Иван Афанасьевич Дмитревский Краткая биография

ДМИТРЕВСКИЙ, ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ

ДМИТРЕВСКИЙ, ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ (Дмитревской, Дьяконов, Нарыков) (1736–1821), один из первых актеров русского профессионального театра, театральный деятель, педагог, переводчик и автор.

Родился 20 февраля 1736 в Ярославле. Фамилия Дмитревский произошла от названия церкви Димитрия Солунского, в которой дьяконом служил его отец (отсюда и фамилия Дьяконов: родовая – Нарыков). Учился в духовной семинарии, с 1749 начал свой путь в искусстве, как сподвижник основателя русской профессиональной сцены Ф.Г.Волкова, играя в ярославской труппе любителей, т.н. «охочих комедиантов». Будучи необыкновенно красивым юношей, начинающий лицедей часто исполнял женские роли, т.к. женщины в то время на сцене были редкостью. Лучшие актеры ярославского театра во главе с Волковым, Дмитревским и С.Шумским были приглашены в столицу для того, чтобы подготовить постоянный общедоступный русский театр. Столичный дебют ярославских любителей состоялся в 1752, обнаружив их недостаточный по петербургским меркам профессионализм, наивность театральных приемов. В числе самых талантливых членов труппы он был оставлен в столице и отдан для дальнейшего продолжения образования под руководством драматурга А.П.Сумарокова, в аристократическое военное учебное заведение Сухопутный шляхетский корпус, славившийся своими спектаклями. К 1755 дебютировал в двух трагедиях Сумарокова: Хорев и Синав и Трувор. Со времени учреждения первого Публичного русского театра в 1756 становится его ведущим актером в амплуа «первого любовника», а после смерти Волкова в 1763, премьером этого театра. Наряду с основным трагическим репертуаром часто выступал в комедиях, что характеризовало его как актера широкого диапазона. На протяжении долгой творческой жизни совершенствовал технику актерского искусства, прислушивался к новым эстетическим веяниям времени, ради которых мог сознательно пожертвовать сценическим каноном.

Первый период его профессиональной деятельности, условно определяющийся временем до 1765, т.е. до первого заграничного путешествия, был ориентирован на образцы французского театрального классицизма. В России это направление утверждалось драматургией и педагогикой Сумарокова. Игре Дмитревского были свойственны строгое соответствие жестов и поз определенным чувствам и состояниям, четкая продуманность всех деталей, подчиненных главной идее произведения. Классицизм требовал от актера безупречного владения техникой декламации и умения управлять чувством на сцене, выделяя, прежде всего смысловые акценты роли и пьесы. Этими качествами он владел в совершенстве. Его лучшие роли в пьесах Сумарокова – Синав (Синав и Трувор), Оскольд (Семира), Димитрий (Димитрий Самозванец) утверждали идеалы гражданской доблести, тираноборчества.

В период 1765–1768 дважды побывал за границей, посетив Париж, Лондон и др. европейские города. Его театральный опыт обогатился новыми красками, связанными с утверждением на европейской сцене сентиментализма и с новыми, более демократичными жанрами: мещанской драмы или «слезной комедии», сентиментальной драмы и комедии. Чувствительность исполнения становится необходимым качеством для нового репертуара, а вслед за ней – простота и естественность в выражении чувств. Роли, сыгранные после 1768, отличались этими качествами, нашедшими отклик у зрителя. Не отказываясь полностью от привычных приемов классицизма, он приближается к новой манере исполнения, делая упор на психологической глубине раскрытия образа, не на внешних эффектах, а на внутреннем движении характера. Из-за границы привез также тексты современных французских драм, которые сам переводил для русской сцены. В 1770 им была предпринята смелая постановка пьесы Евгений Бомарше. Не надеясь на понимание петербургского аристократического зрителя, поставил пьесу в Москве, успешно сыграв главную роль. В ролях комического репертуара (мольеровские Амфитрион и Мизантроп) поражал мастерством, эволюционируя от техники классицизма к зарождению реалистических черт.

В 1780-е становится художественным руководителем демократического Вольного Российского театра в Петербурге (театр К.Книппера, состоявший из молодых людей московского Воспитательного дома для незаконнорожденных). С этого времени театральная педагогика становится важным делом его жизни, снискав ему славу создателя русской театральной школы драматического искусства. С 1782 – главный руководитель театра для массового зрителя. В свой бенефис ставит комедию Д.Фонвизина Недоросль, сыграв роль Стародума (ранее им был поставлен также Бригадир). Роль Стародума выдвинул на первое место, подчеркнув свое сочувствие взглядам просветителей.

Перу Дмитревского принадлежит не менее 50 переводов и переработок иностранных пьес, в которых автор шел навстречу демократическим вкусам, постоянно укрепляя репертуар русской сцены прогрессивными по меркам того времени сентиментальными комедиями и драмами. С большим успехом играл и в отечественных произведениях подобного толка, как в пьесе Мот, любовью исправленный В.Лукина. С возрастом стало ясно, что сила его искусства в тонкости оттенков, умении негромко донести мысль до зрителя. Выступая в подчас радикально противоположных по своей эстетике пьесах, всегда был чуток к их жанровой природе. Но его собственный взгляд на задачи сценического искусства оставался единым. Свое наставление мастер передал ученикам: «Театр – это такое место, которое должно быть во всей строгости училищем добродетели и страшилищем порокам». Разносторонняя деятельность сближала его с передовыми умами России. Переведенная им в середине 1770-х пьеса французского автора Сорена Беверлей содержала протест против социальной несправедливости жизни. Пьеса и исполнение Дмитревского восхитили Радищева полным созвучием с его собственными чувствами.

В 1783 Вольный театр указом Екатерины II становится Императорским. Дмитревскому отведено место инспектора. Его обязанностью продолжает оставаться воспитание и обучение молодых артистов, среди которых будущие знаменитости: Е.Семенова, А.Яковлев, А.В.Каратыгин, И.Сосницкий, С.Сандунов, П.Плавильщиков, Я.Шушерин. И в то же время он играл главные роли в комедиях, написанных самою Екатериной и утверждавших незыблемость монаршей власти.

Не прошло мимо него и творчество оппозиционно настроенного ко двору Я.Княжнина. На протяжении многих лет играл трагически влюбленного Ярба из Дидоны, Росслава из одноименной пьесы, сочувственно отозвался о запрещенном императрицей Вадиме Новгородском. С 1784, познакомившись с юным И.А.Крыловым, становится его литературным наставником.

В 1802 за выдающиеся заслуги перед русской литературой и театром, единственный из русских артистов, был избран членом Российской академии наук, принимал активное участие в работе до 1814. Покинул сцену в канун 1799, хотя его последнее выступление относится к 1812, когда на волне всеобщего патриотизма, в театре была показана пьеса С.Висковатого Всеобщее ополчение с Дмитревским в роли унтер-офицера Усердова. Выход артиста вызвал бурю восторга, его исполнение отмечалось небывалой эмоциональностью.

Иван Афанасьевич Дмитревский Краткая биография

Краткая информация об актере

Иван Афанасьевич Дьяконов Нарыков

28 февраля 11 марта 1734 1734-03-11

27 октября 8 ноября 1821 1821-11-08 87 лет

актёр, драматург, переводчик, театральный педагог, театральный режиссёр

Русский для представления трагедий и комедий театр
Театр Карла Книпера

Синав «Синав и Трувор» Сумарокова , Димитрий «Димитрий Самозванец» его же и Оскольд «Семира» его же , Альцест «Мизантроп» Мольера

Биография актера Дмитревский, Иван Афанасьевич

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Черта
  • 3 Произведения
  • 4 Роли в театре
  • 5 Литература
  • 6 Примечания
  • 7 Источники

Биография

Иван родился 28 февраля (11 марта) 1734 года (по другим источникам, 20 февраля (3 марта) 1736 года) в Ярославле в семье Афанасия Филипповича (родовое прозвище — Нарыковы), дьякона (отсюда родовое прозвище Дьяконов) церкви Димитрия Солунского.

Одни молвят, что воспитывался Дмитревский в Ярославской семинарии, другие — у пастора, жившего в то время в Ярославле при ссыльном бароне курляндском Бироне, третьи — в Ростовской семинарии (после окончания которой к концу 1751 года был прислан в Ярославскую провинциальную канцелярию для определения на службу). У биографов Дмитревского есть указания, что в семинарии он считался первым в классе риторики и поэзии, обнаруживал склонность к искусству и литературе.

Непонятно, каким образом вышло знакомство юного Нарыкова с Фёдорвеем Волковым: может быть, они познакомились у упомянутого пастора, может быть были товарищами с юношества. Когда Волков в 1749 году начал устраивать театр в Ярославле, то пригласил Нарыкова, который был очень прекрасным юношей, на дамские роли, потому что дамы на сцене в то время были редкостью. 29 июня 1750 года труппой Волкова в первый раз были играны в адаптированном для спектакля амбаре пьесы: драма «Эсфирь» и пастораль «Эвмон и Береа». В 1751 году стараниями Волкова был открыт в Ярославле публичный театр. Сначала 1752 года труппа Волкова, в какой находился и Нарыков, была выслана по приказанию императрицы Елизаветы Петровны в Петербург. 18 марта ярославцы дебютировали на театре петербургского Зимнего дворца в комедии «О покаянии порочного человека» (а не в «Хореве», как молвят древние историки театра), а после игрались и другие пьесы тогдашнего репертуара.

Скоро по приезде в Петербург, Нарыков выступает с новейшей фамилией, Дмитревского. В почти всех биографиях Дмитревского рассказывается, что Императрица Елизавета Петровна, сама наряжая Нарыкова к роли Оснельды и обнаружив его очень схожим на кавалера польского посольства, графа Дмитревского, отдала приказ ему впредь носить эту фамилию. И. Ф. Горбунов называл этот рассказ басней на том основании, что Нарыков не играл роли Оснельды, а графа Дмитревского в аристократических польских фамилиях не было; по его воззрению, правдоподобнее последующее весть: «Императрица, заметя, что юный Дьяконов походит лицом на 1-го из её придворных служителей, Дмитревского, отдала приказ называться ему Дмитревским». По другой версии, Дмитревский — это родовое прозвище, произошедшее от наименования церкви, в какой служил отец актёра.

С мая 1752 года Дмитревский стал числиться в перечне придворных актёров, а 10 сентября такого же года он вкупе с другим «ярославским комедиантом», Алексеем Поповым, определён в Сухопутный кадетский корпус «для нужного театральным артистам обучения словесности, зарубежным языкам и гимнастике». В корпусе Дмитревский пробыл четыре года. Не считая занятий, он выступал по временам на сцене придворного театра. Так, в 1754 году, по случаю рождения величавого князя Павла Петровича, было дано придворною труппою несколько спектаклей, причём Дмитревский исполнял главные дамские роли.

30 августа 1756 года дан был Высокий указ сенату организовать Российский для представления трагедий и комедий театр, для которого дать Головкинской каменный дом на Васильевском полуострове близ кадетского корпуса. 1 ноября 1756 года, по просьбе директора Российского театра Александра Петровича Сумарокова, Дмитревский был отослан из кадетского корпуса и определён в актёры этого театра, с жалованьем 300 рублей в год. Сейчас Дмитревскому пришлось исполнять уже не дамские, а мужские роли, потому что для дамских ролей были назначены актрисы.

В числе первых актрис российского театра находилась и будущая жена Дмитревского Аграфена Михайловна Мусина-Пушкина (6 июля 1740 — 20 июля 1782). 29 сентября 1758 года Дмитревский вступил в брак с А. М. Мусиной-Пушкиной. Императрица, всегда благорасположенно относившаяся к Дмитревскому, очень любившая Мусину-Пушкину в особенности за её уменье отлично петь российские песни, отдала приказ выдать новобрачным годичный оклад их жалованья и дать на сцене летнего дворца спектакль в их пользу. Много лет спустя Дмитревский с чувством глубочайшей признательности вспоминал об оказанной ему милости Государыни. Брак Дмитревских был очень счастлив: супругов связывала не только лишь личная привязанность, да и общие интересы и деятельность. Вровень со своим супругом Аграфена Михайловна с ревностью служила искусству, исполняя на сцене роли вторых служанок, также драматические и смешные. У Дмитревских было бессчетное потомство — 6 отпрыской и 4 дочери.

Семья нисколечко не помешала Дмитревскому предаваться самой неутомимой и многосторонней деятельности. Он исполнял на сцене огромное количество самых различных ролей, неутомимо пополнял театральный репертуар новыми пьесами, которые переводил с зарубежных языков либо переделывал, в конце концов, учил совместно с Волковым театральному делу на сцене кадетского корпуса придворных певчих и неких чиновников с их жёнами.

Расцвет деятельности Дмитревского относится ко времени царствования Императрицы Екатерины II, поощрявшей выдающиеся сценические таланты. По погибели Волкова (1763 год) Императрица отдала Дмитревскому звание «первого актёра русского придворного театра», каков титул Дмитревский полностью оправдал своим неутомимым служением русскому сценическому искусству.

В 1765 году Дмитревский, по велению Екатерины II, отправился за границу для ознакомления с театральным делом на Западе. Получив для путешествия значительную сумму средств, он осенью выехал из Петербурга и направился сначало в Германию. Потому что немецкая сцена была в то время только бледноватым отражением французской, то Дмитревский, ограничившись посещением основных городов Германии (не считая Вены) поторопился в Париж. Благодаря советам И. И. Шувалова, он скоро перезнакомился с тогдашними знаменитостями французского театра (Бризак, Молле, Превиль, Дюмениль, Фельи, Дюбуа, Лекен и др.), которые отнеслись к нему с огромным гостеприимством. В особенности близко сошёлся Дмитревский с первым трагиком французского театра, Лекеном, в доме которого он даже поселился. После восьмимесячного пребывания в Париже Дмитревский, в сопровождении Лекена, отправился в Великобританию (весной 1766 года), чтоб поглядеть на игру Гаррика. В Лондоне Дмитревский пробыл несколько месяцев и также кратко познакомился со известным исполнителем драм Шекспира. Трагическому искусству Лекена, но, Дмитревский, по-видимому, отдавал предпочтение перед Гарриком. Возвратившись из Лондона в Париж, Дмитревский скоро отправился в Россию. У древних историков нашего театра можно повстречать рассказы о том, что Дмитревский играл совместно с Гарриком и Лекеном, что, играя в «Заире» роль Оросмана, он даже превзошёл Лекена и т. п. Но сам Дмитревский гласил Ф. П. Львову, что никогда не играл с Гарриком, потому что не знал британского языка, ни с Лекеном, ибо не был так самонадеян, чтоб состязаться со известным французским трагиком. Зарубежная поездка, вне сомнения, обогатила Дмитревского массою нужных практических сведений по театральному делу и благотворно повлияла на развитие его сценического таланта.

Спустя неделю по возвращении в Петербург (в конце 1766 года), Дмитревский выступил на сцене Зимнего дворца в роли Синава в катастрофы Сумарокова «Синав и Трувор». Он выполнил эту роль с таким совершенством, какого ещё не видала российская сцена. Императрица призвала Дмитревского в свою ложу, пожаловала ему свою руку и на публике благодарила его.

В августе 1767 года Дмитревский был вторично командирован за границу для приглашения французских актеров в петербургскую французскую труппу. Лекен, Белькур, Клерон охотно согласились ехать, но были задержаны французским правительством, а Белькур, более других хлопотавший об отъезде, был даже посажен в Бастилию. На оборотном пути Дмитревский дал в Лейпциге издателю журнальчика «Neue Bibliothek der schonen Wissenschaften und der freien Kunste», Вейсе, свои сочинения: «Известие о неких российских писателях» и «Историю российского театра». 1-ое появилось на германском языке, без подписи создателя, в упомянутом журнальчике (VII, 1768), а потом издано было в Ливорно во французском переводе (Essai sur la litterature russe… Par un voyageur russe, 1771 и 1774). Принадлежность «Известия о российских писателях» Дмитревскому в первый раз была подтверждена академиком М. И. Сухомлиновым. 2-ое сочинение осталось ненапечатанным и его рукопись сгорела во время пожара в Академии.

После возвращения из-за границы (возможно в первой половине 1768 года) Дмитревский всё время собственной службы занимал первенствующее место в российском театральном деле, сохраняя своё значение при всех начальниках театра, которых переменилось несколько. После В. И. Бибикова директором театра был назначен составитель театрального штата И. П. Елагин (1766—1779); после Елагина в управление театром снова вступил В. И. Бибиков и оставался в этой должности до учреждения «для управления зрелищами и музыкой особенного комитета» (17 июля 1783).

В просвет времени 1768—1783 годов Дмитревский, не считая прямых собственных обязательств, приложил свои силы к устройству общественного личного театра и театральной школы. Личный театр для Петербурга был нужен, потому что с июня 1761 года театр Зимнего дворца не стал быть платным и открытым для всех. Попытку удовлетворить этой потребности столичного населения сделал лекарь Воспитательного дома Карл Книппер, устроив «Свободный русский театр». Заключив договор с Воспитательным домом, Книппер получил оттуда для собственной труппы 50 питомцев и питомиц, которые были отобраны известным столичным актёром И. И. Каллиграфом и ранее учились в Москве танцам, музыке и декламации. 13 апреля 1779 года на Царицыном лугу в бывшем театре Локателли, Книпперова труппа отдала для первого спектакля смешную оперу Аблесимова «Мельник». Театр Книппера имел большой фуррор. Дмитревский занимал в театре должность учителя драматического искусства и, можно сказать, был душою дела. Обязавшись давать только 12 уроков за месяц, Дмитревский являлся к своим ученикам раза по два в денек. В год труппа разучила и поставила под его управлением 28 пьес Аблесимова, Княжнина, Сумарокова и др. По его просьбе, были написаны для Книпперова театра О. П. Козодавлевым комедии: «Перстень» и «Нашла коса на камень». Из числа книпперовских актёров скоро выдвинулись очень профессиональные люди (Крутицкий, Гамбуров, Максим Волков, Рахманов, Крутицкая, Милевская, Рахманова и др.), которым Дмитревский указал верное направление сценической деятельности. В 1782 году на сцене театра Книппера он первым поставил комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль». Терпя от Книппера различные лишения и проблемы, артисты «исполняли свою должность больше по почтению к наставнику, ежели по воздаянию, получаемому от содержателя». Книппер вправду так бессовестно эксплуатировал артистов, что в половине второго трёхлетия Воспитательный дом расторг с ним договор и дал театр Дмитревскому. Но он содержал театр только семь месяцев, потому что в 1783 году был открыт общественный театр. Большая часть артистов поступило на Императорскую сцену, которая таким макаром, благодаря Дмитревскому, сходу получила несколько полностью приготовленных актёров.

Что касается театральной школы, то попытка к учреждению её была изготовлена в первый раз в 1766 году, когда из театрального штата приказано было отчислять некую сумму на «содержание робят», обучавшихся при театре. Обучением этих «робят» (3 мальчугана и 3 девченки) управлял Дмитревский. Но, естественно, эта мера не разрешала вопроса о рациональной подготовке артистов. Необходимость театральной школы уже издавна сознавалась многими, в особенности А. П. Сумароковым. Стараниями Дмитревского и директора театров, В. И. Бибикова, была, в конце концов, открыта театральная школа (21 мая 1779). Дмитревский вместе с Бибиковым производил план школы, преподавал там драматическое искусство, и вообщем ему школа много должна своими фуррорами. Педагогическая деятельность Дмитревского не ограничивалась одной театральной школой: с 1780-х годов он преподавал воспитанницам Смольного монастыря историю, географию и словесность, — предметы, по которым он обладал необъятными сведениями; учит актёров домашних театров П. П. Есипова и Н. П. Шереметева, а с 1784 года — воспитанников Петербургской театральной школы при Императорских театрах.

В 1783 году, через месяц по учреждении «для управления музыкой и зрелищами» особенного комитета, Дмитревский был назначен комитетом «в надзиратели спектаклям к Российскому театру». В этом же году он, по архивным документам, считается «российских актёров инспектором»; 7 марта 1784 года он был назначен учить в театральной школе «декламации и действованию», инспекторство же было передано актёру Ивану Соколову. Но Соколов был скоро уволен и Дмитревский вновь назначен инспектором труппы (1785 год).

При директоре театров С. Ф. Стрекалове (1786—1789) Дмитревский получил отставку от службы, причём ему всемилостивейше была пожалована пенсия в 2000 рублей (годичный оклад жалованья), «как одному из исходных основоположников театра, служившему 30 5 лет с отменным достоинством и усердием» (5 января 1787). Но в сути Дмитревский не закончил собственной служебной и сценической деятельности, только должность инспектора драматической труппы перебежала к актёру Плавильщикову. До 1795 года он занимал должность инспектора театральной школы; он ставил все выдающиеся спектакли в Эрмитаже, достаточно нередко возникал на сцене (с 1791 по 1799 год — 62 раза), на которой с 1794 года выступил его достойный ученик и преемник — А. С. Яковлев. 1 декабря 1797 года Дмитревский совместно с Яковлевым игрались на Эрмитажном театре в катастрофы Сумарокова: «Димитрий Самозванец». На спектакле присутствовали Правитель Павел и повелитель Польский. Правитель одарил за этот спектакль Дмитревского осыпанной бриллиантами табакеркой.

Когда вступил в управление театрами князь Н. Б. Юсупов (с 12 марта 1791), то он облёк Дмитревского такими возможностями, какими не воспользовался ни один актёр. Он провозгласил Дмитревского, как опытнейшего человека, «к главному надзиранию над всеми русскими зрелищами, к обучению всех тех, которые достаточного ещё искусства в представлениях не имеют, к учреждению 2-ой русской драматической труппы из числа тех, которые сейчас на службе находятся, также к надзиранию и приличному учреждению школы». Инспекторы, актеры и воспитанники во всех театральных делах должны были обращаться к Дмитревскому, исполнять его приказания, как головного режиссёра, демонстрировать, по его требованию, конторские бумаги, книжки и счета.

3 января 1799 года Дмитревский простился с публикой ролью Зопира в катастрофы Вольтера «Магомет (фр.)русск.». Но на других поприщах деятельность его не закончилась.

3 мая 1802 года Дмитревский, единственный из российских артистов, был избран в члены Русской академии, по предложению её председателя А. А. Нартова, и 21 июня в собрании Академии читал свою вступительную речь. Невзирая на собственный преклонный возраст, Дмитревский охотно посещал академические собрания, рассматривал и писал отзывы о драмах, трагедиях, одах, хвалебных словах и даже таких сочинениях, как «Российская грамматика» Фатера и «Обозрение малороссийского наречия» Павловского. В 1807 году Дмитревский, по предложению президента Академии, сочинил хвалебное слово А. П. Сумарокову; Академия лестно отозвалась об этом труде, постановила выдать создателю 300 рублей и прочитать слово в праздничном собрании Академии, 17 декабря 1807 года. Не считая Академии, Дмитревский состоял членом обществ — Библейского, Вольно-экономического, Беседы любителей российского слова; есть даже указания, что он принадлежал к числу масонов.

Маститый актёр-академик ещё раз показался на сцене. 30 августа 1812 года, когда враг был уже под Москвою, Дмитревский выступил в роли старенького унтер-офицера в драме Висковатова «Всеобщее ополчение». Публика встретила престарелого артиста так экзальтированно, что он был растроган до слез и даже заболел от волнения. Правитель Александр I за этот спектакль выразил Дмитревскому свое благоволение и подарил бриллиантовый перстень.

В 1817 году Дмитревский пожелал участвовать в спектакле, дававшемся в пользу семьи его погибшего ученика и преемника, Яковлева, но заболел в самый денек спектакля и с того времени уже не вставал с постели. Скончался Дмитревский 27 октября (8 ноября) 1821 года; похоронен на Волковом кладбище, около церкви Спаса Нерукотворного.

10 июля 1822 года, по требованию отпрыска Дмитревского, был дан с Высокого соизволения спектакль, сбор с которого предназначался на сооружение монумента Дмитревскому. Устройством спектакля управлял князь Шаховской. Дана была драма «Альберт», некогда переведённая Дмитревским, и аллегоричный пролог Шаховского: «Новости на Парнасе либо торжество Муз», в каком прославлялись награды Дмитревского. Сбор со спектакля отдал на монумент 3500 рублей, императрица Мария Фёдоровна пожаловала 300 рублей, Русская академия — 500 рублей; не считая того, академия постановила украсить одну из собственных зал бюстом Дмитревского. В 1939 году останки и монумент Дмитревского были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.

Черта

Дмитревский обладал выгодною для актёра внешностью, но глас его не был довольно звучен и чист, к примеру, ш он выговаривал как с; вобщем, на сцене он умел скрывать все недочеты собственного голоса.

Невзирая на последнее обилие собственных ролей, Дмитревский отделывал их с необычной тщательностью. Длительное время игра Дмитревского казалась его современникам чудом искусства, но потом признавали его приемущество исключительно в комедии, в особенности в ролях резонёров, в катастрофы же его находили напыщенным, прохладным, всегда кокетливым и бьющим на эффект. Не отрицая справедливости этих обвинений, нельзя при всем этом забывать, что Дмитревский в осознании сценического искусства не расползался с понятиями собственного века, что искусственность и напыщенность его игры определилась в таковой же мере его духовным складом, как и особенностями псевдоклассического репертуара.

Деятельность Дмитревского на пользу российского театра неоценима. Руководствуясь в собственной игре определёнными приёмами творчества, он указал русским актёрам верный путь для совершенствования. А. П. Сумароков гласил о Дмитревском, что это единственный человек, способный «создавать актёров»; такого же представления был и величавый князь Павел Петрович. Все большие сценические силы конца ХVIII и начала XIX века (Троепольская, Сандунова, Каратыгина, Плавильщиков, Шушерин, А. С. Яковлев, Крутицкий, Е. С. Семёнова) воспитались под воздействием его игры, его советам должны развитием собственных талантов. В 1802 году Дмитревский в письме к старшему члену театральной дирекции, А. А. Майкову, мог гласить о для себя:

Имя актера на русском (кириллицей): Иван Афанасьевич Дмитревский
Портрет работы О. И. Кипренского.
1814 год.
Имя при рождении:
Когда родился (Дата рождения):
Где родился (Место рождения):
Когда умер (Дата смерти):
Где умер (Место смерти):
Кто по профессии:
Какое имеет гражданство:
Годы активности:
В каких театрах играл:
Какие роли играл:
Я трижды подкреплял упадающий русский театр новыми людьми, которых ни откуда не выписывал но сам тут сыскал, обучил и перед публикою с фуррором представил; не было, ну и нет ни одного актёра либо актрисы, который бы не воспользовался, более либо наименее, моим учением и наставлениями; что не появлялась, во время моего правления, на театре никакая пьеса в какой бы я советом либо поправкою не участвовал…

Литературная деятельность Дмитревского началась с ранешней его юности и приемущественно была посвящена театру. Он переводил и переделывал катастрофы, драмы, комедии, придумывал и переделывал с зарубежных оригиналов смешные оперы либо водевили, которые, благодаря ему, водворились на русской сцене. Переводных и уникальных драматических пьес, принадлежащих Дмитревскому, насчитывают до 60. Большая часть этих произведений до нас не дошло.

Посреди современных литераторов Дмитревский воспользовался огромным авторитетом. К нему обращались за советом, по его указанию переделывали свои драматические произведения Сумароков, Княжнин, Фонвизин, Крылов (совместно с которым он организовал «Типографию И. Крылова с товарыщи’»), Державин; Шишков и Херасков всегда воспринимали Дмитревского с почётом и почтением.

Произведения

К необычным произведениям Дмитревского принадлежат в том числе:

  • «Танюша либо счастливая встреча», смешная опера.
  • «Смотр невест в гулянье 1-го мая», смешная опера.
  • «Добрая девка», опера в 3-х действиях. М. 1782 г.
  • «Непостижимость судьбы», аллегоричный пролог на освобождение от заболевания Вел. Кн. Павла Петровича. П. 1772 г.
  • Стихотворения, помещавшиеся в «Трудолюбивой пчеле» Сумарокова.
  • «Известие о неких российских писателях» и «История российского театра».
  • «Слово хвалебное А. П. Сумарокову». П. 1807 г.

Перевёл и переработал на русские характеры более 50 зарубежных пьес, в том числе:

  • «Раздумчивый»
  • «Демократ»
  • «Лунатик»
  • «Антигона», музыкальная драма в 3-х действиях М. Колтеллини. С итальянского П. 1772 г.
  • «Честный правонарушитель, либо Детская к родителям любовь», ком. в 5-ти действиях Фалбриджа. С фр. П. 1772 года.
  • «Беверлей», катастрофа мещанская, в 5-ти действиях, с франц. П. 1773 года и М. 1787 года.
  • «Армида», опера в 3-х действ. М. Колтеллини. С итальянского. П. 1774 г.
  • «Дианино древо либо торжествующая любовь», оп. в 2-х действиях, с ит. П. 1792 г.
  • «Редкая вещь», опера в 2-х действиях С ит. П. 1792 г.
  • «Четыре времени года», поэма Томсона, с нем. М. 1798 и 1803. (В прозе).

Сообща с другими академиками Дмитревский переводил «Путешествие Младшего Анархиста по Греции».

Роли в театре

  • «Синав и Трувор» Сумарокова — Синав
  • «Семира» Сумарокова — Оскольд
  • «Димитрий Самозванец» Сумарокова — Димитрий
  • «Хорев» Сумарокова — Хорев
  • «Ревнивый, из заблуждения выведенный» Кампистрона — Дорант
  • «Мизантроп» Мольера — Альцест
  • «Гамлет» Шекспира — Гамлет
  • «Вышеслав» Сумарокова — Вышеслав
  • «Мстислав» Сумарокова — Мстислав
  • «Менехмы» Реньяра — Менехм
  • «Мот, любовью исправленный» Лукина — Добросердов
  • «Пустомеля» Лукина — Неумолков
  • «Наказанная вертопрашка» Ельчанинова — Граф
  • «Евгения» Бомарше — Граф Кларандон
  • «Недоросль» Фонвизина — Стародум
  • «Всеобщее ополчение» Висковатова — Усердов

Иван Афанасьевич Дмитревский

Иван Афанасьевич Дмитревский (1734—1821) был другом и сподвижником Ф. Г. Волкова, принимал участие в создании Ярославского театра, после обучения в Шляхетском корпусе стал в 1756 г. актером первого русского постоянного театра. Дмитревский был одним из образованнейших людей своего времени, хорошо знал литературу, историю, географию. Как и Волков, свою игру в театре в начале своей деятельности он подчинял строгим требованиям классицизма. Заняв место Ф. Волкова, Дмитревский продолжал его дело, много сделал для поднятия общественной значимости русского театра, развил национальную школу актерского искусства, расширил репертуар.

В 1764г. Дмитревскому было поручено обучение актрис Лукерьи и Татьяны Кусковых, которые раньше были мастерицами-золотошвейками. С этого времени у Дмитревского почти всегда были ученики. Однако и сам Дмитревский, не покладая рук, всю свою жизнь учился.

На протяжении трех лет он два раза ездил за границу (1765—1768) для совершенствования в актерском искусстве, для приглашения французских актеров в Петербург на придворную сцену. В Париже у Дмитревского было много дел: он познакомился с актерами, старался чаще бывать в театрах. На сцене все еще господствовал классицизм. Содержание трагедий бралось из мифологии; боги и герои нараспев читали свои торжественные монологи. Комедия была ближе к изображению жизни простых смертных, речь актеров была понятней, но и она уже начала изживать себя. Дмитревский смотрел спектакли и понимал, что старая манера игры расползается. Напыщенная декламация уже никому не нравится. Его восхитила «безотчетная» игра актрисы Дюмениль. «Страсть, буря, пламень»,— говорил о ней Дмитревский. Актер Офрен в театре «Французской комедии» внес в трагический спектакль П. Корнеля некоторую простоту, но актеры заявили: «или он, или мы!» Офрена заставили покинуть театр. Дмитревский приехал к нему домой: «Господин Офрен, мне поручили пригласить вас в Петербург, играть на сцене императорского театра». Офрен был ошеломлен, он не сразу дал согласие ехать в далекую Московию. Позднее он нашел в ней свою вторую родину, играл в петербургской французской придворной труппе, учил сценическому искусству кадетов Шляхетского корпуса, ставил с ними спектакли.

В начале своей актерской деятельности Дмитревский выступал в пьесе Дмитрия Ростовского «Покаяние грешного человека», трагедиях Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор», «Семира», комедии «Приданое обманом», в прологе «Новые лавры» в роли Аполлона, в драме-балете «Прибежище добродетели» — Азиатца. В то время в театре не было женщин-актрис. Современники писали, что некоторые женские роли исполнял Дмитревский.

Исполнение Дмитревского пользовалось громадным успехом у публики. Он был высокий, статный, обладал хорошим голосом и манерами, тщательно готовил роли. Его игра подчинялась строгому логическому замыслу. В журнале «Пустомеля» было напечатано сообщение из Петербурга: «Недавно здесь на придворном императорском театре представлена была «Синав и Трувор» трагедия г. Сумарокова. Трагедия сия играна была по переправленному вновь г. автором подлиннику. Что же касается до актеров, представляющих сию трагедию, то надлежит отдать справедливость, что г. Дмитревский и г-жа Троепольская привели зрителей во удивление. Ныне уже в Петербурге не удивительны ни Гарики, ни Лекены, ни Госсенши. Приезжающие вновь французские актеры и актрисы то подтверждают».

Троепольская—одна из первых русских актрис исполняла главные женские роли в трагедиях и комедиях, «выражала страсти пламенно, строго сохраняла, выдерживала оттенки, порывы. ». Свою сценическую деятельность она начала в 1757 г. в университетском театре в Москве; в 1762 г. была принята в петербургский придворный театр.

Выступая на сцене, Дмитревский поражал зрителей своим мастерством. Как и все хорошие артисты театра классицизма, он умел прекрасно читать стихи, знал театральные приемы, которые выражали определенные состояния души: гнев, радость, удивление. Сценическая декламация, которую подготовила в России литературная деятельность М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова, доведена была им до совершенства. Дмитревский обладал даром перевоплощения. Современники рассказывали, что в комедии Мольера «Амфитрион», переменив красный платок на белый, Дмитревский так изменялся в лице, словно перед зрителем стоял другой человек. В зале «трепетали от ужаса: при исполнении Дмитревским роли Синава в трагедии «Синав и Трувор», когда появлялась тень Трувора — Дмитревский читал длинный монолог. подвигаясь со стулом своим назад, как будто преследуемый этой тенью, и оканчивал, приподнимаясь на цыпочки». В отличие от Ф. Волкова, который обладал «бешеным» темпераментом, Дмитревский всегда был уравновешен, отлично владел собою. Некоторые современники, правда, находили его игру немного напыщенной. Прекрасно зная приемы классицизма, Дмитревский воспринял и черты новой актерской игры, внесенные просветительским направлением и его стремлением передать, естественное чувство, тончайшие движения человеческой души. Большое влияние на формирование Дмитревского оказало его знакомство с писателями Д. И. Фонвизиным и И. А. Крыловым.

Журналист и драматург, автор водевилей Ф. А. Кони писал: Дмитревский, «не следуя в игре своей заблуждению века, отыскивал стихии для выражения представляемого характера в глубине души своей, в тайнике чувства, в движении страсти, а не в завитках ораторства, не в декламаторском рыцарстве на сцене. Другие стремились проявить силу внутреннего движения силой наружной формы: громовым звуком, неистовым движением, размашистым жестом; они походили более на гладиаторов; он отыскивал форму для внутреннего чувства в природных средствах и порывах самых сильных страстей, являлся человеком. Движения его были умеренны, скромны, голос тверд, но приятен. Часто в сильнейших сценах он говорил шепотом, но этот шепот имел что-то общее с дальним рокотом грозы, готовым разразиться громом и молниею; от него волос становился дыбом. У Дмитревского в некоторых ролях были слова, которые зритель, услышав раз из уст его, не забывал во всю жизнь. Так много истины и силы придавал он своей дикции. Создания его были полны, обдуманны, верны: самый холодный зритель забывался: перед ним являлось действующее лицо в полном обаянии жизни — актер исчезал».

Дмитревскому было трудно внедрять новое направление театральное искусство. Петербург был цитаделью классицизма. Дмитревский перевел несколько десятков пьес писателей-сентименталистов. Он понимал, что переведенные им с французского языка новые драмы успеха здесь иметь не будут. В 1770г. поехал в Москву и на сцене частного театра поставил драм Бомарше «Евгения», в которой исполнил главную роль графа Кларендона. Сторонники классицизма разругали пьесу, зрители приняли этот спектакль с восторгом. Новая драматургия и новые приемы актерской игры получили, таким образом, признание в Москве. В 1780г. Дмитревский стал руководителем демократического театра Книппера в Петербурге. Книппер был лекарем Воспитательного дома, по контракту он получил 50 воспитанников и воспитанниц, которых должен был обучить с помощью учителей театральному искусству. За это они обязывались бесплатно играть в его театре в течение ряда лет.

Театр помещался в бедном, полуразрушенном здании манежа на Царицынском лугу (ныне Марсово поле), его посещала бедная петербургская публика. Приняв это предложение, Дмитревский поступил смело и благородно, ведь он был в это время «первым трагическим актером» придворного театра!

В репертуаре театра Книппера были сентиментальные комические оперы, драмы и комедии. Дмитревский в театре Книппера не только играл, но и обучал молодых актеров — сирот-воспитанников. К своим питомцам он приезжал на репетиции по два раза в день, хотя по договору должен был бывать у них один раз в два дня. В первый же год Дмитревский подготовил 28 пьес. Актеры, в то время как обычно, обязаны были исполнять все роли, не только уметь играть и произносить текст, но и петь, и танцевать. Книппер держал своих воспитанников в голоде, одевал плохо, жили они в холодном сыром помещении. Только из-за уважения к Дмитревскому мальчики продолжали «исполнять свою должность». Горячо сочувствуя своим ученикам, Дмитревский выступил обвинителем Книппера и добился того, что театр был отобран у него и передан самому Дмитревскому.

Для своего бенефиса Дмитревский избрал не трагедию классицизма, которые все еще почитались в официальных, правительственных кругах, а первую реалистическую пьесу — комедию Фонвизина «Недоросль», в которой исполнил роль Скородума.

В «Драматическом словаре. » 1787 г. сказано: «Недоросль» — комедия в 5 действиях сочинения г. Фонвизина, представлена в первый раз в Санкт-Петербурге сентября 24 дня 1772 г. на счет первого придворного актера г. Дмитревского. Сия комедия, наполненная замысловатыми выражениями, множеством действующих лиц. заслужила внимание от публики. »

Дмитревский всегда подчинял свою игру главной мысли, идее спектакля. Он писал: «Искусство требует, чтобы каждое явление вмещало в себе особенное действование, соответствующее целости трагедии, чтобы каждое лицо, а особливо главное, входило и выходило на театр с ясными несомнительными для зрителя причинами». Искусство не должно «уведомлять зрителей в том, что вперед будет». Он высоко ценил сценический ансамбль: «согласие в разыгрывании пьесы», которому такое большое значение позднее придавал М. С. Щепкин.

Дмитревский считал, что театр должен быть «училищем добродетели и страшилищем порока». При всем этом Дмитревский признавал право актера на творческий поиск. Уже в своих ранних выступлениях на сцене он стремился воздействовать на зрителя эмоционально, а не только путем обращения к его рассудку. В 1784 г. Дмитревского назначили инспектором русских актеров и в этом же году обязали «обучать находящихся при театральной школе учеников и учениц декламации и действованию»:

Князь Н. Б. Юсупов, назначенный в 1791 г. директором театра, принял Дмитревского — «известного знанием и долговременной опытностью в театральном деле» на должность главного режиссера. Дмитревский по-прежнему должен был обучать актеров. Юсупов приказал: «актерам и воспитанникам относиться к господину Дмитревскому во всех случаях, кои для блага российских зрелищ касаются», «верить, ежели он станет именем моим, объявлять, равномерно, ежели в случае нужды, потребует он видеть некоторые конторские бумаги, книги или счеты, то оные без препятствия показывать».

В петербургском училище учениками Дмитревского были А. Д. Каратыгина, А. В. Каратыгин, Е. С. Семенова, И. И. Сосницкий, С. Н. Сандунов (Зандукели), П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин. Учеником Дмитревского был знаменитый актер А. С. Яковлев — один из начинателей романтического направления в сценическом искусстве, предшественник П. С. Мочалова. После обучения у Дмитревского Яковлев зазнался, перестал совершенствовать свое искусство, плохо сыграл несколько самостоятельно подготовленных ролей, в том числе роль Отелло. Встретившись со своим бывшим учеником, Дмитревский начал выговаривать ему за неуважение к искусству, за то, что он забыл своего прежнего учителя: «Что ты, например, сделал из превосходной сцены, когда призывают Отелло в сенат по жалобе Брабанцио? Где этот благородный, почтительный воин, этот скромный победитель, так искренно, так простодушно говорящий о том, что понравился он Дездемоне? Кого ты играешь? Буяна, сорванца, который махал кулаками, того и гляди, что хватит в зубы кого-нибудь из сенаторов». Дмитревский прочитал монолог Отелло «с совершенною простотой, истиной и благородством». Он предложил Яковлеву пройти с ним роль. Тот стоял смущенный, опустив голову. «Да,— сказал он,— я услышал истину».

Дмитревский и Яковлев придерживались разных систем, изображая на сцене страсти, Яковлев сам их переживал в отличие от Дмитревского, который воспроизводил эти страсти, основываясь на тонко разработанной технике игры.

В 1802г. за выдающиеся заслуги перед русской литературой и театром И. А. Дмитревский был избран членом Российской академии.