Карват Герой Беларуси биография

25 лет назад погиб барановичский летчик Владимир Карват. Как это было

23 мая 1996 года совершил подвиг военный летчик первого класса начальник воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й истребительной авиабазы в Барановичах подполковник Владимир Карват.

Владимир Карват (в центре) в компании сослуживцев. Фото: sb.by

Владимир Карват родился 28 ноября 1958 года в Бресте. В 1981 году окончил Армавирское высшее военно-авиационное училище летчиков, после чего был направлен для прохождения службы на Дальний Восток, в поселок Калинка Хабаровского края, где прошел путь от летчика до заместителя командира полка по летной подготовке.

В августе 1994 года по собственному желанию прибыл для прохождения службы в Вооруженные силы Республики Беларусь. В сентябре 1994 года принял присягу на верность народу Беларуси. Был назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й авиабазы.

Трагедия над Арабовщиной

Трагедия случилась 23 мая 1996 года. Когда летчик выполнял ночной учебно-тренировочный полет в районе города Барановичи, на самолете Су-27П возник пожар. Машина, которая стала терять управление и падать, как раз пролетала над деревнями Арабовщина и Малое Гатище. С земли дали команду катапультироваться. Однако Карват принял решение максимально отвести самолет в сторону. Последние 14 секунд полета пилот, используя минимальные возможности воздействия на самолет, продолжал уводить его от населенных пунктов.

Ценой собственной жизни он не допустил гибели людей на земле. Истребитель рухнул на поле между Арабовщиной и Большим Гатищем.

Местные жители окрестных деревень, которые стали очевидцами падения, бросились к самолету, пытаясь помочь летчику. Через 20 минут приехали пожарные из поселка Городище.

Спасатели попытались вытащить летчика из самолета за стропы парашюта, но сделать этого не удалось. Тогда житель деревни Малое Гатище Сергей Острейко с помощью пожарного топора перерезал плечевые ремни и за руки попробовал вытащить уже бездыханное тело. Однако кабина была сильно покорежена и летчика не смогли достать. Карвата извлекли из самолета только утром.

В ходе расследования выяснилось, что причиной катастрофы стал пожар в отсеке левого хвостового обтекателя, который до этого происшествия считался пожаробезопасным и не был оборудован датчиками предупреждения о возгорании. Огонь вначале повредил провода системы сигнализации, а затем и системы электродистанционного управления, что привело к полной потере управляемости.

Первый Герой Беларуси

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 1996 г. № 484 подполковнику Владимиру Карвату присвоено звание «Герой Беларуси» (посмертно). Он был первым, кого в стране удостоили этого звания.

Прощались с Владимиром в Барановичах. Собрались сотни людей, приехали жители пригородных деревень. Летчика похоронили 26 мая в Бресте.

В честь Карвата названы улицы в Минске и Бресте, а также школа №8 в Бресте. Имя Героя Карвата носит сквер в Барановичах, на территории 61-й истребительной авиационной базы создан музей имени Карвата.

В деревне Арабовщина Барановичского района установлен памятник Владимиру Карвату.

Мемориал на месте падения самолета в Барановичском районе. Фото: belta.by

Воспользуйтесь услугой по доступу к информации в виде PDF газеты Intex-press. Присоединяйтесь к нам в Viber или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.

Герои Беларуси. Владимир Николаевич Карват

23 мая – годовщина трагедии в которой погиб первый Герой Беларуси – Владимир Николаевич Карват.

Сегодня 11 человек удостоены звания Герой Беларуси. А героем может быть лишь самый достойный человек, особенно если это герой целой страны. Звание героя Беларуси можно получить лишь за исключительные заслуги перед всем белорусским народом. Звание герой должно быть равносильно тому, чтобы поставить человеку памятник! Имена героев должны быть на слуху у каждого человека! Но, скажите честно, можете ли вы вспомнить всех героев суверенной Беларуси, а главное – перечислить их заслуги? Мало кто сможет это сделать. Именно поэтому сайт DelaemVmeste.by решил начать серию статей о героях Беларуси – кто они, за что стали героями. Ведь страна должна знать своих героев, не правда ли?

А начнем мы свой рассказ с первого героя Беларуси – Владимира Николаевича Карвата, который ценой своей жизни спас десятки людей.

Владимир Николаевич родился в Бресте 28 ноября 1958 года. Закончил Армавирское высшее военно-авиационное училище летчиков, после чего был направлен на прохождение службы на Дальний Восток.

Отметим – несмотря на то, что большую часть своей службы Карват провел в России, после распада СССР он в 1994 году изъявил желание влиться в состав вооруженных сил Беларуси и уже 11 сентября 1994 года принял присягу и был назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки 61 авиабазы в Барановичах.

Катастрофа. Ночью 23 мая 1996 года подполковник Владимир Карват совершал учебный полет на самолете Су-27. Вскоре после начала полета датчики самолета начали выдавать информацию о нарушении работы гидросистемы. Карват получил приказ возвращаться на базу и немедленно развернулся. Но вскоре датчики стали показывать нарушение работы и в других частях самолета. Су-27 стал практически неуправляемым.

Владимир Карват доложил об этом на землю и получил немедленный ответ – катапультироваться. Но на пути самолета находились населенные пункты. И в 22 часа 54 минуты самолет, с так и не катапультировавшимся пилотом, рухнул на землю в поле. По расшифрованным данным “черного ящика” стало понятно, что Карват до последнего держал ручку управления и пытался отвести угрозу от деревень.

Более подробно о катастрофе можно прочитать ЗДЕСЬ.

Увековечивание памяти. Именем Владимира Карвата названы:

  • школа №8 города Бреста (там же создан музей Карвата);
  • ежегодный мини-футбольный турнир;
  • улицы в Минске и Бресте;
  • сквер в городе Барановичи.

К тому же в честь Владимира Карвата была выпущена почтовая марка, в Бресте герою установлен памятник. А на авиабазе в Барановичах создан музей Владимира Карвата.

Еще один памятник установлен не самому Карвату, а его подвигу, в деревне Арабовщина Барановичского района.

Это интересно. Стоит отметить, что в 2009 году произошел похожий случай, когда два белорусских летчика Александр Марфицкий и Александр Журавлевич на авиашоу в Польше, стараясь увести неисправный самолет подальше от польских деревень, также не катапультировались и погибли.

Еще один похожий случай произошел 19 мая 2021 года. Под Барановичами разбился Як-130. Пилоты Андрей Ничипорчик и Никита Куконенко до последнего старались отвести самолет от жилого района и катапультировались в последний момент, когда самолет находился на критически низкой высоте. Поэтому не выжили.

В обоих случаях летчикам не было присвоено звание героев, хотя эти случаи мало чем отличаются от истории с Владимиром Карватом.

Кстати, Владимир Карват является единственным обладателем медали “Герой Беларуси” старого образца. На углах имелись вставки из искусственного рубина, сама медаль была золотой, а колодка из позолоченного серебра. Форма колодки – трапециевидная. Начиная с 1999 года медаль “Героя Беларуси” стала другой – полностью копировала медаль “Героя Советского Союза”, только колодка стала не красной, а красно-зеленой.

«Левая рука на РУДе, а сам как живой». Как погиб первый Герой Беларуси? Последний день Владимира Карвата в воспоминаниях очевидцев

Новости Беларуси. Барановичи, город летчиков, так уж сложилось, место воистину героических поступков. Подвиг, который совершили пилоты на этой неделе, и авиатрагедию 1996 года отделяет без четырех дней 25 лет, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

14 секунд – за столько сгорает вертикально зажженная спичка. Ровно столько времени было у Владимира Карвата, чтобы принять решение. Для двух белорусских деревень летчик стал ангелом, что уберег десятки жизней. Это было ровно 25 лет назад. Четверть века он Герой для каждого белоруса. Первая высшая награда в суверенной Беларуси была вручена посмертно.

Под крылом Карвата – репортаж Кристины Протосовицкой.

Небо забирает лучших, порой – безжалостно и жестоко. Четверть века назад в полукилометре от ближайших домов Владимир Карват уложил в землю свой Су-27. Ценой собственной жизни.

Протоиерей Федор Повный, настоятель Всехсвятского прихода Минска:
Мне часто задают вопрос, особенно сейчас: что такое патриотизм? На этом месте я нашел, на мой взгляд, правильный ответ. Патриотизм – это родиться, трудиться и умереть ради людей. Выполнить самую высшую заповедь. Нет больше той любви, как если чем душу свою положить за друзей своих.

Вспомните ли вы по минутам, что делали даже два дня назад? А среди нас есть те, для кого вечер 23 мая так и застыл в секундах.

Нина Карват, жена Владимира Карвата:
Меня насторожило то, что он несколько раз в этот день приходил домой. Обычно он уходил на полеты и все. Возвращался. Он ушел в обед, где-то часов в шесть он опять пришел домой. Говорит: «Что-то холодно». Побыл немного дома. Сел, посидел рядом со мной. Потом я вышла на кухню, пришла – дети. Он с ними посидел. Я слышу, открылась дверь, спрашиваю: «Ты до двенадцати?» Он говорит: «Да, до двенадцати», – и ушел. Я еще слышала, как они взлетали.

Это был учебно-тренировочный полет, отработка тактического боя в сложных погодных условиях ночью. За штурвалом Су-27 находился летчик первого класса подполковник Владимир Карват. В 22:52 он получил первое предупреждение о неисправности.

Внимание, проверьте показания приборов.

Еще 29 секунд полета, а потом сообщения стали приходить одно за другим. В 22:54 пламя захватило самолет изнутри. 14 секунд на решение, как быть с обезумевшей железной птицей.

924-й, самолет неуправляем. 924-й, катапультироваться. Катапультироваться!

Петр Трухан, сослуживец Владимира Карвата:
Руководитель полета – подполковник Семашко руководил – дал команду ему на катапультирование три раза. Но учитывая то, что Володя – патриот, посмотрел: под тобой огни, значит, деревня – перетяну и дальше брошу. Ну, деревню Арабовщина перетянул, но высоты не хватило.

И когда на место приехали, посмотрели – он в кабине. Самолет на месте падения, носовая часть в канаве была, а в кабине он сидел: левая рука на РУДе, а сам как живой. Это говорит о том, что летчик до последнего управлял самолетом в целях избежания гибели мирных людей на земле.

Жестокая ирония судьбы: причина крушения самолета в руках блистательного летчика – техническое несовершенство его железной птицы. Пожар в отсеке, где не оказалось датчиков огня.

Регина Рудая, жительница деревни Арабовщина:
Мы услышали громкий очень звук, когда летел самолет. Но никто не думал о такой страшной беде, что произошла недалеко, буквально рядом с нашим населенным пунктом. Из первых мы побежали, это мой муж, который пришел к месту трагедии. Он еще успел. Говорит, думал, может, окажу первую помощь. Но подбежал, где сидел Владимир Николаевич Карват, и он говорит: я его потрогал, свисавшую руку, никаких признаков уже жизни не было. Все бежали. Это было поздно вечером, после десяти часов. Наверное, весь наш агрогородок был там.

Кристина Протосовицкая, корреспондент:
Деревня Арабовщина всего в километре от места крушения самолета подполковника Владимира Карвата. Сегодня здесь живут чуть больше 600 человек. Живут и помнят. Одна из улиц здесь носит имя Героя как вечное напоминание всем оставшимся в живых, от какой страшной трагедии их уберег летчик-ас.

Улица Карвата, 19. Супруги Наталья и Александр Тиунчики живут душа в душу вот уже 30 лет. В 1990 году молодая семья только получила свой первый дом, и таких целая улица. По траектории самолета именно она могла стать местом крушения.

Наталья и Александр Тиунчик, жители деревни Арабовщина:
Если бы не он, нас могло бы здесь не быть. Нашей улицы точно. Потому что через поле, даже километра нет. Спасибо ему за то, что мы живем. Все наши жители. И мы даже рады, что нашу улицу назвали в честь первого Героя Беларуси. Наша улица была Молодежная, потом что все молодые семьи. Мы только пять лет получили квартиры, как он погиб.

Здесь не встретить ни одного заброшенного дома. Размеренная и спокойная, жизнь идет своим чередом. Но каждый год 23 мая всех местных зовет самолет. Место встречи изменить нельзя – сквер Карвата безошибочно приводит к авиабазе.

Вот и Петр Николаевич идет по знакомой алее. Братья по небу. Он помнит Владимира еще со времен училища. В тот роковой вечер он тоже был в небе. Если бы только мог подставить крыло.

Петр Трухан:
Володя всегда в моей памяти. Я вспоминаю его голубые глаза, веселость, спокойствие, хладнокровие. Такой спокойный человек, чересчур даже спокойный. Никогда обидного слова не скажет, наоборот, промолчит. Немногословен.

Летный состав я всегда учил: меньше слов – больше дела, особенно в полете. А полеты, извините, для летного состава – это ежесекундная борьба за жизнь.

Кадр с лучезарной улыбкой – один из самых любимых у семьи.

Даже на футбольном поле Владимир Карват всегда играл на позиции защитника, вспоминают близкие. В Бресте в музее родной школы, что с честью носит имя Героя, трепетно хранят личные вещи, записи, фотографии.

Анастасия Хивук, ученица Знаменской школы:
Меня впечатлило, как он писал поздравления маме на день рождения. Он никогда не забывал со своим братом ее поздравить. Этот тот человек, который сделал добро людям, который смог сделать что-то очень доброе – спасти жизнь. Карват отдал свою жизнь за других.

Милана Вавренюк, ученица Знаменской школы:
Он мог катапультироваться. Спасти свою жизнь, но при этом те, кто жил в деревне, могли погибнуть. Но он все-таки отвел самолет.

Сохраняя под своим крылом деревни с сотнями жителей, летчик оставлял на земле любимую семью – жену и двое детей. Они практически не дают интервью, этот день по-прежнему отзывается болью. 25 лет назад белорусы обрели своего Героя, но самые близкие утратили сына, мужа и отца. А сегодня – и любящего дедушку.


источники:

http://hvali.by/geroi-belarusi-vladimir-nikolaevich-karvat/

http://ctv.by/levaya-ruka-na-rude-sam-kak-zhivoy-kak-pogib-pervyy-geroy-belarusi-posledniy-den-vladimira-karvata-v