Художник Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова — биография, личная жизнь: история любви
В биография отношений графини Юлии Самойловой и Карла Брюллова удивляли даже весьма фривольную «Русскую Италию». «Правила могли существовать для всех, но только не для меня и не для Карла», говорила графиня.
Их можно было бы назвать идеальной парой: он воплотил мечту одной из богатейших женщин России о достойном объекте для преклонения, она — мечту великого художника об идеальной красоте. Но их встречу почему-то упорно называют роковой.
Карл Брюллов и Юлия Самойлова впервые увидели друг друга в 1830 году в Италии, в знаменитом салоне княгини Зенеиды — Зинаиды Волконской. Они оба были уже зрелыми, состоявшимися людьми, и это была встреча двух звезд, хоть и не равных. Все же графиня Юлия Павловна Самойлова была аристократкой высшей пробы. А Карл Павлович Брюллов — всего лишь художником. Правда, таким, чьи картины пользовались в Европе огромной популярностью, и сама графиня, будучи увлеченным коллекционером живописи, называла их «чудесами Брюллова».
Юлия Павловна влюблялась часто и легко вступала в отношения более близкие, чем было позволено в ту эпоху женщине, желавшей слыть почтенной и добродетельной. Впрочем, Самойловой было все равно, что о ней говорят за глаза, и ей даже нравилось, что ее сумасбродство считают возмутительным.
Вызовом обществу было и то, что объектами ее страсти становились исключительно люди творческих профессий: оперные певцы, актеры. композиторы, художники, то есть незнатные. а чаще всего и бедные. Графиня Самойлова их щедро поддерживала, но роль мецената ее в полной мере не удовлетворяла. Ее душа жаждала восторга и преклонения перед настоящим гением. Юлия Павловна полагала своим предназначением бросить свою жизнь и всю свою аристократическую гордость к ногам того, кто ниже ее по происхождению, но много выше по дарованиям.
В лице Карла Брюллова она нашла тот идеал, о котором мечтала. Ведь он и в самом деле был не просто талантлив: он был гением. Настолько погруженным в творчество, что все, не имевшее отношение к живописи, воспринимал как досадную помеху, препятствие на пути к главному — к холсту и кисти. Он бы, вероятно, и не заметил прекрасную графиню, если бы Юлия Павловна не явила собой тот идеал красоты, который Брюллов создал в своем воображении и воплощал на полотнах, не надеясь увидеть во плоти.
Карл Брюллов — биография
Собственно, в этом — создании недостижимой красоты-и состояла цель «художества», которому посвятили себя многие поколения Брюлловых. Прадед Карла Брюллова — француз Жорж Брюлло — был скульптором. В 1773 году он прибыл с двумя сыновьями в Санкт-Петербург и поступил на Императорский фарфоровый завод. Его старший сын Иван Георгиевич тоже стал скульптором. А внук Павел Иванович — резчиком по дереву и графиком. Творческая биография в семье Брюлло, на русский манер переименованных в Брюлловых. не прерывалась. Сыновья Павла Ивановича Брюллова и его супруги, немки Марии Ивановны Шредер, пошли по стопам предков: Александр стал выдающимся архитектором, Карл — величайшим художником эпохи романтизма, а был еще Федор — тоже художник, и вполне востребованный.
Карл Павлович Брюллов родился в Петербурге 23 декабря 1799 года. В детстве был чрезвычайно болезненным и слабым, до семи лет практически не покидал постели и как сам считал — именно вынужденная неподвижность и одиночество приучили его получать наслаждение от созерцания прекрасного: ведь других развлечений, кроме созерцания, у него не было. Как только Карл окреп, отец стал заниматься с ним рисованием и сразу заметил у мальчика талант, который принялся развивать, иной раз — весьма суровыми методами. Бывало, даже не позволял сыну обедать со всеми, если тот не выполнял вовремя и как следует заданного ему рисунка. Зато в художественную академию Карл поступил десяти лет от роду, одновременно со старшим братом Александром, и уже рисовал лучше всех своих соучеников.
Учился он отлично, его работы неизменно вызывали восхищение у преподавателей. При этом Карл Брюллов сумел так себя поставить, что стал для однокашников не объектом зависти, а признанным лидером. Он помогал приятелям, выправляя их работы, а в качестве «платы» просил только одно: чтобы ему читали вслух, пока он рисует. Так юному Брюллову удавалось постигать все прочие науки, уделяя больше всего времени главному — творчеству. В 1821 году Карл Брюллов при выпуске из академии получил аттестат 1-й степени и большую золотую медаль за картину «Явление Божие Аврааму в виде трёх ангелов».
Братья Брюлловы поселились в деревянных мастерских при строившемся Исаа-киевском соборе. Карл получал много частных заказов и неплохо зарабатывал. Но сам доволен своими успехами не был. Он мечтал продолжить обучение в Италии: именно там традиционно проходили становление художники и скульпторы. Его мечта сбылась в 1822 году, когда недавно созданное Общество поощрения художников сделало Карла и Александра Брюлловых первыми «пенсионерами»: им было оплачено заграничное путешествие, проживание и заказано за солидное вознаграждение сделать списки картин знаменитых итальянских мастеров. Копии классиков предполагалось пересылались в Россию с тем, чтобы их изучали студенты, не имевшие возможности знакомиться с оригиналами.
В Италию братья ехали через Германию и Францию, и путешествие растянулось на год: в каждом городе, где останавливались Карл и Александр, они непременно задерживались, чтобы посетить музеи и осмотреть архитектурные шедевры. По сути дела, ужр само это путешествие стало для них продолжением обучения. Только 2 мая 1823 года братья Брюлловы въехали в Рим. Предполагалось, что они проведут в Италии 4 года. Карл задержался здесь на 13 лет.
Копирование работ великих мастеров Карла Брюллова не утомляло, хотя и отнимало много времени от его собственных полотен. Только на «Афинскую школу» Рафаэля ушло 4 года. Копию эту французский писатель Стендаль назвал прекрасным комментарием, с помощью которого зрители «полностью поняли текст старого мастера». «Между тем, — писал об итальянском периоде в биографии Карла Брюллова Александр Пушкин, — в голове его уже шаталась поколебленная Помпея, кумиры падали, народ бежал по тесной улице, чудесно освещенной Волканом. »
Александр Брюллов «музейной скуки» не выдержал, уехал во Францию учиться архитектуре. затем вернулся в Россию и женился. «Я никогда не женюсь. Жена моя — художество». — написал Карл в 1830 году в поздравительном письме брату, недавно получившему заказ на строительство двух роскошных домов для графини Самойловой. Один — в имении Графская Славянка под Петербургом, другой — на Елагином острове. Собственно, с разговора о Графской Славянке в салоне Зинаиды Волконской и началось знакомство 30-летнего Карла Брюллова и, как полагают, 27-летней Юлии Самойловой.
Юлия Павловна Самойлова — биография
Удивительно, но точная дата рождения в биографии Юлии Павловны Самойловой, урожденной Пален, неизвестна. Документов не сохранилось. И вообще от земного бытия этой некогда знаменитой красавицы осталось очень немного: несколько портретов, писем, развалины ее имения и склеп на парижском кладбище Пер-Лашез. Проведя большую часть жизни за границей, Юлия Павловна почти не оставила следов в биографических мемуарах соотечественников. Сегодня больше известно о ее предках, среди которых числились Воронцовы. Потемкины, Энгельгардты, Скавронские, чем о ней самой.
Благодаря женитьбе Петра Великого на Марте Скавронской, которая стала матерью его детей и в русской истории осталась под именем Екатерины. Юлия Павловна приходилась родственницей, хоть и дальней, российским императорам. Ее называли «последней из Скавронских», потому что именно она стала единственной наследницей гигантского состояния своего деда Мартына Скавронского.
Ее мать, Мария Павловна Скавронская, первым браком была за графом Павлом Петровичем Паленом, и он официально считался отцом Юлии. Однако ярко выраженная южная красота девочки внушала сомнение в том, кто же на самом деле был ее отцом. Тем более что отчимом Марии Павловны был итальянец, граф Джулио Ренато Литта-Вискон-ти-Арезе, известный в России как Юлий Помпеевич Литта.
В свете шептались, что отчима и падчерицу связывали чрезмерно нежные отношения, результатом которых и стало рождение прелестной малышки со смоляными кудрями, бархатными глазами и личиком итальянской мадонны. И назвали ее словно бы в его честь. Еще более упрочились подозрения, когда выяснилось, что все свое немалое наследство и уникальные художественные коллекции Литта разделил на три части: между двумя своими внебрачными детьми, которых он признал, и Юлией.
Впрочем, это событие из биографии Юлии мало что добавило к скандальному ореолу семейства Пален. Особенно после того, как мать бросила дочь и графа и уехала якобы учиться пению в Париж, где встретила генерала Адама Петровича Ожаровского, влюбилась в него, потребовала развода с Паленом и второй раз вышла замуж.
Известно было, что и родная сестра матери Юлии, знаменитая красавица Екатерина Павловна Скавронская, будучи замужем за Багратионом, так отчаянно ему изменяла, что даже в Европе прославилась как «обнаженный ангел» — из-за своих вызывающе открытых платьев. Да и по линии отца родня была под стать -дед Юлии, Петр Алексеевич Пален, считался организатором убийства императора Павла I.
Юлия Пален, красавица, да еще с фантастическим приданым, долго не могла найти себе подходящего жениха. Блистала в свете, кружила головы, но замуж не торопилась. Ею восхищались: «Красива, умна, прелестна, обворожительно любезна». Александр Пушкин посвятил ей стихотворение «Красавица»:
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянъи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал.
Хоть на любовное свиданье.
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье,
-Но, встретясъ с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно.
Перед святыней красоты.
Ходил слух, будто графиня состояла в связи с большим ценителем женской красоты императором Александром I. Будто бы он и настоял, чтобы Юлия вышла замуж за сватавшегося к ней графа Николая Александровича Самойлова, флигель-адъютанта императора. Он был из родовитой семьи и собой хорош, к тому же достаточно богат, чтобы его нельзя было заподозрить в корыстном желании жениться на богатой наследнице.
Брак их был неудачен, и через несколько месяцев они решили расстаться, причем Самойлов благородно вернул приданое жены. Романтично настроенные современники видели причину этого в том, что Самойлов якобы любил другую, а к браку с красавицей Пален его вынудили. Более приземленные натуры припоминали. что молодой муж играл и кутил, да и Юлия Павловна была мужу неверна.
Они уже жили раздельно, но тут до нее дошла весть о том. что в декабре 1825 года Николай Александрович был взят под арест по подозрению в участии в заговоре декабристов. Высочайшим повелением его освободили и сняли с него все подозрения, но на самом-то деле в Северном обществе граф Самойлов состоял, хоть и не участвовал в восстании. Стоило Юлии Павловне узнать, что ее скучный великосветский муж оказался бунтарем, как она торжественно вернулась к нему и даже прожила с ним несколько месяцев, пока окончательно в нем не разочаровалась.
Впрочем, это никак не изменило ее восторженного отношения к бунтарям-декабристам, которыми она открыто восхищалась, как и их женами, отправившимися за мужьями в Сибирь, чем естественным образом вызвала недовольство Николая I. Еще более императора раздражала запредельная роскошь отстроенного Александром Брюлловым в 1931 году ее имения в Графской Славянке и устраиваемых там празднеств. Они привлекали больше светской публики, чем расположенный неподалеку Павловск. Император предложил Самойловой продать Графскую Славянку в казну. Юлия Павловна отказалась. Молва приписывала ей дерзкий ответ Николаю I: «Ваше величество, мои гости ездили не в Славянку, а лишь ради того, чтобы видеть меня, и где бы я ни появилась, ко мне ездить не перестанут».
От лица императора ей посоветовали не забывать о сдержанности в словах и чувстве меры — или же покинуть страну. Самойлова ответила знаменитой фразой, обошедшей весь вольнодумный Петербург: «Моя дерзость не превосходит той меры, какая приличествует в приватной беседе между двумя родственниками», и уехала в Италию, которая стала ее второй родиной и где она опять же окружила себя кричащей роскошью и вольнодумцами.
У Самойловой был дворец в Милане и вилла «Юлия» на озере Комо, она дружила с композиторами Россини и Доницетти, оплачивала постановки оперных спектаклей в «Ла Скала», была завсегдатаем литературного салона Зинаиды Волконской и интересовалась католицизмом, который был в моде среди просвещенных русских дворян того периода, ну а главным ее увлечением было — покровительствовать талантливым, но бедным художникам, музыкантам, актерам.
Карл Брюллов не был так уж беден, чтобы графиня Самойлова имела возможность его опекать. К тому же среди русских, живущих в Италии, он слыл оригиналом не меньшим, чем графиня. Он отказывался рисовать портреты, даже когда ему обещали две цены за картину, и при этом мог, увидев красавицу, как однажды случилось с баронессой Меллер-Закомельской, которую в тот момент рисовал прославленный художник Бруни, притулиться в сторонке и создать портрет, в восторге от которого плакали и Бруни, и баронесса. И оставить его неоконченным.
Баронесса писала, что, «понимая невозможность соблазнить его деньгами, все же распорядилась, чтобы ее банкир немедленно выплатил ему четыре тысячи, а после окончания портрета еще четыре». Но Брюллов отказался. А когда баронесса попросила его «вспомнить, что когда-то вы сию любили и работали con аmоге», Брюллов отвечал: нет amore — нет картины.
«Брюллов меня бесит, — писала о нем княгиня Долгорукая. — Я его просила прийти ко мне, я стучалась к нему в мастерскую, но он не показался. .. Вчера я думала застать его у князя Гагарина, но он не пришел. Одним словом, я отчаялась заполучить его. Это оригинал, для которого не существует доводов рассудка».
Графиня Самойлова никогда не просила его прийти. Она сама пришла к нему в его римскую мастерскую, когда Брюлов работал над «Последним днем Помпеи». До нее дошли слухи, что он давно уже ищет натурщицу для центральной фигуры композиции, и она готова выделить ему столько времени, сколько потребуется для работы.
Появление в мастерской графини Самойловой обернулось трагедией. Одна из натурщиц художника, француженка Аделаида Демулен, покончила с собой. Когда-то Аделаида работала у жившего в Италии художника Сильвестра Щедрина, затем перешла к Брюллову и страстно влюбилась в него. Она так ревновала к Самойловой, что буквально засыпала Брюллова письмами с просьбами о встрече. Тот, увлеченный Самойловой, их не читал и даже не распечатывал. А потом Аделаида утопилась в Тибре.
На ее похороны Брюллов не пошел, из-за чего почти весь «русский Рим» обвинил его в жестокосердии — кто-то пустил по рукам списки любовных писем Аделаиды к художнику. Только самые близкие друзья — художник Орест Кипренский и князь Гагарин — сочувствовали Брюллову. Карл и не ожидал, что среди тех, кому он не безразличен, окажется и графиня Самойлова. Узнав о трагедии, она тут же приехала за Брюлловым и увезла его к себе в Неаполь, пообещав Карлу, что там, ближе к Помпеям, ему будет лучше работаться над его картиной.
Он писал Самойлову снова и снова — и в эскизах к «Помпее», и просто портреты в разных ракурсах. Он не успевал их закончить -ей было жалко времени для собственных портретов, и они громоздились в зале, который графиня отвела ему для мастерской. Юлия Павловна появлялась и в образе итальянок на его жанровых картинах. По удивительному стечению обстоятельств почти все его «прекрасные итальянки», запечатленные им еще до встречи с графиней, были похожи на нее настолько, что позднее исследователи творчества Брюллова считали, что и в «Итальянском полдне», и даже в «Итальянском утре» изображена Самойлова.
Николай Гоголь, не зная о страсти Брюллова, так описывал женщин на его картинах: «Она не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами. — она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, -прекрасная как женщина».
Так оно и было. Иначе бы Юлия Самойлова не стала его музой и вдохновительницей двух главных его полотен — «Всадницы» и «Последнего дня Помпеи». «Всадницу» она ему заказала, а на многофигурном «Последнем дне Помпеи» прекрасное лицо Самойловой запечатлено несколько раз. Речисто признаваться в любви Брюллов не умел. Его признанием стали картины.
Немного сохранилось ее посланий к «Бришке драгоценному», как называла она Брюллова, но те, которые уцелели, полны нежности: «Мой дружка Бришка. Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена».
«Я поручаю себя твоей дружбе, которая для меня более чем драгоценна, и повторяю тебе, что никто в мире не восхищается тобою и не любит тебя так, как твоя верная подруга Юлия Самойлова».
Отношения Самойловой и Брюллова даже в «русской Италии», известной своими свободными нравами, вызывали удивление. Они были вроде бы вместе, и при этом на личную свободу друг друга никто из них не посягал.
Находясь в разлуке с Брюлловым, Юлия Павловна встречалась с другими мужчинами, что не вызывало ревности у художника, да и сама она без всякой ревности интересовалась его увлечениями. «Скажи мне, где живешь и кого любишь? Нану или другую? — спрашивала она в письме. — Целую тебя и верно буду писать тебе часто, ибо для меня есть счастье с тобой беседовать хотя пером».
Когда графиню как-то спросили об их взаимоотношениях, она якобы ответила: «Между мною и великим Карлом ничего не делалось по вашим правилам. Правила могли существовать для всех, но только не для меня и не для Карла». И тем не менее Самойлова однажды призналась брату Карла, Александру, что они с «Бришкой» страстно хотели соединить свои жизни, но помешали обстоятельства.
Этим обстоятельством было неожиданное, похожее на вспышку безумия увлечение Карла Брюллова юной красавицей Эмилией Тимм.
В 1836 году Брюллов, увенчанный мировой славой после создания полотна «Последний день Помпеи», вернулся в Россию. На родине художника встречали как героя. Его удостоил личной аудиенции государь Николай I. Обрушившуюся на него славу Брюллов расценивал только как возможность написать полотна, о которых всегда мечтал, — на тему российской истории. Он начал работу над картиной «Осада Пскова».
Самойлова тоже навестила родину. Приехала она, чтобы не разлучаться с любимым, или по своим личным делам — неизвестно. Если Самойлова ехала за Брюлловым — ее ожидало разочарование. Ее «Бришка» был с головой увлечен созданием набросков для «Осады Пскова», а потом и вовсе уехал в Псков — рисовать с натуры. Перестал даже отвечать на письма Самойловой. Что оставалось Юлии Павловне? Только одно — блистать в свете, демонстрируя, что ничто не может ее задеть, — даже внезапная холодность человека, связь с которым она никогда не скрывала.
Самойлова вернулась из-за границы и появилась на вокзале в Павловске с целой свитой красавцев — итальянцев и французов. .. ее сочные уста, вздернутый нос и выражение глаз как будто говорили: «Мне нет дела до мнения света!» — вспоминал биографию тех лет художник Петр Соколов. От нее ожидали невероятных поступков, но Самойлова сумела шокировать общество только своей новой привычкой курить трубку.
Зато неожиданная для всех свадьба Брюллова и последовавший за этим скандал потрясли петербуржское общество. Эмилия Тимм была дочерью рижского бургомистра, талантливой пианисткой и выдающейся красавицей, только другого типа, нежели Юлия Павловна Самойлова: белокожая и белокурая, хрупкая, юная, невинная. Карл Павлович писал ее портрет, который нынче хранится в Третьяковской галерее, и с удовольствием слушал ее прекрасное пение. Сам он признавался потом, что не собирался свататься к ней, но родители девушки проявили активность, а он малодушно пошел у них на поводу.
Ему было тридцать девять, Эмилии — девятнадцать, когда 27 января 1839 года состоялось их венчание. По настоянию отца невесты молодые поселились в его доме. Первые недели семейной жизни прошли мирно, но уже 8 марта Карл потребовал развода. Брюллов объяснил свой поступок в одном из писем так: «Я влюбился страстно. Родители невесты, в особенности отец, тотчас составили план женить меня на ней. Девушка так искусно играла роль влюбленной, что я не подозревал обмана. Родители девушки и их приятели оклеветали меня в публике, приписав причину развода совсем другому обстоятельству, стараясь выдать меня за человека, преданного пьянству.
Я так сильно чувствовал свое несчастье, свой позор, разрушение моих надежд на домашнее счастье. что боялся лишиться ума. Злобное ничтожество, стараясь унизить и почернить тех людей, которым публика приписывает талант, обыкновенно представляет их в Италии смертоубийцами, у нас в России пьяницами». При этом он умолчал об истинной причине развода: любовником Эмилии был и после свадьбы оставался ее отец, Федер Тимм.
Юлия Самойлова, спешно приехавшая из Италии, застала Брюллова в состоянии, близком к самоубийству, но сумела выходить его. Лишь для того, чтобы сообщить ему, что она выходит замуж. Художник упросил ее вновь позировать и написал для нее картину «Графиня Ю.П. Самойлова, удаляющаяся с бала» — подарок к ее свадьбе.
Избранником графини стал молодой оперный певец Джованни Пери. Самойлова переехала в Италию, продав Графскую Славянку и все свое недвижимое имущество в России. Она знала, что Пери болен чахоткой, но никак не думала, что болезнь окажется такой скоротечной. Всего через год после свадьбы Пери умер. Юлия Павловна носила траур до конца жизни, но очень любила на длинном шлейфе своего траурного платья катать по натертому паркету бального зала детей многочисленных неудачников от искусства, которые теперь уже со своими семьями жили в ее имении.
С Брюлловым она больше не встречалась, хотя тот тоже вскоре приехал в Италию — умирать. 23 июня 1852 года художник скончался в местечке Марчано неподалеку от Рима и был похоронен на кладбище Монте-Тестаччо.
Юлия Самойлова была в тот момент в Париже и не поехала проводить друга в последний путь. Отправила брату Карла, Александру Брюллову, письмо с коротким соболезнованием о смерти «дорогого и оплакиваемого Бришки, которого я так любила и которым я восхищаюсь как одним из величайших когда-либо существовавших гениев». О том, что она продолжала его любить, знакомые судили по тому, что, даже потеряв все свое состояние и распродав все коллекции, Юлия Павловна не пожелала расстаться только с работами Брюллова.
Друзья Самойловой утверждали, что Брюллов и графиня переписывались вплоть до последних дней жизни художника. Однако письма эти не сохранились.
Графиня Самойлова — тверская барыня и блистательная аристократка
Здравствуйте, уважаемые друзья!
Современники называли живописца Брюллова Великий Карл. Огромная слава свалилась на него после его трагического произведения «Последний день Помпеи». Тогда его успех приветствовали Гоголь, Пушкин, Вальтер Скотт, Баратинский и другие современники.
Но многие считали его направление творчества уже отжившим, устаревшим. Полагали, что его произведения совершенно не отвечали духу народа, той среды, из которой вышел художник.
Но рассказ не только о Великом Карле, а о роскошной красавице Юлии Павловне Самойловой. Эта блистательная аристократка была помещицей в Корчевском уезде. В 1847 году обитатели села откупились от крепостнической зависимости помещицы и были отпущены на волю с землей.
Не многие знают, что эта взбалмошная графиня влияла на благосостояния своего села. Приходила в крестьянские избы, помогала финансами способным, одаренным ученикам, раздавала пособия малоимущим.
В столичном салоне графиня Самойлова познакомилась художником Карлом Брюлловым. Красота этой женщины потрясла великого мастера настолько, что на протяжении всей его жизни она стала его любовью, его музой.
Родословное древо этой очаровательницы, довольно-таки, сложное и запутанное. Среди ее родственников были Скавронские, Воронцовы, Потемкины и другие. Помещица Юлия Павловна носила имя «последней из Скавронских», и владела землями на территории уезда, кроме этого графиня наследовала большущее богатство своего предка Мартына Скавронского.
Мария Скавронская — мать Юлии доводилась родной сестрой Екатерины Скавронской, той самой, которая вышла замуж за героя 1812 года Петра Багратиона. Мария Павловна вышла замуж за графа Павла Палена и он считался отцом Юлии. Но яркая, южная внешность девушки внушала сомнение в отцовстве графа, тем более, что отчимом Марии был итальянец, граф, небезызвестный в нашей стране Юлий Помпеевич Литта.
Когда девочке исполнилось 5 лет ее мать отправилась в Париж учится пению. Там встретила генерала Ожеровского, влюбилась в него. Затем затребовала развода с мужем и снова вышла замуж. Юлия Пален богатейшая красавица не могла долго обрести жениха. Замуж она все же вышла. Избранником ее стал граф Николай Самойлов. Он был хорош собой, флигель-адъютант государя, достаточно богат, так что можно считать, что женился он по любви, а не на деньгах богатой графини.
К сожалению брак этот распался и не только по вине мужа, который играл и кутил, сама Юлия Павловна была неверна мужу и через несколько месяцев они расстались.
Начав новую жизнь Юлия Павловна заказала брату живописца архитектору Александру Брюллову строительство двух роскошных особняков. В пригороде Петербурга, в ее доме, часто собирались литераторы-вольнодумцы. Сама Юлия открыто сочувствовала декабристам, восхищалась их женами, которые пошли в ссылку вслед за мужьями.
Это открытое сочувствие вызывало недовольство императора Николая 1. Государь очень боялся повторения мятежа 1825 года и всячески сурово пресекал вольнодумства, от кого бы оно не исходило. Графине Самойловой советовали вести себя сдержанней в своих суждениях, вести себя скромней — или же уехать из страны.
Самойлова покинула Россию, уехала в Италию, где нашла очередную любовь с композитором Джованни Паччини. Любовники скоро расстались, а Юлия взяла к себе его дочерей.
Муза и любовь Брюллова
Брюллов рисовал и рисовал Самойлову вновь и вновь — его знаменитая, обнаженная «Вирсавия» — это она, его муза и любовь. На его прекрасной картине «Последний день Помпеи» мастер кисти увековечил ее несколько раз.
Но чрезмерная влюбленность Великого Карла стала тяготить Юлию Павловну и она решительно порвала с художником, чем нанесла тому душевные страдания. Но страдание бывшего любовника ее мало интересовали, она влюбилась, страстно, по-настоящему. Оперный певец Пери был красавец, но уже не имел возможности петь в опере. Спустя год после женитьбы Пери заболел чахоткой и умер
Невыносимый, трудный характер красавицы не способствовал и третьему браку графини. Дипломат де Морнэ оставил взбалмошную красавицу одну. Говорили, что главной причиной развода стало ее богатство, вернее, отсутствии такого. К тому времени от сказочного богатства мало что осталось.
Умерла графиня Самойлова практически в бедности. Была похоронена в фамильном усыпальнице своего третьего мужа на известном кладбище Пер-Лашез.
Читайте, комментируйте, делитесь статьей с друзьями.
Карл Брюллов. Любовь счастливая и несчастная
Автопортрет Карла Брюллова
Женщина-муза, женщина-любовь, женщина-друг, и женщина, которая окончательно разбила сердце художника. Разбила так, что он умер. И это всё о ней – о графине Юлии Павловне Самойловой.
Прежде чем рассказать о том, как встретились, как влюбились и как расстались, я расскажу о том, как жила эта незаурядная женщина до того, как встретила Карла Брюллова.
Графиня Юлия Павловна Самойлова
Графиня Ю.П. Самойлова. Фрагмент картины
Современники отмечали, что графиня Самойлова была дамой блестящей и дерзкой, прекрасно разбиралась в литературе и музыке, была образована и свободолюбива. Жила она не умом, а страстным сердцем своим. А сердце это было очень беспокойным.
Завистливые языки намекали, что вся её независимость и дерзость — от несметных богатств, которые оставили ей предки как по материнской линии, так и по линии отца. Действительно, урожденная графиня фон дер Пален была сказочно богата. Наследница аристократов российских и итальянских: Скавронские ( Екатерина Первая – жена Великого Петра), Палены, Литта и Висконти (это те самые, которые были родственниками Франческо Сфорца, покровителя Леонардо ла Винчи).
А ещё говорили, что граф Литта, обер-камергер и обер-церемониймейстер императорского двора, оставил своё несметное состояние Юлии потому, что она была не внучкой его, а дочерью. Когда девочке было пять лет, мать её уехала в Париж – изучать искусство, и оставила девочку на попечении графа.
Маленькая графиня росла дерзкой и своевольной, отличалась феноменальной непокорностью. Но, если уж она кого любила, то превращалась с этим человеком в маленького ангела. Гувернантки и няни просто обожали маленькую и грациозную, похожую на красивого котенка, девочку.
Юленька обожала бродить по бесконечным залам графского дворца. Своими хрупкими пальчиками она прикасалась к бесценным произведениям искусства. И очень рано начала понимать, что такое настоящее искусство. А если чего-то не понимала, то шла в огромную библиотеку. И великие умы, с книжных страниц, говорили с ней о жизни, и о искусстве.
Так и сформировалась будущая графиня Самойлова, женщина независимая, образованная, со своим взглядом на жизнь и со своим личным мнением.
Она никогда не следовала за модой. Зачем? Она сама была модой и примером для подражания. Красавица с гордой осанкой, умная и непринужденная. Как она покоряла мужские сердца?! И как увлекалась сама!
Когда ей исполнилось 25 лет (это случилось в 1825 году), она вдруг вышла замуж. Её избранник – человек совсем не заурядный. Он богат, известен, красив и молод, остроумен и весел, друг Пушкина и завсегдатай светских раутов – адъютант Императора полковник Самойлов Николай Александрович.
Но, счастье молодых было совсем не долгим. Николай слыл заядлым дуэлянтом и картежником, любил вино и шумные компании. А свою супругу Юлию он никогда не любил. Этот брак устроила мать Николая, которая просто мечтала женить сына на такой невесте, как молодая графиня Пален. Полковник Самойлов любил совсем другую женщину. Любил страстно и нежно.
Развод был быстрым и тихим. В 1827 году «красавец Апкивиад» (так звали Самойлова в обществе) отвез графиню к её отцу и вернул приданное (точнее то, что от него осталось) бывшей супруги. Они перестали быть супругами, но остались друзьями. Общество не понимало таких отношений: свет жил слухами и слухи порождал. Их мирили и ссорили, снова женили и разводили. А они были просто друзьями. В конце концов, граф Самойлов отбыл в действующую армию. Сослуживцы, потом, говорили о его холодной храбрости и презрению к смерти.
А графиня Самойлова? Она свободна и её дерзость просто не имеет границ. Свет Петербурга стремится не в Царское село, а в Графскую Славянку – летнее имение молодой графини Самойловой. Государь Император взбешен. Он не может заполучить к себе гостей – они предпочитают бывать у графини. И Император просит продать ему популярное имение. Просит так, что даже своенравная Самойлова не смеет отказать.
Но, напоследок, она обращается к императорскому сановнику:
- Передайте императору, что ездили не в Графскую Славянку, а к графине Самойловой, к ней и будут продолжать ездить, где б она не была!
Дерзкая графиня не только сказала, но и сделала… Прошло совсем немного времени и свет Петербурга стал собираться не в Графской Славянке, а в прекрасном дворце на Елагином Острове. Нужно ли говорить о том, что хозяйкой дворца была великолепная Самойлова.
Она была звездой светского общества не только в России, но и в Италии. В её итальянском дворце собирались аристократы и дипломаты, поэты и композиторы, художники и писатели. Россини, Верди, Беллини и Пачини. Они завсегдатаи у оригинальной графини Самойловой.
Вина и деньги текут рекой, бушуют страсти и случаются маленькие любовные трагедии. Романам нет конца и счета. Но, она несет мужчинам лишь страдания и страдает сама. Она живет ярко и страстно, но нет в её жизни счастья.
Брюллов и Самойлова. Первая встреча
Шел 1828 год. Неаполь со страхом смотрел на проснувшийся Везувий… Год был трудным для Карла Брюллова. В него страстно влюбилась Аделаида Демулен. Она любила, а он был холоден. Она ревновала и от глупой ревности бросилась в Тибр. Свет обвинил Брюллова в жестоком равнодушии. Он оправдывался, а ему никто не верил.
Брюллов был приглашен на ужин к князю Гагарину. И когда ужин подходил к концу вдруг распахнулись двери залы и на пороге возникла она… Гордая, статная красавица, мечта и само воплощение красоты. Зал охнул, а князь предупредил Брюллова:
Бойтесь ее, Карл! Эта женщина не похожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живет. Не имея своих детей, она объявляет чужих своими. Но я согласен, и согласитесь вы, что от нее можно сойти с ума…
Они перемолвились буквально парой слов. А потом князь Гагарин, пытаясь защитить Брюллова от сплетен и угрызений совести, увез художника в своё имение с красивым названием Гротта-Феррата. Карл писал картины и много читал. Жизнь потекла тихо и безмятежно. Но, однажды вечером, эта сельская тишина просто взорвалась – на пороге дома появилась Юлия Павловна.
Едем! — решительно объявила она. — Может, грохотание Везувия, готового похоронить этот несносный мир, избавит вас от меланхолии и угрызений совести… Едем в Неаполь!
Потом, много лет спустя она вспоминала, что «это» произошло в самый первый миг их встречи. Ещё ничего не случилось, но она уже знала, что «приворожена» к нему на веки.
Он бедный художник, а она – светская львица, которая не знает счета своим сокровищам, владелица прекрасных дворцов в Италии и России, покровительница искусств, аристократка самой высшей пробы.
Она умна и властна, но она его любит.
- Так и быть, я согласна быть униженной вами.
- Вы? — удивился Брюллов.
- Конечно! Если я считаю себя ровней императору, то почему бы вам, мой милый Бришка (так она его называла), не сделать из меня свою рабыню, навеки покоренную вашим талантом? Ведь талант — это тоже титул, возвышающий художника не только над аристократией, но даже над властью коронованных деспотов…
Он писал с неё портреты. И всегда говорил, что эти портреты не закончены. Юлия Павловна не любила позировать – она всегда спешила. Ну, не могла она долго усидеть на месте. Порывистая, страстная, веселая, полная жизни. Она любила его самого и любила его работы. А позировать не любила.
Портреты Самойловой, написанные Брюлловым, восхищали публику. Карла начали сравнивать с великими художниками: Ван Дейком и Рубенсом. А потом случилось неизбежное – грянул «Последний день Помпеи». Картина поразила восхищенную публику и прославила художника. Сразу и навечно!
Последний день Помпеи
Заказы посыпались на него, как из рога изобилия, аристократы считали для себя честью заполучить в гости «великого Брюллова», любая его работа стала бесценной. Его просто донимали заказами и любовными признаниями.
Княгиня Долгорукая писала, что Карл Брюллов её просто бесит… Она умоляет его о свидании, пытает прокрасться к нему в мастерскую, стучится в его двери, пытается застать его у князя Гагарина. А он… ускользает. Жестокий и безрассудный.
На него обижается маркиза Висконти – дама не просто знатная, но и очень влиятельная. Она созывает гостей, и она ждет Брюллова. Он приходит. Но, остается в прихожей её дворца – его поражает красота дочери швейцара. Карл полюбовался красотой девушки и… ушел. Маркиза в бешенстве.
Его желанная женщина – это Самойлова. Её он готов рисовать всегда и всюду. В знаменитой картине «Последний день Помпеи» его любимая изображена трижды (или даже четыре раза?).
Последний день Помпеи, фрагмент
Последний день Помпеи, фрагмент
Последний день Помпеи, фрагмент
После того, как графиня увезла Карла в Неаполь, они долгое время не расставались. Их захватило большое и страстное чувство.
- Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена. Люблю тебя, обожаю, я тебе предана, и рекомендую себя твоей дружбе. Она для меня – самая драгоценная вещь на свете.
Она страстно хотела соединить свою судьбу с судьбой Карла Брюллова. И он её любил. Что же им помешало? Она была его единственной настоящей любовью. Любовью на всю жизнь. Но, странной любовью.
Свет постоянно судачил о романах ветреной Самойловой. Но, и Карл не был ей верен. Они были вместе, но как-то так всё устроилось, что их любовь допускала любовные шалости на стороне. Они как будто испытывали свои чувства на прочность.
Поверяли друг другу свои тайны (в том числе и тайны любовных интрижек), избегали «пошлой ревности», и берегли личную свободу. Возможно, много лет спустя, каждый из них и понял, что любовь – это больше, чем личная безграничная свобода. И не уживаются под одной крышей любовь и ветреность.
Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком
Она «итальянское солнце» (так называл Юлию художник) – яркая, ослепляющая, заливающая всё вокруг светом и страстью, энергичная и беспокойная. И он – спокойный и даже меланхоличный. Её страсти и чувства кипят, и испепеляют всё и всех вокруг. У него – всё внутри. И горит его душа. Он безмерно устал.
Однажды, будучи в доме художника Зауэрвейда он встретил, совершенно случайно, дочь рижского бургомистра Эмилию Тим. Она такая юная и нежная, как первый весенний цветок, скромная и тихая. И как она не похожа на вечно переменчивую, неспокойную и страстную Юлию. Может быть, именно она сможет излечить его душу от этой роковой страсти к Юлии?
Эмилия играла ему на рояле и пела. А он мечтал о тихой и покойной семейной жизни. Юное создание бурно краснело от нескромных шуток и воплощало саму невинность.
Фрагмент работы, как заявлено искусствоведами, Карла Брюллова «Портрет молодой женщины у фортепиано» (Эмилия Тимм). Работа из частной коллекции экспонировалась в 2013 году Русском музее на выставке работ художника.
Он написал её портрет, и он почти поверил в счастье. Свадьба состоялась в 1839 году. Впоследствии Тарас Шевченко (он был на той свадьбе) вспоминал, что Брюллов был мрачен и несчастен, стоял, низко наклонив голову, и не глядел на свою невесту. Казалось, что Карл раскаивается и сильно страдает.
А через полтора месяца по Петербургу поползли зловещие слухи. Говорили о том, что взбесившийся Карл вырвал из ушей молодой жены серьги, вместе с мочками, и выгнал босую жену на улицу. А ещё, поругался с отцом невесты и ударил его бутылкой по голове.
Брюллов отказывался комментировать очевидный факт (Эмилия действительно ушла). Но, и сам Брюллов покинул свой дом. Он спрятался от ужасного позора в доме скульптора Клодта.
Бывшая жена и её отец требовали от художника денег, слухи множились так, что Император потребовал у Брюллова объяснений. Карл был приглашен к графу Беккендорфу для разъяснения причин развода. И тут выяснилось, что его невинная и нежная Эмилия была любовницей… своего отца. Более того, эта связь продолжилась и после её замужества. И она ещё требовала от художника пожизненного содержания.
Великий художник – он был опозорен и уничтожен.
К великому счастью Брюллова в это время в Петербурге скончался граф Литта, и в северной столице появилась Юлия Павловна. Узнав о постигшей Брюллова беде, поспешила в дом своего Карла. Она не пришла. Она ворвалась, как безумная комета: прогнала кухарку, надавала хлестких пощечин пьяному лакею, выпроводила из приемной всех гостей, которые ожидали дармовой выпивки и новых слухов.
Она, в который раз, перевернула вверх ногами его дом и его жизнь.
Брюллов снова пишет. И пишет её портреты. Именно в тот период появилась эта картина.
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)
В его работах всё больше холода и одиночества. Он велик, он знаменит и он несчастен. Он любит только её. А ей не хватает страсти и огня. Юлия обвиняет в этом холодную Россию и они уезжают в Италию. В Италии Карл много работает и… тоскует о Петербурге. Ему кажется, что Юлия его больше не любит.
Это случилось в 1845 году. Юлия, вдруг, решила выйти замуж и прекратить отношения с Брюлловым. Будучи в опере она пригласила тенора Перри к себе в карету и объявила ему, что решила стать его женой. Глупый Перри польстился на несметные богатства графини и согласился. Он мечтал пережить Самойлову и завладеть её состоянием. Но, юный и полный сил, Перри не выдержал её страсти и бешеного ритма жизни. Очень скоро Самойлова стала вдовой.
Но, вернемся в 1845. Юлия Павловна решила выйти замуж и объявила об этом Брюллову. Она уходит и она уже давно не любит Карла. Брюллов не возражал. Просто сказал: «Ты уходишь из моей жизни». А потом добавил: «Значит и мне пора уходить». Но, этого она уже не слышала. Из её глаз потекли слезы, и она не хотела, чтобы он видел её плачущей, и сломленной. Ведь она была его итальянским Солнцем. Он смотрел ей в след, а у неё не было сил обернуться.
Потом она уехала в Италию. Он пытался отыскать её следы, но тщетно. Есть сведения, что они встретились в канун его смерти. Но, разговор у них не получился. Что он мог ей сказать, если он уходил из этого мира, а ей суждено было остаться.
Вскоре Карл Брюллов умер.
А она уехала в Париж. И продолжила расточать свои богатства и здоровье. Вышла замуж за французского графа. И развелась с ним на следующий день после свадьбы.
Богатства её иссякли. Не стало и здоровья. Пришло глубокое одиночество.
Долгое время она хранила портреты «любимого Бришки». Это всё, что у неё осталось от той великой и странной любви.
http://v1serdyuk.ru/istoriya/grafinya-samoylova-tverskaya-baryinya-i-blistatelnaya-aristokratka
http://svistanet.com/biographii/karl-bryullov-lyubov-schastlivaya-i-neschastnaya.html