Гоголь Николай Васильевич Фото биография

Николай Гоголь

Биография

Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века.

Детство и юность

И по сей день неизвестно, когда родился Николай Васильевич. Некоторые хронисты полагают, что Гоголь появился на свет 20 марта, другие же уверены, что истинная дата рождения писателя – 1 апреля 1809 года.

Портрет Николая Гоголя

Детство мастера фантасмагории прошло на Украине, в живописном селе Сорочинцы Полтавской губернии. Вырос он в большой семье — помимо него в доме воспитывалось еще 5 мальчиков и 6 девочек (некоторые из них умерли в младенческом возрасте).

Великий писатель имеет интересную родословную, восходящую к казацкой дворянской династии Гоголь-Яновских. Согласно семейному сказанию, дедушка драматурга Афанасий Демьянович Яновский прибавил к своей фамилии вторую часть, чтобы доказать кровные узы с казацким гетманом Остапом Гоголем, жившим в 17 веке.

Василий Афанасьевич, отец Николая Гоголя

Отец писателя, Василий Афанасьевич, работал в Малороссийской губернии по почтовому ведомству, откуда вышел в отставку в 1805 году в чине коллежского асессора. Позже Гоголь-Яновский удалился в имение Васильевку (Яновщина) и начал заниматься хозяйством. Василий Афанасьевич слыл поэтом, писателем и драматургом: он владел домашним театром своего приятеля Трощинского, а также выступал на подмостках в качестве актера.

Для постановок он написал комедийные пьесы, основанные на украинских народных балладах и сказаниях. Но до современных читателей дошло лишь одно произведение Гоголя-старшего – «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Именно от отца Николай Васильевич перенял любовь к литературному искусству и творческий талант: известно, что Гоголь-младший еще с детства принялся за сочинение стихов. Василий Афанасьевич умер, когда Николаю было 15 лет.

Мария Ивановна, мать Николая Гоголя

Мать писателя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, по рассказам современников, была хороша собой и считалась первой красавицей на деревне. Все, кто ее знал, говаривали, что она была религиозным человеком и занималась духовным воспитанием детей. Однако учения Гоголь-Яновской сводились не к христианским обрядам и молебнам, а к пророчествам о страшном суде.

Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет. Николай Васильевич был близок с матерью и даже спрашивал советы по поводу своих рукописей. Некоторые литераторы полагают, что благодаря Марии Ивановне творчество Гоголя наделено фантастикой и мистицизмом.

Дом детства Николая Гоголя

Детство и юность Николая Васильевича прошли в окружении крестьянского и панского быта и были наделены теми мещанскими особенностями, которые драматург скрупулезно описывал в своих произведениях.

Когда Николаю было десять лет, его отправили в Полтаву, где он познавал науки в училище, а затем обучался грамоте у местного учителя Гавриила Сорочинского. После классической подготовки 16-летний юноша стал учеником в Гимназии высших наук в городе Нежине Черниговской области. Помимо того, что будущий классик литературы был слаб здоровьем, он еще и не был силен в учебе, хотя и обладал исключительной памятью. С точными науками у Николая отношения не заладились, но он преуспевал в русской словесности и литературе.

Николай Гоголь

Некоторые биографы утверждают, что в столь неполноценном образовании виновата сама гимназия, нежели юный писатель. Дело в том, что в те годы в Нежинской гимназии работали слабые преподаватели, которые не могли организовать ученикам достойное обучение. Например, знания на уроках нравственного воспитания преподносились не через учения именитых философов, а с помощью телесных наказаний розгой, учитель литературы не шагал в ногу со временем, предпочитая Пушкину классиков 18 века.

Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству и ревностно участвовал театральных постановках и импровизированных сценках. Среди товарищей Николай Васильевич слыл комиком и задорным человеком. Писатель общался с Николаем Прокоповичем, Александром Данилевским, Нестором Кукольником и другими.

Литература

Гоголь начал интересоваться писательским поприщем еще в студенческие годы. Он восхищался А.С. Пушкиным, хотя его первые творения были далеки от стиля великого поэта, а больше походили на произведения Бестужева-Марлинского.

Пушкин у Гоголя. Картина академика М.П. Клодта

Он сочинял элегии, фельетоны, стихотворения, пробовал себя в прозе и других литературных жанрах. Во время учебы им была написана сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которая не дошла до наших дней. Примечательно, что тягу к творчеству молодой человек первоначально расценивал скорее как хобби, а не дело всей жизни.

Писательство было для Гоголя «лучиком света в темном царстве» и помогало отвлечься от душевных терзаний. Тогда планы Николая Васильевича не были ясны, но он желал служить Родине и быть полезным для народа, считая, что его ожидает великое будущее.

Книги Николая Гоголя

Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу – Петербург. В холодном и мрачном городе Николая Васильевича ждало разочарование. Он пробовал стать чиновником, а также пытался поступить на службу в театр, но все его попытки потерпели поражение. Только в литературе он смог найти возможности для заработка и самовыражения.

Но и в писательстве Николая Васильевича ждала неудача, так как журналами были изданы всего лишь два произведения Гоголя — стихотворение «Италия» и романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. Алов. «Идиллия в картинах» получила ряд отрицательных и саркастических отзывов критиков. После творческого поражения Гоголь скупил все издания поэмы и сжег их у себя в номере. Николай Васильевич не отказался от литературы даже после громкого провала, неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» дала ему возможность изменить жанр.

Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

В 1830 году в именитом журнале «Отечественные записки» была опубликована мистическая повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях «Литературная газета» и «Северные цветы».

После творческого успеха Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и Жуковским. Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта.

Николай Гоголь, Александр Пушкин и Василий Жуковский

Поговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплеку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» (1842) и комедии «Ревизор» (1836). Однако П.В. Анненков считает, что Пушкин «не совсем охотно уступил ему своё достояние».

Увлеченный историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке.

Кадр из фильма «Вий», 2014 год

В 1835 году выходит повесть Гоголя «Вий» (включенная в «Миргород») о с демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу.

В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя «Вий». Главные роли исполнили Леонид Куравлев и Наталья Варлей.

Леонид Куравлев и Наталья Варлей в фильме «Вий», 1967 год

В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения.

Личная жизнь

Говоря о личности автора «Ревизора», стоит отметить, что от Василия Афанасьевича, помимо тяги к литературе, он также унаследовал роковую судьбу – психологическую болезнь и страх ранней смерти, которые стали проявляться у драматурга еще с юношества. Об этом писали публицист В.Г. Короленко и доктор Баженов, основываясь на автобиографических материалах Гоголя и эпистолярном наследии.

Николай Гоголь был стеснительным человеком

Если во времена Советского Союза о душевных расстройствах Николая Васильевича было принято умалчивать, то нынешнему эрудированному читателю весьма интересны такие подробности. Считается, что Гоголь с детства страдал маниакально-депрессивным психозом (биполярное аффективное расстройство личности): веселое и задорное настроение юного писателя сменялось резкой депрессией, ипохондрией и отчаянием.

Это тревожило его ум до самой смерти. Также он признавался в письмах, что нередко слышал «мрачные» голоса, зовущие его вдаль. Из-за жизни в вечном страхе Гоголь стал религиозным человеком и вел больше затворнический образ жизни аскета. Женщин он любил, но только на расстоянии: нередко он говаривал Марии Ивановне, что уезжает заграницу к некой даме.

Николай Гоголь состоял в переписке с разными девушками

Он вел переписку с прелестными девушками разных сословий (с Марией Балабиной, графиней Анной Виельгорской и другими), ухаживая за ними романтично и робко. Писатель не любил афишировать личную жизнь, особенно амурные дела. Известно, что у Николая Васильевича детей нет. Из-за того, что литератор не был женат, существует теория о его гомосексуализме. Другие считают, что у него никогда не было отношений, выходящих за рамки платонических.

Смерть

Ранняя смерть Николая Васильевича на 42-м году жизни до сих пор будоражит умы ученых, историков и биографов. О Гоголе сочиняют мистические легенды, а об истинной причине кончины визионера спорят и по сей день.

Памятник Николаю Гоголю в Полтаве

В последние годы жизни Николаем Васильевичем овладел творческий кризис. Он был связан с ранним уходом из жизни жены Хомякова и осуждением его рассказов протоиереем Матфеем Константиновским, который выступал с резкой критикой гоголевских произведений и к тому же считал, что писатель недостаточно благочестив. Мрачные мысли овладели разумом драматурга, с 5 февраля он отказался от пищи. 10 февраля Николай Васильевич «под влиянием злого духа» сжег рукописи, а 18 числа, продолжая соблюдать Великий Пост, слег в постель с резким ухудшением здоровья.

Николай Гоголь на смертном одре

Мастер пера отказывался от медицинской помощи, ожидая смерти. Врачи, выявившие у него воспалительные заболевания кишечника, вероятный тиф и несварение желудка, в итоге поставили писателю диагноз «менингит» и назначили принудительное, опасное для его здоровья кровопускание, которое только ухудшило душевное и физическое состояние Николая Васильевича. Утром 21 февраля 1852 года Гоголь умер в особняке графа Толстого в Москве.

Память

Произведения писателя обязательны для изучения в школах и высших учебных заведениях. В память о Николае Васильевиче в СССР и других странах были выпущены почтовые марки. Именем Гоголя названы улицы, драматический театр, педагогический институт и даже кратер на планете Меркурий.

По творениям мастера гиперболы и гротеска до сих пор создаются театральные постановки и снимаются произведения кинематографического искусства. Так, в 2017 году российского зрителя ожидает премьера готического детективного сериала «Гоголь. Начало» с Александром Петровым и Олегом Меньшиковым в главных ролях.

Интересные факты

В биографии загадочного драматурга есть интересные факты, все их невозможно описать даже в целой книге.

  • По слухам, Гоголь боялся грозы, так как природное явление действовало на его психику.
  • Писатель жил бедно, ходил в старой одежде. Единственный дорогой предмет в его гардеробе – золотые часы, подаренные Жуковским в память о Пушкине.
  • Мать Николая Васильевича слыла странной женщиной. Она была суеверной, верила в сверхъестественное и постоянно рассказывала удивительные истории, приукрашенные выдумками.
  • По слухам, последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать».

Памятник Николаю Гоголю и его птице-тройке в Одессе

  • Творчество Гоголя вдохновляло Михаила Булгакова.
  • Николай Васильевич обожал сладости, поэтому в его кармане постоянно лежали конфетки и кусочки сахара. Также русский прозаик любил катать хлебные мякиши в руках – это помогало сконцентрироваться на мысли.
  • Писатель болезненно относился к внешности, главным образом его раздражал собственный нос.
  • Гоголь боялся, что будет похоронен, находясь в летаргическом сне. Литературный гений просил, чтобы в будущем его тело предали земле только после появления трупных пятен. По легенде, Гоголь проснулся в гробу. Когда тело литератора перезахоронили, удивленные присутствующие увидели, что голова покойника была повернута набок.

Николай Васильевич Гоголь

Фото Все

Видео Все

Три тайны Гоголя | Телеканал «История»

Николай Гоголь. Великие имена России (1982)

НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ: О ЧЕМ НЕ РАССКАЗЫВАЮТ В ШКОЛЕ!

Николай Гоголь — биография

Николай Гоголь – известный писатель, драматург, критик, публицист, один из выдающихся классиков русской литературы, оказавший большое влияние не только на русскую, но и на мировую литературу.

Он прожил такую обширную и многогранную жизнь, что ученым-историкам до сих пор хватает работы по исследованию его биографии и эпистолярных материалов. Творчество Николая Гоголя знают во всем мире, по его произведениям сняты картины и поставлены спектакли. Интерес к его личности не утрачен на протяжении двух веков не только благодаря его литературной деятельности, но еще и по той причине, что Гоголь – самая мистическая фигура в русской литературе XIX века.

Детство

Родился Николай Гоголь (фамилия при рождении Гоголь-Яновский) 20 марта (1 апреля) 1809 года в небольшой деревеньке Сорочинцы Полтавской губернии. В то время это была территория Российской империи. Он выходец из древнего рода Гоголей-Яновских. Семейное предание гласит, что он потомок Остапа Гоголя, гетмана Правобережного войска Запорожского Речи Посполитой. Его дед – Афанасий Гоголь-Яновский, указывал свою принадлежность к польской нации, хотя многие биографы сходятся во мнении, что Гоголи все же были малороссами.

Детский портрет Гоголя

Отец будущего писателя – Василий Гоголь-Яновский, коллежский асессор, служащий почты. Вышел в отставку в 1805-м, женился и принялся вести домашнее хозяйство. Среди его друзей появился экс-министр Дмитрий Трощинский, живший в соседней деревне. Вдвоем они организовали домашний театр. Основываясь на народных сказках, Василий Гоголь-Яновский писал комедии на украинском языке, которые ставили на сцене этого театра. Его жена, Мария Косяровская, вышла замуж в четырнадцать лет, рожала детей и занималась домом. Она никогда не участвовала ни в каких собраниях и балах, женщина наслаждалась тихим семейным счастьем, находя его в заботах о муже и детях. Мария скучала во время разлук с супругом, поэтому они старались как можно больше времени проводить вместе. Василий брал жену с собой, когда объезжал хозяйство на маленьких дрожках.

Николай родился третьим, но первые двое младенцев умерли еще при рождении. Мальчик получил свое имя в честь святого Николая, ведь именно ему мать молилась перед самыми родами. Потом она родит еще восемь детей, но выжить удастся только девочкам – Марии, Анне, Елизавете и Ольге. Николай любил проводить с сестрами почти все свое время, он даже увлекся чисто девчоночьим занятием – рукоделием. Он осилил крой, шил платья и занавески, умел вышивать и вязать на спицах шарфы. Спустя годы Ольга напишет в своих воспоминаниях, что Николай просил шерсть у бабушки, чтобы выткать поясок. Сочинительство увлекло мальчика с ранних лет. Вместе с отцом он часто выезжал в поля, и по дороге тот просил сына подобрать рифмы словам «солнце», «степь», «небеса». В пятилетнем возрасте Николай уже записывал свои сочинения самостоятельно. На становление мировоззрения Гоголя большую роль оказала суеверность матери. Каждый вечер она рассказывала детишкам истории, главными героями которых были домовые, лешие, и прочая нечисть.

Дом, в котором жил юный Николай Гоголь

Гоголь вспоминал, как в сумерках он прижимался в уголке дивана, и слушал, как отбивает время маятник на старинных стенных часах. И только мяуканье кошки нарушало этот монотонный бой. Он описывал ее походку, медлительное потягивание, стук мягких лап о половицы и искристые зеленые глаза. Мальчик испытывал сильный страх под ее недобрым взглядом. Он поймал ее, схватил и бросился в сад. Швырнул в пруд, и не давал животному выплыть, отталкивал шестом от берега.

В возрасте десяти лет Николай оказался в Полтаве. Родители отправили отпрыска на обучение к преподавателю местной гимназии. Он жил в доме преподавателя, учил арифметику, историю, работал с картами. Таким образом учитель готовил будущего писателя к поступлению в пансион.

Гимназия – первая поэма и школьный театр

В 1821-м Гоголь стал учеником Нежинской гимназии высших наук. Прилежность была не его характерной особенностью, он невнимательно слушал уроки, прилагал усилия исключительно накануне экзаменов. По воспоминаниям учителя латыни Ивана Кулжинского, Гоголь даже после трех лет обучения латыни ничему не научился. На лекциях он часто отвлекался на чтение книги, которую неизменно держал под скамьей. Больше всего Николай увлекался рисованием и русской словесностью, ему нравилось творчество Александра Пушкина. После того, как в 1825-м опубликовали первые главы поэмы «Евгений Онегин», Николай Гоголь перечитывал их так часто и с удовольствием, что вскоре мог рассказать наизусть. Он и сам занимался сочинительством. В это время из-под его пера вышла поэма «Разбойники» и повесть под названием «Братья Твердиславичи», которые и положили начало его творческой биографии. Эти произведения Гоголь опубликовал в своем журнале «Звезда», издававшемся в рукописном виде.

По мнению драматурга Николая Сушкова, который учился вместе с Гоголем в гимназии, никто не верил, что из Николая получится писатель, потому, что во время учебы в лицее, он был самым нерадивым и ленивым среди всех слушателей. Но он мог увлечь своими рассказами так, что в классе начинался сумасшедший хохот, даже несмотря на присутствие директора или учителя.

Именно стараниями Гоголя в гимназии появился театр. Он сам занимался подбором пьес, выполнял декорации и находил подходящих «артистов». Актеры – обычные ученики гимназии, тащили из дома все, что могло пригодиться в «театральном гардеробе». Среди самых популярных постановок был «Недоросль» Фонвизина. Николаю Гоголю доставалась роль госпожи Простаковой. Один из его сокурсников – Тимофей Пащенко, позже вспоминал, что Гоголю пророчили актерское будущее, так как он действительно обладал недюжинным талантом и имел все те качества, которые нужны настоящему артисту.

В 1825-м не стало отца Николая, и он очень тяжело переживал утрату родного человека. Мать говорила, что не могла сама сообщить детям о случившемся, и просила директора гимназии подготовить к такому известию Николая. Молодой человек получил такой удар, что чуть не выбросился из окна на верхнем этаже. После того, как умер отец, семью настигли материальные трудности. Мама совершенно ничего не смыслила в хозяйстве. Николай предложил ей продать лес, принадлежащий ему по завещанию. Спустя некоторое время Гоголь отказался от своего наследства, и оно перешло к сестрам.

В 1827-м Николай стал автором поэмы под названием «Ганц Кюхельгартен». Главный герой – юноша, который отказался от любви ради того, чтобы побывать в Греции. В следующем году Гоголь получил документ об окончании Нежинской гимназии и принял решение о переезде в Петербург. В письме своему дяде по материнской линии Петру Косяровскому молодой человек объясняет причину своего нежелания возвращаться в родной дом. Он говорит, что не может видеть, как живут его родные, как мать считает каждую копейку. Но он заверял, что со своей стороны сделал все, что было в его силах, и что денег с собой берет минимум, лишь бы только хватило на проезд и на первое время в Петербурге.

Могут быть знакомы

Петербург

В декабре 1828-го Гоголь прибыл в Петербург в надежде найти себе какую-нибудь службу. В своих воспоминаниях он писал, что город был совершенно не таким, как он видел в своих мечтах, не такой великолепный и красивый, как он думал ранее. И что жизнь в этом городе оказалась несравненно дороже, чем он мог себе представить. По этой причине Гоголь был вынужден ограничивать себя во многом, в том числе и в походах в театр. Только так можно было хоть раз в день позволить себе съесть щи и кашу. Николаю не удавалось найти хоть какую-то работу, его либо не брали, либо предлагали совершенно мизерное жалование.

В 1829-м молодой человек сочинил стих под названием «Италия», и отправил его в журнал «Сын Отечества», не указав ни своего имени, ни фамилии. Стихотворение напечатали, и это вселило Гоголю уверенность в своих силах. Он принял решение опубликовать и поэму «Ганц Кюхельгартен», написанную им еще в Нежинской гимназии. Николай не поставил свое имя под произведением, подписался псевдонимом В.Алов. Но на этот раз его ждала неудача, книгу не хотели покупать, критики посчитали ее наивной и лишенной композиции. Тогда начинающий писатель выкупил все книги этого тиража, и сжег их без сожаления. После этого расстроенный писатель решил попробовать силы в актерском мастерстве и пришел к директору Имперских театров Сергею Гагарину. Однако получил отказ. Гоголь написал в своих воспоминаниях, что неудачи преследовали его на каждом шагу, причем там, где он совершенно не ждал. Он считал такое положение вещей ужасным наказанием, жесточе которого трудно и представить. Летом 1829-го Николай Гоголь отправился в Германию путешествовать.

«Вечер накануне Ивана Купала»

Осенью того же года писатель вернулся в Петербург. Отсутствие денег стало катастрофическим. Наконец-то Николай нашел себе хоть какую-то работу, его приняли на должность помощника к столоначальнику департамента уделов. Должность коллежского асессора считалась самым младшим чином в Табели о рангах. В одном из писем матери Николай писал, что ему очень долго не везло с работой, но и это место нельзя считать удачей. Но другого выхода он не видел. В обязанности писателя входил прием жалоб, подшив документов и выполнение незначительных поручений руководства. Когда появлялось свободное время, Гоголь писал, в основном, о жизни в Украине. Чтобы произведения выглядели достоверно, Николай попросил мать описывать обычаи, нравы, поверья, а также наряды разных слоев населения, от сотников с их женами до тысячников. А также ткани, из которых шились эти наряды, причем, во всех подробностях. В 1830-м журнал «Отечественные записки» издал произведение Гоголя под названием «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы». Текст очень отличался от оригинала, потому что издателю Павлу Свиньину захотелось переделать его по своему вкусу.

Гоголь все интенсивнее сотрудничал с журналами. В 1831-м он отправил в Литературную газету свои произведения «Женщина» и «Несколько мыслей о преподавании детям географии». Альманах «Северные цветы» опубликовал несколько глав исторического романа Николая «Гетьман». Эти издания принадлежали Антону Дельвигу, с помощью которого Гоголь вошел в литературный круг Петербурга. Среди новых знакомых Гоголя появились Петр Плетнев и Василий Жуковский, с помощью которых ему удалось устроиться на новую работу. Николая Гоголя приняли на должность учителя женского Патриотического института. По выходным писатель занимался с детьми богатых дворян. Одновременно с этим, Гоголь писал серию повестей об Украине.

Самые известные произведения Николая Гоголя

В 1831-м писатель опубликовал свою книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки», состоящую из четырех рассказов – «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота». В своих рассказах Гоголь переносит читателя на свою родину – в Полтавскую губернию. Герои произведений – обычные люди украинского села с их повседневной жизнью, но приукрашенной мистическими мотивами, которые так любили селяне. Сборник получил большую популярность и хвалебные отзывы читательской аудитории. Его произведение произвело впечатление на Евгения Баратынского, Александра Пушкина, Ивана Киреевского, и многих других известных литераторов. По мнению Баратынского, Гоголь стал первым автором на севере, обладающим «такой веселостью», живым, оригинальным, красочным слогом и чувством вкуса.

Пушкин тоже восторгался творчеством Гоголя, в одном из своих писем Александру Воейкову он писал, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» просто изумили его. В них присутствует настоящее веселье, непринужденное, искреннее, полностью лишенное чопорности и жеманства. Он вспоминал, что где-то слышал, что те, кто набирал этот текст в печать, просто умирали со смеху.

В 1832-м вышел второй том «Вечеров», в который опять вошло четыре повести – «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Книга стала такой же популярной, как и первая. Николай Гоголь начал получать приглашения для участия во всех литературных вечерах, где зачастую присутствовал и Александр Пушкин. Летом того же года Гоголь отправился на родину, хотел повидаться с родными. По пути он заехал в Москву, где его представили публицистам Михаилу Погодину и Сергею Аксакову, а также актеру Михаилу Щепкину. Прибыв домой, писатель отметил, что имение почти пришло в упадок, у родни накопилось множество неоплаченных долгов, которые нет возможности погасить.

В 1834-м Гоголя пригласили на работу в Санкт-Петербургский университет, на кафедру истории. Писатель стал адъюнкт-профессором, читал студентам лекции на тему Средневековья и о Великом переселении народов. По вечерам занимался изучением истории крестьянско-казацких восстаний на территории Украины. Все свое свободное время посвящал сочинительству новых произведений. Буквально год спустя выпустил новый сборник, получивший название «Арабески», объединивший в своем составе разно жанровые произведения. Самую большую популярность получила одна из статей этого сборника – «Несколько слов о Пушкине», в которой автор анализирует творчество известного поэта, и называет его «первый русский национальный поэт». В этом сборнике вышли и первые повести Гоголя, написанные им по приезду в Петербург – «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Невский проспект». Помимо этого, в сборник вошли и статьи на исторические темы – «О преподавании всеобщей истории», «Взгляд на составление Малороссии», «Ал Мамун».

Буквально спустя месяц после выхода «Арабесок» Гоголь издал еще одну свою книгу, которую назвал «Миргород». Она являлась своеобразным продолжением «Вечеров», в ней также использован украинский фольклор, а местом действия автор выбрал Запорожье. Сборник «Миргород» состоял из повестей «Тарас Бульба», «Вий», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В работе над этими произведениями писатель пользовался собственными научными наработками. В повести «Тарас Бульба» он использовал материал, посвященный крестьянскому восстанию 1637-1638-го годов. Образ главного героя повести автор писал из атамана Охрима Макухи.

Оба сборника были раскуплены до последней книги. По мнению критика Виссариона Белинского, талант Гоголя не упадал, а постепенно возвышался, его новые сборники отличались оригинальностью и игривостью фантазии, и являлись самыми необыкновенными явлениями, случившимися в литературе того периода. Он считал, что они вполне заслуживают тех хвалебных отзывов, которыми осыпает их восторженная публика.

В 1835-м Николай Гоголь принялся за написание «Мертвых душ». Сюжетом этого произведения поделился с Гоголем поэт Александр Пушкин. Однажды, находясь в кишиневской ссылке, он услышал, что есть такой помещик, который умерших записывал беглецами.

Буквально через несколько месяцев Гоголь уже читал Пушкину первые главы своего романа. По мере прочтения, улыбка исчезала с лица поэта, а к концу он стал очень мрачным. Когда Гоголь окончил читать, Пушкин отметил, как же грустна Россия. После этого Николай Гоголь прекратил работу над «Мертвыми душами».

Сам писатель отмечал, что в его произведениях присутствует веселость, и она вызвана, в первую очередь, его душевными потребностями. Он так часто впадал в тоску, причины которой и сам не мог объяснить, (возможно, это состояние вызывалось болезненным состоянием автора), что ему приходилось развлекать самого себя при помощи чего-то смешного.

«Ревизор»

Осенью 1835-го Николай Гоголь оставляет службу в университете. Он решил, что литературой нужно заниматься профессионально, и задумался над тем, чтобы сочинить пьесу. Он написал письмо Пушкину, в котором попросил подсказать какой-либо сюжет, можно даже и не очень смешной, но чисто русский. Говорил, что горит желанием создать комедию из пяти актов. При этом отметил, что не только его ум, но и желудок изголодались. Пушкин поведал другу историю о том, как некий господин представился высокопоставленным чиновником, и приехал в город под видом ревизора. Именно по этому сюжету и написана комедия «Ревизор». Судьба занесла коллежского регистратора Хлестакова в уездный город, а перед этим, он сильно проигрался в карты. Его принимают за ревизора, и всем должностным лицам приходится «прогибаться» перед ним, давать взятки, чтобы скрыть недостатки своей работы и скрыть истинное положение дел в городе.

Позже Гоголь напишет, что в этой комедии он собрал все, что было дурного в России в те времена, всю несправедливость, творящуюся в таких вот уездных городках, и высмеял это на весь мир.

Работа над комедией подошла к концу в 1836 году. Гоголь прочитал ее полностью гостям, собравшимся у Василия Жуковского – Петру Вяземскому, Александру Пушкину, Ивану Тургеневу. Ему посоветовали обязательно поставить ее на сцене театра, но очень долго писатель не мог получить разрешение на спектакль. Цензура не пропускала это крамольное произведение, и если бы не Василий Жуковский, лично обратившийся к императору, то возможно, зрители так и не увидели бы эту постановку. Через несколько месяцев начались репетиции комедии в петербургском Александринском театре под руководством Гоголя. Он сам занимался разработкой схем расположения на сцене артистов, руководил режиссером и художником, создающим костюмы. Премьера спектакля состоялась в мае 1836 года, на ней присутствовал Николай I и его сын Александр. Он был в восторге от этой комедии, и приказал всем министрам обязательно ее посмотреть.

Реакция зрителей на «Ревизор» оказалась очень неоднозначной. Писатель вспоминал, что все против него, что он слышит от пожилых и почтенных чиновников об отсутствии у него уважения к служащим людям. Против него ополчились полицейские и литераторы, которые ругают его пьесу, но все равно продолжают на нее ходить. Все билеты на спектакль раскупались мгновенно, четыре представления прошли при полном аншлаге. Писатель понимал, что если бы за него не заступился государь, то его пьесу никогда бы не поставили на сцене театра. Спустя несколько недель комедию увидели москвичи, там ее постановкой занимался друг автора – Михаил Щепкин.

Иллюстрация к произведению Николая Гоголя «Ревизор»

В тот же период начал выходить и журнал «Современник», который издавал Александр Пушкин. В первом его номере вышла повесть Гоголя «Нос». Главный герой произведения – чиновник, потерявший нос в одно утро, и теперь он никак не мог рассчитывать на повышение. Вслед за этим на страницах журнала напечатали «Коляску» Гоголя, где помещик по фамилии Чертокуцкий вечером расхваливает экипаж перед генералом с целью его продажи, а утром ему приходится прятаться от покупателя, так как его хваленая карета оказалась ни на что негодной.

«Мертвые души» и «Шинель»

Буквально сразу после премьерного показа «Ревизора» Гоголь отправился в Германию. Он объяснял свое решение тем, что ему просто необходимо собраться с мыслями, которые очень рассеяны «от разных досад и волнений», а также размыкать тоску, навеянную соотечественниками. Он говорил, что стоит вывести на сцену нескольких плутов, как тысячи честных людей начинают сердиться, и говорить, что они не такие. Писатель отправился в Германию, потом в Швейцарию, а затем побывал в Париже. В столице Франции он снова принялся за работу над романом «Мертвые души», который забросил в Петербурге от нехватки времени. В феврале 1837-го на дуэли погибает Пушкин. Эта трагедия доставила Гоголю много переживаний. По мнению полковника Андрея Карамзина, известие о гибели поэта сильно подкосило Гоголя, он затосковал и думал, что пора возвращаться в Петербург, который опустел для него после смерти друга. Но вместо того, чтобы вернуться в Россию, писатель отправился в Италию. В 1841-м ему удалось закончить работу над первым томом «Мертвых душ», и чтобы отдать его в печать, Гоголь приехал в Москву. В этот период он жил в доме Михаила Погодина, известного историка.

Весной 1842 года удалось получить разрешение цензуры на публикацию «Мертвых душ». Дизайн обложки этого издания разработал сам Гоголь. История помещика Чичикова, разъезжавшего по России в поисках бумаг на мертвых душ, вызвала разную реакцию читательской аудитории. Сергей Аксаков вспоминал, что очень многим нравилось произведение, но были и такие, кто относился к Гоголю с нескрываемой ненавистью. По задумке Гоголя «Мертвые души» должны были выйти в трех томах, причем в конце главный герой меняется, переосмысливает свое отношение к жизни и понятие о нравственных ценностях.

В том же, 1842-м Гоголь представил на суд читателей новую повесть под названием «Шинель». Действие разворачивается в Петербурге, главного героя зовут Акакий Башмачкин, он мелкий чиновник, целыми днями корпящий над переписыванием бумаг за мизерное жалование. В один из дней у него случилась неприятность – порвалась шинель, и он начал собирать деньги, чтобы купить новую. Для этого ввел режим тотальной экономии, отказался от чая, носил дома только халат, чтобы другая одежда не изнашивалась. А когда его мечта сбылась, и он смог купить себе обновку, то тут же ее потерял, ее отобрали какие-то люди на улице.

Портрет Николая Гоголя в творческом процессе

Летом 1842-го писатель снова отправился за границу. Он побывал в Риме, Дюссельдорфе, Ницце, Париже. Он продолжал писать второй том «Мертвых душ». Спустя три года, в 1845-м, Гоголь оказался под властью душевного кризиса. Поддавшись нахлынувшему порыву, он сжигает второй том романа «Мертвые души», и все рукописи. Писатель отказался от общения с друзьями, перестал писать им письма. В 1848-м Николай Васильевич уехал в Иерусалим, и только там в полной мере ощутил, как много в нем «холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».

На следующий год Гоголь возвращается на родину, и пытается восстановить сожженный том повести по памяти. Но спустя некоторое время его снова накрывает тоска и отчаяние.

Личная жизнь

От отца писатель унаследовал не только любовь к литературе, но и страх ранней смерти, который впервые проявился еще в юности. У Гоголя с детства обнаружился маниакально-депрессивный психоз. Из веселого и задорного молодого человека он мог мгновенно превратиться в угрюмого и отчаянного. Часто впадал в депрессию.

Это состояние не давало покоя писателю до самой смерти. В письмах друзьям он часто признавался, что слышит голоса, куда-то зовущие его. Жизнь в постоянном страхе превратила его в аскета и затворника. Николай любил женщин, но на расстоянии. Иногда он говорил матери, что отправляется за границу к какой-то даме.

Гоголь переписывался с милыми барышнями самых разных сословий. Сохранились письма, отправленные писателем Марии Балабиной, графине Анне Виельгорской. Его ухаживания были робкими и романтичными. Николай никогда не афишировал свою личную жизнь, возможно, по причине ее отсутствия. Гоголь никогда не был женат, и не оставил после себя наследников. Некоторые утверждают, что писатель имел нетрадиционную ориентацию, другие говорят, что он имел отношения с женщинами, но чисто платонические.

Смерть

В январе 1852 года не стало его давней хорошей знакомой Екатерины Хомяковой. Это новое потрясение привело к тому, что писатель отказался от пищи, он чувствует страх приближающейся смерти, и признается в этом своему духовнику. Забросил Гоголь и работу над вторым томом романа.

В ночь с 11-го на 12-е февраля 1852 года Гоголь приказал своему слуге Семену зажечь камин, и в этом огне сжег все свои произведения, включая и «Мертвых душ», работа над которыми только что завершилась. Незадолго до смерти писатель перестал выезжать из дома, а 21 февраля 1852 года умер у себя в постели, не приходя в сознание. Местом упокоения Николая Гоголя стало Даниловское кладбище Москвы, и только в 1931 году его останки перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

  • Фамилия Гоголя при рождении – Гоголь-Янковский, но писателю не нравилось, что она слишком длинная, и он убрал вторую часть. Мировая слава пришла к нему под фамилией Гоголь.
  • Мать писателя всегда считала, что ее сын – гений. Она говорила, что это именно он изобрел паровую машину, железную дорогу, и другие полезные новшества тех лет.
  • Студентам не нравились лекции Гоголя по истории, они считали, что преподаватель из него никудышный. Он не мог увлечь их живым и одушевленным рассказом, от того и прошедшие события в его рассказах казались скучными и отжившими.
  • Николай Гоголь всегда жил в долгах, и это несмотря на то, что его произведения пользовались большой популярностью.
  • Писатель не расставался с Евангелием, он считал, что выше этой книги придумать ничего невозможно. Помимо этого, Гоголь каждый день читал одну главу Ветхого Завета.

Известные произведения

  • Мёртвые души
  • Ревизор
  • Женитьба
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Старосветские помещики
  • Тарас Бульба
  • Невский проспект
  • Нос
  • Шинель
  • Записки сумасшедшего
  • Портрет
  • Коляска
  • Выбранные места из переписки с друзьями

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Николай Гоголь

Имя: Николай Гоголь ( Nicolai Gogol )

День рождения: 31 марта 1809

Кто родился в этот день: узнать

Место рождения: с. Великие Сорочинцы, Миргородский уезд, Полтавская губерния

Дата смерти: 4 марта 1852 (42 года)

Биография Николая Гоголя

Детство

Ряд биографов отмечали, что:

— интерес к искусству у будущего классика в большой степени определила деятельность главы семьи;

— на религиозность, творческое воображение и мистицизм повлияла глубоко набожная, впечатлительная и суеверная мать;

— раннее знакомство с образцами украинского фольклора, песнями, преданиями, колядками, обычаями сказалось на тематике произведений.

В 1818 году родители отправили 9-летнего сына в уездное Полтавское училище. В 1821-м при содействии Трощинского, любившего его мать как родную дочь, а его как внука, он стал учащимся Нежинской гимназии высших наук (ныне – госуниверситет им. Гоголя), где проявил творческий талант, играя в спектаклях и пробуя перо. Среди однокашников он слыл неустанным шутником, о писательстве как о деле своей жизни не помышлял, мечтая сделать что-то значимое на благо всей страны. В 1825 году умер его отец. Это стало большим ударом для юноши и всей его семьи.

В городе на Неве

Литературный дебют – издание в 1829 г. сочинения «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Акулов – принес массу критических рецензий и новые разочарования. В подавленном настроении, имея с рождения слабые нервы, он скупил ее тираж и сжег, после чего уехал на месяц в Германию.

К концу года ему все же удалось устроиться на госслужбу в один из департаментов Министерства внутренних дел, где он впоследствии собрал ценный материал для своих петербургских повестей.

В 1830-м Гоголь издал ряд удачных литературных работ («Женщина», «Мысли о преподавании географии», «Учитель») и вскоре вошел в число элитных художников слова (Дельвиг, Пушкин, Плетнев, Жуковский), начал преподавать в учебном заведении для детей-сирот офицеров «Патриотический институт», давать частные уроки. В период 1831-1832 гг. появились «Вечера на хуторе близ Диканьки», получившие признание благодаря юмору и мастерскому переложению мистического украинского эпоса.

В 1834-м он перешел на кафедру истории Петербургского университета. На волне успеха он создал и опубликовал сочинение «Миргород», куда включил историческую повесть «Тарас Бульба» и мистическую «Вий», книгу «Арабески», где изложил свои взгляды на искусство, написал комедию «Ревизор», идею которой ему подсказал Пушкин.

Развитие творческой деятельности

Известие о гибели Александра Пушкина в 1837-м ввело его в состояние глубочайшей скорби. Он воспринял свою начатую работу над «Мертвыми душами» как «священное завещание» (идею поэмы подарил ему поэт).

В марте он приехал в Рим, где познакомился с княгиней Зинаидой Волконской. В ее доме были организованы публичные чтения Гоголем «Ревизора» в поддержку украинских живописцев, работавших в Италии. В 1839-м он перенес тяжелое заболевание – малярийный энцефалит – и чудом выжил, спустя год съездил ненадолго на родину, прочел друзьям отрывки из «Мертвых душ». Восторг и одобрение были всеобщими.

В 1841-м он снова побывал в России, где хлопотал по поводу издания поэмы и своих «Сочинений» в 4-х томах. С лета 1842 года за рубежом он продолжил трудиться над 2 томом повести, задуманной как трехтомное сочинение.

К 1845 году силы писателя были подорваны напряженной литературной деятельностью. У него случались глубокие обмороки с онемением тела и замедлением частоты пульса. Он консультировался с врачами, следовал их рекомендациям, но улучшения состояния не наступало. Высокие требования к самому себе, недовольство уровнем творческих достижений и критическая реакция общественности на «Выбранные места из переписки с друзьями» усугубили художественный кризис и расстройство здоровья автора.

Зиму 1847-1848 гг. он провел в Неаполе, изучая исторические труды, русскую периодику. В стремлении к духовному обновлению он совершил паломничество в Иерусалим, после чего окончательно вернулся из-за границы домой – проживал у родственников и друзей в Малороссии, в Москве, в Северной Пальмире.

Личная жизнь Николая Гоголя

Он любил сладости, готовить и угощать друзей украинскими варениками и галушками, стеснялся своего большого носа, был очень привязан к подаренному Пушкиным мопсу Джози, ему нравилось вязать на спицах и шить.

Ходили слухи о его гомосексуальных наклонностях, а также о том, что он якобы являлся агентом царской охранки.


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/nikolaj-gogol/

http://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-nikolay-gogol.html