Герберт Фон Караян Национальность биография

Герберт фон Караян

Биография

Герберта фон Караяна по праву внесли в десятку лучших дирижеров всех времен и народов. Настоящий маэстро, кумир публики имел отточенные жесты и покорил мир своим волевым искусством, загадочностью и миллионными тиражами грамзаписей. Мужчина пришел к популярности небезупречным путем, но стал примером того, как многие гении — рабы собственного неуемного уникального дара — ради него готовы на все.

Детство и юность

Герберт родился в Зальцбурге в апреле 1908 года в семье доктора. Из-за звучания фамилии многие ошибочно полагали, что по национальности он армянин. На самом деле мужчина имеет греческих предков, которые когда-то жили в Македонии. Приставка фон в инициалах его потомков появилась в XVIII столетии.

Дед музыканта был обеспеченным торговцем, его звали Георгий Караяннис, но, когда мужчине присвоили в Саксонии рыцарский титул, фамилию сократили до Караян и прибавили то самое фон, указывающее на его аристократическое происхождение.

Дар фон Караяна заметили уже в детстве, а потому долгих размышлений об учебном заведении ни у него, ни у его родителей не было. В Зальцбурге он поступил в местную консерваторию Моцартеум и уже в 21 год получил хорошее место в немецком театре Ульма, став там первым капельмейстером.

Музыка

Занимая некоторое время в театре высокую должность, будучи натурой творческой и ранимой, он сильно оскорбился, потеряв там место. При этом всячески себя убеждал, что его время точно наступит. Каким образом ему удалось свести знакомство с Эдгаром Гроссе (член СС), который в ту пору работал худруком театра в Аахене, до сих пор остается загадкой, но эта связь позволила фон Караяну дирижировать там симфоническими концертами и оперными спектаклями. Его карьерой занимался эсэсовец Рудольф Веддер.

Embed from Getty Images Дирижер Герберт фон Караян

С тех пор в биографии Герберта появилось немало пробелов, после окончания войны мужчина всеми силами пытался уничтожить следы знакомства с этими людьми. И уже позднее выступал против публикации сохранившихся документов касательно его жизни в те годы. И делал он это недаром, благодаря бумагам удалось доказать его двойное вступление в ряды НСРПГ, при этом дирижер яро отрицал предъявленные факты, называя их подделкой и недоразумением.

В 1938 году имя фон Караяна стало появляться в заголовках газет, это случилось после исполнения Берлинским филармоническим оркестром под его руководством оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». После этого музыканта стал продвигать сам Герман Геринг. Но не все так гладко складывалось в карьере Герберта, по какой-то причине он не нравился Адольфу Гитлеру.

Историки объясняли это большой любовью фюрера к творчеству Вагнера, он наизусть знал все оперы композитора. На одном из концертов музыкант дирижировал, но по ошибке певец исполнил не ту реплику. В зале был и Гитлер, списавший это недоразумение на счет австралийца, поскольку тот предпочитал работать без нот. С тех пор ему было приказано не спускать глаз с партитуры.

Ситуация в Германии с годами ухудшалась, а после концерта с оркестром Готфрида фон Эйнема у Герберта возникли еще большие проблемы. Дело в том, что австрийский композитор к тому времени уже несколько раз допрашивался гестапо по подозрению в сотрудничестве с антифашистами, и все, кто имел с ним связь, автоматически попадали в поле зрения эсэсовцев.

В 1945-м мужчина решает бежать из страны, хотя и имел в Германии большое количество поклонников, в том числе среди военных. В то время слава фон Караяна ходила уже далеко за пределами одной страны, и многие театры и оперы мечтали заполучить талантливого музыканта в свои ряды. Он стал худруком Общества друзей музыки, работал в миланском театре оперы «Ла Скала» и с лондонским оркестром «Филармония».

Embed from Getty Images Герберт фон Караян во главе Берлинского филармонического оркестра

В 1955 году фон Караяна в качестве преемника Вильгельма Фуртвенглера ставят во главу Берлинского филармонического оркестра. Одновременно с тем на протяжении 7 лет он работает с Венской государственной оперой в качестве художественного директора. Со временем прошлое дирижера забылось. Его обожали простые граждане, профессиональные музыканты и политики, которые с восхищением высказывались о любой работе Герберта.

Часто фон Караяна критиковали за то, что он записывал композиции, созданные до 1945 года, туда вошли «Реквием» Моцарта, а также работы Рихарда Штрауса, Сергея Прокофьева, Людвига ван Бетховена (концерт с Давидом Ойстрахом, Святославом Рихтером и Мстиславом Ростроповичем). Лишь изредка он делал исключения, выбирая для репертуара композиции современников, с удовольствием дирижировал оркестру, исполняющему «Адажио Альбинони» Ремо Джадзотто.

Личная жизнь

Личная жизнь великого композитора также насыщена событиями, как и карьера в музыке. В первый раз он женился еще в молодости, но этот брак не сделал его счастливым, и вскоре пара распалась. Она была артисткой аахенской оперетты. Во второй раз мужчина не рискнул связывать судьбу с «коллегой по цеху», на этот раз его избранницей стала дочь промышленника Анита Гютерманн.

С ней у фон Караяна тоже возникли проблемы, но это случилось из-за еврейских корней, которые имела вторая жена. На дирижера завели уголовное дело, вероятно, требовали развестись, но мужчина выстоял право на личную жизнь и не предал супругу. В качестве наказания Герберт имел риск оказаться на фронте, правда, эту угрозу не выполнили, пару оставили в покое.

Третьей женой дирижера стала 19-летняя Эльетта фон Караян, причем самому Герберту на момент женитьбы было уже около 50 лет. Их знакомство произошло на юго-востоке Франции, в городе Сен-Тропе, девушка отправилась на прогулку на яхте, где было много других гостей. Вскоре ее укачало, и веселье превратилось в пытку. Герберт тоже был там, он заметил состояние юной красавицы и незаметно для остальных увел ее с судна. Дальше пара отправилась в ресторан, а затем в небольшой бар, где Эльетта весело танцевала, а дирижер ею любовался.

После мужчина и девушка разошлись по домам, а следующая их встреча состоялась только через год. Тогда модель работала у Кристиана Диора, очередная фотосессия привела ее в Лондон, и там один знакомый пригласил красавицу на концерт лондонского филармонического оркестра.

За дирижерским пультом был Герберт фон Караян. После концерта они вновь встретились, а затем их свидания стали происходить чаще. Спустя некоторое время пара поженилась, Эльетта подарила Герберту двоих детей — обе дочери. Брак модели и дирижера продлился 31 год, до самой смерти музыканта.

Смерть

Герберт умер 16 июля 1989 года там же, где и родился — в Австрии, в возрасте 81 года. Мужчина до последнего дня продолжал дирижировать, выступал с Берлинским филармоническим оркестром.

Напряжённый график работы в совокупности с преклонным возрастом дал осложнения на здоровье. Не подозревая о проблемах, фон Караян не наблюдался у врачей. Причиной смерти великого музыканта стал инфаркт миокарда.

Герберт фон Караян
Herbert von Karajan

Герберт фон Караян родился 5 апреля 1908 года в городе Зальцбург, Германия. Появился на свет в семье музыкантов. Десять лет, с 1916 по 1926 годы, учился в Зальцбургской консерватории Моцартеум, где получил начальный импульс к дирижированию. В Венской музыкальной академии занимался дирижированием у Ф.Шалька.

Дебют Герберта фон Караяна как дирижера состоялся в академии в 1928 году. Уже через десять лет он стал дирижером Берлинской государственной оперы. Членство в нацистской партии с 1933 по 1945 годы создало соответствующую репутацию, и некоторые музыканты категорически отказывались играть с Караяном в концертах.

С 1947 года он был дирижером Общества друзей музыки в Вене, постоянным участником фестивалей в Зальцбурге, Вене, Байрейте, Берлине, Мюнхене и других городах.

Особый успех пришел к Герберту фон Караяну в послевоенное время в 1948 году. Он дирижировал на Зальцбургском фестивале, а после этого получил приглашение стать руководителем Венского симфонического оркестра. Он много гастролировал с оркестрами Венской и Лондонской филармоний, выступал как дирижер и режиссер во многих европейских оперных театрах.

В 1955 году Герберт фон Караян стал руководителем Берлинского филармонического оркестра и оставался на этом посту до самого последнего дня. Одновременно был руководителем Венской государственной оперы и Зальцбургского фестиваля. Организовал пасхальный фестиваль в Зальцбурге. Надо отметить вклад Караяна в закрепление формата цифровой звукозаписи – участвуя в первой пресс-конференции по этому вопросу, он способствовал признанию новой технологии звуковоспроизведения.

Умер Герберт фон Караян 16 июля 1989 года в городе Аниф (Австрия).

Герберт фон Караян

Герберт фон Караян

Герберт фон Караян (нем. Herbert von Karajan) родился 5 апреля 1908 года в Зальцбурге, в семье музыкантов. Десять лет, с 1916 по 1926 годы, учился в Зальцбургской консерватории Моцартеум, где получил начальный импульс к дирижированию.

В Венской музыкальной академии занимался дирижированием у Ф.Шалька. Дебют Герберта фон Караяна как дирижера состоялся в академии в 1928 году. Уже через десять лет он стал дирижером Берлинской государственной оперы. Членство в нацистской партии с 1933 по 1945 годы создало соответствующую репутацию, и некоторые музыканты категорически отказывались играть с Караяном в концертах.

С 1947 года он был дирижером Общества друзей музыки в Вене, постоянным участником фестивалей в Зальцбурге, Вене, Байрейте, Берлине, Мюнхене и других городах. Особый успех пришел к Герберту фон Караяну в послевоенное время в 1948 году. Он дирижировал на Зальцбургском фестивале, а после этого получил приглашение стать руководителем Венского симфонического оркестра. Он много гастролировал с оркестрами Венской и Лондонской филармоний, выступал как дирижер и режиссер во многих европейских оперных театрах.

В 1955 году Герберт фон Караян стал руководителем Берлинского филармонического оркестра и оставался на этом посту до самого последнего дня. Одновременно был руководителем Венской государственной оперы и Зальцбургского фестиваля. Организовал пасхальный фестиваль в Зальцбурге.

Надо отметить вклад Караяна в закрепление формата цифровой звукозаписи – участвуя в первой пресс-конференции по этому вопросу, он способствовал признанию новой технологии звуковоспроизведения.

Умер Герберт фон Караян 16 июля 1989 года в городе Аниф (Австрия).