Карандаш Клоун Википедия биография

Михаил Румянцев (Карандаш) — биография, новости, личная жизнь

Михаил Николаевич Румянцев

Михаил Николаевич Румянцев, известный как Карандаш. Родился 27 ноября (10 декабря) 1901 года в Санкт-Петербурге — умер 31 марта 1983 года в Москве. Советский цирковой артист, клоун, актер. Заслуженный артист РСФСР (1939). Народный артист РСФСР (1958). Народный артист СССР (1969). Герой Социалистического Труда (1979).

Михаил Румянцев, ставший широко известным как клоун Карандаш, родился 27 ноября (10 декабря по новому стилю) 1901 года в Санкт-Петербурге в семье рабочих.

С ранних лет отлично рисовал. В 1914 году поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха).

Его юность пришлась на Гражданскую войну. Чтобы выжить, он подрабатывал в кинотеатре рисованием афиш. Позже весь реквизит в цирке для своих выступлений всегда делал сам.

В 1922 году переехал в Старицу (ныне Тверская область), где устроился писать плакаты для городского театра.

В 1925 году, будучи с театром на гастролях, остался в Твери и работал оформителем плакатов. В этом же году переехал в Москву, где устроился художником-плакатистом в кинотеатр «Экран жизни» и рисовал афиши для кинофильмов.

В 1926 году, увидев рядом с собой актёров эпохи немого кино М. Пикфорд и Д. Фэрбенкса-старшего, решил стать артистом. Поступил на курсы сценического движения, после чего — на Курсы циркового искусства (ныне — Государственное училище циркового и эстрадного искусства) в класс акробатов-эксцентриков, который вёл будущий главный режиссёр Цирка на Цветном бульваре М. С. Местечкин. Курсы окончил в 1930 году.

Далее работал в цирках Смоленска, Казани, Сталинграда (ныне Волгоград).

С 1928 года стал появляться на публике в клоунском образе Чарли Чаплина. Но в 1932 году решил отказаться от этого образа.

В 1934-1935 годах в Ленинградском цирке создал новый образ, взяв псевдоним французского художника-карикатуриста Каран д’Аша.

Герой Карандаша — взрослый человек, сохранивший непосредственность и жизнерадостность ребёнка. Это помогало созданию комических ситуаций, делало убедительными трюки, исполняемые артистом. Одновременно вырабатывал свой сценический образ, подбирая манеру выступления, костюм.

Карандаш постоянно участвовал в номерах акробатов, гимнастов, жонглёров, дрессировщиков.

С 1936 года переведён в Московский цирк (ныне Московский цирк Никулина на Цветном бульваре). Публика столицы с интересом приняла нового артиста.

В 1938 году дебютировал в кино, сыграв в фильмах «Новая Москва» и «Весёлые артисты». В 1939-м на экраны вышли картины с его участием «Девушка с характером» и «Высокая награда».

Михаил Румянцев в фильме «Высокая награда»

Во второй половине 1930-х решил добавить в свой сценический образ собаку — маленького скотч-терьера по кличке Клякса. Так началась карьера Карандаша как клоуна.

За всю жизнь у него было тринадцать Клякс. Первую принесла в коммуналку, где жил Карандаш, чья-то домработница — ее хозяина репрессировали, и собачонку деть было некуда.

Во время войны, отправляясь из Москвы в эвакуацию в Омск, где его уже ждала жена, он прибежал на вокзал с чемоданчиком и своим скотч-терьером. Поезд был набит битком. Взять с собой собаку ему запретили, так как людям места не хватало. И Карандаш решил идти из Москвы в Омск с собакой пешком. Он добирался три месяца, хотя дело было зимой. Обморозил руки и ноги. Время от времени его подвозили и подкармливали, так как продовольственных карточек у Михаила Николаевича не было.

Карандаш и Клякса

В 1942 году создал специальную артистическую бригаду, выезжавшую на фронты Великой Отечественной войны.

С 1946 часто возглавлял клоунские группы. В 1940-1950 годы стал привлекать в свои выступления помощников-учеников. Одними из таких были Ю. В. Никулин и М. И. Шуйдин. Популярность клоуна была такова, что одними своими выступлениями он мог «спасти» любой цирк в финансовом плане — аншлаг был гарантирован. К своей профессии относился очень добросовестно и тщательно. Требовал безукоризненной точности в работе от своих помощников, осветителей, униформистов.

Михаил Румянцев и Юрий Никулин

В Советском Союзе популярность Карандаша была невероятной. Как вспоминал Юрий Никулин, билеты на представления легендарного клоуна раскупали молниеносно, а толпы желающих, любым способом старавшихся попасть на его выступление, порою сдерживала конная милиция.

Неоднократно гастролировал за рубежом.

«Конечно, цирковой комик должен всегда быть готовым «обыграть» всякого рода неожиданности, он обязан быть своего рода импровизатором. Но я считал себя актером и находил, что должен показывать, а зритель — смотреть», — говорил Карандаш.

О «политических» шутках знаменитого клоуна тоже ходили легенды. Например, во времена брежневского «застоя» выходил на манеж с огромной «авоськой», битком набитой всякими дефицитными деликатесами: банками с икрой, батонами сырокопчёной колбасы, ананасами и прочим (всё это было, конечно, муляжами). Выходил и молчал. И весь зал тоже молчал — ждал, что скажет Карандаш. Тогда клоун громко говорил: «Я молчу потому, что у меня всё есть. А вы почему?!».

Продолжал сниматься в кино, играя комедийные роли, как правило — самого себя. Среди его работ в кино — фильмы «Иван Никулин — русский матрос», «Карандаш на льду», «Самоуверенный Карандаш», «Парад-алле», «Две улыбки».

Михаил Румянцев в фильме «Парад-алле»

«У каждого вида искусства свой путь к истине, а у каждого художника свой путь познания истины. Я выбрал смешной путь», — говорил Карандаш.

Всего проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти.

За десять дней до смерти он еще работал. Возвращаясь с гастролей домой, сильно простудился в поезде. Началась пневмония. Но к врачам не обращался. Но сам с воспалением легких организм не справился.

Умер 31 марта 1983 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище (участок № 10).

клоун Карандаш

Образ Карандаша неоднократно использовался в советской мультипликации: «Киноцирк» (Союзмультфильм, 1942), «Карандаш и Клякса — весёлые охотники» (Союзмультфильм, 1954), «Девочка в цирке» (Союзмультфильм, 1950).

В Москве на доме (1-я Тверская-Ямская ул., д. 13), в котором Карандаш проживал в последнее десятилетие, установлена мемориальная доска.

В Москве на улице Ефремова, д. 12, около здания Союза цирковых деятелей России установлена скульптурная композиция из бронзы, которая называется «Карандаш и его собака Клякса»: клоун в смешной шляпе стоит в натуральный рост, а у его ног — чёрный скотч-терьер. Автор этой композиции — белорусский скульптор В. Долгов. Аналогичный памятник также установлен перед зданием Гомельского государственного цирка.

В 1987 году имя клоуна было присвоено московскому Государственному училищу циркового и эстрадного искусства.

Рост Михаила Румянцева: 142 сантиметра.

Личная жизнь Михаила Румянцева:

Жена — Тамара Семёновна Румянцева. Хотя рост артиста был всего 142 сантиметра, однако никаких комплексов он при этом не испытывал. Его супруга Тамара Семёновна была намного выше его и младше на двадцать лет. Когда они познакомились, она только закончила школу. Девушкой была очень красивой, и родители ее без восторга приняли выбор дочери. Но в результате Тамара Семеновна стала не только его женой, но и коллегой — была негласным руководителем коллектива. Именно с ее легкой руки скотч-терьер, с которым выступал Карандаш, получил кличку Клякса. Увидев черный комочек на красном манеже, она воскликнула: «Ну прямо клякса!».

В браке в 1938 году родилась дочь Наталья Румянцева, искусствовед, автор книги об отце «Карандаш» (1983).

Внучка — Овенэ Гагиковна Румянцева (род. 1972), поэт и драматург.

Овенэ Румянцева — внучка Михаила Румянцева

Любил снимать на кинокамеру, которую купил за рубежом в одной из первых гастрольных поездок. Своим хобби считал рыбалку.

Фильмография Михаила Румянцева:

1938 — Новая Москва — Карандаш (нет в титрах)
1938 — Весёлые артисты (короткометражный)
1939 — Девушка с характером — официант в вагоне-ресторане
1939 — Высокая награда — клоун в цирке (нет в титрах)
1941 — Старый двор
1941 — Неистовый рыболов (короткометражный)
1942 — Концерт фронту — клоун Карандаш (нет в титрах)
1943 — Киноконцерт к 25-летию Красной Армии
1944 — Иван Никулин — русский матрос — итальянец
1948 — Карандаш на льду (короткометражный) — клоун Карандаш (озвучил Эраст Гарин)
1955 — Самоуверенный Карандаш (короткометражный) — клоун Карандаш
1964 — Соберите Венеру (фильм-спектакль) — Карандаш
1966 — Великие клоуны. Это очень, очень серьёзно. (документальный)
1967 — День цирка на ВДНХ (документальный)
1967 — Великие клоуны. Юрий Никулин (документальный)
1969 — Парад-алле
1969 — Две улыбки (киноальманах)
1983 — Цирк нашего детства (документальный)

Библиография Михаила Румянцева:

1954 — На арене советского цирка
1987 — Карандаш. Над чем смеётся клоун

Награды и звания Михаила Румянцева:

Заслуженный артист РСФСР (1939)
Народный артист РСФСР (1958)
Народный артист СССР (30.09.1969)
Герой Социалистического Труда (1979)
Герой Социалистического Труда (20.12.1979)
Орден Ленина (20.12.1979)
Два ордена Трудового Красного Знамени (19.11.1939, 26.11.1971)

Срывал афиши и отказывался выступать. Сильный характер маленького Карандаша

120 лет назад родился человек, который выбрал своим псевдонимом неодушевленный предмет. Да так и запомнился всем как Каран д`Аш. Или просто: Карандаш. Один из первых клоунов России.

По паспорту он был Михаил Николаевич Румянцев. Но, придя в 34 года в Ленинградский цирк, артист взял себе псевдоним, который прежде носил французский художник-карикатурист, родившийся в Москве, Эммануил Пуаре (Каран д`Аш). Тогда благодаря поддержке итальянца Гаэтано Чинизелли Михаил Румянцев начал работать по-новому, отказавшись от выбранного поначалу знакомого всем стиля Чарли Чаплина. Теперь он сам придумал себе костюм, манеру выступления и сценический образ в целом. Шляпа-конус, широкие штаны, мешковатый пиджак. Таким запомнили зрители маленького клоуна Карандаша.

Жена была сильно моложе и… выше

Собственно, никем другим он, пожалуй, и не мог быть. Рост Михаила Румянцева составлял всего 142 см. Куда с таким пойдешь? Ассистентка Карандаша Тамара, ставшая его женой, была на 17 лет моложе. И намного… выше. Но никого это не смущало. Супруги много лет работали вместе и прожили более полувека, вырастив дочь Наталью и дождавшись внучки Овенэ.

Впрочем, мечтать и о клоунской карьере маленький Миша не смел. Он появился на свет в семье петербургского слесаря и домохозяйки (к сожалению, рано умершей). В доме было еще двое детей. А учился Миша из рук вон плохо. С горем пополам окончив школу, Румянцев поступил учиться художественному ремеслу. Но тут началась революция…

Решив помочь близким, освободив их от лишнего рта в лихую годину, Михаил уехал из родного дома в Тверскую губернию и устроился в театр. Подсобным рабочим, который должен был рисовать афиши, продавать билеты и ассистировать постановщикам. Будучи с театром на гастролях в Твери, Румянцев остался там… оформителем плакатов. Позже перебрался в Москву — в кинотеатр «Экран жизни», где рисовал афиши для фильмов. И однажды, увидев звезд немого кино Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса-старшего, решил стать артистом.

Курсы сценического движения, потом — циркового искусства (сегодня это знаменитое училище на 5-й улице Ямского Поля). Дебют в 1928 году. И вот уже Румянцев колесит по циркам страны. В поисках творческих идей. И себя.

В 1935 году Михаил наконец-то вернулся домой, в Ленинград. А уже через год его перевели в Московский цирк (тот самый, что теперь носит имя ученика Румянцева — Юрия Никулина).

Не пустили в поезд с собакой

В столице Карандаш быстро стал любимцем публики. Тем более, что в поисках помощника он выбрал себе… черного скотч-терьера Кляксу. С тех пор дуэт был неразрывным. Собак, конечно, было несколько. Они подменяли друг друга в разных номерах, даже уходили в мир иной. Но никто из зрителей об этом не догадывался — с легкой руки жены Тамары, «подруг» Карандаша (а всего их было 13!) всегда звали одинаково.

«Михаил Николаевич обожал своих скотч-терьеров Клякс, — вспоминала внучка артиста Овенэ Румянцева. — Я бы не сказала даже, что он их дрессировал. Собаки выходили на манеж и с удовольствием включались в игру. Самую знаменитую Кляксу звали Чопой. Дед водил ее по собачьим выставкам, и на каждой она получала по медали. И вовсе не потому, что ее хозяин — сам Карандаш. Чопа была необыкновенно обаятельным скотч-терьером с голубыми глазами».

Номера Михаила Румянцева, к слову, получались скорее эстрадными, чем цирковыми. Это была сатира, социальная критика. Но неизменно — идеологически выверенная. Ни одного лишнего слова или движения! Его репризы «Речь министра пропаганды Геббельса», «Венера Милосская», «Рама», «Случай в парке» стали классикой циркового жанра. При этом выйти на манеж Румянцев мог и без заранее подготовленных сценок. Опыта, фантазии, способности к экспромту хватало с лихвой.

Во время Великой Отечественной Михаил Николаевич создал артистическую бригаду и выезжал с ней на фронт — поддерживать боевой дух воинов. А спустя годы со смехом вспоминал, как однажды его не пустили в поезд с собакой, и ему пришлось три месяца добираться до Омска на попутках и пешком. Сразу же после войны Румянцев организовал при Московском цирке студию клоунады, куда пришел учиться Юрий Никулин, отвергнутый ВГИКом и ГИТИсом. Учениками Карандаша также были Михаил Шуйдин и Олег Попов.

Шутка сказать — за свои заслуги в деле несерьезного искусства Карандаш был удостоен звания Героя Социалистического Труда. И неофициально признан главным клоуном страны.

«Я выбрал смешной путь»

«У каждого художника свой путь познания истины, — скажет спустя годы народный артист. — Я выбрал смешной путь».

Михаил Николаевич выходил на арену больше 55 лет. Участие Карандаша в представлении гарантировало аншлаг. Но артист не любил, когда его имя и фамилию писали на афишах. Бывало, даже срывал их. Или отказывался от выступления, если организаторы селили его в гостиничный номер «Люкс», а остальных артистов — в общежитии.

Одна беда была у Румянцева, которая портила жизнь скорее жене, чем ему — алкоголь. Он «зашивался» и вырезал «торпеду», хитрил и обманывал Тамару, устраивал тайники. К счастью, на работе это не сказывалось. Да и прожил клоун 81 год. Последний раз выйдя на манеж за несколько дней до смерти…

Карандаш

Биография

До сих пор настоящие поклонники циркового искусства с любовью и трепетом вспоминают всемирно известный образ клоуна Карандаша, за которым скрывался талантливый артист Михаил Николаевич Румянцев. Неустаревающая сатира, демонстрирующая сценки времен Великой Отечественной войны и рассказывающая истории из жизни маленького человека, вошла в творческую энциклопедию советского цирка и стала учебным пособием для сотни артистов в России и за рубежом.

Детство и юность

Биография клоуна Карандаша, настоящее имя которого — Михаил Николаевич Румянцев, началась в Петербурге 10 декабря 1901 года. Его детство прошло в кругу семьи, состоявшей из отца, слесаря компании «Симменс и Гальске», которая позже преобразовалась в предприятие «Электросила», матери-домохозяйки, младшего брата Николая и сестры Елены.

Идиллия нарушилась с потерей родительницы, которая скончалась после продолжительной болезни и оставила главе дома заботы об образовании и воспитании маленьких детей. Нежелание быть обузой подтолкнуло Мишу, едва окончившего среднюю школу, поступить на курсы художников-ремесленников и покинуть родственников после революции 1917 года.

В поисках работы юноша, с ранних лет мечтавший о путешествиях, отправился в соседнюю Тверскую область и в 1922 году поступил на должность оформителя в центральный театр города Старицы. Во время гастролей малочисленной труппы артистов Румянцев исполнял обязанности ассистента и билетера и рисовал красками цветные афиши и буклеты, а потом отстал от коллектива и обосновался сначала в Твери, а затем в Москве.

В молодости Михаил часто посещал кинотеатры и однажды попал на творческую встречу с прославленными иностранцами Дугласом Фербенксом и Мэри Пикфорд. С этого момента биография молодого человека круто изменилась, и он решил стать знаменитым артистом.

Окончив курсы сценического движения, Румянцев поступил в школу циркового искусства по специальности «акробат-эксцентрик». Будущему клоуну повезло с преподавателем Марком Соломоновичем Местечкиным, который с первого взгляда распознал истинного артиста, способного завести публику яркими сюжетно-тематическими номерами.

В годы учебы Михаил подрабатывал на аренах цирков в регионах и поначалу появлялся перед публикой без грима и пародировал костюм и манеру поведения Чарли Чаплина. Правда, по окончании школы актерского и циркового мастерства молодой человек отказался от этого образа и начал поиски собственного, ни на кого не похожего персонажа.

Цирковые выступления

В начале 1930-х годов Румянцев начал самостоятельную взрослую карьеру и устроился в смоленский передвижной цирк. Труппа состояла из артистов разного жанра, и молодой человек стал перенимать опыт и записывать наблюдения в дневник. На основе этих заметок начинающий клоун вносил коррективы в собственные выступления и дополнял их песнями, танцами и акробатическими номерами.

Клоун Карандаш на арене Московского цирка

Обучение на практике продолжилось в республиканском Бакинском цирке, где Михаил оказался в 1932 году. Потом творческий поиск привел артиста на арены Казани и нынешнего Волгограда, но душа тянула его на родину, в Ленинград. Именно там, в стенах цирка, построенного усилиями великого итальянского дрессировщика Гаэтано Чинизелли, на сцене впервые появился клоун Карандаш, одетый в мешковатые брюки и странную шляпу с узкими полями.

Интермедии, тщательно подготовленные за годы творческого поиска, до слез смешили зрителей и других артистов и, вопреки ожиданиям, приносили исполнителю вполне достойный доход. В 1935 году клоун перебрался в московский Цирк на Цветном бульваре и сразу завоевал сердца избалованной столичной публики.

Однако самому артисту чего-то не хватало, и он начал задумываться о сценическом партнере. Поскольку среди людей такого не нашлось, у Карандаша возникла идея сделать интермедию с собакой породы дворняжка, но среди доступных животных не нашлось подходящего по размеру, окраске и внешнему виду. Трудно представить, насколько нелепо Румянцев с ростом 142 см выглядел бы на фоне «барбосов», походивших на сенбернара или немецкую овчарку.

Поиски продолжались до тех пор, пока клоуна не познакомили с маленьким черным шотландским терьером по кличке Никс, который на красном сукне арены смотрелся как настоящая чернильная клякса. Четвероногого друга быстро переименовали и представили публике.

Вообще у Карандаша было несколько животных, натренированных для участия в той или иной репризе. Независимо от того, какую кличку маленький «артист» имел по документам, на манеже он неизменно был милой и забавной собакой Кляксой.

В годы Великой Отечественной войны лохматый партнер играл роли лидеров фашистского движения и яростно лаял с трибуны в микрофон в пародиях на Гитлера, Геринга и Геббельса. Во время показа этих номеров Карандаш заметил, что публике нравится острая политическая сатира, и в последующей карьере отдал предпочтение именно этому жанру.

В послевоенные годы клоун разыграл десятки сценок из жизни советских граждан, но ни разу не пересек границу дозволенного, позволяя зрителям самим додумать содержание и выйти за установленные государством рамки.

Ярким примером такого подхода стали номер, посвященный дефициту, когда клоун молча ходил по манежу с сетчатой сумкой, полной редких продуктов, и интермедия с разрушением статуи и провальной попыткой ее восстановить. Подобные сценки позже стали визитной карточкой раннего творчества комического дуэта Михаила Шуйдина и Юрия Никулина, в 1940-1950-х годах бывших учениками и сценическими партнерами Карандаша и Кляксы.

В общей сложности Михаил Румянцев провел на манеже 55 лет и за это время на представлениях с его участием неизменно собирались аншлаги. В последний раз публика увидела любимого клоуна в 1983 году, когда до его смерти оставалось 2 недели. Сейчас выступления Карандаша можно увидеть в цикле передач «Как уходили клоуны» и документальных и художественных фильмах «Концерт фронту», «Парад-алле», «Это очень, очень серьезно…» и других.

Личная жизнь

В советское время в кругу артистов было не принято афишировать личную жизнь, поэтому о жене и детях Карандаша известно немного. В браке с цирковой ассистенткой Тамарой Семеновной, девичья фамилия которой нигде не упоминается, Михаил Николаевич прожил более 50 лет, и за это время супруги стали родителями умной и талантливой дочери Натальи и бабушкой и дедушкой внучки Овенэ.

Михаил Румянцев (кадр из фильма «Соберите Венеру»)

Являясь коллегами и единомышленниками, Михаил и Тамара вместе пережили войну, а потом со смехом вспоминали эпизод, как клоуна не пустили в поезд с собакой, и ему пришлось 3 месяца добираться до Омска на попутном транспорте и пешком.

Единственной проблемой в отношениях была любовь Карандаша к крепкому качественному алкоголю. В его гримерной находился специальный тайник, где он прятал от жены водку или бутылку дорогого дефицитного коньяка. Несмотря на это, артист очень ответственно подходил к работе и никогда не пил перед выходом на манеж.

Другой особенностью натуры Михаила Николаевича, со стороны казавшегося веселым и беззаботным, была требовательность к другим и невероятная пунктуальность. Став прославленным и авторитетным артистом, Карандаш строго отчитывал коллег за опоздания на репетиции и сильно нервничал, когда кто-либо начинал с ним спорить.

Коллеги вспоминали, что, став популярным, Карандаш сохранил природную скромность и пристально следил за тем, чтобы на цирковых афишах ни в коем случае не появлялись его имя или фотография. А однажды, когда его поселили в номере люкс, а остальных артистов в общежитии, клоун отчитал организаторов, а потом отказался выходить на манеж.

Об этих и других случаях неоднократно рассказывали родные и знакомые Михаила Николаевича. Кроме того, истории из жизни великого клоуна отразились в документальной фильмографии и вошли в биографическую книгу искусствоведа Натальи Румянцевой «Карандаш».

Смерть

Невзирая на преклонный возраст, Карандаш отличался крепким здоровьем, позволявшим оставаться в профессии и до последних дней выходить на манеж. Правда, в 1960-х годах клоуну пришлось отказаться от номеров, связанных с риском для жизни, и исключить из программы трюки на канате и под куполом цирка.

Глядя на загримированного артиста, зрители думали, что Карандаш еще долгое время будет радовать их смешными сатирическими репризами. К сожалению, Румянцев оказался не вечным, и 31 марта 1983 года творческий мир потрясла новость о его скоропостижной кончине. Причиной смерти всенародно любимого клоуна стала пневмония, развившаяся на фоне переохлаждения и банальной простуды.

До сих пор к могиле Михаила Николаевича, расположенной на 10-м участке Кунцевского кладбища, поклонники приносят цветы, а потом возвращаются домой и пересматривают кадры любимых выступлений.

Коллеги тоже отдали дань памяти Карандашу и его верной спутнице — собаке Кляксе, установив памятники на улице Ефремова в Москве и перед зданием государственного цирка в Гомеле.


источники:

http://aif.by/timefree/history/sryval_afishi_i_otkazyvalsya_vystupat_silnyy_harakter_malenkogo_karandasha

http://24smi.org/celebrity/96405-karandash.html