Карен Шахназаров биография Фильмография

Карен Шахназаров

Биография

Карен Шахназаров – прославленный российский режиссер. Фильмы мастера пользуются неизменной популярностью у зрителя и становятся классикой. Кроме того, в творческой биографии нашлось место и для собственных сценариев, а также продюсирования. За вклад в советское и российское киноискусство Карен Георгиевич удостоился звания народного артиста РФ.

Детство и юность

Автор фильмов родился 8 июля 1952 года (Рак по знаку зодиака) в столице Краснодарского края. Тогда у родителей Карена не было даже собственной жилплощади. А так как отец Карена Шахназарова по национальности был армянином, то русская теща зятя не жаловала и в своей квартире видеть не желала. В результате Шахназаров-старший отправил жену к сестре в Краснодар.

Отец мальчика, Георгий Хосроевич, работал в Москве юристом, а мать, Анна Григорьевна, – торговым работником на овощебазе. Позднее отец Шахназарова стал номенклатурным работником, помощником президента Михаила Горбачева, а мама окончила ГИТИС и занялась театроведением.

Режиссер происходил из старинного аристократического армянского рода князей Мелик-Шахназарянов, которые, вероятно, относятся к легендарному прародителю армян Айку. Детство Карена Георгиевича прошло в Москве. В их семье часто гостили знаменитые люди, начиная от политиков и заканчивая артистами. В юном возрасте Карен стал свидетелем визитов в дом Юрия Любимова, Людмилы Целиковской, Владимира Высоцкого, Анатолия Эфроса.

Подобные знакомства побудили парня связать жизнь с творческой профессией. Правда, в молодости Шахназаров хотел стать художником, так как увлекался живописью, но в итоге решил создавать «живые картины».

После школы поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Там молодой человек учился у Игоря Таланкина, у которого был на отличном счету. Позднее Карен стал его ассистентом на съемках фильма «Выбор цели», с чего и началась профессиональная биография мастера. На пути к мечте будущему режиссеру пришлось сделать временную остановку – юношу призвали в армию, где попал в разведроту.

Личная жизнь

Шахназаров личную жизнь официально связывал с тремя женщинами. Первый раз режиссер пошел в загс еще в молодом возрасте, но с первой супругой прожил полгода. Как считает сам Карен Георгиевич, брак оказался коротким, так как не выдержал испытания профессиональными неудачами: первая режиссерская работа молодого человека провалилась, а отрицательные эмоции он приносил в семью, что вызывало постоянные скандалы.

Вторая жена Карена Шахназарова появилась в его доме всего через пару месяцев после их знакомства. Елена Сетунская, которая сегодня более известна как телеведущая Алена Зандер, через два года после свадьбы подарила супругу дочь Анну.

Но и на эту семью Карена Шахназарова оказала влияние работа. Только на этот раз причина была прямо противоположна: блеск славы, всесоюзная популярность и легкодоступные женщины. Устав от измен мужа, Елена забрала дочь и улетела в США, где вышла замуж за голливудского продюсера.

Отъезд супруги Карен Шахназаров воспринял как бегство в США, так как никаких существенных предпосылок к расставанию между ними не было. С дочерью режиссер увиделся только спустя 20 лет и понял, что они разные и им невозможно найти общую тему для разговора.

В третий раз мужчина пошел в загс в начале 90-х годов. Жена Карена Шахназарова, киноактриса Дарья Майорова, познакомилась с будущим мужем на съемках его картины «Цареубийца». Девушка была из кинематографической семьи.

Ее дед в свое время работал звукорежиссером, он участвовал в создании драмы «Летят журавли», а прадед – оператором и режиссером. Несмотря на внушительную разницу в возрасте, влюбленные легко нашли общий язык, два года жили в гражданском браке, а затем расписались официально. В семье Карена Шахназарова появились два сына – братья Иван и Василий.

На этот раз детям Карен Георгиевич Шахназаров уделял много времени, даже после развода. Как говорили мальчики, став взрослыми, они долго даже не понимали, что их родители больше не живут вместе – так часто отец присутствовал в их жизни.

Старший Иван уже попробовал силы в качестве кинорежиссера и актера. В 2017 году парень выпустил киноленту «Рок», через год снялся в главной роли в боевике «Решение о ликвидации», где перевоплотился в отрицательного героя. Василий также проявляет интерес к киноискусству.

В начале 2000-х Карену Шахназарову приписывали роман с актрисой Ольгой Сидоровой. Пара несколько раз появилась на светских мероприятиях вместе, но вскоре отношения прекратились, хотя оба не давали никаких комментариев по этому поводу. Сейчас режиссер одинок, из-за чего, по его словам, немного разочаровывается и в профессии, которая отняла у него семейное счастье.

Фильмы

Первые самостоятельные фильмы Карена стали появляться на рубеже 70-80-х годов. Дебютная лента «Добряки» осталась незамеченной зрителями. Подсластило пилюлю только то обстоятельство, что лирическая комедия «Дамы приглашают кавалеров», снятая по его сценарию, стала популярной. Но Карен Георгиевич мечтал получить признание как режиссер. И в 1983 году его желание исполняется.

Музыкальный фильм «Мы из джаза» с Игорем Скляром, Александром Панкратовым-Черным, Бориславом Брондуковым, Евгением Евстигнеевым не просто стал популярным, а был, по мнению читателей журнала «Советский экран», лучшим фильмом года. С артистами, снявшимися в первых его фильмах, Шахназаров работал и позднее. В музыкальной драме «Зимний вечер в Гаграх» зрители увидели Наталью Гундареву, в фантасмагории «Город Зеро» насладились игрой Леонида Филатова, в историко-мистической картине «Цареубийца» наблюдали за Олегом Янковским, а в комедии «Сны» – за Олегом Басилашвили.

Еще одним звездным фильмом Карена Георгиевича Шахназарова стала молодежная трагикомедия «Курьер», которая по праву считается вершиной его творчества. Кстати, это была первая крупная работа для актрисы Анастасии Немоляевой.

Из последующих картин режиссера ярко выделилась практически автобиографическая история «Американская дочь», снятая им о расставании со второй женой и дочерью. В главных ролях сыграли Владимир Машков и Мария Шукшина. Также фильмографию мастера пополнили историческая драма «Всадник по имени Смерть» с Андреем Паниным и осовремененная экранизация повести Антона Павловича Чехова «Палата № 6».

Интересная судьба ждала эпопею о 70-х годах «Исчезнувшая империя». Сначала она вышла на экраны под этим названием, а через четыре года режиссер снова сел в студии с отснятым материалом и сделал новый монтаж, который выпустил под названием «Любовь в СССР».

Полнометражный фильм «Анна Каренина. История Вронского», вышедший на экраны в 2017 году, стал одной из ярких картин Шахназарова. На главные роли автор пригласил Елизавету Боярскую и Максима Матвеева. Одновременно вышла телеверсия ленты с названием «Анна Каренина», которая стала первым сериалом, созданным Кареном Георгиевичем. В фильме режиссер попытался не просто передать сюжет, рассказанный Львом Толстым, но и постарался ответить на вопрос, почему эта женщина пошла на такой трагический поступок.

Так как сюжет проекта был заявлен как вольная интерпретация романа Льва Толстого, в прессе появились критические высказывания в адрес создателя и актерского состава. Зрители посчитали исполнительницу главной роли недостаточно убедительной, а сам сценарий – однобоким, не раскрывающим линию взаимоотношений Левина и Кити. В свою очередь Карен защитил Елизавету Боярскую, назвав ее актрисой глубокого дарования, которая прекрасно справилась с ролью графини.

После работы над экранизацией режиссер взял творческую паузу, отдавая больше сил организационным вопросам, связанным с работой киностудии «Мосфильм». В 2018 году Федор Дунаевский, исполнитель главной роли в кинофильме «Курьер» 1986 года, сообщил, что готов начать съемки продолжения знаменитой истории. Шахназаров заявил, что предоставит авторские права на проект Федору, но сам участвовать в съемках не будет.

Уход из жизни режиссера Марка Захарова оказался большой утратой для Карена Георгиевича. В интервью Шахназаров подчеркнул, что художественный руководитель «Ленкома» стал единственным российским постановщиком, которому удалось одинаково талантливо творить как в кино, так и в театре.

Заслуги режиссера отмечены множеством наград. Это премии в области кинематографа, а также звания и ордена, такие как орден Почета, орден «За заслуги перед Отечеством», орден Александра Невского.

Общественная деятельность

В 1998 году Шахназаров стал директором «Мосфильма» и смог вернуть киностудии былое величие. На вопрос, как же ему это удалось, режиссер лаконично объяснял: «Я не ворую». Главной задачей для себя мастер поставил сохранение государственного статуса киностудии. Сценарист боролся против приватизации компании, и ему удалось осуществить задуманное.

Карен Георгиевич известен как общественный деятель, сторонник «левых» партий. Мужчина неоднократно выступал в телепередачах и ток-шоу, в том числе в студии телеведущего Владимира Соловьева, где пытался восстановить утерянный авторитет государственным деятелям Владимиру Ленину и Иосифу Сталину.

В 2012 году режиссер стал гостем программы Владимира Познера. В передаче обсуждались вопросы, связанные с состоянием российского кинематографа. Шахназаров поделился своим отношением к сериалам, рассуждал о том, как искусство воспринимает молодое поколение зрителей.

В 2012 году вошел в столичный «Народный штаб», поддержав Владимира Путина в предвыборной гонке. В 2018 году стал доверенным лицом президента на очередных выборах. Шахназаров позиционировал себя как государственник и часто у Владимира Соловьева выступал оппонентом представителей оппозиции.

В 2017 году высказался скептически об инициативе депутата госдумы Натальи Поклонской запретить показ фильма «Матильда». По мнению Карена Шахназарова, из этого получилась только бесплатная реклама кинокартины Алексея Учителя.

В конце 2019-го Карен Шахназаров в эфире ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» выступил с заявлением, сказав, что закон о домашнем насилии в России не нужен. По мнению режиссера, этот закон просто разрушит семью. Сам он стал противником рукоприкладства между родственниками. Но отметил, что необязательно для этого придумывать какие-то новые правила на законодательном уровне, которые позволят внедряться внутрь человеческих очень сложных взаимоотношений.

Карен Шахназаров сейчас

В 2020 году Шахназаров продолжил работу как общественный деятель, а также как генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». Эпидемия коронавирусной инфекции сыграла негативную роль для его «детища». В августовском интервью режиссер отметил, что потери компании за период распространения COVID-19 составили около 100 млн рублей.

В том же месяце Карен Георгиевич высказался по поводу ситуации с актером Михаилом Ефремовым, который, управляя автомобилем в нетрезвом виде, совершил наезд на другую машину, что повлекло за собой смерть водителя. Режиссер признался, что давно знаком с артистом, но оправдать ужасный поступок того не может. Также Шахназаров отметил, что виновник аварии неверно повел себя, то признавая вину, то отказываясь признавать содеянное.

Не оставили равнодушным сценариста и события в Беларуси. В начале августа страну охватили общественные волнения на фоне президентских выборов. Белорусские граждане посчитали результаты голосования сфабрикованными и выступили с протестами. Оппозиция требовала от Александра Лукашенко покинуть пост.

Карен Георгиевич, выступая в эфире передачи «60 минут» завил, что России следует взять на себя ответственность и провести новые выборы главы Беларуси. При этом режиссер подчеркнул, что Александра Григорьевича также нужно допустить к участию в выборном процессе, не отрицая при этом шансы политика на победу.

В конце сентября вспыхнул новый военный конфликт в Карабахе. Между Арменией и Азербайджаном. Будучи гостем программы Владимира Соловьева, Шахназаров сообщил, что в этом столкновении большую роль играет Турция, выступающая на стороне Азербайджана. При этом сценарист подчеркнул, что Россия должна иметь четкую позицию по этой ситуации и решить, чью из сторон она поддержит.

На это заявление позднее ответил Кремль. Пресс-секретарь президента РФ, Дмитрий Песков, отметил, что Карен Георгиевич – уважаемый человек, общественный деятель, который имеет право на собственную политическую позицию. Шахназаров не ведет аккаунт в «Инстаграме», но в соцсети часто появляются посты и фото, связанные с творчеством сценариста.

Цитаты

«Раньше я снимал то, что мне действительно интересно. Постепенно меня стали волновать более серьезные темы. Сейчас с удовольствием снял бы легкое комедийное кино. Наш главный герой превратился в идею и противостоит инфернальной силе».

«Идеология – это наличие идей, вот и все. Искусство – часть мира идей. Априори в искусстве идеология уже заложена. Нет своей идеологии – будем заимствовать чужую».

«Не надо опасаться насилия над художником – в конце концов, не хочешь снимать по заказу государства – не надо. Ищи другие деньги».

Фильмография Карена Шахназарова

1975 г. — «Шире шаг, маэстро! » короткометражный фильм (дипломная работа, автор сценария и режиссер)

1977 г. — «На скользкой дороге» короткометражный фильм (автор сценария и режиссер)

1977 г. — «На экране Василий Шукшин. Позови меня в даль светлую» короткометражный фильм (автор сценария и режиссер)

1979 г. — «Добряки» (соавтор сценария и режиссер-постановщик).

  • Приз Фестиваля молодых кинематографистов Мосфильма Диплом II степени на V Всесоюзном конкурсе за лучшее использование отечественных негативных цветных кинопленок (1980 г.)

1980 г. — «Дамы приглашают кавалеров» (режиссер И.Киасашвили, автор сценария совместно с А. Бородянским)

1981 г. — «Ароматные шины» короткометражный фильм (сюжет в «Фитиле» №234)

1983 г. — «Мы из джаза» (автор сценария совместно c А.Бородянским, режиссер)

  • Премия Ленинского комсомола за развитие жанра музыкальной комедии в фильмах «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх» (1986 г.).
  • Диплом за лучший комедийный фильм на III Всесоюзной неделе-смотре работ молодых кинематографистов (Кишинев, 1983 г.).
  • Специальный приз жюри за талантливое решение молодежной темы средствами музыкальной комедии и приз за лучшее исполнение женских ролей Е.Цыплаковой (фильмы «Мы из джаза» и «Счастливая, Женька!» на IV фестивале молодых кинематографистов Москвы (1984г).
  • Специальный приз жюри МКФ музыкальных фильмов в Гренобле (Франция, 1984г).
  • Серебряная медаль на МКФ фильмов о джазе в Лодзи (Польша, 1984г).
  • Дипломы МКФ в Лондоне, Чикаго, Белграде, Гонконге.
  • В СССР по опросу журнала «Советский экран» признан лучшим музыкальным отечественным фильмом 1983 года.

1985 г. — «Зимний вечер в Гаграх» (автор сценария совместно с А.Бородянским, режиссер)

  • Премия Ленинского комсомола за развитие жанра музыкальной комедии в фильмах «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх» (1986 г.).
  • По опросу журнала «Советский экран» признан лучшим музыкальным отечественным фильмом СССР 1985 года.

1986 г. — «Курьер» (автор сценария и режиссер)

  • Государственная премия РФ имени братьев Васильевых за кинофильм «Курьер» – 1988 г.
  • Специальный приз жюри в конкурсе художественных фильмов и специальный приз ФИПРЕССИ «Памяти А.Тарковского» на XV МКФ в Москве (1987 г).
  • Приз детского жюри и приз ЦК ЛКСМ Грузии «За увлекательное и остроумное решение сложной темы становления личности молодого человека» на XX ВКФ в Тбилиси (1987 г.).

1988 — «Город Зеро» (автор сценария совместно с А.Бородянским, режиссер)

  • Главный приз «Золотой Хьюго» на XXV МКФ в Чикаго, (США, 1989 г.)
  • Приз Европейской Ассоциации научной фантастики «За лучший фильм» (Сан-Марино, 1989 г.)
  • Приз «Серебряный колос» на XXXIV МКФ в Вальядолиде (Испания, 1989 г.).
  • Приз МКФ в Бергамо (Италия).

Фильм принимал участие в МКФ в Канне (1988 г.), Лондоне (1989 г.) и Гонконге (1990 г.).
Был выдвинут на премию Американской киноакадемии «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке» (1989 г.)

1990 — «Ради нескольких строчек» короткометражный фильм (сюжет в «Фитиле» №326)

1991 — «Цареубийца» (СССР-Англия) (автор сценария совместно с А.Бородянским, режиссер)

  • Официальный участник основного конкурса МКФ в Каннах, (Франция, 1991 г.).
  • Главный приз МКФ в Белграде (Югославия, 1991 г.).
  • Профессиональные призы Союза кинематографистов «Ника»: В.Романовой за лучшую работу художника по костюмам, О.Янковскому за лучшие мужские роли (фильмы «Цареубийца» и «Паспорт») (1992 г.).

1991 — «The Assassin of the Tsar» (СССР-Англия) (автор сценария совместно с А.Бородянским, режиссер)
Английский и русский варианты фильма «Цареубийца» снимались параллельно. Это две самостоятельные картины, каждая из которых существует на отдельном негативе: один — с диалогами на английском языке — для Англии, другой — на русском языке для России. Для английской версии русские актеры произносили тексты на английском языке, чтобы артикуляция совпала с последующим озвучиванием английскими актерами.
Перезапись английской версии была полностью осуществлена в Лондоне известным звукорежиссером Полом Карром и она немного короче русской. Также для нее специально была написана другая музыка английским композитором Джоном Алтманом.

1993 — «Дети чугунных богов» (продюсер)

1993 — «Сны» (автор сценария и режиссер совместно с А.Бородянским)

  • Приз «Зеленое яблоко — золотой листок» Л.Свинцицкому за лучшую работу художника (1993 г.).
  • Приз «Золотая ладья» на фестивале «Окно в Европу», Россия, Выборг, 1993

1995 — «Американская дочь» (автор сценария совместно с А.Бородянским, режиссер)

  • Специальный приз жюри на II МКФ в Шанхае (Китай, 1995 г.).
  • Большой Президентский приз «Надежда» исполнительнице главной роли Элисон Уитбек (США) на III Открытом Российском и Международном кинофестивале в Сочи (1995 г.).
  • Приз Элисон Уитбек за лучшую женскую роль на фестивале детского фильма в Артеке (Крым, 1995 г.).
  • Приз «Золотой Овен», учрежденный фирмой «Кинотавр», продюсеру Борису Гиллеру «За смелость в осуществлении кинопроектов последних лет» («Американская дочь», «Кавказский пленник») (1997 г.).
  • Специальный Приз на фестивале в Пхеньяене (Корея)

Фильм участвовал в конкурсной программе МКФ в Монреале (1995 г.), Каире (1995 г.), Гетеборге (1996 г.), Дели (1996 г.), Тромсе (1996 г.), Злине (1996 г.)

1998 — «Кто, если не мы» — продюсер

1998 — «День полнолуния» (автор сценария совместно с А.Бородянским, режиссер)

  • Специальный приз жюри и специальный приз ФИПРЕССИ на XXXIII Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехия, 1998 г.).
  • Главный приз жюри, приз ФИПРЕССИ и приз публики на II Международном кинофестивале в Паличе (Югославия, 1998 г.).
  • «Золотой Пегас» на IV кинофестивале Московского кино «Московский Пегас» Дома Ханжонкова (1998 г.).
  • Приз Президентского совета фестиваля на IX открытом российском кинофестивале в Сочи «Кинотавр» (1998 г.).
  • Первый приз на XI Панораме европейского кино в Афинах Профессиональный приз Российской Академии кинематографических искусств «Ника-99» «За лучшую сценарную работу» А.Бородянскому и К.Шахназарову
  • Приз за режиссуру жюри критиков на региональном фестивале «Новое кино-5» (Екатеринбург, 1999г.).

2000 — «Сергей Бондарчук» — продюсер

2001 — «Яды, или Всемирная история отравлений»

  • Гран При на ОРКФ «Кинотавр» 2001 г.
  • Приз за лучший сценарий на МКФ «Киндред» в г. Колумбия (США) 2003 г.

2002 — «Звезда» (реж. Н.Лебедев) — автор проекта и генеральный продюсер

  • Приз им. М. Таривердиева на XIII ОРКФ «Кинотавр» за лучшую музыку к фильму (композитор А. Рыбников). Гран-при X Фестиваля российского кино в Онфлёре.
  • Приз X Фестиваля российского кино «Окно в Европу-2002». Гран-при и приз за лучшую мужскую роль (актер И. Петренко) VI Всероссийского фестиваля визуальных искусств.
  • Премия «Золотой орёл-2003» за лучшую операторскую работу (оператор Юрий Невский), за лучшую музыку к фильму (композитор Алексей Рыбников).
  • Премия «Ника-2003» за лучшую музыку к фильму (композитор Алексей Рыбников), за лучшую работу звукооператора (Александр Погосян), «Открытие года» (актер Игорь Петренко).
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за 2002 год.
  • Главный Приз на фестивале в Пхеньяене (Корея)

2004 — «Всадник по имени смерть» — режиссер-постановщик, главный продюсер, автор сценария совместно с А. Бородянским

  • Приз на 1 МКФ в Констанце, Румыния (2005 г.).
  • Приз «за гуманизм и яркие художественные качества» на Европейском кинофестиваль «Европа — здесь» в г.Пазарджик, Болгария (2005 г.).

Фильм принимал участие в МКФ в Монреале (Канада), Брюсселе (Бельгия), Гоа (Индия), Пуне (Индия), Кейптауне(ЮАР), Белграде (Югославия), Сингапуре, Шанхае (Китай), Иерусалиме (Израиль), Бангкоке (Таиланд), Боготе ( Колумбия), Дамаске (Сирия), Каире (Египет), Триесте (Италия), Констанце (Румыния), МКФ в Гаване (Куба), МКФ Кино и Музыки в Искии (Италия), Международном Операторском Кинофестивале в Битоле (Македония) и др.

2008 – «Исчезнувшая империя» — режиссер-постановщик, генеральный продюсер

  • «Золотой орел»- 2008 г. в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучшая мужская роль второго плана» (актеру Армену Джигарханяну).
  • Приз за режиссуру, специальный приз прессы и награда «Живая легенда российского кино» (актеру Армену Джигарханяну) на фестивале «Виват, кино России!» (Санкт-Петербург, 2008 г.).
  • Приз за лучший сценарий на 13 МКФ в Керале (Индия, 2008 г.).
  • Приз Зрительских Симпатий на Фестивале российского кино «Русское возрождение» в Австралии (2008 г.).
  • Приз за лучший сценарий на 29 МКФ Фантаспорто (Португалия, 2009 г.).
  • Приз «За высокое мастерство в киноискусстве» на МКФ в Гонолулу (Гавайи, 2009 г.).

Фильм принимал участие в МКФ в Лиме (Перу, 2008 г.), Монреале (Канада, 2008 г.), Пусане (Ю.Корея, 2008 г.), Маниле (Филиппины, 2008 г.), Чикаго (США, 2008 г.), Риме (Италия, 2008 г.), Пловдиве и Софии (Болгария, 2008 г.), Каире (Египет, 2008 г.), Гоа (Индия, 2008 г.), Гетеборге (Швеция, 2008 г.), Белграде (Сербия, 2008 г.), Гаване (Куба, 2008 г.), а также в фестивале «Московская премьера в Риге» (Латвия, 2008 г.), Фестивале российского кино в Эссене (Германия, 2008 г.), Фестивале Звезд в Гданьске (Польша, 2008 г.), 29 Международном Операторском Фестивале «Манаки Бразерс» в Скопье (Македония, 2008 г.), Кинофестивале, посвященном 100-летию Российского Кинематографа в Кельне (Германия, 2008 г.), 16 Фестивале Российского Кино в Онфлере (Франция, 2008 г.).

2009 – «Палата № 6» — автор сценария совместно с А. Бородянским, режиссер-постановщик, генеральный продюсер

  • Приз 31-го ММКФ за лучшую мужскую роль В. Ильину.
  • Выдвинут от России на премию Американской киноакадемии «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».
  • Приз австралийской критики на фестивале «Русское возрождение».
  • Приз за главные роли Владимиру Ильину и Алексею Верткову на XVII Международном кинофестивале в Дамаске.
  • Приз жюри на III Фестивале российского кино «Спутник над Польшей» .
  • «Золотой Орел» по итогам 2009 г. в номинации «Лучшая режиссерская работа».
  • Награды «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль» (актеру Владимиру Ильину) на Международном кинофестивале в Тегеране (по итогам 2009 г.).
  • Специальный приз международного жюри секции «20-я Режиссерская неделя — Награда Мануэла де Оливейры» на Международном кинофестивале «Фантаспорто 2010» в Порто.
  • Награды на кинофестивале «Литература и кино-2010» в Гатчине: Гран-при «Гранатовый браслет», «Лучшая мужская роль» (актеру Владимиру Ильину), Приз литературного жюри.
  • Кинопремия «Ника» в номинации «Лучшая мужская роль» актеру Владимиру Ильину.
  • Приз XII Международного кинофестиваля в Пхеньяне в секции «специальный показ».

2009 – «Соревнование по шашкам и домино» — генеральный продюсер

2012 – «Любовь в СССР» – режиссер-постановщик, продюсер.

2012 — «Белый Тигр» -режиссер-постановщик, продюсер, автор сценария совместно с А. Бородянским

  • Выдвинут от России на премию Американской киноакадемии «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».
  • Гран При «Золотой меч» X Международного фестиваля военного кино имени Ю.Н. Озерова.
  • Приз за лучшую режиссерскую работу X Международного фестиваля военного кино имени Ю.Н. Озерова.
  • Главный приз IX Международного кинофестиваля военно-патриотического фильма им. С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж», 2012.
  • Приз Госфильмофонда на IX Международном кинофестивале военно-патриотического фильма им. С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж», 2012.
  • Специальный приз жюри Пхеньянского международного кинофестиваля, КНДР, 2012.
  • Художественная премия Capri, Hollywood Международного кинофестиваля Capri, Hollywood, Италия, 2012.
  • Специальный приз жюри Международного кинофестиваля Фантаспорто, Португалия, 2013.
  • Приз лучшему актеру Международного кинофестиваля Фантаспорто, Португалия, 2013.
  • Приз лучшему режиссеру в «Неделе режиссеров» Международного кинофестиваля Фантаспорто, Португалия, 2013.
  • Приз за лучшую мужскую роль А. Верткову на Международном кинофестивале «Джемисон» в Дублине, Ирландия, 2013.
  • Приз за лучший игровой полнометражный фильм на кинофестивале «Русская весна в Тунисе», Тунис, 2013.
  • Приз за лучший сценарий на кинофестивале «Русская весна в Тунисе», Тунис, 2013.
  • Приз за «Лучший фильм на иностранном языке» на национальной кинопремии «Айак», Армения, 2013.
  • Приз в номинации «Лучший режиссер» на Кинофестивале Fantaspoa, Бразилия, 2013.
  • Приз кинокритиков Италии на XI Международном кинофестивале «Леванте», г. Бари, Италия, 2013.
  • I Премия в номинации «Кино- и телефильмы» в рамках 7-ой Премии ФСБ России «За лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов федеральной службы безопасности», 2012.
  • III Премия в номинации «Актерская работа» Кищенко В.Э. рамках 7-ой Премии ФСБ России «За лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов федеральной службы безопасности», 2012.
  • Премия «Золотой орел» Национальной Академии кинематографических искусств и наук России за лучший игровой фильм за 2012 год.
  • Премия «Золотой орел» Национальной Академии кинематографических искусств и наук России за лучшую музыку к фильму за 2012 год.
  • Премия «Золотой орел» Национальной Академии кинематографических искусств и наук России за лучший монтаж фильма за 2012 год.
  • Премия «Золотой орел» Национальной Академии кинематографических искусств и наук России за лучшую работу звукорежиссера за 2012 год.
  • Гран при «Лучший фильм» на Фестивале китайского кино «Один пояс, один путь», сентябрь 2018 (Москва, кинотеатр «Иллюзион»)
  • Приз в номинации «Лучший режиссер» на Фестивале китайского кино «Один пояс, один путь», сентябрь 2018 (Москва, кинотеатр «Иллюзион»)
  • Премия ФСБ России

2012 — «В окружении», короткометражный фильм — режиссер-постановщик, автор сценария

2012 — «Дорога на Берлин» — художественный руководитель, продюсер

2016 — «Сдается дом со всеми неудобствами» — продюсер

2017 – «Анна Каренина», восьмисерийный художественный фильм – режиссер-постановщик, автор сценария, продюсер.

  • Премия «Золотой орел» Национальной Академии кинематографических искусств и наук России за лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий)
  • Премия «Золотой орел» Национальной Академии кинематографических искусств и наук России за лучшую женскую роль на телевидении Елизавете Боярской
  • Премия «Золотой орел» Национальной Академии кинематографических искусств и наук России за лучшую работу художника-постановщика
  • Приз за Лучший сценарий в киносериале: Карен Шахназаров и Алексей Бузин за сценарий сериала «Анна Каренина. История Вронского» на фестивале «Семнадцать мгновений — Международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова».
  • Приз за Лучший киносериал: «Анна Каренина. История Вронского» на фестивале «Семнадцать мгновений — Международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова».
  • Гран-при на XVIII Международном телекинофоруме «Вместе»
  • Приз за лучшую режиссуру Карену Шахназарову на XVIII Международном телекинофоруме «Вместе»
  • Приз за лучшую женскую роль Елизавете Боярской на XVIII Международном телекинофоруме «Вместе»

2017 – «Анна Каренина. История Вронского» – режиссер-постановщик, автор сценария, продюсер

  • Награда «Лучший художественный вклад» («Best Artistic Contribution») на Международном кинофестивале в Монреале.
  • Приз за лучший фильм («Golden Reel Award») на Международном кинофестивале в Тибуроне, Калифорния
  • Приз за лучшую режиссуру (Best Director) Карену Шахназарову на Международном кинофестивале в Тибуроне, Калифорния
  • Приз за лучшую женскую роль (Best Actress) Елизавете Боярской на Международном кинофестивале в Тибуроне, Калифорния
  • Приз за лучшую операторскую работу (Best Cinematography) Александру Кузнецову и Алику Тагирову на Международном кинофестивале в Тибуроне, Калифорния
  • Награда «За использование передовых технологий в фильме «Анна Каренина. История Вронского» от компании Dolby

2018 – «Решение о ликвидации» – художественный руководитель, главный продюсер

2021 – «Владивосток» – автор сценария, главный продюсер

  • приз кинофестиваля в Шэньчжэне в номинации «Лучший романтический фильм»
  • приз зрительских симпатий на кинофестивале в Онфлёре

Карен Георгиевич Шахназаров

Фото Все

Видео Все

Лучшие выступления — Карен Шахназаров // Вечер с Соловьевым

Удалённое видео! Политкафе №22 Карен Шахназаров

Звезда на «Звезде» с Леонидом Якубовичем — Карен Шахназаров

Карен Шахназаров — биография

Карен Шахназаров – знаменитый российский кинорежиссер, сценарист, продюсер. Все его работы считаются очень успешными, некоторые фильмы стали настоящей классикой. Лучшими кинокартинами этого режиссера кинокритики считают «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Мы из джаза», «Анну Каренину». Карен Георгиевич получил широкую известность не только как успешный режиссер. Он пишет замечательные сценарии, является продюсером. Его вклад в отечественное киноискусство высоко оценило правительство России, режиссер носит звание Народного артиста РФ. За заслуги в области кинематографии Карен Шахназаров получил множество престижных премий и орденов.

Детство

Карен Шахназаров родился в Краснодаре 8 июля 1952 года. На самом деле его родители жили в Москве. Шахназаров-старший отправил жену на юг к родственникам перед самыми родами. Это была вынужденная поездка. Георгий Хосроевич Шахназаров в то время был столичным юристом, его карьера только начиналась, о собственной квартире приходилось только мечтать. Отец будущего режиссера по национальности был армянином, а мама, Анна Григорьевна – русская. Теща не одобряла выбор дочери, и не желала видеть в своей квартире выходца из Армении.

Карен Шахназаров в молодости

Анна Григорьевна была торговым работником одной из московских овощных баз. Впоследствии она окончит ГИТИС, будут заниматься театроведением. Отец через некоторое время займет высокое положение, попадет в номенклатуру, станет помощником первого и последнего президента СССР, Михаила Горбачева. Фамилия Шахназаровых широко известна в Армении. Это старинный аристократический род князей Малик-Шахназарянов. По неподтвержденным сведениям, прародителем семейного клана был сам Айк, легендарный первый армянин.

Семья Георгия Шахназарова всегда была очень хлебосольной, за их столом часто собирались знаменитые политики и актеры. Карен отлично помнит визиты Юрия Любимова, Владимира Высоцкого, Анатолия Эфроса, Людмилы Целиковской. Близкое знакомство с элитой артистического общества оказало большое влияние на юношу. Его притягивали к себе творческие профессии. В подростковом возрасте он мечтает стать художником, сильно увлекается живописью. Но любовь к кинематографу, к «живым картинам» взяла верх. Молодой человек поступает во ВГИК, на режиссерский факультет.

Карена записали в мастерскую Игоря Таланкина, где он очень скоро становится одним из любимых студентов. Высокая трудоспособность юноши, его талант не остались незамеченными. Именно Шахназаров был ассистентом Таланкина при работе над картиной «Выбор цели». С этого фильма и началась профессиональная биография молодого режиссера. Но после наступила вынужденная пауза – Карена призвали на действительную службу. Он отдавал долг Родине в разведывательной роте.

После возвращения в столицу режиссер работает самостоятельно. Он снимает целый ряд замечательных фильмов, пишет несколько сценариев для полнометражных картин. После распада Советского Союза режиссер активно осваивает профессию продюсера. В 1998 году Шахназарову предложили возглавить киностудию «Мосфильм». Карен не стал отказываться от лестного предложения, за несколько лет он смог вернуть «фабрике грез» ее былое величие. Когда режиссера спрашивают, как ему удалось сделать невозможное, он дает лаконичный ответ: «Я не ворую». Главная задача Карена Георгиевича – сохранение государственного статуса «Мосфильма» была выполнена. Он всеми силами боролся против приватизации киностудии, и очень гордится своей победой.

Режиссер является известным общественным деятелем. Он выступает на стороне «левых» партий, участвует в телепроектах и шоу. Шахназарова часто приглашает в свою студию ведущий Владимир Соловьев. Режиссер делает попытки восстановить утраченное уважение к личности Ленина и Сталина. Он лояльно относится к Владимиру Путину, в 2012 году был одним из членов «Народного штаба», который оказывал поддержку президенту в предвыборной гонке. Через шесть лет, когда наступил срок очередных выборов, Шахназаров стал доверенным лицом Путина. Он считает себя государственником, в программе Соловьева нередко выступает против оппозиционеров.

Шахназаров – справедливый человек, он всегда стоит за свободу творчества. В 2017 году он с возмущением высказался об инициативе депутата Госдумы Натальи Поклонской, требовавшей запрета на показ киноленты «Матильда» Алексея Учителя. Режиссер считает, что эта инициатива послужила бесплатной рекламой фильму.

У Карена есть однофамилец, некоторое время работавший в кинематографе. Это Михаил Шахназаров, в свое время также окончивший сценарно-режиссерский факультет ВГИКа. Но Михаил ушел из сферы телевидения и кино, сначала в банковский сектор, затем в журналистику.

Карен – талантливый сценарист собственных фильмов. Он издал ряд своих сценариев в виде художественных произведений. Это сборник «Курьер» (2004), книга «Яды, или Всемирная история отравлений» (2010).

Фильмы

В 70-80 годах Шахназаров снимает свои первые фильмы. Его дебют был скромным, выход первого фильма «Добряки» не принес режиссеру известности. Это было большим ударом для амбициозного юноши. Но затем пришел успех – картина «Дамы приглашают кавалеров» понравилась советским зрителям. Сценарий к этому фильму написал Шахназаров. Но ему было мало славы сценариста, молодой человек хотел стать успешным режиссером. Талант и упорная работа сделали свое, в 1983 году Карен снимает фильм «Мы из джаза». Картина произвела настоящий фурор. Читатели журнала «Советский экран» признали ее лучшим фильмом года.

Яркая, выразительная игра Игоря Скляра, Александра Панкратова-Черного, замечательная музыка были настоящим украшением картины. Кроме молодых актеров, здесь играли звезды – Борислав Брондуков, Евгений Евстигнеев. Многих артистов, которые снимались в первых его фильмах, режиссер будет приглашать и в следующие свои работы. В киноленте «Зимний вечер в Гаграх» сыграет свою роль блистательная Наталья Гундарева, в «Городе Зеро» — невероятно популярный Леонид Филатов, в «Цареубийце» — непревзойденный Олег Янковский. В фильме «Сны» главную роль сыграл Олег Басилашвили.

Фильм Карена Шахназарова «Курьер»

Одним из лучших фильмов Шахназарова критики справедливо называют «Курьер». Более того, картина, созданная в жанре молодежной трагикомедии, считается вершиной творчества этого кинорежиссера. Здесь зритель вновь встретится с Олегом Басилашвили, а актриса Анастасия Немоляева будет приглашена на свою первую значимую роль. Очень ярким получился и фильм «Американская дочь», картина, пронизанная личной трагедией режиссера. Карену тоже пришлось пережить расставание женой и дочерью. Главную роль в этом фильме сыграл Владимир Машков. Зрителям понравились и другие картины режиссера – «Всадник по имени Смерть», где главная роль досталась Андрею Панину и «Палата № 6», современная экранизация повести Чехова.

Кадр из фильма «Всадник по имени Смерть»

Эпопея о 70-х годах прошлого века под названием «Исчезнувшая империя» в дальнейшем была переосмыслена режиссером. Он изменил не только название фильма, но и сделал новый монтаж отснятого материала. Теперь фильм носит название «Любовь в СССР». В 2017 году режиссер порадовал россиян своей новой работой, фильмом «Анна Каренина. История Вронского». Главные роли в картине сыграли Елизавета Боярская и Максим Матвеев. Одновременно с этим фильмом вышла картина «Анна Каренина», первый сериал Шахназарова. Этот фильм – глубокая проработка творчества Льва Толстого, режиссер не только передал сюжет романа, но постарался найти ответ, по какой причине великосветская дама решилась на самоубийство.

Шахназаров не скрывал, что сюжет фильма будет представлять свободную интерпретацию знаменитого романа.

В адрес его работы было высказано много критики. Критиковали режиссера, сценарий, актеров.

Сценарий назвали однобоким, поскольку взаимоотношения Кити и Левина не были раскрыты. Работу Боярской посчитали не слишком убедительной. Карен Георгиевич не согласился с такой оценкой игры Елизаветы, он считает ее большой актрисой, создавшей замечательный образ любящей женщины.

Кадр из фильма «Анна Каренина»

После работы над экранизацией великого романа режиссер решил сделать творческий перерыв. Сейчас он занимается организационными вопросами, связанными с киностудией «Мосфильм». Федор Дунаевский, сыгравший главную роль в фильме «Курьер» (1986), сообщил режиссеру о своей готовности принять участие в съемках продолжения знаменитого фильма. Режиссер отказался от участия в съемках, но авторские права на проект он собирался передать Дунаевскому.


источники:

http://www.mosfilm.ru/concern/shakhnazarov/filmografiya.php

http://biographe.ru/znamenitosti/karen-shahnazarov/