на концертах, была даже запись на радио. Они проводили много времени вдвоем, и так постепенно дружеские чувства переросли в нечто большее.

После окончания учебы Эдуард с Изольдой поженились. Она работала преподавателем в училище при консерватории имени Чайковского. В 1966 году у супругов родился мальчик Артемий.

В личной жизни Эдуарду Артемьеву пришлось перенести непростой удар судьбы. Его жена с сыном стояли на троллейбусной остановке, и в них на полной скорости въехал автомобиль. Оба выжили чудом, лежали в разных столичных клиниках. Днем композитор разрывался между сыном и супругой, а ночью еще пытался что-то сочинять. К счастью, все закончилось благополучно.

Сын Артемий пошел по родительским стопам, он музыкант и композитор, работает также в жанре электронной музыки. У Эдуарда и Изольды есть двое внуков – Екатерина и Артемий.

В быту Эдуард Николаевич необычен, как и в своей музыке. Ложится спать в три часа ночи, но до четырех еще читает. Чтобы находиться в нужной форме, ему достаточно пяти часов сна, то есть к девяти утра он уже на ногах. Такого режима композитор придерживается уже долгие годы.

Никита Михалков говорит, что не знал в жизни более доброжелательного, независтливого, трогательного и искреннего человека, чем Артемьев. Ни разу он не слышал от Эдуарда ни одного завистливого или злобного слова. Режиссер с композитором не просто друзья, а почти родственники. Эдуард Николаевич крестил дочь Михалкова – Анну, Никита Сергеевич – крестный внука Артемьева.

Секрет своего успеха композитор озвучивает так: «Карьера моя складывается сама собой, я для этого не ударил и палец о палец. Просто плыву по течению жизни, верю в Господа и в счастливый случай».

Эдуард Николаевич Артемьев

Фото Все

Видео Все

Вечерний Ургант. Эдуард Артемьев ( 26.11.2015)

Эдуард Артемьев – о жизни, своей семье и творчестве

Эдуард Артемьев: «Картины мастеров» #ещенепознер

Эдуард Артемьев — биография

Эдуард Артемьев — популярный отечественный композитор. Писал музыку к картинам Михалкова, Тарковского, Кончаловского. В 1999 году получил звание Народного артиста РФ. Четыре раза ему вручали Государственную премию РСФСР.

Этот композитор смело стирает грани стилей и жанров, он пишет симфонические, камерные, электронные произведения, которые пользуются популярностью не только у профессиональных музыкантов, но и у широких масс зрителей. Эдуард Артемьев стал основоположником электронного направления в российской музыке, он был первым, кто в далеком 1963 году использовал жанр электронной музыки в кино. Трудно представить отечественный кинематограф без музыки Артемьева, это тоже самое, что полотна художников лишились бы роскошных драпировок и изысканных форм, передающих всю полноту картины.

Детство и юность

Родился Эдуард Артемьев Новосибирске 30 ноября 1937 года. Отца звали Николай Артемьев, он работал химиком-технологом, и часто менял место жительства. Мама — Нина Артемьева, не работала. Родители будущего композитора — москвичи, находились в Сибири из-за работы отца семейства.

Эдуарду исполнилось два месяца, когда он серьезно заболел. Вызванный доктор сказал, что в трудных сибирских условиях мальчик может умереть. Перепуганные родители немедленно собрались в столицу, отцу даже пришлось пожертвовать свое командировкой. Это похоже на сказку, но двухмесячный малыш отлично запомнил путешествие на поезде, хотя в таком возрасте дети себя еще не идентифицируют. Однако спустя годы мальчик в подробностях описал родителям их поездку, он помнил, что мама всю дорогу вязала кружевную салфетку, которая потом долгие годы лежала у них дома на комоде. Доктора сказали, что такой феномен можно объяснить только серьезностью заболевания Эдуарда.

Эдуард Артемьев в молодости

В Москве мальчика быстро поставили на ноги. Все детские годы он провел в бесконечных разъездах, работа отца предполагала постоянные командировки. В 1953-м родители отправили сына к родному дяде, который работал в консерватории. На протяжении трех лет Эдуард посещал хоровое училище, там же и родились его первые хиты.

В 1960 году Артемьев получил диплом консерватории и встретил создателя совершенно нового музыкального инструмента — синтезатора. Он и предложил Эдуарду провести исследования нового инструмента в лабораторных условиях. Так в жизнь Артемьева вошла электронная музыка. С этого времени стартовала творческая биография будущего известного композитора.

Музыка

Первым фильмом, к которому Артемьев написал музыку, стала лента «Мечте навстречу» 1963 года. В те годы космическая тематика преобладала в искусстве страны Советов. Так советский народ реагировал на полет первого космонавта Гагарина. Режиссеры решили, что с помощью электронного звучания добьются лучшего эффекта в передаче фантастически красивой атмосферы космоса. Кто- то подсказал, что такую музыку пишет Эдуард Артемьев.

Композитор Эдуард Артемьев

После того, как фамилия композитора впервые появилась в титрах художественного кино, к нему буквально выстроилась очередь из режиссеров. Эдуард встретил молодого режиссера Никиту Михалкова, и эта первая встреча стала началом крепкой дружбы и тесного сотрудничества на долгие годы. Во всех лентах Михалкова звучит музыка Эдуарда Артемьева.

В 1972 году Артемьев начал работать с Андреем Тарковским. Их первой совместной работой стал «Солярис». Тарковскому было трудно угодить, он очень требовательно отбирал музыку, но Эдуард сумел написать именно ту мелодию, которая удовлетворила требовательного режиссера. На тот момент имя Артемьева было хорошо известно в мире кино, он работал с Андреем Кончаловским, Кареном Шахназаровым, Самсоном Самсоновым.

Именно с помощью Кончаловского композитор сумел перебраться в Штаты, и там писал саундтреки к его лентам. Попав в Голливуд, Артемьев начал сотрудничать и с зарубежными режиссерами. В Россию он вернулся только в 1995-м, когда его попросил об этом Никита Михалков.

Артемьев писал не только музыку для кинематографа, у него родилось большое количество инструментальных и электронных мелодий. Он стал автором цикла «Тепло земли», симфонии «Пилигримы», еще одного цикла — «Три взгляда на революцию». Эти и многие другие шедевры композитора принесли ему мировую популярность, их высоко ценили критики. Композиции «Ностальгия» и «Полет на дельтаплане» Артемьев написал на стихи поэта Николая Зиновьева.

Эдуард Артемьев

Биография

Эдуарда Николаевича Артемьева, советского и современного композитора, называют российским Эннио Морриконе за создание музыкальных шедевров к кинофильмам. Кроме того, народный артист РФ стал первооткрывателем в СССР в области электронной музыки.

Детство и юность

Чета Артемьевых находилась в Новосибирске из-за командировки Николая Васильевича, химика-технолога. 30 ноября 1937 года Нина Алексеевна родила в этом городе сына, которого назвали Эдуардом. Спустя 2 месяца после появления на свет малыш тяжело заболел, и местный врач сказал, что мальчик не выживет.

Отец прервал командировку и вернулся в родную Москву, где сына смогли вылечить. Необычным фактом стало то, что Эдуард запомнил эту поездку и потом в деталях рассказывал о ней родителям.

Работа отца была тесно связана со сменой места жительства, и все детство мальчик переезжал из города в город вместе с семьей. В 1953 году подросток перебрался в Москву к своему родственнику — профессору консерватории. Почти 3 года Эдуард обучался в хоровом училище, где и начал писать свои первые произведения.

В 1960-м юноша окончил консерваторию и познакомился с создателем синтезатора, который предложил ему исследовать новый инструмент в лаборатории НИИ. Так молодой человек познакомился с электронной музыкой. С этого момента началась его творческая биография.

Фильмы

Впервые музыку для кино Артемьев начал писать к фильму «Мечте навстречу». В СССР на тот момент был пик космической тематики в искусстве, навеянный первым полетом Гагарина. Режиссерам этой картины требовалось электронное звучание для передачи космической атмосферы. Им посоветовали обратиться к Эдуарду.

После первого появления в титрах ныне знаменитой фамилии к композитору потянулись создатели кино. В молодости Эдуард Николаевич познакомился с тогда еще начинающим режиссером Никитой Михалковым, с которым дружит и работает в течение долгих лет. Все картины Михалкова сопровождены музыкой Артемьева.

С кинофильма «Солярис» в 1972 году началось длительное партнерство композитора и Андрея Тарковского. Именитый режиссер был требователен к саундтрекам, но Артемьеву всегда удавалось точно выполнять его пожелания.

К этому времени его имя знала уже вся кинотусовка. В списке друзей и коллег появились Карен Шахназаров, Андрей Кончаловский, Самсон Самсонов и другие. Именно Кончаловский помог Эдуарду Николаевичу уехать в Америку, чтобы создавать там музыку к его фильму. В Голливуде музыкант стал писать и для зарубежных картин. Возвращение в Россию состоялось только в 1995 году по просьбе друга Михалкова.

Кроме мелодий для кино Артемьев написал немало инструментальных произведений в стиле электронной музыки. Симфония «Пилигримы», цикл «Тепло земли», «Три взгляда на революцию» и другие композиции производили фурор в мире и получали высокие оценки критиков. Песни «Полет на дельтаплане» и «Ностальгия» были написаны совместно с поэтом Николаем Зиновьевым.

Произведение Эдуарда Николаевича прозвучало в связи с проведением важного для страны мероприятия — домашней Олимпиады в Сочи. Тема из трека «Поход» (фильм «Сибириада») появилась в музыкальном сопровождении церемонии открытия, а на закрытии были использованы отрывки из саундтреков к фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих» в аранжировке Игоря Матвиенко и драме «Сталкер».

Это не первое сотрудничество композитора с олимпийским комитетом страны. В 1980 году он по госзаказу написал кантату к памятной дате проведения Игр в Москве.

На официальном сайте Артемьева сегодня размещены фото и видео с выступлений, там же выложено расписание концертов и других мероприятий. К последним крупным работам автора в кино относится музыка к спортивной драме «Легенда № 17» и к проекту Кончаловского «Грех». Музыкант работает над всеми произведениями в своей домашней студии, под которую переоборудовал соседнюю квартиру в высотке на Войковской.

Личная жизнь

С супругой Изольдой Эдуард познакомился еще в студенчестве в консерватории. Девушка играла его произведения на концертах, записывала на радио. Вскоре дружба переросла в крепкий брак. В 1966 году у пары родился сын, которого назвали Артемием.

Счастливая личная жизнь однажды чуть не оборвалась волей случая. Изольду вместе с сыном, стоявших на остановке, на полной скорости сбил автомобиль. Они пролежали в больнице и чудом выжили.

Сын пошел по стопам отца и стал композитором электронной музыки. Артемьев-младший основал студию Electroshock Records, в которой записывает альбомы, часто вместе со знаменитым папой. Сын подарил родителям пятерых внуков: Алексея, Артемия, Екатерину, Даниила и Филиппа.

Тяжелую потерю — смерть супруги — Эдуард Николаевич пережил в 2019 году. Накануне они отметили юбилейную дату в совместной жизни — 55-летие брака, изумрудную свадьбу. Ежегодно на праздник супружеская пара летала на отдых в Китай, но в этот раз Артемьевы остались с семьей сына.

Эдуард Артемьев сейчас

В год 200-летия дня рождения Федора Достоевского, осенью 2021 года, в Санкт-Петербурге состоялась премьера авторской версии рок-оперы Артемьева «Преступление и наказание». К работе над произведением композитор приступил еще в конце 70-х годов с подачи Андрея Кончаловского, который вместе с Марком Розовским и Юрием Ряшенцевым подготовил либретто.

Окончательный вариант фьюжн-оперы был готов только к 2007 году, все это время музыкант дорабатывал музыкальный материал. Большая премьера произведения состоялась спустя десятилетие и принесла автору престижную награду — премию «Золотая маска».

В нынешней постановке участвовали музыканты симфонического оркестра консерватории Санкт-Петербурга, артисты хора Михайловского театра и другие классические исполнители Северной столицы. За пульт встал Сезар Альварес.

Сейчас композитор занимается просветительской деятельностью. На XV Открытом конкурсе композиторов имени Андрея Петрова он выступил председателем жюри. Премии в 2021 году вручали в категории «Песня и эстрадный танец».