Николай Некрасов
Биография
Николай Некрасов – прародитель новой литературной речи, которую современники в начале 20 века успешно воссоздали и усовершенствовали.
Революция Николая Алексеевича шла сразу по двум направлениям: содержательному (писатель затрагивал в произведениях темы, о которых не принято было говорить даже в прозе) и метрическому (поэзия, зажатая в ямб и хорей, благодаря ему получила богатейший арсенал трехстопных размеров).
Портрет Николая Некрасова
Русская литература, как и русская общественная жизнь, вплоть до конца 60-х годов развивалась в рамках дихотомии. Некрасов в своем творчестве раздвигал границы сознания, объясняя людям то, что на один и тот же вопрос есть как минимум три точки зрения.
Детство и юность
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в Подольской губернии, где квартировал 36-й егерский пехотный полк, в котором его отец служил капитаном.
Глава семейства Алексей Сергеевич был деспотом, гордившимся своим дворянским происхождением. Заядлый картежник не интересовался ни поэзией, ни прозой. Психически неуравновешенный мужчина был хорош только в двух вещах – охоте и рукоприкладстве. Несмотря на то, что Алексею были чужды интеллектуальные запросы, именно в библиотеке отца юный Некрасов прочитал запрещенную в то время оду А.С. Пушкина «Вольность».
Николай Некрасов
Мать Елена Алексеевна была полной противоположностью супруга. Нежная с тонкой душевной организацией барышня все время музицировала и читала. В иллюзорном мире книг она спасалась от суровых будничных реалий. Впоследствии этой «святой» женщине Некрасов посвятит поэму «Мать» и «Рыцарь на час».
Некрасов был не единственным ребенком. В тяжелой обстановке зверских расправ отца над крестьянами, бурных оргий Алексея Сергеевича с крепостными любовницами и жестокого отношения к «затворнице» жене росло еще 13 детей.
В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел только до 5 класса. Отец всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным. В 1838 году 17-летний Николай отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.
Николай Некрасов в молодости
В культурной столице юноша повстречал своего земляка – Андрея Глушицкого, который рассказал поэту о прелестях учебы в высшем учебном заведении. Воодушевленный Некрасов, вопреки наставлениям отца, решает поступить на филологический факультет Петербургского университета. Однако амбициозный парень заваливает вступительный экзамен и зарабатывает статус вольнослушателя (1831-1841 года).
Будучи студентом, Николай Некрасов терпел страшную нужду. Оставшись без материального обеспечения, он ночевал в подворотнях и подвалах, а полноценный обед видел только во снах. Ужасные лишения не только подготовили будущего литератора к взрослой жизни, но и закалили его характер.
Литература
Первым сборником стихов юного Некрасова стали «Мечты и звуки». Книга была подготовлена в 1839 году, но Некрасов не спешил публиковать свое «детище». Литератор сомневался в поэтической зрелости своих стихов и искал строгого советчика.
Имея на руках корректуру, начинающий писатель попросил основоположника романтизма В.А. Жуковского ознакомиться с ней. Василий Андреевич посоветовал не печатать книгу под своим именем, объяснив это тем, что в дальнейшем Некрасов напишет великие произведения, и за этот «непрофессионализм» Николаю Алексеевичу будет стыдно.
Книги Николая Некрасова
В итоге сборник вышел в свет под псевдонимом Н.Н. Этот сборник не имел успеха у публики, и после критики Виссариона Григорьевича Белинского в литературном журнале «Отечественные записки» был уничтожен лично Некрасовым.
Совместно с писателем Иваном Ивановичем Панаевым на взятые взаймы деньги зимой 1846 года поэт арендовал «Современник». В издании публиковались передовые литераторы и все те, кто ненавидел крепостное право. В январе 1847 года состоялся первый выпуск обновленного «Современника». В 1862-ом правительство приостановило работу неугодного высшим чинам журнала, а в 1866 году закрыло его вовсе.
Николай Некрасов и редколлегия «Отечественных записок»
В 1868-ом Николай Алексеевич купил права на «Отечественные записки». Там классик публиковался все последующие годы недолгой жизни.
Среди великого множества произведений литератора особенно выделялись поэмы «Русские женщины» (1873 год), «Мороз, Красный Нос» (1863 год), «Крестьянские дети» (1861 год), «На Волге» (1860 год) и стихотворения «Дед Мазай и зайцы» (1870 год), «Мужичок с ноготок» (1861 год), «Зеленый шум» (1862-1863 годf), «Внимая ужасам войны» (1855 год).
Личная жизнь
Несмотря на успешную литературную политику и фантастический объем информации, который писатель ежемесячно выдавал (больше 40 печатных листов корректур) и перерабатывал, Некрасов был крайне несчастным человеком.
Внезапные приступы апатии, когда поэт неделями ни с кем не контактировал, и многоночные «картежные баталии» делали обустройство личной жизни практически невозможным.
Николай Некрасов с любимой собакой
В 1842 году на поэтическом вечере Николай Алексеевич знакомится с супругой писателя Ивана Панаева – Авдотьей. Женщина была хороша собой, имела незаурядный ум и великолепные ораторские способности. Будучи хозяйкой литературного салона, она вокруг себя постоянно «собирала» именитых деятелей литературы (Чернышевского, Тургенева, Белинского).
Авдотья Панаева
Несмотря на то, что Иван Панаев был заядлым повесой, и любая женщина была бы рада избавиться от такого горе-мужа, Некрасову пришлось приложить немалые усилия, дабы заслужить расположение обворожительной барышни. Достоверно известно, что в красавицу был влюблен и Федор Достоевский, однако взаимности добиться ему не удалось.
Поначалу своенравная женщина отвергла ухаживания 26-летнего Некрасова, отчего тот едва не покончил с собой. Но во время совместной поездки в Казанскую губернию обаятельная брюнетка и подающий надежды писатель все же признались друг другу в чувствах. По возвращении они на пару с законным мужем Авдотьи стали жить гражданским браком в квартире Панаевых.
Тройственный союз просуществовал 16 лет. Все это действие вызывало порицание со стороны общественности – про Некрасова говорили, что он живет в чужом доме, любит чужую жену и при этом еще и закатывает сцены ревности законному мужу.
Николай Некрасов, Авдотья Панаева и Иван Панаев принимают гостей
Несмотря на злословие и непонимание, Некрасов и Панаева были счастливы. В тандеме возлюбленные пишут стихотворный цикл, именуя его «Панаевским». Биографические элементы и диалог то с сердцем, то с рассудком, вопреки расхожему мнению, делают произведения в этом сборнике абсолютно не похожими на «Денисьевский цикл» Федора Тютчева.
Также в соавторстве Некрасова и Станицкого (псевдоним Авдотьи Яковлевны) рождаются романы «Три страны света» (1848-1849 год) и «Мертвое озеро» (1851 год).
В 1849 году муза именитого поэта родила ему сына. Однако «наследник талантов» писателя прожил всего пару часов. Через шесть лет барышня вновь рождает на свет мальчика. Ребенок был крайне слаб и по истечении четырех месяцев скончался. На почве невозможности иметь детей в паре Некрасова и Панаевой начинаются ссоры. Некогда гармоничная пара более не может найти «общих точек соприкосновения».
Николай Некрасов и Селина Лефрен
В 1862 году умирает законный муж Авдотьи – Иван Панаев. Вскоре женщина осознает, что Николай Алексеевич – герой не ее романа, и уходит от поэта. Достоверно известно, что в завещании писателя есть упоминание о «любви всей его жизни».
В заграничной поездке в 1864 году Некрасов на протяжении 3 месяцев жил в апартаментах со своими спутницами – родной сестрой Анной Алексеевной и француженкой Селиной Лефрен, с которой он познакомился еще в Петербурге в 1863-ем.
Селина была актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре, и из-за своего легко нрава не воспринимала всерьез отношения с поэтом. Летом 1866 года Лефрен провела в Карабихе, а весной 1867-го вновь отправилась заграницу с Некрасовым. Однако на этот раз роковая красавица в Россию больше не вернулась. Это не прервало их отношений – в 1869 году пара встретилась в Париже и весь август провела у моря в Диеппе. В предсмертном завещании писатель упомянул и ее.
Николай Некрасов и Зинаида Николаевна (Фёкла Викторова)
В 48-летнем возрасте Некрасов познакомился с простодушной 19- летней деревенской девушкой Феклой Анисимовной Викторовой. И хоть барышня не имела выдающихся внешних данных и была крайне скромна, мэтру литературного слова она сразу приглянулась. Для Феклы поэт стал мужчиной всей ее жизни. Он не только открыл женщине превратности любви, но и показал мир.
Пять счастливых лет прожили вместе Некрасов и его юная подруга. Их история любви напоминала сюжет пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». Уроки французского, российской грамматики, вокала и игры на рояле преобразовали гражданскую жену литератора настолько, что вместо чересчур простонародного имени поэт стал величать ее Зинаидой Николаевной, дав отчество от своего имени.
Поэт испытывал к Фекле самые нежные чувства, но на протяжении всей жизни тосковал как по беззаботной француженке Селине Лефрен, с которой у него был роман заграницей, так и по строптивице Авдотье Яковлевне.
Смерть
Последние годы жизни великого писателя были преисполнены агонии. «Билет в один конец» публицист приобрел еще в начале 1875 года, когда тяжело заболел.
Не особо заботившийся о здоровье классик обратился к врачу только в декабре 1876 года после того, как дела его стали совсем худы. Осмотр проводил работавший тогда в Медико-хирургической академии профессор Николай Склифосовский. При пальцевом исследовании прямой кишки он отчетливо определил новообразование величиной с яблоко. Об опухоли именитый хирург немедленно сообщил как Некрасову, так и ассистентам, дабы коллегиально решить, что делать дальше.
Болезнь Николая Некрасова
Хотя Николай Алексеевич понимал, что серьезно болен, он до последнего отказывался от увеличения дозы опиума. Уже немолодой писатель боялся потерять работоспособность и стать обузой для семьи. Достоверно известно, что в дни ремиссии Некрасов продолжал писать стихотворения и дописывал четвертую часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». На просторах интернета и по сей день можно найти фотографии, где «порабощенный болезнью» классик лежит на кровати вместе с листком бумаги и вдумчиво смотрит вдаль.
Применявшееся лечение теряло эффективность, и в 1877 году отчаявшийся поэт обратился за помощью к хирургу Е.И. Богдановскому. Сестра писателя, прознав о хирургическом вмешательстве, написала в Вену письмо. В нем женщина слезно просила именитого профессора Теодора Бильроту приехать в Петербург и прооперировать горячо любимого брата. 5 апреля пришло согласие. За работу близкий друг Иоганна Брамса запросил 15 тысяч прусских марок. Готовясь к приезду хирурга, Н.А. Некрасов занял у брата Федора необходимую сумму денег.
Памятник Некрасову с собакой в Чудово
Лечащим врачам пришлось согласиться с принятым решением и ожидать приезда коллеги. Профессор Т. Бильрот прибыл в Петербург 11 апреля 1877 года. Светилу медицины немедленно ознакомили с историей болезни классика. 12 апреля Теодор произвел осмотр Некрасова и назначил операцию на вечер этого же дня. Надежды семьи и друзей не оправдались: мучительная операция ни к чему не привела.
Весть о смертельной болезни поэта в мгновение ока разнеслась по стране. Люди со всех концов России посылали Николаю Алексеевичу письма и телеграммы. Несмотря на страшные мучения, именитый деятель литературы продолжал вести переписки с небезразличными гражданами вплоть до полного паралича конечностей.
В написанной за это время книге «Последние песни» литературный деятель подводил итоги, проводя незримую черту между жизнью и творчеством. Произведения, вошедшие в сборник – литературная исповедь человека, который предчувствует скорую кончину.
Похороны Николая Некрасова
В декабре состояние публициста резко ухудшилось: наряду с усилением общей слабости и исхуданием, появились постоянно нарастающие боли в ягодичной зоне, озноб, припухлость на задней поверхности бедра и отеки на ногах. Помимо прочего из прямой кишки стал выделяться зловонный гной.
Перед смертью Некрасов решил узаконить отношения с Зинаидой. У больного не было сил ехать в церковь, и венчание состоялось на дому. 14 декабря наблюдавший больного Н.А. Белоголовый определил полный паралич правой половины тела и предупредил родных о том, что с каждым днем состояние будет прогрессивно ухудшаться.
26 декабря Николай Алексеевич поочередно подозвал к себе жену, сестру и сиделку. Каждой из них он сказал едва различимое «прощайте». Вскоре сознание покинуло его, и вечером 27 декабря (8 января 1878 г. по новому стилю) именитый публицист скончался.
Могила Николая Некрасова
30 декабря, несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала поэта «в последний пусть» от дома на Литейном проспекте до места вечного его успокоения – кладбища Новодевичьего монастыря.
В прощальной речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Толпа прервала писателя криками «Да выше, выше Пушкина!»
Сразу после похорон Зинаида Николаевна обратилась к настоятельнице монастыря с просьбой продать ей место рядом с могилой мужа для своего будущего захоронения.
Сергей Львович Левицкий (1819 — 1898)
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Фотоателье С. Л. Левицкого на Невском проспекте в доме Имзена
Кон. апреля — нач. мая 1856 г.
Фотобумага. Фотопечать
Символично, что Н. А. Некрасов, впервые позируя перед фотокамерой, снялся в мае 1856 года у Сергея Львовича Левицкого, одного из основателей отечественного фотоискусства, доброго приятеля «едва ли не всего Олимпа русской литературы», внесшего неоценимый вклад в иконографию русских писателей. 24 мая 1856 г. Некрасов сообщил в письме И. С. Тургеневу, по настоянию которого посетил ателье «Светопись Левицкого» (в доме Имзена на Невском проспекте, напротив Казанского собора): «Портрет мой в хорошей рамке посылается на днях графине Толстой» (М. Н. Толстой, сестре Л. Н. Толстого). В музее-квартире Н. А. Некрасова хранится такой же первый прижизненный фотопортрет поэта: он изображен сидящим у стола, с усами, но еще без бородки. Снимок оформлен в паспарту, изображение заключено в овальную рамку, под ним на паспарту дарственная надпись: «Карлу Ивановичу Вульфу/ на память/ Н. Некрасов/ СПб. 1856/ Авг.9».
Карл Иванович Вульф (? – 1860-е гг.?) — заведующий конторой журнала «Современник», владелец типографии. Неоднократно упоминается в деловой переписке Некрасова во 2-й половине 1850-х гг. «Памятный сотрудник «Современника» старший конторщик Карл Иванович Вульф беспрерывно бегал от Некрасова к цензору. Каждый месяц Вульф должен был посвящать подобной беготне три или четыре дня. Наконец, выходил в свет № «Современника» в изящной обложке сиреневого цвета с картинкой «Парижских мод» и искусно подстриженными повестями, стихотворениями, переводными статьями» (см.: Колбасин Е. Я. Тени старого «Современника» // Горячим словом убежденья. М: «Современник», 1989. С.168). С декабря 1856 г. ведение финансовых дел журнала Некрасов поручает И.А.Панаеву и поясняет ему в письме от 17 февраля 1857 г.: «Дело Вульфа – контора и заботы о том, чтоб столько поступало к тебе денег, сколько выбывает экземпляров. Дело твое – хранение денег, соблюдение, чтоб они поступали на дело, и ответственность за них». В 1858 г. К. И. Вульф открыл собственную типографию на Литейной улице в доме Зыбиной (№ 60) близ Невского проспекта, и журнал «Современник», начиная с №8 1858 года и вплоть до его закрытия в 1866 г., стал печататься в его типографии.
Портрет Н. А. Некрасова
Париж, 1864 г.
Фотобумага, фотопечать
10,5*6,5 — паспарту
С 1859 по 1867 год Левицкий работал в Париже, где имел собственное ателье на ул. Шуазель,22. «Владеющий ныне в Париже лучшим фотографическим заведением вполне артистическим, завален и там работою», — сообщал журнал «Фотограф» (№3-4) в 1864 году. В середине мая этого года Некрасов уехал за границу и во время пребывания в Париже летом посетил ателье фотохудожника, который сделал с него снимки и карточки визитного размера. В настоящее время несколько экземпляров этих карточек хранятся в разных собраниях.
Последний по времени фотопортрет Некрасова работы Левицкого — кабинетного размера, где поэт изображен сидящим в кресле, почти в профиль, с сигарой в руке. Портрет традиционно датируется началом 1870-х годов. Эта датировка опирается на сведения, сообщенные А. К. Голубевым в предисловии к его книге «Н. А. Некрасов» (1878 г.), к которой прилагался фотопортрет: «При обязательной любезности фотографа С. Л. Левицкого, уступившего бесплатно негатив и принявшего на себя труды сношения с Парижем, портрет исполнен фотографиею Лемерсье особым (фотоглиптическим) способом. Снимок с оригинала относится к 1871-72 г., — к поре, когда Н. А. Некрасов был еще здоров». Почти все известные фотопортреты Н. А. Некрасова работы Левицкого представлены в коллекции.
Григорий Николаевич Оже (1834 — не ранее 1906 года )
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Фотоателье Оже и Богдан. 1858 г.
Фотобумага, фотопечать
28 х 22,5 -изображение, лист; 30 х 24,3 — паспарту
Второй раз в своей жизни Некрасов снялся тоже не по собственному желанию, а по просьбе фотографа Григория Николаевича Оже. В 1858 году фотограф работал в ателье на Невском проспекте в доме Демидова, напротив Александринского театра. С этого же года он начал издавать первый русский фотографический журнал «Светопись», в котором пропагандировал фотоискусство. Некрасовский «Современник» опубликовал отзыв о новом журнале, как о заметном явлении петербургской жизни. В майском номере «Светописи» за 1858 год в разделе «Смесь» появилось объявление: «Редакция «Светописи» благодаря благосклонному вниманию наших известнейших литераторов, дозволивших снять с себя портреты, может предложить их публике». Среди перечисленных тринадцати литераторов, снимавшихся у Оже, под № 9 значится Некрасов. Это единственный фотопортрет поэта, выполненный фотографом. Некрасов снимался в ателье Оже до мая, в первой половине 1858 года. На изображении он стоит в пальто и цилиндре, опираясь на трость.
Андрей Иванович (Генрих Иоганн) Деньер (1820 — 1892)
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Фотография Г. Деньера, Невский пр., 19. 1859-1861 гг.
Фотобумага. Фотопечать
22 х 11 — изображение, 28 х 22,5 — паспарту
В числе многочисленных клиентов знаменитого художника-фотографа Андрея Ивановича Деньера был и Н. А. Некрасов. Первая их встреча состоялась между 1859 и 1861 годами, когда Деньером был создан большой портрет поэта в шубе и шапке, послуживший впоследствии оригиналом для гравюры Ф. Брокгауза при первом посмертном собрании стихотворений Некрасова, изданном сестрой поэта А. А. Буткевич в 1879 году. Эта датировка была указана в предисловии самой издательницей, где ею прибавлено: «Некрасову было около сорока лет от роду». Портрет Некрасову нравился, он сам выбрал его как лучший для публикации (неосуществленной) в 1877 году.
Портрет Н. А. Некрасова из «Альбома фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России». 1865 г. Изд. Г. Деньер
Санкт-Петербург. Фотоателье Г. Деньера на Невском пр.,19, 1864 г.
Фотобумага. Фотопечать
8,3 х 5,1 -изображение, 9,4 х7 -паспарту
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Фотоателье Г.Деньера на Невском пр.,19. 1864 г.
Фотобумага. Фотопечать
8,6 х 5,3 -изображение, 10,3 х 6,1 — паспарту
В 1865 году Деньер выпустил «Альбом фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России». Всего вышло 12 выпусков или тетрадей, каждая из которых состояла из 12 фотокарточек визитного размера, наклеенных на украшенные фигурными рамками паспарту. В тетради № 1, вышедшей в январе 1865 года, под № 10 – портрет Некрасова, сидящего у столика. Вероятно, поэт побывал в ателье Деньера в доме графа Строганова на Невском проспекте, 19, во второй половине 1864 года. Другой портрет, сделанный в тот же день – в полный рост – в альбом не вошел. Все три вышеназванных фотопортрета Н.А.Некрасова представлены в коллекции.
Михаил Борисович Тулинов (1823 — после 1889 г.)
Портрет Н. А. Некрасова
1861 г.
Фотобумага. Фотопечать
26*21,5
На 1860-е годы приходится пик популярности, как портретиста, фотографа Михаила Борисовича Тулинова в Петербурге, а затем в Москве. Известны более 10 различных фотопортретов Некрасова работы знаменитого фотографа, и все они выполнены в первой половине 1861 года. Самый ранний по времени — большой овальный портрет поэта, поясной, со скрещенными на груди руками, сделан еще в петербургском ателье Тулинова (на Невском проспекте, 60, в доме И. И. Глазунова, напротив Аничкова дворца) до 18 апреля 1861 года. Эта дата стоит на портрете, подписанном и подаренном Некрасовым своему доброму знакомому Л. Ф. Лихачеву. Портрет был известен современникам Некрасова: он был воспроизведен в газете «Иллюстрация» 17 января 1863 года. Лихачев Логин Федорович 1839 — знакомый Некрасова, двоюродный брат И. И. Панаева, помещик Зубцовского уезда Тверской губернии; губернский секретарь, в 1861- 1862 гг. – мировой посредник.
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Фотография М. Тулинов и Ко
1861 г.
Фотобумага. Фотопечать
9,3 х 5,8 — изображение, 9,7 х 6 — паспарту
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Фотография М. Тулинов и Ко
1861 г.
Фотобумага, фотопечать
9,3 х 5,9 -изображдение, 9,8 х 6,1 -паспарту.
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Фотография М. Тулинов и Ко
1861 г.
Фотобумага. Фотопечать
9,3 х 5,8 -изображение, 10 х 6 -паспарту
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Ф/ат»Тулинов и Ко»на Невск. пр.60 в д. И. Глазунова
Весна 1861 г.
Фотобумага. Фотопечать
9,5 х 5,9 -изображение, 9,6 х 6,2 — паспарту
Портрет Н. А. Некрасова
1861 г.
Фотобумага. Фотопечать
6,2*10 — лист, 5,8*9,4 – изображение
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Ф/ат»Тулинов и Ко»на Невск. пр.60 в д. И. Глазунова
Весна 1861 г.
Фотобумага. Фотопечать
9,5 х 5,9 -изображение, 9,6 х 6,2 — паспарту
Портрет Н. А. Некрасова
Москва. Фотография М. Тулинов
1861 г.
Фотобумага. Фотопечать
9,3 х 6-изображение, 9,8 х 6,2 -паспарту
Н. П. Орлов с фот. М. Б. Тулинова 1861 г.
Портрет Н. А. Некрасова
Москва (?)
Фотография Н. П. Орлова
1861 (?)
Фотобумага. Фотопечать
8,3 х 5,2 -изображение, 9,3 х5,6 -паспарту
Еще раз Некрасов посетил ателье полюбившегося ему фотохудожника во второй половине апреля 1861 года. На этот раз Тулинов выполнил целую серию портретов поэта и напечатал их в виде карточек визитного размера, столь характерных для этого мастера. Все они были сделаны в один день, так что Некрасов провел перед фотокамерой не один час, позируя стоя, сидя; в цилиндре у балюстрады; рядом с любимой собакой, — всего известны 7 вариантов.
В первой половине июня того же года по пути в родовое имение Грешнево близ Ярославля Некрасов останавливался в Москве и вновь посетил только что переехавшего туда Тулинова. Сам фотограф вспоминал: «…Щедрин (Салтыков) и Якушкин, гуляя по Кузнецкой улице, заметили на вывеске мою фамилию. Являются в фотографию. Снимаю карточки в разных позах… Через несколько времени являются Краевский…, а вскорости и Некрасов со своей знаменитой собакой…». Три фотопортрета Некрасова визитного размера, сидящего и стоящего, у ног которого лежит та же охотничья собака, что и на петербургских снимках, стали последними портретами поэта работы Тулинова.
М. Б. Тулинов, 1861 (?)
Фотобумага, фотопечать
9,2х5,6 – изображение, 9,4х5,9 -паспарту
М. Б. Тулинов, 1861 (?)
Фотобумага, фотопечать
9,2х5,6 – изображение, 9,4х5,9 — паспарту
Два портрета Н. А. Некрасова, предположительно сделанные в ателье М. Б. Тулинова.
Карл Иванович (Charl Iohan) Бергамаско (1830 – 1896)
Портрет Н. А. Некрасова
СПб, 1872 г.
Фотобумага, Фотопечать
13,2*9,7 — отпечаток, 14,2*10,3 – паспарту
Портрет Н. А. Некрасова СПб, Портрет Н. А. Некрасова
СПб, 1872 г.
Фотобумага, aотопечать 1872 г.
Карл Иванович Бергамаско работал в собственном ателье на Невском проспекте в доме 12. Именно там снимался у него Некрасов зимой или весной 1872 года. Фотопортрет в дальнейшем послужил оригиналом для многочисленных литографированных, гравированных портретов поэта и фоторепродукций.
Василий Андреевич (Вильям, William Carrick) Каррик (1827 – 1878)
Портрет больного Н. А. Некрасова
СПб, 1877 г.
Фотобумага, фотопечать
30*39,5 – паспарту, 20,5*26,5 — изображение
Василий Андреевич Каррик единственный раз снимал Некрасова в его квартире на Литейном в 1877 году. Съемка состоялась между 7 и 15 февраля (датировка Ю. Г. Епатко). Это изображение Некрасова, лежащего на подушках, с листом бумаги на одеяле, стало последним прижизненным фотопортретом поэта. Художник И. Н. Крамской писал в это время живописный портрет Некрасова с натуры. Но поскольку тяжело больной поэт, почти не встававший с постели, подолгу позировать не мог, художник решил прибегнуть к помощи фотографа: сделать снимок Некрасова в постели, пишущего стихи, и воспользоваться им для дальнейшей работы над портретом. Для этой цели он пригласил Каррика, высоко ценимого петербургскими художниками. В дальнейшем Крамской использовал этот снимок для создания портрета-картины «Некрасов в период «Последних песен» (1878 г.). Существует и другая, менее убедительная версия: «Возможно, что фотограф выполнил съемку по просьбе поэта».
Николай Некрасов
Николай Некрасов является известным русским поэтом, писателем и публицистом. Его произведения стали классикой русской литературы. Он был одним из первых поэтов, кто начал уделять большое внимание крестьянской жизни.
Из данной биографии вы поймете, почему простые люди так привлекали выдающегося писателя.
Итак, перед вами биография Николая Некрасова. Интересные факты о нем читайте здесь.
Биография Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 г. в Немирове Подольской губернии Российской империи. У него было 13 братьев и сестер, 10 из которых умерли еще в детстве.
Отец Некрасова, Алексей Сергеевич, был деспотичным и суровым человеком. Работая исправников (главой полиции), ему нередко приходилось силой выбивать недоимки у крестьян.
Детство и юность
Отец часто брал с собой маленького Колю, когда работал в разъездах. В результате таких вынужденных командировок будущий писатель был невольным свидетелем многих ужасных картин.
Он нередко видел, как крестьян, неспособных уплатить налоги, забивали до смерти, а их родственники подвергались всяческим человеческим унижениям.
Кроме этого отец неоднократно устраивал оргии с крепостными девушками, которым приходилось подчиняться своему хозяину.
Одной из таких любовниц и стала мать Некрасова, терпевшая жестокое обращение со стороны исправника.
Все эти события отразились на биографии Некрасова и повлияли на становление его личности.
Образование
В 11-летнем возрасте Николай начал учиться в Ярославской гимназии. У него была не очень хорошая успеваемость из-за того, что он все свободное время писал сатирические стишки.
Проучившись в гимназии 5 лет, он окончил ее в 1837 г., в год, когда трагически погиб Александр Пушкин. Поскольку отец хотел сделать из сына военного, в 1838 г. он устроил его в Константиновское артиллерийское училище, находящееся в Петербурге.
Однако военное дело не очень интересовало будущего писателя, вследствие чего он решил поступить в Петербургский университет.
Такое решение привело отца в ярость. Он пригрозил сыну прекратить материальную поддержку, если тот поступит в университет.
Интересно, что Некрасова это нисколько не испугало, в результате чего он начал активно готовиться к сдаче экзаменов. Но сдать их ему не удалось, поэтому он стал вольнослушателем на филологическом факультете.
Трудные годы
В связи с тем, что отец перестал высылать сыну деньги, Николай оказался в крайней нужде. Он часто голодал, и нередко ему было попросту негде ночевать. Какое-то время он жил на улице, влача жалкое существование.
Однажды проходивший мимо него нищий сжалился над ним, и отвел его в одну из трущоб, где он мог хотя бы иметь крышу над головой.
Эти годы станут самыми трудными в биографии Некрасова, хоть они и закалили его юношеский характер.
Литературная деятельность
Спустя несколько лет, Некрасову удалось приспособиться к условиям в которых он жил. Вскоре он начал писать небольшие статьи и печататься в разных изданиях. Кроме этого, он периодически давал уроки, благодаря чему имел дополнительный доход.
Николай Алексеевич с головой погрузился в литературу, читая произведения русских и зарубежных авторов. После этого он стал оттачивать свое мастерство в написании стихотворений и водевилей, а также усердно работать над прозой.
В результате он заработал ту сумму денег, которая была необходима для публикации его первого сборника стихотворений «Мечты и звуки» (1840 г.).
Интересен факт, что Некрасова сильно расстраивала критика в адрес его произведений, так как по натуре он был очень эмоциональным человеком.
После того, как один из самых авторитетных критиков того времени – Виссарион Белинский (см. интересные факты о Белинском), негативно отозвался о сборнике «Мечты и звуки», Некрасов скупил большую часть тиража своей книги и уничтожил ее.
Нечто подобное до него сделал Николай Гоголь, который скупил и сжег «Ганца Кюхельгартена».
Однако, несмотря на критику, Николай Некрасов не опустил рук, а наоборот продолжил работать над собой. В скором времени он начал сотрудничать с известным петербургским изданием «Отечественные записки».
С каждым годом его работы становились все лучше, и довольно скоро между Некрасовым и Белинским развились теплые и дружеские отношения.
В этот период биографии Некрасова, его произведения начинают активно публиковаться и получать положительные отзывы у критиков, в том числе и у самого Белинского.
В материальном положении писатель также не испытывал никаких трудностей. В 1846 г. он вместе с единомышленниками приобрел журнал «Современник», в котором позже начали печататься многие литераторы: Тургенев, Достоевский и т.д.
В связи с тем, что издание находилась под царской цензурой, большая часть произведений носила приключенческий характер, однако это никоим образом не влияло на популярность журнала.
В середине 50-х годов, в биографии Некрасова происходит серьезная неприятность. Он заболевает горловой болезнью, в результате чего ему приходится уехать лечиться в Италию.
Пробыв там какое-то время, он пошел на поправку и снова вернулся на родину. Тем временем его произведения стали считаться одними из лучших, а в числе его верных друзей и помощников оказались Чернышевский и Добролюбов.
В 1866 г. «Современник» был закрыт, вследствие чего Некрасову пришлось искать новые пути для продолжения своей деятельности.
Вскоре он арендовал издание «Отечественные записки», в котором начал успешно публиковать собственные работы, а также сотрудничать с другими литераторами.
Наиболее известным трудом в биографии Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо», которая была закончена в 1876 г.
В ней повествовалось о путешествии 7 простых мужиков, ищущих счастливого человека.
После нее из-под пера поэта выходит множество стихотворений, имеющих положительные отзывы, как у критиков, так и у простого читателя.
Любовь в жизни поэта
В биографии Некрасова было 3 женщины, которые отличались между собой и по характеру, и по социальному положению.
Первой любовью была Авдотья Панаева, которую Некрасов впервые увидел в 1842 г. Вскоре у них начался бурный роман, в результате чего они начали жить вместе.
И хотя они не были официально расписаны, им удалось прожить вместе более 15 лет. Авдотья являлась грамотной и красивой женщиной.
Интересен факт, что в нее был влюблен Федор Достоевский, который, однако, так и не смог добиться взаимности (см. интересные факты о Достоевском).
Следующей девушкой Некрасова стала француженка Селина Лефрен, отличавшаяся легким характером и простотой.
Их близкие отношения развивались на протяжении нескольких лет, однако до женитьбы дело так и не дошло.
Третьей и последней женщиной в биографии Некрасова стала Фекла Викторова.
Всю свою жизнь она прожила в деревне, и была очень простым и добродушным человеком.
Несмотря на то, что она имела скудное образование, Николай Алексеевич влюбился в нее до беспамятства.
Пара обвенчалась за полгода до смерти поэта, так и не сумев в полной мере насладиться супружеской жизнью.
Смерть
В 1875 г. у Некрасова обнаружили рак кишечника. Болезнь причиняла много страданий, которые не давали ему полноценно заниматься писательской деятельностью.
Однако после того как ему начали приходить письма от преданных читателей, он воспрянул духом и вновь взялся за перо.
Болеющий Некрасов продолжает работать в постели
В последние годы жизни ему удалось написать сатирическую поэму «Современники», а также сочинить ряд стихотворений «Последние песни».
Николай Алексеевич Некрасов умер 27 декабря 1877 г. в возрасте 56 лет. Несмотря на сильные декабрьские морозы, проститься с русским поэтом пришли тысячи людей.
http://www.museumpushkin.ru/Nekrasov_200/fund/photo.html
http://interesnyefakty.org/nikolay-nekrasov/