Карлотта Гризи Краткая биография
Первая исполнительница партии Жизели снискала вечную славу – в парижской Опере ее мраморный бюст был установлен рядом с бюстом самой Марии Тальони. Балет «Жизель» был создан для нее – а сама она, вместе с Тальони, стала символом романтического балета.
Настоящее имя этой танцовщицы – Каронн Адель Джузеппина Мария Гризи. Она родилась в итальянском городке Висинада 29 июня 1819 года. Вся семья Гризи была театральной, а именно – «оперной». Старшая сестра Карлотты Эрнеста была певицей с отличным контральто. Две кузины, Джудитта и Джулия Гризи, тоже были известными певицами. Родная тетка – вокалистка, родной дядя – преподаватель пения…
Казалось, и Карлотте дорога в певицы, ведь чистый и верный голосок у нее был уже в детстве. Но она хотела танцевать. В семь лет ее отдали учиться в известную академию «Ла Скала». Там можно было получить отличное образование – ведь балетная труппа «Ла Скала» была одной из самых старых постоянных балетных трупп мира, и молодое поколение обучали очень хорошо. В десять лет Карлотта уже танцевала в кордебалете, исполняла роль Благочестия в балете «Гипермнестра». В четырнадцать лет она сопровождала свою семнадцатилетнюю сестру Эрнесту в турне по Италии: Эрнеста пела, Карлотта танцевала. Неаполь был частью этого турне, и там в 1834 году Карлотта встретила талантливого и известного французского танцовщика и хореографа Жюля Перро.
Похоже, он полюбил ее с первого взгляда. И ничего удивительного – вот как описывал ее впоследствии Теофиль Готье: «Молодой, чистый голос, абсолютный слух, легкая поступь, безукоризненно точные движения, нежный и простодушный взгляд голубых глаз – такой осталась Карлотта Гризи в памяти светских людей и журналистов. Карлотта Гризи легка и целомудренна, как Тальони, жива, весела и точна, как Эльслер; кроме того, у нее есть неоценимое преимущество: ей всего двадцать два года, и она свежа, словно цветок в утренней росе». Ей же природа подарила прелестную внешность. Современники восхищались: единственный грим, который знало лицо Карлотты, – волнение во время танца. Румяна были не нужны ей – ими балерина подкрашивала свои туфельки, когда те казались ей чересчур бледными.
Карлотта стала ученицей Жюля Перро. Он посвящал ей все свое время, и когда Карлотте исполнилось шестнадцать – это была уже сложившаяся балерина. В 1836 году Перро устроил ей дебют в Лондоне, в 1837 году – в Париже. И тогда же появилась на свет их дочь Мари-Жюли. Было ли венчание – неизвестно. Потом Перро повез Карлотту по Европе – она пела и танцевала в Лондоне, Вене, Мюнхене, Милане.
А в это время молодой писатель Теофиль Готье покорял Париж стихами и создавал теорию «искусства для искусства», которая стала программной для группы поэтов «Парнас». Но что может быть прекраснее, одухотвореннее и бесполезнее оперы и балета? Неудивительно, что романтик Готье влюбился в Эрнесту Гризи и женился на ней.
Наконец Перро привез Карлотту в Париж – штурмовать Оперу. На сей раз он пользовался поддержкой языкастой французской прессы, в которой Теофиль Готье был один из главных заводил. Общими стараниями Карлотта Гризи была принята в Оперу в 1841 году. Она отлично понимала, как много значит для нее поддержка Жюля Перро, и настояла на том, чтобы ее друг, изгнанный из Оперы по капризу Марии Тальони, был там восстановлен.
Любила ли она его? Должна была любить – этот человек, которого прозвали Кобольдом за сходство с уродливым горным гномом, сделал для нее все возможное и невозможное. Но она, кажется, хотела иного – чтобы он остался учителем и товарищем, а сердце можно было отдать кому-то другому. В Париже, оказавшись в центре внимания, она могла выбирать среди самых богатых и самых талантливых. К тому же в нее влюбился Готье. А самой ей больше пришелся по душе человек, который был прямой противоположностью Жюлю Перро, – красавец Люсьен Петипа, балетный аристократ, холодноватый и академичный, в светской жизни – щеголь «du comme il faut». Это был старший брат Мариуса Петипа, который тогда выступал в провинциальных театрах и блистал в ролях байронически страстных и необузданных плебеев.
Готье придумал сюжет балета «Жизель», Перро поставил все танцы для главной героини, Люсьен Петипа исполнил партию вероломного графа Альберта. Театральный Париж, от которого ничто не укроется, с любопытством следил за этим любовным четырехугольником. Балет, как потом писали газетчики, создавался несколькими влюблёнными мужчинами с целью «служить витриной для талантов одной молодой балерины».
Этот балет должен был превзойти популярность программного романтического балета «Сильфида», поставленного Филиппо Тальони для своей дочери Марии Тальони. Так и получилось.
Мягкость и изящество французской школы танца соединились у нее с виртуозным блеском и техникой итальянцев. Танцы Карлотты, поставленные Перро, отличались парящими прыжками, сильными и легкими полетами. Такой была и ее Жизель. И балет, и Карлотта Гризи имели грандиозный успех. Критики объявили, что «Жизель» – величайший балет своего времени. Они также сразу возвели в статус звезды Карлотту Гризи. Теофиль Готье описал танец Карлотты, как «искренний, естественный и искрящийся жизнерадостностью и весельем». Жалованье Гризи начало быстро расти от 5 000 франков до 12 000 франков в 1842 году и до 20 000 к 1844 году с дополнительными гонорарами за сольные партии. Тогда же в ее отношениях с Перро случился кризис. Кто и в чем был виноват – уже не понять. Одни называли Теофиля Готье, другие – Мариуса Петипа. Вскоре после премьеры балета Жюль Перро оставил Оперу и Париж, уехав в Англию. Причины могли быть две – неверность Карлотты и интриги его соавтора-хореографа Каралли. Ведь, хотя все хореографические партии Жизели поставил Перро, вся слава досталась Каралли, воспользовавшемуся неопределенным и «скрытым» положением Перро и присвоившему себе всё авторство в хореографии балета.
Карлотта осталась в Париже. Но ненадолго. Очевидно, тот, кого прозвали Кобольдом, был ей необходим больше, чем она думала. И вскоре Карлотта появилась в Лондоне.
Необыкновенный успех «Жизели» подразумевал, конечно, международные её постановки. Начало им положила состоявшаяся уже через год, в 1842 году, премьера в Лондоне. Балет анонсировался как «трагическое, мелодраматическое, хореографическое, фантастическое предание» и получил название «Жизель, или Призрачные ночные танцовщицы». Теперь на афише балета стояло имя Жюля Перро, а сам он танцевал вместе с Карлоттой. Были ли их отношения отныне лишь деловыми? Об этом ничего не известно.
С 1842 года Карлотта во время своих отпусков в парижской Опере постоянно и успешно гастролировала в Лондоне вместе с Перро. Она танцевала в балетах «Пери» (1842), «Эсмеральда» (1844), «Полька» (1844), «Суд Париса» (1846). Особенно примечательным было её участие в специально созданном Перро балете, знаменитом па-де-катр для четырех известнейших балерин своего времени (и не только своего): Карлотты Гризи, Марии Тальони, Люсиль Гран и Фанни Черрито. Премьера его состоялась 12 июля 1845 года в присутствии королевы Виктории – постановка, собственно, и создавалась как заказ к августейшему посещению.
Последний раз Гризи танцевала в Париже в 1849 году в балете «Пито – мица фей» на музыку Адана. Хореография принадлежала вновь Перро, и это, как полагают, было его самой прекрасной работой.
Карлотта танцевала в Лондоне до 1851 года, затем она присоединилась к Жюлю Перро в Санкт-Петербурге, в России, где он занимал должность главного балетмейстера императорского театра. Гризи танцевала «Жизель» в Большом театре, убедив взыскательную публику своей интерпретацией роли, хотя первая исполнительница Жизели в России, Фанни Эльслер, создала ей серьезную конкуренцию. Перро поставил для неё балеты «Наяда и Рыбак» (1851), «Война женщин» (1852), «Газельда» (1853), в которых она снискала большую любовь российских зрителей, но до парижских триумфов было далеко. Гризи танцевала в России с 1851 по 1853 год – пока не уехала в Варшаву с крупнейшим польским магнатом князем Леоном Радзивиллом. Кажется, она намеревалась продолжать танцевать в Варшаве, однако князь убедил её оставить сцену в то время, когда она находилась в расцвете своего таланта и на пике своей славы. В 34 года Карлотта Гризи покинула сцену и обосновалась в Швейцарии близ Женевы, чтобы последующие 46 лет провести тихо и уединенно в мирной отставке. В 1853 году у неё родилась дочь Леонтина от Радзивилла, с которым, однако, они не поженились и расстались через некоторое время.
В её уединении её навещал Теофиль Готье – он оставался женатым на её сестре, а Карлотта оставалась его последней большой страстью до самой смерти. Карлотта Гризи скончалась 20 мая 1899 года, за месяц до своего 80-го дня рождения. Её кончина прошла почти незамеченной.
Биография Карлотты Гризи
Карлотта Гризи, настоящим именем которой было Каронн Адель Джузеппина Мария Гризи (Caronne Adele Giuseppina Maria Grisi), родилась в Висинаде (Visinada), Истрия, Италия, 29 июня 1819 года. Её мать звали Мария (девичья фамилия Бочетти/Boschetti), её отцом был Винченцо Гризи, который прибыл из Кремоны и работал в отделе общественной инспекции. Тем не менее, вся семья Гризи была театральной, а именно «оперной»: Старшая сестра Карлотты — Эрнеста (Ernesta) (1816-95), была певицей с отличным контральто.
Кузины Джудитта Гризи (Giuditta Grisi) (1805-40) и её сестра Джулия Гризи (Giulia Grisi) (1811-69) были меццо-сопрано и сопрано соответственно, причём Джулия была известной певицей сама по себе. Тётка также была певицей, а дядя был одним из преподавателей вокала Джулии. Хотя Карлотта имела красивый певческий голос — сопрано, она хотела танцевать, и была зачислена в известную Академию Ла Скала в возрасте 7 лет. В десятилетнем возрасте она уже танцевала в кордебалете Ла Скала, исполняя детские роли в балете «Ипермнестра», в котором играла Благочестие, и крестьянскую девочку в Le Mine di Polonia.
В 14 лет она сопровождала свою сестру Эрнесту в турне по Италии. Эрнеста пела в опере, в то время как Карлотта танцевала. Неаполь был частью этого тура, и в Неаполе в 1834 году Карлотта встретила талантливого и известного французского танцовщика и хореографа Жюля Перро. Большая статья о нём Карлотта стала protege Жюля Перро, он тренирует и учит её, ставит её хореографические номера, и в 1836 году привозит её в Лондон (а затем в 1837 г. в Париж) уже как сложившуюся многообещающую балерину и свою партнершу. Хотя Карлотта в то время выступала под именем мадам Перро, нет никаких подтверждений того, что их брак был официально зарегистрирован, хотя в 1837 году на свет появилась их дочь Мари-Жюли (Marie-Julie).
Карлотта Гризи в балете «Жизель»
В 1837 году Перро уволился из Оперы, чтобы заниматься дальнейшим продвижением карьеры Карлотты, и они с Карлоттой стали совершать турне по театрам Европы, благодаря контактам и славе Перро выступая не только в Париже, но и в Лондоне, Вене, Мюнхене и Милане, где Карлотта пела и танцевала. Однако популярность и признание, которое получала тогда хореография Перро, бесспорно больше способствовала карьере Гризи как балерины. Дебют Карлотты Гризи в Париже состоялся в 1840 году в Theatre de la Renaissance, где она пела и танцевала в опере «Зингаро» (Le Zingaro). Стараниями Перро и не без участия семейства Гризи (её сестра Эрнеста к тому времени стала женой Теофиля Готье) она была принята в Гранд Опера в 1841 году, причем в соответствии с её условием Перро был также восстановлен в Опере.
В 1841 году состоялся профессиональный дебют Карлотты в Парижской Опере в балете «Фаворитка» Гаэтано Доницетти, хореографию которого поставил для неё Перро. В то же время композитор Адольф Шарль Адан писал музыку к новому балету «Жизель». Этот балет должен был превзойти популярность программного романтического балета «Сильфида», поставленного Филиппо Тальони для своей дочери Марии Тальони, но, что вернее, его датской постановки, сделанной Августом Бурнонвилем для Люсиль Гран. «Жизель» должна была быть «французским» балетом.
Сценарий был написан французским поэтом и романистом Теофилем Готье по старинной славянской легенде, воспроизведенной Генрихом Гейне в его книге «О Германии» — о вилисах — девушках, умерших от несчастной любви накануне своей свадьбы и мстящих встретившимся им молодым мужчинам за свою несостоявшуюся любовь «вампирическим» способом — вытягивая из них жизненную энергию. В балете это эвфемистически изображается посредством «затанцовывания» мужчин досмерти. В работе над сценарием участвовал известный либреттист, умелый автор многих либретто Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жан Коралли (Перрачини), с 1831 года ставший балетмейстером Grand Opera, называвшейся тогда Королевской Академией музыки и танца. (Подробнее о всех них можно узнать в статье о Жюле Перро). Постановочная часть спектакля была создана Пьером Люк-Шарлем Сисери (Pierre Ciceri) (декорации) и Полем Лормье (Paul Lormier) (художник по костюмам). Перро также был привлечен к работе над балетом, но как бы «внештатно», и работал украдкой.
Сюжет, сложившийся при работе над этим балетом, был не менее занимательным, чем балетное либретто. Балет, как потом писали газетчики, создавался несколькими влюблёнными мужчинами с целью «служить витриной для талантов одной молодой балерины». Теофиль Готье успел влюбиться в Карлотту и писал либретто «душой влюбленного поэта», Жюль Перро продолжал любить её, создавал её как балерину и делал всё, чтобы превратить её в прима-балерину с мировой славой. Мировая премьера двухактного балета «Жизель» состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки в Париже. Партию Графа Альберта исполнял Люсьен Петипа (Lucien Petipa) — младший брат Мариуса Петипа — «отца классического балета», а партию Мирты — повелительницы виллис Адель Дэмилейтр (Adele Dumilatre).
И балет и Карлотта Гризи имели грандиозный успех. Критики объявили, что «Жизель» — величайший балет своего времени. Они также сразу возвели в статус звезды Карлотту Гризи, что было редкостью после первого же её большого (полного по времени) балета в Парижской Опере. Теофиль Готье описал танец Карлотты, как «искренний, естественный и искрящийся жизнерадостностью и весельем». Жалованье Гризи начали быстро расти от 5 000 франков до 12 000 франков в 1842 г. и до 20 000 к 1844 г. с дополнительными гонорарами за сольные партии. Тогда же были отмечены изменения в её отношениях с Жюлем Перро.
Хотя все хореографические партии Жизели поставил Перро, вся слава досталась Коралли, воспользовавшемуся неопределенным и «скрытым» положением Перро и присвоившему себе всё авторство в хореографии балета. Вскоре полсе премьеры балета Жюль Перро оставил Оперу и Париж, уехав в Англию. В исторических балетных мемуарах бытует мнение, что это было вызвано не столько происками Коралли, сколько тем, что Карлотта «проявила благосклонность к Готье в благодарность за свою славу, которую он помог ей достичь».
По другим версиям она увлеклась молодым красавчиком Люсьеном Петипа. В подобных отношениях трудно разобраться и наблюдая их, а уж в том, каковы были чувства и мотивы людей, скрытые далью времен, и вовсе. Как бы там ни было, и предала ли 21-летняя Карлотта одного мужчину ради другого, но в любом случае она смогла оставаться примой-балериной и в дальнейшем. Правда, есть один нюанс. Её наставником так или иначе оставался Жюль Перро. Необыкновенный успех «Жизели» подразумевал, конечно, международные её постановки.
Начало им положила состоявшаяся уже через год, в 1842 году, премьера в Лондоне, на сцене Театра Her Majesty`s. Балет анонсировался как «трагическое, мелодраматическое, хореографическое, фантастическое предание суеверий», и носило название «Жизель, или Призрачные Ночные Танцовщицы» (Giselle or the Phantom Night Dancers). Теперь на афише балета стояло имя Жюля Перро, а сам он танцевал вместе с Карлоттой.
Были ли их отношения отныне лишь деловыми? Об этом ничего не известно. Так или иначе, Жюль Перро поставил для Карлотты все её балеты, неизменно превосходные по хореографии и также неизменно приносившие ей успех и приумножавшие её славу. С 1842 года Карлотта постоянно гастролировала в Лондоне как прима театра Her Majesty`s — вместе с Перро. Её гастроли проходили с постоянным успехом, Гризи осуществляла их в период своих отпусков в Парижской Опере. Гризи танцевала в балетах «Пери» (1842), «Эсмеральда» (1844), «Полька» (1844), «Суд Париса» (1846). Особенно примечательным было её участие в специально созданном Перро балете, знаменитом Pas de Quatre для 4-х известнейших балерин своего времени (и не только своего): Карлотты Гризи, Марии Тальони, Люсиль Гран и Фанни Черрито.
История жизни Карлотты Гризи
Премьера его состоялась 12 июля 1845 года в присутствии королевы Виктории — постановка, собственно, и создавалась как заказ к августейшему посещению — и вошла в историю балета не только как признанный хореографический шедевр, но и как успешная попытка объединить на одной сцене 4-х «Супер Звёзд» (как сказали бы сейчас), имеющих запутанные и крайне осложненные взаимной конкуренцией отношения. Перед Перро стояла трудная задача — не только примирить в своей постановке четверых самых выдающихся примадонн балета (из ведущих балерин в нём не участвовала только Фанни Эльсслер), но и создать такую хореографию, которая выгодно подчеркнет особенности таланта каждой.
Это удалось. Во время репетиций Перро справился даже с такой нелегкой проблемой: жесточайшие споры велись по поводу того, в какой очередности будут появляться балерины — последняя кода считалась самой выигрышной. Решением было предложение: танцевать согласно возрасту — самая младшая первой и самая старшая последней. Понятно, что неожиданно всем захотелось танцевать первой. В результате Гран вела, сопровождаемая Гризи, затем вступали Черрито и Тальони. Последнее появление Гризи в Париже произошло в 1849 в балете Ла Filleule de fees на музыку Адана, композитора Giselle. Хореография принадлежала вновь Перро, и это, как полагают, было его самой прекрасной работой. В Парижской Opera бюст Карлотты Гризи был помещен рядом с бюстом Марии Тальони и Эммы Ливрай (1842-1863) (очень талантливой и многообещающей балерины, которая безвременно умерла после восьми месяцев страдания от ужасных ожогов, которые она получила, когда её пачка загорелась на сцене от свечи).
Гризи танцевала в Лондоне до 1851 года, затем она присоединилась к Жюлю Перро в Санкт-Петербурге, в России, где он занимал должность Главного хореографа Императорского Театра. Гризи танцевала «Жизель» в Большом Театре, убедив взыскательную публику своей интерпретацией роли, хотя первая исполнительница Жизели в России — Фанни Эльсслер — создала ей серьезную конкуренцию. Перро поставил для неё балеты «Наяда и Рыбак» (1851), «Война женщин» (1852), «Газельда» (1853), в которых она снискала большую любовь российских зрителей.
Гризи была балериной Императорских Театров с 1851 по 1853 год, работая не только с Перро, но и с Жозефом Мазилье (Joseph Mazilie), поставившим для неё 2 маленьких балета: «Красавица Ганга» (La Jolie Fille de Gand) и Vert-Vert. В 1853 году Карлотта Гризи уехала в Варшаву, в Польшу, с крупнейшим польским магнатом князем Леоном Радзивиллом (Prince Leon Radziwill). Кажется, она намеревалась продолжать танцевать в Варшаве, однако князь убедил её оставить сцену в то время, когда она находилась в расцвете своего таланта и на пике своей славы. В 34 года Карлотта Гризи покинула сцену и обосновалась в Швейцарии близ Женевы, чтобы последующие 46 лет провести тихо и уединенно в мирной отставке.
В 1853 г. у неё родилась дочь Леонтина (Leontine Grisi) — от Радзивилла, с которым, однако, они не поженились и расстались через некоторое время. В её уединении её навещал Теофиль Готье — он оставался женатым на её сестре, а Карлотта оставалась его последней большой страстью до самой смерти. Карлотта Гризи скончалась 20 мая 1899, за месяц до своего 80-го дня рождения. Её кончина прошла почти незамеченной. Среди бесчисленных историй, когда-либо рассказанных языком танца, никогда не было создано ничего более прекрасного и горестного, чем драма «Жизель». Благодаря очарованию его сюжета, этот романтический шедевр вошёл в классику балета и стал, наряду с «Лебединым озером», самым знаменитым и популярным балетом в мире.
Он был создан не только для Карлотты Гризи, она стала его символом. Его создал для неё её учитель и возлюбленный, создавший из неё великую и знаменитую балерину, и остававшийся её Наставником всю жизнь. Их отношения достигали своей драматической кульминации в Парижской Опере, с которой их имена связаны навек, во время самого значительного для обоих творческого «проекта». А что до характера. В романе Леру присутствует прима-балерина, красавица неаполитанка Ла Сорелли, носящая за корсетом стилет. Леру относится к ней иронически, подчеркивая её телесную красоту и техничность, но отказывая в духовности и уме.
Что ж, возможно, использовав историю взаимоотношений и интригующую событийность романа Гризи и Перро, Леру не слишком симпатизировал Карлотте (не потому ли он отдал её имя другой бездушной примадонне?), переместив негатив в образ Ла Сорелли, но поставив перед Кристиной Дааэ выбор: Искусство или обыденность. И не намекал ли романист на такое развитие жизни Кристины Дааэ, оставившей сцену ради графа Рауля: почти полвека одинокой жизни в забвении, после яркого, но краткого взлета Таланта?
Карлотта Гризи
Caronne Adele Giuseppina Maria Grizi
Итальянская прима-балерина эпохи романтизма.
Первая исполнительница главной партии в балете «Жизель».
Каронн Адель Джузеппина Мария Гризи родилась 29 июня 1819 года в селении Висинада, Италия.С детства девочка мечтала о балете. В семь лет зачислена в школу при Ла Скала в Милане, где училась у Гийе. В возрасте десяти лет танцевала в кордебалете на сцене прославленного Ла Скала, исполняя детские роли в балете «Ипермнестра», в котором играла Благочестие, и крестьянскую девочку в «Le Mine di Polonia». В 1832 году официально дебютировала в миланском театре «Каноббиана» в балете «Семеро новобранцев».
В 1834 году Карлотта вместе с сестрой, оперной певицей Эрнестой отправилась в турне по Италии. Старшая сестра пела, младшая исполняла балетные танцы. На выступлении в Неаполе известный французский хореограф Жюль Перро увидел юную танцовщицу и заметил ее дарование. Балерина стала его ученицей, а позднее женой.
Жюль Перро поставил для своей ученицы несколько хореографических номеров, и в 1836 году танцоры отправились на выступления в Лондон, на следующий год в Париж. На сцене именовали себя как мадам и месье Перро. Также совершили большое турне по странам Европы, побывав в Лондоне, Вене, Мюнхене и Милане, где Карлотта пела и танцевала.
Дебют Карлотты Гризи в Париже состоялся в 1840 году в Theatre de la Renaissance, где пела и танцевала в опере «Зингаро». В следующем году принята в «Гранд Опера» и впервые вышла на сцену в Парижской Опере в балете «Фаворитка» Гаэтано Доницетти. Впоследствии сыграла главную роль в балете «Жизель», премьера которого состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки в Париже. Успех стал всеобщий, превзошедший все ожидания.
Слава юной балерины стала огромной. Гризи оказалась в центре французского общественного внимания. В 1842 году французский балет привез в Лондон спектакль «Жизель», лондонская премьера состоялась на сцене Театра Её Величества. В 1843 году исполнила главную партию Пери-Лейлы в балете «Пери». Через год 9 марта 1844 года прошла премьера балета «Эсмеральда», где прима также исполнила главную роль. Затем следовали работы в балетах «Полька», «Суд Париса», которые Перро тоже ставил специально для нее.
В 1845 году Карлотта Гризи приняла участие в спектакле «Па де катр», премьеру которого посетила королева Виктория. Этот балет вошел в историю не только как признанный хореографический шедевр, но и как успешная попытка объединить на одной сцене четырех выдающихся балерин, у которых были крайне осложненные взаимной конкуренцией отношения.
С не меньшим успехом Гризи танцевала и в постановка других балетмейстеров. В балете «Пахита» Ж. Мазилье блистала с партнером Люсьеном Петипа, танцевала в балете Поля Тальони «Метаморфозы». В феврале 1846 года контракт Гризи с парижской Оперой истек и балерина, подписав контракт с римским театром «Аполло», вернулась в Италию. Последнее появление в Париже произошло в 1849 году в балете Перро «Lа Filleule de fées».
В период с 1951 по 1953 год Карлотта Гризи служила балериной в Императорском театре, где Перро являлся главным хореографом. Среди ее танцевальных работ в России: «Жизель» в Большом Каменном театре и балеты, поставленные специально для нее Жюлем «Наяда и Рыбак», «Своенравная жена», «Война женщин, или Амазонки XIX века», «Газельда, или Цыганы», «Катарина, дочь разбойника».
Затем Карлотта уехала в Польшу с крупнейшим польским магнатом князем Леоном Радзивиллом. Здесь закончила свою карьеру танцовщицы и больше к сцене не возвращалась никогда. Впоследствии обосновалась в Швейцарии, в провинциальном местечке Сен-Жан близ Женевы, и последующие сорок шесть лет провела тихо и уединенно.
Карлотта Гризи скончалась 20 мая 1899 года в возрасте семидесяти девяти лет.
«Жизель»
«Гентская красавица»
«Пери»
«Чёрт на четверых»
«Эсмеральда»
«Па-де-катр»
«Наяда и Рыбак»
«Своенравная жена»
«Война женщин, или Амазонки XIX века»
«Газельда, или Цыганы»
«Катарина, дочь разбойника»
«Красавица Ганга»
«Зелёный-зелёный»
«Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники»
«Амур и Психея»
«Метаморфозы»
«Пахита»
http://tunnel.ru/post-karlotta-grizi
http://rus.team/people/karlotta-grizi-caronne-adele-giuseppina-maria-grizi