Клара Хайрутдинова биография Семья Дочь
Заслуженная артистка РТ (1989), народная артистка РТ (1995), заслуженная артистка России (2011).
Путь певицы к заветной мечте был непростым. Детские годы прошли в деревне. Окончив сельскую десятилетку, Клара поступила в Казанский педагогический институт. Манила профессиональная сцена. В 1969 году была принята солисткой в Татарскую филармонию. После отборочного конкурса посчастливилось попасть во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. Два года, проведенные в Москве, не прошли даром – это был путь в консерваторию. Упорство и настойчивость будущей оперной дивы достойны уважения. Годы учебы были наполнены не только овладением профессией – иногда приходилось подрабатывать то иллюстратором в классе концертмейстерства, то игрой на баяне. В любых ситуациях Клару выручали ее живой темперамент и огромное трудолюбие…
После консерватории снова филармония, но ненадолго – через полгода певица на оперной сцене – и дебют в партии Ярославны в опере А.Бородина «Князь Игорь». Именно в этот период для полноценной эксплуатации текущего репертуара в театре не хватало крепких женских голосов. Поэтому не удивительно, что молодая неопытная певица назначается сразу на главные партии. Клара Хайрутдинова не подвела поверивших в нее наставников. Ей по душе были сильные женщины.
Родившись в Казани, Клара, в силу обстоятельств, провела юные годы в деревне, и она знала, что слабая половина человечества должна быть сильной, если хочет преуспеть в этой жизни. Музыкальность ее также оттуда, из той «деревенской» юности. Ведь тогда уже она научилась играть на баяне. Успешные выступления на самодеятельных школьных концертах обнадеживали. Плодородные соки земли, по росистым лугам которой, возможно, удавалось не раз пробегаться босиком юной певунье, и формировали здоровую натуру и крепкий звучный голос будущей оперной артистки, которой в «конкурентной» борьбе с не менее способными певцами удалось заявить о себе с первых шагов на сцене достаточно убедительно. Героини К.Хайрутдиновой ярки и полнокровны, их поведение на сцене достоверно и естественно.
Но почему опера? Не проще было бы построить эстрадную карьеру, на концертах певицу прекрасно принимали, эстрада сулила, на первый взгляд, достаточно легкий успех. Вот один из тех примеров, на который хочется сослаться. Этот концерт состоялся 22 мая 1997 года на музфаке Казанского пединститута. Вести его К.Хайрутдинова попросила меня, т.к. более пятнадцати лет ее творческой карьеры в оперном театре прошли у меня на глазах, и на мое доброжелательное отношение она могла рассчитывать. Надо было видеть и слышать, с каким энтузиазмом принимали слушатели каждое исполняемое произведение – таков был сильный посыл с ее стороны в зрительный зал, что не принять его было невозможно. Да и репертуар был избран на редкость удачно, потому отклик публики был предопределен. «Аве, Мария» Каччини, которым открылся вечер, настроил слушателей на возвышенный лад. Веристская музыка (три арии из опер Пуччини – Тоски, Баттерфляй и Лауретты, романс Сантуццы из «Сельской чести» Масканьи) несли публику дальше, по волнам сопереживания и сочувствия – столько души вложила певица в их исполнение. Нет надобности перечислять все номера программы вечера, далее следовали татарские народные песни и романсы татарских композиторов, без которых невозможно представить концерт К.Хайрутдиновой, прошедшей в свое время филармоническую школу. Встреча получилась теплой и волнующей. Почему надо было так подробно останавливаться, казалось, на одном лишь концерте певицы? Когда артист остается один на один с зрительным залом, тут и проверяются его возможности. Для меня они раскрывались полностью, хотя до этого я знала Клару как актрису во всех отношениях одаренную.
Но получился бы концерт столь впечатляющим, если бы не опыт оперной сцены? В ариях из опер звучали пережитые певицей чувства ее героинь, чьи жизни прожила она в спектаклях. К.Хайрутдинова всегда помнила напутствие своего первого наставника в эстрадной мастерской, известного певца Георгия Виноградова: «Клара, у тебя академический голос, тебе надо учиться дальше». Это был путь в консерваторию. Там ей посчастливилось попасть в класс замечательного педагога В.А.Лазько. Везение продолжалось, когда в оперном классе состоялась встреча с выдающимся мастером Н.К.Даутовым. Результатом было блестящее исполнение на выпускном экзамене в оперном классе партии Чио-Чио-сан, подготовленной под руководством Даутова. Судьба улыбнулась К.Хайрутдиновой, когда мастер взял ее под свое крыло, в 1980 году пригласив в театр.
Природный темперамент, счастливая сценическая внешность, умение скурпулезно работать вкупе с лирико-драматическим сопрано красивого тембра, полного диапазона, ровным во всех регистрах прочили ей успешную оперную карьеру. Конкуренция поначалу была сильная. На некоторые партии ее репертуара могли претендовать сильные и опытные Р.Мифтахова, З.Сунгатуллина (пришла в театр уже в 1973 году). К.Хайрутдинова спокойно занимала свою «нишу» в театре. Ярославна – статная русская красавица, искренняя в праведном гневе и в любви; Лиза («Пиковая дама») – с мятежной душой, глубоко трогательная в своем несчастье; Купава («Снегурочка») – натура страстная, готовая во что бы то ни стало отстоять свое право на любовь… Такой разной в Тоске («Тоска») и Дездемоне («Отелло»), актрисе, музыкально одаренной, безусловно удается раствориться в музыке. Кажется, что характеру самой актрисы присущи черты ее героинь: серьезность и основательность Домны Сабуровой, хитроватая смешливость и легкомыслие Шинкарки, капризная ревнивость Мюзетты, и она интуитивно, вместе с ними, переживает все оттенки своих собственных чувств. На гастролях театра в Москве (1986 г.) Мюзетта Хайрутдиновой была признана одной из лучших в ряду исполнительниц этой партии («Богема» Пуччини).
Одной из ведущих солисток театра в 1989 году было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РТ».
Клара Хайрубдинова часто и успешно выступает за рубежом на оперных фестивалях в своих коронных партиях: на Всемирном фестивале в Анкаре (1992) в партии Аиды («Аида» Верди), в театре «Ла Фениче» в Венеции (1994) в роли Шинкарки в опере «Борис Годунов», дважды К.Хайрутдинова принимала участие в оперном фестивале им.М.Д.Михайлова в Чебоксарах с партией Ярославны («Князь Игорь»). В Венеции партнерами певицы были солисты Большого театра России Таращенко, Веденеев, Мариинского – Ванеев, солист Венской оперы Анатолий Кочерга. В 1996 году большим событием в творческой биографии К.Хайрутдиновой стало участие в престижном Международном оперном фестивале «Тюрксой» в Турции. Туда К.Хайрутдинова поехала уже как народная артистка Республики Татарстан. С 1997 года она включается в состав оперной труппы театра для гастрольных поездок в страны Европы.
Свои редкие выступления в татарском репертуаре (национальных спектаклей в ее бытность в театре было не так уж и много) Хайрутдинова с лихвой возмещала активной концертной деятельностью, включая в свою программу лучшие произведения татарских композиторов и, конечно, народные песни, которые она всегда исполняла с завидным мастерством.
В конце 2006 года актриса оставляет оперную сцену и полностью переходит на педагогическую работу в Казанской консерватории.
ХАЙРУТДИНОВА КЛАРА АКРАМОВНА
Родилась 27 июля 1948 г. в г. Казани. Артистка оперы, камерная певица (сопрано), педагог.В 1969—1972 гг.— солистка Татарской государственной филармонии. После окончания Казанской государственной консерватории в 1979 г. вновь зачислена в Татгосфилармонию солисткой лектория. В 1980—2006 гг.— в Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля. С 1997 г.— педагог вокала на кафедре сольного пения Казанской государственной консерватории, доцент.
Заслуженная артистка РТ (1989).
Народная артистка РТ (1995)
Заслуженная артистка России (2011).
Путь певицы к заветной мечте был непростым. Детские годы прошли в деревне. Окончив сельскую десятилетку, Клара поступила в Казанский педагогический институт. Ее манила профессиональная сцена. В 1969 году была принята солисткой в Татарскую филармонию. После отборочного конкурса посчастливилось попасть во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. Два года, проведенные в Москве, не прошли даром — это был путь в консерваторию. Упорство и настойчивость будущей оперной дивы достойны уважения. Годы учебы были наполнены не только овладением профессией — иногда приходилось подрабатывать то иллюстратором в классе концертмейстерства, то игрой на баяне. В любых ситуациях Клару выручали ее живой темперамент и огромное трудолюбие.
После консерватории снова филармония, но ненадолго — через полгода певица на оперной сцене — и дебют в партии Ярославны в опере А. Бородина «Князь Игорь». Именно в этот период для полноценной эксплуатации текущего репертуара в театре не хватало крепких женских голосов. Поэтому не удивительно, что молодая неопытная певица назначается сразу на главные партии. Клара Хайрутдинова не подвела поверивших в нее наставников.
Клара провела юные годы в деревне и знала, что слабая половина человечества должна быть сильной, если хочет преуспеть в этой жизни. Музыкальность ее также оттуда, из той «деревенской» юности. Ведь тогда уже она научилась играть на баяне. Успешные выступления на самодеятельных школьных концертах обнадеживали. Плодородные соки земли, по росистым лугам которой, возможно, удавалось не раз пробежаться босиком юной певунье, и формировали здоровую натуру и крепкий звучный голос будущей оперной артистки, которой в «конкурентной» борьбе с не менее способными певицами удалось заявить о себе с первых шагов на сцене достаточно убедительно. Героини К. Хайрутдиновой ярки и полнокровны, их поведение на сцене достоверно и естественно.
Но почему опера? Не проще ли было построить эстрадную карьеру? На концертах певицу прекрасно принимали, эстрада сулила, на первый взгляд, достаточно легкий успех. Концерт К. Хайрутдиновой состоялся 22 мая 1997 года на музфаке Казанского пединститута. Вести попросили меня, т.к. более пятнадцати лет творческой карьеры в оперном театре прошли у меня на глазах, и на мое доброжелательное отношение она могла рассчитывать. Надо было видеть и слышать, с каким энтузиазмом принимали слушатели каждое исполняемое произведение — таков был сильный посыл с ее стороны в зрительный зал, что не принять его было невозможно.
Репертуар был избран на редкость удачно, потому отклик публики был предопределен. «Аве, Мария» Каччини, которым открылся вечер, настроил слушателей на возвышенный лад. Веристская музыка (три арии из опер Пуччини — Тоски, Баттерфляй и Лауретты, романс Сантуццы из «Сельской чести» Масканьи) несли публику дальше, по волнам сопереживания и сочувствия — столько души вложила певица в их исполнение. Далее следовали татарские народные песни и романсы татарских композиторов, без которых невозможно представить концерт К. Хайрутдиновой, прошедшей в свое время филармоническую школу. Встреча получилась теплой и волнующей. Почему надо было так подробно останавливаться, казалось, на одном лишь концерте певицы? Когда артист остается один на один с зрительным залом, тут и проверяются его возможности. Для меня они раскрывались полностью, хотя до этого я знала Клару как актрису во всех отношениях одаренную.
Но получился бы концерт столь впечатляющим, если бы не опыт оперной сцены? В ариях из опер звучали пережитые певицей чувства ее героинь, чьи жизни прожила она в спектаклях. К. Хайрутдинова всегда помнила напутствие своего первого наставника в эстрадной мастерской, известного певца Георгия Виноградова: «Клара, у тебя академический голос, тебе надо учиться дальше». Это был путь в консерваторию. Там ей посчастливилось попасть в класс замечательного педагога В. А. Лазько. Везение продолжалось, когда в оперном классе состоялась встреча с выдающимся мастером Н. К. Даутовым. Результатом было блестящее исполнение на выпускном экзамене в оперном классе партии Чио-Чио-сан, подготовленной под руководством Даутова. Судьба улыбнулась К. Хайрутдиновой, когда мастер взял ее под свое крыло, в 1980 году пригласив в театр.
Природный темперамент, счастливая сценическая внешность, умение скрупулезно работать вкупе с лирико-драматическим сопрано красивого тембра, полного диапазона, ровным во всех регистрах прочили ей успешную оперную карьеру. Конкуренция поначалу была сильная. На некоторые партии ее репертуара могли претендовать сильные и опытные Р. Мифтахова, З. Сунгатуллина (пришла в театр уже в 1973 году). К. Хайрутдинова спокойно занимала свою «нишу» в театре. Ярославна — статная русская красавица, искренняя в праведном гневе и в любви; Лиза («Пиковая дама») — с мятежной душой, глубоко трогательная в своем несчастье; Купава («Снегурочка») — натура страстная, готовая во что бы то ни стало отстоять свое право на любовь. Такой разной в Тоске («Тоска») и Дездемоне («Отелло») актрисе, музыкально одаренной, безусловно, удается раствориться в музыке. Кажется, что характеру самой актрисы присущи черты ее героинь: серьезность и основательность Домны Сабуровой, хитроватая смешливость и легкомыслие Шинкарки, капризная ревнивость Мюзетты, и она интуитивно, вместе с ними, переживает все оттенки своих собственных чувств. На гастролях театра в Москве (1986) Мюзетта Хайрутдиновой была признана одной из лучших в ряду исполнительниц этой партии («Богема» Пуччини).
Одной из ведущих солисток театра в 1989 году было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РТ».
Клара Хайрубдинова часто и успешно выступает за рубежом на оперных фестивалях в своих коронных партиях: на Всемирном фестивале в Анкаре (1992) в партии Аиды («Аида» Верди), в театре «Ла Фениче» в Венеции (1994) в роли Шинкарки в опере «Борис Годунов». Дважды К.Хайрутдинова принимала участие в оперном фестивале им. М. Д. Михайлова в Чебоксарах с партией Ярославны («Князь Игорь»). В Венеции партнерами певицы были солисты Большого театра России Таращенко, Веденеев, Мариинского — Ванеев, солист Венской оперы Анатолий Кочерга. В 1996 году большим событием в творческой биографии К.Хайрутдиновой стало участие в престижном Международном оперном фестивале «Тюрксой» в Турции. Туда К. Хайрутдинова поехала уже как народная артистка Республики Татарстан. С 1997 года она включается в состав оперной труппы театра для гастрольных поездок в страны Европы.
Свои редкие выступления в татарском репертуаре (национальных спектаклей в ее бытность в театре было не так уж и много) Хайрутдинова с лихвой возмещала активной концертной деятельностью, включая в свою программу лучшие произведения татарских композиторов и, конечно, народные песни, которые она всегда исполняла с завидным мастерством.
В конце 2006 года актриса оставляет оперную сцену и полностью переходит на педагогическую работу в Казанской консерватории.
Разборки, бизнес и семья: чем жила татарская эстрада последний год
Вспоминаем, из-за чего артисты скандалили, кто из звездных дуэтов развелся и кто выбирал для выступлений самые необычные наряды.
Артисты спорили и судились
Артисты нашли новый способ хайпа? Или просто разучились коммуницировать? Или в обществе выросла правовая гармотность? В общем, непонятно, с чем именно это связано, но все чаще и чаще какие-то межличностные конфликты наши звезды выбирают решать в суде. Причем с обязательной публичной оглаской всего происходящего.
Самым громким делом из всех случившихся за этот год можно назвать иск Фирдуса Тямаева на Элвина Грея за клевету. Юлъякшин в довольно оскорбительном тоне выказался о своем коллеге, который, по его словам, привык решать все свои концертные вопросы «дав на лапу директору РДК или начальнику отдела культуры». Это случилось после того, как Фирдусу Тямаеву под нелепым предлогом отменили концерт в Башкортостане.
Элвину Грею грозил реальный срок по статье, спастись от которой он мог лишь извинившись. Подробнее об этом можно почитать здесь. Однако у этой истории был счастливый конец. Совсем недавно артисты выложили совместную фотографию, обозначающую перемирие.
Не менее нашумевшая история получилась между двумя певицами эстрады –Лэйной и Дилей Нигматуллиной. Исполнительница всем известного хита «Малай на белом барсе» подала на свою коллегу в суд за нарушение прав на песню «Миләшләрем», которая некогда была визитной карточкой другой, совершенно непричастной к этой истории певицы – Алсу Хисамиевой. Оказалось, что Лэйна выкупила композицию у композитора песни – Зуфара Хайрутдинова. Когда она узнала, что одновременно с ней песню распевает еще и Нигматуллина, подала на нее в суд и выиграла дело. Вот только Нигматуллину, видимо, это не остановило и она вновь совершила ту же оплошность. Лэйна заявила, что будет судиться с «воровкой» снова и снова, пока та не поймет свою ошибку.
Спасали демографию
Звезды для некоторых людей – это несомненный источник вдохновения. Одни хотят быть красивыми, как артисты. Другие – популярными. Третьи – успешными. А четвертые – счастливыми родителями. Да, да! Прямо как звезды!
В татарской эстраде есть немало звездных супружеских пар, у которых по трое и больше детей. Стоит немного последить за их счастливой жизнью большой семьи — и захочется так же.
По трое детей воспитывают Ильназ Бах и Гузель Идрисова, Булат Байрамов и Лейсан Гимаева. В этом году этот список пополнила еще одна пара – Азат и Алсу Фазлыевы. У артистов родилась дочь.
А есть пары, у которых уже по четыре ребенка! В декабре прошлого года четырежды родителями стали Фарит Таишев и Ландыш Нигматжанова, а в феврале этого года – Ильдар Хакимов и Гузель Уразова. Наши поздравления и благодарность за личный вклад в повышение демографии и хороший пример для других.
Строили сетевой бизнес
Если помните, то в самый пик пандемии и жестких запретов на массовые мероприятия многие артисты татарской эстрады подались в сетевой бизнес, чтобы хоть как-то удержаться на плаву в сложные дни. В одно время эта тенденция стала настолько популярной и раздражительной для зрителей, что татарстанцы предложили министру культуры республики Ираде Аюповой лишать артистов высоких званий за предпринимательскую деятельность.
Прошло время. Кто-то бизнес бросил, а кто-то — продолжает работать. Например, Гузель Уразова. Причем ей удалось привлечь в свою команду целую армию своих поклонников — теперь под ее руководством трудится 10! тысяч человек. За успех певицы, растущий на глазах, радовались далеко не все. В начале года на певицу обрушился шкал критики — ее обвинили в инфоцыганстве. Судя по тому, что бизнес Уразовой до сих пор жив и процветает, артистку совершенно не задевает то, что о ней думают зрители.
Не бросила свой сетевой бизнес и звездная пара – Азат и Алсу Фазлыевы. Артисты по-прежнему продолжают продавать товары своей компании, набирать сотрудников в свою команду и посещать масштабнейшие тематические вечеринки.
Не сдают лидерских позиций в сетевом бизнесе пара Вильдана Шамсутдинова с Гульназ Асаевой. Певцы так же, как и Фазлыевы, активно вещают о своих успехах в социальных сетях и призывают присоединиться к бизнесу своих читателей. Один из последних тому ярких примеров – Вильдан и Гульназ купили квартиру на заработанные в своей компании деньги, о чем рассказали в своем инстаграм.
Заниматься бизнесом продолжается певица Лилия Муллагалиева, пара Рустама и Лейлы Галиевой, Лилия Биктимирова и еще многие-многие другие артисты. И как бы это ни нравилось зрителям, остается только признать, что от сетевого бизнеса татарской эстраде уже не избавиться.
Разводились и женились
2021 год выдался особенно богатым на свадьбы. На пышные и яркие, на долгожданные и в чем-то предсказуемые. Как бы то ни было, все эти события определенно позитивные.
Наш топ-лист открывает громкая свадьба Элвина Грея. Избранницей татаро-башкирского певца стала 21-летняя Инзиля Фатхутдинова из Ижевска. После масштабного никаха в Казани в сентябре 2021-го пара сыграла не менее пышный банкет бракосочетания в Уфе. Одним из гостей банкета стал глава Башкортостана и одновременно шеф певца Радий Хабиров (для тех, кто забыл, напомним, что Радик Юлъякшин является помощником Хабирова). Гостей вечера развлекала половина татарской эстрады и популярные исполнители русской попсы, а о самом событии написали едва ли не все издания двух республик.
Больше не холостяк и другой видный артист татарской эстрады – Ришат Фазлиахметов. Жарким июльским днем он стал мужем для жгучей брюнетки Эльмиры. Сам певец ласково называют свою спутницу Татишка. Никах пара провела в мечети и отметила это событие в узком семейном кругу без лишнего внимания и шума.
Штампом в паспорте подтвердили свой союз пара Гульназ Асаевой и Вильдана Шамсутдинова. «Только мы можем по пути в офис заехать в ЗАГС и расписаться. Есть тут такие же ненормальные, как мы?», — подписала свой пост в Инстаграме певица с фотографией свидетельства о бракосочетании.
Шоковой новостью для многих зрителей татарской эстрады стала новость о разводе Руслана Кирамутдинова с Ильмирой Нагимовой — популярного дуэта. В своих соцсетях об этом рассказала сама Ильмира, чем, конечно же, вызвала кучу обсуждений и шквал критики в свой адрес. Шумиха по теме поддерживалась еще некоторое время благодаря все новым и новым информационным «вбросам» о личной жизни пары в сети от самих разводящихся. И Руслан, и Ильмира не раз давали большие интервью по этой теме СМИ, так что одни начали подозревать пару в обычном хайпе на щепетильной теме и скором перемирии. Но пока изменений в ситуации нет — певцы по-прежнему ведут раздельную жизнь и продолжают свою карьерную деятельность сольно.
И, конечно же, творили!
И пока одни пытались наладить личную жизнь, другие, позабыв обо всем или успешно совмещая и то и другое, творили и создавали.
Шикарным концертом открыл свой юбилейный, 15-й сезон на сцене золотой голос эстрады Филюс Кагиров. Выступления с большой радостью и ожиданием приняли не только в Татарстане, но и на родине певца в Башкортостане. К слову, совсем недавно певец был удостоен звания «Заслуженный артист республики Башкортостан», с чем мы его и поздравляем!
Исколесил всю страну с новой программой за этот год певец и пародист Рифат Зарипов. Артист добрался с гастролями до самой Москвы, выступал на одной из самых популярных концертных площадок столицы – в «Космосе». А четырехдневный сольник в казанском «Униксе» произвел настоящий фурор. Старания артиста отметили и в Министерстве культуры республики и наградили званием Заслуженный артист Республики Татарстан.
Первым успешным сольником отметился 2021 год и для Ильгиза Шайхразиева. Татарский Джастин Тимберлейк выступил с концертом в Казани, в зале национальной библиотеки, и почти сразу после этого, вдохновившись поддержкой зрителя, поехал в Набережные Челны. Его выход на сцену в костюме тигра точно запомнился многим.
В некоторой степени первооткрывателем в этом году стал и популярный певец, юморист Данир Сабиров. Он представил публике работу в совершенно новом жанре для татарской эстрады – моноспектакль. Постановка так сильно полюбилась зрителям, что артист решил повторить ее. Причем еще не раз. К слову, совсем недавно президент республики Рустам Минниханов наградил Данира званием Заслуженный артист Татарстана.
Конечно, это далеко не все успешные проявления творчества артистов татарской эстрады. Мы выбрали лишь самые запомнившиеся. Пусть в наступившем году ярких событий будет еще больше!