Иерей Виктор Матяшов биография Семья

Иоанновская община

ОБЩИНА ПРИХОЖАН ИОАННОВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Память сердца. Репортаж о 40-м дне по смерти отца Николая (фото)

Есть люди, которые излучают яркий свет, разливающийся на все вокруг. Их во все времена было немного, ибо такой свет – плод непрерывного молитвенного труда, многолетнего жертвенного служения ближним. Таким был Всероссийский батюшка Иоанн Кронштадтский. Таким был ушедший от нас протоиерей Николай Беляев, чьи тепло и любовь и сегодня согревают наши сердца. Его присутствие мы явственно ощущаем сейчас, хотя батюшка уже в другом, горнем мире, с отцом Иоанном, чья жизнь была примером для нашего доброго пастыря.

В субботу, 20 февраля 2021 года, исполнилось 40 дней со дня кончины дорогого отца Николая. Несмотря на мороз и рабочую субботу, храм Двенадцати Апостолов Иоанновского монастыря на Карповке, служению в котором он посвятил 28 лет, был наполнен множеством верующих, духовными чадами батюшки, которые пришли отдать ему долг сыновьей любви.

Сопричастность

Накануне, 19 февраля, во время Вечернего богослужения здесь состоялся парастас о упокоении новопреставленного протоиерея Николая. Заупокойную службу возглавил митр. прот. Михаил Пшеничный в сослужении иер. Виктора Матяшова, клирика храма Воскресения Христова «Смольный собор». Неспешность и тишина молитв по-особому трогали сердце. Когда храм постепенно наполнился молитвенниками за духовного отца, служба освятилась глубоким благоговением. По ее окончанию, несмотря на всю нашу скорбь, мы уносили в сердце светлую печаль и тихую радость о упокоении в Царствии Небесном нашего дорогого батюшки. Чтобы помолиться дома, поразмыслить о Божием Промысле.

Покинул этот мир батюшка в Светлые дни празднования Рождества Христова. На 9-й день, в Праздник Собора Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя, мы молились об упокоении отца Николая вместе с ангельским воинством Христовым. В 40-й день кончины, в день поминовения усопших – родительскую субботу, вспоминался и праздник Сретения Господня, когда старец Симеон, приняв на руки долгожданное дитя, младенца-Спасителя с радостью, освещенной этой встречей, этим прикосновением к спасительному свету, ушел в мир иной.

Большим утешением стали для нас слова прот. Дмитрия Галкина, предваряющие Панихиду по отцу Николаю в монастыре:

За эти 40 дней, наверное, каждый ощутил и еще, и еще раз понял, как нам не хватает отца Николая – не хватает его мудрости, его доброты, его советов, его молитвы. И в этом смысле мы все, конечно, чувствуем себя обездоленными, но, вместе с тем, и необходимость смиряться, поскольку у каждого свой срок, не просто время, а именно срок, и о каждом человеке Господь имеет свой замысел. Для отца Николая срок пришел. Но это не значит, что он нас с вами покинул.

Наверное, именно в эти первые 40 дней кончины человека, жившего такой напряженной, интенсивной, духовной жизнью, который всего себя целиком посвятил Церкви Христовой, монастырю, своим духовным чадам, в этот срок чувствуется особая мистическая духовная близость к отцу Николаю. Наверное, те, кто молился о дорогом батюшке все эти 40 дней, это ощутили. Вот сейчас проходит этот 40-дневный период, который в церковном сознании понимается как некий период полноты, завершающий и приводящий человека в новый статус – отшедшего в мир иной.

Очень хорошо, что сегодня в храме так много народу, несмотря на рабочий день. Это значит, что эта живая трепетная сопричастность отцу Николаю не просто память, а именно сопричастность живет в наших с вами сердцах. Поэтому давайте помолимся за нашего дорогого батюшку. Мы не имеем возможности лицезреть его воочию во плоти, тем не менее, мы можем приобщиться духовным образом, поскольку молитва нас с вами с ним объединяет. Евхаристическое общение объединяет еще глубже, еще серьезнее и поэтому, наверное, наша молитва будет очень искренней, трепетной и теплой.

В тот же день о упокоении души новопр. прот. Николая молились во многих храмах Петербурга. В частности, в храме Рождества Иоанна Предтечи, где батюшка часто служил, венчал своих чад и где многие смогли проститься с ним в первые дни тяжелой утраты, мужской хор нашего прихода «Именем Иоанна Кронштадтского» пел за Божественной литургией и Панихидой по отцу Николаю.

«Батюшка здесь!»: на пути в Вартемяги

После Панихиды в Иоанновском монастыре прихожан уже ждали автобусы, чтобы доставить на подворье обители в Вартемягах всех, желающих помолиться о упокоении души новопр. прот. Николая у его могилы. Шесть автобусов один за другим отправились на Литию к месту упокоения пастыря. По пути к монастырскому кладбищу, где почивает дорогой батюшка, мы то и дело вглядывались в его портрет (фотографию, врученную после Панихиды волонтерами), как всегда, согревающий сердце своим теплым взглядом, добротой и любовью.

Когда вдруг в автобусе зазвучал голос отца Николая, читающего Акафист св. прав. Иоанну Кронштадтскому, заполняя все вокруг – пространство автобуса, заснеженные поля и леса, сердце откликнулось: «Батюшка здесь!». Да, конечно, он здесь. Вспомнились паломнические поездки и многие другие события, неразрывно связывающие с духовным отцом.

«Помните и молитесь»: Лития у могилы

С утра шел снег. Небо затянуло непроницаемыми тучами. А земля бела. Как говорил отец Димитрий Галкин в храме, все молящиеся о батюшке и правда ощущают его незримое присутствие. Чувствуется, что он видит нас стоящими на молитве, в дороге, дома, на работе. И знает теперь о каждом и обо всех вместе значительно больше, чем раньше.

Когда автобусы подъезжали к подворью, на сумрачном небе ясно виднелся солнечный диск. Солнышко встречало прихожан, приехавших в морозный февральский день к могиле дорогого батюшки. И снова, как на исповеди в монастыре, множество людей теснились, ожидая своей очереди подойти, приложиться ко кресту, зажечь свечи, попросить прощения, вздохнуть о внезапно навалившейся грусти. И отойти утешенными.

На могиле, у основания креста, портрет отца Николая. Каждый подходящий чувствует, что батюшка смотрит на него, прямо в душу. И всех благословляет.

Литию возглавил прот. Анатолий Сысоев, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери. Ему сослужили прот. Сергей Оржаховский, настоятель храма Воскресения Христова в пос. Воскресенское, иер. Виктор Матяшов. Поначалу пение звучало жалобным, нестройным плачем. Один из священников сказал: «Расступитесь, давайте бодрее. Батюшка этого не любит». И все, как могли, постарались взбодриться и громче влиться в общую молитву.

После литии отец Анатолий обратился к молящимся:

«Дорогие мои, прошло 40 дней. Быстро, незаметно пролетело время, и вот мы снова собрались здесь, на могилке, чтобы вновь вспомнить о нашем любимом отце Николае. Вознести молитвы Богу, чтобы Господь простил его согрешения. «Несть человека, который жив будет и не согрешит». И мне очень радостно, потому что много молитвенников собралось. Будут провожать любого из нас – столько не соберется. Он отдавал за вас душу, и вы его помните.

Вы всегда будете молиться о нем. Любовь не умирает. Молитвенное единение будет продолжаться. Любовь будет жить вечно. И надеюсь, что его дело продолжится. Вы хорошо знаете, что 30 лет батюшка по крупицам собирал приход, Иоанновскую семью. И продолжите трудиться, чтобы они развивались. По молитвам отца Николая, отца Иоанна Кронштадтского, все будет хорошо. Помните и молитесь».

Холодно, а уходить не хотелось. Множество роз укрыли могильный холмик. Рядом – могилы отца Георгия Очкалова, игумении Серафимы, сестер обители, иеродиакона Никона (Муртазова), чуть поодаль покоится сестра и брат батюшки – Мария Алексеевна и Сергей Алексеевич Беляевы.

Вознесли молитвы обо всех погребенных на кладбище, о родителях отца Николая – протоиерее Алексии и матушке Марине, о почившем год назад брате батюшки Сергее. У Бога нет мертвых. Вера в бессмертие души укрепляется в молитвенном единении. Каждый человек, взрослея, должен научиться ходить по земле самостоятельно. И приход так же. Солнышко скрылось, вновь стало пасмурно. И пора возвращаться в город…

А прихожане, обступавшие могилу батюшки так же, как каждое воскресенье обступали его при жизни, по одному шли прикладываться к могильному кресту, к портрету, так же тихо разговаривая с ним о своем, сокровенном. Истинная христианская любовь не признает границ земного и загробного мира. По словам отца Анатолия, притяжение, которое создавал отец Николай, продолжает действовать и после его перехода в вечность.

Сердце «небесного» человека: трапеза в монастыре

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи. Поминки – это своего рода христианская милостыня для собравшихся. И главное в поминках все-таки не еда, а молитва и добрые воспоминания о почившем. На поминках по батюшке и милостыня-трапеза была щедрой, и молитва шла от самой души.

Все, как он любил, то, чему нас учил. То, чему он всегда придавал особое внимание. Речь о семье. Основе, фундаменте жизнеустроения. О том фундаменте, который люди, называющие себя современными, сейчас всеми силами и средствами пытаются разрушить, а он создавал и проповедовал не громкими лозунгами, но примером и делами.

Батюшка собрал приход как семью, которая вместе разделит радость, помолится до и после любого дела, вкушения пиши и друг о друге. И теперь в монастырской трапезной собрались люди помянуть отца. Он для всех умел быть отцом. Нужду любого приходящего принимал к сердцу, и сердце это вмещало огромное количество людей, и с каждым приходящим становилось больше. Руководитель общины «Вифлеемская звезда» Евгений Хачатуров, взявший слово от имени мирян, образно отметил, что «нас, с нашими нуждами, стало так много, что сердце земного человека уже не выдерживало такого груза, и только на небесах может вмещать до бесконечности».

Отец Анатолий, знавший отца Николая с первых лет служения, подчеркнул, что это был титанический труд человека с сильной волей и глубочайшей любовью ко Христу. Отец Анатолий призвал всех беречь главное наследие батюшки, то, что было создано им многолетним подвигом самоотречения – наш приход, наши традиции, общение, заботу и поддержку друг друга.

«На свет маяка»: трапеза в Нашем доме

Об этом же говорили и на поминальной трапезе в Нашем доме. Сюда автобусы привезли нас после Литии на кладбище. Здесь говорили также о том, что когда батюшка еще только-только начинал пастырскую деятельность, он сделал ставку на молодежь – тех, кто жаждет деятельности, но нуждается в грамотном ее направлении в полезное русло. Та молодежь, с которой начинался Иоанновский приход, уже стала «золотым» поколением и воспитала себе достойную смену, но все так же деятельна. И это очень важное достижение, которое дает надежду, что Россия из рода в род будет полниться православными людьми, готовыми брать на себя ответственность.

Как отметила давняя прихожанка Елена Антонова, батюшка обладал удивительным даром находить ключик к каждому, поэтому и его самого мы все знаем с разных сторон. У каждого из нас свои воспоминания, но все отмечают необыкновенную любовь отца Николая ко всем людям, особенно к детям. Этот дар и самого отца Николая роднил с детьми, и был тем маяком, на свет которого пришли все мы, его духовные дети.

Репортаж: Ирина Васильева, Елена Поплавская, Елена Быркова, Татьяна Павлова, Диана Колычева, Елена Миза, Ольга Дмитриева, общины «Живое слово», «Информсайт».
Фото: Иоанновский монастырь, Татьяна Коваленко, Елена Бирюкова, Виктор Сухопар, Алина Скрипай, Диана Колычева, Ольга Дмитриева, общины «Информсайт», «Иоанновское братство».

Священник Виктор Матяшов рассказал, как построить семью по заповедям любви и милосердия

Священник храма Воскресения Христова (Смольный собор) Виктор Матяшов рассказал в программе «Вертикаль» Медиагруппы «Патриот» о важности сохранения традиционного семейного уклада, который, по его мнению, является фундаментом крепкого государства и общественного благоденствия.

Эфир программы «Вертикаль», выпавший на праздник Рождества Христова, ведущий отец Георгий, клирик храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», посвятил проблемам современной семьи, обсудив с гостем программы иереем Виктором Матяшовым основы, на которых строится крепкий брак и идет воспитание подрастающего поколения.

По словам иерея, проблема разрушения уклада традиционной семьи для современной России является одной из самых острых.

«Когда меня рукоположили и я стал настоятелем нового храма Святой мученицы Татианы в студенческом городке, в котором проживало 10 тысяч студентов, когда стал общаться со студентами, я увидел, что основная проблема у них — это семья. Потому что больше половины из них — из неполных семей. И даже если это полные семьи, то в них там второй, третий папа — это тоже сложно. И проблема эта касается не только студенчества, но всего нашего народа в целом», — отметил отец Виктор.

Воспитание детей лишь мамой или папой, по словам священника, приводит к тому, что уже в зрелом возрасте люди не могут создать крепкую семью, отношения внутри которой строятся на любви, взаимном уважении, самопожертвовании. Свое служение отец Виктор решил посвятить созиданию и окормлению семейных союзов, помогая своих духовным чадам научиться жить в любви к Богу и своим ближним.

«Православие — это жизнь вместе в радости. Господь соединяет нас, а дьявол разъединяет. И смысл жизни человека во Христе в том, чтобы его ум, сердце и воля соединились в одно — в стремление к первоначальному своему состоянию жизни в раю: в мире друг с другом и в любви. То есть надо научиться любить. Когда человек с детства не видит этого образца, он сам не может быть счастливым и, соответственно, не может создать счастливую семью. Он будет жить по модели, по которой шли его мама или папа. Соответственно, и его дети, если они у него будут, тоже будут такими же. Я понял, что это главная проблема», — заявил отец Виктор.

В начале священник учил прихожан основам построения семьи, потом он помогал им в решении различных жизненных проблем.

«Когда первые мои ребята, которые были в клубе, поженились, вступили в брак, родили детей, другие вопросы возникли: а как вместе жить, как воспитывать детей? Одно выходит из другого. Я вместе с прихожанами, моими чадами духовными, по сути, иду этот путь», — рассказал отец Виктор.

При подготовке пары к таинству брака священник практикует даже систему экзаменов.

«У меня перед венчанием люди сдают экзамены. Я как священник делаю необходимый акцент на вопросах семейной жизни совместной, на воспитании детей, на иерархи в семье, на познании друг друга. Как правило, многие этого не понимают. Мы же не умеем сейчас людей видеть, смотрим только на внешнюю форму, поэтому эти вопросы уже в экзаменах есть. Понятно, что многое получаться не будет, ведь это жизнь, но мы смотрим, какими мы должны быть. В результате молодые люди хотя бы знают, куда идти», — пояснил гость программы.

Особо выделил священник проблему построения внутренней иерархии в семье.

«Многие семьи не переживают кризиса отношений после рождения первого ребенка, когда нарушается иерархия. Я всегда говорю: «Вы помните, мамочки, дети вам в аренду. Они уйдут, вы с кем останетесь? С мужем. Поэтому муж, его авторитет всегда должен быть на первом месте. Сколько бы детей у вас ни было, как бы вы их ни любили, муж всегда во главе». И если говорить об уже состоявшихся семьях, это, я думаю, главная проблема наших советских семей — нарушение семейной иерархии. Бог создал так человека, что муж является главой семьи, а жена является помощницей — это в Библии прописано. Но и соответствующие права даны мужу как главе семьи. У мужчины более развит ум — я говорю о духовном уме. Для чего? Чтобы он мог принимать решения, брать на себя ответственность, чтобы из множества отделять главное от второстепенного. У женщины более развито чувство, потому что чувство нужно для того, чтобы поддерживать, вдохновлять членов своей семьи, и это очень важное качество женщины. Почему они более эмоциональны? Потому что Богом заложен в них этот дар — воспринимать мир чувством. И когда они вместе, муж с женой, соединяются, они друг друга дополняют», — рассказал отец Виктор.

Семейная иерархия, считает священник, является примером правильной организации системы управления обществом.

«Какая иерархия в семье, какие отношения в семье — такие отношения и в обществе. И тут надо на общество смотреть как на кальку, срез внутрисемейных отношений. И люди, которые занимаются именно устроением, организацией жизни нашего общества, должны понимать, что бороться со следствием бесполезно. Невозможно учителей школ заставить сделать детей добрыми и отзывчивыми. Они не имеют вхождения в их семью. Нужно заниматься семьей, поэтому я ей и занимаюсь как могу», — отметил отец Виктор.

Важно, отметил священник, подавать детям правильный пример.

«Жена, когда мужу что-то говорит, это не значит, что нужно обязательно по этому поводу принимать какое-то решение. Ей нужно просто выговориться. И мужу тоже нужно научиться правильно воспринимать жену. А если у ребенка неполная семья, как он это поймет? А как девочка поймет, как себя вести, если мама постоянно обижена на папу? А как ей жить счастливо? У нее же это недоверие к своему супругу всегда будет сидеть на внутреннем, духовном уровне», — сожалеет отец Виктор.

Проблема семейной разобщенности, считает священник, усугубляет разобщенность общества.

«Сейчас люди не общаются, все закрылись. А мы же существа социальные, нам очень важно, чтобы мы разговаривали. Это очень важно и для детей, и для взрослых. Мы обладаем уникальным даром божественным — речью, это нас отличает от всего тварного мира. И переставая общаться, человек загоняет себя в жизнь совершенно нерайскую, у него просветов в жизни нет», — отметил гость программы.

Современная городская жизнь, требующая сил и времени для удовлетворения основных потребностей в еде, одежде, доме, сильно опустошает человека в духовном и эмоциональном плане. И без созидания комфорта внутренней жизни семьи, считает священник, в таких условиях человеку выжить очень трудно. Без крепкой полноценной семьи, по его мнению, не выстоит и государство.

«Главный вопрос сейчас вообще для всех: если не будут рождаться дети, кто же государство защищать-то будет? Таджики и узбеки, которые приезжают, они же не будут воевать за Россию. Они будут воевать за свою страну», — заявил отец Виктор.

Музейная махинация РПЦ

Депутат петербургского парламента Максим Резник обратился в Генпрокуратуру и Счетную палату с просьбой проверить, была ли передача музейных фондом ГМП «Исаакиевский собор» РПЦ законной. Как оказалось, Сампсониевским собором, заявку на передачу которого подавала Санкт-Петербургская епархия, сегодня используется РО «Приход Сампсониевского собора», которое было учреждено десятью частными лицами.

Напомним, что Сампсониевский собор входил в музейный комплекс Исаакия. Однако РПЦ потребовала передать ей объект в безвозмездное пользование в соответствии с законом о передаче религиозного имущества религиозным организациям. В начале февраля город исполнил это требование, несмотря на возмущение многих горожан. И собор оказался в распоряжении РО «Приход Сампсониевского собора», которая по документам к патриархату не имеет никакого отношения. Ведь учредила эту организацию вовсе не РПЦ, а десяток граждан РФ. Фактически культурное достояние отдали в пользование частной компании!

Учредители у этого «прихода» тоже вызывают интерес. Среди них — бизнесмены. Например, есть такое ОАО «Гардинно-кружевная компания». Кколлегиальный исполнительный орган этой конторы возглавляет Щетинина Алевтина Васильевна, однако из учредителей получившей собор РО. Совладельцем «гардинно-кружевной компании» числится другой учредитель «прихода» — Стеганцев Виктор Иванович.

Кроме того, среди учредителей есть бывшая чиновница — экс-глава отдела культуры администрации Петроградского района Петербурга Алевтина Щетинина, бывший ключарь Исаакиевского собора Михаил Шкредь, по слухам, так и не сумевший сыскать расположения музейщиков — сотрудников Исаакия. Однако если Сампсониевским собором пользуется организация, юридически не имеющая никакого отношения к РПЦ, на основании чего городские власти вообще передали этой частной конторе музейное имущество на сотни миллионов рублей?

«Музейные предметы, включенные в Государственный музейный фонд (оценочной стоимостью 200 млн рублей) безосновательно переданы сторонней организации», — делает вывод депутат Резник. «По «кривой логике» РПЦ можно Собор и музейные фонды вообще в оффшор вывести», — добавляет парламентарий.

После передачи собора в руки фактически десятка частных лиц, как рассказывают очевидцы, в бывшем теперь уже музейном достоянии расцвела торговля. Причем стандартным набором «иконы, свечки, крестики» учредители «прихода» не ограничились, а устроили в соборе настоящий рынок.

Шоппинг с ресторанной зоной

Посетители собора рассказывают, что «на месте» можно перекусить пирожками, запив их чаем или кофе. Конечно, не забесплатно. В ряды выстроились столы, на которых продается практически все — от вина и масел до различных безделушек. И это не где-нибудь в отдельно стоящей палатке, а в Греческом зале собора! Более того, даже принимаются заявки на заказные службы на Афоне. Прайс, надо сказать, недешевый. Вот только если уж исходить из того, что это услуга, за которую просят определенное количество рублей, становится интересно, а как поставщик услуги гарантирует, что она будет выполнена? Может, предоставляет фото- и видеоотчет? Вряд ли. Так, может, это просто торговля «воздухом»?

«А для создания стабильного притока людей на входе в храм вывесили баннер а-ля «мы открылись», как это практикуют новые магазины или кафе. Рынок он и в церкви рынок!», — рассказывают очевидцы.

Система РПЦ

Местные СМИ быстро выяснили, что схема по передаче музейных соборов РЦП, когда пользователем в итоге становится сторонняя структура фактически поставлена на поток. Точно также был передан и Смольный собор в Петербурге. Возмущение петербуржцев после «переезда» РПЦ в Смольный собор до конца еще не утихло. Когда церковные структуры заполучили объект, сотрудники РПЦ первым делом изгнали оттуда «культурных бесов», а именно прекратили проведение в соборе концертов и художественных выставок, а заодно и выселили оттуда орган, который ранее был создан голландским мастерами специально для Смольного.

Теперь выясняется, что Камерный хор из Смольного собора выгоняли даже не для удобства епархии, а в интересах частных лиц! Речь идет о точно таком же «приходе» с учредителями — физическими лицами, как и в случае в Сампсониевским собором. Например, в безвозмездное пользование Смольный собор получили экс-глава ГКУ «Управление строительства Ленинградской области» Андрей Алтабаев, бизнесмен и бывший совладелец фирмы «Строительное управление». Другим учредителем является предприниматель и юрист Дмитрий Волосов, управляющий компании «Ценные бумаги консалтинг», а также фирмами по продаже парфюма и разработке ПО.

Еще интересней учредитель прихода, Иерей Виктор Матяшов. Церковный сан этому господину нисколько не мешает по совместительству быть еще и бизнесменом — торговать «Русскими деликатесами» и… табачными изделиями. Выходит, что РПЦ помогает бизнесу захватывать петербургские музеи?! Однако теперь появился шанс оспорить передачу «приходам» соборов и вернуть к них «музейных» и культурных муз.

В апреле Максим Резник уже обращался в Генпрокуратуру. Парламентарий обнаружил, что петербургские власти во главе с губернатором Георгием Полтавченко фактически нарушили закон, передавая музеи РПЦ. А именно — Федеральный закон «О музейном фонде и музеях в РФ», прямо запрещающий изъятие музейной недвижимости. В распоряжении комитета имущественных отношений, благодаря которому 9 объектов комплекса Сампсониевского собора отошли РПЦ, говорилось, что передача недвижимости, «принадлежащей на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям, осуществляется после прекращения уполномоченным органом их прав на эти объекты».

Но прекращение прав музея на указанные объекты могло бы по закону произойти только в двух случаях — если сами объекты используются не по назначению или если музей ликвидирован. Притом в случае правового противоречия с другими актами закон о музеях имеет приоритет. Но Смольный в стремлении одарить РПЦ (или, как выяснилось, частных лиц) музейными комплексами просто-напросто проигнорировал требование законодательства!

Очевидно, что вопрос о передаче соборов-музеев РПЦ решается на уровне политического влияния. Однако у противников удовлетворения «церковных» аппетитов появилась правовая зацепка для признания передачи музейных объектов РПЦ незаконной.

Полет на небо

Структуры РПЦ, складывается впечатление, могут считаться самой универсальной торговой сетью. Чем только не торгуют в храмах и приходах! Как оказалось, даже авиабилетами.
В апреле сотрудники отдела борьбы с экономическими преступлениями навестили в Москве церковь Святой Великомученицы Екатерины на Большой Ордынке. Но основная цель визита — вовсе не молитвы, а обыски в рамках дела о незаконной сдаче в аренду церковного имущества. При входе в церковь стоит сторожка, но вместо сторожа в ней располагается лавка по продаже билетов на авиарейсы.

Спросить за подобную коммерческую деятельность оказалось не с кого: настоятель церкви Александр, при котором и появилась эта авиалавка, скончался несколькими месяцами ранее. Судя по всему, ответов на вопросы, сколько денег «срубала» церковь на аренде и на какие нужды или, может быть, «хотелки» они шли, правоохранителям не удалось. Однако отдельного внимания заслуживают попытки служителей церкви как-то прояснить ситуацию. Объясняли они так: мол, настоятель постоянно мотался в США и Канаду, так как подворье храма находится в Америке.

Видимо, лавка по продаже билетов располагалась на территории храма исключительно для удобства батюшки — чтобы за билетами на очередную поездку далеко не ходить. Да и лишняя копеечка от сдачи помещения в аренду, видимо, была не лишней. Складывается впечатление, что сотрудники церкви были бы не прочь свалить вину на США — мол, запад, чего от них ожидать. А мы тут не при чем. Но дело в том, что Православный храм Москворецкого благочиния уже давно относится к Московской епархии. А значит — с нее и спрос.

Русская православная церковь в последнее время «вляпывается» в один скандал за другим. И облик РПЦ со стороны выглядит вовсе не православно. Попытка патриархата отобрать у петербуржцев музейный комплекс «Исаакиевский собор» привела к тому, что к делам РПЦ стали приглядываться и представители власти, и общественность. Скоро заинтересуется и Генпрокуратура.