Петр Федорович Каптерев: биография, семья, карьера, труды, вклад в педагогическую науку и дата смерти
Петр Федорович Каптерев – русский педагог-психолог конца XIX – начала XX вв. Главной его идеей была организация педагогического и воспитательного процесса в соответствии с психологическими особенностями ребенка и его возрастом. Некоторые предложения этого исследователя представляют интерес и в наши дни. Труды ученого стали основой для развития российской педагогической науки.
Юность и учеба
Детство Петра Федоровича Каптерева прошло в родном селе Кленово Подольского уезда (Московская губерния). Он родился 7 июля 1849 г. Отец будущего педагога был священником. Когда он умер, мать Петра Федоровича, Каптерева Надежда Яковлевна, осталась одна с восемью малолетними детьми на руках. С раннего детства они помогали ей в работе по дому и огороду. Трудолюбие всех членов семьи позволяло им стойко переносить нужду.
Из-за нехватки денег сыновья Надежды Яковлевны могли учиться только в духовном училище в Подольске. Петр Федорович окончил это учебное заведение в 1862 г., а затем, как и остальные его братья, поступил в Вифанскую духовную семинарию. Она была учреждена при Спасо-Вифанском монастыре Троице-Сергиевой Лавры. Во время учебы он увлекался книгами английских философов Локка, Спенсера, а также изучал труды русских ученых и педагогов. Уже в эти годы Каптерев заинтересовался эмпирической психологией.
П. Каптерев был принят в Московскую духовную академию на отделение истории. В 1872 г., после ее окончания, он начал преподавательскую деятельность в Петербургской духовной семинарии, а также заведовал воскресной школой и являлся членом распорядительного совета этого учреждения. Его педагогическая практика в Петербурге продолжалась 46 лет до 1918 г.
Начало научной деятельности
Работа в семинарии тяготила Петра Федоровича Каптерева, так как она шла вразрез с его исследовательскими интересами. Поэтому, после окончания обязательного срока службы за бесплатное образование, полученное в духовной академии, он покинул это учреждение.
В 1874 г. выходят в свет первые публикации Петра Федоровича Каптерева. Педагогические идеи, изложенные в них, он будет исследовать в течение всей жизни, и они станут ключевыми в его психолого-педагогическом творчестве.
В это же время ученый ведет лекции Фребелевского общества, которое было создано для подготовки воспитательниц. Преподавательскую деятельность в рамках этой организации Петр Федорович проводил почти четверть века. Для разработки лекционных курсов Каптерев использовал отечественные и зарубежные источники по педагогике. В 1877 г. была издана его первая книга «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц», в которой он обобщил опыт своих исследований. Этот труд стал первым такого рода в истории российской педагогики.
Служба в Мариинском ведомстве
После завершения духовной карьеры Каптереву не сразу удалось устроиться на службу, которая давала стабильный источник заработка и позволяла заниматься дальнейшими исследовательскими работами. В 1879 г. его приняли в Мариинское ведомство, которое курировало женские учебные учреждения. В течение последующих 6 лет он преподавал педагогику в женских гимназиях.
В 1883 г. он выпустил переиздание своей первой книги, которое вызвало резкую критику за материалистические толкования человеческого сознания. Каптерева обвинили в безбожии, нивелировании христианской нравственности и отстранили от преподавания. Однако анонимные обвинения и доносы не отразились негативно на биографии Петра Федоровича Каптерева. Его служба в Мариинском ведомстве включает несколько повышений: сначала его приняли помощником старшего чиновника, а к 1912 г. он уже стал председателем учебного комитета.
Все эти годы он совмещал данные должности с преподавательской деятельностью, работал профессором Женского педагогического института, был консультантом в Психолого-неврологическом институте В. М. Бехтерева и в Педагогической академии А. П. Нечаева, участвовал во всероссийских съездах по педагогике, психологии, образованию и семейному воспитанию, на которых выступал с докладами.
Работа в советское время
Свершение Великой Социалистической революции было воспринято Каптеревым неоднозначно. Он считал, что изменение старой школьной системы, произошедшее с приходом советской власти, носит разрушительный характер. Петр Федорович одобрял создание единой школьной системы, но высказывал мысль о том, что при этом недостаточно проработаны вопросы о дифференцировании образования по видам одаренности детей.
Осенью 1918 года, в возрасте 69 лет, он дважды перенес воспаление легких и переехал из Петрограда в Воронежскую губернию, где сначала работал разъездным инструктором трудового обучения, а затем начал преподавать одновременно в 3 образовательных учреждениях г. Острогожска: в двух школах и учительской семинарии.
В 1921 г. Петр Федорович Каптерев принял приглашение занять должность профессора на факультете общественных наук в университете Воронежа. Также ему поручили организовать первый воронежский педагогический техникум. Впоследствии ученый стал его заведующим. В этом учреждении он создал 2 отделения: дошкольное и школьное, а для преподавания дисциплин он приглашал туда видных ученых того времени.
7 сентября он умер от очередного воспаления легких, не дожив несколько дней до празднования 50-летия его научно-педагогической деятельности.
Основные принципы
Изучение психологии Петром Федоровичем Каптеревым неразрывно связано с педагогикой. Главным требованием к образовательному процессу ученый считал его соответствие детской натуре. В своих работах он рассматривал такие аспекты детской психики, как страхи, ложь, лень, упрямство, радость и печаль, основанные на жизненных фактах. Важное значение педагог придавал возрастным особенностям.
Петр Федорович отмечал, что в современном ему обществе сложилась неправильная оценка детства. К нему относились как к временному этапу, причиняющему много проблем для родителей и учителей. Однако Каптерев показывал в своих работах, что детство – самый счастливый период в жизни каждого человека, а главная задача воспитания – это развитие детской натуры в соответствии с устремлениями самого ребенка и свойствами его возраста.
Методы дошкольного воспитания
В начале XX в. начали меняться семейные устои и все больше женщин вовлекались в фабричную работу. Поэтому возникла необходимость создания дошкольных воспитательных учреждений. По мнению Каптерева, эта мера нужна была и для гармоничного развития ребенка в коллективе и товарищеских играх. Однако в те времена в России было много противников общественного воспитания.
Вклад Каптерева Петра Федоровича в дидактику был очень существенным: он выступал организатором Всероссийского съезда по семейному воспитанию, участвовал в вопросах изучения детской психологии и методов нравственного, эстетического и физического воспитания. Ученый доказал, что в хорошо организованном детском саду, где процесс построен на свободных играх и занятиях (но не на школьных порядках), происходит развитие индивидуальности ребенка, а не ее подавление.
Роль семьи
Семья у Петра Федоровича Каптерева находится на первом месте по важности в образовании детей, а уж потом – учителя и общественные институты. Воспитание ребенка должно начинаться с первых дней его жизни. Для развития более сложной психической деятельности дети должны быть с младенчества окружены соответствующей средой, игрушками, сначала в виде простых геометрических фигур, а затем более сложными предметами.
Он очень высоко оценивал семейное воспитание и считал, что родителей, как и воспитателей, необходимо просвещать в вопросах гигиены, психологии и педагогики.
Школьное образование
Как отмечал Петр Федорович Каптерев, педагогика современного школьного образования уравнивает всех детей в их способностях, дарованиях и не может адаптироваться к разным способностям учеников. Это является ее главным недостатком. В такой атмосфере таланты угасают из-за подневольных и несоответствующих занятий.
Он предлагал ряд мер, чтобы учебные заведения и учителя помогали саморазвитию обучающихся. Одной из них было сокращение числа обязательных предметов и предоставление возможности их выбора для ребенка. При этом должно оставаться достаточно времени для досуга и самостоятельных занятий. Каптерев считал, что главный путь для развития личности – это всемерная поддержка самообразования.
Традиционное деление школы на классы он предлагал заменить на предметные классы (для более быстрого изучения программ в соответствии со способностями учащихся) и возрастные отделения. Оставление ребенка на второй год он считал «педагогическим абсурдом».
Такая концепция тяжело воспринимается учителями и родителями даже в наше время, а в советскую эпоху многие идеи этого выдающегося педагога не встретили никакой поддержки. В последние годы интерес к его трудам и идее вариативности образования вновь начал расти.
История педагогики
Петр Федорович является одним из первых основателей отечественной историко-педагогической школы. В развитии педагогической мысли в России он выделял 3 основных этапа:
Основными задачами третьего периода, по его мнению, должны стать всеобщая образованность, общечеловеческое развитие будущих поколений, сочетаемое с национальными особенностями. Полное описание для направлений педагогики он дал в своей книге «История русской педагогии» (1915). В центре всех преобразований, по его мнению, должны находиться интересы личности.
Его перу принадлежат многочисленные работы по истории педагогики:
«Связь истории педагогики с историей вообще»;
«Очерки по истории русской педагогики: Пирогов Н. И., Ушинский К. Д., Толстой Л. Н.»;
«Странички из истории первоначального воспитания детей в России»;
«Материнская школа по Амосу Коменскому» и другие монографии.
Каптерев Петр Федорович, российский и советский педагог и психолог
Вы будете перенаправлены на Автор24
Каптерев Пётр Фёдорович (7 (19) июля 1849 – 7 сентября 1922) — российский и советский педагоги психолог.
Краткие биографические данные
П.Ф. Каптерев родился в селе Клёново, в течение шести лет проходил обучение в духовной семинарии, после чего поступил в Московскую духовную академию на историческое отделение. В 1872 году, по окончании академии был принят в профессорско-преподавательскую корпорацию, начал работать в Петербургской духовной семинарии и академии в качестве преподавателя следующих дисциплин: психология, дидактика, логика, педагогика.
Педагогическую работу в Петербургской духовной семинарии П.Ф. Каптерев совмещал с работой в воскресной школе, где был заведующим, а также с работой в распорядительном совете правления семинарии. Кроме того, занимался чтением лекций на Фрёбелевских курсах, продвигал женское образование при Мариинском ведомстве, был преподавателем в частных женских гимназиях.
Кроме преподавательской деятельности, активно участвовал в работе Родительского кружка, занимающегося просвещением родителей в вопросах организации обучения и воспитания детей, педагогического музея, организованного на базе военных учебных заведений. Начало ХХ века был организатором нескольких Всероссийских съездов, на которых рассматривались актуальные вопросы педагогической психологии, экспериментальной педагогики и семейного воспитания.
В 1921 году был назначен деканом на педагогическом факультете при Воронежском университете, являлся организатором Воронежского педагогического техникума.
Готовые работы на аналогичную тему
Умер в 1922 году в городе Воронеже.
Вклад в науку
Практическая педагогическая деятельность П.Ф. Каптерева наложила отпечаток на научную работу педагога – им издавались огромное количество статей, фундаментальных трудов, посвящённых вопросам истории педагогики, дошкольного и семейного воспитания, школьного образования, пристальное внимание уделялось специфике трудового воспитания детей на разных возрастных этапах.
В области семейного воспитания фундаментальным трудом является «Энциклопедия семейного воспитания», в котором раскрываются вопросы воспитания ребёнка с момента рождения, кроме того, подробно изложены проблемы систематического использования упражнений в развитии органов чувств, давал рекомендации по использованию в условиях семьи «даров Фрёбеля» (цветных мячиков, шаров, цилиндров, треугольников разного вида, палочек). Обосновал педагогическое и общественное значение детского сада в развитии ребёнка дошкольного возраста, способствовал их распространению. Важную роль в развитии ребёнка дошкольного возраста видел отводил игре.
В ходе разработки проблем школьного образования уделял внимание вопросам формирования познавательного интереса средствами использования эвристических бесед, обосновал необходимость знаний детской психологии в организации обучения и воспитания детей школьного возраста, кроме того, разработал рекомендации по воспитанию и обучению одарённых детей.
Важнейшими принципами в дидактике П.Ф. Каптерев считал индивидуализацию обучения и воспитания, развитие в процессе обучения, воспитывающий характер обучения. Была обоснована необходимость замены классно-урочной системы на предметные классы, введения разнообразных типов школ, деления школ на отделения в соответствии с возрастом и способностями детей.
Основные труды
П.Ф. Каптеревым было издано множество статей и фундаментальных трудов. Основными являются:
- Педагогический процесс;
- История русской педагогики;
- Обучение детей дошкольного возраста;
- Новая русская педагогика, её главнейшие направления и деятели;
- Этюды по психологии народов.
Каптерев Петр Федорович биография
ВЕБИНАР: Проблемы обучения и поведения в детском возрасте: методы нейропсихологической коррекции
Практика мультимодальной терапии искусствами: укрепление здоровья и улучшение качества жизни
Психологическая поддержка семей с приемными детьми
Скоро
Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»
VII Международная научно-практическая конференция «Социальная психология: вопросы теории и практики»
Всероссийский научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология»
Всероссийская научно-практическая конференция «Медицинская психология в здравоохранении»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Гендерные аспекты психического здоровья»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»
VIII научно-практическая конференция «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»
II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»
Международная научно-практическая конференция «Психиатрия и аддиктология в XXI веке: новые задачи и пути решения»
Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)
Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»
Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой
Международный конгресс «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»
Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»
Российский и советский педагог и психолог. Основоположник отечественной педагогической психологии.
Профессор, декан педагогического факультета Воронежского университета.
Учился в Вифанской духовной семинарии, затем в 1872 г. — историческое отделение Московской духовной академии.
С 1872 г. преподавал психологию, дидактику, педагогику и логику в Петербургской духовной семинарии и академии. Заведовал воскресной школой. Был членом распорядительного совета правления семинарии.
Читал лекции на Фрёбелевских курсах, служил в Мариинском ведомстве, занимавшемся женским образованием. Преподавал в частных женских гимназиях. Принимал активное участие в деятельности Родительского кружка — просветительского учреждения в области воспитания и обучения и в деятельности педагогического музея военно-учебных заведений.
С 1921 г. профессор Воронежского университета и первый декан его педагогического факультета. Организовал в Воронеже педтехникум
Один из организаторов в начале XX века Всероссийских съездов по педагогической психологии, экспериментальной педагогике и семейному воспитанию.
Придавал большое значение семейному воспитанию, издавал «Энциклопедию семейного воспитания». Считал, что воспитание ребёнка должно начинаться с момента его рождения, а важнейшая задача первоначального воспитания — систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребёнка. Рекомендовал использовать «дары Фрёбеля»: цветные мячики, шар, цилиндр, различные треугольники и палочки.
Говорил о педагогическом и общественном значении детских садов и ратовал за их распространение. В развитии ребёнка большое значение отводил играм, особенно совместным. Товарищество — важнейшее условие детских игр. Считал, что детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей. Необходима живая связь семьи с общественными организациями. Родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены.
Ратовал за автономность школы от власти и невмешательство государства в её дел, чтобы учитель приобрёл независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство и общество. Считал, что одна из основных задач школы — обеспечивать выработку у школьников характера и мировоззрения и что общее образование не есть изучение предметов, а развитие личности предметами. Это невозможно сделать без развития умственной самодеятельности, приучения к умственному труду и воспитания к нему интереса, что может быть достигнуто только эвристическими методами. При этом больше всего нуждаются в воспитании дети со средними способностями. Школа призвана обращать много внимания на учащихся с выдающимися способностями, удовлетворять их потребности, руководить самообразованием.
Полагал, что для правильной постановки воспитания и обучения необходимо знание детской психологии. Существенный принцип педагогики — индивидуализация воспитания и обучения. Педагогический процесс — это целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии.
Много занимался разработкой проблем трудового воспитания и обучения в средней школе. Категорически выступал против какой бы то ни было профессионализации общеобразовательной школы. Труд в школе, по мнению П.Ф. Каптерева, должен способствовать развитию прежде всего мыслительных способностей учащихся, вырабатывать осознанное отношение к труду; физический труд, взятый сам по себе, теряет значительную часть своей ценности, фактически является простой физической нагрузкой, которая может иметь воспитательное значение у маленьких детей, но совершенно бесполезна в юношеском возрасте. Ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим в школе, потому что он развивает физические силы человека, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различные материалы, учит преодолению трудностей.
В «Дидактических очерках» (1885) представил педагогику как систему, сформулировал внешние и внутренние цели образования, предмет исследования теории образования (педагогический процесс), уточнил законы и принципы педагогики, открытые А. Дистервегом, уточнил и дополнил понятийный аппарат педагогики, её методы, формы и средства и т.д. — таким образом, педагогика в России стала наукой.
П.Ф. Каптерев одним из первых дал систематическое изложение развития российской педагогики за весь период существования. Разработал свою периодизацию её развития. Связывал историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами.
Основные публикации:
- Обучение детей дошкольного возраста // Народная школа. 1874. №№ 6,7
- Законы ассоциации психических явлений и их приложение в деле обучения и воспитания // Семья и школа. 1874. №№ 8, 9
- Как образовать стойкий характер // Семья и школа. 1874. №№ 10
- Этюды по психологии народов // Знамение. 1874. №10
- Эвристическая форма обучения в народной школе // Народная школа. 1874. №№ 11, 12
- Дидактические очерки. Теория образования. СПб, 1885; 2-е изд. Петроград, 1915
- Новая русская педагогия, её главнейшие направления и деятели. СПб, 1897; 2-е изд. СПб, 1914
- Педагогический процесс. СПб, 1904
- История русской педагогики. СПб, 1909; 2-е изд. Пг.: Земля, 1915
- Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц
- Обучение детей дошкольного возраста
- Этюды по психологии народов
- Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.
- Современные педагогические течения. М.: Польза, 1913 (совм. с А.Ф. Музыченко)
- Педагогическая психология. Изд. 3-е, перераб. и доп. СПб: Земля, 1914
Награды:
- золотая медаль Петербургского комитета грамотности за первое, 1885 года, издание «Дидактических очерков»
http://spravochnick.ru/pedagogika/kapterev_petr_fedorovich_rossiyskiy_i_sovetskiy_pedagog_i_psiholog/
http://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/129397/