Кекушев Лев Николаевич биография

Кекушев Лев Николаевич биография

Жизнь и судьба архитектора Льва Кекушева

Имя архитектора Льва Николаевича Кекушева заслуженно стоит у истоков московского модерна. Он автор нескольких самых ранних и ключевых сооружений, которые положили начало развитию этого стиля в архитектуре Москвы и повлияли на архитектурное творчество его коллег. Его произведения — а они главное мерило архитектурного творчества — до сих пор украшают московские улицы, со временем становясь все более заметными в соседстве с геометричными современными постройками, остро оттеняющими богатство их фасадной пластики и изобретательность декоративного оформления. Однако жизнь этого, несомненно крупного, русского зодчего — и творческая, и человеческая — до сих пор таит немало загадок и белых пятен. 7 (19) февраля 2012 года исполняется 150 лет со дня его рождения — дата значительная, подвигающая к дальнейшим исследованиям и дающая необходимую временную дистанцию для объективной оценки и обобщений.

Лев Кекушев — дворянин, уроженец Виленской губернии, где, женившись на полячке, католичке по вероисповеданию, осел его отец Николай Григорьевич, майор, а впоследствии надворный советник (подполковник) военно-инженерной службы. В семье, где родились семеро детей — шесть сыновей и младшая — дочь, Лев был третьим ребенком. Кекушевы жили небогато, доходом было жалованье отца, а потому детей ориентировали на получение хорошего образования, открывавшего перспективу успешной служебной карьеры. Ненавидевший военную муштру Лев (об этом впоследствии вспоминал его сын), проявлявший к тому же очевидные художественные способности, в 1883 году поступил в Институт гражданских инженеров (ИГИ) в Петербурге. В отличие от Императорской Академии художеств, также готовившей архитекторов, в ИГИ обучение было короче (длилось пять лет) и, в конечном счете, позволяло выпускникам при желании соединить наклонности к художествам с респектабельной и востребованной во все времена профессией архитектора-строителя. Кроме того, нельзя не заметить, что именно в этот институт во второй половине XIX века поступало немало жителей западных губерний России — из Польши, Литвы, Белоруссии.

Успешно окончив институт 31 мая 1888 года, Лев Кекушев получил «за успехи в архитектуре» серебряную медаль 1 , звание гражданского инженера и право на чин X класса . Хотя молодого талантливого зодчего определили на службу в Петербурге, уже в 1890 году он окончательно перебрался в Москву — тоже столицу, хоть и древнюю. В конце XIX века именно здесь образовался новый центр художественных исканий, в котором сильнее и ярче, чем в Северной столице, бился пульс новизны и современности, шла бурная культурная жизнь, порой, даже более интересная и гораздо более демократичная, чем в Петербурге. Как заметил наблюдательный москвич князь С.И.Щербатов, «это было время некоего Ренессанса, и впоследствии сознавать это было донельзя горько. Блестящий театр, разнообразные выставки, книгоиздательства, художественное коллекционерство, несомненно, очищающийся во многом и у многих вкус, научные интересы, лекции, доклады, наряду со столь же интересными, часто блестящими концертами, интерес к русской старине, к отечествоведению, тогда проснувшемуся — всем этим могла гордиться в те годы Москва, как и страна могла гордиться прогрессом экономической жизни и хозяйства, назло всем озлобленным и недовольным, подкапывающимся под основы государственной жизни» 2 .

Еще один младший современник Кекушева Б.Н.Терновец так писал о Москве рубежа веков: «Молодая ее буржуазия европеизируется; среди этих владельцев фабрик, торговых контор и строителей модернизированных особняков явственно замечается тяга к искусству. Во всей московской жизни, еще азиатски сырой и экзотичной, замечается размах чего-то нового, свежего, своевольного, чуждого придавленности и строгой урегулированности петербургского существования. Искусство отражает эти черты, далекие от пессимизма и утонченной стилизации петербуржцев. Московские художники увлекаются всем новым и ярким, идет ли оно от последних течений Запада или из гущ народной жизни» 3 . Большая, чем в столице, свобода художественного самовыражения в Москве и заинтересованность городского общества в искусстве создавали благоприятный климат для работы и творческой реализации начинающего зодчего, возможно, именно благодаря этому он и остановил свой выбор на первопрестольной.

В начале своей московской жизни Лев Николаевич Кекушев стал помощником довольно известного московского архитектора С.С.Эйбушица на постройке Центральных бань, проведя на этой стройке почти четыре года — с 1890 по 1893 год. Время не прошло даром — он сумел не только стать полноценным автором этого сооружения, но и завязать прочные связи с именитой московской купеческой фамилией Хлудовых, ставших его постоянным заказчиком. Вскоре его уже знал широкий круг богатого московского купечества — Кузнецовы, Прохоровы, Лукутины, Найденовы…

Как и многие его коллеги, получившие архитектурное образование в 1880-е годы, Кекушев начинал свой творческий путь со стилистических предпочтений поздней эклектики, в то время переживавшей фазу увлечения нарядной барочно-ренессансной монументальностью. Он успешно овладел архитектурным и декоративным языком этого направления, о чем говорит его активная работа в области декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности, а также постройки конца 1890-х годов, такие как доходный дом наследниц Хлудовых (1894–1896) в Театральном проезде 4 , особняк Т.И.Коробкова (1894–1896, 1899) на Пятницкой и особенно загородный дом М.С.Грачева в подмосковной усадьбе Грачевка (Ховрино-Знаменское) (1897–1900). Немаловажно, что все эти работы были сразу высоко оценены, современники увидели в них черты нового и особую индивидуальную манеру автора. Публикуя фотографии особняка Т.И.Коробкова на Пятницкой улице, журнал «Строитель» утверждал: «Эта работа может считаться одною из лучших среди множества исполненных им [Кекушевым] в Москве построек» 5 .

Несмотря на разный масштаб и назначение эти сооружения были выполнены в одном стилистическом ключе — «пышном стиле французского ренессанса» 6 , очень популярном в то время. Крупнейшим европейским мастером, задававшим тон всей барочно-ренессансной эклектике в Европе, был, несомненно, Шарль Гарнье (1825–1898). В главных его произведениях — здании парижской Оперы (1862–1875), в Казино и Опере в Монте-Карло (1878, 1881) — этих самых роскошных зданиях Второй империи, с исчерпывающей полнотой был реализован характерный почерк зодчего, основанный на глубоком знании архитектурного наследия античности и Ренессанса и известный как «стиль Наполеона III». Для создания эффекта большей внушительности в них, как правило, были соединены разномасштабные элементы ордера, тонкая фасадная деталировка и подчеркнуто сложный силуэт здания с грузными куполами с завершениями в виде короны или небольшими чешуйчатыми гранеными куполками с люкарнами, а также множество изящных металлических элементов (ограды, лестницы, гребни на куполах) и щедрое использование круглой скульптуры и скульптурного декора — ваз, рельефных масок, путти, женских фигур, растительных завитков и гротескных «чудовищ».

Все перечисленное характерно и для архитектурного языка Кекушева, хотя в его трактовке формы, как правило, более гротескны — тем не менее привлекательная роскошь построек Гарнье, его ордерные приемы и умелое соединение архитектурных объемов со скульптурным декором присутствуют во всех наиболее значимых сооружениях зодчего 1890-х годов. Более того, в усадебном доме М.С.Грачева в Ховрине перед ним была, видимо, поставлена прямая задача воплотить узнаваемые архитектурные формы знаменитого Казино в Монте-Карло 7 , с чем он успешно справился.

Среди многих средств архитектурной выразительности на первый план в постройках Кекушева выходят: тщательно проработанный силуэт, асимметрия, особая рафинированная пластичность всех фасадных элементов, полихромия и фактурное разнообразие использованных поверхностей, наличие круглой скульптуры и выразительный скульптурный декор. В большинстве своих работ Лев Кекушев уделял особое внимание скульптурным деталям, работая с лучшей мастерской Москвы — скульптурной мраморной и бронзо-цинко-литейной мастерской преемников А.С.Козлова (В.Л.Гладкова и В.А.Козлова) 8 , существовавшей в Москве с 1872 года 9 . В этой связи нельзя не упомянуть и коронный прием архитектора — непременное использование в архитектурном или скульптурном декоре изображения льва, как собственной шутливо-символической подписи.

1890-е годы, на которые пришлось первое десятилетие самостоятельной работы Кекушева, были для него на редкость счастливыми. Поистине судьбоносной стала встреча с самым успешным, азартным и ярким предпринимателем Москвы — Саввой Ивановичем Мамонтовым — неплохим певцом и музыкантом, способным скульптором, самодеятельным драматургом и режиссером… и гениальным организатором собственной жизни . Энергичный и обаятельный, Мамонтов обладал одним поистине уникальным даром — как магнитом притягивать к себе интересных, деятельных и одаренных людей. Вот почему появление среди ближайших сотрудников Мамонтова в середине 1890-х годов Льва Кекушева очень знаменательно и по-своему закономерно. Скорее всего, молодой архитектор привлек его внимание не только несомненным художественным талантом, но и импонировавшим ему темпераментом, энергией творчества, которыми были наделены уже первые его произведения.

Видимо, поводом для знакомства Льва Кекушева с Мамонтовым, как известно, занятым строительством и дальнейшим оборудованием Северной железной дороги, послужили именно железнодорожные сооружения. Знаменитому предпринимателю и меценату постоянно нужен был архитектор, который мог быстро и качественно составить нужные проекты, стильные по внешнему облику и экономически целесообразные. Первой постройкой зодчего в этом жанре стал летний вокзал «Сергиево» («Сергиевский посад»), возведенный в 1894 году к 150-летию учреждения Троице-Сергиевой лавры, — легкое, нарядное деревянное здание, к сожалению, не сохранившееся. В 1895 году Л.Н.Кекушев создал проекты водонапорной башни при Ярославском вокзале (1895–1897) и вокзала в Мытищах (строившегося к коронации 1896 года), тогда же началась широкомасштабная проектная работа над типовыми сооружениями новой грандиозной стройки Мамонтова — линии Вологодско-Архангельской железной дороги. Гражданские и железнодорожные строения вдоль дороги — вокзалы, водонапорные башни, дома для служащих железной дороги, паровозные депо, казармы, бани и т.д. в результате получили единое стилистическое решение. (Вместе с Кекушевым в этой работе принял участие его ровесник и однокурсник — выпускник Института гражданских инженеров И.А.Иванов-Шиц.)

Все эти постройки, размещенные вдоль линии новой железной дороги, будучи выстроены из дерева, получили запоминающиеся строгие и современные формы, соединявшие мотивы зарождавшегося стиля модерн с образом добротных северных домов, — вот почему они так органично вошли в облик попутных северных городов и сел 10 . Открытые рубленные из бревен стены, высокие вальмовые кровли, широкие оконные проемы и немногочисленные декоративные детали — резные кронштейны, простые наличники и навершия окон, декоративные стойки и раскосы на плоскости щипцов — эти элементы были присущи абсолютному большинству возведенных сооружений. Вот достоверное замечание путешественника о станции Исакогорка, сделанное сразу после ее открытия в 1899 году: «Станционный домик, , был приглядный, веселенький, двухэтажный, окрашенный в желтую краску, и был, как говорится, свеженький, с иголочки. Невдалеке от станционного дома стояла бревенчатая тоже рубленая изба для станционных сторожей. Все станции на Вологодско-Архангельской дороге по одному типу. Все бревенчатые, все окрашенные в светло-желтый цвет, имеют веселый вид» 11 . Таким образом, благодаря таланту молодых гражданских инженеров — избранников Мамонтова, и, прежде всего, Льва Кекушева, Северная дорога от Вологды до Архангельска получила своего рода парадный фасад, стала протяженным архитектурным ансамблем, до сих пор частично сохранившимся, поражающим своей выразительностью и нуждающимся в бережном к себе отношении.

Завершает перечень железнодорожных сооружений Кекушева по заказам Мамонтова перестройка главного вокзала Московско-Ярославский ж.д., выстроенного на Каланчевской площади в 1862 году по проекту Р.И.Кузьмина. Кекушеву был заказан новый крытый перрон первого класса (он сохранился в интерьере современного зала ожидания), примыкающий к заднему фасаду этой постройки с восточной стороны. Массивные невысокие колонны с фантазийными капителями, как будто несколько спюснутыми под тяжестью массивного, лишь слегка обработанного каменного антаблемента, сильно выделялись среди менее внушительных и типовых конструкций перронов остальных московских вокзалов. Вероятнее всего это было условие Мамонтова, как всегда желавшего подчеркнуть уникальность и художественность своего детища.

Помимо железнодорожных построек в 1890-е годы Мамонтов привлекал Кекушева и к другим текущим работам — к возведению знаменитого павильона «Крайний Север» на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, к перестройкам в своем московском доме и, наконец, к своему самому грандиозному архитектурному замыслу, оказавшемуся, увы!, последним в его бурной и насыщенной жизни, — постройке гостиницы «Метрополь» в центре Москвы. Проектирование этого гигантского многофункционального культурного центра и гостиничного комплекса было начато на основании контракта С.-Петербургского страхового общества с Московским Северным домостроительным обществом, руководимым С.И.Мамонтовым. В 1898 году Л.Н.Кекушев, в качестве главного архитектора Северного домостроительного общества, разработал проект будущего «Метрополя». По инициативе Саввы Ивановича, кроме зимнего сада, многочисленных залов для выставок, маскарадов и танцевальных вечеров, ресторанов и магазинов, в комплекс должен был входить шестиярусный оперный театр, «чуть больше Венской оперы!» Его постройка, видимо, имела для Мамонтова первостепенное значение. Сам неплохой певец-любитель, он хотел поместить в новых просторных помещениях свое любимое детище — Частную оперу, и таким образом расширить ее сценические возможности.

Работа над проектом начиналась серьезно и с характерным мамонтовским размахом. Пресса сообщала: «Архитектор Л.Н.Кекушев и инженер С.П.Чоколов на днях выехали за границу для осмотра в Вене, Берлине, Париже и Лондоне больших гостиниц, чтобы при окончательной выработке плана перестройки гостиницы «Метрополь» и сооружения здесь большого театра применить все новейшие усовершенствования, которые введены в Западной Европе» 12 .

Строительство было вскоре начато по проекту Кекушева, однако намеченный в проекте внешний облик гостиницы, видимо, не полностью удовлетворял заказчиков, вот почему в январе 1899 года был объявлен специальный международный конкурс на фасады «Метрополя». Несмотря на одержанную победу, удостоенный первой премии проект Л.Н.Кекушева и его помощников (С.С.Шуцмана, Н.Л.Шевякова и В.В.Воейкова) был вскоре отставлен, хотя гостиница продолжала строиться по его плану. 11 сентября 1899 года Савва Мамонтов был арестован и на глазах изумленных москвичей пешком препровожден в Таганскую тюрьму. Хотя через год суд присяжных полностью оправдал его, не найдя корыстного умысла в действиях, подсудимый, вынужденный удовлетворить претензии кредиторов, был полностью разорен 13 и к предпринимательской деятельности больше не вернулся. Арест Мамонтова поставил точку и в работе Льва Кекушева над «Метрополем». Последним документом, подписанным им, стало прошение о сезонном прекращении строительных работ 26 октября 1899 года. И все же, хотя Кекушев был отлучен от строительства гостиницы и в дальнейшем ею занималась целая плеяда талантливых архитекторов и художников, общий план комплекса и фасады, обращенные к Китайгородской стене, полностью соответствуют кекушевским чертежам.

Конечно, кекушевский проект «Метрополя» был в стилистическом отношении компромиссным — в нем сохранялась добротная, ритмически уравновешенная структура фасада, свойственная постройкам поздней эклектики, но в интерьерах уже явно проступали черты нового стиля модерн. Любопытно, что в том же 1898 году Кекушев начал строить собственный особняк в Глазовском переулке 14 — и эта небольшая постройка стала первым законченным и безоговорочно признанным произведением московского модерна. Отсутствие диктата заказчика обусловило свободу авторского выражения в формах здания, программно предопределившего своеобразную лексику «кекушевского» модерна, впоследствии развитую им в других постройках. В этом смысле сооружение оказалось для своего автора и московской архитектуры в целом своеобразным манифестом нового стиля.

Сформированность принципов творческого credo зодчего демонстрирует объемно-пространственная композиция здания. Здесь, как и во многих предшествующих (например, загородном доме в Грачевке) и последующих постройках Кекушева, явно стремление выявить в плане и объемах большинство основных помещений дома таким образом, что общую композицию можно схематично представить как систему разновеликих взаимопересекающихся кубиков. Этот новаторский по своей сути архитектурный прием, парадоксальным образом сочетается здесь с традиционным подчеркиванием главного фасада, декоративно гораздо более разработанного и насыщенного, чем дворовые. Подобная композиционная двойственность — характерная черта именно московского модерна.

Крупная каменная кладка цокольного этажа, цветовой контраст глади стены и оконных обрамлений, пластичные формы неповторяющихся арочных оконных проемов и ниш, их широкие, напоминающие аппликацию, плоские обрамления с обязательной раскреповкой углов, сильно выступающие и декоративно обработанные оконные импосты, использование гротескной толстой маленькой колонки с развитой растительной капителью — это те характерные приемы модерна Кекушева, которые были впервые применены именно в этом особняке. Ценные строительные материалы — полированный черный гранит колонки, тарусский «мрамор» оконных и дверных обрамлений, мореный дуб переплетов — придавали постройке качества еще большей уникальности.

Хотя трактовка форм особняка оригинальна, еще современники заметили в нем «дверь романского характера» 15 . Средневековые прообразы ассоциативно прочитываются также в каменной растительной орнаментике и своеобразной трактовке колонки лоджии, и в подчеркнуто массивной, как-бы крепостной, расширяющейся книзу каменной кладке цоколя, прорезанной глубокими окнами полуподвального этажа. Действительно, для этого особняка, как и для последующих работ мастера, характерно слияние форм модерна с отдельными мотивами западноевропейского средневековья. Конечно, это — общее веяние времени, но не только — по свидетельству родственников, Кекушев больше всех европейских городов любил старую Прагу, с ее чудесными средневековыми улочками, утверждая, что она красивее Парижа.

Другим источником архитектурных ассоциаций для зодчего стало творчество мастеров бельгийского и французского Art Nouveau, и особенно Виктора Орта — фактически изобретателя стиля модерн, графическая манера и композиционный почерк которого был, по-видимому, ему наиболее близок. Существенное влияние творчества Орта на Кекушева обнаруживают такие фасадные элементы, как легкий карниз на тонких фигурных металлических кронштейнах, небольшая колонка с растительной капителью, листья которой «растут» непосредственно из ствола, без валика на шейке, характер отделки и цвет облицованных керамикой стен особняка, мозаичные вставки и некоторые другие детали.

В особняке О.Листа впервые появляются особые кекушевские «перспективные» порталы и наличники. И хотя здесь их еще можно связать с романскими прототипами, в дальнейшем именно эта композиционная тема станет глубоко оригинальной и, фактически, заглавной в произведениях Кекушева в стиле модерн. Об этом свидетельствует его следующий по времени постройки особняк М.С.Саарбекова (1899–1900) 16 . Главная пластическая тема фасада — упругие абрисы прекрасно прорисованных арочных проемов окон обоих этажей, входа и въезда во двор. Особенно изобретательно автор подчеркнул вход, предложив свою трактовку перспективного портала, в силуэте обозначив его аттиками и тремя рядами мелких, последовательно убывающих по высоте фигурных нишек 17 .

Та же композиционная тема стала основной и в проекте Никольских торговых рядов 18 : огромные оконные проемы с массивными дубовыми рамами фактически занимали в них все пространство между пилястрами и вместе с выступающими пилястрами образовывали рациональную и, в то же время, нарядную структуру фасада, дополненную крупными, сочно нарисованными скульптурными деталями и очерченную плавно изгибающимся карнизом. Как и в большинстве произведений зодчего, среди лепного декора помещены выразительные львиные маски — они вмонтированы в карниз центральной части и традиционно представляли собой аллегорическую «подпись» Льва Кекушева. В те же годы одной из общепризнаных работ Кекушева стала перестройка и внутренняя отделка ресторана Тарарыкина «Прага» на Арбатской площади —одно из любимых мест литературно-художественной Москвы.

Строя второй по счету собственный особняк (1900 –1903) в Москве, на Остоженке (д. 21), записанный на имя жены — Анны Ионовны Кекушевой 19 , зодчий собирался воплотить в жизнь проект, разработанный им еще в 1899 году для одного из заказанных С.И.Мамонтовым особняков, предполагавшихся к возведению в районе Тверского бульвара «Северным домостроительным обществом». Тогда из-за банкротства Мамонтова строительство не состоялось, поэтому через два года один из невоплощенных проектов был с некоторыми изменениями осуществлен зодчим в качестве собственного особняка.

В этой постройке язык модерна Льва Кекушева предстал уже в своем зрелом прочтении. Все ранее намеченные приемы были здесь доведены до своеобразного совершенства. Здание образно напоминало крошечный средневековый западноевропейский замок — асимметричная композиция, разновысотность объемов, романтическая граненая башенка с высоким шатром. Однако крупная выразительная пластика оконных обрамлений, сложный ритм разнообразных по форме оконных проемов, цветовой и фактурный контраст кирпичной стены с гладкими оштукатуренными поверхностями, сочными вставками орнаментальных рельефов и гранитным основанием, наконец, огромная скульптура льва, помещенная над щипцом главного фасада, уже демонстрировали глубоко индивидуальную — «кекушевскую» трактовку стиля, в которой трудно было выделить образные или формальные заимствования. Недаром это сооружение было восторженно воспринято современниками и собратьями по профессиональному цеху. Так Б.Николаев писал: «К лучшим постройкам … общеевропейского направления следует отнести произведения инженера-художника Кекушева. У него разбросанность и неясность композиции бросаются в глаза менее, чем у кого-либо, и можно проследить общую идею композиции без особого затруднения. Хотя и он не избег общего увлечения колоссальным единственным окном, но у него эта деталь умело обработана и кажется даже как бы нужною, как бы вытекающею органически из самих условий композиции» 20 .

Не менее стильно было решение интерьеров этого особняка. Великолепная парадная лестница с типичным для модерна Кекушева тонким рисунком ограждающих решеток, характерная прорисовка сохранившихся дверных полотен и рам, перетекающее пространство помещений второго этажа, разделенное стеклянными перегородками хотя и позволяют обнаружить некоторые параллели в работах Виктора Орта, все же, прежде всего, свидетельствуют о сложении собственного почерк мастера в сфере нового стиля. Это аллегорически подтверждала и гордая поза льва на аттике, откровенно обозначавшая амбиции владельца, Льва Кекушева!

Незаурядным произведением зодчего стал и возведенный почти одновременно по-соседству с собственным особняком доходный дом А.И.Кекушевой (д. 19) 21 . Его фасад строится исключительно на глубоко своеобразной, мастерски прорисованной пластике оконных проемов, дополненных лепными вставками. Их рисунок и светотеневая разработка просто завораживают, недаром современники отмечали в этом сооружении наличие «талантливых шаблонов». Не менее стильным получился у Кекушева и соседний дом —доходный дом В.И.Грязнова (№ 17), продемонстрировавший столь же пластичный, но иной по характеру вариант разработки фасада. Если учесть, что напротив особняка Кекушева располагался отделанный им же в 1904 году особняк В.А.Лыжина, четыре авторские постройки на Остоженке представляли собой кусочек «кекушевской» Москвы. Несмотря на отличия в композиции, цвете и декоративных деталях, их объединяло совершенно неповторимое пластическое своеобразие, тонкая режиссура света и тени, рафинированность декора и высокое качество исполнения.

Особняк И.А.Миндовского 22 на Поварской, несомненно — классика московского модерна и выдающееся произведение зодчего. Здесь с наибольшей полнотой были реализованы все особенности его архитектурного и художественного дарования, поскольку заказчик, по-видимому, не стеснял зодчего в средствах на богатую внутреннюю отделку. Главным акцентом уличного фасада сделано трехчастное окно второго этажа, объединенное арочной нишей, над архивольтом которой помещено рельефное панно с фигурками голеньких путти — аллегорий искусств. Один играет на дудочке, другой высекает вазу, третий с циркулем размышляет над листом бумаги. Фасад по переулку формируют выразительные козырьки над эркерами второго этажа. В ближнем к углу прорезано овальное окно, сочно декорированное растительной и геометризованной орнаментикой с запоминающейся женской маской в замке. Первоначально фигурные аттики сооружения завершались круглыми скульптурами (не сохранились).

Особняк занимает среди произведений Кекушева особое место и благодаря сохранившемуся убранству, демонстрирующему разностильные приемы отделки, характерные для московского модерна. Крупные цветные витражи вестибюля, парадной лесницы и Большой гостиной, мраморная лестница с бронзовыми львиными масками (снова подпись Льва Кекушева!), классический скульптурный фриз парадной лестницы и живописный плафон, изображающий облака, уникальные окна зимнего сада с очень выразительным орнаментальным травлением на стеклах (к несчастью, сохранились лишь частично), пластика лепных капителей, фигурные оконные рамы, сочное орнаментальное цинковое ограждение балкона и т.д.

В ансамбле с особняком были задуманы дворовые конюшни (по переулку) с выразительными полукруглыми окнами в торцах цилиндрических перекрытий и скульптурным изображением лошади над одним из них, а также металлическая ограда (по переулку и улице) с великолепным ансамблем превосходно нарисованных кованых решеток, вполне сопоставимых по манере и мастерству с изобретательными решетками В.Орта. Створки въездных ворот со стороны переулка образуют рисунок, напоминающий крылья бабочки, весьма характерный для своего времени.

Апофеозом модернистского творчества Л.Н.Кекушева стал доходный дом И.П.Исакова 23 — одна из самых известных и интересных построек московского модерна. Эффектная композиция, сочетание выпуклых и вогнутых поверхностей, выразительность прорисовки форм и декора оконных проемов, кружево балконов в сочетании со скульптурным декором, традиционным для произведений Кекушева, до сих пор сохраняют неповторимый облик этой постройки. Пластичную, плавно изгибающуюся поверхность фасада завершает металлический, богато декорированный козырек, играющий существенную роль в силуэте здания. Степень насыщенности фасадной поверхности декоративными деталями нарастает кверху. Плоскость стены последнего пятого этажа превращена зодчим в сплошной рельефный орнамент (утрачены его части по бокам эркеров). В центре волнообразного аттика по бокам от овального окна помещены горельефы аллегорических женских фигур, олицетворяющих Просвещение и Строительство. В декоре карнизного кантика обильно использованы львиные маски — традиционная «подпись» зодчего. К сожалению, и здесь скульптура на кровле, венчавшая центр фасада, и некоторые детали карниза утрачены. Уникальной особенностью здания является подлинная симфония сложных деревянных оконных переплетов (на каждом этаже своих), демонстрирующих разнообразие плавно изогнутых линий модерна, в таком изобилии и разнообразии более нигде в Москве не встречающаяся.

Эта постройка, фактически, подвела итог под таким ярким, но, увы, оказавшимся непродолжительным периодом расцвета творчества Кекушева. Самыми заметными и удачными поздними работами архитектора стали две перестройки, обе выполненные для размещения частных художественных коллекций, — это перестройка и отделка интерьеров в особняке И.А.Морозова на Пречистенке и в особняке С.И.Щукина в Большом Знаменском переулке. Поразительно, что оба великих московских коллекционера, подаривших Отечеству одну из лучших коллекций современного западноевропейского искусства своего времени, выбрали для создания архитектурного окружения своих сокровищ именно Льва Кекушева. Он не заставил их об этом пожалеть, полностью подчинив свою индивидуальность будущей экспозиции, задуманной заказчиками. Достаточно сказать, что Морис Дени писал свой знаменитый античный цикл «История Психеи» для стен Белого зала особняка И.А.Морозова, оформленного Кекушевым. Жаль, что теперь эти картины находятся в С.-Петербурге и мы не можем воочию представить себе этот ансамбль — союз архитектуры и живописи, созданный двумя равновеликими по таланту художниками.

Последующие произведения зодчего принципиально почти ничего не добавляли к уже сложившимся приемам «кекушевского модерна», хотя даже в самых проходных и не вполне удавшихся поздних постройках он оставался незаурядным мастером, обладателем характерного почерка, легко узнаваемого в городской среде. А ведь создать индивидуальный стиль, свой особый язык архитектурных форм под силу только самым одаренным зодчим, которых в истории мировой архитектуры не так много. Этой способностью судьба наделила Льва Кекушева…

Середина 1900-х годов что-то сломала в столь успешно складывавшейся карьере архитектора — об этом свидетельствует ощутимый отход его от активной творческой деятельности примерно с 1907 года и полное прекращение ее с 1912 года. Что произошло в его жизни в этот период? Архитектурная печать того времени хранит молчание. По прошествии ста пятидесяти лет со дня рождения и почти века после смерти личность Льва Кекушева по обыкновению почти утратила реальные человеческие черты, она ускользает от нас и из-за отсутствия подробных мемуаров современников и живых свидетельств его потомков… Что мы знаем о личной жизни выдающегося московского зодчего? К сожалению, очень немногое.

20 апреля 1897 года Лев Николаевич женился на дочери отставного штабс-капитана Анне Ионовне Болотовой, очаровательной русоволосой девятнадцатилетней девушке с пухлыми щечками, родом с берегов Днепра, из города Кременчуга Полтавской губернии. Венчание состоялось в церкви свв. Космы и Дамиана в Шубине, расположенной рядом с домом генерал-губернатора Москвы на Тверской площади. Хотя жениху — успешному московскому архитектору, было неполных 35 лет, его и збранница, родившаяся в 1877 году, была моложе на 15 лет. Была ли это взаимная любовь? Хочется верить, что так! Со стороны зодчего — несомненно! Трогательное свидетельство тому — посвященное невесте безыскусное стихотворение собственного сочинения, сохранившееся в архиве семьи:

ПЕШКОМ ПО МОСКВЕ

Фотопрогулки по Москве

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ КЕКУШЕВ

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ КЕКУШЕВ

Лев Николаевич Кекушев – один из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве. В его биографии много белых пятен. Даже точное место рождения Льва Николаевича не известно. Дело в том, что по официальной версии будущий архитектор родился 7 февраля (19 февраля) 1862 года в семье майора Николая Григорьевича Кекушева, служившего в Павловском лейб-гвардии полку, дислоцированном в Вильно. Однако сам Л. Н. Кекушев в своих автобиографиях упорно указывал дату 1863 год и место рождения – город Саратов. Но, наверное, это не так уж и важно, где и когда родился Лев Николаевич. Главное, что он стал великим архитектором.

Л. Н. Кекушев окончил реальное училище в Вильно, а затем Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров с серебряной медалью «За успехи в архитектуре». После окончания института Кекушев некоторое время служил в Техническо-строительном комитете, но в 1890 году вышел в отставку и переехал в Москву. Биографы архитектора не пришли к единому мнению о причине этого поступка. Среди наиболее вероятных – большая конкуренция среди петербуржских архитекторов, невозможность реализовать свои художественные проекты, будучи по образованию всего лишь гражданским архитектором, более благоприятный творческий климат для молодого художника в Москве. Как бы там ни было, осенью 1890 года Л. Н. Кекушев переезжает в Москву, где более 20 лет создает свои уникальные дома.

В Москве Кекушев становится помощником известного архитектора С. С. Эйбушица и принимает участие в его проектах: перестройке построек в усадьбах Хлудовых и Сытенко. Одновременно с этим изучает приемы декора в архитектуре, занимается промышленным дизайном, выполняет заказы по оформлению интерьеров. Именно этот вид работ и становится причиной его популярности у состоятельных москвичей.

Первой большой работой Льва Николаевича можно считать доходный дом Григорие-богословской церкви, построенный в 1890 — 1893 годах на Большой Дмитровке, дом 30. Проект был разработан совместно с архитектором С.И. Тихомировым. Сейчас в здании расположены кафе «Шоколадница», турагенство, арт-салон, йога-центр.

В эти же годы Лев Николаевич строит доходный дом князя А. Г. Гагарина по Варсонофьевскому переулку, дом 6. Дом до сих пор жилой, на первом этаже находится ретро-кафе «Советские времена».

В 1891 году Лев Николаевич получает и первый заказ на строительство особняка. Заказчицей была купчиха Александра Ивановна Обухова. Предложенный в 1891 году проект с богатым декором не слишком вдохновил заказчицу, и его пришлось сильно упростить в процессе строительства.

Сейчас по адресу Малый Козловский переулок, дом 4 находится Итальянский институт культуры — некоммерческая организация правительства Италии, находящаяся в ведении Министерства иностранных дел Италии. Эта организация ставит своей задачей распространение итальянской культуры и изучение итальянского языка в зарубежных странах.

В 1892 – 1893 годах Л. Н. Кекушев выполняет заказ Московского Зоологического сада – строит конюшню и «антилопник». Конюшня не сохранилась, а вот «антилопник» или павильон для копытных животных, существует до сих пор и является самым старым зданием Московского зоопарка. Сейчас в нем живет жираф Самсон, на втором этаже располагается музей истории зоопарка.

Фасад со стороны Волкового переулка, несмотря на явно утилитарное предназначение здания, украшают элементы, характерные для модерна.

А еще на этом здании впервые появляется фирменный знак Кекушева – лев на фасаде. Говорят, что на всех зданиях, построенных по проектам архитектора, он присутствует в явном или замаскированном виде. Если честно, то увидеть львов на фасадах мне удалось далеко не везде. Может быть, львы присутствовали не только на фасадах, но и, например, в оформлении интерьеров – не знаю. Но там, где я их увидела, увидите и вы. А для начала лев на здании «антилопника».

Рядом с храмом преподобного Алексия, человека Божия бывшего Ново-Алексеевского монастыря находится здание богадельни в память уроженца Швейцарии, купца 1-ой гильдии и потомственного почетного гражданина Осипа Николаевича Геера. Деньги и землю своего участка для постройки богадельни пожертвовала вдова Осипа Николаевича, Наталья Петровна. После окончания строительства она передала богадельню Ново-Алексеевскому монастырю. Здание по проекту Кекушева построено в 1894 – 1899 годах, имеет трехчастную структуру: два крыла богадельни, для мужчин и женщин, объединялись расположенным в центре храмом Святого Иосифа Обручника. До революции в богадельне проживало 100 неимущих одиноких стариков и старух. После революции здания занимали сначала наркоматы, а затем различные министерства. Сейчас в справочниках о доме по Верхней Красносельской улице, дом 15, пишут, что в нем располагаются государственные структуры.

Выглядит здание хорошо сохранившимся, но двери заколочены, рядом лежат какие-то стройматериалы, ну и, естественно, оно обнесено забором. Рассмотреть за ним и буйной зеленью деревьев что-либо достаточно сложно.

В 1894-1896 годах на углу Рождественки и Театрального проезда, 3/1, Лев Николаевич строит доходный дом. По одной из версий дом принадлежал Московскому купеческому обществу, по другой – наследницам Герасима Ивановича Хлудова, одного из представителей Егорьевских мануфактурных фабрикантов.

Здание Кекушева капитально перестраивали в 1934 году по проекту С. Е. Чернышова и в 2001 году по проекту М. М. Посохина, от фасадов доходного дома Хлудовых практически ничего не сохранилось. Как выглядел дом до всех переделок можно увидеть только на старых фотографиях.

Сейчас в нем расположено МЧС России.

В 1896 году Лев Николаевич совместно с архитектором С. С. Шуцманом проводит реконструкцию особняка Трифона Ивановича Коробкова, московского предпринимателя и банкира, на Пятницкой улице, дом 33. Фасад и интерьеры здания оформляются в стиле модерн, достраивается декоративная ограда и флигель. В настоящее время здание находится в ведении управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД, до 2013 года в нем располагалось посольство Танзании. Сейчас оно реставрируется. После окончания реставрации появится новая фотография, а пока – только затянутый сеткой фасад.

Период с 1897 по 1903 годы самый яркий и продуктивный в творчестве архитектора. Он проектирует и возводит доходные дома, особняки, общественные здания.

В 1897 году строится доходный дом на Покровке, дом 29. Заказчиком был Яков Андреевич Бабушкин, купец 2-ой гильдии, владевший столярным производством и мастерскими по изготовлению паркета. Дом до сих пор жилой. Несколько лет назад его хотели расселить под предлогом ветхости и необходимости реконструкции. Скорее всего, архитектурная ценность в результате такой реконструкции была бы утеряна. Но жильцы отстояли свой дом и добились включения его список памятников архитектуры.

Тогда же Л. Н. Кекушев строит здание ремесленного училища в «Доме призрения бедных», основанного Герасимом Ивановичем Хлудовым.

Сейчас по адресу Сыромятнический проезд, дом 6, расположен офис ОАО «НТЦ Промтехаэро»

В этом же году Лев Николаевич приступает к строительству дома в загородной усадьбе купца 1-ой гильдии Митрофана Семеновича Грачева в Ховрино. Грачев сказочно разбогател, играя в казино в Монте-Карло. В 1895 году Грачев покупает усадьбу у вдовы купца С. Е. Панова в Ховрино и решает построить там особняк. По задумке Грачева дом должен был быть похож на место, где ему так улыбнулась фортуна, то есть на казино Монте-Карло. К реализации проекта приступает Л. Н. Кекушев при участии архитектора Г. А. Кайзера. Особняк действительно получился похожим на знаменитое казино.

Лестницу главного входа украшают львы.

Митрофану Семеновичу Грачеву не удалось пожить в своей усадьбе-казино: он скончался в 1899 году, а строительство завершилось в 1900 году. В усадьбе до 1917 года проживала вдова Грачева, Варвара Николаевна. После революции особняк занимали различные медицинские учреждения. Сейчас в Грачевке, давно вошедшей в черту Москвы (Зеленоградская улица, 13) расположена больница восстановительного лечения. Ну и понятное дело, попасть туда можно только в качестве пациента. Пройти за ограду невозможно не только одиноким посетителям, но и экскурсионным группам. Полюбоваться Грачевкой можно только через чугунную ограду, которая выполнена по эскизам Кекушева и заслуживает того, чтобы отметить ее особо.

В 1898 году Л. Н. Кекушев принимает участие в конкурсе проектов строительства гостиницы «Метрополь». В 1890-ых годах промышленник и меценат Савва Мамонтов выкупил участок с трехэтажной гостиницей купца Челышева на углу Театральной площади и Театрального проезда. Мамонтов решил снести обветшалую челышевскую гостиницу и на ее месте построить, как теперь говорят, культурно-развлекательный центр. Кроме самой гостиницы, оснащенной по последнему слову техники, там должны были располагаться рестораны, картинные галереи, помещение для частной оперы С. И. Мамонтова, залы для занятий спортом. Конкурс проектов фасадов гостиницы выиграл проект Л. Н. Кекушева, В. В. Воейкова, С. С. Шуцмана и Н. Л. Шевякова. Однако Савва Мамонтов выбрал проект английского архитектора Уильяма Уолкота (Вильяма Францевича Валькота), работавшего тогда в Москве. Проект Валькота проходил под условным названием «женская головка» и занял только четвертое место в конкурсе. Но в 1899 году Савву арестовывают по обвинению в растрате. Суд его оправдал, но Мамонтов был разорен, и его имущество ушло с молотка на погашение долгов. Новые владельцы строящейся гостиницы, Петербургское страховое общество, пригласили продолжить работу Кекушева, и он практически полностью реализовал свой проект. Правда, тема «женской головки» осталась в оформлении интерьеров. В их оформлении приняли помимо уже упомянутых соавторов проекта, такие архитекторы, как А. Э. Эрихсон, В. А. Веснин, И. В. Жолтовский, Ф. О. Шехтель и художники В. М. Васнецов, К. А. Коровин, А. Я. Головин, С. В. Чехонин и М. А. Врубель. Усилиями последних здание стали украшать майоликовые панно, включая знаменитую врубелевскую «Принцессу Грезу».

В 1898 – 1899 годах Лев Николаевич строит особняк для себя в Глазовском переулке, 8. Однако пожить в этом особняке семье Кекушевых не удалось. Дом так понравился Отто Адольфовичу Листу, что тот сумел уговорить продать ему особняк за цену, на много превышающую затраты на его строительство. Отто Лист занимался производством анилиновых красителей, проводя химические опыты, открыл сахарин. По своей природе он был авантюристом, поэтому успехи в бизнесе чередовались с неудачами. После очередного финансового краха Лист продал особняк семье скульптора С. А. Кусевицкого. В этом доме часто собирались известные художники, композиторы и музыканты.

После революции особняк был национализирован и передан МИДу. Там много лет располагалось посольство Аргентины, с 2003 здание передано представительству Калужской области при правительстве Российской Федерации.

Здание особняка построено в стиле арт-нуво, столь любимом Кекушевым. Мозаики подводного мира и подснежников выполнены по эскизам его коллеги по работе над «Метрополем» Вильяма Фалькота.

В заключение, несколько слов о переделках, коснувшихся особняка в Глазовском переулке. К сожалению, утрачено много из внутренних интерьеров, изменена кованая ограда, на лоджии появился парапет из белых балясин, который плохо гармонирует с первоначальной гранитной колонной, деревянная рама окна на боковом фасаде заменена пластиковой, а остальные покрыты толстым слоем темной краски. И наконец, лев в нише над окном бокового фасада. Когда я фотографировала особняк, то меня немного удивил слишком сверкающий вид мозаики, изображающей льва на фоне восходящего солнца. Я подумала, что мозаику просто недавно очистили от грязи. Но я была не права. Эта мозаика вовсе не фирменный знак Льва Кекушева. Ее установили на месте утерянной в 2012 году. Насколько она соответствует тому, что там было раньше, не известно.

Одновременно с собственным особняком Лев Николаевич строит химическую лабораторию для Императорского Московского технического училища. В 1930 году на базе химического факультета МВТУ был открыт Второй химико-технологический институт, который позднее стал Военно-химической академией. В 2006 году Академия радиационной, химической и биологической защиты имени маршала С. К. Тимошенко была переведена в Кострому. Корпус, построенный Кекушевым, по 2-ой Бауманской улице, дом 10, закрыт и пребывает в плачевном состоянии. Дальнейшая судьба его не известна.

В 1898 году Лев Николаевич создает проект новой платформы Ярославского вокзала. После того, как в 1904 году Федор Шехтель строит новое здание вокзала, кекушевская платформа оказывается внутри здания вокзала.

В 1899 году Кекушев осуществляет перестройку особняка И. И. Некрасова и строит особняк М. С. Саарбекова.

По адресу Гоголевский бульвар, дом 4, располагалась усадьба князей Оболенских, построенная еще во 2-ой половине 18 века. Здание неоднократно перестраивалось. Так в начале 19 века фасад, выходящий на Гоголевский бульвар, украшали колоннада и треугольный портик, как и положено для классицизма. Позднее их снесли, и фасад получился более чем скромным. В конце 19 века особняк принадлежал сибирскому золотопромышленнику Ивану Игнатьевичу Некрасову. Усадьба требовала срочной реконструкции в духе времени. Ее осуществлением занялся архитектор Р. И. Клейн, а переделкой фасадов – Л. Н. Кекушев. Сейчас в особняке расположен Всероссийский комитет ветеранов войны.

Особняк московского купца армянского происхождения Моисея Семеновича Саарбекова полностью выполнен в стиле арт-нуво. Проект разработан Л. Н. Кекушевым совместно С. С. Шуцманом. В 1920—1940 годах его занимала Литовская дипломатическая миссия во главе с известным поэтом Серебряного века Юргисом Балтрушайтисом. Позднее в здании размещалось представительство Литовской СССР, а с начала 1990-х годов — Культурный центр Литовской республики «Дом Балтрушайтиса».

В конце 19 – начале 20 веков городские власти предпринимают попытку упорядочить торговлю в центре Москве (вам это не напоминает усилия теперешних властей по борьбе с торговыми палатками и ларьками?). Вместо мелких разномастных лавок, лавчонок и магазинчиков ведущими московскими архитекторами разрабатываются и строятся, как бы сказали в наше время, торговые комплексы: верхние, средние, нижние торговые ряды, магазин «Мюр и Мерлиз», Петровский пассаж. В этом процессе принял участие и Лев Николаевич. По его проекту на Никольской улице в 1899 – 1900 годах строятся Никольские торговые ряды, которые используются по назначению по сей день.

Под крышей торговых рядов «поселилась» целая вереница львов.

В 1900 году Л. Н. Кекушев при участии архитектора В. С. Кузнецова начинает строительство нового особняка для своей семьи на Остоженке. Особняк, выполненный в стиле модерн, был построен в 1903 году и записан на жену архитектора Анну Ионовну. Необычайно красивый и богато декорированный дом по адресу Остоженка, 21, относится к ведению МИДа. В нем располагается представительство военного атташе Египта.

Нельзя не рассказать об одной потере, случившейся за прошедшие годы. Лев Николаевич украсил особняк своим фирменным знаком: вершину башенки украшала фигура стоящего льва. Но лев, увы, утерян.

Одновременно со строительством своего особняка, буквально рядом на Остоженке, 17, Кекушев строит доходный дом для известного московского чаеторговца Василия Ивановича Грязнова. Сейчас здание занимает компания «Централ партнершип сейл хаус», основными видами деятельности которой является издательское дело и кинопрокат.

Чуть позднее, в 1903 году, между особняком Кекушевых и доходным домом Грязнова, архитектор строит доходный дом для своей жены. Сейчас дом 19 по улице Остоженка занимают офисы компаний «Проф-Медиа Менеджмент» и «Ферро-Строй».

В 1902 году по проекту Льва Николаевича в Серебряном переулке, 4 (именно в Серебряном, а не в Серебряническом, как написано в Википедии) строится хирургическая лечебница доктора медицины С. М. Руднева. Ошибка в Википедии стоила мне почти целого дня бесплодных поисков. Кроме этой ошибки в адресе мне еще пришлось довольно долго искать особняк Т. С. Любатович на Долгоруковской улице, дом 36. Но дома и 36, и 34, и другие дома по четной стороне улицы никак не были похожи на особняки. Скорее это были доходные дома. Позднее я нашла информацию, что особняк не сохранился, а на его месте в 1909 году действительно был построен доходный дом по проекту архитектора Ф. Н. Кольбе.

Но вернемся к лечебнице доктора Руднева. Здание всегда использовалось по назначению, то есть, было лечебным учреждением. Сейчас его занимает поликлиника Центрального клинического военного госпиталя им. П. В. Мандрыка.

1902 год стал очень продуктивным в творческой жизни Льва Николаевича. Кроме лечебницы Руднева по его проектам строятся флигель, жилой дом с конторой и магазином и доходный дом О. Ф. Курлюкова, доходные дома М. А. Франка и Бочаровых. Ну и, разумеется, упомянутый ранее доходный дом Кекушевой, который начал строиться тоже в 1902 году.

Орест Федорович Курлюков был владельцем одной из самых знаменитых фабрик по производству изделий из серебра. Дом Курлюкова выпускал высокохудожественную ювелирную продукцию, серебряную посуду, хрусталь в серебре. Комплекс зданий для Курлюкова Л. Н. Кекушев строит Колпачном переулке, дом 4. Если со зданием конторы и магазина все ясно, то с доходным домом снова вышла накладка. Дом 4, строение 4 – единственное здание в переулке, похожее на доходный дом. Однако, во многих справочниках приводится его следующее описание: «Жилой дом с палатами дьяка Тверитинова (1720-е годы), надстроенный и приспособлен для женской гимназии по проекту К. К. Гиппиуса в 1906 году». Я так и не узнала, где же находится доходный дом Курлюкова, построенный Кекушевым, да и существует ли он вообще.

С домом по Кисельному переулку, 11, снова вышла неувязка. Нет, сам дом в Кисельном переулке существует, а вот данные о его идентификации, участии в строительстве Кекушева и дате постройки разнятся. Дом называют то доходным, то торговым, Кекушев то перестраивал его, то строил совместно с архитекторами А. В. Ивановым и С. С. Шуцманом на месте усадьбы Голициных, а дата постройки – то 1902, то 1903, то 1904 год. В Википедии дом называется доходным домом М. А. Франк. На самом деле «М. А. Франк» — это братья Максимилиан и Адольф Леонтьевичи Франк, крупнейшие производители стекла, в том числе и витражного, в России того времени. Так что снова исправляю Википедию.

Доходный дом братьев А. Ф. и Н. Ф Бочаровых, владельцев ткацких фабрик в Щелково, украшают не львы, а летящие совы и египетские мужские маски во фризе и эркерных панно. Сейчас здание занимает компания «Рособоронэкспорт».

1903 год, пожалуй, можно считать годом вершины творчества архитектора. По проектам Льва Николаевича построены три особняка и два доходных дома в стиле арт-нуво, которые являются настоящими шедеврами архитектуры. И первым в этом списке шедевров, безусловно, стоит особняк В. Д. Носова.

Особняк построен на участке между Малой Семеновской и Лаврентьевской улицами, принадлежавшему купцу 1-ой гильдии Василию Дмитриевичу Носову, владельцу расположенных неподалеку текстильных мануфактур (ныне Электрозаводская улица, 12). Материалом для особняка по требованию заказчика стало дерево. Ни до этого, ни после Кекушев не строил деревянных зданий, по крайней мере, в Москве. Сложный рельеф носовского участка вынудил архитектора построить каменный полуподвал, а уже на нем возвести деревянный особняк. Описывать получившееся я не буду – этот дом надо видеть, и лучше живьем. А пока фотографии.

Ограда, выполненная по эскизам Льва Николаевича, была утрачена в советские годы, когда в особняке размещались то детский сад, то общежитие, то НИИ шерсти. Нынешняя ограда сделана 1994 году полностью соответствует стилистике модерна. Мне, правда, так и не удалось выяснить повторяет ли она ограду Кекушева или нет. От гидов слышала оба варианта, причем многие источники указывают на то, что первоначальная ограда состояла из стилизованных виноградных лоз.

Сейчас в особняке расположен нотный отдел Российской государственной библиотеки для молодёжи. Попасть внутрь, чтобы посмотреть сохранившиеся интерьеры, вполне реально. Во-первых, по предварительной договоренности сотрудники могут провести экскурсию по дому, но только по будним дням, а во-вторых, там иногда проходят концерты классической и камерной музыки. Когда побываю в особняке, обязательно поделюсь своими впечатлениями.

На Поварской улице стоят два особняка, построенные Л. Н. Кекушевым: дом 44 – особняк И. А. Миндовского и дом 42 – особняк М. Г. Понизовского.

Иван Александрович Миндовский, представитель рода Миндовских, известных текстильных фабрикантов из Вичуги, купил особняк для своей семьи уже готовым спустя три года после окончания строительства. Заказчиком Кекушева в данном случае выступало Московское торгово-строительное акционерное общество, которое в начале 20 века строило дома на продажу. И снова перед нами прекрасный образец арт-нуво, о котором хочется поменьше говорить, и который хочется побольше рассматривать.

Сейчас особняк Миндовского занимает посольство Новой Зеландии в РФ. Так что шанс посмотреть интерьеры, хоть и весьма призрачный, есть: в мае некоторые посольства открывают двери для посетителей по предварительной записи и в рамках фестиваля «Ночь в музее».

Соседнему особняку на Поварской повезло значительно меньше, чем двум предыдущим. Особняк по проекту Кекушева был так же простроен Московским торгово-строительным акционерным обществом для продажи. Купил его купец 1-ой гильдии, тоже, как и Миндовский, текстильный фабрикант Матвей Григорьевич Понизовский. Многочисленные переделки, которые начались чуть ли ни сразу после вселения семьи Понизовских, практически полностью исказили внешний вид особняка. Хочу нарушить свое правило публиковать только фотографии, сделанные мной лично, и разместить фотографию начала 20 века, чтобы вы смогли ощутить разницу между кекушевским зданием и тем, что есть сейчас.

Изменено практически все – крыша, окна, балконы, парадный вход. От проекта Кекушева остались только стены. Переделки в стиле неоклассицизм, начавшиеся еще при Понизовском, продолжились и в советское время. Жаль. Сейчас особняк занимает посольство Афганистана в РФ.

На Пятницкой улице, 49, Л. Н. Кекушев строит доходный дом для купца Константина Васильевича Исаева. И снова меня ожидала неудача – дом 49 имеет несколько корпусов, какой из них построил Кекушев не понятно, потому что разные справочники указывают разные корпуса. На всякий случай привожу фотографии двух зданий, наиболее подходящие под стиль модерн (в том, что доходный дом построен в стиле модерн, справочники единодушны).

Доходный дом на Пречистинке, 28, Лев Николаевич строит по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества, которое продает его петербуржскому купцу И. П. Исакову. И снова перед нами великолепный образец ар-нуво с богатым декором фасада.

Одновременно с шикарным доходным домом Исакова Лев Николаевич строит скромное здание общежития для неимущих студентов Императорского Московского технического училища в Бригадирском переулке, 14. Сейчас здание занимает поликлиника МГТУ им. Баумана.

Казалось бы, Кекушев находится на подъеме своих творческих возможностей, но в 1904 году Лев Николаевич вдруг резко отходит от дел. Он отказывается от больших проектов, выполняет только незначительные заказы, работы его лишены былого блеска. Как могло случиться такое с модным, успешным, талантливым мастером? Биографы до сих пор спорят о причинах этого.

По одной из самых распространенных версий вначале 20 века Кекушев, как сказали бы сейчас, заболел звездной болезнью. Неудача с особняками на Поварской (один долго не продавался, другой владельцы почти сразу стали перестраивать) больно ударили по самолюбию архитектора. Он не хотел или не мог строить здания в стиле новых модных течений неоклассицизма и северного модерна. Не думаю, что эта версия абсолютно верна. Все-таки Лев Николаевич был большим мастером с безупречным вкусом. Трудно себе представить, что он не видел появления новых модных тенденций, а обладая огромным талантом, не мог проектировать здания в каких-то других стилях, кроме арт-нуво.

По второй версии причина была в семейных неурядицах. А они, действительно, были. По Москве ходили слухи, что горячо любимая супруга изменила ему с одним из его же учеников. Как бы там ни было, но в 1907 году Лев Николаевич перебирается в съемную квартиру в построенном по его же проекту доходном доме на Пречистенке, оставив особняк семье. Через три года особняк был выставлен на торги из-за долгов, и после его продажи семья воссоединилась. Все стали жить в съемной квартире на Пречистенке. Но закончился ли разлад с Анной Ионовной не известно. Об этом времени нет никаких воспоминаний даже у его детей. Словно это было табу. Сын Кекушева Николай, ставший известным летчиком, даже написал книгу воспоминаний, но в ней он практически не касается обстоятельств жизни своего великого отца. Не меньшей тайной окутана и смерть мастера. Но об этом позднее. А пока Кекушев жив и продолжает работать, хоть и не так успешно, как в предыдущие годы.

В 1906 году по его проекту перестраивают ресторан «Прага» на Арбате, включая устройство нового входа.

В 1907 году выигрывает конкурс проектов ресторана И. А. Скалкина «Эльдорадо» в Петровском парке. Проект с изменениями был осуществлен архитектором Н. Д. Поликарповым.

Сейчас здание по Красноармейской улице, 1, занимает офис группы компаний «Мечел».

В 1909 году Кекушев перестраивает доходный дом и особняк купца 1-ой гильдии Алексея Алексеевича Пантелеева в Олсуфьевском переулке, 2, построенный по его же проекту в 1890-ых годах.

Здание многократно перестраивалось, так что от Кекушева остались только незначительные декоративные элементы лепнины и фризы. Тем не менее оно считается памятником архитектуры. Сейчас в нем расположен один из офисов «Внешпромбанка».

На рубеже 1910-ых по проекту Льва Николаевича для купца Василия Евграфовича Быкова строится доходный дом по 2-ой Брестской улице, 19/18. В здании размещался Институт автоматизации проектирования РАН. В 2009 году правительством Москвы было принято решение о реконструкции здания, в результате которой от него должны были остаться только стены. Тревогу забили активисты движения «Архнадзор», им удалось добиться для здания статуса вновь выявленного объекта культурного наследия. Через пару месяцев после этого в доме случился пожар, и межведомственная комиссия под началом В. Ресина рекомендовала аннулировать статус. Активистам снова удалось отстоять дом. Сейчас там ведутся реставрационные работы не только фасадов, но и внутренних интерьеров, которые не сильно пострадали во время пожара. Работы должны закончиться в 2017 году.

Кроме этого Лев Николаевич, видимо исключительно для заработка выполняет мелкие и неинтересные заказы: перестройка картинной галереи в доме С. И. Щукина, дворовые постройки и изменения в доходном доме В. Д. Носова… Ничего общего с былыми работами.

После 1910 года Кекушев реализует только один проект – в 1012 году на Преображенском валу строится больница при Преображенской старообрядческой общине. Сейчас здание на Преображенском валу, 19 занимает Московский городской научно-практический центр по борьбе с туберкулезом.

Вот и все. Больше Лев Николаевич Кекушев ничего не построил.

О последних годах жизни архитектора ничего неизвестно, не известна даже дата его смерти и место погребения. В одной из книг историка архитектуры М. В. Нащокиной я прочла, что возможно причиной этого стало психическое заболевание. В пользу этого говорит и найденная позднее автобиография Екатерины Кекушевой, в которой она пишет, что в 1913 году ее отец в связи с болезнью был помещен в психиатрическую больницу. Что это было – вечная русская напасть алкоголизм, ранее проявление болезни Альцгеймера или что-то еще – мы не узнаем никогда. Да, наверное, это и не важно. Важно, что остались построенные им дома, которыми мы можем восхищаться и которые должны беречь.

Лев Кекушев — архитектор: фото, биография, постройки в Москве

В свое время выдающийся архитектор Лев Кекушев смог избежать военной карьеры, которую ему прочил отец, надворный советник. Сыну удалось убедить родителей в своей востребованности. Он стал первым блестящим зодчим, работающим в стиле модерн. Знаком в виде льва отмечал все свои работы в Москве архитектор Кекушев.

Семейство надворного советника

Биография блистательного архитектора Льва Николаевича Кекушева изобилует темными пятнами. Одни исследователи его творчества и биографии полагают, что он родился в 1862-м в Саратове. Другие утверждают, что зодчий появился на свет в Вильно, что в Варшавской губернии. От этого факта мы и будем отталкиваться.

Лев Николаевич Кекушев рос и воспитывался в семействе военного. Его отец служил майором в Павловском полке, который был дислоцирован в Царстве Польском. По всей видимости, именно там он встретился впервые со своей будущей женой. Ее звали Констанция. Она была дочерью польского помещика.

В 1861-м глава семьи решил выйти в отставку. Он поступил на гражданскую службу. Его новым местом работы был инженерный корпус. Неоднократно по службе ему приходилось переезжать в другие регионы. В разные периоды он жил в Санкт-Петербурге, Пскове, Новгороде, пока не осел в Вильно. Именно там появился на свет его сын – будущий архитектор. К этому времени отец семейства дослужился до чина надворный советник.

Кроме Льва Кекушева, который являлся 3-м ребенком, было еще 6 детей. Семья жила довольно небогато. Именно поэтому родители ориентировали своих отпрысков на получение достойного образования, так как оно давало возможность рассчитывать на неплохую служебную карьеру в дальнейшем.

Первые опыты

К 1883-му юный Кекушев Лев Николаевич окончил реальное училище в Вильно. А поскольку он уже проявил очевидные художественные способности и ненавидел военную муштру, отправился в Санкт-Петербург. Он был намерен поступить в Институт гражданских инженеров, что и случилось в том же году.

В стенах этого учебного заведения он учился вместе с такими будущими известными архитекторами, как В. Величкин, И. Иванов-Шиц и Н. Марков.

Когда он был учащимся, Кекушеву Льву Николаевичу приходилось выполнять ряд самостоятельных студенческих работ, где он в очередной раз проявил свои неординарные способности к живописи.

В конце обучения он защитил дипломный проект, который назывался «Скотобойня в Петербурге». Незадолго до диплома ему удалось найти работу в Техническо-строительном комитете МВД. В результате в 1888-м он окончил вуз, став профессиональным гражданским инженером. Кроме того, ему вручили Серебряную медаль за его успехи в архитектуре.

После этого Лев Кекушев недолгое время трудился помощником градостроителя. Однако уже в 1890-м он решил выйти в отставку, отправившись в Первопрестольную.

Наставник

В столице Кекушев принял решение посвятить себя в основном частной архитектурной практике. Так, он начал стажироваться у модного архитектора С. Эйбушитца, а также стал его помощником. В этом качестве он принял участие в постройках Охотного ряда и Центральных бань.

По большому счету эти уроки видного зодчего помогли не только выкристаллизовать стиль молодого архитектора, но и сформировать круг потенциальных заказчиков, среди которых были обеспеченные выходцы из купеческих фамилий.

Кроме того, на протяжении стажировки Кекушеву удалось освоить навыки различных прикладных декоративных техник. Имеется в виду ковка, гальванопластика, а также травление по стеклу и металлу.

Собственная архитектурная мастерская

Кекушев закончил свою стажировку в 1893-м. После этого он открыл свою собственную архитектурную фирму. К сожалению, документов о деятельности этой мастерской практически не сохранилось. Зато есть данные об архитекторах, которые выполняли его задания, наблюдали за возведением ряда строительных объектов и разрабатывали декоративное убранство интерьеров и фасадов.

Такими помощниками были, к примеру, братья Шуцманы. Они, в том числе, приняли участие в проектировании особняка Коробкова и доходного дома Франка. Также они следили за ходом строительства Никольских торговых рядов.

Другими помощниками Кекушева стали В. Воейков и Н. Шевяков. Кроме того, через школу архитектора прошли видные русские зодчие А. Кузнецов и И. Фомин.

Помимо работы в бюро, Кекушев трудился преподавателем в Техническом училище в столице. Для нужд заведения ему удалось построить химическую лабораторию.

Кекушев преподавал и в Строгановском художественно-промышленном училище. Он давал учащимся свои уроки по серебрению, железной ковке и композиции. Потом он начал работать в одном из инженерных училищ.

На протяжении пяти лет Кекушев занимал пост участкового архитектора. И самостоятельно смог возвести здание с элементами мавританского стиля для богадельни имени Гера.

Императорский заказ

К середине 90-х к Кекушеву пришла первая слава. Постепенно он начал превращаться из рядового зодчего в именитого архитектора. Именно тогда он получил заказ самого императора Николая II.

В эти годы готовилась официальная коронация нового самодержца. К мероприятию было решено оформить часть Тверской улицы, здания Городской Думы и Воскресенской площади. Для этого был объявлен соответствующий конкурс, где приняли участие лучшие архитекторы. В результате заказ оказался в руках Кекушева. И через некоторое время он успешно закончил данную работу. С тех пор имя зодчего было уже известно во всей империи.

Новое направление

Этот же период жизни мастера ознаменовался и тем, что архитектор Кекушев, биография которого насыщена интересными фактами, постепенно перешел к архитектурному стилю модерн.

Первой подобной работой был доходный дом Хлудовых, который считается одним из ярких образцов данного направления. К сегодняшнему дню это здание перестроено, но зато сохранился фасад.

Такую манеру архитектора поддержал ряд столичных застройщиков и известных меценатов, среди которых были Кузнецовы, Носовы и многие другие.

Савва Мамонтов и доходные дома

К этому времени к Кекушеву пришел серьезный финансовый успех. Он стал популярным специалистом в данной сфере. Известный предприниматель Савва Мамонтов решил привлечь известного архитектора к своим проектам. К примеру, Кекушев принял участие в строительстве Северной железной дороги, а также проектировал водонапорную башню при одном из столичных вокзалов.

Но, пожалуй, самым грандиозным совместным проектом стало строительство гостиницы «Метрополь».

В это время Кекушева назначили главным архитектором двух организаций. Это были общество страхования, которое планировало возводить фешенебельные особняки под «ключ» в стиле модерн, и Домостроительное общество, которое как раз занималось строительством «Метрополя». Идея принадлежала владельцу гостиницы С. Мамонтову. К сожалению, он в определенный момент решил отдать подряд архитектору В. Вилькоту. Началось строительство, но реализовать проект Мамонтов не смог, поскольку был обвинен в крупных растратах и арестован. Через некоторое время его оправдали, но бизнес был разорен.

Новые собственники гостиницы снова пригласили Кекушева, чтобы он смог заняться переработкой всего проекта Вилькота. Профессионалы своего дела считают, что участие Кекушева обеспечило колоссальный успех всего предприятия.

Кроме возведения «Метрополя», Кекушев начал строить и свои собственные доходные дома. Также архитектор возвел свой собственный особняк на Остоженке. Предприниматель Г. Лист был восхищен домом архитектора Кекушева. Он предложил за строение огромную цену. Кекушев не смог отказаться.

Кульминация творчества

Творческий пик Льва Кекушева пришелся на начало двадцатого столетия. На рубеже веков он уже считался основоположником и верным последователем столичного модерна. Именно в этот период московский архитектор Лев Кекушев спроектировал и построил такие здания, как особняки И. Миндовского и Носова, Иверские торговые ряды, а также Железнодорожный вокзал в Царицыно. Также по его эскизам оформили вход со стороны Арбата и ряд помещений ресторана «Прага». Кроме того, Кекушеву приходилось оформить залы особняка И. Морозова, что на Пречистенке.

В общем, все работы в Москве архитектор Кекушев выполнил на высоком уровне. В эти здания вложена его душа. Они достойны внимания. Для всех его объектов характерна практически идеальная проработка интерьеров.

Эпоха смуты

Когда грянула первая русская революция, общественные вкусы начали меняться. Если до событий 1905-го в архитектуре преобладал роскошный ранний модерн, то после этого новым веянием был лаконичный и сдержанный северный модерн.

К сожалению, архитектор Лев Николаевич Кекушев или не захотел, или не смог трудиться в новом направлении, и его популярность и авторитет стали уменьшаться.

В 1907-м он собирался строить ресторан под названием «Эльдорадо». По сути, этот проект должен был стать одним из самых крупнейших замыслов архитектора. Однако возводить здание начал другой специалист. Как результат, строительство было завершено, но с большими и серьезными отклонениями от чертежей Л. Кекушева. Последнее яркое творение архитектора – больница, что в Преображенском. Она была возведена накануне Первой мировой войны, в 1912-м.

Последующие работы архитектор Кекушев выполнял без особой выразительности и индивидуальности.

Гибель

После 1912-го судьба Кекушева обрела поистине трагический оттенок. Казалось, что архитектор и вовсе не стал брать подряды. Он только помещал в различных изданиях снимки своих старых творений.

Также упоминания о нём вообще отсутствовали. Правда, в профессиональных журналах можно было удостовериться, что он, к счастью, жив и порой переезжает в новые апартаменты.

Такое самоустранение, по словам биографов архитектора, было вызвано психическим заболеванием. Другие историки считают, что архитектор Кекушев замкнулся в себе из-за последних личных и карьерных неудач.

Как бы то ни было, когда началась Октябрьская революция и гражданская война, мастер вообще исчез. До сих пор неизвестно, когда его не стало и когда его погребли… Правда, по словам одной из его родственниц, Лев Кекушев скончался в 1917-м в больнице. И похоронили его на одном из столичных погостов… Как память о себе оставил архитектор Кекушев постройки в Москве. Фото его работ вы имеете возможность увидеть в статье.

В лоне семейства

Личная жизнь архитектора богата на события. При этом случались и семейные драмы. В конце 90-х XIX столетия Кекушев познакомился с Анной Болотовой, дочерью отставного штабс-капитана. Она родилась и жила в Кременчуге, что в Полтавской губернии. На момент встречи этой очаровательной девушке исполнилось всего лишь девятнадцать. Успешному столичному архитектору было уже почти 35. Несмотря на разницу, возлюбленные женились. Это произошло в конце апреля 1897-го.

Изначально супруги были искренне счастливы. У них росли дети. В собственности они имели дачу в великолепном Серебряном бору. Также, спустя несколько лет после свадьбы, они переехали в собственный особняк на Остоженке, о чем ранее упоминалось. По сути, это «эксклюзивное жилье» говорило о настоящем взлете профессиональной карьеры архитектора. Согласитесь, роскошными домами, которые были построены по авторским проектам, владели единицы.

По рассказам единственного внука архитектора, Кекушев обладал прекрасным характером. Он был весел и добр к родственникам, к друзьям, коллегам. Обожал розыгрыши. Но настоящей его страстью всегда была архитектура. Как правило, он поднимался в шесть утра, после чего начинал работать в своем кабинете. По воспоминаниям супруги Кекушева, он был очень увлеченным человеком. И когда он проектировал, зачастую превышал необходимые сметы. В такой ситуации он порой сам оплачивал недостающее из своего кошелька с целью увидеть воплощение своих замыслов. К сожалению, именно из-за этой черты характера в дальнейшем он ничего не оставил после себя, кроме долгов.

Как минимум семейное счастье длилось порядка десяти лет. В 1906-м Кекушев решил переехать на съемную квартиру. По неподтвержденным источникам, причиной разрыва стала измена со стороны супруги архитектора. По словам исследователей, она завела роман с одним из коллег по мастерской Кекушева.

Тем не менее супруги неоднократно пытались наладить свои отношения. Во всяком случае был период, когда они снова жили вместе. Но затем они вновь разъехались. Все эти попытки сохранить брак оказывались тщетными.

Архитектор Кекушев: дети

Как говорилось выше, у молодой семьи Кекушевых появились дети. Первенцем известной четы был сын Николай. Он родился в самом конце февраля 1898-го. В 1901-м супруга архитектора подарила ему дочь Татьяну. А на следующий год родилась и младшая дочь Катя.

Сын Николай впоследствии стал известным авиатором. В 1924-м его отметили орденом Красного Знамени. Он вел тогда боевые действия на территории среднеазиатских республик.

В 1930-м он трудился в качестве бортмеханика полярной авиации. На тот момент он входил в состав экипажа П. Головина. Этим летчикам впервые удалось высадиться на Северном полюсе, когда готовилась высадка экспедиции известного полярника И. Папанина.

Когда началась Великая Отечественная и блокада Ленинграда, Николай вывозил на гражданском самолете жителей северной столицы на большую землю. На его счету порядка пятидесяти полетов.

После войны он оказался в тюрьме, после чего этапом отправился в лагерь. Когда его освободили, он решил написать книгу о своих воспоминаниях. Самое удивительное, в этом произведении нет никаких подробностей о жизни и смерти известного отца.


источники:

http://www.peshkompomoskve.ru/lev_kekushev/

http://fb.ru/article/319036/lev-kekushev—arhitektor-foto-biografiya-postroyki-v-moskve