Телевизионный театр Клары Фатовой: среда, в которой хочется быть
Наталья ЛАМОНТ, искусствовед
Клара Михайловна Фатова была действительно знаковым режиссером золотого времени Ленинградского телевидения. Телеспектакли, музыкальные программы «Дискотека», «Кружатся диски», «Кабаре „Околесица“», «Домино», «Маленький спектакль», «Рио-Рита», «Песенки моего двора» и другие, созданные ею во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов, смотрели с любовью и интересом не только потому, что это было своеобразное «окно в мир». Эти передачи объединяли аудиторию разных возрастов, их смотрели семьями. Возникал уникальный контакт со зрителем, основанный на уважении и доброте. Акцент в подаче замысла и в его восприятии делали на интеллект и фантазию. А пространство, в котором происходило действие, создавал (в условиях дефицита помещений и материалов) художник. Он становился соавтором программы, благодаря ему красота слова и пластики актеров получали визуальное воплощение.
Телевизионный спектакль Песенки нашего двора 2004-2006
В преддверии выставки, посвященной телевизионному театру Клары Фатовой, которая открывается в Центре информационных технологий города Гатчины, мы разговаривали на эту тему с создателем экспозиции, художником Леонидом Вениаминовичем Пережигиным, который работал с режиссером на протяжении многих лет.
Н. Ламонт: Леонид Вениаминович, я вспоминаю эти программы и помню свое ощущение, что в пространство, в котором происходило действие, хотелось попасть. Меня словно приглашали не в холодную студию, а в дом. Конечно, на взгляд поколения, искушенного фантастическими возможностями технологий XXI века, оформление постановок тех лет может показаться несколько наивным. Но именно эта рукотворность вносила неповторимое тепло и располагала к себе зрителя. А в вынужденной условности рождались совершенно новаторские идеи работы с планами, со светом, с фактурами. И в памяти сохранился особый цвет, свет этих передач.
Л. Пережигин: Он был, он был… И тогда действительно много было ручной работы, даже заставки к передачам писали от руки.
Горячее сердце А. Н. Островский
Клара стала для меня такой телевизионной «мамой-режиссером». Первый наш с ней спектакль «Питер Пэн» был, конечно, очень интересным. «Вот, надо, чтобы там были кусты: розовые, оранжевые, малиновые…». И я так загорелся этим! Но все остальное пространство придумывал я уже сам. Новый материал – никакой фанеры, никакого дерева. Я начал использовать тюль, капрон, специально подбирал прозрачные материалы – чтобы на просвет работало, и чтобы было все легким, ажурным, потому что драматургический материал – детский.
Когда она перешла работать на телеканал «Россия», моей первой передачей было «Кабаре „Околесица“», которое три года существовало на этом канале. И еще помещение… Клара не любила студию, и нам дали помещение на Фонарном переулке – две квартиры. Их отремонтировали, и там были просто голые стены. Тогда я придумал построить этот ресторан: с центральным овальным зеркалом в глубине, чтобы оно увеличивало пространство, ширма зеркал с сочетанием витражей, люстры, столики, стулья, естественно… Мы даже ездили в Ташкент за пластиковой мебелью, поскольку тогда ее не было… Лампочки придумывал мигающие, бегающие… Вся эта декорация «под модерн» видна на фотографиях. Возник своеобразный псевдомодерн начала XX века. Сочетание лилий с витражами, зеркалами смотрелось очень эффектно. Клара дружила с Галиной Мшанской, женой Олега Басилашвили. Олег посмотрел, спросил: «Ой, в каком ресторане вы это снимали?» Это действительно выглядело реалистично, хотя мне пришлось зрительно увеличивать пространство, поскольку оно было маленьким.
Чем она ещё брала? Темпоритмом – картинка часто менялась по темпоритму и по монтажу. Фатова была первопроходцем в этом направлении: например, дольше 30 секунд нельзя было держать один план. Потом она меня ругала: «Ты все время работаешь на общий план! А у нас — не театр! У нас общий план очень редко возникает: идет крупный план, средний план». А я возражал: «Так за крупным и средним планом павильон-то все равно виден, пространство-то я все равно выстраиваю». Но потом она мой вариант использовала, потому что детям было интересно: то ли это остров Небывалый в «Питере Пэне», то ли это джунгли в «Слоненке», то ли это поле подсолнухов в «Салют, мальчиши!». Так что я шел от обратного: от общего плана – к среднему. Но зато в дальнейшем это научило работать и с деталями. И мне всегда было важно: что там за актером, что там в глубине?
Вот, проект «Песенки нашего двора». Я говорю: «Клара, как мы его будем делать, с такой маленькой высотой павильона?» И она договорилась с Михаилом Боярским, он дал павильон в «Бенефисе», там высота уже была большая. И мы сделали там такой дворик… Я, конечно, понимал, что это наша последняя с ней работа…
В то время режиссеры мыслили цветом, они привыкли, что в студии три камеры — левая, правая, крупный план, средний план… А пространство-то все равно нужно придумывать и выстраивать. И я счастлив, что Клара мне доверяла.
Клара Фатова
фотографии >>
биография
Фатова Клара Михайловна
21 декабря 1935 — 16 марта 2018, Санкт-Петербург
Режиссёр петербургского телевидения.
В 1965 году окончила режиссёрский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (курс Александра Александровича Музиля).
Автор передач «Дискотека», «Кружатся диски», «Околесица», «Домино», «Маленький спектакль», «Рио-Рита», «Песенки моего двора», «7 кресел».
Клара Фатова Режиссер биография Смерть
Автор: Maks Май 15, 2020
Передача «Кружатся диски» прожила на Ленинградском телевидении сравнительно долго, с 1984 года до начала 1990-х. И закрыли её по очень простой причине: формат устарел. Но те, кто жили в то время, навсегда запомнили эту музыкальную программу: она была как глоток свежего воздуха.
В середине 1980-х Советский Союз был еще жив, но чувствовалось, что грядут перемены. Начались некоторые послабления. И на телевидении тоже. И вот с конца 1984 года на Ленинградском ТВ начала выходить программа «Кружатся диски». Ее «изобрела» режиссер Клара Фатова, которую можно смело отнести к когорте революционеров отечественного телевидения. Она стояла у истоков таких передач, как «Дискотека», «Околесица», «Домино», «Маленький спектакль», «Рио-Рита», «Песенки моего двора», «7 кресел».
Оригинальный конферанс
Замысел «Кружатся диски» был прост: в течение примерно сорока минут молодой симпатичный ведущий беседовал с самым настоящим попугаем по имени Вака, шутил — такой тогда был оригинальный конферанс. Разговоры с красивой красно-зеленой птичкой породы ара сменялись показами выступлений артистов — по большей части, отечественных. Но мелькали и иностранные звезды — это тогда выглядело не намного менее мощно, чем прорыв в космос. Ведь в центральных газетах середины 1980-х еще нередко попадались леденящие кровь рассказы о тлетворном влиянии всякой современной-новомодной музыки на молодежь.
Название «Кружатся диски» взяли из одноименной песни Давида Тухманова на стихи Игоря Кохановского, припев которой звучал:
Кружатся диски,
Легко и плавно скользя,
Легко и плавно скользя,
Льется свет серебристый. Прощанье близко,
Продлить нам встречу нельзя, Продлить нам встречу нельзя,
Но по-прежнему, кружатся диски.
В главной роли — «Секрет»
В качестве первого ведущего передачи выступил симпатичный двадцатидвухлетний артист, солист бит-квартета «Секрет» Максим Леонидов.
Основательницу передачи Клару Фатову чутье не подвело: эта музыкальная группа, как комета, взлетела на небосклон советской музыки. Четверка подражала распавшейся более десяти лет назад английской группе «Битлз». Музыка великих «битлов» в 1980-х стала историей рока — позже появилось много новых направлений и артистов. Но творчество «Секрета» уходило своими корнями именно в песни ливерпульской четверки (собственно, и название группы взяли из битловской песни «Слушай, ты хочешь знать секрет?») и не воспринималось как нечто пахнущее нафталином. К концу 1984 года, когда впервые вышла «Кружатся диски», в Ленинграде уже завелись «секретоманы» — молодые люди, которые, подражая своим кумирам, носили белые рубашки и красные галстуки-селедки. Выход «на сцену» Максима Леонидова, в которого в те годы были влюблены сотни советских девчонок, обеспечил «Кружатся диски» высокий рейтинг.
Передачу сразу заметили. Вот что в сентябре 1985 года о ней писал в газете «Советская культура» Леонид Парфенов, который тогда служил редактором на Вологодском телевидении: «Уже год выходит в эфир передача «Кружатся диски», стержень которой — непременное участие группы «Секрет». Удачно был найден ведущий Максим Леонидов. И вся тональность программы — чуть стилизованная, чуть ироничная, чуть насмешливая. Через неожиданные ассоциативные образы подаются песни. И при всей традиционности структуры «реприза — песня — реприза — песня» «Кружатся диски» смотрится свежо, она сейчас на подъеме. Ценный опыт: развлекательных передач у нас не хватает, а сделанных умело и со вкусом — подавно». Парфенов всегда обладал уникальным чутьем на все новое, свежее, перспективное…
Попугай Вака к моменту выхода первой передачи уже успел стать звездой. Его хозяева — обычные ленинградцы — уже давали его «напрокат» в программу «Ребятам о зверятах» и в фильм «Приключения принца Флоризеля» (1979).
Диалог ведущего с говорящим попугаем выглядел оригинально. Ясно, что Вака ничего не говорил. Его озвучивал Ричард Богуцкий, артист Театра марионеток имени Е.С.Деммени. Его же голосом, кстати, изъяснялся и говорящий башмак Хоха из детской передачи «Большой фестиваль». «Попугайский» текст писали, естественно, сценаристы. Между прочим, фраза «Хотел, как лучше, а получилось, как всегда» прозвучала впервые из уст Ваки, а не политика Виктора Черномырдина.
В течение примерно сорока минут каждые две недели на Ленинградском телевидении творились настоящие чудеса. Там показывали полузапрещенные группы — такие, как легендарная «Машина времени». В 1985 году в передаче «Кружатся диски» показали клип группы на песню «Знаю только я». Съемками на набережной Невы руководила сама автор программы Клара Фатова.
В одном из первых выпусков программы прозвучал секретовский рок-н-ролл «Тысяча пластинок».
Самым интересным было то, что осенью 1983-го двух главных участников группы «Секрет» Максима Леонидова и Николая Фоменко забрали в армию. Вот что об этом рассказывал сам Николай Фоменко: «Вторую половину армии мы служили в Ленинграде, в Ансамбле песни и пляски Ленинградского военного округа, и наше участие в передаче «Кружатся диски» как раз приходится на это время. Совмещать армию и телевидение приходилось достаточно специфическим способом. Запись происходила чаще всего вечером, и мы бегали сниматься независимо оттого, есть ли у нас увольнительная или нет. К тому времени мы уже были старослужащие, и у нас самих имелись пачки этих увольнительных. Мы заполняли их и отправлялись в самовол». В декабре 1984-го бит-квартет «Секрет» записал для передачи трогательную новогоднюю песню «Последний час декабря», которую исполнили в конце последнего в том году выпуска. Вообще, в то время каждая программа завершалась выступлением «Секрета». Он в СССР приобрел статус эдакого разрешенного рока. Ретростиль а-ля 1960-е был ближе партийному руководству, чем модный тогда тяжелый металл-рок, который уже тонкой струйкой проникал в Советский Союз с «гнилого» Запада.
С новым ведущим
Популярность «Кружатся диски» росла. Зрители с любовью именовали ее «Дружатся киски».
Но в 1986 году из программы ушел Максим Леонидов: группа «Секрет» стала сверхвостребованна. Концертную деятельность и студийные записи стало трудно совмещать с регулярными съемками программы. Его место вскоре занял 25-летний артист театра «Буфф» Евгений Александров. Он позже честно признавался: «Это была просто актерская роль человека, который великолепно разбирается в современной музыке. Хотя я не очень разбирался. Вот Макс Леонидов, который был до меня, в эту музыку врубался». Впрочем, Александров также всегда был поющим артистом. Он стал «продвигать» в передаче песни Игоря Корнелюка, который тогда был музыкальным руководителем театра «Буфф». Евгений спел в «Кружатся диски» песни Корнелюка «Милый», «Пора домой», «Два кота». Все они стали хитами. Особенно запомнился зрителям клип, в котором ведущий гуляет с собакой по набережной Фонтанки и слова «пора домой» обращает к питомцу.
В общем, на Александрова возлагали большие надежды, и он их оправдал. После ухода Леонидова «Кружатся диски» не утратила популярности. В отличие от предыдущего ведущего, Евгений держался за эту работу: он не был участником популярной группы и понимал, что его известность держится на телепрограмме.
Александров сам признавался в том, что растерялся после закрытия передачи: «Я в себя не верил, я искал уже другую профессию. Куда я пойду работать, не понимал. Я не мог играть ничего. Но Исаак Штокбант, руководитель театра «Буфф» сказал: «Жека, да все нормально. Ты что, обалдел, что ли?». И Евгений продолжил актерскую карьеру. Он и сегодня служит актером в театре «Буфф».
Из выпускников академии
Театр «Буфф» появился в Ленинграде в 1983 году. Основатель театра — народный артист России, профессор Исаак Романович Штокбант. Ядро театрального коллектива составили его выпускники из Ленинградского ЛГИТМИКа.