Василий Качалов — биография, новости, личная жизнь
Василий Качалов
Василий Иванович Качалов (настоящая фамилия — Шверубович). Родился 30 января (11 февраля) 1875 года в Вильне — умер 30 сентября 1948 года в Москве. Русский и советский актер театра и кино, мастер художественного слова (чтец), педагог. Один из самых знаменитых актеров МХАТа. Народный артист СССР (1936). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).
Василий Шверубович, ставший широко известным как Василий Качалов, родился 30 января (11 февраля по новому стилю) 1875 года в Вильне Виленской губернии (ныне Вильнюс в Литве.
Отец — Иоанн Шверубович, священник, настоятель Никольской церкви в Вильно, из белорусского шляхетского рода.
Мать в девичестве — Воржековская, была полулитовской (Гинтовт по матери), происходила из полупольской, но давно обрусевшей православной семьи.
Дядя — Хрисанф, священник, имел намерение убедить своих прихожан в том, что, имея веру хоть в горчичное зерно, можно приказать горе сдвинуться — и она сдвинется, — убедить, сотворив чудо. В этой своей попытке потерпел фиаско и за смущение верующих был заточен на три года в монастырь со строгой епитимьей.
Брат — Анастасий, выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета, служил в Привисленском статистическом управлении главным статистиком.
Брат — Эразм, военнослужащий Малороссийского драгунского, а потом Приморского драгунского полка, которым под конец своей службы командовал.
Василий учился в 1-й Виленской гимназии одновременно с Феликсом Дзержинским, Борисом Горевым и Константином Галковским. Уже тогда приобрёл репутацию декламатора и актёра, участвуя в любительских спектаклях. Одним из его коронных номеров было исполнение монолога Чацкого. Любил петь гимны своего дяди Хрисанфа, исполняя их с карикатурно-белорусским акцентом. Сам он только по окончании гимназии с трудом избавился от этого акцента.
В 1893 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где играл в драматическом студенческом кружке под руководством Владимира Давыдова. В 1896 году на студенческих каникулах играл вместе с Верой Комиссаржевской в спектакле по пьесе Германа Зудермана «Бой бабочек». Позднее выступал в Вильне и Ковно на гастролях Московского художественного театра.
Василий Качалов в молодости
В 1896 году стал актёром петербургского Театра Литературно-артистического общества, фактическим владельцем которого был Алексей Суворин, владелец и редактор газеты «Новое время». По одной из версий, именно Суворин придумал сценический псевдоним «Качалов» вместо «неблагозвучной» фамилии актёра. По другой, сам Шверубович, случайно прочитав в петербургской газете некролог Николая Качалова, решил взять его фамилию; в дальнейшем он познакомился с его сыном Николаем Николаевичем Качаловым и рассказал ему эту историю.
Летом 1897 года участвовал в гастрольной поездке Василия Далматова, исполняя крупные роли, например, Борис Годунова в «Смерти Иоанна Грозного» по Алексею Толстому. В 1897-1900 годах выступал в Казани и Саратове в «Казанско-Саратовском товариществе актёров» под руководством Михаила Бородая.
Работы Василия Качалова в Казанско-Саратовском товариществе актёров:
- «Бедность не порок» А. Н. Островского — Митя;
- «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Дудукин;
- «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Князь Шаховской;
- «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — Грозный;
- «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого;
- «Гамлет» У. Шекспира — Горацио;
- «Юлий Цезарь» У. Шекспира — Кассий;
- «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Президент.
В 1900 году был принят в труппу Московского Художественного театра, где дебютировал в роли Берендея в «Снегурочке» Островского. Поначалу довольствовался эпизодическими ролями, чуть позже уже дублировал Константина Станиславского в ролях Тригорина и Вершинина в пьесах Чехова «Чайка» и «Три сестры». В течение нескольких лет стал одним из ведущих актёров театра. Уже в 1905 году в одном из писем Станиславский писал, что как актёр он был вынужден уступить первенство Качалову.
Среди его лучших работ дореволюционного периода — чеховские Тузенбах, Петя Трофимов и Иванов, а также Барон в пьесе Горького «На дне», Иван Карамазов и Николай Ставрогин в инсценировках романов Достоевского. Увлечённый поисками Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, актёр не раз отклонял приглашения на императорскую сцену. Инна Соловьёва писала: «Обладая неотразимым сценическим обаянием, чарующим голосом и всеми данными, чтобы первенствовать в традиционном амплуа героя-любовника, обладая также точным юмором и мастерством характерности, обладая — наконец — той нервной тонкостью, обострённостью интеллекта, способностью жить на сцене философской проблемой, которые делали его идеальным исполнителем ролей недавно возникшего амплуа «героя-неврастеника», Качалов всю жизнь совершенствовал в себе нечто иное: совершенствовал своё мастерство артиста «театра живого человека», который строили создатели МХТ».
Преподавал в драматической студии на Пречистенских рабочих курсах.
После Октябрьской революции в 1919-1922 годах с группой артистов гастролировал по Югу России, затем в Болгарии, Югославии, Австрии, Чехии, Германии, Дании и Швеции.
В 1922-1924 годах с труппой МХАТ, возглавляемой Станиславским, выступал в Европе и в Америке. С 1924 года работал в Москве.
Работы Василия Качалова в МХАТ:
- 1900 — «Снегурочка» А. Н. Островского; постановка К. С. Станиславского — Царь Берендей;
- 1900 — «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Г. Ибсена; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Рубек;
- 1900 — «Геншель» Г. Гауптмана — Посетитель пивной;
- 1900 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Эльмс, Григорий Годунов;
- 1901 — «Три сестры» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Вершинин;
- 1901 — «Дикая утка (пьеса)» Г. Ибсена — Экдаль;
- 1901 — «Чайка» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Тригорин;
- 1901 — «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана — Эрнст Лахман;
- 1901 — «В мечтах» Вл. И. Немирович-Данченко — Князь Старочеркасов;
- 1902 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Гарабурда;
- 1902 — «Три сестры» А. П. Чехова — Николай Львович Тузенбах;
- 1902 — «На дне» М. Горького — Барон;
- 1903 — «Столпы общества» Г. Ибсена — Хильмар Теннисен;
- 1903 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Юлий Цезарь;
- 1903 — «Одинокие» Г. Гауптмана; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Йоганн Фокерат;
- 1904 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Пётр Сергеевич Трофимов;
- 1904 — «Там, внутри» М. Метерлинка — Дед;
- 1904 — «Слепые» М. Метерлинка — Слепой;
- 1904 — «Иванов» А. П. Чехова — Николай Алексеевич Иванов;
- 1904 — «У монастрыря» П. М. Ярцева — Бартенев;
- 1905 — «Блудный сын» С. А. Найдёнова — Максим Коптев;
- 1905 — «Привидения» Г. Ибсена — Пастор Мандерс;
- 1905 — «Дети солнца» М. Горького — Протасов;
- 1905 — «Блудный сын» С. Найдёнова — Максим Коптев;
- 1906 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий;
- 1906 — «Бранд» Г. Ибсена — Бранд;
- 1907 — «Стены» С. А. Найдёнова — Копейкин;
- 1907 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Пимен;
- 1908 — «Росмерсхольм» Г. Ибсена — Росмер;
- 1908 — «У царских врат» К. Гамсуна — Карено;
- 1909 — «Анатэма» Л. Н. Андреева; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Анатэма;
- 1910 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов;
- 1910 — «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому — Иван Карамазов;
- 1910 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Ракитин;
- 1911 — «У жизни в лапах» К. Гамсуна — Пер Баст;
- 1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Каренин;
- 1911 — «Гамлет» У. Шекспира; постановка Г. Крэга — Гамлет;
- 1912 — «Где тонко, там и рвётся» И. С. Тургенева — Горский;
- 1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева — Георгий;
- 1913 — «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому — Ставрогин;
- 1914 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий;
- 1915 — «Каменный гость» А. С. Пушкина — Дон Жуан;
- 1916 — «Будет радость» Д. С. Мережковского — Фёдор Иванович;
- 1918 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Астров;
- 1922 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Царь Фёдор;
- 1923 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Гаев;
- 1924 — «Доктор Штокман» Г. Ибсена — доктор Штокман;
- 1924 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Репетилов;
- 1926 — «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля, Д. С. Мережковского — Николай I;
- 1927 — «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова — Вершинин;
- 1929 — «Блокада» Вс. В. Иванова — Артем Аладьин;
- 1930 — «Воскресение» по Л. Н. Толстому — От автора;
- 1933 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Нароков;
- 1935 — «Враги» М. Горького — Захар Бардин;
- 1938 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; постановка В. И. Немировича-Данченко (новая редакция) — Александр Андреевич Чацкий
Значительное место в творчестве Качалова занимала деятельность на эстраде, работа на радио, записи произведений поэзии (Сергея Есенина, Эдуарда Багрицкого и других) и прозы для граммофонных пластинкок. Он создал особый жанр эстрадного исполнения драматических произведений — «монтажи», в которых играл по несколько ролей.
В 1928 году сыграл роль губернатора Мишеля в фильме «Белый орёл» по повести Леонида Андреева «Губернатор». В фильме, кроме него, снялись известные актёры того времени Анна Стэн и Всеволод Мейерхольд. По сюжету действие фильма разворачивается в 1905 году. Губернатор-либерал пытается предотвратить забастовку в городе, но рабочие отказываются повиноваться. Губернатор даёт приказ стрелять в забастовщиков и силой подавляет восстание, при этом в перестрелке погибают дети. В награду его представляют к ордену «Белого Орла», но губернатора не оставляют муки совести.
Василий Качалов в фильме «Белый орёл»
Скончался 30 сентября 1948 года от рака лёгкого в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Имя актёра присвоено Казанскому БДТ.
Рост Василия Качалова: 185 сантиметров.
Личная жизнь Василия Качалова:
Известно, что в Василия Качалова была влюблена Фаина Раневская. Она собирала его фотографии, писала пылкие письма, но не отправляла их адресату. Однажды в Столешниковом переулке увидела его в реальности и упала в обморок. После этого случая Фаина Раневская написала Качалову письмо и все же отправила его. Качалов ей быстро ответил и оставил билеты на ее имя. С тех пор они стали дружить, даже ходили друг к другу в гости.
Жена — Нина Николаевна Литовцева (1878-1956), актриса и режиссёр. Народная артистка РСФСР (1948).
Они познакомились в Казанском театре в сезоне 1898/99 годов. Поженились летом 1900 года в Кисловодске. Впоследствии Нина вынуждена была покинуть сцену из-за болезни.
Сын — Вадим Шверубович (1901-1981), театральный деятель, мемуарист.
Во время гастролей по Югу России в начале 1920-х, переезжая за отступающими частями Белой армии Качалов оказался в Екатеринославе, где случайно нашёлся его сын, служивший у белых. Больного тифом сына едва спасли. Сын Качалова вспоминал: «Мать, которая всю ночь сидела около меня, заметила, что я очень вспотел, градусник показал, что у меня 35 с чем-то. Тогда она накапала мне двадцать пять — тридцать капель и дала выпить. При всей своей слабости я почувствовал, что выпил что-то не то. Оказалось, что мать дала мне принять сильный раствор карболки. Началась, конечно, паника. Весь дом принимал во мне то или иное участие: несли молоко, искали врача, бегали в аптеку, только отец был как-то странно, напряжённо спокоен. Когда мать, которая была, конечно, в самом невероятном отчаянии, бросилась к нему с исступлённым воплем: «Что делать?» — он сказал с неожиданным уверенным самообладанием: «Пойми ты: чтобы мать ждала с фронта сына, о котором несколько месяцев ничего не знала, и чтобы она в первую же ночь его отравила. это такая безвкусная мелодрама, которой быть не может. Этого не может быть». И мать успокоилась».
Внук — Алексей Бартошевич (род. 1939), шекспировед, театровед.
Внучка — Мария Вадимовна Шверубович (1949-2018), театральная актриса, артистка театра «Современник».
Правнучка — Ольга Борисовна Любимова, министр культуры РФ (с 21.01.2020 года).
Василий Качалов и Нина Литовцева
У Качалова было много связей на стороне, его любовницами были Алиса Коонен, Мария Лилина и другие актрисы.
В Москве Качалов вёл активную богемную жизнь «серебряного века». В рассказе Ивана Бунина «Чистый понедельник» карикатурно изображён пьяный Качалов «с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос». Поэту Сергею Есенину принадлежит известное стихотворение «Собаке Качалова», начинающееся строками: «Дай, Джим, на счастье лапу мне. ». Дружил с Анатолием Мариенгофом; в его биографичных романах «Роман без вранья» и «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» много написано о Василии Качалове и его семье, окружении. Дружба с Марией Андреевой привела к тому, что на адрес Качалова из-за границы стали приходить директивные письма для МК РСДРП, а от его имени шли за рубеж материалы для «Искры». По театральным делам близко сошёлся и был дружен с миллионером Николаем Тарасовым.
Качалов имел высокий рост, был худ, бледен, близорук и несколько узкоплеч.
Фильмография Василия Качалова:
1928 — Белый орел — губернатор Мишель
1931 — Путёвка в жизнь — вступительное и заключительное слово
1946 — Мастера сцены (документальный)
Озвучивание Василия Качалова:
1936 — Стрекоза и муравей (анимационный)
1942, 1943 — Георгий Саакадзе (გიორგი სააკაძე) — Шадиман Бараташвили
1945 — Пропавшая грамота (анимационный) — от автора
1965 — Картина (анимационный) — текст от автора
Награды и звания Василия Качалова:
— Заслуженный артист Республики (1924);
— Народный артист Республики (1927);
— Народный артист СССР (1936);
— Сталинская премия первой степени (1943) — за выдающиеся заслуги в области театрально-драматического мастерства;
— Два ордена Ленина (03.05.1937, 1945);
— Орден Трудового Красного Знамени (1935);
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
последнее обновление информации: 18.03.2020
Качалов Василий Иванович
Шверубович Василий Иванович
Советский актер. Народный артист СССР. Мастер художественного слова. Педагог. На протяжении многих лет являлся одним из ведущих актеров Московского Художественного театра. Значительное место в творчестве занимала деятельность на эстраде, работа на радио, записи произведений поэзии и прозы великих поэтов для граммофонных пластинок.
Василий Шверубович родился 11 февраля 1875 года в городе Вильнюс, Литва. Учился в 1 Виленской гимназии, где приобрел репутацию декламатора и актера, участвуя в любительских спектаклях. Одним из его коронных номеров являлось исполнение монолога Чацкого. Любил петь гимны своего дяди Хрисанфа, исполняя их с карикатурно-белорусским акцентом.
В 1893 году поступил на юрфак Санкт-Петербургского государственного университета. Играл в драматическом студенческом кружке под руководством Владимира Давыдова.
В 1896 году Шверубович вошел в состав труппы петербургского Театра Литературно-артистического общества. В этот период актер придумал себе сценический псевдоним — Качалов. Летом 1897 года участвовал в гастрольной поездке Василия Далматова, исполняя крупные роли, например: Бориса Годунова в «Смерти Иоанна Грозного» по Алексею Толстому. Также выступал в Казани и Саратове в «Казанско-Саратовском товариществе актеров» под руководством Михаила Бородая.
С 1900 года Василий Качалов играл на подмостках Московского Художественного Академического театра, где дебютировал в роли Берендея в «Снегурочке» Островского. Поначалу довольствовался эпизодическими ролями, чуть позже уже дублировал Константина Станиславского в ролях Тригорина и Вершинина в пьесах Чехова «Чайка» и «Три сестры».
В течение нескольких лет Качалов стал одним из ведущих актеров театра. Среди его лучших работ дореволюционного периода являлись чеховские Тузенбах, Петя Трофимов и Иванов, а также Барон в пьесе Горького «На дне», Иван Карамазов и Николай Ставрогин в инсценировках романов Достоевского. Преподавал в драматической студии на Пречистенских рабочих курсах.
После Октябрьской революции, с 1919 по 1922 год, Василий Иванович с группой артистов гастролировал по Югу России, затем в Болгарии, Югославии, Австрии, Чехии, Германии, Дании и Швеции. Далее, с труппой театра, возглавляемой Станиславским, выступал в Европе и в Америке. С 1924 года работал в Москве. Всего сыграл пятьдесят пять ролей.
Значительное место в творчестве актера занимала деятельность на эстраде, работа на радио, записи произведений поэзии и прозы для граммофонных пластинок. Основал жанр эстрадного исполнения драматических произведений — «монтажи», в которых играл по несколько ролей.
Качалов Василий Иванович скончался 30 сентября 1948 года от рака легкого в возрасте семидесяти трех лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.
Заслуженный артист Республики (1924)
Народный артист Республики (1927)
Народный артист СССР (1936)
Сталинская премия первой степени (1943) — за выдающиеся заслуги в области театрально-драматического мастерства
Два ордена Ленина (03.05.1937, 1945)
Орден Трудового Красного Знамени (1935)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Казанско-Саратовское товарищество актеров под руководством М. М. Бородая
«Бедность не порок» А. Н. Островского — Митя
«Без вины виноватые» А. Н. Островского — Дудукин
«Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого — Князь Шаховской
«Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — Грозный
«Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого
«Гамлет» У. Шекспира — Горацио
«Юлий Цезарь» У. Шекспира — Кассий
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Президент
Московский Художественный театр
1900 — «Снегурочка» А. Н. Островского; постановка К. С. Станиславского — Царь Берендей
1900 — «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Г. Ибсена; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Рубек
1900 — «Геншель» Г. Гауптмана — Посетитель пивной (ввод)
1900 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Эльмс, Григорий Годунов(ввод)
1901 — «Три сестры» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Вершинин
1901 — «Дикая утка (пьеса)» Г. Ибсена — Экдаль
1901 — «Чайка» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Тригорин (ввод)
1901 — «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана — Эрнст Лахман
1901 — «В мечтах» Вл. И. Немирович-Данченко — Князь Старочеркасов
1902 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Гарабурда (ввод)
1902 — «Три сестры» А. П. Чехова — Николай Львович Тузенбах (ввод)
1902 — «На дне» М. Горького — Барон
1903 — «Столпы общества» Г. Ибсена — Хильмар Теннисен
1903 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Юлий Цезарь
1903 — «Одинокие» Г. Гауптмана; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Йоганн Фокерат (ввод)
1904 — «Вишневый сад» А. П. Чехова — Петр Сергеевич Трофимов
1904 — «Там, внутри» М. Метерлинка — Дед
1904 — «Слепые» М. Метерлинка — Слепой
1904 — «Иванов» А. П. Чехова — Николай Алексеевич Иванов
1904 — «У монастрыря» П. М. Ярцева — Бартенев
1905 — «Блудный сын» С. А. Найденова — Максим Коптев
1905 — «Привидения» Г. Ибсена — Пастор Мандерс
1905 — «Дети солнца» М. Горького — Протасов
1905 — «Блудный сын» С. Найденова — Максим Коптев
1906 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
1906 — «Бранд» Г. Ибсена — Бранд
1907 — «Стены» С. А. Найденова — Копейкин
1907 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Пимен
1908 — «Росмерсхольм» Г. Ибсена — Росмер
1908 — «У царских врат» К. Гамсуна — Карено
1909 — «Анатэма» Л. Н. Андреева; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Анатэма
1910 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов
1910 — «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому — Иван Карамазов
1910 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Ракитин (ввод)
1911 — «У жизни в лапах» К. Гамсуна — Пер Баст
1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Каренин
1911 — «Гамлет» У. Шекспира; постановка Г. Крэга — Гамлет
1912 — «Где тонко, там и рвется» И. С. Тургенева — Горский
1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева — Георгий
1913 — «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому — Ставрогин
1914 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
1915 — «Каменный гость» А. С. Пушкина — Дон Жуан
1916 — «Будет радость» Д. С. Мережковского — Федор Иванович
1918 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Астров (ввод)
1922 — «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого — Царь Федор (ввод)
1923 — «Вишневый сад» А. П. Чехова — Гаев (ввод)
1924 — «Доктор Штокман» Г. Ибсена — доктор Штокман (ввод)
1924 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Репетилов (ввод)
1926 — «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля, Д. С. Мережковского — Николай I
1927 — «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова — Вершинин
1929 — «Блокада» Вс. В. Иванова — Артем Аладьин
1930 — «Воскресение» по Л. Н. Толстому — От автора
1933 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Нароков
1935 — «Враги» М. Горького — Захар Бардин
1938 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; постановка В. И. Немировича-Данченко (новая редакция) — Александр Андреевич Чацкий
Фильмография
Роли
1928 — Белый орел — губернатор
1931 — Путевка в жизнь — вступительное и заключительное слово
Озвучивание
1936 — Стрекоза и муравей (анимационный)
1943 — Георгий Саакадзе — Шадиман Бараташвили (роль С. А. Закариадзе)
1945 — Пропавшая грамота (анимационный) — закадровый текст
1965 — Картина (анимационный) — текст от автора
Участие в фильмах
1946 — Мастера сцены (документальный)
Архивные кадры
1958 — Искусство большой правды (документальный)
1964 — Качалов (документальный)
1975 — О нашем театре (документальный)
Василий Качалов — ведущий актер Художественного театра
Актёр Василий Качалов известен в театральном мире так же, как Леонардо да Винчи в мире художественном. Он воплощал собой всё, что сегодня мы называем талантливым советским артистом. Фигура хрестоматийная, он никогда не учился актёрскому мастерству, обладая потрясающим сценическим обаянием.
Истоки
11.02.1875 г. в Вильне (современный Вильнюс) в семье священника Иоанна Шверубовича, настоятеля православного храма, родился третий сын. Это и был Василий Качалов. Биография актёра подробно описана В. Я. Виленкиным, который рассказал о детских годах будущего блистательного артиста. Отец происходил из белорусских шляхтичей, мать имела польские и литовские корни. В семье придерживались суровой школы воспитания, в детстве Василия пороли за провинности. Помимо двух старших братьев, разница в возрасте с которыми составляла 10-15 лет, позже родились две девочки: Соня и Саша. Они рано овдовели и последние 26 лет находились под опекой В. Качалова, с которым совместно проживали.
Юноша получил блестящее образование в 1-й гимназии, которую одновременно с ним окончил Ф. Э. Дзержинский. Под влиянием отца, проводившего службы с большим артистизмом и пафосом в голосе, он забирался на шкаф и занимался декламацией. Большое впечатление на него произвёл спектакль вильненского театра «Демон», что определило его пристрастия. На сцене общежития гимназии он, будучи шестиклассником, дебютировал в роли Хлестакова, сразу же став местной знаменитостью. А потом были роли Ноздрёва и Подколёсина, настоящее увлечение местным театром. Однако поступать юноша отправился в Санкт-Петербургский университет по стопам старшего брата Анастасия, демонстрируя, что значит быть воспитанным. Василий Иванович Качалов покидает родительский дом в 1894-м.
Начало актёрской карьеры
Поступив на юридический факультет, юноша сразу же становится участником театрального кружка и параллельно проводит всё своё время в Александрийском театре. По рекомендации актёра М. И. Писарева пробуется в роли Валеры в пьесе Мольера «Скупой» в небольшом театре (режиссёр Е. Карпов), получив благословение на сцену и признание в наличии дарования. Сценическое мастерство Василий Качалов (фото в молодые годы представлено в статье) постигал у великого актёра В. Н. Давыдова, возглавившего к тому времени студенческий театральный кружок. Его первым творческим успехом стала роль Несчастливцева (А. И. Островский, «Лес»), которую в 1895-м представили широкой публике. На аплодисменты В. Н. Давыдов вышел вместе с молодым дарованием.
В 21 год юноша уже становится профессиональным актёром Суворинского театра с окладом в 50 рублей. При оформлении контракта А. С. Суворин порекомендовал Василию Ивановичу сменить фамилию Шверубович на более благозвучную. Так у актёра появился псевдоним, по которому его знают во всём мире. Молодой человек успешно совмещал профессиональную деятельность с образованием, хотя творчество и богемная жизнь его полностью захватили. Но роли у Суворина (он сыграл их 35) были лишь комедийного и водевильного характера, поэтому по рекомендации В. Н. Давыдова актёр отправляется в провинцию, оставив университет после четырёх лет учёбы.
Провинциальный период
Попав к талантливому антрепренеру М. М. Бородаю, 2 года и 6 месяцев Василий Качалов играл на два города, выступая в Саратове и Казани. Он был одержим работой, сыграв за этот период около 250 ролей. В 23 года он создал образ Кассия в шекспировском «Юлии Цезаре», получив единодушное признание. Зрителей поражал внешний облик актёра: при высоком росте (185 см) был он довольно худ и бледен, но при этом великолепно владел телом. Артист активно подключал руки с невероятно длинными от природы пальцами. Но главным сокровищем был его чарующий голос. Звучный баритон буквально завораживал сидящих в зале.
После блистательной роли Шаховского в «Царе Фёдоре» и создания в столице Московского Художественного театра (1898) он стал мечтать о большой сцене. В Казани он встретил будущую жену, актрису Нину Литовцеву (Левестам), которая была ученицей В. И. Немировича-Данченко. Это окончательно предопределило отъезд в Москву.
Появление в Художественном театре
По прибытии в феврале 1900 года в МХТ В. Качалову предстояло показаться К. С. Станиславскому. Была выбрана сцена, где ему следовало поочерёдно предстать в двух образах: Бориса Годунова и Ивана Грозного. Наработанные в провинции штампы сыграли свою отрицательную роль – показ был безнадёжно провален. Василий Качалов не опустил руки и продолжил ежедневно ходить в театр, наблюдая за игрой выдающихся актёров того времени. К постановке готовилась «Снегурочка», но никому не поддавалась роль Берендея. Станиславский решил дать начинающему актёру ещё один шанс и не ошибся.
После репетиции он обнял В. Качалова, проделавшего огромную работу над собой и уловившего требования художественных руководителей театра. Триумфальный дебют состоялся в сентябре 1900 года, открыв перед актёром блестящую перспективу. Среди его первых ярких работ:
- Роль Барона в спектакле «На дне», о которой М. Горький отозвался с восхищением.
- Цезарь в одноимённом спектакле В. Шекспира.
- Роли в пьесах А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (Трофимов) и «Три сестры» (Тузенбах).
Пик карьеры
Настоящий успех пришёл к Василию Ивановичу в 1905-м, и до самой революции Москва будет настолько влюблена в него, что горничная рискнёт за большие деньги продавать вещи из его гардероба, за которыми охотились многочисленные поклонницы. Поэт С. Соловьёв назовёт его «царём девичьих идеалов», а зрители будут знать все его роли наперечёт. В каждую он вкладывал своё понимание личности героя, предлагая неожиданную, но выстраданную трактовку. Так, он нарисовал совершенно иной образ принца датского, свергнув того с пьедестала, на который его вознесли в предыдущие годы. Он показывает трагедию Гамлета через душевное противоречие: понимание несовершенства жизни и бессилие что-либо в ней изменить (1911).
Глумова в пьесе А. И. Островского всегда играли негодяем и карьеристом. Василий Качалов предложит новое прочтение образа, где тот предстанет талантливым и ироничным, для которого вся жизнь – игра. И в этой игре он хочет быть победителем (1910). Роль Ивана Карамазова (Ф. М. Достоевский) – одна из сложнейших на театральной сцене. Однажды сыграв её, актёр будет использовать центральный монолог в концертах, раскрывая через него карамазовское понимание мира (1910). Позднее он признается, что полюбил в Карамазове его бунт против Бога и веру в силу разума. Это освещало ему даже поражения героя, которые он оправдывал удивительной жаждой жизни.
Гастрольный тур
К революции у В. И. Качалова отношение было двойственным. С одной стороны, он был знаком с революционером Н. Бауманом и считал встречу с ним одной из важнейших в жизни, с другой – его сын Вадим воевал в Белой армии. С 1919-го он возглавил часть труппы, отправившейся на гастроли по югу страны. Война заставила актёров покинуть родину, и их гастрольный тур продолжился в Европе: София, Прага, Берлин, Загреб, Париж. Запад рукоплескал таланту россиян, а Качалов Василий Иванович выступал ещё и с концертами, впервые декламируя «Скифов» Александра Блока. Человек феноменального образования, он читал Гомера на древнегреческом, а Горация – на латыни.
Прервавшись на небольшой отпуск, труппа отправлялась в новые путешествия, совершив тур в США, где с успехом начала гастроли со спектакля «Царь Фёдор». К тому времени семья перебралась в немецкую деревню, и К. С. Станиславский стал бояться, что многие артисты не вернутся из турне. Он разослал письма, предложив труппе собраться в театре. В августе 1924-го В. Качалов вернулся в Москву.
Личная жизнь
В Василии Качалове присутствовали барство и размах, но в то же время доброта и нежелание огорчать людей. Он любил общение, природу, длительные прогулки и застолья, с удовольствием устраивая их у себя дома. Его квартира повидала огромное количество известных личностей, среди которых был и Сергей Есенин. Тот подружился с доберманом хозяина по кличке Джим, написав прекрасное стихотворение «Собаке Качалова».
С 1900 года до своей кончины Василий Качалов был женат на Нине Николаевне, которая после болезни осталась хромой и не могла выступать на сцене. Он помог ей заняться режиссурой. На своё 50-летие сыграл Николая I в спектакле о декабристах, поставленном супругой. Ему приписывают огромное количество романов, в том числе длительную связь с актрисой, женой великого человека. Но он не оставил семью, любя своего единственного сына Вадима.
Он щедро отдавал себя людям, бесконечно обожая сцену. Помимо спектаклей, вёл грандиозную концертную деятельность, оставив после себя огромное количество записей, доступных сегодня. В 1928 году он снялся в немом кино «Белый орёл» (режиссёр Я. Протазанов). Во время съёмок «Путёвки в жизнь» (1931) именно ему доверили чтение стихов о беспризорниках, создающих настроение картины. Государство оценило его заслуги присвоением звания Народного артиста СССР (1936).
Последние годы жизни
После Великой Отечественной, которую провёл в эвакуации, на сцену Художественного театра актёр больше не выходил. Его последней значительной ролью был Бардин по пьесе М. Горького «Враги». Он заболел сахарным диабетом, но продолжал участвовать в радиоспектаклях и концертных программах. 30.09.1948 после 50-летнего служения Мельпомене ушёл из жизни Василий Качалов. Краткая биография не позволяет передать масштаб личности великого актёра, с уходом которого можно говорить о завершении целой театральной эпохи.
http://rus.team/people/kachalov-vasilij-ivanovich-shverubovich-vasilij-ivanovich
http://fb.ru/article/258140/vasiliy-kachalov—veduschiy-akter-hudojestvennogo-teatra