Карузо Википедия биография Личная Жизнь

Энрико Карузо

Биография

Энрико Карузо — итальянский оперный тенор, успешно выступавший на лучших театральных площадках Европы и Америки с репертуаром, варьировавшимся от лирических песен до драматических арий. За свою жизнь певец выпустил около 260 записей, сделанных с 1902 по 1920 годы, которые охватили большую часть его сценической карьеры и в настоящее время продолжают пользоваться популярностью.

Детство и юность

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873 года в итальянском Неаполе в бедной семье. Он был третьим сыном многодетных родителей, выжившим в младенчестве. В мемуарах, посвященных жизни певца, был интересный факт, согласно которому его мать родила 21 ребенка – 20 мальчиков и 1 девочку. Эта легенда, озвученная вдовой тенора и некоторыми его друзьями, была впоследствии опровергнута биографами и исследователями.

Энрико Карузо

Отец Карузо, работавший механиком и литейщиком, считал, что сын должен стать продолжателем профессии. В возрасте 11 лет Энрико отдали в ученики к инженеру, который строил городские фонтаны и привлекал мальчика к этому процессу.

По настоянию матери Карузо посещал школу и получил базовое образование под присмотром местного священника. Он научился красиво выводить буквы и цифры, изучил техническое черчение и начал петь в церковном хоре. Голос мальчика был настолько хорош, что он и окружающие задумались о том, что ему следовало оставить проектирование и строительство и начать музыкальную карьеру.

Энрико Карузо в молодости

Мать Энрико поддержала стремление сына к творчеству. После ее смерти в 1888 году Карузо нашел работу уличного певца в Неаполе и, чтобы заработать деньги для поддержки семьи, начал выступать в местных кафе и на вечеринках.

В молодости тенор давал концерты на итальянских курортах, что приносило неплохой доход. Он прошел обязательный курс военной подготовки, по окончании которого утвердился в мысли, что музыка была единственным, чем он хотел заниматься.

Музыка

Весной 1895 года Карузо дебютировал на сцене Неаполитанского театра Нуово в любительской опере композитора Марио Морелли под названием «Амико Франческо». Затем последовала череда выступлений на провинциальных концертных площадках, совмещавшаяся с уроками вокала, которые Энрико брал у дирижера Винченцо Ломбарди.

Певец Энрико Карузо

Денег на жизнь не хватало, о чем свидетельствовало появление певца на рекламном фото 1896 года в покрывале, задрапированном как тога, так как единственная рубашка была в стирке. На раннем этапе творческой биографии тенора во время одного из концертов в Неаполе Карузо освистали, потому что он не заплатил клакерам. Этот инцидент задел певца за живое, и он поклялся никогда больше не выступать на родине.

В 1900 году в карьере Энрико наступил прорыв. Он подписал контракт со знаменитым итальянским оперным театром «Ла Скала» и 26 декабря дебютировал в роли Родольфо в «Богеме» композитора Джакомо Пуччини. Карузо гастролировал с театральной труппой по европейским и американским столицам, пел для высокопоставленной аудитории, в числе которой был русский царь, пришедший послушать выступление итальянцев на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Энрико Карузо в роли Родольфо в опере «Богема»

Первой крупной ролью Энрико стала партия Лорис в опере «Федора» Умберто Джордано, которую он впервые исполнил в миланском театре «Лирико» в 1898 году. Затем он принял участие в грандиозном концерте на сцене «Ла Скала», посвященном памяти композитора Джузеппе Верди. Другими участниками представления были ведущие итальянские теноры Франческо Таманьо и Джузеппе Боргатти.

По окончании контракта с театром в 1902 году Карузо наняли для записи пластинок, предложив гонорар в 100 фунтов стерлингов. 10 дисков быстро стали бестселлерами и помогли молодому певцу прославиться в англоязычном мире. В результате руководство лондонского Королевского Оперного театра Ковент-Гарден ангажировало Энрике на сезон выступлений в 8 операх, среди которых были «Аида» Джузеппе Верди и «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта.

Энрико Карузо в сценическом костюме

Дебют Карузо в Ковент-Гардене состоялся в середине мая 1902 года в роли Матнтуи в постановке «Риголетто». Его партнершей была самая высокооплачиваемая оперная дива Нелли Мельба, которая восхваляла голос Энрике, но считала его менее утонченным музыкантом, чем великий тенор того времени Жан де Реске.

Проведя театральный сезон 1902 года в Лондоне, Карузо переехал в Нью-Йорк и подписал контракт со знаменитой Метрополитен-оперой. В то же время Паскуале Симонелли, ставший агентом, банкиром и импресарио тенора, организовал сотрудничество Энрике со звукозаписывающей компанией «Victor Talking Machine», продлившееся до конца жизни. В феврале 1904 года вышел 1-й сборник песен, принесший исполнителю хороший доход. Там же была записана «Santa Lucia», одна из самых известных песен из репертуара великого тенора.

Энрико Карузо исполняет песню «Santa Lucia»

В дополнение к регулярным ангажементам в Нью-Йорке Карузо давал сольные концерты в городах Америки и Европы. Он гастролировал по Европе перед началом Первой мировой войны, неоднократно возвращаясь на сцену Ковент-Гардена в рамках британского тура. В 1906 году во время гастролей артистов Метрополитен-оперы в Сан-Франциско Энрике оказался в эпицентре землетрясения. К счастью, он и коллеги не пострадали, но театр потерял значительную часть костюмов, реквизита и декораций.

В зрелые годы тембр голоса Карузо стал ниже, и он от лирики перешел к исполнению героических оперных партий. Певец гастролировал по странам Южной Америки — Аргентине, Уругваю и Бразилии, дал концерт в Мехико, он получил $ 10 тыс. за единственное выступление на Кубе в 1920 году. В сентябре 1920 года Карузо завершил работу над студийной записью, ставшей последней в его жизни.

Личная жизнь

В 1904 году Карузо приобрел роскошную виллу в Италии, неподалеку от Флоренции. Там он отдыхал в перерывах между выступлениями. В Нью-Йорке певец жил в люксе манхэттенского отеля «Knickerbocker». Покончив с финансовыми трудностями, Энрико заказал у знаменитых ювелиров компании «Tiffany & Co» золотую медаль, украшенную собственным профилем, которую подарил своему агенту и другу Паскуале Симонелли.

Ада Гиачетти

Неприятный случай произошел с Карузо в 1906 году. Его обвинили в непристойном поведении за то, что он ущипнул замужнюю даму в нью-йоркском зоопарке. Тенор свалил вину на обезьяну, находившуюся в клетке поблизости, но все же был арестован и оштрафован на $ 10. Эта ситуация чуть не поставила крест на карьере певца, но благодаря необыкновенному голосу и таланту ему удалось сохранить любовь и преданность публики.

Энрико Карузо и его жена Дороти

До начала Первой мировой войны у Карузо была связь с итальянской оперной певицей Адой Гиачетти, которая была замужем за мануфактурщиком Джино Ботти. Во время их отношений женщина родила Энрико четверых детей, из которых двое умерли в младенческом возрасте. Дива оставила супруга и поселилась в доме знаменитого тенора, но не стала его женой. Через 11 лет после начала романа пара рассталась, и Ада попыталась через суд получить значительную часть состояния Карузо.

Марио Ланца в роли Энрико Карузо

В 1918 году Энрике устроил личную жизнь, женившись на молодой светской львице Дороти Парк Бенджамин. Через год у супругов родилась дочь Глория. Во время гастролей муж и жена обменивались романтическими письмами, часть из которых вошла в мемуары, написанные Дороти после смерти Карузо. Их отношениям посвящен музыкальный фильм «Великий Карузо», снятый американским режиссером Ричардом Тропом в 1951 году. Роль тенора исполнил актер и певец Марио Ланца.

Смерть

Малоподвижный образ жизни и страсть к курению крепких египетских сигар ослабляли здоровье Карузо. К 1920 году его самочувствие оставляло желать лучшего. Кроме того, во время одного из концертов на Энрике упала декорация, отбив певцу левую почку и повредив спину. После этого случая у тенора диагностировали межреберную невралгию и острый бронхит.

Энрико Карузо

Через некоторое время у Карузо пошла кровь из горла, и певец отменил ряд выступлений. В 1921 году к списку болезней, обнаруженных у певца, добавились гнойный плеврит и эмпиема. Он перенес 7 операций по откачке жидкости из грудной полости и легких, после которых наступило временное облегчение.

Летом 1921 года Энрике страдал от нестерпимой боли в боку, после осмотра местным неаполитанским врачом состояние его здоровья резко ухудшилось. После консультации с римскими хирургами было решено удалить левую почку певца.

Могила Энрико Карузо

Карузо остановился в отеле «Везувио» в Неаполе по пути в столичную клинику в начале августа 1921 года. Страдая бессонницей, он принял морфий и отправился отдыхать. Ночь тенор не пережил, его нашли мертвым 2 августа 1921-го. Вероятной причиной смерти врачи посчитали перитонит, возникший на фоне поддиафрагмального абсцесса.

Прощание с великим итальянцем и его творчеством состоялось в Королевской базилике церкви Сан-Франческо ди Паола. Его забальзамированное тело было сохранено в стеклянном саркофаге на неаполитанском кладбище Дель Пианто. Примерно через 15 лет гроб Карузо закрыли и украсили могилу изображением скорбящей Мадонны.

Лучано Паваротти исполняет песню «Памяти Карузо»

Последним дням жизни Энрике посвящена песня «Памяти Карузо», наиболее известная в исполнении Лучано Паваротти.

Энрико Карузо

Фото Все

Энрико Карузо — биография

Энрико Карузо – выдающийся итальянский тенор, оперный певец. Родившись в бедной неаполитанской семье, смог добиться высшей точки славы и всенародной любви среди соотечественников и любителей музыки со всего мира.

Пик славы итальянского тенора Энрико Карузо пришелся на начало 20-го столетия, когда гениальному мэтру рукоплескали самые знаменитые театральные площадки Америки и Европы. в репертуаре певца было более двухсот произведений – от драматических арий до романтических песен. Имя Карузо давно стало нарицательным, а его голосом продолжают восхищаться слушатели нескольких последующих поколений.

Детство и юность

Исполнитель родился 25 февраля 1873 года в бедной итальянской семье. Ранняя биография Энрико прошла в Неаполе, где он впервые пошел в школу, а после устроился на работу, чтобы как-то помочь своей многодетной семье. Некоторое время считалось, что всего мать будущего певца произвела на свет более двадцати детей, большинство из которых скончалось в младенческом возрасте. Позже этот миф был развеян стараниями дотошных исследователей.

Отец Энрико, трудившийся на литейном производстве, видел в сыне достойного продолжателя своей профессии. Одиннадцатилетнего мальчика отдали на обучение к механику, занимавшемуся строительством городских коммуникаций.

Мать юноши не была против приобщения его к труду, однако считала, что для ему прежде всего необходимо стать образованным человеком. По ее настоянию Карузо отдали в церковно-приходскую школу, где в те годы обучались дети из небогатых семей. Помимо изучения точных наук, молодой человек участвовал в местном хоре, завораживая окружающих своим мелодичным голосом. Талант юного хориста был настолько очевиден, что наставники уговорили его оставить технические науки и полностью посвятить себя музыкальной карьере.

Энрико Карузо в молодости

За это горячо ратовала и мать Энрико, которая вплоть до своей смерти в 1888 году поддерживала любые творческие начинания сына. Когда ее не стало, молодой человек стал подрабатывать сначала уличным певцом, а затем штатным музыкантом в барах Неаполя.

Еще в юности Карузо понял, что с помощью голоса он может зарабатывать неплохие деньги. Он путешествовал по курортам Италии, давал импровизированные концерты, где получал довольно приличные для тех лет гонорары. Небольшой период жизни Энрико посвятил изучению военной науки, однако вскоре понял, что единственным его предназначением является музыка.

Выступления

Дебютный выход музыканта на большую сцену состоялся в 1895 году, когда его пригласили на сцену театра Нуово в Неаполе. После успешного исполнения оперы «Амико Франческо» итальянского композитора Марио Морелли, молодой человек дал несколько концертов в провинции, где его уже хорошо знали. Одновременно с выступлениями Карузо совершенствовал вокальное мастерство на занятиях с прославленным дирижером Винченцо Ломбарди.

Энрико Карузо поет на концерте

Несмотря на растущую узнаваемость, финансовой стабильности у Энрико тогда еще не было. На одной из рекламных афиш конца 1890-х певец предстал завернутым в тогу, так как единственная приличная рубашка не успела высохнуть после стирки. На одном из первых концертов исполнитель был освистан, так как не сумел расплатиться с пиарщиками. После этого обидного случая Карузо навсегда отказался от концертов в родном Неаполе.

Поворотным для тенора стал 1900 год, когда началось его сотрудничество со знаменитой «Ла Скалой». На сцене прославленного театра молодой певец предстал в образе Родольфо из оперы «Богема» Джакомо Пуччини. Позже труппа отправилась на гастроли по европейским столицам, где ее выступлений ожидала искушенная высокопоставленная публика. В том числе артисты посетили Петербург и дали концерт для императорской семьи со сцены Мариинского театра.

Одной из первых знаковых работ исполнителя стала роль Лорис в оперной постановке «Федора» композитора Умберто Джордано, представленной в 1898 году на сцене миланского театра «Лирико». Позже в «Ла Скала» состоялся масштабный концерт, посвященный композитору Джузеппе Верди, где среди знаменитых исполнителей значилось имя молодой итальянской звезды.

Когда в 1902-м закончился контракт с «Ла Скалой», Карузо принял приглашение от одной из звукозаписывающих студий. Согласившись на гонорар в 100 фунтов, певец выпустил десять пластинок, быстро ставших настоящими лидерами продаж. В результате Энрико не только поправил материальное состояние, но и обрел популярность среди англоязычной публики. Последовало предложение дать восемь концертов в Королевском оперном театре Ковент-Гарден с репертуаром из произведений Вольфганга Амадея Моцарта и Джузеппе Верди.

Первое выступление Энрико со сцены Ковент-Гардена состоялось в мае 1902 года. В постановке «Риголетто» артист предстал в образе Матнтуи, а женская партия досталась самой востребованной оперной диве того периода Нелли Мельбе. Певица восторгалась голосом Карузо, однако ставила его на второе место после великого тенора Жана де Реске.

После завершения лондонского сезона 1902 года тенор отправился в Нью-Йорк, где ему был предложен контракт с Метрополитен-оперой. К тому времени Энрико уже обзавелся собственным импресарио и агентом в лице Паскуале Симонелли, который свел его с представителями звукозаписывающего бренда «Victor Talking Machine». С этой компанией знаменитый исполнитель сотрудничал до конца своей творческой карьеры.

В начале 1904-го Карузо порадовал поклонников сборником композиций, принесшим ему солидный гонорар. В него вошла песня «Santa Lucia», ставшая впоследствии абсолютным хитом для многих поколений меломанов.

Работая в рамках контрактов с ведущими концертными площадками, тенор вел параллельную сольную деятельность в американских и европейских городах. Во время выступления Метрополитен-оперы в театре Сан-Франциско произошло землетрясение, в результате которого пострадала значительная часть сценического реквизита. К счастью, Энрико Карузо и его коллеги не пострадали.

С возрастом голос исполнителя становился все ниже, и от лирических композиций он постепенно перешел к героическим оперным партиям. С новым репертуаром Энрико посетил страны Южной Америки – Бразилию, Аргентину, Мексику и Уругвай. За один только концерт на Кубе артист получил гонорар в 10 тысяч американских долларов. Осенью 1920-го Карузо записал свою последнюю студийную работу – через год знаменитого тенора не стало.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Став состоятельным человеком, Энрико смог купить шикарный дом во Флоренции. Эта вилла стала для певца местом отдыха, который он мог изредка себе позволить в перерыве между турами. В Нью-Йорке у Карузо собственной недвижимости не было – он проживал в роскошном люксе манхэттенской «Knickerbocker».

Финансовые трудности остались далеко позади, и певец мог позволить себе дорогие приобретения. Своему агенту и близкому другу Паскуале Симонелли тенор подарил золотую медаль «Tiffany», на которой красовался его собственный профиль.

Энрико Карузо со второй женой Дороти

В 1906 году с исполнителем случился неприятный казус, чуть было не лишивший его дальнейшей карьеры. Гуляя по нью-йоркскому зоопарку, мэтр ущипнул прохожую дамочку за интересное место, что вызвало бурное возмущение окружающих. Певец попытался свалить вину на обезьянку, находившуюся в соседней клетке, однако полиция в такое объяснение не поверила. Карузо был доставлен в отделение полиции и оштрафован на солидную сумму. Этот случай вызвал огромный резонанс, знаменитость подвергли мощному общественному осуждению. И все же, любовь к таланту Энрико перевесила весь негатив – постепенно данный казус забылся.

До Первой мировой артист имел любовную связь с замужней оперной дивой Адой Гиачетти, которая за время романа родила Карузо четверых наследников. Когда певица наконец развелась с законным супругом, она переехала в дом возлюбленного, однако его супругой так и не стала. Артисты прожили под одной крышей более десяти лет, а после расставания Ада долго судилась с бывшим любовником, пытаясь заполучить львиную долю его состояния.

Энрико Карузо с семьей

Счастье в личной жизни Энрико обрел со светской львицей по имени Дороти. В 1918-м состоялось их бракосочетание, а уже через год в новой семье родилась дочь Глория. О взаимных теплых чувствах супругов свидетельствует сохранившаяся переписка, которую они вели во время гастролей прославленного тенора. После смерти любимого мужа Дороти выпустила мемуары, куда включила самые трогательные из этих писем. Большой любви тенора и его жены посвящена картина «Великий Карузо», где в образе оперного исполнителя предстал итальянский актер и музыкант Марио Ланца.

Болезнь и смерть

Известно, что Карузо вел малоподвижный образ жизни, усугублявшийся бесконечным курением крепких сигар. Все это постепенно разрушало здоровье певца, и к 1920 году он чувствовал себя намного старше своих лет. Помимо всего прочего, на одном из выступлений мэтр получил серьезную травму почки и спины из-за обрушившихся декораций. После этого инцидента Карузо стали беспокоить приступы межреберной невралгии и острого бронхита.

В 1921 году врачи диагностировали у тенора эмпиему и гнойный плеврит. Карузо семь раз ложился на операционный стол, чтобы хирурги смогли откачать скопившуюся в легких и грудной полости жидкость. Процедуры приносили облегчение, но лишь на время.

Летом того же года Энрико стал ощущать адскую боль в боку, после чего его осмотрел доктор одной из неаполитанских клиник. Проконсультировавшись с римскими коллегами, врач сообщил о необходимости удаления левой почки.

Могила Энрико Карузо

Перед запланированной операцией певец остановился в неаполитанской гостинице «Везувио», чтобы на утро продолжить путь в столичную клинику. Не в силах уснуть, Энрико принял немного морфия и отправился в кровать. 2 августа 1921 года артиста обнаружили мертвым в кровати гостиничного номера. Причиной смерти доктора посчитали острый перитонит, вызванный поддиафрагмальным абсцессом.

Местом прощания с гением стала Королевская базилика при храме Сан-Франческо ди Паола. Тело великого соотечественника было забальзамировано и сохранено в прозрачном саркофаге на кладбище Дель Пианто в Неаполе. Через несколько лет Карузо похоронили, установив на могилу изображение скорбящей Мадонны.

Ссылки

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Энрико Карузо (Enrico Caruso) — биография, новости, личная жизнь

Энрико Карузо (Enrico Caruso)

Энрико Карузо (Enrico Caruso). Родился 25 февраля 1873 года в Неаполе (Королевство Италия) — умер 2 августа 1921 года в Неаполе. Итальянский оперный певец (тенор).

Энрико Карузо родился в городе Неаполь.

Рос в бедной многодетной семье.

Родители хотели, чтобы Энрико стал инженером, но он выбрал карьеру музыканта. В раннем детстве пел в церковном хоре.

Когда Энрико было 15 лет, умерла его мать, и он стал зарабатывать на жизнь, выступая на церковных праздниках. Занимался пением с частными преподавателями.

Дебютировал как певец в Неаполе 16 ноября 1894 года в театре «Нуово» в опере Морелли Друг Франческо.

Затем выступал во многих городах Италии.

В 1897 году исполнил в Палермо партию Энцо («Джоконда» Понкьелли), которая принесла ему широкую известность.

В 1900 году он впервые выступил на сцене миланского театра Ла Скала — спел партию Неморино в «Любовном напитке» Доницетти.

В 1902 году дебютировал в лондонском театре Ковент-Гарден — Герцог в «Риголетто» Верди.

Самая большая слава певца связана с нью-йоркским театром Метрополитен-опера, ведущим солистом которого он был с 1903 по 1921 год.

Карузо был одним из первых среди оперных певцов, зафиксировавших основную часть своего репертуара на граммофонных пластинках. Энрико обладал голосом неповторимого тембра, в котором естественное баритональное, бархатистое звучание нижнего и среднего регистров сочеталось с блестящими теноровыми верхами.

Карузо с равным успехом исполнял партии лирического и драматического плана, преимущественно в операх Верди (Герцог, Манрико в «Трубадуре», Ричард в «Бале-маскараде», Радамес в «Аиде») и композиторов-веристов (Канио в «Паяцах» Леонкавалло и др.).

Был первым исполнителем ролей Федерико («Арлезианка» Чилеа, 1897), Лориса («Федора» Джордано, 1898), Джонсона («Девушка с Запада» Пуччини, 1910).

В концертном репертуаре Карузо основное место занимали неаполитанские песни.

Enrico Caruso — Una Furtiva Lagrima

Скончался утром 2 августа 1921 года в Неаполе в возрасте 48 лет от гнойного плеврита. Тело было забальзамировано и на протяжении длительного времени выставлялось для всеобщего обозрения в стеклянном саркофаге.

После его смерти в его честь была изготовлена гигантская восковая свеча на средства благодарных ему людей. Эта свеча должна была зажигаться раз в год перед ликом Мадонны. Установлена она была в Америке в церкви Св. Помпея. По расчётам, при этом условии свечи должно было хватить на 18 веков. Стоимость свечи была 3700 долларов.

В 1929 году по настоянию его вдовы, Дороти Карузо, был захоронен в каменной гробнице.

Энрико Карузо, наряду с такими итальянцами, как Анна Маньяни, Рената Тебальди, Софи Лорен, Бернардо Бертолуччи, Андреа Бочелли, Артуро Тосканини и Лиция Альбанезе имеет звезду на Hollywood Walk of Fame.

Личная жизнь Энрико Карузо:

Был в долгих отношениях с Адой Гиачетти. Во время отношениях у пары родились: Энрико Карузо, Родольфо Карузо, Gloria Grazianna, Victoria America Caruso. Через 11 лет после начала романа пара рассталась, и Ада попыталась через суд получить значительную часть состояния Карузо.

В 1918 году женился на Дороти Парк Бенджамин. Через год у супругов родилась дочь Глория. Во время гастролей муж и жена обменивались романтическими письмами, часть из которых вошла в мемуары, написанные Дороти после смерти Карузо.

Их отношениям посвящен музыкальный фильм «Великий Карузо», снятый американским режиссером Ричардом Тропом в 1951 году. Роль тенора исполнил актер и певец Марио Ланца.

Энрико Карузо и Дороти Парк Бенджамин

В Villa Caruso di Bellosguardo в Ластра-а-Синья 25 февраля 2012 года был открыт Музей Карузо. Музей собирает семейные реликвии и предметы быта, принадлежавшие великому тенору.

Итальянский певец Лучо Далла посвятил ему песню, известную во всем мире. Песня была написана в Сорренто, в гостинице, в которой Карузо остановился перед тем, как внезапно заболел и скончался спустя несколько часов.

В честь него назван астероид (37573) Энрикокарузо.