ДМИТРЕВСКИЙ, ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ
ДМИТРЕВСКИЙ, ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ (Дмитревской, Дьяконов, Нарыков) (1736–1821), один из первых актеров русского профессионального театра, театральный деятель, педагог, переводчик и автор.
Родился 20 февраля 1736 в Ярославле. Фамилия Дмитревский произошла от названия церкви Димитрия Солунского, в которой дьяконом служил его отец (отсюда и фамилия Дьяконов: родовая – Нарыков). Учился в духовной семинарии, с 1749 начал свой путь в искусстве, как сподвижник основателя русской профессиональной сцены Ф.Г.Волкова, играя в ярославской труппе любителей, т.н. «охочих комедиантов». Будучи необыкновенно красивым юношей, начинающий лицедей часто исполнял женские роли, т.к. женщины в то время на сцене были редкостью. Лучшие актеры ярославского театра во главе с Волковым, Дмитревским и С.Шумским были приглашены в столицу для того, чтобы подготовить постоянный общедоступный русский театр. Столичный дебют ярославских любителей состоялся в 1752, обнаружив их недостаточный по петербургским меркам профессионализм, наивность театральных приемов. В числе самых талантливых членов труппы он был оставлен в столице и отдан для дальнейшего продолжения образования под руководством драматурга А.П.Сумарокова, в аристократическое военное учебное заведение Сухопутный шляхетский корпус, славившийся своими спектаклями. К 1755 дебютировал в двух трагедиях Сумарокова: Хорев и Синав и Трувор. Со времени учреждения первого Публичного русского театра в 1756 становится его ведущим актером в амплуа «первого любовника», а после смерти Волкова в 1763, премьером этого театра. Наряду с основным трагическим репертуаром часто выступал в комедиях, что характеризовало его как актера широкого диапазона. На протяжении долгой творческой жизни совершенствовал технику актерского искусства, прислушивался к новым эстетическим веяниям времени, ради которых мог сознательно пожертвовать сценическим каноном.
Первый период его профессиональной деятельности, условно определяющийся временем до 1765, т.е. до первого заграничного путешествия, был ориентирован на образцы французского театрального классицизма. В России это направление утверждалось драматургией и педагогикой Сумарокова. Игре Дмитревского были свойственны строгое соответствие жестов и поз определенным чувствам и состояниям, четкая продуманность всех деталей, подчиненных главной идее произведения. Классицизм требовал от актера безупречного владения техникой декламации и умения управлять чувством на сцене, выделяя, прежде всего смысловые акценты роли и пьесы. Этими качествами он владел в совершенстве. Его лучшие роли в пьесах Сумарокова – Синав (Синав и Трувор), Оскольд (Семира), Димитрий (Димитрий Самозванец) утверждали идеалы гражданской доблести, тираноборчества.
В период 1765–1768 дважды побывал за границей, посетив Париж, Лондон и др. европейские города. Его театральный опыт обогатился новыми красками, связанными с утверждением на европейской сцене сентиментализма и с новыми, более демократичными жанрами: мещанской драмы или «слезной комедии», сентиментальной драмы и комедии. Чувствительность исполнения становится необходимым качеством для нового репертуара, а вслед за ней – простота и естественность в выражении чувств. Роли, сыгранные после 1768, отличались этими качествами, нашедшими отклик у зрителя. Не отказываясь полностью от привычных приемов классицизма, он приближается к новой манере исполнения, делая упор на психологической глубине раскрытия образа, не на внешних эффектах, а на внутреннем движении характера. Из-за границы привез также тексты современных французских драм, которые сам переводил для русской сцены. В 1770 им была предпринята смелая постановка пьесы Евгений Бомарше. Не надеясь на понимание петербургского аристократического зрителя, поставил пьесу в Москве, успешно сыграв главную роль. В ролях комического репертуара (мольеровские Амфитрион и Мизантроп) поражал мастерством, эволюционируя от техники классицизма к зарождению реалистических черт.
В 1780-е становится художественным руководителем демократического Вольного Российского театра в Петербурге (театр К.Книппера, состоявший из молодых людей московского Воспитательного дома для незаконнорожденных). С этого времени театральная педагогика становится важным делом его жизни, снискав ему славу создателя русской театральной школы драматического искусства. С 1782 – главный руководитель театра для массового зрителя. В свой бенефис ставит комедию Д.Фонвизина Недоросль, сыграв роль Стародума (ранее им был поставлен также Бригадир). Роль Стародума выдвинул на первое место, подчеркнув свое сочувствие взглядам просветителей.
Перу Дмитревского принадлежит не менее 50 переводов и переработок иностранных пьес, в которых автор шел навстречу демократическим вкусам, постоянно укрепляя репертуар русской сцены прогрессивными по меркам того времени сентиментальными комедиями и драмами. С большим успехом играл и в отечественных произведениях подобного толка, как в пьесе Мот, любовью исправленный В.Лукина. С возрастом стало ясно, что сила его искусства в тонкости оттенков, умении негромко донести мысль до зрителя. Выступая в подчас радикально противоположных по своей эстетике пьесах, всегда был чуток к их жанровой природе. Но его собственный взгляд на задачи сценического искусства оставался единым. Свое наставление мастер передал ученикам: «Театр – это такое место, которое должно быть во всей строгости училищем добродетели и страшилищем порокам». Разносторонняя деятельность сближала его с передовыми умами России. Переведенная им в середине 1770-х пьеса французского автора Сорена Беверлей содержала протест против социальной несправедливости жизни. Пьеса и исполнение Дмитревского восхитили Радищева полным созвучием с его собственными чувствами.
В 1783 Вольный театр указом Екатерины II становится Императорским. Дмитревскому отведено место инспектора. Его обязанностью продолжает оставаться воспитание и обучение молодых артистов, среди которых будущие знаменитости: Е.Семенова, А.Яковлев, А.В.Каратыгин, И.Сосницкий, С.Сандунов, П.Плавильщиков, Я.Шушерин. И в то же время он играл главные роли в комедиях, написанных самою Екатериной и утверждавших незыблемость монаршей власти.
Не прошло мимо него и творчество оппозиционно настроенного ко двору Я.Княжнина. На протяжении многих лет играл трагически влюбленного Ярба из Дидоны, Росслава из одноименной пьесы, сочувственно отозвался о запрещенном императрицей Вадиме Новгородском. С 1784, познакомившись с юным И.А.Крыловым, становится его литературным наставником.
В 1802 за выдающиеся заслуги перед русской литературой и театром, единственный из русских артистов, был избран членом Российской академии наук, принимал активное участие в работе до 1814. Покинул сцену в канун 1799, хотя его последнее выступление относится к 1812, когда на волне всеобщего патриотизма, в театре была показана пьеса С.Висковатого Всеобщее ополчение с Дмитревским в роли унтер-офицера Усердова. Выход артиста вызвал бурю восторга, его исполнение отмечалось небывалой эмоциональностью.
Иван Афанасьевич Дмитревский Краткая биография
Краткая информация об актере
Имя актера на русском (кириллицей): Иван Афанасьевич Дмитревский | |
Портрет работы О. И. Кипренского. 1814 год. |
|
Имя при рождении: | |
---|---|
Когда родился (Дата рождения): | |
Где родился (Место рождения): | |
Когда умер (Дата смерти): | |
Где умер (Место смерти): | |
Кто по профессии: | |
Какое имеет гражданство: | |
Годы активности: | |
В каких театрах играл: | |
Какие роли играл: |
Я трижды подкреплял упадающий русский театр новыми людьми, которых ни откуда не выписывал но сам тут сыскал, обучил и перед публикою с фуррором представил; не было, ну и нет ни одного актёра либо актрисы, который бы не воспользовался, более либо наименее, моим учением и наставлениями; что не появлялась, во время моего правления, на театре никакая пьеса в какой бы я советом либо поправкою не участвовал… |
Литературная деятельность Дмитревского началась с ранешней его юности и приемущественно была посвящена театру. Он переводил и переделывал катастрофы, драмы, комедии, придумывал и переделывал с зарубежных оригиналов смешные оперы либо водевили, которые, благодаря ему, водворились на русской сцене. Переводных и уникальных драматических пьес, принадлежащих Дмитревскому, насчитывают до 60. Большая часть этих произведений до нас не дошло.
Посреди современных литераторов Дмитревский воспользовался огромным авторитетом. К нему обращались за советом, по его указанию переделывали свои драматические произведения Сумароков, Княжнин, Фонвизин, Крылов (совместно с которым он организовал «Типографию И. Крылова с товарыщи’»), Державин; Шишков и Херасков всегда воспринимали Дмитревского с почётом и почтением.
Произведения
К необычным произведениям Дмитревского принадлежат в том числе:
- «Танюша либо счастливая встреча», смешная опера.
- «Смотр невест в гулянье 1-го мая», смешная опера.
- «Добрая девка», опера в 3-х действиях. М. 1782 г.
- «Непостижимость судьбы», аллегоричный пролог на освобождение от заболевания Вел. Кн. Павла Петровича. П. 1772 г.
- Стихотворения, помещавшиеся в «Трудолюбивой пчеле» Сумарокова.
- «Известие о неких российских писателях» и «История российского театра».
- «Слово хвалебное А. П. Сумарокову». П. 1807 г.
Перевёл и переработал на русские характеры более 50 зарубежных пьес, в том числе:
- «Раздумчивый»
- «Демократ»
- «Лунатик»
- «Антигона», музыкальная драма в 3-х действиях М. Колтеллини. С итальянского П. 1772 г.
- «Честный правонарушитель, либо Детская к родителям любовь», ком. в 5-ти действиях Фалбриджа. С фр. П. 1772 года.
- «Беверлей», катастрофа мещанская, в 5-ти действиях, с франц. П. 1773 года и М. 1787 года.
- «Армида», опера в 3-х действ. М. Колтеллини. С итальянского. П. 1774 г.
- «Дианино древо либо торжествующая любовь», оп. в 2-х действиях, с ит. П. 1792 г.
- «Редкая вещь», опера в 2-х действиях С ит. П. 1792 г.
- «Четыре времени года», поэма Томсона, с нем. М. 1798 и 1803. (В прозе).
Сообща с другими академиками Дмитревский переводил «Путешествие Младшего Анархиста по Греции».
Роли в театре
- «Синав и Трувор» Сумарокова — Синав
- «Семира» Сумарокова — Оскольд
- «Димитрий Самозванец» Сумарокова — Димитрий
- «Хорев» Сумарокова — Хорев
- «Ревнивый, из заблуждения выведенный» Кампистрона — Дорант
- «Мизантроп» Мольера — Альцест
- «Гамлет» Шекспира — Гамлет
- «Вышеслав» Сумарокова — Вышеслав
- «Мстислав» Сумарокова — Мстислав
- «Менехмы» Реньяра — Менехм
- «Мот, любовью исправленный» Лукина — Добросердов
- «Пустомеля» Лукина — Неумолков
- «Наказанная вертопрашка» Ельчанинова — Граф
- «Евгения» Бомарше — Граф Кларандон
- «Недоросль» Фонвизина — Стародум
- «Всеобщее ополчение» Висковатова — Усердов
Иван Афанасьевич Дмитревский
Иван Афанасьевич Дмитревский (1734—1821) был другом и сподвижником Ф. Г. Волкова, принимал участие в создании Ярославского театра, после обучения в Шляхетском корпусе стал в 1756 г. актером первого русского постоянного театра. Дмитревский был одним из образованнейших людей своего времени, хорошо знал литературу, историю, географию. Как и Волков, свою игру в театре в начале своей деятельности он подчинял строгим требованиям классицизма. Заняв место Ф. Волкова, Дмитревский продолжал его дело, много сделал для поднятия общественной значимости русского театра, развил национальную школу актерского искусства, расширил репертуар.
В 1764г. Дмитревскому было поручено обучение актрис Лукерьи и Татьяны Кусковых, которые раньше были мастерицами-золотошвейками. С этого времени у Дмитревского почти всегда были ученики. Однако и сам Дмитревский, не покладая рук, всю свою жизнь учился.
На протяжении трех лет он два раза ездил за границу (1765—1768) для совершенствования в актерском искусстве, для приглашения французских актеров в Петербург на придворную сцену. В Париже у Дмитревского было много дел: он познакомился с актерами, старался чаще бывать в театрах. На сцене все еще господствовал классицизм. Содержание трагедий бралось из мифологии; боги и герои нараспев читали свои торжественные монологи. Комедия была ближе к изображению жизни простых смертных, речь актеров была понятней, но и она уже начала изживать себя. Дмитревский смотрел спектакли и понимал, что старая манера игры расползается. Напыщенная декламация уже никому не нравится. Его восхитила «безотчетная» игра актрисы Дюмениль. «Страсть, буря, пламень»,— говорил о ней Дмитревский. Актер Офрен в театре «Французской комедии» внес в трагический спектакль П. Корнеля некоторую простоту, но актеры заявили: «или он, или мы!» Офрена заставили покинуть театр. Дмитревский приехал к нему домой: «Господин Офрен, мне поручили пригласить вас в Петербург, играть на сцене императорского театра». Офрен был ошеломлен, он не сразу дал согласие ехать в далекую Московию. Позднее он нашел в ней свою вторую родину, играл в петербургской французской придворной труппе, учил сценическому искусству кадетов Шляхетского корпуса, ставил с ними спектакли.
В начале своей актерской деятельности Дмитревский выступал в пьесе Дмитрия Ростовского «Покаяние грешного человека», трагедиях Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор», «Семира», комедии «Приданое обманом», в прологе «Новые лавры» в роли Аполлона, в драме-балете «Прибежище добродетели» — Азиатца. В то время в театре не было женщин-актрис. Современники писали, что некоторые женские роли исполнял Дмитревский.
Исполнение Дмитревского пользовалось громадным успехом у публики. Он был высокий, статный, обладал хорошим голосом и манерами, тщательно готовил роли. Его игра подчинялась строгому логическому замыслу. В журнале «Пустомеля» было напечатано сообщение из Петербурга: «Недавно здесь на придворном императорском театре представлена была «Синав и Трувор» трагедия г. Сумарокова. Трагедия сия играна была по переправленному вновь г. автором подлиннику. Что же касается до актеров, представляющих сию трагедию, то надлежит отдать справедливость, что г. Дмитревский и г-жа Троепольская привели зрителей во удивление. Ныне уже в Петербурге не удивительны ни Гарики, ни Лекены, ни Госсенши. Приезжающие вновь французские актеры и актрисы то подтверждают».
Троепольская—одна из первых русских актрис исполняла главные женские роли в трагедиях и комедиях, «выражала страсти пламенно, строго сохраняла, выдерживала оттенки, порывы. ». Свою сценическую деятельность она начала в 1757 г. в университетском театре в Москве; в 1762 г. была принята в петербургский придворный театр.
Выступая на сцене, Дмитревский поражал зрителей своим мастерством. Как и все хорошие артисты театра классицизма, он умел прекрасно читать стихи, знал театральные приемы, которые выражали определенные состояния души: гнев, радость, удивление. Сценическая декламация, которую подготовила в России литературная деятельность М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова, доведена была им до совершенства. Дмитревский обладал даром перевоплощения. Современники рассказывали, что в комедии Мольера «Амфитрион», переменив красный платок на белый, Дмитревский так изменялся в лице, словно перед зрителем стоял другой человек. В зале «трепетали от ужаса: при исполнении Дмитревским роли Синава в трагедии «Синав и Трувор», когда появлялась тень Трувора — Дмитревский читал длинный монолог. подвигаясь со стулом своим назад, как будто преследуемый этой тенью, и оканчивал, приподнимаясь на цыпочки». В отличие от Ф. Волкова, который обладал «бешеным» темпераментом, Дмитревский всегда был уравновешен, отлично владел собою. Некоторые современники, правда, находили его игру немного напыщенной. Прекрасно зная приемы классицизма, Дмитревский воспринял и черты новой актерской игры, внесенные просветительским направлением и его стремлением передать, естественное чувство, тончайшие движения человеческой души. Большое влияние на формирование Дмитревского оказало его знакомство с писателями Д. И. Фонвизиным и И. А. Крыловым.
Журналист и драматург, автор водевилей Ф. А. Кони писал: Дмитревский, «не следуя в игре своей заблуждению века, отыскивал стихии для выражения представляемого характера в глубине души своей, в тайнике чувства, в движении страсти, а не в завитках ораторства, не в декламаторском рыцарстве на сцене. Другие стремились проявить силу внутреннего движения силой наружной формы: громовым звуком, неистовым движением, размашистым жестом; они походили более на гладиаторов; он отыскивал форму для внутреннего чувства в природных средствах и порывах самых сильных страстей, являлся человеком. Движения его были умеренны, скромны, голос тверд, но приятен. Часто в сильнейших сценах он говорил шепотом, но этот шепот имел что-то общее с дальним рокотом грозы, готовым разразиться громом и молниею; от него волос становился дыбом. У Дмитревского в некоторых ролях были слова, которые зритель, услышав раз из уст его, не забывал во всю жизнь. Так много истины и силы придавал он своей дикции. Создания его были полны, обдуманны, верны: самый холодный зритель забывался: перед ним являлось действующее лицо в полном обаянии жизни — актер исчезал».
Дмитревскому было трудно внедрять новое направление театральное искусство. Петербург был цитаделью классицизма. Дмитревский перевел несколько десятков пьес писателей-сентименталистов. Он понимал, что переведенные им с французского языка новые драмы успеха здесь иметь не будут. В 1770г. поехал в Москву и на сцене частного театра поставил драм Бомарше «Евгения», в которой исполнил главную роль графа Кларендона. Сторонники классицизма разругали пьесу, зрители приняли этот спектакль с восторгом. Новая драматургия и новые приемы актерской игры получили, таким образом, признание в Москве. В 1780г. Дмитревский стал руководителем демократического театра Книппера в Петербурге. Книппер был лекарем Воспитательного дома, по контракту он получил 50 воспитанников и воспитанниц, которых должен был обучить с помощью учителей театральному искусству. За это они обязывались бесплатно играть в его театре в течение ряда лет.
Театр помещался в бедном, полуразрушенном здании манежа на Царицынском лугу (ныне Марсово поле), его посещала бедная петербургская публика. Приняв это предложение, Дмитревский поступил смело и благородно, ведь он был в это время «первым трагическим актером» придворного театра!
В репертуаре театра Книппера были сентиментальные комические оперы, драмы и комедии. Дмитревский в театре Книппера не только играл, но и обучал молодых актеров — сирот-воспитанников. К своим питомцам он приезжал на репетиции по два раза в день, хотя по договору должен был бывать у них один раз в два дня. В первый же год Дмитревский подготовил 28 пьес. Актеры, в то время как обычно, обязаны были исполнять все роли, не только уметь играть и произносить текст, но и петь, и танцевать. Книппер держал своих воспитанников в голоде, одевал плохо, жили они в холодном сыром помещении. Только из-за уважения к Дмитревскому мальчики продолжали «исполнять свою должность». Горячо сочувствуя своим ученикам, Дмитревский выступил обвинителем Книппера и добился того, что театр был отобран у него и передан самому Дмитревскому.
Для своего бенефиса Дмитревский избрал не трагедию классицизма, которые все еще почитались в официальных, правительственных кругах, а первую реалистическую пьесу — комедию Фонвизина «Недоросль», в которой исполнил роль Скородума.
В «Драматическом словаре. » 1787 г. сказано: «Недоросль» — комедия в 5 действиях сочинения г. Фонвизина, представлена в первый раз в Санкт-Петербурге сентября 24 дня 1772 г. на счет первого придворного актера г. Дмитревского. Сия комедия, наполненная замысловатыми выражениями, множеством действующих лиц. заслужила внимание от публики. »
Дмитревский всегда подчинял свою игру главной мысли, идее спектакля. Он писал: «Искусство требует, чтобы каждое явление вмещало в себе особенное действование, соответствующее целости трагедии, чтобы каждое лицо, а особливо главное, входило и выходило на театр с ясными несомнительными для зрителя причинами». Искусство не должно «уведомлять зрителей в том, что вперед будет». Он высоко ценил сценический ансамбль: «согласие в разыгрывании пьесы», которому такое большое значение позднее придавал М. С. Щепкин.
Дмитревский считал, что театр должен быть «училищем добродетели и страшилищем порока». При всем этом Дмитревский признавал право актера на творческий поиск. Уже в своих ранних выступлениях на сцене он стремился воздействовать на зрителя эмоционально, а не только путем обращения к его рассудку. В 1784 г. Дмитревского назначили инспектором русских актеров и в этом же году обязали «обучать находящихся при театральной школе учеников и учениц декламации и действованию»:
Князь Н. Б. Юсупов, назначенный в 1791 г. директором театра, принял Дмитревского — «известного знанием и долговременной опытностью в театральном деле» на должность главного режиссера. Дмитревский по-прежнему должен был обучать актеров. Юсупов приказал: «актерам и воспитанникам относиться к господину Дмитревскому во всех случаях, кои для блага российских зрелищ касаются», «верить, ежели он станет именем моим, объявлять, равномерно, ежели в случае нужды, потребует он видеть некоторые конторские бумаги, книги или счеты, то оные без препятствия показывать».
В петербургском училище учениками Дмитревского были А. Д. Каратыгина, А. В. Каратыгин, Е. С. Семенова, И. И. Сосницкий, С. Н. Сандунов (Зандукели), П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин. Учеником Дмитревского был знаменитый актер А. С. Яковлев — один из начинателей романтического направления в сценическом искусстве, предшественник П. С. Мочалова. После обучения у Дмитревского Яковлев зазнался, перестал совершенствовать свое искусство, плохо сыграл несколько самостоятельно подготовленных ролей, в том числе роль Отелло. Встретившись со своим бывшим учеником, Дмитревский начал выговаривать ему за неуважение к искусству, за то, что он забыл своего прежнего учителя: «Что ты, например, сделал из превосходной сцены, когда призывают Отелло в сенат по жалобе Брабанцио? Где этот благородный, почтительный воин, этот скромный победитель, так искренно, так простодушно говорящий о том, что понравился он Дездемоне? Кого ты играешь? Буяна, сорванца, который махал кулаками, того и гляди, что хватит в зубы кого-нибудь из сенаторов». Дмитревский прочитал монолог Отелло «с совершенною простотой, истиной и благородством». Он предложил Яковлеву пройти с ним роль. Тот стоял смущенный, опустив голову. «Да,— сказал он,— я услышал истину».
Дмитревский и Яковлев придерживались разных систем, изображая на сцене страсти, Яковлев сам их переживал в отличие от Дмитревского, который воспроизводил эти страсти, основываясь на тонко разработанной технике игры.
В 1802г. за выдающиеся заслуги перед русской литературой и театром И. А. Дмитревский был избран членом Российской академии.