Лексико-синтаксический способ словообразования в башкирском языке Карабаев Мунир Иделович
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Карабаев Мунир Иделович. Лексико-синтаксический способ словообразования в башкирском языке : диссертация . кандидата филологических наук : 10.02.02.- Уфа, 2006.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/17
Введение к работе
Актуальность исследования. Словообразование является относительно молодой наукой, поэтому многие проблемы словообразования стали интенсивно изучаться лишь с 50-х годов XX века. Также с этого периода возрастает интерес языковедов к разным вопросам словообразования; начинают появляться на свет научные труды, освещающие словообразовательные процессы тех или иных языков. Были проведены фундаментальные исследования в русистике, в германистике, в монголистике и в тюркологии.
В результате исследований таких крупных лингвистов, как В.В. Виноградов, Е.С. Кубрякова, И.С. Улуханов, Н.М. Шанский, Е.М. Земская, А.Н. Тихонов, В.В. Лопатин, В.Н. Немченко, А.И. Моисеев, в отечественном языкознании появляется новый раздел лингвистики – словообразование.
В башкирском языкознании, как и в других тюркских языках, были проведены исследования по некоторым вопросам словообразования: защищены диссертации, изданы специальные монографии по отдельным частям речи, разделы словообразования представлены в научных грамматиках и учебных пособиях, опубликованы статьи в журналах и сборниках. К таким работам прежде всего относятся научные исследования А.А. Юлдашева, Т.М. Гарипова, «Грамматика башкирского языка» Н.К. Дмитриева, работы Дж. Г. Киекбаева, З.Г. Ураксина, Э.Ф. Ишбердина, Н.Х. Ишбулатова, М.В. Зайнуллина, М.Х. Ахтямова, К.Г. Ишбаева.
В работах названных башкирских лингвистов имеются пояснения и определенные выводы по морфемной и словообразовательной структуре слова, приемам образования новых слов, а также нашли отражение отдельные процессы морфонологии и семасиологии.
Вместе с тем многие вопросы башкирского словообразования в теоретическом и описательном плане требуют дальнейшего изучения и детального рассмотрения. Так, недостаточно раскрыты и изучены отдельные пути образования новых слов в башкирском языке, в частности, это касается лексико-синтаксического способа.
В данном диссертационном исследовании рассматривается преобразование в сложные слова словосочетаний и предложений, то есть переход в самостоятельные лексические единицы отдельных типов синтаксических конструкций.
В исследованиях некоторых ученых, в частности, А.А. Юлдашева, Т.М. Гарипова, Ф.А. Ганиева, М.Х. Ахтямова, К.Г. Ишбаева, рассматриваются отдельные вопросы, касающиеся перехода словосочетаний и предложений в состав сложных лексических единиц. Но основательное и детальное описание этого словообразовательного процесса в башкирском языкознании отсутствует, что предопределило тему и объект нашего исследования.
Объектом исследования является производное слово, образованное лексико-синтаксическим способом. Однако объектом нашего внимания выступают, кроме производных, также и корневые слова, так как процесс словообразования лексико-синтаксическим способом предполагает участие двух и более производящих основ, а они, в свою очередь, могут быть не только производными, но и корневыми.
Предметом рассмотрения в данной диссертации также является участие или неучастие той или иной части речи в образовании производного слова, относящегося к определенному лексико-грамматическому разряду, то есть части речи.
Цель исследования заключается в сочетании синхронного диахронического анализа процесса словообразования лексико-синтаксическом способом, структурно-словообразователь-ном и лексико-семантическом анализе производных слов, созданных лексико-синтаксическим путем. В соответствии с поставленной целью в диссертации рассматриваются следующие задачи:
– выяснить сущность лексико-синтаксического словообразования;
– проанализировать состояние изученности лексико-синтаксического способа словообразования в тюркологии и в башкирском языкознании;
– определить лексико-семантическую принадлежность производных слов;
– выявить продуктивность или непродуктивность словообразовательных типов относительно к определенной части речи;
– установить степень участия или неучастия той или иной части речи в лексико-синтаксическом словообразовании;
– систематизировать структуру синтаксических конструкций, то есть словосочетаний и предложений, подвергавшихся преобразованию.
Методологическую основу исследования определяет один из основных принципов диалектико-материалистической философии о взаимосвязи и взаимообусловленности, причинно-следственности явлений, связи языка с историей и обществом.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами диссертации в ней использовались описательный, сравнительный методы исследования. Были использованы элементы словообразовательного анализа и словообразовательного синтеза, также применялся метод моделирования.
Научная новизна диссертации заключается в том, что данная работа является первым монографическим исследованием, посвященным изучению лексико-синтаксического способа образования новых слов в башкирском языке.
Источниками исследования являются:
– труды по общему языкознанию, тюркологии, в том числе и по башкирскому языкознанию, касающиеся словообразования и способов словообразования;
– существующие лингвистические, топонимические и терминологические словари;
– литературные произведения, периодическая печать;
– картотека автора, составленная в результате изучения и камеральной обработки собранного им фактического материала.
На защиту выносятся следующие положения:
–концепции о функционировании в башкирском языке лексико-синтаксического словообразования как одного из словообразовательных способов;
– комплексное описание производных слов, созданных лексико-синтаксическим способом;
– возможность участия отдельных частей речи (имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, глаголов) в функции производящих основ в данном способе словообразования;
– определение природы производных слов, образованных лексико-синтаксическим приемом, с точки зрения их семантики и морфемно-словообразовательной структуры.
Теоретическая значимость исследования проявляется в следующем:
– в выявлении функционирования лексико-синтаксичес-кого способа в составе словообразовательной системы башкирского языка;
– в установлении особенностей отдельных приемов и средств образования новых лексических единиц на базе словосочетаний и предложений;
– в осуществлении семантического, структурно-слово-образовательного и морфологического описания производных слов, образованных лексико-синтаксическим способом.
Практическая значимость работы усматривается в возможности использования результатов исследования при изучении раздела словообразования в башкирском языке; материалы исследования могут быть использованы в школьной и вузовской практике при составлении учебников и учебных пособий по башкирскому языку и по сопоставительной грамматике башкирского и русского языков, а также при исследовании природы сложных слов в плане их образования и принадлежности к определенным частям речи.
Внедрение и апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях Стерлитамакской госпед-академии в 2001-2005 гг., Всероссийской научной конференции (Уфа, 2005; Стерлитамак, 2005а, 2005б) и региональных научных конференциях (Уфа, 2003, 2005), межвузовских научно-практических конференциях (Стерлитамак, 2003а, 2003б; 2004, 2005), а также на заседаниях кафедр башкирской и русской филологии, башкирского языка Стерлитамакской государственной педагогической академии (2001-2006 гг.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из предисловия, введения, трех глав, заключения, библиографии и списка условных сокращений.
Карабаев Мунир Иделович биография
Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Войти с помощью:
Карабаев Мунир Иделович
Онлайн-репетиторы
Цена занятия единая и не зависит от их количества в пакете
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
http://infourok.ru/user/karabaev-munir-idelovich