Гюстав Флобер биография И Творчество

Гюстав Флобер

Биография

В середине XIX века романы Гюстава Флобера считали пошлыми и аморальными, а сегодня французский писатель считается ведущим национальным мастером пера наравне с Ги де Мопассаном и Оноре де Бальзаком. Популярность Флоберу принесли книги «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств», написанные в жанре реализма с нотками психологизма и натурализма.

Детство и юность

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в исторической столице Нормандии — Руане. Хирург Ахилл Клеофас Флобер и Анна Жюстин Кэролайн Флерио, дочь врача, с трепетом ждали этого малыша — до Гюстава в семье умерли трое детей: девочка и два мальчика.

Будущий романист воспитывался со старшим братом Ахиллом, который унаследовал от отца не только имя, но и род занятий, став хирургом, и сестрой Кэролайн, которая родилась на 3 года позже Гюстава. Детство их прошло в безрадостной атмосфере больницы Руана, в которой работал глава семейства.

Говорят, Флобер увлекся писательством еще в 8 лет, во время учебы в Королевском колледже. В 1832 году юноша поступил в лицей Пьера Корнеля, где познакомился с Эрнестом Шевалье, будущим французским политиком. Спустя 2 года друзья организовали рукописный журнал «Искусство и прогресс», в котором был опубликован первый публичный текст Флобера.

В 1840 году будущий романист отправился в Париж, чтобы изучать право. Столица Франции показалась Флоберу отвратительной, а избранная профессия — скучной, поэтому в конце того же года студент пустился в путешествие по Пиренеям и Корсике. Этот период биографии писателя нашел отражение в «Мемуарах безумца» (1901).

В начале 1846 года отец Флобера умер, оставив сыну 500 тыс. франков. Тогда молодой человек понял, что юриспруденция не его сфера, и бросил университет. Свалившееся наследство гарантировало юному Гюставу безбедную жизнь даже в случае безработицы, поэтому тот решил всецело посвятить себя писательству.

Книги

19 сентября 1851 года Флобер, вдохновленный друзьями Луи Буйе и Максимом Дюканом, взялся за сочинение романа «Госпожа Бовари» (в иных переводах — «Мадам Бовари»). Спустя 56 месяцев, в мае 1856-го, книга была завершена. Она выходила с 1 октября по 15 декабря того же года в журнале «Парижское обозрение».

Embed from Getty Images Иллюстрация к роману Гюстава Флобера «Госпожа Бовари»

В феврале 1857 года директора «Парижского обозрения» и Гюстава Флобера обвинили в «неуважении к общественной морали и религии». Писатель даже предстал перед судом за «вульгарное и шокирующее изображение персонажей», но наказания избежал. Снятие обвинений не только способствовало изданию «Госпожи Бовари» отдельной книгой, но и обеспечило всплеск популярности.

В центре сюжета — Эмма Бовари, несчастливая в браке женщина. Мадам не стыдится изменять супругу, который крепко ее любит. На подарки для молодых избранников женщина тратит семейное состояние, со временем начинает закладывать драгоценности и недвижимость. Летальный исход от неудовлетворенности жизнью, окружающего позора и собственной никчемности – вот, что в конечном итоге ожидает госпожу Бовари, а ее верного супруга, который продолжает общаться с любовниками жены – клеймо ничтожества.

Смелая, натуралистичная история Гюстава Флобера задела за живое не только современное ему французское общество, но и режиссеров XX и XXI веков. Первый фильм по роману «Госпожа Бовари» был снят в 1933 году соотечественником писателя, затем последовали немецкая, аргентинская, американская, итальянская, русская и британская экранизации.

Следующее сочинение Флобера значительно отличалось от «Госпожи Бовари» — исторический роман «Саламбо» о Ливийской войне в Карфагене, которая разворачивалась в 240-238 годах до н. э. Изменение стиля повествования и необычный выбор тематики обусловлены тем, что писатель считал себя «последним романтиком», в то время как книга о распутной супруге навесила на него клеймо натуралиста.

К «Саламбо» Флобер подошел со всей ответственностью – изучил порядка 100 томов о Карфагене и событиях тех времен, посетил Тунис. Спустя 5 лет кропотливого труда, в 1862-м, роман появился на свет. Французское общество охотно восприняло восточные вымыслы, устав от реалистических произведений. По достоинству оценили сочинение и в России – переведенная версия появилась в том же 1862 году в журнале «Отечественные записки».

Вероятно, сложнее всего Флоберу было писать роман «Воспитание чувств» (или «Сентиментальное воспитание»). Впервые он приступил к автобиографической истории в феврале 1843 года. Поводом для сочинительства стала встреча писателя с Элизой Шлезингер – женщиной в возрасте, в которую Флобер до безумия влюбился.

То, что вышло из-под пера еще неопытного писателя, в кругу литераторов принято называть «Первым “Воспитанием чувств”». Дебютная версия была завершена к 1845 году, а опубликована уже после смерти Флобера – в 1910-м. Интересный факт: этот роман не имеет ничего общего с произведением, напечатанным под тем же названием в 1869 году.

Во «взрослой», доработанной версии «Воспитания чувств» 1869 года главный герой Фредерик Моро без памяти влюбляется в Марию Арну, замужнюю даму бальзаковского возраста. Из-за мыслей об избраннице Моро не может наладить отношения с другими женщинами, ведет праздный образ жизни и катится ко дну. Спустя 27 лет Моро и Арну случайно сталкиваются и понимают, что все это время любили друг друга и, хотя не могли насладиться взаимным чувством, были счастливы. Они расстаются, удовлетворенные признаниями.

«Воспитание чувств» вызвало в основном негативные отзывы у критиков и коллег Флобера по перу, но каждый отметил автобиографичный мотив произведения. Ги де Мопассан говорил, что «много лично пережитого и удручающе грустного заключено в этом романе», Эмиль Золя назвал произведение «самой личной книгой» Флобера. Сомерсет Моэм утверждал, что «Фредерик Моро – это частью портрет самого Флобера, каким писатель видел себя».

Несмотря на резко ухудшившееся здоровье и частые приступы эпилепсии, в апреле 1874 года Гюстав Флобер опубликовал окончательную версию стихотворения в прозе «Искушение святого Антония». Идея произведения родилась еще в 1845-м, когда писатель увидел одноименную картину Питера Брейгеля – младшего. Герой стихотворения Антоний, подобно Фаусту, созданному Иоганном Вольфгангом фон Гёте, вынужден пройти через демонические искушения навстречу счастливой жизни.

В марте того же года вышел сборник «Три повести», включающий в себя «Простую душу», «Легенду о святом Юлиане Милостивом» и «Иродиаду». Эти произведения Флобер считал отдыхом между созданием финального труда – романа «Бувар и Пекюше». Из-за дотошности автора создание каждой из повестей занимало по полгода.

Embed from Getty Images Иллюстрация к роману Гюстава Флобера «Бувар и Пекюше»

Сатирической книге «Бувар и Пекюше», к написанию которой Флобер приступил в 1872 году, не суждено было получить конец – ослабленное здоровье писателя дало сбой. Роман опубликовали недописанным в 1881 году.

В центре сюжета – мужчины по фамилиям Бувар и Пекюше, которые случайно знакомятся на улице. Оба они переписчики, но тайно мечтают переехать в деревню и заниматься сельским хозяйством. Друзья решают, наконец, воплотить грезы в реальность и покупают дом. Первое время мужчины увлекаются рыбалкой, лесозаготовками, искусством, но со временем понимают, что настоящее их счастье заключается в переписывании. Завершиться роман должен был сценой, в которой Бувар и Пекюше заполняют листы бумаги под диктовку друг друга.

Личная жизнь

Весной 1846 года начался многолетний роман Флобера с французской поэтессой Луизой Коле. В письмах к возлюбленной, которые дошли до наших дней и были изданы в книге «Вербена и мускус», писатель рассуждал о роли творчества, тонкостях французского языка, отношениях между мужчиной и женщиной. Последнее письмо датировано 6 марта 1855 года.

У Флобера были любовницы в Брюсселе, Париже, Мюнхене, он не чурался общением с женщинами и мужчинами легкого поведения, но, несмотря на активную личную жизнь, женой и детьми так и не обзавелся. Эта позиция объясняется цитатой из письма Коле от 11 декабря 1852 года:

«Идея привести кого-то в мир наполняет меня ужасом. Я бы проклял себя, если бы стал отцом. Лучше пусть погибнет моя плоть, чем я обреку кого-то на позор существования».

Смерть

В последние годы Гюстава Флобера все чаще беспокоила эпилепсия. Забытый друзьями и обнищавший, свет французской литературы умер 8 мая 1880 года в деревне Круассет. Причина смерти – кровоизлияние в мозг во время очередного приступа.

Похороны состоялись 11 мая в присутствии именитых писателей – Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Эдмонда де Гонкура, Альфонса Доде. Тело покоится на монументальном кладбище Руана.

В память о Флобере остались десятки произведений, сотни фильмов, университеты и улицы, названные его именем. В Руане в 2008 году даже построили мост Гюстава Флобера – самый высокий подъемный мост в Европе, чья общая высота составляет 91 м, а горизонтальный подъем полотна дороги – 55 м.

Но самое главное — творчество Флобера повлияло на более современных писателей: если бы не «Госпожа Бовари», мир бы не прочел произведений Франца Кафки или Жан-Поля Сартра. Французские литераторы до сих пор ставят Флобера на одну ступень с такими законодателями национального творчества, как Артюр Рембо и Шарль Бодлер, а его романы заходят на новый виток популярности.

Цитаты

«Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем – вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны».

«Ложь стала для нее потребностью, манией, наслаждением, и если она говорила, что вчера гуляла по правой стороне улицы, то надо было полагать, что на самом деле она шла по левой».

«Нельзя прикасаться к идолам: позолота остается у нас на пальцах».

Гюстав Флобер — биография

Краткая информация

Сын врача, который хотел стать юристом, а стал одним из главных писателей Франции XIX века. Гюстав Флобер был скандальным автором, хотя сам к этому никогда не стремился, просто его романы поднимали со дна французского общества слишком много того, о чём преимущественно молчали.

Семья и детство

Гюстав Флобер родился в семье мелкого буржуа. Его отец работал в клинике Руана хирургом, а мать была дочерью врача. У Флобера также были старший брат и младшая сестра. Но, несмотря на это, Гюстав рос в одиночестве, чаще всего проводя время в запертой квартире, либо в больнице возле отца.

Поскольку отец кроме профессии врача была также и богатым землевладельцем, то одиннадцатилетнего Гюстава послали учиться сперва в Королевский колледж, а затем и в лицей Руана. В лицее он познакомился с Эрнестом Шевалье, вместе в которым они решили создать в стенах учебного заведения собственный журнал «Искусство и прогресс». Так 13-летный Гюстав стал одним из редакторов рукописного издания, а через некоторое время начал писать туда свои тексты.

Учёба и болезнь

В 15 лет он познакомился с Элизой Шезлингер, привязанность к которой он со временем перенёс на страницы романа «Воспитание чувств», о своей первой любви он помнил до последних дней жизни.

И хотя писать Гюставу нравилось, он всё же решил связать свою жизнь с юриспруденцией, поэтому в 1840 году поступает на юридический факультет в университете Парижа. Но окончить курс не сумел — в 1843 году у него случился припадок эпилепсии. На то время болезнь считалась опасной, врачи приписали ему горячие ванны, которые, разумеется, невозможно было принимать часто, связав свою судьбу с правом. Поэтому Флобер отказался от учёбы.

Жизнь в богемном Париже ему немного наскучила, и он переехал в городок вблизи Руана, где и поселился в домике на берегу Сены. Практически ни с кем не общаясь, он много времени проводит в раздумьях, пишет «Воспитание чувств», хотя сам роман опубликуют и нескоро — лишь спустя 25 лет.

Через год он отправляется в путешествие, по советам врачей и по собственному желанию сменить обстановку. Так, в 1845 году ездит городками Италии, через год возвращается в Руан из-за смерти отца. Еще через год умирает его сестра. Поскольку отец оставил ему довольно приличное наследство, Гюстав взял на себя заботы о дочери сестры и, как это ни странно, о муже умершей.

Путешествия и первый роман

В 1848 Флобер вернулся в Париж только для того, чтобы принять участие в Революции. Следующие четыре года он провёл в путешествиях: посетил Египет и Италию, Иерусалим и Османскую империю. Впечатление об увиденном стали частью его будущих романов.

Начиная с 1851 и следующие пять лет он работает над книгой «Госпожа Бовари». Нищета Египта и несколько несчастливых любовных историй, пережитых во время путешествия, помогли ему написать роман, о котором он сам говорил: «Господа Бовари — это я». Как и автор, его главная героиня больше мечтает, чем живёт реальной жизнью.

Роман стал прорывом. Критики заговорили о новом авторе, который приговорил романтизм как стиль в литературе. На Флобера и редактора журнала, где впервые опубликовали роман, подали в суд за «оскорбление общественной морали» — ведь в книге речь идёт об измене и самоубийстве, кроме того, роман признали первым вестником натурализма в литературе. К счастью, Флобера оправдали.

Но судебное дело негативно сказалось на его физическом и психическом здоровье. Гюстав запирается в своём доме и не хочет никого видеть. Единственным человеком, который в то время был с ним — его мать, она поселилась с сыном после смерти мужа. Она же и ухаживала за ним во время эпилептических припадков.

Несмотря на то, что Флобер очень нравился женщинам, он не решился жениться и заводить детей из-за своей болезни. Хотя многие биографы утверждают, что именно благодаря припадкам эпилепсии Флобер написал столько замечательных и важных книг. Он понимал, что припадок может случиться в любой момент и никто не знает, какой из них станет последним, поэтому работал не жалея сил.

Вскоре он совершает путешествие в Тунис, после возвращение из которого садиться за написание нового романа — «Саламбо». В 1962 году книгу публикуют.

Признание и скандалы

В 1864 Ватикан официально запрещает «Госпожу Бовари», как произведение, которое развращает сердце, через несколько лет такая же судьба ждёт и «Саламбо». Хотя во Франции обе книги от этого не становятся менее популярными.

Роман и критики, и читатели приняли благосклонно, но затворнический образ жизни Флобера это не изменило. Следующая книга — написанный давным-давно роман «Воспитание чувств» — выходит в 1869 году. Хотя книгу и признавали сильной, но некоторые критики довольно резко высказались о ней. Одни говорили, что Флобер попытался совместить хладный ум и пылающее сердце, и лучше было бы написать просто две отдельные книги, другие же не понимали, почему сентиментальный от природы писатель, порицает саму сентиментальность в своей книге.

В том же году умирает близкий друг писателя — Луи Булле, ещё через три года — его мать.

Между этими двумя личными трагедиями он успел отслужить в армии в период франко-прусской войны, за что его наградили орденом Почётного легиона.

Последние годы жизни

В 1972 Флобера признают банкротом. Огромную часть своего состояния он истратил, пытаясь оплатить долги мужа умершей сестры, но с годами они не уменьшались. Чтобы хоть как-то выкрутиться, Флобер продаёт имущество в Париже и Руане. Проблемы с деньгами сразу же отозвались обострением эпилепсии.

В 1877 году выходит его повесть «Простая душа» и ещё несколько сочинений.

В том же году появляются первые переводы рассказов Флобера на русский язык — этим занимался его друг писатель Иван Тургенев. Именно Тургенева он всегда был рад увидеть в своём доме в Круассе, Российский писатель же в знак дружбы посвятил Флоберу один из своих рассказов «Песнь торжествующей любви».

Следующие три года Гюстав тратит на редакцию своего последнего романа — «Бувар и Пекюше”. Но до его издания писатель не дожил.

В 1880 году в возрасте 58 лет он умер от инсульта. «Бувар и Пекюше» издали лишь через год после смерти автора.

Интересные факты

  • Именно Флоберу принадлежит знаменитое выражение «башня из слоновой кости», ставшее своеобразным символом одинокой жизни художника. Жизни целиком посвященной творчеству без надежды на понимание со стороны публики и критики.
  • Флобер вывел в свет другого известного французского прозаика — Ги де Мопассана.
  • Несмотря на «аморальные» взгляды и полное неприятие буржуазного строя в своей стране Флобер исполняет свой гражданский долг во время франко-прусской войны в 1848 году и вступает в ряды национальной гвардии в чине лейтенанта.
  • Некоторые известные писатели прямо подражали Флоберу. О. Уайльд, например, списывал у Флобера фрагменты «Искушения святого Антония».

Титулы и награды

  • Орден Почётного легиона

Гюстав Флобер

краткая биография

Гюстав Флобер – выдающийся французский прозаик 19 века, по праву заслуживший звание творца современного романа. Его произведения вызывали бурю как положительных, так и отрицательных отзывов, но никого не оставляли равнодушным. Нередко поводом для скандалов становилась чересчур обнаженная, жалящая правда, которая многим была не по нраву. Романы Флобера были известны далеко за пределами Франции, в том числе и в России. Переводом книг знаменитого писателя на русский язык в свое время занимался И.С. Тургенев.

Происхождение и ранние годы

Дата рождения Флобера – 12 декабря 1821 года. Будущий писатель появился на свет в Руане, в семье Ахилле-Клеофаса Флобера, заведовавшего хирургическим отделением одной из местных больниц. У матери Гюстава – Анны Жюстины Каролины было нормандское происхождение, и она также имела отношение к медицине, хотя и опосредованное – ее отец был врачом. Флобер был младшим ребенком, кроме него в семье воспитывались старшие брат и сестра. Несмотря на это, детство маленького Гюстава было бедным на развлечения, большую часть времени он проводил в одиночестве или у отца на работе.

Образование

Флобер старший был небедным человеком и мог позволить себе дать детям достойное образование. В 1832 году Гюстав поступил в Королевский колледж Руана, где у него впервые проснулся интерес к литературе. Кроме популярных в то время романтических произведений, он интересовался трудами Шекспира и Сервантеса. Во время учебы он сблизился с Луи Буйе, будущим поэтом и драматургом. Эта дружба сопровождала двух литераторов на протяжении всей жизни. Затем Флобер поступил в лицей, где вместе с Э. Шевалье организовал местное издательство журнала «Искусство и прогресс». К этому периоду относятся первые публикации будущего писателя.

Флобер в молодости

В 1840 году Флобер отправился в Париж и поступил на факультет права. Три года обучения дались ему с большим трудом, о чем свидетельствовал провал на экзаменах. В этот период он познакомился с журналистом и писателем Максимом Дюканом, вместе с которым совершил множество путешествий. Через три года Флоберу поставили неутешительный диагноз – нервную болезнь, схожую с эпилепсией. О путешествиях пришлось забыть, так как ему был рекомендован малоподвижный образ жизни. В 1846 году умер отец Гюстава, и молодой человек был вынужден вернуться в имение, располагавшееся недалеко от Руана, чтобы заботиться о матери. Все свободное время он посвящал литературе. Флобер мог позволить себе не работать и вести безбедное существование, благодаря состоянию, оставленному отцом.

Творчество

Литературное творчество Флобера можно разделить на три этапа. Для первого этапа характерно влияние романтизма, который ярко прослеживается в его произведениях 1835-1849 годов. Большую роль в этом сыграли такие именитые писатели, как В. Гюго и Ж. Санд, благодаря которым романтизм во французской литературе считался едва ли не основным направлением. Но в этот же период Флобером были написаны новеллы на исторические темы: «Смерть Маргариты Бургундской», «Чума во Флоренции» и другие, а также «Записки безумца» с элементами собственной биографии. И в «Записках…», и в последующей за ними повести «Ноябрь» все еще велико влияние романтизма. Героями его произведений этой поры выступают молодые люди, на заре своей жизни уже разочарованные в окружающей действительности, тщетно пытающиеся приблизиться к некоему призрачному идеалу.

В 1845 году Флобер начал писать роман «Воспитание чувств», в котором попытался отобразить волновавшую его тему: жизнь современной молодежи. Во время поездки в Италию в середине сороковых годов он познакомился с выдающейся картиной художника П. Брейгеля «Искушение святого Антония». Впечатленный этим полотном, Флобер решил написать философскую драму, взяв за основу библейский сюжет картины. Его целью было показать внутреннюю борьбу человека, отрешившегося от земных искушений, но так и не сумевшего обрести душевный покой. В 1848 году писатель возвратился в Париж, чтобы принять участие в революции.

Второй этап творчества Флобера включает два десятилетия: с 1850 по 1870-е годы. Это были годы наиболее плодотворного труда, результатом которого стал знаменитый роман «Госпожа Бовари». К этому времени у писателя уже полностью сформировались не только общественно-политические, но и философские и эстетические взгляды. Воодушевленный революцией, он вскоре понял, что его мечты о политическом переустройстве общества иллюзорны. Нравственное обнищание, корыстолюбие, отрицание идеалов – всё это внушало Флоберу безграничное отвращение. Даже технический прогресс воспринимался им лишь как способ улучшения материальной жизни, в то время как духовная составляющая общества продолжала оставаться за бортом.

В конце пятидесятых годов писатель решил написать исторический роман, чтобы отвлечься от угнетающей действительности и, хотя бы, на время окунуться в древнюю историю, полную ярких событий и легендарных личностей. Так появился на свет роман «Саламбо», повествующий о событиях, происходящих в древнем Карфагене. В этом романе опосредованно проявилось его отношение к революции 1848 года, что выразилось в изображении восставших рабов. Флобер считал, что эта стихийная масса не может принести государству ничего, кроме гибели.

Следующим произведением Флобера стал роман «Воспитание чувств». Это вторая работа писателя с одинаковым названием. С ранее написанной ее роднит не сюжет, а общая идея – история молодого человека, утратившего юношеские иллюзии и жизненные идеалы. Это был абсолютно новый тип романа, лишенный обличения пороков и каких-либо страстей. Повествование настолько монотонно, что и зрители, и критики вынесли единодушный вердикт: «Скучно!» Несмотря на это, произведение получило высокую оценку Ги де Мопассана, Э. Золя и Ж. Санд.

Следующее десятилетие (с 1870 по 1880 годы) относится к третьему периоду творчества Флобера. Произошедшие за это время события (проигрыш Франции в войне с Пруссией) тяжело отразились на душевном состоянии писателя. Финансовое положение Флобера также пошатнулось в эти годы, кроме того, из жизни ушли близкие ему люди. Раздираемый внутренними противоречиями, писатель вновь обратился к своему роману «Искушение святого Антония». Он создал новую, совершенно не похожую на предыдущую, редакцию произведения. Его целью было показать, что самое главное – это познание мира, природы, избавление от корысти и эгоизма.

В 1873 году Флобер написал пьесу «Кандидат», которая была поставлена в театре. В ней рассказывалось о честолюбивом и глупом буржуа из провинции, который любыми методами стремится получить поддержку избирателей. Несмотря на закрученный сюжет, пьеса не имела успеха, поскольку в ней присутствовал не столько комедийный, сколько разоблачительный компонент. Помимо этого, Флобер написал ее без особых соблюдений законов сценического произведения.

Параллельно с подготовкой к изданию «Искушения святого Антония» Флобер начал работу над буржуазным романом «Бувар и Пекюше» о двух мелких чиновниках, ставших обладателями большого наследства. Это произведение могло по праву называться Энциклопедией человеческой глупости, настолько были тупы и бездарны его главные герои.

В этот же период Флобером были написаны повести «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» (1875) и «Иродиада» (1876). В этих произведениях писатель вновь обращается к библейскому сюжету, который переплетается с проблемами современного ему общества. Автор большое внимание уделяет проблемам свободы, ответственности, морали и нравственности. В 1877 году была написана повесть «Простая душа», в которой рассказывалось о жизни простой женщины-служанки.

Главные произведения

Самыми известными романами, прославившими Гюстава Флобера, считаются «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». В них наиболее ярко проявился индивидуальный стиль писателя, изображающий натурализм и глубокую психологию героев.

Роману «Госпожа Бовари» Флобер посвятил пять лет своей творческой жизни. Произведение увидело свет в 1856 году, когда было опубликовано в журнале «Ревю де Пари». В основе сюжета история молодой женщины, вышедшей замуж, скорее, от тоски, чем по любви. Вскоре ее постигает разочарование в муже, который не в состоянии обеспечить ей ту роскошную жизнь, о которой она мечтает. Все это приводит к тому, что она заводит многочисленные романы на стороне и бездумно тратит деньги, которые зарабатывает супруг. Роман «Госпожа Бовари» стал настоящим шоком для французской публики из-за обилия откровенных сцен супружеской неверности.

Памятник Флоберу в Трувиле

Роман «Саламбо» вышел в 1862 году и был воспринят с большим одобрением. В начале романа описывается сцена празднования наёмниками победы в войне. Действие происходит в генеральском саду. Постепенно участники торжества начинают припоминать обиды, нанесенные им генералом, и в итоге крушат его имущество. Утихомирить солдат приходит дочь генерала, Саламбо и покоряет сердца сразу двух наемников. Для того, чтобы завоевать любовь красавицы, одному из них предстоит захватить Карфаген.

В 1869 году Флобер закончил работу над романом «Воспитание чувств». В него включены элементы биографии самого автора. Главный герой – молодой человек из провинции, который приезжает в Париж, чтобы получить образование. Фредерик никак не может сделать окончательный выбор: он видит себя и известным адвокатом, и политиком, и бизнесменом, и, даже, поэтом и меценатом. На протяжении всего повествования герой как бы пребывает в пустоте, он не действует, слоняется среди толпы людей, страдает о своей замужней возлюбленной и недоумевает, почему его жизнь так скучна и бесполезна.

Последние годы

В начале семидесятых годов Флобер был объявлен банкротом. Состояние, оставленное отцом, почти полностью ушло на оплату долгов мужа его умершей сестры. Чтобы как-то выправить положение, писатель был вынужден продать имущество в Париже и Руане. Здоровье Флобера в последние годы также сильно ухудшилось из-за участившихся приступов эпилепсии.

В 1877 году была напечатана повесть «Простая душа», вслед за ней вышло еще несколько произведений. Появились первые переводы сочинений Флобера на русский язык, сделанные И.С. Тургеневым. Русский писатель всегда был желанным гостем в доме Флобера. В знак этой дружбы Иван Сергеевич посвятил своему французскому коллеге и приятелю рассказ «Песнь торжествующей любви». С 1877 по 1880 годы Флобер продолжал работать над своим последним романом «Бувар и Пекюше», опубликованным уже после его смерти.

8 мая 1880 года Гюстава Флобера не стало. Он умер от инсульта в своей деревне Круассе и был похоронен на монументальном кладбище Руана 11 мая 1880 года. Проститься с великим писателем пришли Эмиль Золя, Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Эдмонд де Гонкура и другие.

Личная жизнь

В 1846 году, в Париже Флобер познакомился с поэтессой Луизой Колле. Несмотря на то, что женщина была на тринадцать лет старше писателя, она на всю жизнь стала для него единственной любовью. Доказательством этому служат выдержки из писем, которые составляют эпистолярное наследие Флобера: «Ты очаровательная женщина, я в конце концов буду любить тебя до безумия. »; «Ты любишь меня! Сомневаться в этом было бы преступным. Если же я не люблю тебя, то как назвать чувства, испытываемые мной к тебе?… Да, будем любить друг друга, будем любить…»

Встречались возлюбленные редко. Луиза не могла появляться в доме Флобера, пока была жива его мать. Это было его условием, которое никто не смел нарушать. Их роман состоял из интересных переписок, а нечастые встречи происходили в Манте, из-за чего их прозвали «Любовники из Манта». Когда Флобер начал работу над «Госпожой Бовари», он все чаще представлял на месте главной героини свою Луизу. Она же с нетерпением ожидала конца работы над романом о женщине, которая завладела мыслями ее возлюбленного.

Луиза ревновала Флобера к его творчеству, что было большой ошибкой. Отношения постепенно становились напряженными, в письмах женщина все чаще предъявляла претензии по поводу охлаждения чувств и неспособности Флобера пожертвовать ради нее своим творчеством. Флобер же все четче начинал осознавать, что его сердце может принадлежать только литературе. Когда Теофиль Готье спросил приятеля, почему он не женился на Луизе Колле, Гюстав ответил: «Она могла бы войти в мой кабинет… в святое святых! Нет, это невозможно. »

Хронологическая таблица

Год (годы)Событие
12.12.1821Родился Гюстав Флобер
1832Поступление в Королевский колледж
1834Флобер и Шевалье основали издание «Искусство и прогресс»
1840Начало учебы на факультете права в Париже
1843Начало болезни.
1846Смерть отца. Получение большого наследства
1848Возвращение в Париж, участие в революции
1848-1852Путешествия по восточным и европейским странам
1856Публикация романа «Госпожа Бовари»
1862Выход исторического романа «Саламбо»
1869Завершение работы над романом «Воспитание чувств»
1872Банкротство. Продажа имущества и отъезд из Парижа
1877Публикация повестей «Простое сердце», «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Милостивом»
1877-1880Работа над редакцией романа «Бувар и Пекюше»
08.05.1880Дата смерти Гюстава Флобера

Интересные факты

  • Свои первые рассказы Флобер написал в восьмилетнем возрасте;
  • из-за болезни Флоберу пришлось оставить университет; всю оставшуюся жизнь он посвятил литературе;
  • Флобера называли «Отшельником с Круассе», так как из-за болезни он вел замкнутый образ жизни;
  • Флобер был очень работоспособным и трудился по 12-15 часов в сутки;
  • героями произведений Флобера чаще всего были простые люди;
  • Флобер был первым, кто отказался от деления героев на положительных и отрицательных. Персонажи его произведений сочетают в себе и те и другие черты;
  • на момент смерти Флобер был признанным гением и считался самым влиятельным писателем-реалистом французской литературы;
  • Флоберу принадлежит известное выражение «башня из слоновой кости», которое является символом одинокого художника;
  • в 1848 году Флобер исполнил свой гражданский долг, вступив в ряды национальной гвардии в звании лейтенанта.

Память

Наследие Гюстава Флобера составляют десятки произведений, о его жизни и творчестве сняты документальные фильмы. Имя писателя носят университеты и улицы. В Руане в 2008 году был построен мост Гюстава Флобера, который является самым высоким мостом в Европе. В Трувиле (Франция) открыт памятник Гюставу Флоберу.

Цитаты

«До идолов дотрагиваться нельзя – позолота пристает к пальцам».

«В провинции окно заменяет театр и прогулки».

«Высокопарными словами обычно прикрывается весьма неглубокая привязанность».

«Нет большего унижения, чем видеть глупца, преуспевающего там, где ты терпишь неудачу».

«Если художественное произведение вас не волнует, значит, оно не достигает высшей цели искусства».

«Когда мы черним любимого человека, то это до известной степени отдаляет нас от него».

«Когда уважаешь свой талант, не станешь прибегать к средствам, которыми завоёвывают толпу».

«Женщины вдохновляют мужчин на великие подвиги, но не оставляют времени для их исполнения».

«Всё, что прекрасно, – нравственно».

  1. Быков Д. Л. Гюстав Флобер // Портретная галерея // Дилетант. – 2021.
  2. Дежуров А. С. Объективный роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» // Зарубежная литература XIX в. Практикум для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. М., 2002.
  3. Иващенко А. Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. — М., 1955.
  4. Пузиков А. И. Идейные и художественные взгляды Флобера // Пузиков А. И. Пять портретов. — М., 1972.
  5. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. — М., 1955.
  6. Храповицкая Г. Н. Гюстав Флобер // История зарубежной литературы XIX века. — М., 1991.


источники:

http://theperson.pro/gyustav-flober/

http://spadilo.ru/biography/gyustav-flober/