Карен Хачатурян Композитор биография

Хачатурян Карен Суренович

Хачатурян Карен Суренович
Hachaturian Karen
Другие имена:Хачатурян Карэн Суренович,
Хачатрян Карен Суренович,
Хачатрян Карэн Суренович
На английском:Hachaturian Karen
Дата рождения:10.09.1920
Место рождения:Москва, Россия
Дата смерти:19.07.2011
Место смерти:Москва, Россия
Краткая информация:
Композитор

Содержание

Биография

Родился 10 сентября 1920 г.

С 1938 по 1941 гг. учился в музыкальном училище при Московской консерватории, где занимался сразу по двум специальностям: по фортепиано у Б.М. Медведева и В.В. Чертовой; по композиции у профессора Г.И. Литинского.

Занятия прервала война. К. Хачатурян вскоре был направлен в Ансамбль песни и пляски МВД. Молодому музыканту поручалось сочинять в чрезвычайно сжатые сроки строевые песни, небольшие инструментальные пьесы, танцевальную музыку, оркестровать уже имеющийся материал.

С 1945 по 1949 гг. учился в Московской консерватории на теоретико-композиторском факультете, где занимался у профессоров В.Я. Шебалина, Д.Д. Шостаковича и Н.Я. Мясковского.

Затем преподавал в консерватории.

Творческий путь

Под руководством Д.Д. Шостаковича К. Хачатурян пробует свои силы в разных жанрах (сюита, кантата, инструментальные пьесы) и создает первое значительное сочинение — Сонату для скрипки и фортепиано, которая в июле 1947 г. на I Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге была удостоена первой премии.

Под руководством Н.Я. Мясковского К. Хачатурян пишет Симфониетту, хор с оркестром «Слава Комсомолу» на текст А. Гаямова, который привлек яркой образностью, демократичностью, свежестью музыкальных интонаций.

Дипломным сочинением композитора, над которым он работал в 1948-1949 годах, стала кантата для смешанного хора и симфонического оркестра «Цвети и здравствуй, молодость!» на тексты Я. Купалы, В. Лебедева-Кумача и А. Досталя.

В 1949-1950 гг. К. Хачатурян продолжает заниматься у Н.Я. Мясковского, став аспирантом его класса.

В 1950 году К. Хачатурян пишет хор с симфоническим оркестром «У вербы одинокой» на стихи М. Лисянского.

30-летию Советской Армении К. Хачатурян посвятил «Молодежную увертюру», которая впервые прозвучала в концертах V пленума Правления Союза композиторов СССР 10 декабря 1951 года. Перед непосредственной работой над произведением композитор побывал в Армении, изучал и записывал народные песни и на их основе создавал собственные мелодии, близкие фольклорным образцам.

В первые послеконсерваторские годы «Веселый марш» и «Эстрадный марш», изданные «Музфондом» в 1952 году и звучавшие в вариантах для духового и эстрадно-симфонического оркестров.

Теме молодежи посвящена и лирическая оперетта К. Хачатуряна «Простая девушка» по одноименной пьесе В. Шкваркина (1959).

В 1960-1970-е годы К. Хачатурян создает серию крупных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений: Сонату для виолончели и фортепиано, Вторую симфонию, Струнный квартет, ораторию «Миг истории». Среди написанных в этот период камерных произведений — Ария для камерного оркестра, интродукция и фуга для органа.

Среди творческих достижений К. Хачатуряна 1960-х годов одно из значительных мест принадлежит Второй симфонии (1968) — сочинению-раздумью о своем времени, людях, событиях.

В круг зрелых произведений К. Хачатуряна наряду со Второй симфонией входит и Струнный квартет, созданный в 1969 году и посвященный памяти отца. Он с успехом исполнялся в Италии, Голландии, Бельгии, Англии. В дальнейшем прочное место в концертном репертуаре заняли такие произведения К. Хачатуряна, как Концерт для виолончели с оркестром (1983); трио для скрипки, валторны и фортепиано (1981), трио для скрипки, альта и виолончели (1984); пьесы для электрооргана (1982). В каждом из них ясно ощутимы остро современное чувство музыкальной формы, тонкость тембрового и гармонического слуха.

Общественная деятельность

Карэн Суренович ведет плодотворную деятельность в самых разных областях музыкальной культуры.

  • С 1957 г. — член правления Союза композиторов. Активно участвовал в работе секций и творческих комиссий Союза.
  • Член редколлегии журнала «Советская музыка».
  • Глава редакционного совета в издательствах «Советский композитор» и «Музыка.
  • Долгое время Карэн Суренович был членом правлений обществ «СССР — Вьетнам», «СССР — Африка» и Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом.

Сочинения

  • 1950 — «Волшебный клад» (мультфильм)
  • 1950 — «Желтый аист» (мультфильм)
  • 1950 — «Когда зажигаются елки» (мультфильм)
  • 1951 — «Сердце храбреца» (мультфильм)
  • 1953 — «Непослушный котенок» (мультфильм)
  • 1955 — «Необыкновенный матч» (мультфильм)
  • 1955 — «Пес и Кот» (мультфильм)
  • 1956 — «Старые знакомые» (мультфильм)
  • 1956 — «Шакаленок и верблюд» (мультфильм)
  • 1958 — «На перекрестке» (мультфильм)
  • 1959 — «Скоро будет дождь» (мультфильм)
  • 1960 — «Ждите писем»
  • 1960 — «Королевские зайцы» (мультфильм)
  • 1960 — «Мурзилка и великан» (мультфильм)
  • 1960 — «Разноцветные камушки»
  • 1960 — «Чипполино» (мультфильм)
  • 1961 — «Високосный год»
  • 1962 — «Семь нянек»
  • 1963 — «Большая дорога» (СССР/ЧССР)
  • 1963 — «Дети Памира»
  • 1965 — «Сегодня — новый аттракцион»
  • 1965 — «Спящий лев»
  • 1966 — «Выстрел»
  • 1966 — «Тимошкина елка» (мультфильм)
  • 1966 — «Это не про меня» (мультфильм)
  • 1967 — «Вий»
  • 1968 — «Полчаса на чудеса» — в новелле «Снежная крепость»
  • 1969 — «Странные люди»
  • 1970 — «О друзьях – товарищах» (телефильм)
  • 1970 — «Сладкая сказка» (мультфильм)
  • 1971 — «Нам некогда ждать»
  • 1972 — «В гостях у лета» (мультфильм)
  • 1974 — «Единственная дорога» (СССР/СФРЮ)
  • 1974 — «Футбольные звезды» (мультфильм)
  • 1976 — ««Сто грамм» для храбрости» (в одноим. к/а) (короткометражный)
  • 1976 — «Какая наглость» (в к/а «Сто грамм» для храбрости) (короткометражный)
  • 1976 — «По законам гостеприимства» (в к/а «Сто грамм» для храбрости) (короткометражный)
  • 1977 — «Родные»
  • «Про медали» — солдатская строевая песня на слова М. Вольпина.

На основе музыки к мультфильмам возникли детские оркестровые сюиты

  • «Новогодняя елка» (1951)
  • «В Монголии» (1952)
  • «Восточная сюита» (1953)
  • «Спортивная сюита» (1954)
  • «В цирке» (1968)

Обаятельные, насыщенные лукавым юмором музыкальные образы многочисленных мультипликационных фильмов, неистощимая тембровая изобретательность детских оркестровых сюит помогли композитору добиться успеха и в новом для него жанре — балетах «Чипполино» и «Белоснежка». [1]

Эстрадная музыка

  • песня «Здравствуй, мир» (слова Я. Халецкого)
  • вокальный цикл «Поэма матерей» (слова Г. Мистраль)
  • лирические песни «Ой ты, вешняя, светлая ноченька» (слова А. Фатьянова), «Земля, где родился и рос» (слова И. Шаферана), «Я тебя не жду» (слова Л. Дербенева), «Вдалеке от рязанских берез» (слова Ю. Полухина)
  • задорные, веселые шуточные песни «Песня водолаза» (слова А. Фатьянова), «Про медали» (слова М. Вольпина), «Идет военная игра» (слова М. Пляцковского)»

Как обработки народных напевов появились небольшие фортепианные сочинения «Украинский танец» и азербайджанский танец «Таракяма».

Музыка для театра и кино

К. Хачатурян создал музыку более чем к 20 театральным спектаклям и более чем к 40 кинофильмам.

  • «Два веронца» (1952) в Театре имени Вахтангова.
  • «Европейская хроника» А. Арбузова (1953) в Театре имени М.Н. Ермоловой.
  • «Виндзорские насмешницы» (1957) в Театре имени Моссовета.
  • «Поднятая целина» М. Шолохова (1957, Центральный театр Советской Армии)
  • «Никто» Эдуардо де Филиппо (1958, Ленинградский театр имени Ленинского комсомола)
  • «Внук короля» Л. Шейнина (1959, Центральный театр Советской Армии)
  • Четвертый позвонок Н. Слоновой по роману М. Ларни (1960, Московский театр сатиры)
  • «Бабьи сплетни» К. Гольдони (1963, Малый театр)
  • Итальянская трагедия А. Штейна (1971, Центральный детский театр)
  • «Слепой падишах» Н. Хикмета и В. Туляковой (1978, Московский драматический театр имени Гоголя)
  • Марш и юмореска из кинофильма «Большая дорога».
  • Медленный фокстрот «Ялта» из кинофильма «Странные люди».
  • «Песня водолаза» и «Ой ты, вешняя светлая ноченька. » из кинофильма «Братья».
  • «Невеселая песенка» из музыки к пьесе «Никто».
  • Песни «Я тебя обнимаю» из спектакля «Внук короля».
  • «Песня первых» из кинофильма «Ждите писем» и др.

Ряд кинопартитур послужил основой для создания симфонических сюит. Переработка киномузыки стала одной из существенных сторон творческой деятельности композитора.

Гимны

Карен Хачатурян является автором гимнов:

  • Национального гимна Занзибара (1964)
  • Национального гимна Сомали (1972)
  • Гимна Союза армян России
  • Гимна Автоинспекции СССР

Актёрские работы

  • 1969 — «Влюблённые»

Достижения

  • профессор Московской консерватории (с 1981)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1971)
  • Народный артист РСФСР (1981)

Награды

  • государственная премия СССР (1976)
  • орден Дружбы (1995)
  • орден «Знак Почёта» (2000)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007)
  • Премия Мэрии Москвы (1999)
  • Государственная премия РФ (2002)
  • Лауреат Конкурса молодых композиторов в Праге (1947, I премия)
  • орден «Серебряный Крест» САР

Членство в обществах и организациях

  • Член Союза композиторов СССР (РФ)
  • Секретарь Союза композиторов России
  • Член Международного общества Д. Д. Шостаковича

Изображения

Фото семьи деда с детьми

Арам Хачатурян с сыном Кареном

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями

Карэн Хачатурян

биография

Хачатурян Карэн Суренович

Родился 19 сентября 1920 года в Москве в семье театрального режиссёра Сурена Хачатуряна, брата знаменитого советского композитора Арама Хачатуряна (1903—1978).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (16.09.1971).
Народный артист РСФСР (2.11.1981).

В 1938 году поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории, где занимался сразу по двум специальностям: по фортепиано у Б. М. Медведева и В. В. Чертовой; по композиции у профессора Г. И. Литинского.
В 1941-1946 годах работал в Ансамбле песни и пляски НКВД СССР.
В 1949 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского (ранее занимался у В. Я. Шебалина и Д. Д. Шостаковича). В 1949-1952 годах учился в аспирантуре Московской консерватории. Член КПСС с 1952 года.
В кино с 1950 года, автор музыки к 50 игровым и анимационным фильмам, 20 театральным постановкам.
С 1952 года преподавал на кафедре инструментовки и сочинения Московской консерватории (с 1974 года — доцент, с 1981 года — профессор, в 1980–1997 гг. был заведующим кафедрой). Среди его учеников: А. Чайковский, А. Шнитке, С. Губайдулина, А. Балтин, В. Бабушкин, В. Полянский.
Ему принадлежит музыка государственных гимнов двух африканских республик — Занзибара и Сомали (1972).

С 1957 года был членом правления Союза композиторов, входил в состав редколлегии журнала «Советская музыка», возглавлял редакционные советы в издательствах «Советский композитор» и «Музыка». Долгое время состоял членом правлений обществ «СССР — Вьетнам», «СССР — Африка» и Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом.

Ушёл из жизни 19 июля 2011 года в Москве. Урна с прахом композитора захоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Основные сочинения:
Соната для скрипки и фортепиано, 1-я премия на конкурсе молодых композиторов в Праге (1947).
Соната для виолончели и фортепиано (1966). Посвящена её первому исполнителю — Мстиславу Ростроповичу.
Пять симфоний (1955, 1968, 1982, 1985, 2009).
Оратория «Миг истории» для чтеца, хора и симфонического оркестра (1971).
Концерт для виолончели с оркестром (1983).
Дифирамб для симфонического оркестра в честь Сергея Прокофьева (1991—1996).
Концерт для скрипки с оркестром (2009).
Сюиты для малого оркестра (1949, 1953, 1954, 1980).
Концертные марши (1952, 1976, 1979).
Оперетта «Простая девушка» (1959, Московский театр оперетты).
Балет «Чиполлино» (1973).
Балет «Белоснежка» (1993).
Кантата «Цвети и здравствуй, молодость» (1948).
Кантата «У вербы одинокой» (1950).
Струнный квартет памяти отца (1969).
Второй струнный квартет (1998).
Трио для скрипки, валторны и фортепиано (1981).
Трио для скрипки, альта и виолончели (1984, по заказу Венского общества Альбана Берга).
Интродукция и фуга для органа (1972).
7 пьес для электрооргана (1982).
Детская музыка для фортепиано (1978).
Adagio для виолончели и фортепиано (2004).
«Меридианы» для квинтета деревянных духовых инструментов (1993).

Карен Хачатурян Композитор биография

Первый успех пришел к К. Хачатуряну в 1947 г. в Праге, когда на Всемирном фестивале молодежи и студентов его Скрипичная соната была удостоена Первой премии. Второй успех — хореографическая сказка «Чипполино» (1972), обошедшая почти все балетные сцены нашей страны и поставленная за рубежом (в Софии и Токио). А далее идет, целый ряд достижений в области инструментальной музыки, которые позволяют судить о даровании ярком, серьезном, масштабном. Творчество К. Хачатуряна можно отнести к значительным явлениям советской музыки.

Композитор органично развивает традиции советского искусства, унаследованные им от учителей — Д. Шостаковича, Н. Мясковского, В. Шебалина, но создает свой самобытный художественный мир и среди стилевой многоликости сегодняшнего музыкального творчества умеет отстоять собственный путь художественного поиска. В музыке К. Хачатуряна запечатлено цельное, многогранное жизневосприятие, одновременно и эмоциональное и аналитическое, огромный запас веры в позитивное начало. Сложный духовный мир современника — главная, но не единственная тема его творчества.

Композитор способен со всей непосредственностью увлечься сказочным сюжетом, обнаруживая при этом мягкий юмор и изобретательность. Или вдохновиться исторической темой и найти убедительный тон объективного повествования «с места событий».

К. Хачатурян родился в семье театральных деятелей. Отец был режиссером, а мать художником сцены. Творческая атмосфера, в которой он вращался с юных лет, сказалась на его раннем музыкальном развитии и многосторонних интересах. Не последнюю роль в его художественном самоопределении сыграла личность и творчество его дяди А. Хачатуряна.

Образование К. Хачатурян получил в Московской консерватории, в которую он поступил в 1941 г. А дальше — служба в Ансамбле песни и пляски НКВД, выезды с концертами на фронт и в прифронтовые города. Годы студенчества относятся уже к послевоенному времени (1945-49).

Творческие интересы К. Хачатуряна разносторонни.

Он пишет симфонии и песни, музыку для театра и кино, балеты и камерно-инструментальные сочинения. Самые значительные произведения созданы в 60-80-е гг. Среди них — виолончельная Соната (1966) и струнный Квартет (1969), о котором Шостакович писал: «Квартет произвел на меня сильное впечатление своей глубиной, серьезностью, яркой тематикой, удивительным звучанием».

Заметным явлением стала оратория «Миг истории» (1971), повествующая о первых днях после покушения на В. И. Ленина и выдержанная в духе документальной хроники. Основой для нее послужили подлинные тексты того времени: газетные сообщения, воззвание Я. Свердлова, письма солдат. 1982 и 1983 гг. были чрезвычайно плодотворными, давшими интересные произведения в жанрах инструментальной музыки. Третья симфония и виолончельный Концерт являются серьезным вкладом в симфонический фонд советской музыки последних лет.

В этих сочинениях воплотились раздумья умудренного жизнью художника и человека о своем времени. Композиторский почерк отмечен силой и экспрессией развертывания мысли, мелодической яркостью, мастерством развития и построения формы.

Среди новых произведений К. Хачатуряна — «Эпитафия» для струнного оркестра (1985), балет «Белоснежка» (1986), скрипичный Концерт (1988), одночастная пьеса «Хачкар» для симфонического оркестра, посвященная Армении (1988).

Музыка К. Хачатуряна известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Она звучала в Италии, Австрии, США, Чехословакии, Японии, Австралии, Болгарии, ФРГ. Резонанс, вызванный исполнением музыки К. Хачатуряна за рубежом, привлекает к нему внимание музыкальной общественности разных стран. Его приглашают в качестве члена жюри одного из конкурсов в Японию, по заказу Венского общества Альбана Берга композитор пишет струнное Трио (1984), поддерживает творческие контакты с зарубежными исполнителями, создает Государственный Гимн республики Сомали (1972).

Главное качество музыки К. Хачатуряна — ее «общительность», живой контакт со слушателями. В этом — один из секретов ее популярности у многочисленных любителей музыки.


источники:

http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/21035/

http://www.belcanto.ru/khachaturian_karen.html