Иван Билибин биография Для Детей

Иван Яковлевич Билибин

Фото Все

Видео Все

Возвращение мастера. Жизнь и смерть Ивана Билибина

Творческий путь Ивана Билибина

Иван Билибин. «Русский Модерн». Наблюдатель @Телеканал Культура

Иван Билибин — биография

Иван Билибин – русский и советский художник, иллюстратор, театральный оформитель и педагог. После вынужденной эмиграции вернулся в СССР, где скончался в блокадном Ленинграде.

Первая работа художника-оформителя Ивана Билибина датируется 1899 годом. Это была иллюстрация к книге «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке», созданная под влиянием картин Виктора Васнецова. Все последующие годы творец так или иначе обращался к русскому народному фольклору, воплощая на бумаге волшебные сказки и древние былины.

Графические рисунки Ивана Яковлевича выставлялись в Третьяковской галерее и Русском музее, а его эскизы театральных декораций пользовались огромным спросом в Европе и странах латинской Америки. Мастер декоративной живописи оставил после себя около двухсот великолепных работ, которые по сей день с гордостью выставляют в лучших отечественных и зарубежных галереях.

Детство и юность

Биография художника началась 16 августа 1876 года в Тарховке – бывшем дачном поселке неподалеку от Петербурга. Отец семейства Билибиных, Яков Иванович, сделал карьеру военного врача в прибалтийском морском госпитале. Мать имела отличное образование, но после рождения детей – Ивана и Александра – полностью посвятила себя им.

Любовь к искусству у Ивана возникла не случайно: оба родителя обожали живопись. Как вспоминал сам иллюстратор, в их интеллигентной семье царили несколько либеральные нравы. Мать с отцом всегда с нетерпением ждали проведения передвижных выставок, к этому трепетному ожиданию подключался и маленький Ваня. С ранних лет мальчик знал имена всех живописцев, творивших в России.

Портрет Ивана Билибина в молодости

Мама прекрасно играла на фортепиано: по вечерам семья часто устраивала любительские концерты, собираясь у инструмента. Билибин-младший редко играл с друзьями во дворе – вместо этого предпочитал заниматься чтением и рисованием.

В конце 1880-х юноша поступил в Первую Петербургскую гимназию. Обучение давалось легко, особенно будущему художнику нравились точные науки. Успехи в учебе принесли гимназисту серебряную медаль, что стало предметом гордости всей семьи. Особенно радовался за Ивана его дядя – преподаватель и создатель учебной литературы Николай Билибин.

Если выдавалась свободная минутка, начинающий художник неизменно брался за карандаши. В основном его первые работы были посвящены природе и всему окружающему миру. Так появились картины «Сосновый бор», «Домик в лесу», «Пейзаж». В подростковом возрасте Иван решил усовершенствовать свои навыки рисования, поступив в школу при Обществе поощрения художеств. Обучался молодой человек у известного мастера Яна Ционглинского, о котором Билибин впоследствии отзывался тепло и с безмерным уважением.

Гимназию молодой человек окончил в 1896 году. Он мечтал поступить в Академию художеств и продолжить заниматься живописью, но отец этот выбор не одобрил. Яков Иванович считал, что сын должен получить серьезную профессию, а рисованием он попросту не сможет обеспечить себе достойное существование. Дабы не ссориться с родителями, Иван поступил в Петербургский университет на юридическое отделение.

Обучаясь юриспруденции, студент продолжил заниматься любимым делом. После занятий он сочинял сказки, снабжая их собственными иллюстрациями. По воспоминаниям друзей художника, его произведения пользовались огромной популярностью среди молодежи.

Весной 1898 года, окончив второй курс университета, Билибин отправился на каникулы в Европу. Оказавшись в Мюнхене, юноша посетил все существовавшие тогда музеи и галереи, где своими глазами увидел знаменитые полотна Рембрандта, Леонардо да Винчи, Рафаэля. Здесь же молодой живописец открыл для себя творчество фантазийных мастеров Франца фон Штука и Арнольда Бёклина. Все лето, проведенное в Германии, Иван посвятил занятиям в мастерской Антона Ашбе, известного в те годы преподавателя живописи. Глотнув воздух свободы в европейских мастерских, в консервативный Петербург Билибин возвращался неохотно.

Живопись

Вернувшись в Россию, художник поступил на обучение к Илье Репину в его Тенишевскую студию. Занятия у знаменитого творца были ежедневными, с одним лишь выходным по воскресеньям. Это были самые счастливые месяцы в жизни Билибина. В своих воспоминаниях он писал, что занимался творчеством целыми днями и даже ночью, вскакивая с кровати и зарисовывая эскизы. Университетские лекции в этот период отошли на второй план: в стенах учебного заведения студент появлялся лишь для сдачи сессий.

«Царевна-лягушка»

В начале 1898-го Иван побывал на экспозиции картин Виктора Васнецова, проходившей в Академии художеств. Звездой выставки стала картина «Богатыри», которую живописец завершил только что. Работами великого мастера Билибин был впечатлен настолько, что еще несколько дней ходил сам не свой. Будущий мастер наконец понял, к чему так долго стремилась его душа. Вдохновившись «Богатырями», Иван Яковлевич начал работу над иллюстрациями к произведениям «Царевна-лягушка» и «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Рисунки автора попали в Экспедицию заготовления ценных бумаг, где как раз шла работа над книгой русских сказок. Билибин получил свой первый заказ на иллюстрации, который он должен был выполнить за четыре года.

Диплом об окончании юридического факультета студент получил в 1900 году. Продолжив заниматься с Репиным, Иван поступил в училище на базе Академии художеств, поначалу вольнослушателем. Параллельно художник сотрудничал с изданием «Мир искусства», для которого оформлял полосы и участвовал в выставочной деятельности.

В рамках договора с Экспедицией в 1901 году иллюстратор оформлял книгу со сказками «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Белая уточка». Через год мастер закончил иллюстрировать издание «Княгиня на теремной башне». В своих работах Билибин использовал новый подход к рисунку, по-своему располагая главных персонажей и окружающие их предметы. Каждую иллюстрацию мастер обрамлял декоративной рамкой с замысловатыми геометрическими узорами. После выхода книги сказок об Иване Яковлевиче узнала вся страна. Вскоре его оформительскую манеру переняли такие художники, как Борис Зворыкин и Эрнест Лисснер.

В мастерской Репина Иван познакомился с Марией Чемберс, также являвшейся оформительницей книг. В 1902 году молодые люди сочетались браком, после чего в их семье появилось двое детей.

Несколько лет автор мечтал о поездке в северные регионы, и летом 1902-го эту затею удалось осуществить. Посетив Архангельские и Вологодские земли, Иван Яковлевич так очаровался красотой русских лесов и рек, что в последующие годы повторил это путешествие дважды. Следующие поездки художник осуществил в рамках задания Русского музея: для этнографической коллекции были необходимы новые экспонаты, за которыми Билибин и отправился. Эти экспедиции научили иллюстратора максимально точно передавать детали: элементы архитектуры и костюмов художник отныне изображал, сверяясь с историческими книгами. Северные пейзажи вдохновили Билибина на оформление книги «Вольга» о старинных русских героях былин. Одновременно с этим мастер создавал открытки с видами северных городов и брал частые заказы от небольших издательств.

«Сказка о царе Салтане»

В 1904-м на полках букинистических магазинов появилась книга Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане», проиллюстрированная Билибиным. Оформитель трудился не торопясь, уделяя внимание каждой мельчайшей детали и качеству выполненной работы. Первым делом автор делал эскиз на бумаге, далее дорабатывал детали на кальке и только после этого переносил рисунок на ватман. Характерной особенностью иллюстраций мастера были четкие, идеальные линии, за которые приятели прозвали Ивана «Железной рукой». По мнению живописца Николая Радлова, Билибин стал настоящим отечественным профессионалом книги.

Художник тщательно подбирал цветовую гамму, учитывая особенности типографского оборудования. Особое внимание он уделял толщине бумаги, из-за чего его работы после печати сохраняли отличное качество. Книга о сказочном Салтане стала настоящим шедевром, а все графические оригиналы иллюстраций к ней вскоре приобрел императорский Русский музей.

Билибин не отказывался и от мелких заказов, оформляя книжные, журнальные обложки, рисуя рекламные плакаты и афиши. Попутно мастер создавал новые шрифты, которые с удовольствием брали на вооружение другие оформители.

К революции 1905 года художник отнесся благосклонно, так как придерживался либеральных и антимонархистских взглядов. В те годы Иван Яковлевич создал немало сатирических работ для оппозиционных журналов «Жупел» и «Адская почта». Одной из самых острых карикатур стала иллюстрация «Осел», изображавшая животное с монаршими регалиями. В качестве рамки для этой работы автор применил символ императорской династии Романовых – грифонов. Карикатурный рисунок вызвал жесткую реакцию «сверху», и вскоре издание «Жупел» было закрыто. Самого Билибина арестовали, а в его квартире устроили погром. До реального срока заключения дело не дошло: через несколько дней художника выпустили на свободу.

В 1907-м по просьбе драматурга Николая Евреинова оформитель взялся за работу над эскизами декораций для спектаклей Старинного театра. Среди ярких работ Билибина для театра – оформление драмы «Действо о Теофиле», повествующей о временах Средневековья. Мастер разделил сцену на три зоны – землю, ад и рай, таким образом объединив несколько мест действия постановки.

Художник Иван Билибин

После успешной премьеры Ивана пригласили принять участие в оформлении дягилевской антрепризы. Задачей художника была разработка костюмов для оперы «Борис Годунов» композитора Модеста Мусоргского, где главную партию исполнял Федор Шаляпин. Спектакль, прошедший в Гранд-Опера, принес славу режиссеру, артистам и создателю декораций Билибину. После премьеры постановки автора признали талантливейшим театральным художником.

Спустя год Иван Яковлевич взялся за работу над эскизами к опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Далее последовали декорации для спектаклей «Руслан и Людмила» и «Садко». В 1910-м художнику довелось потрудиться над костюмом самой Анны Павловой, исполнившей главную роль в балете «Дочь фараона».

В этот период имя русского оформителя стало известно не только на родине, но и за границей. Его называли талантливым новатором, не боящимся смелых интерпретаций. У Билибина появилась масса подражателей, а многие из его художественных приемов театральные художники используют по сей день.

«Сказку о золотом петушке»

Работа в театре занимала почти все время, но автор продолжал заниматься иллюстрациями печатных изданий. В 1910-м по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг Иван Яковлевич оформил «Сказку о золотом петушке», ставшую его известнейшим трудом. После выхода книги весь цикл эскизов тотчас выкупила Третьяковская галерея. В иллюстрировании издания Билибину помогли зарисовки, сделанные ранее для одноименной оперной постановки. Эту работу отличает обилие ярких цветов, гротескных образов и тщательность, с которой проработана каждая деталь. Внимание читателя привлекалось именно к иллюстрациям, а авторский текст был размещен сверху.

Художник успевал вести преподавательскую деятельность, читая еженедельные лекции в Обществе поощрения художеств, слушателем которой был когда-то сам. Среди его учеников было много талантливых живописцев, впоследствии сделавших карьеру в оформительском деле. Одна из подопечных творца — Рене О’Коннель – в 1912 году стала его женой после развода с Марией Чемберс.

Иван Билибин

Биография

Каждому знакомы иллюстрации к сказкам Александра Пушкина — о царе Салтане, Золотом Петушке, Рыбаке и Рыбке, Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке. Эти уникальные произведения искусства создал художник-оформитель Иван Билибин — ученик Ильи Репина, автор изображения двуглавого орла.

Детство и юность

Илья Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в поселке Тарковка (ныне — часть Сестрорецка), вблизи Санкт-Петербурга, в знатной и образованной семье. Первые упоминания о роде Билибиных датируются периодом правления Ивана Грозного.

Портрет Ивана Билибина

Отец Яков Иванович служил военным врачом: начинал с младшего судового врача, затем поднялся до главного лекаря морского госпиталя в латвийском городе Либаве. Принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Мать Варвара Александровна тоже связана с морем — она была дочерью военного инженера. Любила музыку, в совершенстве владела игрой на рояле, обучаясь у прославленного композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.

Родители дали Ивану достойное образование. В 1888 году мальчик поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью.

Иван Билибин в молодости

Юный Билибин рисовал с ранних лет, его работы отличались живостью красок и реалистичностью сюжетов. Но он не считал занятие творчеством основным. Лишь в 1895 году, во время обучения в Санкт-Петербургском университете по направлению юриспруденции, он поступил в художественную школу при Императорском обществе поощрения художников и всерьез задумался о карьере иллюстратора.

В студенческие годы Иван Яковлевич черпал знания у Антона Ашбе в Мюнхене, у прославленного Ильи Репина — сначала в мастерской княгини Марии Тенишевской, а после получения диплома юриста, с 1900 по 1904 годы, в Императорской Академии художеств.

Иван Билибин

Возможно, именно Репин наложил особый отпечаток на биографию Билибина: восхищаясь талантом Ильи Ефимовича, стараясь его поразить, молодой художник по 10 часов не выходил из-за стола, совершенствовал наброски и картины, за что получил прозвище Железная Рука.

В 1898 году Иван Билибин вступил в объединение «Мир искусства», которое на первых порах помогало ему организовывать выставки.

Живопись

По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, решающим этапом в жизни Билибина-художника стало посещение летом 1899 года Тверской губернии. Климов писал:

«Сделанные зарисовки и эскизы окружающего русского пейзажа — огромные лапы старых елей, красные мухоморы на изумрудном мху, тихие лесные ручьи и речки, затейливая деревянная резьба на крестьянских избах в деревне Егны невольно привели его к мысли иллюстрировать русские сказки».

Наложила отпечаток и картина Виктора Васнецова «Богатыри». Не покидая Тверскую губернию, Иван Билибин создал дебютную книжную иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».

Иллюстрация Ивана Билибина «Домовой»

Еще в начале творчества художник работал в уникальной билибинской технике: сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью, не оттеняя. Для этого он использовал колонковую кисточку с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графику достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день.

Созданные к трем сказкам рисунки — «Об Иване-Царевиче. », «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» — начинающий иллюстратор принес в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг. Они произвели настоящий фурор, и Билибину предложили купить права на издание. Так билибинский стиль стал широко известен.

Иллюстрация Ивана Билибина к сказкам «Иван-Царевич и жар птица» и «Царевна-Лягушка»

В последующие годы иллюстратор занимался оформлением сказки «Василиса Прекрасная», создав портрет Бабы-Яги, который по сей день украшает страницы учебников по литературе, «оживил» сказки «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказку о царе Салтане», поэму «Садко».

Вдохновившись картиной Васнецова «Богатыри», Билибин написал своих Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича, дополнив их союз изображением Змея Горыныча. Он также попробовал себя в качестве оформителя праздничных открыток (ко Дню ангела и Рождеству) и пиарщика, нарисовав рекламу пива «Новая Бавария».

Иллюстрация Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

В период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Из-под пера мастера появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение удовлетворило чиновников, в народе орла называли «ощипанной курицей», поскольку в лапах у птицы не было ни скипетра, ни державы.

В 1907 году Билибин вернулся в Императорское общество поощрения художников, на этот раз в качестве преподавателя. На протяжении 10 лет он обучал искусству графики. Среди его воспитанников были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Николай Кузьмин и его будущая супруга Рене О’Коннель.

Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке»

В 1908-1911 годах Иван Яковлевич создал эскизы костюмов и декораций для оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой Петушок», оформил декорации к «Чуду святого Теофила» и «Чести и мести» Федора Сологуба, нарисовал костюмы для драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна».

В 1917 году начались сложные для России времена. Убегая от беснующейся толпы, Билибин путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Египте, потом — в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи».

Рисунок Ивана Билибина «Птица Алконост»

Время от времени Иван Яковлевич рисовал «для души»: пейзажи («Египет. Пирамиды», «Улочка в Каире», «Оливковые деревья», «Юг Франции. Дюны»), портреты (Людмилы Чириковой), мифические картины («Птица Алконост» и «Райская птица Сирин»).

В 1936 году душа художника пожелала вернуться на Родину. Поселившись в Ленинграде, он творил, пока не пришла война. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.

Личная жизнь

Иван Билибин был трижды женат. Каждая из его супруг была творческой личностью, с каждой художник познакомился в Императорском обществе поощрения художников.

Иван Билибин и его первая жена Мария Чемберс

Первой женой стала англичанка с ирландскими корнями Мария Чемберс. В 1902 году пара сочеталась браком, а спустя год появился первый сын Александр. В 1908 году родился Иван. Семья Чемберс-Билибиных просуществовала почти десять лет, и в 1911 году Мария, не в силах терпеть пьянство мужа, подала на развод. В 1914-м она уехала в Англию, забрав с собой детей.

Рене О’Коннель, вторая жена Ивана Билибина

Второй раз Иван Яковлевич женился также на англичанке Рене О’Коннель. Их брак длился пять лет, с 1912 по 1917. Детей не имели.

Иван Билибин и его третья жена Александра Щекатихина-Потоцкая с сыном Мстиславом

Третьей и последней женой Билибина стала Александра Щекатихина, у которой был сын Мстислав от первого брака. Их личная жизнь была богата на путешествия: Египет, Палестину, Каир, Францию они посетили все вместе, вместе вернулись в Ленинград. В 1942 году Александра овдовела. Она пережила мужа на 25 лет, так и не выйдя замуж в третий раз.

Иван Билибин был масоном, входил в русское ложе «Северная звезда» в Париже. Позже он создал свое общество «Свободная Россия» и в 1932 году был ее обрядоначальником.

Смерть

Вернувшись в Ленинград в 1936 году, Билибин вместе с супругой и сыном поселился в доме №25 по ул. Гулярной (ныне — ул. Лизы Чайкиной). На доме располагаются две мемориальные доски (судя по фото, висят рядом, хотя и противоречат друг другу). Одна:

«Здесь с 1937 г. по 1942 г. жил и работал художник театра и книги Иван Яковлевич Билибин».

«В этом доме с 1936 года жили великие русские художники Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) и Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна (1892-1967)».

Когда из-за фашистских бомбежек квартира оказалась непригодна для проживания, Иван Билибин переехал в подвал Императорского общества поощрения художников, которое стало ему вторым домом. 7 февраля 1942 года его доставили в больницу при Императорской академии художеств, где он вскоре умер от обморожения и голода.

Иллюстратор нашел последний покой в братской могиле профессоров Академии художеств около Смоленского кладбища.

Произведения

Иллюстрации к сказкам:

  • 1899-1901 – «Царевна-Лягушка»
  • 1899 – «Сказка об Иване-Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке»
  • 1899-1900 – «Василиса Прекрасная»
  • 1901 – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • 1902 – «Белая уточка»
  • 1905 – «Сказка о царе Салтане»
  • 1906 – «Сказка о Золотом петушке»

Эскизы костюмов и декораций для спектаклей:

  • 1908 – «Действо о Теофиле»
  • 1908 – «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • 1908-1909 – «Золотой петушок»
  • 1908 – «Честь и Месть»
  • 1914 – «Садко»
  • 1930 – «Борис Годунов»
  • 1937 – «Сказка о царе Салтане»

И.Я. Билибин. Биография «сказочного художника».
презентация к уроку по чтению (3, 4 класс) на тему

Биография Ивана Яковлевича Билибина. Основные этапы жизненного пути «сказочного художника», известного нам по иллюстрациям к книгам сказок, прочитанных в детстве.

Скачать:

Вложение Размер
i.ya_.bilibin_-_biografiya.pptx 3 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Иван Яковлевич Билибин БИОГРАФИЯ

Иван Яковлевич Билибин — известный русский художник, иллюстратор. Основным жанром, в котором работал Иван Билибин , считается книжная графика. Кроме того, он создавал различные росписи, панно, делал декорации к театральным постановкам, занимался созданием театральных костюмов.

Иван Яковлевич Билибин родился 4 августа 1876 года в селе Тарховка , Санкт-Петербургской губернии в семье военного врача.

Железнодорожная станция « Тарховка »

В 12 летнем возрасте Иван поступил в гимназию, окончил её с отличием и стал студентом университета, выбрав юридический факультет. Юридическая наука не мешала молодому человеку рисовать, его поддерживало Общество поощрения художеств. Затем он поехал в Мюнхен и более месяца посещал уроки словенского живописца Антона Ашбе .

Обучение рисованию неразрывно связано с именем известного художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), сначала это были мастер-классы, а затем обучение в училище Академии Художеств. Воспитанники мастерской Ильи Репина в Высшем художественном училище при Академии художеств. 1892-1894 гг.

Живописная мастерская профессора Ильи Репина. Постановка натуры. 1897-1898 гг.

После объединения художников в «Мир искусства», Билибин стал его активным посетителем. Художник, создатель объединения «Мир искусства», автор сотен статей, театральный критик и постановщик, Александр Бенуа личным примером доказывал: талантливый человек талантлив во всём.

Обычно Иван Билибин жил в Петербурге, но после визита в деревню Ёгны , он настолько впечатлён, что создает картины к книге по мотивам русских народных сказок. Затем по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин объехал Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. В 1904 году отправился в Карелию, в Кижи.

Фотографии из коллекции И.Билибина «Русский Север» Крыло церкви. пос.Кокшенга . Деревня Малый Холуй . Вологодская губерния

Из коллекции И.Билибина

Иван Билибин . Открытки, посвященные Русскому Северу. (Изд. Общины Св.Евгении, 1904)

Все полученные впечатления воплотились в великолепных иллюстрациях к сказам, былинам. Так же художник оформлял театральные постановки. Стиль, в котором творил художник, стали называть его именем – « билибинский ». Кемь. Кладбище. Село Подужемье .

Билибин выполнил иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста-Ясна Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна «, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», к сказкам А. С. Пушкина — «Сказка о царе Салтане «(1904-1905), «Сказка о золотом петушке»(1906-1907) « Царевна-лягушка » « Марья -Моревна » « Василиса Прекрасная»

В 1904 г. Билибин впервые обратился к сценографии. «Садко» Эскизы театральных декораций «Руслан и Людмила» Сказка о Золотом Петушке

Сады Черномора . Эскиз декорации к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (1913) Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1909)

В здании сохранились уникальные росписи по эскизам И.Я.Билибина . Нижний Новгород. 1913 г. Открывается здание Госбанка на Большой Покровской ( к 300-летию Дома Романовых).

Революция 1917 г. нарушила планы художника. Осенью он уехал из Петрограда в Крым, затем в Новороссийск, а в начале 1920 г. ему удалось добраться до Египта. Он жил сначала в Александрии, затем переехал в Каир, где и прожил до августа 1925 года.

Пригласительный билет на персональную выставку И.Я.Билибина в Александрии. 1924 В декабре 1924 года в Египте, в Александрии, состоялась персональная выставка И.Я. Билибина . Художник занимался любимым делом — оформлял спектакли, сделал несколько проектов иконостасов для православных церквей в Египте.

Эскизы И. Билибина в Каире были первыми иконостасными проектами художника. Позже художник создаёт э скизы фресок и иконостаса для русской церкви — Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге. (1927 )

Эскизы фресок и иконостаса для Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге. (1927)

В 1925 г. переехал в Париж, где много работал — оформил 10 спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы «Сказка о царе Салтане » (1928) Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1931). Костюмы для оперы «Борис Годунов« Мусоргского в Париже в Большой опере.

В Париже И.Билибин создает иллюстрации к французским переводам русских сказок. В 1932 году в Париже выходят в свет «Сказки ужихи » Жанны Рош-Мазон с иллюстрациями Билибина . Александр Николаевич Бенуа писал об этой книге: «Французские рисунки Билибина оказались столь же блестящими и типичными, как его иллюстрации к русским былинам и сказкам». Ж.Рош-Мазон . Сказки ужихи . Французское издание русских нар. сказок «Сказки избы» (1930)

Серия иллюстраций к арабским сказкам. «Тысяча и одна ночь».

В 1936 г. Билибин на теплоходе «Ладога» возвращается на родину, в Ленинград. Он начинает преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. Начинается война, а вслед за тем — ужасающая блокада Ленинграда, уехать из которого Билибин не успел, а может быть, и не хотел. Пережив все мыслимые и немыслимые муки голода и холода, 7 февраля (по другим данным — 8 февраля) 1942 года художник умирает. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Братское захоронение, где покоится великий русский художник Иван Яковлевич Билибин .

Источники 1. Т.В. Юрьева. Православные храмы северной Африки. http://vestnik.yspu.org/releases/novye_Issledovaniy/29_5/ 2. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции. Биографический словарь. СПб., 1994.С.83. 3. Беляков В.В. «К берегам священным Нила…». Русские в Египте. М., 2003. С.208.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художник И.Я. Билибин

Иван Яковлевич Билибин — русский художник, иллюстрировал сказки, создавал декорации к спектаклям. Умер 70 лет назад во время блокады Ленинграда. Я использовала на уроке после прочтения «Сказки о царе .

Дополнительные авторские программы художественно — эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА — СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п.

Презентация Васнецов и Билибин

к уроку литературного чтения в 3 классе.

Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: «Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» УМК В.П.Канакиной («Школа России»)

Данный материал содержит технологическую карту, конспект с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме «Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван — царевич и лягушка-квакушка» (по учебн.

Дидактический материал «Художник-иллюстратор Иван Билибин»

Дидактический материал «Художник-иллюстратор Иван Билибин» создан для уроков ИЗО, литературного чтения, классных часов и внеурочной деятельности, для учащихся 1-4 класса. Данный ресурс можно использов.

Дидактический материал «Художник-иллюстратор Иван Билибин»

Дидактический материал «Художник-иллюстратор Иван Билибин» создан для уроков ИЗО, литературного чтения, классных часов и внеурочной деятельности, для учащихся 1-4 класса. Данный ресурс можно.

Художники иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин

Урок литературного чтения для учащихся 3 класса.