Владимир Караник
Биография
Гражданин Беларуси Владимир Караник за годы трудовой карьеры прошел путь от врача-онколога и сотрудника научно-практических центров до главы министерства здравоохранения и председателя Гродненского облисполкома. Профессиональные заслуги были отмечены орденом Отечества III степени. В 2021 году с легкой руки Александра Лукашенко о медике и политике заговорили как о потенциальном кандидате в президенты страны.
Детство и юность
Биография Владимира Степановича Караника началась в 1973 году в городе Гродно, культурной столице республики, входившей в состав Советского Союза. Семья, где воспитывался будущий политик и его старший брат Александр, жила в историческом центре — на улице имени героя Великой Отечественной войны красноармейца Агадила Сухамбаева. С 7-летнего возраста Володя учился в общеобразовательной школе № 16, находившейся в квартале, где стоял его дом.
У отца, занимавшегося сельским хозяйством, и матери, работавшей бухгалтером, был повод гордиться сыновьями. Екатерина Будевич — преподаватель белорусского языка и классный руководитель, называла Караника-младшего необычным, но добрым и воспитанным парнем, а также любимым учеником.
В детстве у Владимира было много друзей среди одноклассников. Он участвовал в общественной жизни и являлся членом команды КВН. Благодаря феноменальной памяти мальчик легко справлялся со сложными задачами, редкие тройки в журнале успеваемости огорчали родителей и его самого.
Незадолго до окончания школы будущий министр здравоохранения вместе с товарищем Дмитрием Гавроном — известным врачом-маммологом, стал заниматься баскетболом. На любительских состязаниях разного уровня он неоднократно признавался лучшим игроком.
Карьера
Еще в ранней молодости Караник решил получить высшее образование, поэтому поступил в мединститут города Гродно. По окончании интернатуры в середине 2006-го сын агрария и бухгалтера, специализировавшийся в области онкологии и радиологии, стал врачом-стажером в специализированном научно-исследовательском учреждении в деревне Боровляны.
Защитив диссертацию без отрыва от трудовой деятельности, он получил степень доктора медицинских наук.
Перед тем как перейти на управленческую работу, Владимир Степанович внес вклад в развитие онкологического отделения торакальной хирургии РНПЦ ОМР им. Н. Н. Александрова, находившегося в агрогородке Лесной в Минской области. Все сложные и ответственные операции выпускник гродненского вуза делал сам.
В 2011-м Караник переехал в столицу Беларуси и занял пост главврача клинического онкодиспансера. За 8 лет он нашел средства на строительство современного радиологического корпуса, обновление медицинского оборудования, а также обустройства мест общественного пользования, лабораторий, операционных и палат.
В июне 2019-го кандидата медицинских наук призвали на государственную службу. Перед утверждением на должности министра здравоохранения республики он получил статус главного онколога страны.
За время работы в правительстве Сергея Румаса Владимир Степанович нашел общий язык с коллегами и подчиненными. Пандемия коронавирусной инфекции, начавшаяся весной 2020-го, осложнила рабочий процесс.
Когда в стране появились первые зараженные вирусом COVID-19, министр настоял на оперативном и всестороннем освещении проблемы. Информацию о статистике распространения заболевания Караник сообщал на регулярных пресс-конференциях, транслировавшихся в прямом эфире, и через специально созданный телеграм-канал.
К лету по инициативе главы государства Министр здравоохранения Беларуси и его замы прекратили общение с представителями прессы. На протяжении месяцев люди разных национальностей, населявшие республику, ничего не знали о количестве мест в стационарах и числе больных.
Такая ситуация породила критику в адрес Владимира Степановича и других членов правительства, не разглашавших правды об опасности неизвестной инфекции. В «Инстаграме» и других социальных сетях недоброжелатели писали, что чиновники вводили в заблуждение граждан и заинтересованные международные организации, занижая данные об уровне заболеваемости и смертности, а также в недостаточной степени снабжали средствами индивидуальной защиты врачей, находящихся на передовой.
После президентских выборов 2020 года, когда страну захватила волна протестов, министр здравоохранения попытался поговорить с митингующими, но диалог наладить не удалось. Александр Лукашенко и новый глава белорусского правительства Роман Головченко отреагировали на ситуацию. Кандидата медицинских наук, предварительно награжденного орденом Отечества III степени за профессионализм и участие в организации мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, освободили от занимаемой должности. Министерское кресло занял Дмитрий Паневич — выпускник Ленинградской военно-медицинской академии им. С. М. Кирова.
На следующий день после объявления об отставке Караник стал председателем облисполкома Гродненской области. Спустя короткий промежуток времени он позволил себе неосторожные высказывания об избитом ОМОНовцами подростке на встрече с руководством предприятия «Гродно Азот» и стал объектом нападок со стороны общественников и журналистов.
Личная жизнь
О личной жизни Владимира Караника посторонним известно немного. В молодости симпатичная образованная девушка стала его официальной женой. После свадьбы в семье выпускника Гродненского государственного медицинского института родились дети — мальчик и девочка. К сожалению, работа часто мешает проводить время с семьей.
Владимир Караник сейчас
Сейчас Владимиру Каранику приходится работать над укреплением репутации, потому что в начале губернаторства он получил ряд негативных оценок жителей гродненской области и представителей СМИ.
Президент Беларуси Александр Лукашенко не сомневается в подчиненном. Весной 2021 года глава государства заявил, что видит бывшего министра здравоохранения в числе будущих кандидатов на высший правительственный пост.
Караник Владимир Степанович
Председатель Гродненского областного исполнительного комитета
Родился в 1973 году в г. Гродно.
Окончил лечебный факультет Гродненского государственного медицинского института. Имеет ученую степень кандидата медицинских наук.
С 1990 по 2011 год прошёл путь от врача-стажёра до заведующего онкологическим торакальным отделением в Научно-исследовательском институте онкологии и медицинской радиологии им.Н.Н.Александрова.
С 2011 по 2019 год работал главным врачом учреждения здравоохранения «Минский городской клинический онкологический диспансер», г.Минск.
С 2019 по 2020 год – Министр здравоохранения Республики Беларусь.
22 августа 2020 года назначен председателем Гродненского областного исполнительного комитета.
Основные направления деятельности
Общее руководство деятельностью Гродненского областного исполнительного комитета.
Координация деятельности исполнительных комитетов области.
Вопросы взаимодействия с Советами депутатов, органами прокуратуры, государственной безопасности, суда, комитета Государственного контроля Гродненской области, налоговыми, таможенными, пограничными и военными органами, банковскими организациями.
Решение вопросов назначения (утверждения, освобождения) и согласования назначения (освобождения) на должности работников, включенных в кадровые реестры Президента Республики Беларусь и Гродненского областного исполнительного комитета.
Руководство аттестационной комиссией по аттестации председателей Гродненского городского и районных исполнительных комитетов, глав администраций районов г.Гродно, руководителей структурных подразделений Гродненского областного исполнительного комитета.
Руководство гражданской и территориальной обороной области.
Чем запомнился Владимир Караник на должности министра здравоохранения
Сегодня в Гродненской области сменился губернатор. Неожиданно на этой должности Владимира Кравцова сменил уже бывший министра здравоохранения Владимир Караник — человек, который на посту министра провел не так много времени, но при этом постоянно был в центре внимания. Onliner вспоминает, чем запомнился Караник на этом посту.
Владимир Караник был назначен министром здравоохранения в июне 2019-го, то есть чуть больше года назад. До этого он восемь лет занимал пост главного врача Минского городского клинического онкологического диспансера. Родился Караник, к слову, в Гродно, там же окончил медицинский университет, то есть со спецификой региона знаком хорошо.
Назначен министром после «дела медиков»
Смена руководства Министерства здравоохранения в июне прошлого года была связана, кроме прочего, и с пресловутым «делом медиков». Вот как Александр Лукашенко прокомментировал назначение: «Это же позор, когда снизу доверху повязаны взятками руководители учреждений и организаций! Притом хорошие руководители, которые себя хорошо как специалисты зарекомендовали (не будем называть фамилии). До сих пор ко мне ходят, просят: уникальный человек, отпустите, он будет там дневать и ночевать в учреждении здравоохранения. Взятки, которые взял, вернул в двойном размере — надо простить. Сижу и думаю: а как простить? Ведь предупреждал же всех, что коррупция — это не про Беларусь. Прощения не будет никому. Немножко прибурели, как в народе говорят, обнаглели, поэтому всех надо привести в чувство. И вы это можете сделать».
Спустя пару дней Караник дал пресс-конференцию, на которой пообещал журналисту Onliner, задавшему вопрос про присутствие министра в социальных сетях, что ведомство будет демонстрировать полную открытость. «Надо понимать, что мы государственные служащие. Есть четкие механизмы взаимодействия со СМИ. Но это ни в коем случае не свидетельствует о какой-то закрытости. Мы будем и дальше демонстрировать полную открытость. Facebook — это все-таки социальные сети, это касается моего личного времени, моих личных впечатлений. Для того чтобы довести до населения мою точку зрения как должностного лица, есть пресс-служба Минздрава, специальный сайт Минздрава, есть вот такие встречи с журналистами. Мы планируем расширить практику брифингов по тем вопросам, которые волнуют наше общество», —сказал Караник.
Встретил на посту министра коронавирус
Караник был в должности министра здравоохранения, когда в Беларуси началась эпидемия коронавируса. Примерно в это же время министерство, которым руководил чиновник, из открытого превратилось в закрытое. Во время эпидемии Минздрав неоднократно подвергался критике, при этом Александр Лукашенко, отметившийся рядом резонансных заявлений, поддерживал выбранный курс.
Сам Караник говорил про коронавирус так: «Все новое пугает, это новая инфекция, во-первых. Во-вторых, принимаются беспрецедентные меры по всему миру. Аналитики строят прогнозы один краше другого. Естественно, это вызывает у людей панические настроения. Одни эксперты показывают сценарий апокалипсиса: миллионы умерших, миллиарды заболевших. Другие рассказывают, что этот вирус ничем не опаснее сезонного гриппа. Но это две крайности, истина где-то посередине. Есть разные пути минимизации распространения инфекции. Путь, который рекомендует ВОЗ, — попытка отслеживания и изоляции контактов, чтобы разорвать эпидемиологические цепочки. Ограничительные меры социального дистанцирования важны, этот факт никто не оспаривает. Когда мы перевалили за 500 случаев, был введен следующий план, который реализуется сейчас. Контакты первого уровня должны наблюдаться на дому, а не в медицинских учреждениях, где больше риск перекрестного заражения».
Во время сражения с эпидемией коронавируса были назначены доплаты медикам, которые работали с заразившимися пациентами. Однако многие жаловались на то, как распределяются эти доплаты.
«Если в течение смены медицинский персонал контактировал с пациентом с коронавирусной инфекцией, оплата идет за всю смену. То есть не за те минуты, полчаса или час, пока они занимались оказанием медицинской помощи. Если таких смен в течение месяца было более 30%, оплата идет за весь месяц — то есть полная оплата, — сказал чиновник; по его словам, здесь видится социальная справедливость: — Те, кто действительно десять дежурств постоянно занимался оказанием медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией и кто на одном дежурстве осуществил перевозку пациента… по-моему, несправедливо, что они получат абсолютно одинаковые доплаты. Здесь мы выполняем принцип социальной справедливости и жестко следуем указу президента. Все, кто контактировал с этими пациентами, получат доплату. Минимально — это смена. Максимально — за полный месяц работы».
Тем не менее деятельность Минздрава во время пандемии подвергалась резкой критике. В частности, бытовало мнение, что «Беларусь спасает экономику, а не людей».
«Когда нас пытались обвинять, что мы не вводим ограничительные мероприятия для того, чтобы не нанести ущерба экономике, говоря, что наши соседи спасали людей, а не экономику, у меня в таком случае было желание ответить, что белорусская система здравоохранения тоже спасала людей, а не экономику. Просто она начала делать это раньше. Когда во всем мире сокращали санитарно-эпидемиологическую службу (многие считали, что содержать такую службу нецелесообразно), мы ее совершенствовали, развивали, увеличивали количество лабораторий, проводили их оснащение, —отвечал на критику Караник. — Потому что мы спасали людей, а не экономику. Когда нас критиковали за избыточный коечный фонд и говорили, что его можно сократить и в повседневной жизни стране, возможно, не нужно столько коек, мы сохраняли социальный стандарт, принятый у нас в стране. Потому что мы спасали людей, а не экономику. Экономическая их целесообразность — вопрос дискуссионный, но когда пациенту необходимо оказать медпомощь, а свободных коек нет, то это реальная угроза для его жизни и здоровья».
Поправки в закон о здравоохранении
При Каранике были приняты поправки в закон о здравоохранении. В частности, в законопроекте предусмотрено создание системы по управлению качеством медицинской помощи. Для этого устанавливаются новые виды экспертиз, в том числе качества медицинской помощи и фармакоэкономическая.
«Мы переходим к экспертизе качества каждого случая оказания медпомощи, чтобы проанализировать, насколько объем медпомощи соответствовал клиническим протоколам и действующей медбазе», — отметил Караник.
Конфликты с медиками во время протестов
Во время протестов после выборов многие медицинские работники вышли на улицу, чтобы обозначить свою позицию. Так, возле медицинского университета в Минске медики выстроились в цепочку солидарности. К ним приехал Владимир Караник. Спустя некоторое время в официальном Telegram-канале Минздрава появился монолог министра.
«Грустно видеть, как четко срежиссированное мероприятие пытаются выдать за стихийно возникшую акцию протеста медиков. Обидно понимать, что наших коллег используют для создания картинки и провоцирования силового ответа представителей органов внутренних дел. Удивительно осознавать, что люди, выступающие против насилия, отказываются разговаривать и решать проблемы», — написал Караник.
17 августа медики собрались уже возле Минздрава и задали министру Каранику ряд жестких вопросов. В итоге министра освистали. Толпа принялась кричать: «Позор!» Министр заявил: «Если вы покричать — я поеду, если есть вопросы — задавайте, отвечу». Каранику практически не давали отвечать на вопросы, все скандировали и перекрикивали его. Министр развернулся и порывался уйти, люди не пустили. Он выступал примерно шесть минут, последние две из них пытался вырваться из сверхплотного кольца пришедших и, оказавшись в машине, не мог уехать с места. Толпа заблокировала автомобиль. На следующий день министр опубликовал открытое письмо.
«Мне, как и большинству здравомыслящих коллег, с болью и разочарованием приходится смотреть на то, что сейчас происходит в системе здравоохранения и в медицинской среде. Мы заменили нормальное человеческое общение ядовитыми постами в социальных сетях, причем за спиной, исподтишка, без возможности выслушать мнение второй стороны. Конструктивное обсуждение заменили обменом петициями и пресс-релизами. Я не сторонник мегафонной дипломатии и всегда считал, что поиск решения за круглым столом — это всегда наиболее правильный путь», — писал Караник.
Это было последнее заявление Владимира Караника в должности министра здравоохранения.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
http://grodno-region.by/ru/karanik-ru/
http://people.onliner.by/2020/08/22/chem-zapomnilsya-vladimir-karanik