О Леониде Григорьевиче Ивашове
Леонид Григорьевич Ивашов (род. 31 августа 1943, Фрунзе, Фрунзенский район, Ошская область, Киргизская ССР) — российский военный и общественный деятель, специалист в области геополитики, конфликтологии, международных отношений, военной истории. Генерал-полковник (в запасе с 2001), президент Академии геополитических проблем. Доктор исторических наук (1998), профессор кафедры международной журналистики МГИМО. Бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России (1996—2001). Член Союза писателей России.
Биография
В 1964 году окончил Ташкентское высшее общевойсковое командное училище, в 1974 году — Военную академию им. М. В. Фрунзе. С 1976 года служил в центральном аппарате Министерства обороны СССР, был помощником министра обороны СССР маршала Д. Ф. Устинова. С 1987 года — начальник управления делами Министерства обороны. В 1992—1996 годах — секретарь Совета министров обороны государств СНГ; с августа 1999 года — начальник штаба по координации военного сотрудничества государств — участников СНГ. В 1996—2001 годах — начальник главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны.
Является последовательным противником расширения НАТО на восток. В 2002 году основал и возглавил Военно-державный союз России. Член Высшего офицерского совета России. В ноябре 2006 года избран председателем монархической организации «Союз русского народа», что вызвало раскол в организации (радикальная часть организации не признала его, назвав избрание «провокацией спецслужб».
Постоянный автор газеты «Завтра». Сочиняет стихи.
Живёт и работает в Москве.
Имеет государственные награды СССР, России, Югославии, Сирии и других стран.
Косово
С осени 1996 года в рамках своих военных обязанностей Л.Г. Ивашов оказался глубоко вовлечен в ситуацию в Косове. Он был хорошо осведомлен об истинном положении дел, сложившемся в крае, постоянно общался с высокопоставленными военными и официальными лицами различных стран, в том числе и стран НАТО. Неоднократно встречался с Президентом СРЮ С. Милошевичем, приезжая в Югославию в составе делегаций министров обороны и иностранных дел, возглавляя военные делегации. Участвовал в международных конференциях. Сотрудники его управления работали в миссии ОБСЕ по наблюдению в Косове.
В 1998 году для анализа ситуации вокруг Косова в Главном управлении, возглавляемом генералом Ивашовым, создается специальный аналитический центр. Работа представителей главка в российском посольстве в Белграде активизируется. Идет сбор информации из различных источников для того, чтобы иметь возможность делать объективные выводы о настроениях и планах всех вовлеченных сторон, особенно террористической организации ОАК.
С началом бомбардировок СРЮ 24 марта 1999 года по инициативе Л.Г. Ивашова Министерство обороны РФ приняло беспрецедентные для новой России меры в отношении НАТО. Были заморожены контакты в рамках Совета Россия – НАТО, военные атташаты стран альянса в Москве изолированы от контактов с российскими военными, информбюро блока было немедленно выслано из Москвы, военнослужащие РФ отозваны из всех натовских структур и учебных заведений стран НАТО.
Приштинская операция
В соответствии с заранее выработанной тактикой в серии сложнейших переговоров с представителями США российские военные потребовали выделения отдельного сектора, чему американская сторона категорически воспротивилась.
9–10 июня 1999 года состоялись переговоры с генералами Д. Фогльсонгом и Дж. Кейси в Москве. Л.Г. Ивашов приступил к переговорам, исходя из ранее согласованных позиций и в соответствии с резолюцией № 1244 о военном присутствии стран–членов ООН и международных организаций в Косове, которая давала России и США равные права. Генерал Фогльсонг заявил, что американская сторона считает ранее согласованные позиции не имеющими силы. Он продемонстрировал документы, согласованные в Пентагоне, где на карте уже были поделены все сектора, и предложил российским военным присутствие в американском секторе одним-двумя батальонами. Ивашов категорически отказался рассматривать этот документ. После того как во втором раунде переговоров американская сторона не предложила никакого иного варианта решения вопроса, Ивашов, прекратив переговоры как бесполезные, заявил, что Россия будет действовать строго в рамках резолюции № 1244, имея в виду равноправие сторон. Журналистам он заявил: «Мы первыми не войдем, но последними не будем!» После этого в МИДе с участием первого заместителя министра иностранных дел А.А. Авдеева, представителей Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны вице-адмирала В.С. Кузнецова, полковника Е.П. Бужинского и др. была подготовлена записка президенту Б.Н. Ельцину, в которой предлагалось еще раз попытаться вывести американцев на конструктивные переговоры, а если это не удастся, предусмотреть одновременный ввод наших подразделений с войсками НАТО. Докладывал Б.Н. Ельцину маршал И.Д. Сергеев. Президент в принципе одобрил это решение.
Незамедлительно штатный батальон из российской миротворческой бригады, находившейся в Угливике – на территории Боснии и Герцеговины, выдвинулся в Косово. Встречали русских солдат восторженно. В душах сербов и сейчас нереализованной надеждой остался этот бросок на Приштину, к которому было привлечено внимание всего мира. Никакие правовые законодательные нормы при этом нарушены не были – Советом Безопасности ООН были делегированы равные права и России, и НАТО. Опасность для российских солдат была минимальной, так как НАТО, для того чтобы сделать первый выстрел, нужно было принять решение о конфликте с Россией. Ивашов предложил тут же начать работу с Германией, Бельгией, Грецией, чтобы в случае, если этот вопрос будет поднят на Совете НАТО, консенсус не состоялся. Если бы решение о нанесении удара и вытеснении российского батальона с аэродрома Слатина все-таки было принято, то группа уважаемых в СРЮ российских генералов была готова немедленно вылететь в Белград и в течение 2–3 дней югославская армия развернулась бы в косовском направлении. Зная настроения югославских военных, Ивашов понимал, что достаточно одной команды, чтобы ЮНА «разнесла находящиеся там войска НАТО в пух и прах». Перед НАТО вставала угроза наземной операции, которой в альянсе старались непременно избежать.
В контексте этих событий отношение американцев к России становилось иным. Вскоре состоялись переговоры в Хельсинки, где с американской стороны присутствовали госсекретарь М. Олбрайт, министр обороны США У. Коэн и 76 экспертов, с российской стороны – министр иностранных дел И.С. Иванов и министр обороны И.Д. Сергеев, которых сопровождала группа лишь из 8 экспертов. И при таком неравенстве сил российская делегация имела преимущество (стратегический аэродром в Косове был занят российскими войсками), так что ее задача состояла в том, чтобы это преимущество использовать в своих интересах. Было достигнуто то, что запланировано: войска общей численностью 3600 человек были развернуты в 3 секторах.
Уход с государственной службы
В марте 2001 года вслед за назначением С.Б. Иванова министром обороны РФ последовали новые назначения на ряд должностей в Министерстве обороны. На высокие должности назначались люди, не прослужившие в армии ни одного дня. Генерала Л.Г. Ивашова кадровые перестановки не коснулись. Но еще 13 июня 2000 года 56 высших военачальников Министерства обороны были освобождены от занимаемых должностей указом президента В.В. Путина «в связи с его инаугурацией» и допущены к исполнению обязанностей. В июне 2001 года С. Иванов представил Л.Г. Ивашова к увольнению, и он, как «исполняющий обязанности», не имея юридического права опротестовывать свое снятие с должности, ушел в запас до истечения срока службы.
Политические взгляды
В статьях и выступлениях последовательно предупреждает об опасностях, которые, по его мнению, грозят России.
Проводимая в современной России политика, направленная на разрыв с традиционными для нашей страны ценностями православно-славянской цивилизации и замену их иными цивилизационными моделями (западной или исламской) является губительной для государствообразующих народов России, в первую очередь — русского народа, ведет к дальнейшему ослаблению и уже в обозримой перспективе — к уничтожению российской государственности. (2004)
ВПК России, как система перестала существовать и на сегодняшний день уже не способен серийно производить и обеспечивать армию современной техникой и вооружением. Наши оборонные предприятия имеют тенденцию к деградации. И это вполне объяснимо, поскольку во всех странах ВПК базируется на общепромышленном развитии государства. К сожалению, современной промышленности в России нет, то и ВПК не может развиваться на современном уровне. Страна усилиями власти готовится к сдаче и капитуляции. (2009)
Библиография
Леонид Ивашов Маршал Язов (роковой август 91-го) (1992)
Леонид Ивашов Россия и мир в новом тысячелетии. Геополитические проблемы (2000)
Л. Г. Ивашов Россия или Московия? Геополитическое измерение национальной безопасности России — М.: Эксмо, 2002. — 416 с. — (История XXI века). — 4100 экз. — ISBN 5-699-01230-3.
Леонид Ивашов Хоронить не спешите Россию — М.: Яуза, Эксмо, 2003. — 288 с. — (Путь России). — 4000 экз. — ISBN 5-87849-137-0.
Биография Ивашова Леонида Григорьевича
Родился 31 августа 1943 года в городе Фрунзе (Киргизия). Отец – (1910–1989). Мать – Ивашова (Ясинская) Евдокия Петровна (1916–1989). Супруга – Ивашова (Бражко) Лидия Ивановна (1956 г. рожд.). Дочь – (1986 г. рожд.), студентка МГИМО.
Корнями биография Леонида Ивашова уходит к декабристу Ивашеву, который был сослан в Сибирь. За ним поехала гувернантка француженка. От их союза ведут Ивашовы свою родословную.
Дед и отец Леонида Григорьевича происходили из Воронежской губернии. Отец – участник Великой Отечественной войны, воевал под Москвой, ранен в 1941 году, после ранения работал на строительстве оборонительных сооружений. Мать родилась в Винницкой области. В 4 года осталась без родителей, о которых ничего не известно, кроме того, что они были раскулачены и высланы в Сибирь.
Детство Леонида пришлось на первые послевоенные годы. В семье было четверо детей. Трудиться приходилось всем, возделывать огород, вести хозяйство. Дети во всем помогали родителям, учились у них трудолюбию, радушию и доброте. Родители детей никогда не наказывали. Иногда мать говорила отцу: «Накажи их!» Отец брал свой солдатский ремень, заводил детей в кукурузное поле, бил себе по ладони, а им говорил: «Кричите, кричите».
Все кругом в ту пору было пронизано духом победы. Будучи сельским гармонистом, Леонид часто играл ветеранам фронтовые песни и был много наслышан о войне как о ежедневном солдатском труде. Во многом благодаря этому в 1960 году, окончив среднюю школу, он решил поступать в Ташкентское высшее общевойсковое командное училище имени .
По окончании училища в 1964 году Леонид Ивашов назначается командиром разведывательного взвода мотострелкового полка в Прикарпатский военный округ. Три года он командовал взводом и в 1967 году был откомандирован для прохождения военной службы в Группу советских войск в Германии, где до 1971 года служил в должности командира мотострелковой роты 35-й гвардейской мотострелковой дивизии под командованием генерала .
В 1968 году в жизнь Леонида Ивашова вошли чехословацкие события. 21 августа с территории Германии его рота вошла в Чехословакию. За несколько месяцев службы в Праге старший лейтенант Ивашов успел почувствовать всю сложность и неоднозначность политической ситуации. По городу волнами прокатывались акции протеста против ввода войск, раздавались возгласы возмущения, требования свободы. По ночам, выезжая на патрулирование, солдаты нередко попадали под обстрелы, обнаруживали склады с оружием, что свидетельствовало о подготовке вооруженных акций. Молодому офицеру не всегда легко было определить свое отношение к происходящему. Именно это время Ивашов вспоминает как свое политическое крещение – момент, когда он начал учиться думать самостоятельно, вырабатывать собственный взгляд на политические события в стране и мире.
После завершения операции офицеры имели право получить статус участников боевых действий, но многие из них, в том числе и Ивашов, отказались сделать это, так как свою службу на территории союзного государства боевыми действиями не считали.
В 1971 году поступил в Военную академию имени . Впервые очутившись в столице, он окунулся в атмосферу, царившую тогда в академии и во многих других московских военных вузах. В среде слушателей академии горячее желание учиться сочеталось со стремлением как можно больше узнать и увидеть. Они не пропускали театральных премьер, регулярно посещали футбольные матчи. Начиная еще с лейтенантской поры Леониду Ивашову повезло: ему доводилось бывать дома у Александра Твардовского, общаться с Михаилом Светловым, другими мэтрами русской поэзии и прозы. Дело в том, что муж тети Леонида Матросов был известным литератором и главным редактором журнала «Советский воин». Прекрасное военное образование – глубокое и разностороннее – давало огромные возможности для развития личности в самых различных направлениях.
По выпуску из академии назначают на должность заместителя командира полка в Таманскую мотострелковую дивизию. Здесь он отвечает за боевую подготовку, за кадровый состав полка. Работа приносит удовлетворение и радость. В 1974 году, когда на учениях в автокатастрофе Леонид получил тяжелые травмы и медицинская комиссия готова была определить его на нестроевую службу, он принимает твердое решение остаться в строю.
1976 год круто изменил жизнь строевого офицера. Его заметили в Министерстве обороны. Новый министр подбирал свежие кадры. 33-летний майор получил предложение войти в его аппарат и 20 декабря 1976 года был утвержден в должности старшего адъютанта министра.
Умудренный опытом работы на государственных постах главным направлением своей деятельности избрал наращивание оборонного потенциала страны. Он практически возглавил и военно-промышленный комплекс, был организатором военного производства, под его руководством динамично шла работа по поиску новых направлений в создании вооружения. не упускал возможности подтянуть своих подчиненных – рассказывал о конструкторах, о том, как создавалась та или иная система вооружения, обязывал присутствовать на коллегиях и совещаниях, где четко просматривались направления военной и военно-технической политики, строительства Вооруженных сил, кадровой работы. Особенно много интересных рассказов слышал от него , сопровождая его во время отдыха.
Работая в аппарате министра, , уже имевший к тому времени несколько публикаций на тему подготовки воинских подразделений, ощутил, что ему не хватает определенных знаний. Случалось, например, что Дмитрий Федорович вызывал к себе и поручал: «Найди Непобедимого». – «Дмитрий Федорович, у нас вся страна непобедимая!» – а это, оказывалось, речь шла о конструкторе Сергее Павловиче Непобедимом, который, как и многие другие его коллеги, был закрыт от широкой общественности.
Целенаправленно повышать свой уровень можно было в рамках работы над диссертацией. В порядке соискательства ученой степени кандидата наук Ивашов выбрал тему «Достижение военно-технического превосходства в годы Великой Отечественной войны». Дмитрий Федорович, возглавлявший в годы войны Наркомат вооружения, который выпускал 50% вооружения страны, одобрил выбор своего подчиненного, помог ему получить доступ в Государственный архив народного хозяйства, где он смог познакомиться с уникальными документами.
Успешная защита диссертации состоялась в 1983 году в Институте военной истории.
1 января 1980 года подполковник получает новое высокое назначение – становится начальником секретариата министра обороны СССР. Ивашов чувствовал и недостаток опыта, и высокую степень ответственности, ложившейся на его плечи, и сначала категорически отказывался от предложения занять эту должность. И все же новогодним утром 1980 года, когда , приехав в министерство, не нашел на месте никого из своих помощников, кроме адъютанта Ивашова, он поставил вопрос ребром: «Коммунист ты или нет! Коммунист – значит, справишься!», – и назначение состоялось. 23 февраля было досрочно присвоено звание полковника.
В течение 7 лет руководил аппаратом министра, сохранил этот пост при Маршале Советского Союза , занявшем пост в 1984 году после смерти . В 1987 году министром обороны был назначен . Спустя несколько дней после своего назначения он предложил стать начальником Управления делами и, не откладывая, подписал приказ о назначении.
Управление делами было тем перекрестком, куда стекался весь поток документов в адрес Министерства обороны, министра и его первых заместителей. Оно имело сильную юридическую службу, отдел военного законодательства, получило возможность влиять на многие процессы в Вооруженных силах. Пришлось осваивать весьма тонкую и точную материю – юриспруденцию, чтобы быть на высоте в этой сфере. стал посещать лекции в Гуманитарной академии Вооруженных сил на военно-юридическом факультете. Он находил время для того, чтобы учиться у ветеранов юридической службы, присутствовать на судебных процессах.
23 февраля 1988 года было присвоено генеральское звание. Росло служебное положение, и, что не менее важно, укреплялся авторитет Управления делами. В его активе появилось немало новаций. К примеру, в Вооруженных силах были возрождены офицерские собрания, и первое из них – в Управлении делами. Через совет офицерского собрания формировался коллектив, управление постепенно становилось сплоченной военной семьей. Здесь проходили вечера, концерты, выставки, были и свои поэты (В. Чистяков), композиторы (А. Казьмин), художники, коллекционеры. Частыми гостями были известные в стране люди.
В 1991 году стал генерал-лейтенантом.
Наступил драматический август 1991 года. , как член ГКЧП, был снят с поста и оказался в «Матросской тишине». Некоторое время продолжал возглавлять Управление делами. В сентябре 1991 года была сформирована комиссия по расследованию деятельности ГКЧП в Вооруженных силах, которую по поручению президента возглавил генерал . Юридическая служба Управления делами стала базовой для работы комиссии. Генерал Кобец включил Ивашова в состав комиссии в качестве своего заместителя и ответственного секретаря. Условием своего участия в работе комиссии Ивашов поставил отказ от каких бы то ни было чисток офицерского корпуса и ведение только анализа нормативной базы. Кобец выразил согласие.
Впоследствии стал единственным генералом, который навещал в «Матросской тишине», где тот содержался как обвиняемый по 64-й статье УК РСФСР – измена Родине. Свой взгляд на произошедшее Леонид Ивашов изложил в книге «Маршал Язов: роковой август 1991-го».
В условиях, когда политическая ситуация в стране стремительно менялась, Советский Союз находился под угрозой распада, необходимо было выстраивать новые отношения с республиками. Управление делами, возглавляемое , инициировало создание рабочей комиссии по созданию новой системы законов. Под его руководством активно стали разрабатываться законы о статусе военнослужащего, об обороне, о воинской обязанности и военной службе. Они стали основой для военного законодательства РФ и других республик, у которых не было опыта законотворческой работы.
Возглавляя Управление делами, генерал руководил и процессом разработки законодательных основ для строительства национальных вооруженных сил, управления дезинтеграционными, а затем интеграционными процессами. Необходимы были новая теория, новые концепции, новая стратегия. Решения о разделе вооруженных сил бывших республик принимались на уровне глав государств. Силы общего назначения отходили к республикам, стратегические силы – к России.
В этот период вновь возникшие государства стремились поднять уровень своей независимости. Министрами обороны или председателями комитетов обороны зачастую назначались случайные люди, сотрудничество с которыми затруднялось в связи с их малой компетентностью. После весьма деликатных и сложных переговоров в мае 1992 года удалось подписать договор о коллективной безопасности стран СНГ, действующий до сих пор.
14 февраля 1992 года было принято решение о создании Объединенных Вооруженных сил СНГ. Министром обороны России в мае 1992 года стал . Неся ответственность за законность деятельности органов управления, считал своим долгом в некоторых случаях указывать новому министру, не имеющему опыта работы в Центральном аппарате, на неадекватность и даже незаконность его действий, ссылался на документы, советские нормативные акты, на тот момент остававшиеся в силе. Результатом обострения отношений с вскоре стал уход с должности руководителя Управления делами Министерства обороны РФ. Он дал согласие на рассмотрение своей кандидатуры на пост секретаря Совета министров обороны стран СНГ, созданного 14 февраля 1992 года. Был единогласно избран и в этой должности работал почти до конца 1996 года.
1 октября 1996 года назначается начальником Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ. Будучи знакомым по своей предыдущей деятельности с работой главка, где занимались вопросами всестороннего военного сотрудничества со всеми странами мира, с международными организациями, Леонид Григорьевич с присущей ему ответственностью начал свой труд на новом посту с повышения личной подготовки. Оставив на время работу над докторской диссертацией «Россия на рубеже XX–XXI веков», он занялся проблемой эволюции геополитического развития России, приступил к освоению новой науки – геополитики, без которой невозможна эффективная деятельность на международном поприще, сплошь переплетенном силовыми полями.
Первым шагом нового руководителя Главного управления становится разработка концепции его работы, а значит, концепции международного военного сотрудничества с учетом принципиально новых реалий, когда Россия осталась наедине с США и НАТО без явных союзников. На должность своего советника приглашает Дмитрия Тимофеевича Язова. Несмотря на то что это назначение вызвало негативную реакцию в Кремле, Ивашов не ошибся, настаивая на нем. В работе Главного управления концептуальный подход сыграл важную роль. С высоты своего жизненного, военного опыта любую задачу он формулировал глубоко и аргументированно. Его заслугой стала разработка концепции отношений с Китаем и в целом с Востоком.
Основную цель работы Главного управления видел в усилении безопасности страны. Министры обороны РФ генерал армии , а затем маршал оказались его сторонниками. Они прекрасно понимали, что настойчивой дипломатической работой, активным военным сотрудничеством не только решаются вопросы безопасности общего характера, но и обеспечивается утверждение российских позиций в мире, снижаются масштабы военных угроз, достигается сокращение военных расходов. Неслучайно после некоторых переговоров маршал Сергеев задавал вопрос: «Сколько дивизий мы сегодня сэкономили?»
«Безопасность через сотрудничество» – такой девиз родился и прижился в главке, в соответствии с ним и действовали. Получили динамику военно-интеграционные процессы в СНГ. Завязывались хорошие отношения с генералами и некоторыми военными политиками из европейских стран НАТО, исламского мира, Китая, Индии, других стран мира. При этом отстаивалась жесткая позиция России против продвижения НАТО на восток, пресекались попытки принизить ее роль в системе международной безопасности, создавать ей угрозы.
Постепенно выстраивались гармоничные отношения со многими странами мира, активизировались российские военные представительства в ряде государств. Прилетая в то или иное государство во главе делегации, замечал, как меняется отношение к его ведомству, а с ним и к Министерству обороны России.
Почти за 5 лет службы в должности начальника Главного управления генерал-полковник Ивашов посетил с визитами 58 стран мира, некоторые – неоднократно. Задачей его было изучить во всех подробностях традиции, быт, внешнюю и внутреннюю политику страны, состояние ее вооруженных сил, экономику и социальную сферу, чтобы иметь возможность выстраивать переговорную тактику. Понимание военных аспектов международного сотрудничества формировало представление о мироустройстве, которое в свою очередь позволяло ему двигаться дальше в осознании новых геополитических реалий.
В 1998 году защищает докторскую диссертацию. Главное, что было вынесено им на защиту, – это формула мироустройства, какой она видится в настоящее время, место и роль России, которая может и должна стать государством ? 1 в этой иерархии.
Идеи, сформулированные в диссертации, положили начало разработке концепции геополитического континентального союза (Шанхайская организация сотрудничества), основу которого, по мнению Ивашова, могли бы составить 4 государства, представляющих различные цивилизации, – Россия, Индия, Китай, Иран – страны с совершенно разными традициями, устоями, политическими системами, экономическими моделями. Объединяет их и отличает от западной цивилизации преобладание духовных ценностей над материальными, общественных интересов над индивидуальными, не столкновение, а гармония цивилизаций.
С осени 1996 года в рамках своих военных обязанностей оказался глубоко вовлечен в ситуацию в Косове. Он был хорошо осведомлен об истинном положении дел, сложившемся в крае, постоянно общался с высокопоставленными военными и официальными лицами различных стран, в том числе и стран НАТО. Неоднократно встречался с Президентом СРЮ С. Милошевичем, приезжая в Югославию в составе делегаций министров обороны и иностранных дел, возглавляя военные делегации. Участвовал в международных конференциях. Сотрудники его управления работали в миссии ОБСЕ по наблюдению в Косове.
В 1998 году для анализа ситуации вокруг Косова в Главном управлении, возглавляемом генералом Ивашовым, создается специальный аналитический центр. Работа представителей главка в российском посольстве в Белграде активизируется. Идет сбор информации из различных источников для того, чтобы иметь возможность делать объективные выводы о настроениях и планах всех вовлеченных сторон, особенно террористической организации ОАК.
В конце 1998 года Генеральный штаб Министерства обороны РФ и Главное управление имели полную картину происходящего в Косове. Доклады Министерства обороны и Министерства иностранных дел России были представлены президенту .
С началом бомбардировок СРЮ 24 марта 1999 года по инициативе Министерство обороны РФ приняло беспрецедентные для новой России меры в отношении НАТО. Были заморожены контакты в рамках Совета Россия – НАТО, военные атташаты стран альянса в Москве изолированы от контактов с российскими военными, информбюро блока было немедленно выслано из Москвы, военнослужащие РФ отозваны из всех натовских структур и учебных заведений стран НАТО.
Почти ежедневно организовывались пресс-конференции для разоблачения агрессивных действий альянса, в информационный оборот были введены термины и формулировки «НАТО-фашизм», «натовский геноцид», «Европа беременна американской гегемонией» и др.
Одновременно оказывалась моральная, советническая и материальная помощь Югославской народной армии.
Во всех этих мероприятиях находил понимание со стороны Председателя Правительства России , министра обороны , широкой российской и сербской общественности.
Когда по просьбе администрации США спецпредставителем России по урегулированию югославского кризиса был назначен , настоял на своем включении в состав делегации. Черномырдин повел линию на защиту позиции США и НАТО. Генерал Ивашов на одном из заседаний не только резко выступил против агрессоров, но и осудил поведение российского «спецпредставителя» и в знак протеста против предъявления Белграду ультиматума, сделав резкое заявление, покинул зал переговоров.
Во время процесса в Гаагском трибунале над Президентом Милошевичем генерал-полковник , выступая в ноябре 2004 года в качестве свидетеля защиты, так сформулировал свое личное убеждение, совпадающее с официальной точкой зрения российского руководства того времени: «Совет национальной безопасности США еще в 1997 году принял решение провести военную операцию против Югославии. План этой операции был направлен на осуществление очень мощной психологической войны против Югославии, нацеленной на срыв переговоров и дезинформацию международного сообщества о происходящем в Косове, а также подготовить его к неминуемой военной операции.
…Мы пришли к выводу: что касается Союзной Республики Югославия, существовал широкий план разрушения этой страны, план дискредитации политического и военного руководства СРЮ, направленный на отделение Косова от Сербии и Югославии».
Позиция относительно военного присутствия России в Югославии вырабатывалась непросто. Внешнеполитическое ведомство и Министерство обороны РФ первоначально исходили из того, что необходимо занять один сектор – Косовскую Митровицу. Однако, по мнению некоторых опытных военных специалистов, это могло привести к изоляции и потере влияния на ситуацию. В результате был принят вариант присутствия во всех секторах.
В соответствии с заранее выработанной тактикой в серии сложнейших переговоров с представителями США российские военные потребовали выделения отдельного сектора, чему американская сторона категорически воспротивилась.
9–10 июня 1999 года состоялись переговоры с генералами Д. Фогльсонгом и Дж. Кейси в Москве. приступил к переговорам, исходя из ранее согласованных позиций и в соответствии с резолюцией? 1244 о военном присутствии стран–членов ООН и международных организаций в Косове, которая давала России и США равные права. Генерал Фогльсонг заявил, что американская сторона считает ранее согласованные позиции не имеющими силы. Он продемонстрировал документы, согласованные в Пентагоне, где на карте уже были поделены все сектора, и предложил российским военным присутствие в американском секторе одним-двумя батальонами. Ивашов категорически отказался рассматривать этот документ. После того как во втором раунде переговоров американская сторона не предложила никакого иного варианта решения вопроса, Ивашов, прекратив переговоры как бесполезные, заявил, что Россия будет действовать строго в рамках резолюции? 1244, имея в виду равноправие сторон. Журналистам он заявил: «Мы первыми не войдем, но последними не будем!»
После этого в МИДе с участием первого заместителя министра иностранных дел , представителей Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны вице-адмирала , полковника и др. была подготовлена записка президенту , в которой предлагалось еще раз попытаться вывести американцев на конструктивные переговоры, а если это не удастся, предусмотреть одновременный ввод наших подразделений с войсками НАТО. Докладывал маршал . Президент в принципе одобрил это решение.
Незамедлительно штатный батальон из российской миротворческой бригады, находившейся в Угливике – на территории Боснии и Герцеговины, выдвинулся в Косово. Встречали русских солдат восторженно. В душах сербов и сейчас нереализованной надеждой остался этот бросок на Приштину, к которому было привлечено внимание всего мира. Никакие правовые законодательные нормы при этом нарушены не были – Советом Безопасности ООН были делегированы равные права и России, и НАТО.
Опасность для российских солдат была минимальной, так как НАТО, для того чтобы сделать первый выстрел, нужно было принять решение о конфликте с Россией. Ивашов предложил тут же начать работу с Германией, Бельгией, Грецией, чтобы в случае, если этот вопрос будет поднят на Совете НАТО, консенсус не состоялся. Если бы решение о нанесении удара и вытеснении российского батальона с аэродрома Слатина все-таки было принято, то группа уважаемых в СРЮ российских генералов была готова немедленно вылететь в Белград и в течение 2–3 дней югославская армия развернулась бы в косовском направлении. Зная настроения югославских военных, Ивашов понимал, что достаточно одной команды, чтобы ЮНА «разнесла находящиеся там войска НАТО в пух и прах». Перед НАТО вставала угроза наземной операции, которой в альянсе старались непременно избежать.
В контексте этих событий отношение американцев к России становилось иным. Вскоре состоялись переговоры в Хельсинки, где с американской стороны присутствовали госсекретарь М. Олбрайт, министр обороны США У. Коэн и 76 экспертов, с российской стороны – министр иностранных дел и министр обороны , которых сопровождала группа лишь из 8 экспертов. И при таком неравенстве сил российская делегация имела преимущество (стратегический аэродром в Косове был занят российскими войсками), так что ее задача состояла в том, чтобы это преимущество использовать в своих интересах. Было достигнуто то, что запланировано: войска общей численностью 3600 человек были развернуты в 3 секторах.
Небольшая деталь: привлек в малочисленную российскую делегацию 4 надежных журналистов из ИТАР–ТАСС, Интерфакса, РИА «Новости» и «Красной звезды». Работая практически в режиме реального времени, они разоблачали ложь американцев, обосновывали в СМИ позиции РФ. Эта маленькая военная хитрость дала свои плоды. Олбрайт обратилась к с просьбой не допускать выхода в эфир несогласованной информации, ибо она явно ослабляла позиции американской делегации.
В марте 2001 года вслед за назначением министром обороны РФ последовали новые назначения на ряд должностей в Министерстве обороны. На высокие должности назначались люди, не прослужившие в армии ни одного дня. Генерала кадровые перестановки не коснулись. Но еще 13 июня 2000 года 56 высших военачальников Министерства обороны были освобождены от занимаемых должностей указом президента «в связи с его инаугурацией» и допущены к исполнению обязанностей. В июне 2001 года С. Иванов представил к увольнению, и он, как «исполняющий обязанности», не имея юридического права опротестовывать свое снятие с должности, ушел в запас до истечения срока службы.
Еще в 1998 году Леонид Григорьевич был избран вице-президентом Академии геополитических проблем и сосредоточился именно на геополитических исследованиях, затем был приглашен читать лекции по геополитике в МГИМО. Профессором изданы монографии «Россия и мир в новом тысячелетии» (1999), «Россия или Московия» (2002), геополитический очерк «Хоронить не спешите Россию» (2003), опубликовано более 700 статей в различных изданиях.
На Общероссийском офицерском собрании 22 февраля 2003 года он был избран председателем Военно-державного союза России.
– профессор Академии военных наук, действительный член Академии национальной безопасности, действительный член Международной академии «Природа и общество», член Союза писателей России. Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II и III степени, «За заслуги перед Отечеством» III степени, многими медалями СССР и РФ, орденами и медалями иностранных государств.
Главное увлечение Леонида Григорьевича – поэзия. Особо трепетно он относится к творчеству А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Есенина. Многие годы пишет стихи. В 1998 году им написан текст песни «Офицеры России». Совместно с композиторами Н. Шершнем, Г. Лужецким, В. Михайловым созданы циклы песен «Офицеры Содружества», «Офицеры России», «Вставай, Россия», «Лира в погонах». Издан поэтический сборник «И тем я горд, что – русский генерал». Прошло несколько авторских концертов, на которых звучали песни на стихи Ивашова в исполнении Академического ансамбля песни и пляски имени , Ансамбля воздушно-десантных войск и других творческих коллективов. Его песня «Лейтенантский вальс» (композитор Н. Шершень) не раз звучала в Кремлевском дворце, ежегодно исполняется на Поклонной горе в день выпуска офицеров из военно-учебных заведений.
Живет и работает в Москве.
Леонид Ивашов — биография, новости, личная жизнь
Леонид Григорьевич Ивашов
Леонид Григорьевич Ивашов. Родился 31 августа 1943 года во Фрунзе, Фрунзенский район, Ошская область, Киргизская ССР. Российский военный и общественный деятель, генерал-полковник. Начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России (1996—2001). Доктор исторических наук (1998), профессор МГИМО и МГЛУ.
Леонид Ивашов родился 31 августа 1943 года во Фрунзе в многодетной семье.
Его предок — Василий Петрович Ивашев (1797-1840), декабрист, ротмистр Кавалергардского полка.
Муж его двоюродной тети А. Матросов был главным редактором журнала «Советский воин», в гостях у того бывали видные советские литераторы, в частности Александр Твардовский и Константин Симонов, благодаря чему с ними довелось общаться и молодому офицеру Ивашову.
В селе Озерном окончил семилетку, затем в Кызыл-Аскере учился в старших классах.
В 1964 году окончил Ташкентское высшее общевойсковое командное училище.
Командовал разведывательным взводом мотострелкового полка в Прикарпатском военном округе, мотострелковой ротой в Группе советских войск в Германии. В августе 1968 года его рота в составе советского воинского контингента попала в Прагу. По окончании Военной академии заступил на должность заместителя командира полка в Таманскую мотострелковую дивизию.
В 1974 году окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе. С 1976 года служил в центральном аппарате Министерства обороны СССР, был начальником секретариата Министров обороны СССР маршалов Советского Союза Устинова Дмитрия Федоровича и Соколова Сергея Леонидовича. С 1987 года — начальник управления делами Министерства обороны СССР. В 1992-1996 годах — секретарь Совета министров обороны государств СНГ; с августа 1999 года — начальник штаба по координации военного сотрудничества государств — участников СНГ. В 1996-2001 годах — начальник главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны.
Является противником расширения НАТО на восток и сторонником усиления других международных организаций. В 2002 году основал и возглавил Военно-державный союз России. Член Высшего офицерского совета России. В ноябре 2006 года избран председателем монархической организации «Союз русского народа», что вызвало раскол в организации (радикальная часть организации не признала его, назвав избрание «провокацией спецслужб»).
Постоянный автор газеты «Завтра». Пишет стихи.
С 2008 года член Экспертного совета и постоянный автор международного аналитического журнала «Геополитика».
Живет и работает в Москве. Возглавляет Академию геополитических проблем, преподает в Московском государственном институте международных отношений и Московском государственном лингвистическом университете, выступает на телевидении и в прессе с комментариями по вопросам внешней и внутренней политики.
Леонид Ивашов и Косово:
С осени 1996 года в рамках своих должностных обязанностей Ивашов оказался глубоко вовлечен в ситуацию в Косове. Он был хорошо осведомлен о положении дел, сложившемся в крае, постоянно общался с высокопоставленными военными и официальными лицами различных стран, в том числе и стран НАТО. Неоднократно встречался с Президентом СРЮ Слободаном Милошевичем, приезжая в Югославию в составе делегаций министров обороны и иностранных дел, возглавляя военные делегации. Участвовал в международных конференциях. Сотрудники его управления работали в миссии ОБСЕ по наблюдению в Косове.
В 1998 году для анализа ситуации вокруг Косова в Главном управлении, возглавляемом генералом Ивашовым, был создан специальный аналитический центр. Работа его представителей в российском посольстве в Белграде активизировалась. Шел сбор информации из различных источников для того, чтобы иметь возможность делать объективные выводы о настроениях и планах всех вовлеченных сторон.
В соответствии с заранее выработанной тактикой в серии переговоров с представителями США российские военные потребовали выделения отдельного сектора, чему американская сторона категорически воспротивилась. В должности начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ Ивашов активно выступал против военного решения политических проблем и за усиление роли ООН.
9-10 июня 1999 года состоялись переговоры с генералами Д. Фогльсонгом и Дж. Кейси в Москве. Ивашов приступил к переговорам, исходя из ранее согласованных позиций и в соответствии с резолюцией 1244 о военном присутствии стран-членов ООН и международных организаций в Косове, которая давала России и США равные права. Генерал Фогльсонг заявил, что американская сторона считает ранее согласованные позиции не имеющими силы. Он продемонстрировал документы, согласованные в Пентагоне, где на карте уже были поделены все секторы, и предложил российским военным присутствие в американском секторе одним-двумя батальонами. Ивашов категорически отказался рассматривать этот документ. После того как во втором раунде переговоров американская сторона не предложила никакого иного варианта решения вопроса, Ивашов, прекратив переговоры как бесполезные, заявил, что Россия будет действовать строго в рамках резолюции 1244, имея в виду равноправие сторон. Журналистам он заявил: «Мы первыми не войдем, но последними не будем!»
После этого в МИДе с участием первого заместителя министра иностранных дел Александра Авдеева, представителей Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны вице-адмирала В. С. Кузнецова, полковника Е. П. Бужинского и других была подготовлена записка президенту Борису Ельцину, в которой предлагалось еще раз попытаться вывести американцев на конструктивные переговоры, а если это не удастся, предусмотреть одновременный ввод российских подразделений с войсками НАТО. Докладывал Ельцину министр обороны маршал Игорь Сергеев. Президент одобрил это решение.
Незамедлительно штатный батальон из российской миротворческой бригады, находившейся в Угливике — на территории Боснии и Герцеговины, выдвинулся в Косово. Никакие правовые нормы при этом нарушены не были — Советом Безопасности ООН были делегированы равные права и России, и НАТО.
Марш-бросок на Приштину был совершен в ночь с 11 на 12 июня 1999 года. Это была операция сводного батальона ВДВ ВС России, входящего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), целью которой было взятие под контроль аэропорта «Слатина» (ныне Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR.
Опасность для российских солдат была минимальной, так как НАТО не собиралось идти на конфликт с Россией. Ивашов предложил тут же начать работу с Германией, Бельгией и Грецией, чтобы в случае, если этот вопрос будет поднят на Совете НАТО, консенсус не состоялся.
Вскоре состоялись переговоры в Хельсинки, где с американской стороны присутствовали госсекретарь Мадлен Олбрайт, министр обороны США Уильям Коэн и 76 экспертов, а с российской стороны — министр иностранных дел Игорь Иванов и министр обороны Игорь Сергеев, которых сопровождала группа из 8 экспертов. Российские войска общей численностью 3600 человек были развернуты в 3 секторах.
В марте 2001 года вслед за назначением Сергея Иванова министром обороны России последовали новые назначения на ряд должностей в Министерстве обороны. Генерала Ивашова кадровые перестановки поначалу не коснулись. Но еще 13 июня 2000 года 56 высших военачальников Министерства обороны были освобождены от занимаемых должностей указом президента Владимира Путина в связи с его инаугурацией и допущены к исполнению обязанностей. В июне 2001 года Иванов представил Ивашова к увольнению, и он, как исполняющий обязанности, не имея юридического права опротестовывать свое снятие с должности, ушел в запас до истечения срока договора.
Специалист в области геополитики, конфликтологии, международных отношений, военной истории. Президент Академии геополитических проблем. Доктор исторических наук (1998), профессор кафедры международной журналистики МГИМО. Член Союза писателей России.
6 декабря 2011 года Ивашов заявил о самовыдвижении кандидатом на должность президента России. 18 декабря ему было отказано в регистрации в качестве кандидата на выборах Президента в связи с тем, что ЦИК не был надлежащим образом извещен о собрании инициативной группы по выдвижению Ивашова.
Член «Изборского клуба», созданного в 2012 году.
31 января 2022 года в качестве председателя «Общероссийского офицерского собрания» выпустил обращение против войны России с Украиной. В подготовке такой войны он обвинил руководство России и президента Владимира Путина, которого призвал уйти в отставку.
Обращение Общероссийского офицерского собрания к президенту и гражданам Российской Федерации
«Сегодня человечество живет в ожидании войны. А война это неизбежные человеческие жертвы, разрушения, страдания больших масс людей, уничтожение привычного образа жизни, нарушение систем жизнедеятельности государств и народов. Большая война — это огромная трагедия, чье — то тяжелое преступление. Так случилось, что в центре этой грозящей катастрофы оказалась Россия. И, пожалуй, это впервые в ее истории.
Ранее Россия (СССР) вела вынужденные (справедливые) войны, и, как правило, когда иного выхода не оставалось, когда жизненно важные интересы государства и общества оказывались под угрозой.
А что сегодня угрожает существованию самой России, и есть ли такие угрозы? Можно утверждать, что действительно угрозы налицо — страна на грани завершения своей истории. Все жизненно важные сферы, включая демографию, устойчиво деградируют, а темпы вымирания населения бьют мировые рекорды. И деградация носит системный характер, а в любой сложной системе разрушение одного из элементов, может привести к обрушению всей системы.
И это, на наш взгляд главная угроза Российской Федерации. Но это угроза внутреннего характера, исходящая от модели государства, качества власти и состояния общества. И причины ее формирования внутренние: нежизнеспособность модели государства, полная недееспособность и непрофессионализм системы власти и управления, пассивность и неорганизованность общества. В таком состоянии любая страна долго не живет.
Что касается внешних угроз, они безусловно присутствуют. Но, по нашей экспертной оценке, они не являются в данный момент критическими, непосредственно угрожающими существованию российской государственности, ее жизненно важным интересам. Сохраняется в целом стратегическая стабильность, ядерное оружие находится под надежным контролем, группировки сил НАТО не наращиваются, угрожающей активности не проявляют.
Поэтому нагнетаемая вокруг Украины ситуация носит, прежде всего, искусственный, корыстный характер для неких внутренних сил, РФ в том числе. В результате развала СССР, в котором решающее участие приняла Россия (Ельцин), Украина стала независимым государством, членом ООН, и в соответствии с ст. 51 устава ООН имеет право на индивидуальную и коллективную оборону.
Руководство РФ до сих пор не признало результаты референдума о независимости ДНР и ЛНР, при этом на официальном уровне не раз, в том числе в ходе Минского переговорного процесса, подчеркивало принадлежность их территорий и населения к Украине.
Также не раз говорилось на высоком уровне о стремлении поддерживать нормальные отношения с Киевом, не выделяя в особые отношения с ДНР и ЛНР.
Вопрос о творимом со стороны Киева геноциде в юго — восточных областях не поднимался ни в ООН, ни в ОБСЕ. Естественно, для того, чтобы Украина осталась дружественным соседом для России, необходимо было для нее продемонстрировать привлекательность российской модели государства и системы власти.
Но РФ таковой не стала, ее модель развития и внешнеполитический механизм международного сотрудничества отталкивают практически всех соседей, и не только.
Обретение Россией Крыма и Севастополя и непризнание их российскими со стороны международного сообщества (а, значит подавляющее число государств мира по — прежнему считают их принадлежностью к Украине) убедительно показывает несостоятельность российской внешней политики, и непривлекательность внутренней.
Попытки через ультиматум и угрозы применения силы заставить «полюбить» РФ и ее руководство, бессмысленно и крайне опасно.
Применение военной силы против Украины, во — первых, поставит под вопрос существование самой России как государства; во вторых, навсегда сделает русских и украинцев смертельными врагами. В — третьих, будут с одной и с другой стороны тысячи (десятки тысяч) погибших молодых, здоровых ребят, что безусловно скажется на будущей демографической ситуации в наших вымирающих странах. На поле боя, если это случится, российские войска столкнутся не только с украинскими военнослужащими, среди которых будет много русских ребят, но и с военнослужащими и техникой многих стран НАТО, а государства — члены альянса обязаны будут объявить России войну.
Президент Турецкой Республики Р. Эрдоган четко заявил на чьей стороне будет воевать Турция. И можно предполагать, что двум полевым армиям и флоту Турции будет приказано «освобождать» Крым и Севастополь и, возможно вторгнуться на Кавказ.
Кроме того, Россия однозначно будет занесена в категорию стран, угрожающих миру и международной безопасности, обложена тяжелейшими санкциями, превратится в изгоя мирового сообщества, и вероятно будет лишена статуса независимого государства.
Не понимать таковых последствий президент и правительство, министерство обороны не могут, не настолько они глупы.
Возникает вопрос: а каковы истинные цели провоцирования напряженности на грани войны, и возможного развязывания широко масштабных военных действий? А что таковые будут, говорит численность и боевой состав формируемых сторонами группировок войск — не менее чем по ста тысяч военнослужащих с каждой стороны. Россия, оголяя восточные рубежи, перебрасывает соединения к границам Украины.
По нашему мнению, руководство страны понимая, что вывести страну из системного кризиса оно не способно, а это может привести к восстанию народа и смене власти в стране, при поддержке олигархата, коррумпированного чиновничества, прикормленных СМИ и силовиков, решило активизировать политическую линию на окончательное разрушение российской государственности и истребление коренного населения страны.
И война является тем средством, которое решит эту задачу с целью удержать на некоторое время свою антинациональную власть и сохранить награбленные у народа богатства. Другого объяснения мы предположить не можем.
От президента РФ, мы офицеры России, требуем отказаться от преступной политики провоцирования войны, в которой РФ окажется в одиночестве против объединенных сил Запада, создать условия для реализации на практике ст. 3 Конституции РФ и уйти в отставку.
Обращаемся к всем военнослужащим запаса и в отставке, гражданам России с рекомендацией проявить бдительность, организованность, поддержать требования Совета Общероссийского офицерского собрания, активно выступать против пропаганды и развязывания войны, не допустить внутреннего гражданского конфликта с применением военной силы.
Председатель Общероссийского офицерского собрания Генерал-полковник Ивашов Л.Г.».
Личная жизнь Леонида Ивашова:
Имеет дочь, которая работает в российско-американской организации.
Награды Леонида Ивашова:
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени;
Орден «За военные заслуги»;
Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II и III степени;
Золотая медаль Милоша Обилича За храбрость (Сербия);
Почетная грамота Кыргызской Республики (2001, Киргизия)
Библиография Леонида Ивашова:
Маршал Язов: Роковой август 91-го;
Россия и мир в новом тысячелетии: Геополитические проблемы;
Россия или Московия?: Геополитическое измерение национальной безопасности России;
Хоронить не спешите Россию;
В последние предвоенные годы;
Война в Ираке: Неравная борьба систем вооружения;
«Десятке» — 50 лет;
От «юнкерса» 1941 года к «цессне» 1987-го
последнее обновление информации: 06.02.2022